Задачи воспитания младших школьников

Дек 29 2010

Задачи воспитания младших школьников
…Ребенок стал школьником. Это событие имеет огромное значение для него самого, его родителей, для учителей и воспитателей. Он впервые включается в общественно значимую деятельность — учение. Основная задача школы состоит в том, чтобы вооружить учащихся знанием основ наук, сформировать личность, гармонически сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. Задача эта очень сложная и может быть решена в процессе всей учебно-воспитательной работы школы. Успешному решению ее способствует комплексный подход к воспитанию. Его сущность рассматривается как наиболее адекватное современному периоду средство совершенствования воспитательной практики, методологическая основа деятельности по формированию всесторонне развитой личности, утверждения норм и принципов социалистического образа жизни. Перед школьной воспитательной практикой стоит задача обеспечения единства всех сторон воспитания и прежде всего идейно-политического, трудового и нравственного.

Вместе с тем каждое направление коммунистического воспитания обладает относительной самостоятельностью и имеет, свои особенности осуществления, собственные критерии и показатели эффективности, относящиеся как к ходу воспитательной работы, так и к развитию личности школьника.

Важной задачей воспитания является развитие у всех школьников самостоятельности, инициативы, активной позиции по отношению к окружающему миру.

Позиция личности — это устойчивая, осознанная система отношения личности к обществу, труду, другим людям, самому себе, обусловленная системой социальных ценностей данного общества. В школьном возрасте такая позиция только складывается, формируется. Этот процесс длительный, его течение определяется не только школой, но и семьей, влиянием всей окружающей ребенка среды. Протекает он далеко не гладко, и школе ежедневно приходится решать целый ряд сложных воспитательных проблем.

Комплексный подход предполагает учет в воспитании возрастных особенностей детей, соблюдение принципа преемственности. Характер взаимодействия идейно-политического, трудового и нравственного воспитания на различных этапах возрастного развития школьников разный. Необходимо учитывать восприимчивость того или иного возрастного периода к определенной, ведущей стороне воспитания, что ни в коем случае не означает, что она единственная. Для младших школьников такой стороной будет нравственное воспитание, когда дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.

Мы должны стремиться к целостности, единству всех наших воспитывающих влияний: получение младшими школьниками доступных общественно-политических знаний должно быть вместе с тем их эмоциональным переживанием. А чувство, переживание должно переходить в деятельность. Это одна из сторон комплексного подхода к воспитанию. У первоклассников уже имеется некоторый запас представлений о Родине, они много слышали и знают о В. И. Ленине, о коммунистах, деятельности комсомольской, пионерской организаций. Но знания эти отрывочны и лишены системы. Формируя общественно-политические представления детей, нам следует обогащать и углублять их.

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» особое внимание обращается на необходимость коренного улучшения подготовки молодого поколения к труду. В настоящий период развития социалистического общества и школы соединение обучения с производительным трудом, включение учащихся, начиная с младшего школьного возраста, в систематический посильный общественно полезный труд является одним из основных условий успешного становления личности гражданина и труженика. У школьников постепенно накапливается собственный трудовой опыт, который необходим для осознанного отношения к учебе, к своим общественным обязанностям, к будущей трудовой деятельности.

Основная задача школы в настоящее время состоит в том, чтобы воспитать образованного человека, труженика с высоко развитым идейно-нравственным сознанием, умеющего творчески мыслить, отдавать свои силы и способности делу народа, защищать завоевания социализма.

В Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании изложены главные принципы обучения и воспитания: единство обучения и коммунистического воспитания, сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодежи; связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой коммунистического строительства; научный характер образования, его по* стоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники и культуры. На основе этих принципов и разрабатываются конкретное содержание и методика воспитательной работы в начальных классах.

Став школьниками, дети многое будут делать в пергый раз. И от того, какими будут эти первые шаги в школе, часто зависит и дальнейшее отношение ребенка к учению, учителям, труду, октябрятской работе, к своим сверстникам и другим людям.

На первых порах важно оценивать успехи ребенка не в сравнении с успехами других, а оценивать достигнутые им результаты, сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, подчеркивая его развитие и продвижение. При этом важно отметить старания ребенка и усилия, прилагаемые им для достижения хороших результатов в учении, в труде, в общественной работе.

Многие важные черты духовного мира ребенка, его нравственного облика закладываются в начальных классах. Именно здесь ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли и нравственного облика. Если в воспитании детей в начальных классах упущено что-то существенное, то эти пробелы, даже если они не замечены в начальных классах, обязательно скажутся в подростковом возрасте. В этом случае придется иметь дело с процессом не только воспитания, но и перевоспитания, что значительно сложнее. Причины и источники многих успехов и неудач в воспитании подростка надо искать в реальном процессе воспитания, первых лет обучения детей в школе.

Содержание начального образования, методика обучения являются основой для совершенствования процесса воспитания, направленного на формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Для воспитания огромное значение имеют содержание образования, методика преподавания, личность и знания учителя — воспитателя, взрослого человека, который передает свое мировоззрение, культуру, жизненный опыт следующему поколению. Все это составляет систему воздействий, которые направляют развитие детей и определяют особенности их формирования.

Воспитание является двусторонним процессом, включающим в себя, с одной стороны, воспитательную работу педагога, с другой — объект этой работы — детей, участвующих в активной деятельности под влиянием воспитателя, его целенаправленных педагогических воздействий.

Единство целей коммунистического воспитания объективно требует систематического и последовательного педагогического руководства развитием детей. Воспитание предполагает формирование у учащихся нравственных понятий и убеждений, формирование высоких моральных чувств, выработку прочных навыков и привычек коммунистического поведения, формирование волевых черт характера и преодоление отрицательных.

Задача коммунистического воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить во внутренние побудители личности, воспитать чувства долга, чести, ответственности, достоинство.

Конкретные задачи воспитания советских школьников на современном этапе развития школы определены «Примерным содержанием воспитания школьников». В этом документе раскрыты виды деятельности, в которых реализуются задачи и процесс воспитания, конкретное содержание воспитания и организационные формы различных занятий со школьниками.

В «Примерном содержании воспитания школьников» указапо, что у младших школьников необходимо формировать начала коммунистического мировоззрения и нравственности, общественную активность, ответственное отношение к учению и куль-ТУРУ умственного труда, сознательное отношение к труду, общественно полезной работе и народному достоянию, глубокое уважение к людям труда. В учебной и внеучебной деятельности у младших школьников надо воспитывать понимание того, что хорошо и что плохо, что справедливо и несправедливо, стремление и умение поступать хорошо, действовать справедливо, У ребят воспитывается любовь к родному дому, к родным, семье, к защитникам Родины, дружелюбное отношение к людям других национальностей, потребность говорить правду, быть честными. Дети должны научиться дружно жить в коллективе, сообща учиться, трудиться, играть, быть хорошими товарищами и коллективистами. У них воспитывается доброжелательное отношение к людям, к старшим и сверстникам, стремление приносить посильную помощь окружающим, быть трудолюбивыми, вырабатывать привычки культурного поведения. У детей воспитывается потребность беречь природу, защищать животных. У младших школьников формируется понимание ответственности перед старшими, перед группой октябрят и пионерами за свои поступки, ответственное отношение к своим словам и обещаниям. Одновременно с этим воспитывается умение удерживать себя от эгоистических поступков, преодолевать недисциплинированность, вырабатывать отрицательное отношение к нарушениям школьных правил, правил октябрят, пионерских законов, т. е. воспитывается умение сопротивляться плохому, противостоять дурному влиянию.

Воспитание, формирование личности ребенка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьника стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для младшего школьника должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с неизбежными трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем не сравнимую радость доставляют общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественно полезной деятельности.

Организуя воспитательные воздействия, педагоги должны знать внутренний мир ребенка, те изменения, которые в нем происходят под влиянием внешних факторов. Если воспитатели этого не знают, можно прямо сказать, что в значительной мере они действуют наугад, вслепую. В школьной практике постоянно происходит нравственная оценка поступков детей, их взаимоотношений в коллективе. Но отношение разных детей к одним и тем же нравственным требованиям и, соответственно, оценка их выполнения зависят от многих субъективных факторов: какие мотивы поведения и деятельности у каждого ребенка являются реально действующими, как складывается направленность его личности, насколько он умеет видеть нравственную сторону взаимоотношений и поступков людей, какие нравственные переживания были в его опыте. Исходя из этого школьник может по-разному воспринимать как смысл предъявляемых требований и оценок, так и смысл своих и чужих поступков. Так, например, при осуждении взрослыми один ребенок испытывает чувство стыда за свой поступок, он понимает, что несправедлив, сделал больно другому, не смог сдержать себя, совершил плохой поступок, что оценка взрослым его поступка справедлива; другой — только боится наказания, ему не стыдно за свое поведение, его переживания связаны главным образом с чувством страха: вдруг учитель расскажет родителям и те его накажут; третий — вовсе считает, что осудили неправильно, он обижен за себя, убежден, что его осуждают несправедливо, что его поступок единственно правильный, он просто отомстил товарищу и что так делать надо всегда. Выходит, что воспитатель воздействует на детей одинаково (осудил за плохой поступок), а каждый ребенок воспринимает его воздействие по-своему, вкладывает в ситуацию свой собственный личностный смысл. В том случае, когда понимание ситуации у педагога и ребенка едины, хотя глубина и всесторонность понимания различны, воспитательное воздействие эффективно.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: