Возникновение стремления к самостоятельности. Кризис трех лет

Янв 24 2011

Возникновение стремления к самостоятельности. Кризис трех лет
Один из наиболее важных моментов развития ребенка раннего возраста состоит в том, что он начинает осознавать себя как отдельного человека, но изменяющегося при изменении ситуации, имеющего свои особые желания, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с желаниями взрослых.

В начале раннего детства ребенок еще не отделяет возникающих у него чувств, желании от вызывающих их внешних причин. Он непрерывно находится в движении, в действии, его внутреннее состояние все время меняется, и в этой изменчивости для ребенка выступают только люди и предметы, на которые направлены его желания и действия. Ребенок не осознает, что люди остаются одними и теми же в разной обстановке и при выполнении разных действий. Так, когда к ребенку двух лет на дачу приехал сильно похудевший отец, мальчик узнал папу, но называл его «маленький папа», будучи уверен в том, что «большой папа» остался в городе. Тем более трудно ребенку осознать, что человеком, отдельным от других, источником разнообразных действий, является он сам.

Отделение себя от других людей и осознание собственных возросших возможностей, в свою очередь, приводит к появлению нового отношения ребенка к взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами, как и взрослые; выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Мальчик трех лет заявляет: «Когда я выясту (вырасту) большой, я буду сам чистить зубы. Я буду плнвозить (привозить) вам тойт (торт). Я буду сажать Киюшу на шкаф. Я буду писать и читать большие книжки». Хотя ребенок говорит о будущем, это вовсе не означает, что он действительно собирается ждать, пока вырастет.

В действительности дети пытаются реализовать желание быть большими немедленно. Наиболее ярко это желание выражается в форме стремлений к самостоятельности, противопоставления своих желаний желаниям взрослых. Так возникает кризис трех лет. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством.

Дети не только протестуют против излишней опеки, но часто специально проделывают запрещенные вещи.

Характерно, что проявления упрямства и негативизма направлены главным образом против взрослых, которые постоянно ухаживают за ребенком, опекают его. Негативная форма поведения редко адресуется к другим взрослым и никогда не касается сверстников. Особенности протекания этого периода развития во многом зависят от отношения к ребенку со стороны взрослых. Попытки обращаться с ним по-старому ведут к закреплению отрицательных черт поведения {негативизма, упрямства), их сохранению в течение всего периода дошкольного детства. Тактичное поведение взрослых, предоставление ребенку максимума возможностей самостоятельности там, где это, конечно, возможно, обычно смягчает проявление негативизма. Воспитатель должен помнить, что притязания детей, как правило, не соответствуют их возможностям. Притязания детей непомерно велики.

При правильном воспитании, когда своевременно подмечают возросшие возможности ребенка и удовлетворяют потребность в новых формах деятельности и взаимоотношений со взрослыми, период трудновоспитуемости, безусловно, сокращается и смягчается.

Кризис трех лет — явление преходящее. Но связанные с ним новообразования — обособление себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми — важный шаг в развитии. Эти новообразования готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.

Нет ответов пока » Общая психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: