Задачи нравственного просвещения

Дек 29 2010

Задачи нравственного просвещения
Моральный облик ребенка формируется прежде всего в процессе разнообразной деятельности: в учении, труде, игре, в общественно полезной работе и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Вместе с тем большое значение имеет систематическое нравственное просвещение детей, вооружение их знанием моральных норм и правил. Нравственные знания являются важной предпосылкой совершения правильных действий, формирования у школьников высоких мотивов поведения. Они помогают ребенку преодолеть ограниченность личного опыта, дают возможность ориентироваться в тех случаях, с которыми ему еще не приходилось встречаться, осознанно подходить к своим и чужим поступкам, к оценке и самооценке поведения.

В ходе нравственного просвещения младший школьник овладевает в определенной системе нравственными знаниями. Усвоение нравственных норм и правил — одно из главных условий формирования нравственного сознания в целом.

Вооружение младших школьников идейно-политическими знаниями начинается с первых дней обучения детей в школе. К ним относятся знания о В. И. Ленине — вожде революции, о коммунистах, о советском народе, патриотизме и интернационализме, о пионерах и пионерской организации.

Целенаправленно эта работа проводится в периоды, когда дети становятся октябрятами, а затем сознательно и добровольно вступают в пионерскую организацию. В деятельности пионерской организации происходит взаимопроникновение нравственного и идейно-политического как ведущих компонентов комплексного подхода в воспитании. Именно в этот период создаются наиболее благоприятные условия, когда общественно полезная деятельность младших школьников становится важным источником накопления морально-политических знаний, истинность которых ребенок проверяет на практике. При подготовке октябрят к вступлению в пионеры пионерскому вожатому и учителю необходимо четко разъяснить детям именно политические аспекты этого события. Здесь подчеркивается добровольность объединения детей для решения важных и посильных общественных задач, обязательность строгого выполнения Торжественного обещания и Законов пионеров Советского Союза, неразрывная связь со старшими товарищи-ми, комсомольцами и коммунистами. Школьники усваивают, что пионерская организация — это детская коммунистическая организация, что она объединяет ребят, которые преданы коммунизму, партии, Родине; пионеры с помощью старших товарищей комсомольцев выполняют свой общественный долг, сознательно стремятся сделать окружающую жизнь лучше. Таким образом у ребят формируется потребность в общественной жизни проявлять активность, инициативу.

Важно систематически подчеркивать единство поколений: пионер, комсомолец, коммунист; разъяснить детям, что новые исторические задачи конца нынешнего и начала грядущего века будут решать те, кто сегодня сядет за школьную парту.

А. С. Макаренко придавал исключительно большое значение этической беседе как средству изложения теории морали. Он писал: «В своей практике я пришел к убеждению, что и для нас необходимо изложение теории морали…

Я в своем опыте даже имел уже разработанные конспекты таких бесед теоретического морального типа, имел время несколько совершенствовать свою работу в этом направлении, и я видел очень хорошие, большие результаты такой теории морали…

В. А. Сухомлинский на протяжении всей своей педагогической деятельности использовал слово как важнейшее педагогическое средство. Он был твердо убежден в том, что на всех этапах духовного развития учащихся практическая деятельность должна сочетаться с разъяснением политических идей и нравственных норм.

Уровень сформированности идейно-нравственных представлений и понятий является значимым показателем нравственного развития школьников. Работа по их целенаправленному и систематическому формированию составляет важную задачу воспитания. Ее решение даст возможность заложить твердые основы внутренней культуры школьника.

Метки:

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: