Хорошие речи и слушать приятно

Май 27 2012

Разговор
В жизни человека речь играет огромную роль. Слово способно выражать переживания человека, его эмоции. Мудрец сказал: «Подобно тому, как крепость глиняной посуды проверяют по звону, человека проверяют по словам, которые изрекают его уста».

С помощью слова человек может воздействовать на окружающих. И, наконец, речь имеет познавательное значение: с ее помощью мы получаем и передаем новую информацию.

Надо сказать, что при передаче информации с помощью слов частично искажается ее смысл, частично происходит ее потеря. Например, вот что может происходить при передаче указаний по цепочке капитан — адъютант — сержант — капрал — рядовые солдаты.

Капитан — адъютанту: «Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав в 5 часов утра на плацу, в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нелегко, в таком случае оставьте людей в казарме».

Адъютант — сержанту: «По приказу капитана завтра утром произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, тогда явление состоится в казарме».

Сержант — капралу: «По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения насчет этого редкого явления, если будет дождливо, что бывает не каждый день».

Капрал — солдатам: «Завтра в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день».

Впрочем, 60 процентов информации люди передают и получают не через слова, а с помощью так называемых вспомогательных средств: темпа речи, акцентирования части высказывания, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики.

Всякое высказывание двухслойно: первый слой передает некоторую информацию, второй выражает отношение говорящего к этой информации. Человек рано начинает понимать: если жесты и интонация расходятся по значению со словесным содержанием речи, надо доверять именно жестам и тону. Английский драматург Бернард Шоу (1856 — 1950) говорил, что есть только один способ написать слова «да» и «нет», но существует пятьдесят способов их произнести.

А как меняется смысл предложения, когда мы делаем акцент на том или другом слове! Один из исследователей языка выбрал фразу «Дайте мне стакан чаю» и показал, как акцент на том или другом слове меняет весь ее смысл. «Если мы делаем упор на первом слове (дайте), открываем следующее: «Довольно пустой болтовни! Я пришел усталый, измучен жаждой, дайте мне стакан чаю, а потом я расскажу все новости». Упор на втором слове (мне): «Соседу справа дали, соседу слева дали, всем налили, всех спросили, про меня забыли — почему так? Дайте и мне, если всем даете…» На третьем слове (стакан): «Вы знаете прекрасно, что я не пью из чашки, дайте мне стакан. Можете хоть немного считаться с моими привычками?» И, наконец, на четвертом (чаю): «Чаю. Понимаете — не вина, не кофе! Ничто так не утоляет жажду, как добрый, душистый, хорошо настоявшийся чай!»

Значит, чтобы понять содержание речи, нужно проанализировать, что было сказано, а затем, как было сказано. Только после этого можно считать, что речь воспринята однозначно. Однажды Наполеон, стараясь достать книгу, которая была на верхней полке, приказал подать ему стул. Генерал, который присутствовал при этом, предложил: «Позвольте мне достать эту книгу, ведь я выше вас». «Вы, наверное, хотели сказать «длиннее»?» — поправил его император.

История по случаю

О том, как важно точно выражать свои мысли (особенно, когда пишешь указы), рассказывает история, которую приводят во многих учебниках психологии.

«Это произошло в те времена, когда на улицах городов не было освещения. Как-то ночью мэр столкнулся с горожанином. Тогда мэр отдал приказ, чтобы никто не выходил ночью на улицу без фонаря. Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем же горожанином.

— Вы не читали моего приказа? — спросил мэр сердито.

— Читал, — ответил горожанин. — Вот мой фонарь.

— Но в фонаре у вас ничего нет.

— В приказе об этом не упоминалось.

Наутро появился новый приказ, обязывавший вставлять свечу в фонарь при выходе ночью на улицу.

Вечером мэр опять налетел на того же горожанина.

— Где фонарь? — закричал мэр.

— Вот он.

— Но в нем нет свечи!

— Нет, есть. Вот она.

— Но она не зажжена!

— В приказе ничего не сказано о том, что надо зажигать свечу.

И мэру пришлось издать еще один приказ, обязывавший граждан зажигать свечи в фонарях при выходе ночью на улицу».

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: