Язык как средство общения

Дек 31 2010

Язык как средство общения
Итак, общение — это обмен информацией. Осуществляется оно Прежде всего с помощью языка.

Язык — система знаков. Язык как средство общения — социально-психологическое явление, выработанное в истории человечества.

Знак — любой материальный, чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи информации. Знаки подразделяются на языковые и неязыковые. Человечество прежде всего создало языковые знаки — речь. Языковые знаки не существуют изолированно друг от друга, а образуют систему, строящуюся по определенным правилам, которые составляют грамматику языка. Позже появились неязыковые знаки: знаки-копии — это воспроизведения, репродукции, сходные с тем, что они обозначают, знаки-символы — наглядные образы, используемые для выражения какого-либо содержания (например, изображение серпа и молота — символ единства рабочих и крестьян). Знаки-символы играют существенную роль в общении между народами, в культурном, в том числе художественном, развитии человечества. Есть и другие виды неязыковых знаков.

Знаки, входящие в состав языков как специальные средства общения между людьми, называют знаками общения. Знаки общения делятся на знаки естественных языков и знаки искусственных языков.

Естественные языки выполняют основную роль в общении людей друг с другом. Знаки естественных языков (слова, принятые выражения, грамматически правильно построенные предложения и т. д.) состоят из звуковых знаков и соответствующих им письменных знаков. Языковыми знаками могут быть и принятые системы комбинаций положений пальцев (язык глухонемых), а системы наколок на бумаге (язык слепых). В качестве языковых знаков могут использоваться телеграфный код, сигналы, подаваемые флагами, а также системы ударов барабана и многое другое. Развитие науки привело к введению в естественные языки специальных знаков, используемых для сокращенного выражения научных понятий и суждений (например, математические, химические знаки).

Искусственные языки также служат для общения людей. Обычно они кодируют естественные языки. Так, для кодирования обычной речи возникают такие искусственные языки, как азбука Морзе или программы для кибернетических устройств. Сюда же относятся знаки-сигналы, например знаки дорожного движения.

Таким образом, деятельностью человека, отличающей его от лчпвотпого с психологической стороны, является создание и использование в общении знаков. Применение знаков знаменует пыход за пределы природной зависимости человека от окружающей действительности. В этот период в корне перестраивается его психика и способы взаимодействия с окружающими.

С помощью языка как системы знаков осуществляется взаимодействие людей в процессе познания мира, деятельности по созданию предметов, в обучении, в играх и др. Вся совокупность процессов духовного и материального производства, общественных отношений между людьми определяет развитие языка как специфически социального средства хранения п передачи информации, а также средства управления человеческим поведением.

К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на то, что «язык так же древен, как и сознание, язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание п, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми». Развитие языка началось более миллиона лет тому назад, когда возник труд, связанный с изготовлением, сохранением орудий и необходимостью передачи опыта по их использованию и воссозданию. Одним из непосредственных естественных проявлений языка явилась речь — звуко-словесное общение. У первобытного человека звуки из средства передачи сигналов (связанных с опасностью, игрой, пищей, отношениями самцов, самок, детенышей и пр.) постепенно превратились в средство обозначения вещей, их свойств и отношений, трудовых действий и т. д. Появилась речь.

Речь развивалась постепенно — от элементарных, нечленораздельных звуковых комплексов у первобытных людей до сложных обобщенных звуковых комплексов у современного человека. Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человеческого общества. Язык координировал трудовые усилия людей, развивал их сознание и самосознание. Он явился средством познавательной деятельности и общения людей. Благодаря языку осуществляется передача исторического опыта людей, через язык реализуется преемственность поколений.

Основные функции языка. Одна из основных функций языка (прежде всего речи) — коммуникативная, или функция общения. Всякая коммуникация представляет собой обмен информацией в человеческом общении: обмен представлениями, идеями, ценностными ориентациями, настроениями, чувствами и т. п. между людьми в ходе совместной деятельности.

Вторая функция языка — знаковая. Язык человека, как мы об этом уже говорили, представляет собой систему знаков. Знаки замещают собой реальные предметы и явления для обозначения и храпения информации об этих предметах и явлениях. Благодаря знакам речь становится средством и формой выражения мыслен: обозначает предметы, явления, действия, качества и т. д. Усваивая язык как фиксированную знаковую систему, человек научается мыслить не только образами, но и знаками. Знаки используются как орудия психических действий и преобразуют всю человеческую психику, подобно тому как материальные орудия, созданные руками человека, преобразуют его естественную природу. Общаясь, люди обмениваются знаками и организуют совместную деятельность на уровне знаковых умственных операций.

Третья функция языка — передача и усвоение общественно-исторического опыта. Общественно-исторический опыт человек получает прежде всего при помощи языка. Язык выступает как средство устной передачи информации о делах давно минувших дней в мифах, легендах и былинах, как хранитель информации с помощью печатного слова. В общении усваивается опыт предшествующих поколений и осуществляется его передача.

Четвертая функция языка — планирующая. Человеческая деятельность отличается тем, что изначально планируется. Планирование человек осуществляет в соответствии с требованиями к решению поставленной задачи и в расчете на то, что другие поймут, оценят и примут его решения. Планирование всегда предвосхищает исполнительные действия.

Пятая функция языка — экспрессивная. Эта функция исторически соединена с коммуникативной и выражает отношение человека к сообщению. В основе ее непосредственные врожденные реакции, выражающие расположение или агрессию. В общении эмоционально развитых людей это такая же управляемая и контролируемая функция языка, как и все остальные. Экспрессивная функция придает выразительность человеческой речи, делает ее более доступной для понимания. Кроме того, она выражает состояние человека и его отношение к той информации, которую он сообщает. Эта функция речи может как усиливать значение информации, так и обесценивать ее. Экспрессивная функция, оказывая существенное влияние на отношения людей, может использоваться как средство воспитательного воздействия.

Вес функции языка представляют собой единство, которое разделяется лишь условно, для понимания природы языка.

Речевая деятельность. Процесс использования языка для общения называется речевой деятельностью. Различают следующие снды речевой деятельности: устную, внутреннюю, письменную.

Устная речь представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Делится она на монологическую и диалогическую.

Монологическая речь — развернутая речь человека, обращенпая к другим людям. Это речь оратора, лектора, докладчика или любого другого человека, который взял на себя задачу расска-лать о каком-либо факте, событии, происшествии. Монологическая речь требует высокой речевой культуры, она должна быть грамматически оформлена. Человек, обращающий свой монолог к другому, должен хорошо себе представлять предмет монолога (о чем он должен говорить), как он будет строить этот монолог и ради чего он решился выступить с этим монологом. Существенная особенность монологической речи состоит в необходимости логической связности высказываемых мыслей и подчиненности изложения определенному плану.

Человек, произносящий монолог, ответствен за то, чтобы его поняли слушатели. Для этого он должен учитывать все возникающие на его монолог реакции, рефлексировать, т. с. осознавать то, как его речь воспринимается теми, на кого направлена.

Умелый оратор благодаря рефлексии учитывает реакции слушателей и перестраивает ход и форму своего изложения в зависимости от этих реакций: вводит или опускает подробности, вносит образные сопоставления, усиливает доказательность и др. Монологическая речь помимо коммуникативной функции песет в себе выраженную экспрессивную функцию. Ее средства: интонации, паузы, ударения, повторы, замедление или ускорение темпа, громкость и др. Эти средства выражают отношение говорящего к тому, о чем он строит свой монолог. Сюда же относятся мимика и жесты, которые подчеркивают отношение говорящего к содержанию монолога. Все эти средства являются существенными с точки зрения психологии восприятия людьми монолога.

Монологическая речь требует специальных умении и речевой культуры не только от того, кто ее строит, но и от слушающих. Монологическая речь произошла от диалогической речи. Диалог — исходная, универсальная составляющая речевого общения. Диалогическая, или разговорная, речь представляет собой попеременный обмен репликами или развернутыми прениями двух или более людей. Репликой называют ответ, возражение, замечание одного собеседника на слова другого. Реплика может выражаться возгласом, возражением, замечанием по содержанию речи говорящего, а также действием, жестом, даже молчанием на обращенную к слушающему речь.

В целом диалогическая речь более простая, чем монологическая: она свернута, в ней многое подразумевается благодаря знанию и пониманию ситуации собеседником. Здесь неязыковые коммуникативные средства приобретают самостоятельное значение и нередко подменяют высказывание. Диалогическая речь может быть ситуативной, т. с. связанной с ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и контекстуальной, когда все предшествующие высказывания обусловливают последующие. И ситуативные, и контекстуальные диалоги — непосредственные формы общения людей, где участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакций других людей. Ситуативный диалог может быть понятен только двум общающимся. Например, слова «Смотри, идет!» могут относиться к поезду, к человеку, которого ждут, к дождю, который начал накрапывать, и т, д. В этом случае реплика того, к кому была обращена эта речь: «Угу!», ничего не прояснит стороннему слушателю.

Контекстуальный диалог подразумевает более сложное общение. В значимой творческой деятельности, в общении по поводу усвоения учебного задания возникает необходимость развернутого построения мыслей для обмена идеями. Такой диалог по существу представляет короткие монологи, которые строятся в со вместной мыслительной деятельности людей.

Контекстуальный диалог был распространенной формой философских и научных произведении и открытых дискуссий в античности и в новое время. Такой диалог имеет значение и в настоящее время, когда в процессе общения по поводу решения творческих задач люди обмениваются мнениями. Контекстуальный диалог может строиться в этом случае на профессиональном языке.

Особую область, активно разрабатываемую с 70-х годов, составляют психологические проблемы диалога человека с ЭВМ.

Диалог исторически предшествует так называемой внутренней речи и потому накладывает отпечаток на ее структуру и функционирование.

Внутренняя речь — беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь, происходящая из внешней, специально приспособлена к выполнению мыслительных операций и действий в уме. Посредством внутренней речи происходит переработка образов восприятия, их осознание и классификация в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира знаками, их означающими, и выступает как средство мышления. Именно здесь наиболее ярко проявляется знакомая функция речи. Внутренняя речь, кроме того, выполняет планирующую и контролирующую функции. Так, внутренняя речь является начальным моментом речевого высказывания, его программированием перед реализацией; средством рефлексивных действий, позволяющих строить самоустановки при общении с другими людьми и при осуществлении самоанализа, самооценки и осознании своего самосознания. Поэтому хотя внутренняя речь — речь про себя и для себя, она также используется при общении человека с человеком.

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков.

Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации. Если в устной речи для смыслового выделения, выражения отношения к тому, о чем говорят, используют интонации, то в письменной речи те же функции выполняют лексика (выбор сочетаний слов), грамматика и знаки препинания. В письменной речи есть типичные синтаксические конструкции и стили, особая композиционная структура. Поэтому письменная речь требует специального обучения не только письменным знакам, ее выражающим, но и синтаксическому конструированию. Письменная речь отражает особенности мышления. Хорошая письменная речь индивидуализируется настолько, что можно узнать ее творца. Так, в художественной литературе мы по небольшому отрывку узнаем тексты Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина и других замечательных писателей. В то же время мы узнаем тексты и своих друзей, которые в письмах, записках, экспромтах, учебных работах высказывают свои суждения о чем-то значимом для них.

Письменная речь допускает разрыв во времени и пространстве между моментом ее порождения одним человеком и восприятия другим. Это дает возможность человеку, которому адресована речь, выбрать стратегию для лучшего ее восприятия и понимания: прочитывать частями, читать все сразу, возвращаться к прочитанному и т. д.

Письменная речь предоставляет в психологическом плане большую степень свободы для ее восприятия и понимания, чем устное сообщение. Читающий может анализировать высказываемые в ней -суждения, задумываясь не только над их содержанием, но и над формой. Кроме того, если это письмо или работа адресованы персонально ему, он обратит внимание на почерк и грамматику самого текста. Психология восприятия письма такова, что читающий располагается к тому, кто пишет красиво и грамотно, а небрежное и безграмотное изложение вызывает не только огорчение, но и раздражение.

Речевое общение осуществляется по законам данного языка (русского, английского и т. п.). Каждый язык представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.

Речевая деятельность людей организуется так же, как и другие виды деятельности. В ней есть фаза предварительной ориентировки, которая осуществляется с помощью ориентировочных действий, фаза планирования, фаза осуществления — здесь используются исполнительские действия — и фаза контроля. Речевая деятельность осуществляется под контролем мышления, внимания, восприятия, памяти и воображения каждого из участников общения, поэтому за процесс развития речевой деятельности и качество самой речи ответственны обе стороны: тот. кто берет на себя инициативу речевого общения, и тот, на кого направлена эта речь.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: