Возможности игры в воспитании младших школьников

Дек 26 2010

Возможности игры в воспитании младших школьников
Игровая деятельность хорошо знакома младшим школьникам, привлекает их, делает их жизнь радостной и веселой. Учитель обращается к первоклассникам: «Дети, сейчас будем играть. Кто с кем хочет играть? Надо, чтобы вместе играли 4 — 5 человек». Эти слова вызывают необычайное оживление, дети высказывают свое отношение к другим открыто и нередко жестоко: «Я не хочу играть с Жаровым», «Жаров, уходи», «Миша, давай играть вместе», «Наташа, я с тобой буду». Лена и Зина стоят в стороне: они не стремятся примкнуть к какой-то группе и их сначала никто не зовет к себе, а потом, когда оказалось, что в некоторых группах мало детей, их позвали играть и они согласились. Вера сказала спокойно и без обиды: «Я буду одна играть, я хочу одна». Дети перебегают из одной группы в другую, одного на части разрывают, а другой никому не нужен. Радость, обида, унижение, гордость — какие сложные чувства возникают у детей при словах «Кто с кем хочет играть?». Есть дети, с которыми все хотят играть, есть дети, с которыми не хотят играть, есть дети, которые не могут сами вступить в отношения с другими, есть дети, которые сами не хотят вступать в отношения с другими. Уже в этом содержится непочатый край работы для учителя, для его воспитательных воздействий, для формирования гуманных отношений между детьми.

Не хотят играть с Жаровым. Почему? Потому, что он дерется… Потому, что его постоянно ругает учительница… Потому, что он просто не умеет сговариваться с другими…

Что испытывает сам Жаров, когда часто слышит от детей: «Не хотим играть с тобой», даже тогда, когда он хочет или пытается как-то изменить себя, свое отношение к другим?..

Все стремятся играть с Муллиным. Почему? Муллин — сильный физически, самостоятельный мальчик, он может подчинить других силой и умом, основа подчинения не всегда нравственная, гуманная. Если ему не подчиняются, он ищет другую группу, где ему будут подчиняться. Ребята соглашаются с ним играть, потому что он умеет придумать игру, он решителен, с ним интересно.

Интерес друг к другу, симпатии, товарищеские связи — вот та основа, которая делает объединения детей более устойчивыми и создает большие возможности для формирования коллективистических отношений. Выпадающие из коллективной деятельности требуют особой поддержки со стороны взрослых. Задача учителя состоит в том, чтобы включить их в общую игру, труд, развлечения. Для этого учителю надо разносторонне оценивать каждого ребенка, его сильные стороны, достоинства. Оценка учителем качеств личности ребенка может затруднять или облегчать общение детей, осложнять или облегчать их отношения.

В игре проявляется потребность детей активно участвовать в окружающей жизни. Игра — один из путей познания ими мира, действительности. В игре ребенок осмысливает и по-своему переживает важные общественные события, часто понимая их по-своему. В игре особенно ярко проявляются и формируются эмоции детей. Без интереса, переживаний, чувства удовольствия, удовлетворения нет игры. Как только пропадает интерес к игровому действию, разрушается и игра. Игра — вид деятельности, который никогда не может строиться на принуждении, обязательности. В этом отличие игры от других видов деятельности. Игры способствуют организации детского коллектива, созданию радостного, бодрого настроения.

Макаренко придавал большое воспитательное значение игре, в которой ребенок чувствует себя немножко выше того, что он есть в действительности. Неиграющий коллектив никогда не будет настоящим детским коллективом, утверждал он. В коллективных играх выявляются и формируются дети-организаторы, дети-вожаки. Играющие учатся подчиняться определенным правилам, нормам.

Игры детей очень разнообразны. Дети играют в мяч, скакал ки, прятки, лапту, салки, классики и т. д. Часть детей увлекается игрой в футбол, хоккей, волейбол, в настольные игры: ташки, шахматы, детский биллиард и т. п. В этих играх (с правилами) дети должны соотносить свои действия с действиями других участников игры, подчиняться определенным правилам, не нарушать их, иначе игра расстроится, В играх сюжетно-ролевых находят отражение важные события, которые происходят в стране, явления окружающей ребенка жизни.

Игры в строительство жилых зданий, метро, в космонавтов, в войну и т. д. переносят детей в тот мир, в котором они видят себя строителями, пилотами, военными — победителями в борьбе за справедливость. Здесь проявляется склонность детей к воображению, воображение развивается, совершенствуется. Организуя содержательные игры детей, педагог воспитывает желание вообразить себя в разных ролях, подражая хорошим людям, героям, которые вызывают у детей чувство восхищения. Педагог обращает внимание детей на те поступки, которые дети изображают в игре, но которые данный герой не мог совершить. Такие обсуждения с детьми обогащают знания, направляют их воображение.

Игры детей достаточно разнообразны, хотя иногда бедны по своему содержанию и не всегда оказывают положительное влияние на нравственное развитие детей, если не осуществляется педагогическое руководство игрой. Так, в одни игры дети играли с перерывами в течение года и вносили в содержание некоторых из них различные изменения. Это игра в войну, в дочки-матери, разнообразные подвижные игры (в паровозы, в прятки, в футбол и т. д.). Другие только начинались и не получили достаточного развития: в почту, в больницу, в магазин (название играм дали сами дети). Часть игр была специально организована педагогами: игра в школу, в куклы, игра-соревнование на меткого стрелка и игра с конструктором.

Больше и чаще всего дети играли в войну. Мальчики легко объединяются для этой игры; девочки в нее обычно не играют. Содержание игры разное: воюют между собой русские и фашисты, чапаевцы и белые. Основные действия в игре: прятаться друг от друга, нападать, стрелять, убегать, захватывать в плен, окружать и т. д. Для развития игры и наполнения ее разнообразным содержанием дети используют имеющиеся у них конкретные представления. Они знают и активно используют в игре такие понятия, как штаб, комиссар, командир, «катюша», танк, штурм, бомбы, снаряды, пушки, психическая атака, знамя, захватили в плен, окружили, разведчик.

Основной материал для игр дети черпают из кинофильмов, радио- и телепередач, перенимают у сверстников. На вопрос, откуда ты узнал, что так воюют, дети отвечали: «Я в кино видел», «Так по телевизору показывали», У нас так ребята играют во дворе, «По радио передавали про войну». Их знания, полученные из разных источников, довольно точные: когда их «ранят», они падают, «как в кино»; сидят в «окопах» и стреляют вокруг себя, приложив к животу «автомат»; переползают по траве от одного укрытия к другому.

Во время игры дети должны соблюдать определенные правила, о чем они договариваются перед игрой. Например, кого и когда следует считать убитым, взятым в плен и т. п. В связи с несоблюдением правил игры могут возникнуть споры, игра может расстроиться. Педагог, наблюдая за ходом игры, выступает в роли арбитра, по справедливости решая спорные вопросы. Иногда эту роль выполняет вожатый группы или одной из звездочек.

Игра настолько увлекает ребят, что они продолжают играть после окончания общей игры, играют в одиночку, изображая события. В рисование дети включали элементы игры: они сопровождали рисование словами «сейчас как попадет» (снаряд), «фашисты бегут», «наши захватили штаб», «ура». На бумаге они продолжали действовать, окружать, побеждать, нападать. Изображение войны включалось детьми и в другие игры: играя в почту, дети посылали друг другу письма с рисунками о войне. Когда на уроке рисования была дана тема нарисовать «Во что мы играем», многие дети нарисовали игру в войну.

В военных играх воспроизводится отношения между взрослыми: дети выручают друг друга, защищают ребят из своего отряда, командуют и подчиняются друг другу, борются со своими «врагами». Дети по ходу игр придумывают эмоциональные, драматические ситуации: «Нас окружили», «Мы выходим из окружения», «Я комиссар, я остался один (в окопе)», «На Сашу нападают враги, их трое, он один, отбивается, убегает». Такие ситуации помогают выяснить, уточнить отношение детей к тем или иным играм, выявить увлеченность, степень захваченности детей игрой, а затем подхватить интерес детей, развить его, наполнив игру педагогически целесообразным содержанием. Так, во время игры в войну учитель предложил детям, разделенным на два лагеря, считать выигравшими сражение тех, кто стреляет более метко. Дети стали подсчитывать число метких попаданий в мишень, а затем после игры стали упорно тренироваться в меткости, чтобы в следующей игре победить.

Значительно реже дети играли в почту, в больницу, в школу. В последние дни учения в школе большая группа детей стала играть в тимуровцев. Игра возникла после того, как детям прочитали отрывки из книги «Тимур и его команда». Основное содержание игры — делать хорошие, полезные дела (собирать металлолом, охранять деревья и полезных насекомых и т. д.). Так, на вопрос, обращенный к одному из учащихся: «Хотел бы ты быть Тимуром?» — был получен ответ: «Хочу, но я не могу быть Тимуром — я дрался». Оценка своих товарищей, самооценка с позиций изображаемого героя помогает в осознании того, что хорошо, а что плохо.

Во всех ролевых играх дети воспроизводят отношения между людьми в быту, в труде, в общественной жизни, отношение взрослых к разным сторонам деятельности. В играх они отражают то, что видели, играют в те ситуации, в которых участвовали сами, то, что было в их жизненном опыте. Какие же отношения людей нашли отражение в играх?

Большое место занимают игры с бытовыми сюжетами, В эти игры в основном играют девочки: в куклы, в дочки-матери, в гости и т. д. Во всех этих играх воспроизводился быт семьи. В большинстве игр действующими лицами являются мамы, дети и бабушка. Папе, который «живет далеко, далеко, до него не доедешь, потому что надо ехать на автобусе, на троллейбусе, на самолете и десять дней на вертолете», дети писали письма. В играх с бытовыми сюжетами происходит многократное повторение одних и тех же действий: «мамы» готовят обед, кормят детей, идут с ними в гости, укладывают спать, наказывают их, показывают, как они их любят. «Дети» слушаются или не слушаются родителей, ходят в школу, играют друг с другом.

Во многих играх дети воспроизводят отношения, которые складываются между взрослыми и детьми. Что иногда характерно для этих отношений: взрослые кричат на детей, могут их обижать, бить, ругать, наказывать, называть грубыми словами. «Мама» обращается к своим детям: «Одевайся, тебе говорят, балда, ничего не умеешь делать», «Вы не встаете, я сейчас приду и буду вас ругать». «Матери» угощают своих детей и гонят чужих: «Не дам тебе сливку, ты не моя дочка, уходи». Но вместе с тем в играх обязательно присутствуют действия, указывающие на любовь к детям, малышам. «Родители» ухаживают за ними, отдают сладкое, кормят, укладывают спать, покупают для них книжки, игрушки, называют ласковыми именами: «На тебе сливку, ты маленькая», «Я вам книжки купила, а потом еще купила куклы».

Наблюдения за такими играми дают учителю возможность представить себе атмосферу семьи, в которой воспитывается ребенок, обсудить с детьми те или иные вопросы взаимоотношений. Например, девочка бьет куклу, ругает ее. Учительница спрашивает, за что девочка наказывает куклу. Затем предлагает подумать, представить, как со своими детьми обращаются люди негрубые, чуткие, добрые. Такие беседы по поводу игры помогают направить внимание детей на анализ взаимоотношений людей, правильную их оценку.

Важно, чтобы подобное вмешательство педагога не нарушило игру, а, наоборот, поддержало ее. «Ну, а теперь представь, что ты очень добрая мама, любишь свою дочку. Как ты будешь обращаться со своей дочкой?» Заинтересованность педагога игрой, внимание к детям стимулируют развитие игры в нужном направлении, женская красота глазами мужчин.

При организации игр педагогу важно помочь детям установить правильные взаимоотношения, стремиться к справедливому решению споров, показать пути справедливого решения возникающих вопросов. Наблюдая за игрой детей, учитель сможет составить мнение о тех представлениях, которые сложились у детей по поводу различных явлений, отношений людей. Как уже говорилось, наблюдая за игрой в дочки-матери, он сможет без труда угадать обстановку жизни в семье, взаимоотношения в ней. Играя в школу, дети очень хорошо передают стиль работы учителя, его отношение к учащимся. Это также поможет учителю несколько критически отнестись к себе, посмотреть на себя со стороны глазами учащихся (хотя ученики и будут изображать учителя вообще, образцом для них будет именно данный учитель, так как других они просто не знают). В играх в школу воспроизводятся отношения учителя и учеников между собой.

В процессе различных игр дети вырабатывают правила игры. Вот примерное их содержание.

Правила честной игры

1. Только честная игра равных, иначе и победа неинтересна.
2. Конечно, обидно, когда проиграешь, но нельзя злиться, лезть с кулаками на того, по.чьей вине, может, и произошло поражение. Если он неправ — объясни в чем.
3. Не злорадствуй, когда другие проигрывают,
4. Если выиграл радуйся, но не задавайся. Научи других тому, что сам умеешь
5. Не унывай при неудачах. Учись у других. Если что-то не получается, будь терпелив и добьешься успеха. Умей учиться на собственных промахах и ошибках.

9 комментария » Воспитание школьников

  • beannalieda:

    Хорошие друзья мне порекомендовали этот сайт. Когда я вошел в него, то очень обрадовался, т.к. увидел это. Думаю, что всем будет полезно это знать.

  • fapWaydayhasp:

    Мне мои знакомые посоветовали этот сайт. Если честно, я был приятно удивлен, когда увидел это.

  • vera_Gefe:

    Скажите, а у вас есть RSS поток в этом блоге?
    Огромное человеческое спасбо!

  • anildidly:

    Посоветовали мне тут один неплохой сайт. Я посетил его и обнаружил столько всего полезного для себя.

  • prinUenig:

    Сегодня мне подсказали, что оказывается есть хороший сайт. С помощью него я многое узнал.

  • Unowisminfums:

    Автор этого сайта просто молодец, порадовал меня качественным материалом!

  • Romarew:

    Короче говоря, наконец-то я нашел что-то стоящее в сети интернет.

  • PekSomma:

    Да, это очень хороший сайт. А где еще есть подобные сайты на такую тематику?

  • NaleHero:

    Я раньше и не подозревал, что в сети есть такой прекрасный ресурс. Здесь очень много полезной информации.

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: