Воспитательная работа с детьми шестилетнего возраста в школе

Дек 27 2010

Воспитательная работа с детьми шестилетнего возраста в школе
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы изменила структуру среднего и профессионального образования. Обучение детей начинается на год раньше — с шести лет. Продолжительность учебы в начальной школе увеличивается на один год, что позволит обеспечить более основательное обучение детей чтению, письму и счету, элементарным трудовым навыкам.

Педагогам, которые работают с детьми шестилетнего возраста, надо постоянно помнить, что особенностью воспитательной работы с ними является широкое использование игровой деятельности. Применение игры в процессе обучения должно способствовать развитию у детей естественной потребности в узнавании нового, помочь им овладеть способами учения.

В школу необходимо перенести ряд положительных традиций, накопленных воспитателями детских садов в работе с детьми. Большинство шестилетних детей будут нуждаться в пребывании в школе весь день. Вторая половина дня (после уроков)’ должна быть посвящена играм детей, занятиям по интересам, прогулкам, экскурсиям.

Значительное место в жизни учащихся шестилетнего возраста должны занять игры, способствующие физическому развитию и закаливанию детей, воспитанию у них ловкости, быстроты и координации движений, чувства равновесия и пространственной ориентировки. Особенно ценны в этом отношении подвижные игры, на занятия которыми не следует жалеть времени. В школьную жизнь детей должны войти игры-эстафеты с мячом, скакалками, обручем, игры по преодолению препятствий.

Целесообразно в конце каждой учебной четверти проводить итоговые занятия, физкультурные праздники с использованием различных подвижных игр. Подвижные игры содержат большие возможности для нравственного воспитания: учитель поощряет и поддерживает в детях проявление чувства товарищества, доброжелательности, сдерживает возникновение в азарте игры драчливости, неуступчивости. Необходимо также, чтобы дети на практике убеждались, что победа в игре, в состязании достается более дружным, что даже не очень сильные физически дети становятся ишмГч’димыми, если помогают друг другу, действуют сообща.

Большое значение в воспитании детей имеют сюжетно-ролевые игры. Сюжеты игр и игровых ситуаций целесообразно строить, используя детскую художественную литературу, включая в игры ситуации с нравственным содержанием из произведений детских писателей, народных сказок. Игры способствуют приучению ребен-к;| к выполнению правил общежития, овладению навыками культуры поведения. Дидактические игры являются одним из важных игшчников речевого и умственного развития детей, способствуют закреплению знаний, полученных во время учебных занятий, пробуждают интерес к познанию нового, развивают любознательность.

Многие игры и занятия с шестилетками способствуют формированию положительного отношения к ней. Они должны быть направлены на обогащение детей знаниями о явлениях природы, на развитие гуманистических и эстетических чувств детей. Важную роль в этом процессе занимают игры-викторины, игры — воображаемые путешествия в разные республики, природоведческие праздники.

Шестой день недели (для шестилеток) — свободный от уроков. Он может стать днем занятий клубного типа, занятий по интересам, проведения различных праздников и развлечений!, прогулок и экскурсий.

В субботний день организуются и различные школьные выставки: «Встреча Букваря», «Путешествие по городу Вежливых», выставка поделок праздник труда, праздник Новогодней елки, День птиц. На праздничных утренниках большое место займет художественная самодеятельность детей (пение, танцы, чтение стихотворений, инсценировки).

Дети шестилетнего возраста должны овладеть основными правилами поведения в детском коллективе, выполнение которых необходимо для осуществления учебной и внеучебной деятельности, для содержательной жизни самого коллектива, для развития нравственных отношений между школьниками.

Работа с правилами должна быть построена так, чтобы ребенок активно их усваивал, чтобы он вместе со своими как бы самостоятельно их вырабатывал, а не заучивал со слов взрослых. Именно тогда эти правила будут восприниматься не только как требования учителей, родителей, а как самостоятельно выработанные и необходимые для того, чтобы можно было вместе успешно учиться, играть, трудиться, отдыхать, дружить. В соответствии с конкретными правилами организуется жизнь детей. Одной из норм организации детской жизни должны быть достаточно педагогически продуманные ситуации, когда дети могли бы оказать и принять друг у друга помощь.

В шестилетнем возрасте усвоение правил поведения происходит на основе подражания. Детям подготовительных групп и классов следует показать, как надо действовать, строя отношения о учителем, воспитателем, своими товарищами. Поэтому педагоги не только рассказывают детям о содержании того или иного правила, но и показывают, как его надо выполнять. Эффективным приемом показа детям, как надо следовать правилу, являются инсценировки детских стихотворений и рассказов, в которых показаны различные действия людей, их взаимоотношения между собой. Для этой цели надо использовать стихотворения А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского.

Формы разъяснения правил могут быть различными: беседа по поводу конкретного факта из жизни класса, в которой дается нравственная оценка поступка ученика; чтение рассказов.

Как надо оценивать поступки детей и их высказывания, связанные с овладением правилами поведения? Использование поощрения и порицания при обсуждении нравственных поступков и высказываний детей требует от учителя большого такта. Поощрение морального поступка служит закреплению лучшего в поведении ребенка, дает другим детям пример для подражания. Но, с другой стороны, частое поощрение именно нравственных поступков одних и тех же детей может воспитать в детях нескромность, а постоянное порицание — вызвать неверие в свои силы, уныние, замкнутость. Учителю и воспитателю следует избегать общих оценок личности каждого ребенка, хвалить или осуждать за его конкретный поступок.

Обучая самих детей умению давать нравственную оценку поступков, важно научить их выделять мотив действий (во имя чего совершается поступок). Эта работа довольно длительная и происходит во время обсуждения реальных поступков детей и поступков литературных героев. В подготовительном классе школьникам легче осознать поступки и их мотивы у других людей, чем свои собственные. Поэтому учителя обычно подробно обсуждают и оценивают с детьми нравственную сторону поведения детей в литературных произведениях. После чего происходит обсуждение событий коллективной жизни детей, их взаимоотношений. Нередко оно проходит так. Учитель просит рассказать о товарищеских отношениях в классе, о том, как ребята помогают друг другу. Каждый говорит о себе: «Я сегодня помог товарищу решить задачу», «Я отдал запасную ручку», «Я поделился яблоком», «Я отдал книжку», «Я дал поиграть новую игрушку». Учитель хвалит детей за поступки. Те, которых похвалили, довольны. Значительно реже дети говорят о том, как им помогали. Некоторые ребята и вовсе молчат, видно, что они смущены и им неловко говорить о себе. Учительница специально обращается к ним. Наконец, мальчик, преодолевая смущение, говорит: «Я сегодня дал Феде на уроке труда цветную бумагу». Так постепенно дети начинают хвастаться своими поступками, появляется нескромность.

Оценивая таким образом поступки детей, взрослые невольно приучают их находить удовлетворение не в самом действии, направленном на заботу о людях, а в гласном признании, похвале, награде. Поэтому надо направлять внимание детей на разные стороны товарищеских отношений: чему я научился у своего товарища, что для меня сделали мои друзья, чтобы я стал лучше. В беседах о правилах поведения не следует бояться неправильных ответов детей. Важно знать, в чем ребенок ошибается, что он неправильно усвоил, в чем он не прав. Ошибки детей позволяют учителю судить о том, какие представления сложились в их сознании. Дальнейшая работа строится так, чтобы разъяснить ошибку, разрушить неправильное представление.

Наблюдения за детьми показывают, что прямое осуждение неправильного мнения снижает активность ребенка, он начинает стесняться в процессе беседы высказывать свои мысли, ‘ наблюдения, переживания, отстаивать свои доводы.

Нельзя оценивать усилия маленьких школьников по освоению правил поведения только по конечному результату, важно видеть и отмечать промежуточные успехи детей, поддерживать даже небольшой успех ребенка, проявление его активности и самостоятельности.

Индивидуальный подход к детям. Организация общей работы с детьми по овладению правилами поведения является главной задачей учителя. Дети различны по своему характеру, уровню воспитанности. Общие методы и средства воспитания должны конкретизироваться применительно к разным детям, к их нравственному опыту. Индивидуальную работу с детьми необходимо вести в тесном контакте с родителями, определяя единую линию воспитательного воздействия, опираясь на сильные стороны личности школьника.

Учитель вместе с родителями определяет, какие педагогические приемы должны быть «ведущими» при приучении того или иного ребенка к выполнению правил поведения, меру поощрения или наказания. Учитель и родители договариваются, как надо контролировать выполнение правил поведения дома. И педагогу, и родителям необходимо подходить к каждому ребенку с оптимистической верой в то положительное, что в нем уже есть, что можно развить. Педагогические воздействия на ребенка не остаются неизменными, а изменяются в связи с индивидуальной перспективой нравственного развития школьника, совершенствованием нравственных отношений, которые складываются в детском коллективе.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: