Возрастные особенности младших школьников. Часть 2

Дек 26 2010

Возрастные особенности младших школьников
Эмоциональность, свойственная младшим школьникам, выражается в их легкой возбудимости, потребности вслух высказаться о своих переживаниях, поделиться впечатлениями, интересе к внешне яркому, броскому. Задача педагога состоит не в том, чтобы подавлять это естественное желание детей, а подчинять его тем задачам, которые дети вместе с учителем решают на уроке и во внеклассной работе.

Нельзя забывать и о том, что хорошей эмоциональной разрядкой для ребенка является игра (еще недавно главный в его развитии вид деятельности). Игра по-прежнему привлекательна для детей, они овладели в процессе игры многими умениями и навыками. В игре у них иногда получается то, что не получается в учебной деятельности.

Любознательность, свойственная любому детскому возрасту, у младших школьников получает развитие в связи с началом систематического обучения. Младшие школьники не удовлетворяются (в отличие от дошкольников) любым ответом на свой вопрос; ответ может повлечь за собой целую цепь новых вопросов: «Почему?», «Как и из чего сделано?», «Как это происходит?».

Поступая в школу, ребенок уже понял ценность самого знания, у него есть интерес к знанию вообще, имеющему общественную значимость. Это отношение к знанию необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения. Интерес к знанию вообще постепенно переходит в увлечение отдельными приемами учебной работы, а затем появляется и интерес к содержанию учебной деятельности.

В процессе совершенствования процесса обучения начальные классы занимают особое место. Пристальное внимание педагогов обращено к проблемам развития детей в обучении и воспитании. Исследования педагогов и психологов выявили значительные неиспользованные резервы для более интенсивного развития детей. В результате разработаны новое содержание и методы обучения младших школьников. Главный акцент в обучении делается на умственное развитие детей. Однако вопросы всестороннего развития личности являются сейчас особенно острыми.

Перед педагогами стоит серьезная задача: найти такие пути и средства, которые помогут решить конкретные вопросы идейно-нравственного и всестороннего развития личности школьника. При этом нельзя как недооценивать возрастные возможности детей, так и переоценивать их. Говоря о тех или иных возрастных особенностях детей, следует помнить, что точных возрастных границ нет, эти границы подвижны. Исследования педагогов и психологов показали, например, что путем изменения содержания и методики обучения можно добиться таких особенностей мышления, которые свойственны более позднему возрастному этапу.

Для того чтобы хорошо воспитывать, надо знать ребенка, и не ребенка вообще, а ребенка 80-х годов. При этом необходимо проанализировать также конкретные условия жизни ребенка, что в значительной мере определяет некоторые тенденции в развитии его личности.

Систематические наблюдения за современными младшими школьниками и проведенный опрос значительного числа учащихся начальных классов разных школ и их родителей показали следующее. Поднялся культурный уровень советской семьи. Теперь родители являются источником многих сведений и знаний, которые получают дети. Дети растут в сравнительно малочисленных семьях. Не все дети имеют братьев и сестер. Это нередко приводит к эгоцентрической позиции ребенка внутри семьи.

Большинство городских детей (75%) посещало детские сады и ясли. Поэтому дети уже имеют опыт общения среди сверстников, они не теряются в большом коллективе, легко обращаются к учителю с вопросами, не застенчивы. Но приходится сталкиваться с тем фактом, что дети, посещавшие детский сад, не умеют сосредоточиться на каком-то деле, не собраны, не внимательны, громко разговаривают, быстро возбуждаются.

Почти все дети, за редким исключением, побывали в одном или нескольких городах, все ездили на поезде, некоторые летали на самолете или плавали на пароходе. Многие дети имеют разнообразные технические игры и игрушки, хорошо разбираются в марках машин.

Печать, радио, кино, телевидение воздействуют на школьника, являются мощным двигателем его воспитания и развития. Радиоприемники и телевизоры есть у абсолютного большинства семей.

Радио младшие школьники слушают сравнительно редко, 1 — 2 раза в неделю, передачи предпочитают развлекательные или специальные детские, типа «Звездочки», сказок и т. д. Отношение к радиопередачам у большинства довольно пассивное, слушают их случайно. С телевидением дело обстоит иначе. Почти все смотрят телевизор ежедневно, интересуются телепрограммой, но предпочитают мультфильмы, художественные фильмы. Около 50% детей называют в числе любимых передач и такие, как «Клуб кинопутешествий», передачи о животных и природе, т. е. представляющие познавательный интерес. Но на предложение рассказать, какая передача больше всего запомнилась, дети обычно начинают пересказывать эпизоды из недавно показанных по телевидению художественных фильмов, преимущественно приключенческих или кинокомедий. Их впечатления свидетельствуют о том, что запоминается красивое, смешное, они любят передачи о подвигах, смелости, героизме.

Большинство детей бывает в театрах, в музеях и даже на выставках.

В кино младшие школьники ходят в среднем 3 — 4 раза в месяц, преимущественно с товарищами. Фильмы смотрят все подряд, и не обязательно детские. Показательно, что большинство детей называют в числе особенно запомнившихся кинофильмов телевизионные фильмы. Увиденное в кино обычно обсуждается с товарищами (причем обсуждение сводится к пересказу отдельных эпизодов), реже — с родителями и совсем редко в классе. Обычно дети могут назвать имена исторических героев, героев гражданской н Великой Отечественной войн, о которых они узнали из кинофильмов.

Средства массовой информации ускоряют духовное развитие детей, однако этой информации очень много и она недостаточно педагогически корректируется. Книги есть в каждой семье, дети охотно рассказывают о них. Времени за книгой они проводят немного, в среднем 1 — 2 часа в неделю (исключая учебники). Прочитанное обсуждается реже, чем кинофильмы, и главным образом с товарищами.

Дети имеют определенные общественно-политические знания. Они знают о В. И. Ленине как о вожде революции и человеке, о проявлении его гуманного отношения к другим людям. Почти все дети знают, что власть в нашей стране принадлежит народу; перечисляют качества, необходимые для настоящего октябренка; все хотят стать октябрятами.

Интересно отношение к общественным поручениям; конечно, не каждый школьник выполняет какое-нибудь общественное поручение, но очень мало таких, кто не хотел бы ничего выполнять, детей очень огорчает отсутствие общественного дела, поручения.

Большинство детей пользуется относительной самостоятельностью в семье, они могут без взрослых гулять, читать, включать и смотреть телевизор, тратить деньги на кино, мороженое, книги, завтраки в школе, марки. Им доверяют такие поручения, как пойти в магазин, погулять или посидеть с братишкой или сестренкой*

Очень многие городские дети младшего школьного возраста занимаются спортом, музыкой, иностранными языками вне школы. У них остается мало времени на игры, общение с товарищами.

Дети хорошо одеты. Родители все силы прикладывают к тому, чтобы у них было все необходимое. Школьник не испытывает недостатка в учебных пособиях, развлечениях, игрушках. Но дети и менее ценят их. Иногда легко могут бросить карандаш, ручку, тетрадь, игрушку. Легкость, с которой ребенок попадает в кино, посещает театр, музеи, чрезмерное количество удовольствий иногда приводят к девальвации духовных ценностей, которые его не удивляют и не поражают. Ребенку кажется, что он все знает, все видел, а в действительности лишь слышал о спектакле, смотрел картины, но ничего не увидел, все узнал поспешно, на ходу. Своеобразное духовное верхоглядство заметно уже в младшем школьном возрасте.

В жизни современного младшего школьника заметно возрастает роль коллектива сверстников. Дети в свободное время играют вместе во дворе, на улице. В гости друг к другу ходят значительно реже.

Хотя подготовленность детей к обучению в школе еще разная, но намечается тенденция заметного преобладания числа детей, умеющих читать, считать и решать задачи. По данным исследований при поступлении в школу 76% детей (в большом городе) умеют считать, 84% — умеют читать.

Общий уровень развития детей, приходящих в I класс, стал заметно выше. Детей отличает хорошее речевое развитие; речь логичная, правильная, нередко удивляет ее «взрослость». Дети способны к решению довольно сложных мыслительных задач, путем логических операций приходят к самостоятельным выводам,

Изложенные данные позволяют наметить те подходы к воспитанию младших школьников, которые смогут учесть особенности их жизни в нашем современном обществе, в современной семье.

Детей в семье мало, ребенок является центром внимания и заботы. Чем это может компенсироваться? Воспитанием ребенка в детском коллективе не только в школе, но и вне ее. Однако родители не всегда сознательно ставят перед собой задачу воспитать ребенка коллективистом. В результате появляется опасность вырастить индивидуалиста.

Дети, воспитанные в детском саду, в большей степени обладают чертами коллективистов, но у них слабо воспитаны тормозные процессы, они не умеют сдерживаться и привыкли вести себя в любом коллективе очень свободно; постоянное общение с большим числом детей сделало их легковозбудимыми. Общение детей в школе и дома должно быть организовано так, чтобы дети учились считаться с теми, кто их окружает.

Большое количество впечатлений, сведений, знаний, которые получают младшие школьники, обогащает их духовный мир. Однако отсутствие меры и продуманного руководства может привести к пресыщенности, нежеланию разобраться в увиденном и услышанном, что может только отрицательно сказаться на духовном развитии ребенка. Кроме того, стремление родителей без учета возможностей ребенка дать детям дополнительные знания языка, музыкальное образование, привлечь их к спорту приводит нередко к тому, что ребенок всегда не успевает, торопится, многое делает кое-как. Помимо того, что такое напряжение вредно для состояния здоровья ребенка, сам ребенок начинает привыкать к мысли, что можно ко многим обязанностям относиться небрежно. Усиленные индивидуальные занятия ограничивают возможности общения ребенка со сверстниками, он уходит от общественно полезной деятельности, а это обедняет его жизнь, служит препятствием для действительно всестороннего развития.

Нравственный мир ребенка сложен, изменчив, находится в развитии. Задача учителя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребенка, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития. Современные дети, как и дети всех времен, очень различны по характеру, индивидуальным особенностям, способностям и склонностям, И это необходимо учитывать в воспитательной работе с ними.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: