Воспитательные возможности содержания учебного материала

Дек 28 2010

Воспитательные возможности содержания учебного материала
Учителю, работающему с тем или иным материалом на уроке, приходится решать как дидактические, так и воспитательные задачи. Исследования педагогов показали, что учебный материал оказывает влияние на направленность формирования сознания ученика даже в том случае, когда спепиально не раскрывается воспитательное значение его содержания. Таким образом, учителю небезразлично, на каком материале он решает дидактические задачи. В то же время нельзя не учитывать и того, что на одном материале (очень содержательном в воспитательном отношении) можно решать те или иные задачи обучения (разбор предложения по частям речи, по членам предложения и т. п.), а на другом — нельзя.

Для примера можно привести беседу по рассказу Л. Толстого «Перепелка и перепелята». После чтения рассказа дети очень печалятся о погибших птенцах, негодуют, что ребята их умертвили. И очевидно, неуместным выглядит заданный тут же вопрос учителя: «Где было расположено гнездо перепелки?»

Необходимо очень тактично сочетать решение дидактических и воспитательных задач, используя тот или иной учебный материал. «У вас есть нравственная мысль — прекрасно; не выговаривайте же ее детям, но дайте ее почувствовать, не делайте из нее вывода в конце вашего рассказа, но дайте им самим вывести…».

Содержание обучения дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке, формирующей сознание учащихся, их представления о простейших нормах нравственности, правилах человеческого общежития. Особое значение в смысле следует отвести книгам для чтения, которые обогатились содержательными в воспитательном отношении текстами. Об этом свидетельствует анализ книг для чтения. Учитель располагает значительным материалом, умелое использование которого в воспитательных целях позволяет ему вести систематическую работу по формированию основных нравственных представлений детей.

Тексты в книгах для чтения подобраны авторами с учетом их доступности для детей младшего школьного возраста. Работая с текстами, учитель большое внимание уделяет ярким художественным образам, которые должен воспринять, понять и прочувствовать каждый ученик. Эмоциональное отношение учащихся к изображаемым персонажам (переживание радости по поводу того, что зло наказано, что герой победил; переживание возмущения от поступков «плохих» персонажей, которые причиняют неприятности и зло другим людям; гордость и восхищение смелостью, отвагой, мужеством героя и т. д.) является основой формирования нравственных представлений. Дети не всегда могут доказать и обосновать, что один герой хороший, а другой плохой, но хорошо это чувствуют. Поэтому учитель, прежде чем начать обсуждение нравственной стороны поступков действующих лиц произведения, должен убедиться, что дети правильно и глубоко восприняли образы, пережили свое отношение к ним и описанным событиям. Некоторые учителя, чтобы усилить впечатления детей, помочь им лучше осознать свое отношение к прочитанному, используют музыкальные произведения, яркие отрывки из них, соответствующие настроению детей, сути описанного события. С этой целью можно использовать пластинки с записью произведений, которые рекомендованы для прослушивания на уроках пения в начальных классах. Например, об одном из героев гражданской войны дети узнают из рассказа «Чапаев в бою». О Чапаеве многие из них слышали, видели фильм. Учитель говорит о том, что победа молодой Советской России над многочисленными врагами далась нелегко, многие смелые, отважные воины сложили свои головы на полях сражений. Затем дети слушают известную песню о Чапаеве (музыка Ю. Милютина, слова 3. Александровой). Дети полны чувства гордости и грусти одновременно. Только на следующий день учитель начинает беседу с детьми по теме, в процессе беседы дети называют те черты, которые отличали Чапаева, храброго полководца, преданного своей Советской Родине.

Для того чтобы дети смогли осознать свои чувства, необходима адекватная словесная форма, которую они не всегда могут найти. Например, на внеклассном чтении, обсуждая рассказ Л. Точковой «Чашка», дети не употребляли слово справедливый для обозначения поступка Лены. Но если детям I класса дать несколько слов (хороший, правильный, справедливый) и предложить из них выбрать то, которое наиболее точно отражает поступок Лены, они в большинстве своем выберут слово справедливый. Поэтому, когда дети затрудняются в определении поступка героя, учитель предлагает им вернуться к тексту и там найти те слова, которые помогают полнее и точнее выразить свое отношение, свою мысль. Так, учитель помогает детям отыскать в рассказе Л. Пантелеева «Честное слово» те слова, которые определяют главное, что нам нравится в герое: «Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей. А когда он вырастет… Еще неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек».

Часть текстов в книгах для чтения очень определенно ставит и отвечает на вопросы, связанные с нравственностью, например стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», рассказы В. Осеевой «Синие листья», «Волшебное слово». Но и здесь педагог не может забывать о такте. Обсуждая с детьми такие важные для них проблемы, как: «кого мы назовем хорошим товарищем, а кого плохим, кого грубым, жадным, кого добрым, отзывчивым* и т. д., учитель старается, чтобы учащиеся, оценивая героев рассказа, смогли с этих же позиций оценить и себя. Однако прямо переносить эту оценку на кого-либо из детей или побуждать детей к этому нельзя. Вопрос учителя: «А кто у нас похож на жадную девочку из рассказа «Синие листья»?» вызывает у детей чувство неловкости, они боятся, что кто-нибудь вдруг назовет их имя, а иногда молчат, не желая обидеть товарища. Педагог поступает очень правильно, когда задает такой вопрос: «Пусть каждый из вас подумает, не похож ли он чем-нибудь па Катю». Прямой перенос оценки отрицательного персонажа на детей возможен только по отношению к некоторым детям, которые мало задумываются над своими поступками, либо уверены, что ничего особенного не сделали.

Пробуждению у детей чувства гражданственности, желания участвовать в общественно полезном труде способствует беседа по материалу Л. Воронковой «Танина звездочка». Учитель под-иодит детей к выводу, что нужно трудиться, как бы ты ни был мал, нужно трудиться, чтобы называться октябренком и пионером, чтобы приносить людям пользу. Очень важно, чтобы к этим мыслям дети пришли сами, сами нашли нужные слова, чтобы их точнее выразить. Дети в разных выражениях пытаются отметить такие черты Тани, как трудолюбие, скромность («Она сама все делает», «Она не хвалится», «Таня такая, какими все мы должны быть»). Учитель побуждает детей задуматься о том, как называем мы человека, который много делает хорошего, но никогда этим не похваляется, стесняется, если его вслух хвалят, и т. д. Кто-нибудь из детей говорит, что такой человек скромный. Нельзя требовать, чтобы дети активно овладели этим понятием, но они постепенно будут овладевать им (как и другими нравственными понятиями).

Процесс овладения нравственным понятием не сводится к тому, чтобы активно его использовать в своем словаре. Нравственное понятие всегда отражает ту или иную (а иногда и не одну) нравственную норму, правило. Процесс же овладения нравственной нормой связан с выработкой определенных навыков нравственного поведения.

…Урок внеклассного чтения. Учительница читает детям рассказ Е, Пермяка «Чужая калитка». После чтения начинается беседа. Учительница спрашивает детей, понравился ли им рассказ, почему он называется «Чужая калитка», понравился ли им поступок Алеши, что в этом поступке хорошего. Вокруг двух последних вопросов строится вся беседа:

Саша. Алеша починил калитку потихоньку, чтобы никто не знал, что это он сделал.
Анд рюш а. Алеша не хотел хвастаться своими делами.
Лена. Он скамейку для других сделал, для всех, кто устал.
Витя. Он не только для себя делал, но и для других.
Наташа. Алеша все умел делать — он с дедушкой на охоту ходил, он дрова пилил.
Юра. Он умел огурцы на окне выращивать, делать скамейку.
Лена. Алеша не сказал, кто мастер, который починил чужую калитку.
Коля. Он для других делал, а не только для себя.

Анализируя ответы, можно отметить, что большинство детей сумели увидеть нравственную сторону поступка Алеши. Дети подчеркивали скромность Алеши, его нежелание сказать, что он сам сделал для людей скамейку и поправил чужую калитку. В беседе дети полупили также представление о том, что надо уметь заботиться о других людях.

Продолжая начатую беседу, учительница спросила у детей: «Расскажите, что полезного для других вы сделали сами?» И дети, которые только что говорил» о скромности, начали рассказывать каждый о самом себе. Один говорил, что он ходит за хлебом, в магазин, даже когда ему не хочется; другой — что он поиграл с младшим братом; третий — о том, что он позвонил по телефону и сказал больному товарищу, какие задали уроки, и т. д. Эти ответы и поступки детей учительница похвалила. Следовательно, она своим вопросом и оценкой заставила детей говорить о своих хороших поступках, забывая о том, что теперь мотивом действий ребенка постепенно может стать не отношение к другим, а желание получить поощрение от учителя.

При обсуждении жизненных ситуаций в связи с прочитанным рассказом или стихотворением важно так строить беседу с детьми, чтобы о хороших поступках говорили в основном другие, а не сам ребенок, который совершил этот поступок. Здесь требуется определенная работа учителя, который, с одной стороны, должен научить ребят замечать хорошее в поступках людей, а с другой — направить внимание детей на различение мотива и результата поступка, их сложную взаимосвязь.

Детям надо доступно объяснить, что при одинаковом результате поступка («что-то сделал», «кому-то помог») мотивы этого действия могут быть разными: «Помог потому, что хочется, чтобы тебя похвалили»; или: «Помог потому, что знаешь, что помочь надо, независимо от того, видел кто-либо твою помощь или нет». В первом случае человек будет помогать только до тех пор, пока уверен, что его поступок будет замечен учителем, другими взрослыми, детским коллективом, во втором случае поступок совершается во имя товарища, коллектива, их справедливых интересов, т. е. доставляет удовлетворение сам поступок, а не вознаграждение за него.

Овладевая теми или иными нравственными нормами, дети учатся правильно оценивать поступок героя, основное, главное его содержание; те противоречия, которые мы встречаем в жизни, должны рассматриваться вместе с детьми, так же как и возможные неверные представления учащихся.

fallout new vegas русификатор.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: