Возраст и индивидуальность. Часть 3

Янв 13 2011

Возраст и индивидуальность
Половое созревание, которое издавна считается нижней границей юности, сегодня начинается и заканчивается значительно раньше, чем в прошлом столетии и даже 20 — 30 лет тому назад. По данным В. Г. Властовского, в середине 1930-х годов средний возраст начала менструаций у девочек-москвичек составлял 15 лет 2 месяца; сейчас они начинаются уже в 13 лет (в сельской местности несколько позже). Аналогичные сдвиги характеризуют и другие аспекты физического созревания. Это заставляет психологов «снижать» границы начала юношеского возраста.

Напротив, начало самостоятельной трудовой жизни, с которой в первую очередь ассоциируется социальная зрелость, отодвинулось. По подсчетам известного советского демографа Б. Ц. Урланиса (1968), из людей, родившихся в России в 1906 г., к 16 годам почти треть уже работали, а к 20 годам почти все юноши уже начали трудовую жизнь. Сегодня значительная часть молодежи этого возраста еще учится.

Изменения в возрастной структуре населения, возрастном разделении труда и содержании процесса социализации накладывают отпечаток на содержание нормативных критериев социальной зрелости и ее субъективного выражения — чувства взрослости.

Бьянка Заззо (1969), изучавшая группу взрослых французов, нашла, что начало юности почти все они относят к 14 годам, связывая ее с половым созреванием. Однако представления о критериях ее окончания расходятся. Рабочие и низшие служащие считают, что их юность закончилась в 18,5 года, инженерно-технические работники отодвигают этот срок до 19,7 года, предприниматели и лица свободных профессий — до 20,5 года. Субъективная средняя продолжительность юности колеблется, таким образом, в зависимости от длительности полученного образования от 4,2 до 6,6 года Мало того, почти все опрошенные считают, что конец юности еще не означает наступления действительной зрелости Длительность периода «неполной взрослости» также варьирует в зависимости от образования и социального положения, составляя 4,8 года для рабочих, 4,4 года для инженеров и техников, 8 лет для высших специалистов. Получается, что чем выше образование и социальный статус личности, тем позже она обретает чувство взрослости

Пытаясь сформулировать единый объективный критерий социальной зрелости, некоторые авторы выбирают в качестве рубежа начало самостоятельной трудовой жизни. Этот критерий не только социально и психологически значим, но и объективирован в народнохозяйственной статистике, которая позволяет проследить исторические и когортные сдвиги. Но «начало трудовой жизни», «экономическая самостоятельность» и «приобретение стабильной профессии» часто хронологически не совпадают друг с другом. Взяв за основу этот критерий, мы нашли бы, что раньше всего созревает сельская молодежь, потом рабочие и позже — учащаяся молодежь, студенчество. Эмпирически подтвердить эту схему легко: у работающей молодежи раньше формируется чувство личной ответственности, она раньше узнает цену деньгам, быстрее избавляется от некоторых подростковых стереотипов. Но хотя студенчество дольше сохраняет относительно зависимый социальный статус, оно опережает своих работающих сверстников в культурно-образовательном отношении, с чем связаны более сложные формы социальной ответственности.

Не все просто и с работающей молодежью. Многие из тех, кто рано начинает работать, еще не завершили ни общего, ни профессионального образования и не считают свою профессию окончательной. Среди этой части молодежи велика текучесть, часты нарушения трудовой дисциплины и т. д.

Все это заставляет рассматривать социальное созревание как многомерный процесс, имеющий не один, а несколько критериев. Важнейшие из них — завершение образования приобретение стабильной профессии, начало трудовой деятельности, материальная независимость от родителей, политическое и гражданское совершеннолетие, вступление в брак, рождение первого ребенка.

Но и фактические сроки осуществления, и психологическая значимость этих качественно различных (а одних случаях речь идет о реальных достижениях, в других — о юридических нормах) процессов и событий неодинаковы в разных социальных и этнических средах. Причем эта разновременность, как и гетерохронность физического созревания, является не только социально-групповой, но и внутриличностной. Юноша может быть достаточно зрелым в сфере трудовой деятельности, оставаясь в то же время на подростковом уровне в сфере отношений с девушками или в сфере культурных запросов, и наоборот. Соответственно и подход к нему в разных сферах жизни должен быть дифференцированным.

Иными словами, социальное развитие подростка столь же многогранно, разнообразно и многомерно, как и физическое. За количественными различиями стоят качественные сдвиги, которые невозможно выразить в более или менее однозначной формуле.

То же самое происходит с психическими процессами. В свете лонгитюдных исследований существенно изменились научные представления о диалектике постоянства (стабильности, устойчивости, неизменности) и изменчивости (подвижности, текучести) личности и ее свойств1. Долгое время этот вопрос рассматривался психологами абстрактно, на уровне общих понятий и определений. Но можно ли обсуждать проблему постоянства или изменчивости личности, не уточняя, что именно, какие свойства, черты, состояния или установки имеются в виду?

Разные психические черты обладают неодинаковой устойчивостью. Американские психологи К. Шайи и Д. Пархэм (1976), изучавшие степень устойчивости 19 индивидуально-личностных факторов у группы взрослых испытуемых (от 22 до 84 лет) на протяжении семи лет (причем возрастные сдвиги сопоставлялись с когорт-ными изменениями, нашли, что устойчивость тесно связана с природой самих измеряемых свойств. Ученые разделили их на три вида.

Биологически-стабильные черты, обусловленные генетически или возникшие в начальных стадиях онтогенеза, устойчиво сохраняются на протяжении всей жизни и теснее связаны с полом, чем с возрастом. Культурно-обусловленные черты гораздо более изменчивы, причем те сдвиги, которые в поперечных исследованиях кажутся зависящими от возраста, на самом деле, как видно из лон-гитюдных данных, часто выражают когортные или исторические различия. Наконец, биокультурные черты, подчиненные двойной детерминации, варьируют в зависимости как от биологических, так и от социально-культурных условий.

Фактически проблема еще сложнее. Говоря о стабильности, устойчивости индивидуально-личностных свойств на протяжении жизненного пути, ученые часто имеют в виду разные вещи. В первом случае речь идет о стабильности экспериментальных данных, о том, что испытуемый имеет более или менее одинаковые показатели по определенным психическим параметрам, измеряемым с помощью соответствующих тестов. Во втором случае имеется в виду фенотипическое постоянство, т. е. последовательность и преемственность поведения индивида. Речь идет о том, можно ли по каким-то признакам поведения ребенка или юноши предсказать, каким будет поведение этого человека, когда он станет взрослым. В третьем случае имеется в виду генотипическая устойчивость, т. е. наличие каких-то неизменных глубинных качеств, которые могут проявляться по-разному, но устойчиво сохраняются и детерминируют поведение индивида на протяжении всей его жизни.

Эти три аспекта (или уровня) устойчивости личности принципиально различны, и изучение каждого из них сопряжено со специфическими трудностями.

Одинаковость экспериментальных реакций индивида (например, его ответов на одни и те же вопросы) может объясняться не только внутренней стабильностью измеряемых качеств, но и другими причинами. Кроме того, многие индикаторы (показатели), употребляемые в психодиагностике, недостаточно определенны и надежны.

Не менее сложна проблема фенотипичсского постоянства, преемственности поведения. Если ребенок мучает кошку, это еще не значит, что он обязательно вырастет жестоким. Герой «драматического исследования» В. Аграновского «Остановите Малахова!» Андрей Малахов в детском саду украл лопатку. Значит, с этого и началась его преступная биография? Но многие дети присваивают чужие вещи и тем не менее вырастают честными. С этим вопросом сталкивается и научная психология, пытающаяся предсказывать или хотя бы задним числом объяснять поведение индивида особенностями его прошлого. «Одно и то же» по внешним признакам поведение может иметь в разном возрасте совершенно разный психологический смысл. Далее, существует так называемый «дремлющий», или «отсроченный», эффект, когда некоторое качество или свойство проявляется не сразу, а какое-то время спустя, причем в разном возрасте по-разному. Например, коммуникативные качества личности в принципе очень устойчивы, и здесь есть определенная преемственность поведения. Однако психологи не смогли объяснить особенности общения взрослых мужчин из Калифорнийского лонгитюда свойствами их юношеского возраста; прогноз (точнее, ретродикция, т. е. предсказание, сделанное ретроспективно, задним числом) оказался возможен лишь на основе поведения испытуемых, когда им было 8 лет. Свойства поведения подростка, по которым можно предсказать уровень его психического здоровья в 30 лет, иные, нежели те, по которым прогнозируется психическое здоровье 40-летних.

Генотипическая последовательность кажется более надежной и определенной. Но здесь наука сталкивается с проблемой взаимодействия органических и социальных аспектов развития и с неразработанностью проблем генетики человека.

Диалектика постоянства / изменчивости имеет и свою количественную сторону. В одних случаях поведение или психические реакции индивида в разных ситуациях или точках его развития абсолютно тождественны, неизменны, в других это постоянство относительно, условно, в третьих же можно говорить лишь о сходстве, логической преемственности, предсказуемости, но отнюдь не о тождестве сравниваемых явлений.

Общий вывод лонгитюдных исследований — высокая степень постоянства, сохранения индивидуальных свойств, психических реакций и поведения личности на протяжении всей жизни или значительных се отрезков. Это касается и переходного возраста. Хотя между ребенком, подростком, юношей и взрослым всегда есть существенные различия, юность не является такой резкой цезурой или переломом, как принято думать. По многим важным параметрам человек выходит из переходного возраста таким же, каким он в него вступил.

Нет ответов пока » Воспитание школьников, Общая психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: