Значение игровых форм в организации деятельности октябрят

Дек 30 2010

Значение игровых форм в организации деятельности октябрят
В октябрятском коллективе немало моментов, которые делают жизнь более интересной и привлекательной для детей: это символика, атрибутика — флажок группы, октябрятская звездочка на груди, барабан и горн, с которыми к ним приходят пионеры; октябрятская группа делится на звездочки, в каждой есть свой вожатый-пионер, командир-октябренок.

Педагог и вожатые октябрят добиваются значительных успехов в решении многих вопросов организации коллективной деятельности, если им удается оживить игрой всю жизнь октябрятской группы. Причем это не означает, что игра умаляет значение серьезных дел, обязанностей, которые должны выполнять октябрята. Такими играми, широко распространенными в практике, является «путешествие в страну Пионерию», «путешествие в город Октябрятск». Эти игры объединяют в одно целое всю октябрятскую работу на определенный промежуток времени.

При организации работы с октябрятами в форме игры необходимо соблюдать следующие условия. В игровую форму облекается содержание деятельности октябрят — например, они вместе со своими вожатыми разыскивают бывших пионеров своей школы, записывают их рассказ о прошлых пионерских делах. Они могут искать клад по приметам, указанным в письме, которое они «найдут» в своем уголке. Этот клад — металлолом, деньги за который пойдут на строительство спортивной площадки или на покупку игр для подшефного детсада, для своего октябрятского клуба.

В процессе игры дети приобретают новые знания, полезные умения, навыки и привычки. Так, октябрята учатся искать и находить места, где нужна их помощь где они могут оказаться полезными. Во дворе лужа. Собрались октябрята, принесли гравий, песок, засыпали лужу. Но и это простое дело можно провести как интересную игру, которую придумывают пионеры. Они сообщают малышам, что появился злой волшебник. Его метку вы увидите прямо перед школой. Если не уничтожить его метку, по которой он находит путь, злой волшебник опять появится.

Младшие школьники всей нашей страны участвуют во Всесоюзной игре «Октябрята — по стране Октября». Эта игра-путешествие в своеобразной форме знакомит учащихся с Советской Родиной, ее замечательными людьми, трудовыми достижениями, научными открытиями. Игра дает возможность объединить разные виды деятельности детей одной эмоционально-нравственной установкой, комплексно решать многие воспитательные задачи. Очень важно, учитывая потребность ребят в игре, создать атмосферу творческой игры, импровизации. Изучая прошлое и настоящее своей страны, октябрята путешествуют в пространстве и времени, на крыльях воображения и в автобусах, на электричках и пешком.

«Машины времени» переносят ребят в прошлое Советской страны. Проводниками «путешественников» становятся ветераны партии, комсомола, пионерской организации. Фильмы, грамзаписи песен революции, двадцатых годов, тридцатых и сороковых, записи радиоспектаклей, страницы книг, журналов помогут октябрятам в их путешествии.

Путешествие в сегодняшний день («Трудовые заботы наших мам и пап», «Где мы можем помочь взрослым», «Великие стройки страны», «Путешествие на БАМ») может быть и реальным и воображаемым. К нему готовятся не только октябрята и их вожатые вместе с учителем, но и родители, шефы школы, производственники. Об этих путешествиях ребята рассказывают в своих сочинениях, рисунках, фотографиях и т. д., которые готовят к сбору. На сбор приглашают своих взрослых друзей.

Игра в «звездочкину школу». Эту игру проводят с детьми вожатый звездочки. Он может выступать в роли директора, который присутствует на уроке, я дети по очереди будут учителями и учениками. Учитель договаривается с пожатым, чтобы он обратил внимание на то, как дети выполняют правила поведения в классе, повторил их вместе с детьми. Вожатый также может подсказать содержание «урока»: «Сегодня на уроке проходили букву Я — поупражняйтесь, как ее правильно писать, придумайте слова с буквой Я. Кто придумает больше, пусть поможет товарищу, не смейтесь над теми, кто не научился еще, у кого получается плохо».

Игры-путешествия, У детей большая тяга путешествовать, узнавать новые места, их манят дали, кажется, что вон там, за домой, за рощей открывается новый, неизвестный мир (вспомните повесть А. Гайдара «Голубая чашка»). Игры-путешествия можно организовать как путешествие в дальние края, открытия неизведанного. К ним учитель а вожатый могут привлечь родителей октябрят. Для игрового оформления путешествия дети берут с собой «рюкзаки», где хранится «запас сухарей, вода». У каждого блокнот и карандаш. «На привалах» ребята отмечают пройденный путь, делают зарисовки. Так дети могут познакомиться с близлежащими улицами, посетить ателье, почту, типографию; с учреждением предварительно договариваются родители и вожатый. Дети сами внесут много своего в путешествие, им только надо иногда помочь, разбудить их фантазию.

Так. экскурсию в музей, где экспонаты отражают прошлое, можно обыграть как путешествие в прошлое с помощью «машины времени». Экскурсия в зоопарк может выглядеть как кругосветное путешествие, во время которого дети будут знакомиться с животным миром разных стран.

Все, что дети увидят во время путешествия, они затем используют в качестве сюжетов для игр в разные профессии. Так, они играют в типографию, в завод, в почту, в ателье.

Октябрятская почта. Дети делают открытки, конверты, пишут своим товарищам, пионерам, поздравляют учителей и родителей. Вожатые помогают составить грамотное, письмо, проверяют, нет ли ошибок. Почтальоны-октябрята разносят поздравительные открытки учителям в День учителя, старым членам партии — к 7 Ноября, военным — к 23 Февраля, мамам — к 8 Марта.

Игра в типографию. Здесь дети могут делать книжки-малышки, разрисовывать обложки, писать тексты. Книги можно украшать также аппликациями. Вожатый вместе с учениками рассматривает книгу, дети замечают, что на каждой странице есть поля, где указан номер страницы, рассматривают титульный лист.

Любимые игрушки. Дети приносят на сбор звездочки спои любимые игрушки, рассказывают, как они играют дома, а затем все вместе играют с принесенными игрушками и играми.

О любви детей к игре говорят их высказывания: «Я люблю играть. В детском саду было весело, мы там играли. А в школе скучно» (I класс); «Я очень люблю играть. Мы с Витей потихоньку играем на переменках» (II класс).

От педагога требуется умение поддержать и развить этот интерес к игре, используя его также и для организации самых разных видов деятельности.

Тяжелые трудовые будни лучше всего сменить отдыхом не природе на выходных. С друзьями в походе можно отдохнуть от повседневной суеты и получить множество хороших впечатлений.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: