Знакомство учителя с семьей первоклассника

Дек 30 2010

Знакомство учителя с семьей первоклассника
Работа учителя с родителями начинается с первой их встречи — при записи ребенка в школу. Первую беседу необходимо продумать таким образом, чтобы родители смогли воспользоваться советами учителя и в оставшееся до начала занятий время подготовить ребенка к школе.

В течение учебного года учитель должен побывать в семьях своих учеников. К этому посещению надо тщательно подготовиться, продумать, на что надо обратить внимание в доме ребенка, о чем спросить родителей, что им посоветовать. При всей неповторимости каждой семьи учителя должно интересовать следующее:

1. Общая атмосфера, микроклимат в семье: как складываются отношения между родителями, между ними и другими членами семьи. Поэтому желательно, чтобы учитель пришел, когда дома будут все взрослые. Уже с первых слов беседы нетрудно бывает заметить, есть ли взаимопонимание в семье, уважение друг к другу, общие взгляды на жизнь, как относятся старшие к младшим, какое место занимают дети в этих отношениях.

2. Общий порядок в доме: есть ли у школьника специально выделенное место для занятий, в каком порядке находятся его вещи, учебные принадлежности, книги, игрушки. Надо обратить внимание, правильно ли организован уголок школьника, удобно ли заниматься ребенку, соответствует ли стол и стул его росту, правильно ли расположен источник света. Есть ли дома радио н телевизор.

3. Желательно, чтобы в беседе принимали участие все взрослые (отец, мать, бабушка, дедушка и другие члены семьи); важно выяснить, как они, представляют себе воспитание ребенка, каким они хотят вырастить ребенка, какие методы воздействия считают главными и наиболее эффективными. И очень важно, чтобы взрослые рассказывали об особенностях ребенка, его интересах и склонностях, его сильных и слабых сторонах, о том, какие трудности они испытывают в воспитании.

Располагая собственными предварительными наблюдениями за семьей, учитель тактично советует родителям, на что следует обратить особое внимание при подготовке ребенка к школе.

Учитель предупреждает родителей от таких неверных суждений, когда ребенка пугают школой. Ему, например, говорят: «Что вертишься? Вот и в классе будешь вертеться, из класса за это тебя будут выгонять». Или: «Учитель тебе покажет, как не слушаться» и т. п. Причем некоторые родители злоупотребляют подобными сентенциями и незаметно сами для себя вызывают у ребенка страх, боязнь учителя. В результате ребенок в классе без видимой причины начинает плакать и проситься домой. Оказывается, он боится наказаний, которыми его пугали родители.

Родители должны внушить ребенку уважение к учителю (но никак не страх), рассказать ему, как надо вести себя на уроке: слушать внимательно объяснения, выполнять все, что требует учитель.

В семьях первоклассников целесообразно подробно рассказывать о том, как помочь ребенку включиться в школьную жизнь. Учитель подчеркивает, что для успешного учения необходимо воспитывать усидчивость и внимание ребенка. Без этого невозможна работа в классе, когда школьнику на уроке по 30 — 40 минут надо слушать учителя, самому выполнять его требования, задания.

Учитель советует родителям внимательно присмотреться к ребенку: умеет ли он спокойно сидеть за столом во время еды, занятий рисованием, вырезыванием, лепкой; доводит ли ребенок начатое дело до конца: начал строить дом и выстроил его или же быстро бросает кубики, берется за машину, потом увидел книжку — стал ее рассматривать и т. п. Если ребенок неусидчив, учитель предлагает конкретные рекомендации родителям. Он советует давать детям небольшие задания, постоянно контролировать их выполнение. Если ребенку сначала трудно, ему надо незаметно помочь довести начатое дело до конца.

Целесообразно учить первоклассника определять время, необходимое для выполнения какого-либо дела, использовать для этого часы. Например, сказать ребенку: «Даю тебе 10 минут, чтобы ты убрал свои игрушки», «Задание по математике ты можешь выполнить за 20 минут — сам контролируй себя по часам» и т. п.

Очень важно, чтобы ребенок приучился вслушиваться в речь взрослых, выполнять их задания. Можно организовать игру: «Возьми красные кубики, поставь их в ряд, теперь синие кубики поставь на красные, возьми кубики правой рукой, левой».

Это готовит ребенка в восприятию речи учителя, к точному выполнению заданий. Важны рекомендации учителя, как надо развивать речь ребенка.

Родители должны быть терпеливыми слушателями своих детей, активными их собеседниками, исправлять погрешности речи ребенка, добиваться того, чтобы он научился ясно излагать свою мысль, вопрос.

Учитель предупреждает родителей о том, чтобы они не спешили сразу, при малейшем затруднении помогать детям. Умение самостоятельно преодолевать трудности воспитывает необходимые волевые качества. Очень важно тренировать способность ребенка к мыслительным усилиям. Часто дети задают вопросы, на которые могут сами получить ответ, если понаблюдают, подумают. В этом случае родители предлагают: «Посмотри-ка внимательней, подумай», «Постарайся сам найти ответ». Учитель советует, применяясь к особенностям ребенка и семьи, как разумно построить режим дня первоклассника: сколько времени тратить на приготовление уроков, в какой последовательности целесообразно их выполнять, когда он должен гулять, какие трудовые поручения обязан выполнять дома, сколько тратить на это времени. Родители вносят свои уточнения в распорядок дня. Таким образом составляется индивидуальный, наиболее пригодный для данной семьи вариант. Посещение семьи школьника учителем позволяет глубже понять и особенности самого ребенка, и условия семейного воспитания. Располагая этими знаниями, учитель может более эффективно строить воспитательную работу с детским коллективом и всеми родителями.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: