Возрастные особенности младших школьников. Часть 1

Дек 26 2010

Возрастные особенности младших школьников
Возрастные особенности отражают устойчивые свойства и качества личности, характерные для детей того или иного периода развития. Учащиеся начальных классов претерпевают заметные изменения, связанные с процессом естественного развития психического мира ребенка, развития, происходящего под влиянием условий его жизни и воспитания.

Из внешних условий важна ведущая деятельность детей, в которой они развиваются. Это понятие связано с деятельностью, которая оказывает решающее влияние на характер развития ребенка. Для дошкольника — это игра, дли младшего школьника — учение.

Поступление в школу, связанное с включением в учебный процесс, с систематической общественно полезной работой в октябрятской группе, с общением со своими одноклассниками, старшими товарищами — пионерами, определяет так или иначе те особенности, которые свойственны детям данного возрастного периода.

Приобщение к серьезному делу — учению и новая позиция ученика, позиция октябренка, очень остро переживаются ребенком, он осознает важность, нужность новых своих обязанностей и дел, поэтому воспринимает новые требования с желанием и готовностью их выполнить.

Учитель занимает в этот период особое место в жизни школьников. Он олицетворяет для них все то новое, важное, серьезное, что вошло в их жизнь с поступлением в школу. Уважение и авторитет, которыми учитель пользуется у первоклассников, трудно переоценить. Каждое слово педагога, его требование — закон для детей. Если дети не выполняют этих требований, то, как правило, потому, что еще не умеют управлять своим поведением.

Младшим школьникам, а особенно первоклассникам, свойственны внушаемость, стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь учителю. Поэтому отношение учителя к каждому из детей, его оценки перенимаются школьниками, переносятся на внутриколлективные взаимоотношение. В коллективе начинают плохо относиться к тем, кого часто порицает учитель, а хорошо — к тем, кто получает от него похвалу И поощрения. Изменение оценки учителя, внимание к положительным проявлениям ученика может изменить отношение к нему товарищей к лучшему.

Подражательность проявляется и в том, что дети стараются вести себя так же, как и ученики, которых ставит в пример учитель. «Валя молодец, он дал карандаш Соне, ее карандаш сломался». После таких слов учителя многие дети начинают предлагать карандаш своим соседям. «Посмотрите, как прямо сидит Лера» — и каждый из детей старается сесть правильно. Такие приемы учитель использует для более наглядного показа образцов, которым могут подражать дети. Наглядность нужна не только в обучении, но и в воспитании.

Необходимо учитывать в воспитательной работе конкретность детского мышления, что связано с ситуативностыо в применении детьми правил поведения и требованием учителя. Эта особенность является причиной того, что в данной конкретной ситуации, о которой говорит учитель, ученик применяет правила, а в сходной, но новой ситуации может не применять. Нередко требование, которое предъявляется к одноклассникам ребенка, он не относит к себе. Существенные связи и отношения познаются ребенком постольку, поскольку они даны во внешнем, чувственном, непосредственно воспринимаемом содержании. Представления, а не понятия являются еще господствующей формой мышления. Конкретные представления, отражающие те или иные стороны Предметов и явлений, служат основой для формирования обобщенных представлений, понятии. Нерасчлененные, очень общие понятия также обогащаются, дифференцируются, наполняясь конкретным содержанием. Например, особенности нравственного формирования детей младшего возраста связаны с развитием степени осознанности, обобщенности их представлений о нравственной стороне человеческих отношений. Сначала это уровень эмоциональных обобщений, который характеризуется умением учащихся правильно ориентироваться в общей оценке поступков, относя их к плохим или хорошим. Следующая ступень этого уровня — пассивное овладение теми или иными понятиями. Учащиеся еще активно не пользуются нравственными понятиями для обозначения конкретного факта, но этот же факт могут обозначать нужным словом, выбрав его из нескольких, например обозначить поступок как справедливый, выбрав нужное понятие из данных близких ему понятий: хороший, правильный, смелый, справедливый. Затем лети учатся раскрывать понятие через указание на характерный поступок: «Он хороший товарищ, дал мне карандаш, а потом — циркуль».

Младшие школьники могут, отказавшись от заманчивой цели, выполнять непривлекательные задачи руководствуясь моральными побуждениями. Моральные мотивы — новый тип мотива, обусловливающий качественно новый тип поведения ребенка. Эти мотивы побуждают ребенка к деятельности не прямо, а через сознательно принятые намерения или сознательно поставленную цель.

Развитие абстрактного мышления в процессе систематического обучения обусловливает процесс осознания тех простейших норм и правил, которые должно выполнять и которые становятся основой для самостоятельной регуляции ребенком своего поведения.

Особенности детей младшего школьного возраста проявляются в неустойчивости их внимания, подвижности, эмоциональности. Неустойчивость внимания связана со слабым развитием умения произвольно подчинять свои действия не внешним обстоятельствам, влияниям, воздействиям, а внутренним целям, задачам, которые ставит перед ребенком учитель и которые должны стать внутренними задачами ученика. Поэтому дети, особенно первоклассники, легко отвлекаются от того главного, на что должно быть направлено их внимание на уроке, на сборе, во время беседы. У учащихся I — II классов внимание более устойчиво при выполнении внешних, а не умственных действий. Чтобы удержать их внимание, учитель организует внешние действия детей («Посмотрите все на рисунок», «Покажите, где у вас в книге на картинке нарисован Петя», «Посчитайте, сколько слов в этом предложении, сколько букв в этом слове» и т. д.). Хорошо сочетать решение умственных задач с рисованием, черчением схем. Это помогает детям организовать свое внимание, овладеть им.

Подвижность, характерная для ребенка младшего школьного возраста, также обычно связана со слабым развитием волевых действий. Ребенок, испытывая естественную потребность в движении, в деятельности, не умеет длительное время сохранять одну и ту же позу, заниматься одним и тем же делом. Ему еще трудно преодолеть свое желание подвигаться, сменить деятельность. Учитель старается дать детям возможность организованно подвигаться: встать, поднять руки, пошевелить пальцами; дает новое задание, ставит перед ними новую задачу.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: