Язык без костей

Май 20 2012

Жесты
Наше мышление неразрывно связано с языком, на котором мы говорим. Недаром считается, что человек овладел каким-либо языком, если он может на нем думать. Конечно, это не значит, что хорошо говорить и хорошо думать — это одно и то же. Во многих случаях процессы мышления проходят на внеязыковом уровне. Но итог размышлений всегда формулируется в слове. Поэтому-то так важно хорошо владеть языком.

В настоящее время термин «язык» понимается очень широко: говорят о «языке» насекомых (танцы пчел), животных (брачные танцы птиц, звуковая и эхолокационная коммуникация дельфинов), языке жестов, свистов, костров, барабанов, языке музыки, танца и так далее. Ученые называют язык знаковой системой.

Знак — это материальный объект, процесс или явление, который заменяет (представляет, отражает, указывает, описывает) другой объект, процесс или явление. Например, завязанный на память узелок — это знак, который напоминает человеку нечто (не забыть взять ключ от дома или выучить стихотворение). В 1942 году советский журналист А. С. Сандлер был несправедливо осужден и много лет провел в колымских лагерях. Стремясь записать свои впечатления и сохранить записи, он придумал собственную узелковую азбуку. Веревочки, лоскутки, завязанные по определенной системе, помогли ему через тридцать пять лет опубликовать свои мемуары.

А еще знак можно назвать особым единством материального и идеального элементов. Материальной основой слова является цепочка звуков, образующих его значимую часть, само слово или целое высказывание; идеальным является смысл, обозначенный этой цепочкой звуков. Произносимые слова — всего лишь колебания воздуха, написанные слова — всего лишь каракули, но они обладают удивительным могуществом обозначать самые разные вещи, простые и сложные, существующие и несуществующие. В потоке речи слова вынуждены подчиняться правилам грамматики, то есть образуют систему. Есть много видов знаков и много типов знаковых систем. Их-то и называют языками. Такие языки, как русский, английский, суахили, называются естественными. Их происхождение не всегда ясно, и развиваются они в основном стихийно. Есть и искусственные языки: язык математики, нотная запись, языки точных наук. На протяжении всей истории человечества много раз делались попытки создать общий для всего человечества язык. Так был создан язык «эсперанто». В его основе — латинский язык, у него очень простые правила, на нем легко научиться говорить и писать. Достаточно много людей изучают эсперанто. Однако эсперанто, как и другие «всеобщие» языки, не заменил собой языки национальные.

В языке слово с одной стороны соответствует определенному понятию, а с другой стороны — любому предмету, который обозначается данным словом.

Смысл слова шире содержания соответствующего понятия. Слово в речи или тексте может иметь массу дополнительных смысловых оттенков и даже самостоятельный смысл, не имеющий никакого отношения к содержанию понятия. Те же связи существуют и между словом и «предметом», который этим словом обозначается. Из-за этого возникает множество недоразумений, так как каждый из собеседников придает тому или иному слову свой собственный смысл и связывает это слово с разными предметами. Российский император Александр I (1777 — 1825), принимая в каком-то губернском городе местных помещиков, спросил у одного из них: «Ваша фамилия?» «В деревне осталась, ваше величество», — отвечал тот, понимая это слово в значении «семейство».

Слово в речи не-пассивно, оно поворачивается то одной, то другой стороной, как бы желая себя показать. Кроме того, слова обладают определенной независимостью от говорящего. Например, человек подбирает слова, а они не подбираются.

Каждое слово связано с другими словами более или менее прочными связями (ассоциациями). «Зоны действия» слов образуют в сознании семантические (смысловые) поля. В центре поля ассоциации более тесные, а ближе к границе поля находятся слова, образующие редко встречающиеся сочетания. Это позволяет человеку понимать переносный смысл слова и юмор, самому создавать образные выражения. Только человек, который активно владеет всем смысловым полем слова, может понять соль шутки, ощутить малую вероятность данного сочетания слов или выразить в речи тот или иной оттенок отношения к происходящему.

Когда Наполеон в период Ста дней высадился в бухте Жуан, парижские газеты сообщили: «Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан». Наполеон двинулся с верными ему войсками на Париж. И по мере приближения Наполеона к Парижу изменялась «окраска» известий в парижских газетах: «Людоед идет в Грассу»; «Узурпатор вошел в Гренобль»; «Бонапарт занял Лион»; «Наполеон приближается к Фонтенбло»; «Его императорское величество ожидается сегодня в его верном Париже».

Чем свободнее умеет человек обращаться со словами, чем богаче его речь, тем лучше должны быть подготовлены и его слушатели. Иногда человек понимает основной смысл речи, но не понимает дополнительный смысл, подтекст.

Однажды Пушкин сидел в кабинете графа С. и читал книгу. Граф лежал на диване, а на полу около письменного стола играли двое его детишек. «Саша, скажи что-нибудь экспромтом», — попросил граф Пушкина.

Пушкин, не задумываясь, скороговоркой ответил: «Детина полуумный лежит на диване». Граф обиделся: «Вы слишком забываетесь, Александр Сергеевич», — строго проговорил он. «Ничуть… Но вы, кажется, не поняли меня… Я сказал: дети на полу, умный лежит на диване».

Переночевать в Хостел в Ярославле. Наши цены вас очень приятно удивят — хостелы Ярославля экономны и комфортны!

Это чисто языковая шутка. Иногда человеку без основательной подготовки трудно понять и серьезные высказывания. Например, что означает определение: «Обобщающая синекдоха — это семантическая метасистема с частичным сокращением»?

Впрочем, случается столкнуться с такой фразой, в которой каждое слово само по себе имеет известный смысл, но общее содержание фразы ускользает от понимания. Например: «Оно конечно, оно понятно, оно не как-либо по-другому, а что касается относительно и вообще, то надо вроде и надо бы, да уж ладно, хотя случись такое дело — вот тебе и пожалуйста».

Сказка по случаю

Независимость слова от предметов, которые оно обозначает, дала людям возможность играть со словами и их смыслом. Вот как это делает итальянский писатель Джанни Родари в сказке «Старые пословицы».

« — Ночью, — поучала Старая Пословица, — все кошки серы.

— А я черная, — сказала черная кошка, которая как раз в этот момент перебегала через дорогу.

— Не может этого быть. Старая Пословица всегда права.

— А я все-таки черная, — повторила черная кошка.

От удивления и обиды Старая Пословица свалилась с крыши и сломала себе ногу.

Другая Старая Пословица отправилась как-то на футбол. Выбрала она одного игрока, отозвала его в сторону и шепнула:

— Своя работа — верный выигрыш.

Футболист поверил ей и стал гонять мяч в одиночку. Но из этого ничего не вышло, кроме смертельной скуки, и уж конечно, он не мог выиграть — ведь он был один. Волей-неволей пришлось футболисту вернуться в команду. А Старая Пословица с досады заболела, и ей пришлось удалять гланды.

А однажды повстречались три Старые Пословицы. Остановились они поболтать, но, как только открыли рот, сразу же начали ссориться.

— Доброе начало полдела откачало, — сказала одна.

— Нет дороже золотой середины, — ехидно возразила другая.

— Конец — всему делу венец, — крикнула третья.

Вцепились они друг другу в волосы — и пошла потеха! До сих пор дерутся.

А вот что случилось со Старой Пословицей, которой захотелось яблочка. Села она под яблоню и бормочет про себя:

— Не тряси яблоко, покуда зелено: созреет — само упадет.

И что вы думаете, действительно упало. Только когда? Когда насквозь прогнило.

Расстроилась Старая Пословица и с горя подала в отставку».

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: