Занимательные формы учебной работы в воспитании интереса детей к учению

Дек 29 2010

Занимательные формы учебной работы в воспитании интереса детей к учению
Занимательность в учебной работе является одним из способов приблизить содержание учебного материала к возрастным возможностям детей, обеспечить преемственность дошкольного и школьного периодов развития ребенка. Занимательность сводится к разнообразию форм работы, которыми ребенок уже овладел (на другом по содержанию материале), которые его привлекают, интересны ему.

Маленькие школьники приходят в I класс с большим желанием учиться. По своему характеру интерес к учебной деятельности у детей иной в начале и в конце первого года обучения, в I и III классах. Изменения происходят в зависимости не только от форм работы, но и — что важно — от знаний и умений, которые учащийся получает, от его опыта учебной работы, от отношений с учителем, складывающихся в процессе обучения.

Первое время первоклассников привлекает больше всего внешняя сторона учения. «Что тебе больше всего понравилось в школе?» — спрашиваем малышей. — «Мне очень понравился класс». — «А мне учебники. Они очень красивые, там картинки». — «Интересно, что мы пишем в тетрадях». — «Нравится, что учительница учит». Постепенно учащихся начинает увлекать само содержание учебной деятельности. Дети с удовольствием пишут, считают.

После уроков можно наблюдать, как ребята достают свои тетради и начинают по своей собственной инициативе старательно писать палочки, буквы, отдельные слова, которые изучали на уроке. Разнообразные формы познавательной работы с детьми, например дидактические игры, занимательные упражнения, практические задания, чтение, прогулки, экскурсии, просмотр кино- и диафильмов и т. д., позволяют расширить кругозор детей, способствуют общему развитию. Кроме того, указанные формы позволяют проводить систематическую работу по закреплению и применению учащимися знаний, полученных на уроке.

Например, дети сами придумывают и рисуют задачи (больше на 2, меньше на 3). Один мальчик нарисовал курятник, в нем кур на насесте и составил задачу: «На сколько кур больше справа, чем слева?» Другой нарисовал самолеты: наши и вражеские. Надо ответить, на сколько одних больше, а других меньше. А вот дети идут на прогулку: первая группа — младшая, а вторая — старшая. На сколько больше детей во второй группе? Эти рисунки были использованы учителем. Придуманные задачи дети предлагали решить друг другу на уроке, урок прошел очень оживленно. Еще пример. При чтения «Книги для чтения» у учащихся появились вопросы о руде. Учительница дала детям задание: принести, если есть, образцы полезных ископаемых; найти с помощью родителей картины, которые показывали бы, как добывается руда. На уроке учитель использовал эти знания детей: он задавал им вопросы, уточнял с ними некоторые сведения, поощряя тем самым их любознательность.

Дидактическая игра позволяет организовать повторение учебного материала в новой, интересной форме. В игре ребенок учите-использовать полученные знания в новых условиях, которые максимально его активизируют, тем самым помогая ему лучше закрепить усвоенный материал. Эта форма работы поддерживает интерес детей к учению, развивает его.

Нередко педагоги мало внимания уделяют воспитанию у детей интереса к учебной работе. В этом случае педагог может даже объяснить, почему так происходит. Вот одно из таких обоснований: «В жизни приходится делать изо дня в день много неинтересного, но необходимого и полезного. Поэтому дети должны с малых лет приучаться к повседневной, пусть неинтересной, но нужной, будничной работе». Справедливое в определенной степени суждение содержит в себе неверное противопоставление должного и интересного в воспитании. Нельзя согласиться с тем, что приучение детей к выполнению повседневных дел возможно только в том случае, если не будет ничего интересного. Наоборот, именно на интересном возможно воспитать прочную привычку выполнять необходимую работу. Через интересное любое дело приобретает иной смысл, повседневная работа становится радостной и привлекательной; это обогащает жизнь ребенка, делает ее более содержательной.

Младшие школьники плохо владеют своим вниманием. Дидактическая игра активизирует их, удерживает их внимание на одном предмете довольно длительное время.

Вот один из фактов школьной жизни.

Учитель. Сколько получится, если к 5 прибавить 2?
Ученик I класса (он умеет считать, но не овладел своим вниманием). Четыре.
Учитель. Подумай.
Ученик. Пять.

Так же бездумно он дает ответ и на другие вопросы. По вот учитель проводит игру: «Тот, кто ответит быстро и правильно, выиграет». Те же самые примеры решаются верно.

Еще один факт. Девочка-первоклассница никак не может усвоить решение задач, где надо определить общую стоимость покупок, в условии дана стоимость одной покупки и указано, на сколько вторая стоит больше или меньше первой. Учительница готова признать свое полное бессилие. Но вот девочка включается в игру в магазин. В условиях игры аналогичная задача решается ею хотя и с трудом, но правильно. Она начинает понимать смысл задачи данного типа,

Надо иметь в виду, что не всегда игра сразу дает хорошие результаты. Если это игра-соревнование, то мы наблюдаем, что иногда в первой игре дети, которые хорошо считали на уроках, выполняя обычные упражнения, начинают делать ошибки. Почему так происходит? Условия игры требуют от детей быстроты мысли, особого внимания, длительного эмоционального напряжения. Это ново для них, они должны войти в игру, научиться применять знания в этих новых условиях. А затем учащиеся справляются с задачей очень хорошо,

Вот проходит эстафета. На доске несколько столбиков примеров. Дети каждой соревнующейся группы решают свой столбик. Каждому надо решить один пример. Наташа хорошо овладела счетом, но в игре допустила дважды ошибку, так как спешила, волновалась. Участвуя же в игре на следующий день, она правильно и быстро считала. Это относится прежде всего к детям с малоподвижным типом нервной системы, к детям, которые легко теряются, смущаются. Дети иного склада, с другим типом нервной системы (сильным, подвижным), наоборот, в острых условиях игры сразу показывают результаты лучше, чем в привычных, надоевших им упражнениях.

Разнообразие дидактических игр очень велико. Но педагог может по одному и тому же типу придумать самые разные игры, содержащие в себе материал, который в настоящее время изучается на уроках.

Не следует педагогу забывать о тех играх, которые не решают непосредственной дидактической задачи, а направлены на развитие у детей определенных психических процессов, качеств: внимания, памяти, наблюдательности, быстроты реакции и т. д. Такого типа игры могут быть следующего содержания: воспитатель развешивает на доске несколько картинок, изображающих различные предметы (кукла, ворона, стол, мяч, шар, два шара), и закрывает их листом бумаги или шторкой. Один из детей водит. Ему предлагается внимательно посмотреть на рисунки, запомнить, что на них нарисовано и как они расположены. В течение определенного времени (счет до 10 или по песочным часам) учащийся смотрит па картинки, а затем уходит за дверь. Ребята предлагают, как изменить расположение рисунков, что убрать или добавить. Водящий должен определить, какие изменения произошли. Можно использовать для игры не только рисунки, но и предметы. На столе располагались книги, графин, ваза, цветок в горшочке, чашка. Дети сами переставляли вещи, иногда убирали одну из них, добавляя новую. Все хотели водить, попробовать свои силы. Класс очень внимательно и напряженно ждал ответов водящего, бурно реагировал на неправильные, одобрял правильные ответы.

Такие игры развивают внимание, наблюдательность, память. Дети с интересом играют, иногда сами придумывают аналогичные игры. Так, они предложили друг другу отгадать, что изменилось в их внешности, какие изменения произошли в классе.

Главная задача педагога — поощрять подобные игры детей, учить в процессе игры, поддерживать детскую инициативу в придумывании и организации различных игр, оказать им необходимую помощь.

Нельзя забывать о том, что дидактическая игра очень эмоционально насыщена. Участвуя в ней, ребенок переживает вол-пение, радость от удачно выполненной задачи, огорчение по поводу неудачи, желание заново испытать свои силы. Общий эмоциональный подъем захватывает всех детей, даже обычно пассивных, легко отвлекающихся от решения учебной задачи. Дети испытывают радость от того, что они что-то умеют, знают.

Игру действительно можно назвать методом детской радости в воспитании положительного отношения к учению. Если педагог слабо использует в работе со своими воспитанниками игру, он не только обедняет жизнь детей, но и упускает действенное воспитательное средство. Это связано и с тем, что в игре ребенок чувствует себя более свободно, он не боится получить отметку, за которую его будут, возможно, бранить дома или в классе.

Нередко педагог предпочитает проводить с детьми занятия в привычной для них и для него урочной форме только потому, что боится шума, беспорядка, которые нередко сопровождают игру. Этого бояться не следует. Когда дети научатся играть, а педагог научится руководить, управлять игрой, он начинает чувствовать, как все в игре подчиняется ему, находится в его власти, даже шум, которого обычно так боятся педагоги.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: