Воспитание нравственных взаимоотношений детей на уроке. Часть 1

Дек 26 2010

Воспитание нравственных взаимоотношений детей на уроке
В основе деятельности школы лежит процесс обучения на уроках. На уроках в единстве решаются образовательные и воспитательные задачи. Неправильно ограничивать воспитательную деятельность учителя организацией октябрятской работы, общественно полезного труда, утренников и других внеурочных занятий.

Многочисленные наблюдения за работой учителей дают основание утверждать, что формирование нравственных взаимоотношений у младших школьников происходит прежде всего в процессе их совместной деятельности на уроках. В первых классах внеучебная работа удается в том случае, если она, во-первых, непосредственно связывается с учебной деятельностью, так как именно учение переживается первоклассниками как самое важное и самое значительное; во-вторых, если она на первых порах так же четко построена по форме, как и учебная работа в классе. Соблюдение этих условий делает внеучебную общественную деятельность детей эффективной и лишний раз подтверждает положение о том, что исходными в формировании коллектива младших школьников являются те отношения, которые впервые складываются на уроке.

Нравственный облик ребенка зависит от того, будут ли повседневные его отношения с окружающими строиться на основе уважения, доброжелательности, умения сопереживать с другим человеком, товарищеской помощи или на основе зависти, тщеславия, желания добиваться своих целей любой ценой. От характера складывающихся на уроке отношений зависит духовная атмосфера детского коллектива, субъективная позиция личности. Сколько бы учитель ни говорил школьникам, что надо быть дружными и помогать друг другу, но если в коллективе утвердилось мнение, что правда на стороне сильного и что надо думать прежде всего о личных интересах, то дети будут поступать согласно сложившемуся опыту. Характер отношений в коллективе, а также стиль отношений между учителем и учениками являются сильнейшим фактором воспитания в процессе обучения.

Отмечая огромное воспитывающее значение, которое имеет содержание учебного материала, нельзя этим ограничить воспитательные проблемы. Важно организовать учебную работу учащихся как коллективную деятельность. Моральное влияние урока значительно возрастает, если учителя преднамеренно создают условия для коллективного сотрудничества детей. Учителя, которые не придавали особого значения характеру нравственных отношений учащихся на уроке, обедняли и нравственное и интеллектуальное их развитие.

Для того чтобы успешно формировать нравственный опыт младших школьников, важно знать реальный уровень их умений и представлений о совместной работе. Абсолютное большинство первоклассников положительно относятся к совместной работе с товарищами. Она им нравится потому, что вызывает яркие переживания: «Вместе учить уроки интересно», «Одному играть плохо», «Я всегда жду своего товарища, без него скучно». Другие ребята любят играть и работать в одиночестве, мотивируя это по-разному: «Ребята только отвлекают», «Я всегда один все делаю», «С ребятами я ссорюсь и дерусь», «Когда я играю вместе с другими, меня обижают».

Но даже те ребята, которые положительно относятся к совместной работе, не всегда умеют сотрудничать со своими товарищами. Часть детей умеет выполнять общую работу в любой группе. Они могли при необходимости уступить или настоять па своем, в случае конфликта находили выход, не нуждались в постоянном контроле учителя. Большая же часть детей может сотрудничать только с ограниченным количеством детей, главным образом со своими друзьями.

Особое внимание воспитателя направлено на группу детей, которые не умеют сотрудничать с ребятами, постоянно ссорятся, обижают других или обижаются сами. Хотя по численности эта группа небольшая, она является предметом постоянной заботы учителя, так как бывает чаще всего источником разного рода конфликтов в классе.

Работая с детьми, учитель стремится закрепить положительные черты каждого ребенка, воспитывает у всех детей желание работать вместе со сверстниками, пробуждает интерес к товарищам-одноклассникам и общению с ними, формирует доброжелательные отношения в коллективе.

Как этого добиться? Прежде всего, педагог сам радуется успехам детей или огорчается их неуспехами. Доброжелательное отношение, сочувствие к детям вызывает такую же реакцию детей. Сначала это может быть только опыт сопереживания с учителем, потом и со своим товарищем. А слова учителя: «Сегодня Лида отвечала не очень хорошо, хотя может, если постарается. Наверное, она волновалась», сочувствие учителя вызывает сочувствие и детей.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: