Забота о детях — всенародное дело

Дек 01 2010

Забота о детях — всенародное дело
Дореволюционная Россия в отношении детской смертности не имела себе равных: каждый четвертый ребенок умирал, не дожив до пяти лет. Причинами этого были низкий жизненный уровень подавляющего большинства населения, жестокая эксплуатация рабочих в городах, страшная бедность крестьян в сельских местностях, использование малолетних на непосильной для них работе, постоянное недоедание, голод, болезни.

Молодое Советское государство поставило великую цель — в корне изменить положение, в котором находились дети. На заре Советской власти прозвучали знаменитые ленинские слова: «Помните: все лучшее, что у нас есть, — детям!»

В результате первой мировой войны и вооруженной интервенции 1918 — 1921 гг. в стране появились тысячи беспризорных детей, лишившихся родителей и родственников. Сегодня невозможно даже представить гигантские размеры бедствия, обрушившегося на этих детей. Органы Всероссийской Чрезвычайной Комиссии под руководством Ф. Э. Дзержинского проводили массовую работу по выявлению и определению беспризорников в детские дома, школы-коммуны. Уже в 1918 г. 75 тыс. бездомных детей были приняты в детские дома, а в следующем году уже 125 тыс. Многих детей, оставшихся без родителей, кормили бойцы Красной Армии и трудовое население.

Детская беспризорность стала одной из самых гнойных язв многих стран капиталистического мира. В Бразилии, например, число брошенных детей достигло двух миллионов. В одном только Рио-де-Жанейро по улицам бродят более 600 тыс. беспризорных. ( совершенно естественно, что, для того чтобы как-то существовать, ни дети занимаются вымогательством, попрошайничеством, воровством, проституцией, часто попадают в руки сутенеров.

О каком будущем этих детей и подростков можно говорить, гели они не имеют самых элементарных условий жизни, если они полностью лишены возможности получить хотя бы начальное образование? И это на современном уровне развития цивилизации!

Подавляющее число населения того периода было безграмотным. 60% мужчин и 83% женщин в возрасте от 9 до 49 лет не умели ни читать, ни писать. Накануне 1917 г. в школах всех типов, университетах и других учебных заведениях страны из каждой тысячи населения обучалось лишь 66 человек.

Много препятствий пришлось преодолеть нашей отсталой в те годы стране на пути превращения ее из малограмотной в передовое, высокообразованное государство. За сравнительно короткий период истории Советский Союз в области образования добился огромных успехов. Советское общество предоставило все возможности для того, чтобы каждый молодой человек мог получить законченное среднее образование, приобрести профессию по своему желанию и способностям.

Всего 60 лет назад многие народности, населяющие территорию СССР, не имели своей письменности, были абсолютно безграмотными. Сегодня в этих районах построены тысячи школ, созданы алфавиты языков многих народностей. Дети школьного возраста изучают учебные программы на родном языке, имеют все возможности для получения среднего и высшего образования.

В СССР сейчас насчитывается 142 тыс. школ. За период с 1918 по 1982 г. среднее (общее и специальное) образование получили 98,1 млн. человек Расходы государства в расчете на одного учащегося на год составляют: в общеобразовательных школах — около 200 руб., в средних специальных учебных заведениях — свыше 700 руб., в высших учебных заведениях — около 1100 руб.2. (Учитель может записать эти цифры на доске или предложить учащимся записать их в своих тетрадях.)

Совершенствованию образования и воспитания, развитию индивидуальных склонностей и способностей детей содействует созданная в СССР широкая сеть специальных школ и внешкольных учреждений.

Много внимания уделяется летнему отдыху детей. Ежегодно работает более 50 тыс. загородных лагерей. В них отдыхает более трети общего числа школьников.

Блага, которые предоставил социализм детям, огромны. Однако, оценивая достигнутое, следует иметь в виду не только благоустроенные детские сады и санатории, просторные школьные классы и Дворцы пионеров, но и те идеи, те принципы морали, которые лежат в основе коммунистического воспитания, формируют духовный облик личности.

В советской школе с первого дня ее существования стало законом запрещение любого вида физических наказаний. Грубое, неуважительное обращение с детьми осуждается и общественным мнением, и государственными органами. Советский суд наделен правами осуждать лиц, вовлекающих детей в преступные действия, а также лишать родительских прав тех, кто не занимается воспитанием своих детей, подает им дурные примеры. Советские органы юстиции стоят на страже защиты интересов детей.

В Советском Союзе, несмотря на огромный рост промышленного производства и большой спрос на рабочую силу, закон запрещает использование труда детей моложе 16 лет (в виде исключения иногда по решению заводских комитетов профсоюзов могут принять на работу 15-летнего подростка. В этом случае его рабочая неделя состоит всего из 24 часов). Молодежь в возрасте от 16 до 18 лет работает не больше 36 часов в неделю. Сокращенный рабочий день не сказывается на заработной плате. Закон гарантирует подросткам заработную плату в таком же размере, как и рабочим соответствующих категорий, работающим полный день.

А как осуществляется это в странах капитала? В США недавно была опубликована книга журналиста Р. Тейлора «Потогонная система под солнцем. Детский труд на фермах», в которой при- иодятся данные, что около одной четверти всех сельскохозяйственных рабочих США, или примерно 800 тыс., составляют дети и возрасте до 16 лет. Безжалостная система эксплуатации лишила этих ребят нормального образования, приличного жилья и питания, досуга, общества сверстников. «Не следует романтизировать в этих условиях близость детей к природе и приобщение их к физическому труду, ибо все здесь решает сухой экономический расчет. Дети — дешевая рабочая сила», — утверждает автор.

Согласно официальной статистике, в 1976 г. в пятнадцати штатах США 22% всех несчастных случаев и травм приходилось на долю детей в возрасте от 5 до 15 лет. И это в самой развитой и богатой капиталистической стране! Каково же тогда положение детей в слаборазвитых странах Латинской Америки, Азии и Африки? В Колумбии, например, сейчас 3 млн. работающих детей. Детский труд используется во всех областях производства и даже на самых тяжелых работах, например в угольных шахтах, где условия труда неприемлемы даже для взрослых рабочих. В странах Европы чаще всего используется труд детей родителей-эмигрантов, которых нужда и безработица заставили покинуть родные места и искать лучшей доли в чужих странах. Но и там редко кому удается получить постоянную работу, а с ней и необходимый достаток.

В современном мире абсолютное количество неграмотных не сокращается, а растет, и это относится ко всем без исключения капиталистическим странам. В отсталых странах Азии и Африки школу посещают лишь около трети детей. Во всем мире сейчас 300 млн. детей школьного возраста, не посещающих школы. Без элементарного образования они не могут получить профессию, вынуждены влачить жалкое существование в качестве подсобных рабочих или поденщиков, и они первыми оказываются в рядах армии безработных 2.

Отказ в образовании и просвещении сам по себе жесток по отношению к детям. Но на Западе и сама школа, казалось бы, призванная защищать детей, поощряет жестокость. В школах обычным явлением считаются физические наказания и избиения детей. По данным опроса, проведенного газетой «Майнити», 76% японских учителей применяют телесные наказания3. В Великобрита нии до сих пор официально в качестве наказания применяют розги, хлыст, ремень, палку. Наказание розгами в Англии считают испытанным традиционным способом воспитания и поддержания дисциплины не только в школе, но и дома, в семье

Эти факты самым ярким образом свидетельствуют о том, насколько бесправно положение детей в капиталистическом мире.

Нет ответов пока » Общая психология, Социальная психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: