1 предмет детской психологии связь с другими науками

Предмет, задачи детской психологии. Связь с другими науками;

Детская психология — наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребенка. Познание детства как научная проблема. Исторические и социально-психологические аспекты изучения мира детства: положение детей в обществе, их социальный статус и взаимоотношения со взрослыми, специфика детского мироощущения, внутренний мир ребенка. Образы детства в художественной литературе, искусстве и массовом сознании. Социальные установки, отношение к детям и детству в разных культурах, эволюция понятия и образа детства.

Детская психология как раздел возрастной психологии. Связь детской психологии с другими науками: общей психологией, философией, социологией, педагогикой и частными методиками, генетикой и возрастной физиологией.

Теоретические и практические задачи детской психологии.Значение детской психологии в профессиональной подготовке педагога для системы дошкольного образования.

Человек появляется на свет. Что мы наблюдаем?

Новорождённый наделён лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни… Но по своему физическому строению, организации нервной системы человек – наиболее совершенное существо в природе… Как объяснить, что это совершенство психики в эволюционном ряду на момент рождения находиться на таком уровне? Более того, замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных. тем дольше длится его детство, там беспомощнее это существо при рождении.

В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился в тысячи раз. Но за это время новорождённый ребёнок практически не изменился.

Как получается, что при сходных природных предпосылках уровень психического развития, которого достигает ребёнок на каждом историческом этапе развития общества, не одинаков?

Парадокс заключается ещё и в том, что само понятие детства как особого состояния человека появилось сравнительно недавно.

Как известно, одна из наиболее адекватных форм отражения реальности – искусство. До XIII века художники вообще не изображали детей, что говорит о том, что ребёнок не воспринимался как личность. В XIII веке появляются детские образы (ангелы, младенец Иисус и дети как символы душ умерших). При этом дети изображались как уменьшенные взрослые. Детских портретов ещё не было. В XVI веке появились портреты умерших детей (что говорит о преодолении равнодушия к детям, т.е. смерть ребёнка уже воспринимается не как естественное событие, а как невосполнимая утрата). В XVII веке появляются изображения живых детей (официально-парадные, дети знати). Так статус детства приобрёл определённое значение (возрастающее в процессе развития общества и культуры).

Вообще, исторически понятие детства связывается нес биологическим состоянием незрелости, а с определённым кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных видов и форм деятельности. Различно также и содержание детства в разные времена и в разных социальных группах. Например, в начале XVII века родился будущий французский король Людовик XIII. Его развитие было очень интенсивным и опережающим возрастные нормы (известные в современной психологии). В 7 лет он, освоив грамоту, в том числе и музыкальную, множество игр, характерных скорее для взрослых (шахматы, теннис, шарады, головоломки), он приобщается к деятельности наряду со взрослыми. Другой пример – XX век, в одном из племен Австралии, сосредоточенных лишь на поиске пищи и воды, дети ведёт себя на уровне первобытных людей (в нашем понимании). В то же время известны случаи, когда дети, взятые из подобных племён на воспитание в раннем возрасте, весьма успешно обучались впоследствии в учебных заведениях, занимались наукой и т.д.

Решением вопросов и парадоксов аналогичного характера и призвана заниматься возрастная психология, отраслью которой и является детская психология.

Это относительно молодая отрасль психологических знаний. Её основателем считается немецкий учёный Вильгельм Прейер (XIX в.), который в книге «Душа ребёнка» описывает результаты наблюдений за развитием психических процессов собственного сына. Это биографическое направление в детской психологии (описание). Данный метод впоследствии использовали В. Штерн, Ж. Пиаже, В.С. Мухина.

Психические явления и психологические качества человека не возникают при рождении в готовом виде. Конечно, определённые отличия отмечаются, но это ещё не психологические, а скорее физиологические различия, в них проявляются особенности нервной системы.

Формы познания мира, деятельности и общения, свойственные человеку, развиваются постепенно, и одновременно складываются индивидуальные качества, формируются свойства личности.

Возрастную динамику развития личности человека, его психических процессов и особенностей от рождения до старости изучает особая психологическая наука — возрастная психология. В соответствии с основными эпохами жизни человека она делится на детскую психологию (включая психологию младшего школьника), психологию подростка, психологию юности, психологию взрослости и геронтопсихологию (психология старческого возраста).

Детская психология изучает основные закономерности психического развития ребенка.

Вопрос: Детская психология как научная дисциплина

1. Предмет и задачи детской психологии.

2. Предпосылки возникновения детской психологии как науки.

3. Связь детской психологии с другими науками.

При ответе необходимо указать предметы изучения различных отрас­лей психологической науки (общей, возрастной и педагогической психо­логии и др.).

Детская психология — отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка: условия онтоге­неза человеческой психики, развитие психических процессов (познава­тельных, волевых, эмоциональных), специфику различных видов детской деятельности, становление устойчивых черт поведения, индивидуальные психологические особенности детей. Все это и составляет ее предмет.

Раскрывая особенности предмета детской психологии как науки необ­ходимо остановиться на трудностях изучения психики ребенка.

Задачи детской психологии определяются предметом ее изучения.

1. Раскрытие сущности и закономерностей процесса психического развития.

2. Выделение стадий психического развития. Изучение возрастных новообразований.

3. Изучение факторов и условий, определяющих психическое разви­тие ребенка.

4. Разработка методов исследования психологических особенностей детей на различных этапах развития. Сбор фактов, отражающих психическое развитие ребенка.

5. Формирование психологических основ индивидуального подхода в воспитании и обучении детей различных возрастных групп.

Необходимо раскрыть содержание каждой задачи.

Возникновение детской психологии как науки в конце XIX века было обусловлено следующими предпосылками. Во-первых, накопилось боль­шое количество фактов в общей психологии, объяснить которые было невозможно без изучения генезиса данного психического явления (сту­дент подтверждает этот тезис примерами). Во-вторых, для успешного решения задач обучения и воспитания ребенка педагогам необходимы были знания об особенностях психического развития на различных воз­растных этапах (примеры применения психологических знаний в педагогической практике). В-третьих, развитие эволюционной теории Ч. Дарви­на поставило перед психологами задачу — изучать психику в ее развитии: как в филогенезе (на различных этапах эволюции животных), так и в он­тогенезе (на различных этапах психического развития человека от рожде­ния до смерти).

Смотрите так же:  Можно ли детям давать танакан

Детская психология связана с другими науками, такими, как общая психология, возрастная анатомия и физиология, дошкольная педагогика, частные методики. Раскрывая содержание этой части экзаменационного вопроса, студент подтверждает связь детской психологии с другими нау­ками примерами.

1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное

2. Мухина B.C. Детская психология. М., 2005.

3. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 2003.

4. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 2004.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав

Предмет и задачи детской психологии, связь с другими науками

ДП – это наука, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. ДП – это важное направление современной психологической науки, она тесно связана с общей психологией раскрывающей природу и закономерности психической жизни человека. Кроме того детская психология связана: с педагогикой, физиологией, педиатрией, и другими науками. Предметом ДП яв-ся развитие психики реб-ка на протяжении детства. Детство – это период жизни ребёнка или человека от рождения до 11-12 лет. Психическое развитие – это закономерные изменения психических процессов во времени, выражаемые: в количественных, качественных и структурных изменениях. Задачи ДП: 1) Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, а также отличительные стадии признаки каждого периода и их психического содержания.

В детском возрасте ребёнок проходит величайший путь в своём индивидуальном развитии, от беспомощного существа не способного к самостоятельной жизни до вполне адаптированного жизни в обществе детской психике. В первое десятилетия жизни психика ребёнка проходит такое расстояние, с которым сравнивается не один последующий возраст.

2) Детская психология изучает этапы и стадии развития ребёнка. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад и поэтому имеет своё особое значение. Поэтому важно не ускорить, а обогатить психическое развитие ребёнка, т.к. реализация всех возможностей данного возраста обеспечивает переход к новой стадии развития.

Становление различных сфер психики ребёнка.

Традицию в детской психологии выделяют 3 сферы психического развития: это познания, это личность, это деятельность.

Познавательная сфера в дошкольном возрасте интенсивно идёт познавательное развитие: овладение речью, совершенствования восприятия (цвета, формы, и т.д.) – это развитие всех видов и свойств внимания, становления мышления, развития воображения, развитие логической памяти, формирование произвольности психических процессов.

Личностная сфераформируются основы личности ребёнка. Он начинает осознавать своё «Я», свою активную деят., начинает объективно себя оценивать, учимся управлять своим поведением и деят., происходит бурное развитие эмоциональной сферы, обогащается мотивационная сфера, нравственное развитие.

Деят., как сфера расширяется сфера деят: от общения с взрослым переходит к общению со сверстниками. У ребёнка развивается продуктивные виды деят. (изобразительная, конструктивная, игровая, трудовая, музыкальная и тд). Одновременно он ребёнок осваивает цели и мотивы этих видов деят, у него формируются определённые навыки, учения, способности и личностные качества (общительность, инициативность и другие).

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

§ 2. Значение детской психологии. Ее связи с другими науками

[_Изучая развитие психики ребенка, детская психология исполь­зует данные ряда других наук и, в свою очередь, дает материал, имеющий для них важное значение

Советская детская психология’ опирается на марксистсколенинскую философиюдиалектический и исторический материа­лизм,— вскрывающую наиболее общие законы развития явлений в природе и обществе, доказывающую общественную обусловлен­ность человеческого сознания. Знание общих законов развития помогает детской психологии найти правильный подход к изучению психического развития ребенка, выявить, как возникает сознание,

каким образом ребенок, рождающийся «природным существом», становится членом общества, смотрящим на мир сквозь призму человеческого опыта.])

В то же время детальное изучение детского развития, особенно того, как ребенок познает окружающий мир, помогает более глубоко понять общую природу человеческого познания. В. И. Ле­нин указывал, что история умственного развития ребенка является одной из тех областей знания, из которых складывается общая теория познания и диалектика 1 .

(Детская психология опирается на те знания о психике человека, которые дает общая психология. Например, выделение таких сторон психологического изучения ребенка, как его деятельность, психические процессы и состояния, свойства личности, стало возможным благодаря тому, что эти стороны были выделены и описаны в общей психологии. В свою очередь, общая психология, имеющая дело со взрослым человеком, не может обойтись без знания того, как возникают и развиваются его психические свойства. Многие закономерности психики взрослого вообще нельзя понять, если не изучить их происхождения. Например, зрительное восприятие предметов и явлений происходит очень быстро, и сам человек совершенно не осознает, что он делает для того, чтобы увидеть и определить форму или величину предмета. Возникает впечатление, что восприятие — это просто мгновенное «схватывание» того, что находится перед глазами. Так и думали раньше многие психологи. И только внимательное изучение развития зрительного восприятия у детей позволило установить, что восприятие — это сложное действие, которое у взрослого протекает в автоматизированной, «свернутой» форме и потому не осознается им. Будучи самостоятельной отраслью психологии, детская психология является, таким образом, и особым методом изучения психики — генетическим методом, дающим возможность устанавливать общепсихологические закономерности.

/Детская психология постоянно использует достижения воз­растной анатомии и физиологии, особенно данные о развитии нервной системы и высшей нервной деятельности ребенка. Нормальное созревание и функционирование нервной системы составляет важнейшее условие психического развития. Без совершенствования работы мозга, являющегося органом психики, психическое развитие оказалось бы вообще невозможным. Психо­логу необходимо знать, как происходит такое совершенствование/ Знания в области детской психологии входят в состав научных основ педагогики. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,— писал К. Д. Ушинский.— то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» 2 . Основная задача

1 См.: Ленин В. И. Конспект книги Лассаля «Философия Гераклита Темного из Эфеса».— Поли. собр. соч., т. 29, с. 314.

2 Ушинский К Д. Человек как предмет воспитания.— Собр. соч. в 11-ти т. М,— Л.. 1950. т. 8. с. 23

советской педагогики — обеспечить всестороннее развитие детей, подготовить их к жизни в коммунистическом обществе. Но чтобы разрешить эту задачу, необходимо знать общие закономерности развития, влияние, которое оказывают на него разные условия, применяемые педагогом средства и методы воспитания. Иначе педагогике придется действовать вслепую, постепенно нащупывая наиболее эффективные пути воздействия на ребенка.

Смотрите так же:  Симптомы диабета у ребенка 7 лет

^Знание детской психологии необходимо и для практики обучения и воспитания детей. Важнейшим условием успешного проведения образовательно-воспитательной работы в детском саду является понимание закономерностей • психического развития ребенка, знание эмоциональных и умственных особенностей детей, а также их склонностей и интересов. Знание психологии помогает воспитателю устанавливать контакт с детьми, руководить их развитием, помогает предостеречь работников детского сада от многих ошибок в воспитании. Психология научит вдумчивого воспитателя найти подход не только к общительным, но ц,ак мало­контактным, трудным детям^ Наблюдая поведение трудных детей, воспитатель увидит, что один из малышей труден не из-за плохого характера, а из-за того, что он не может сосредоточить внимание на занятии, проводимом воспитателем. Другой оказывается негативи-стом, противоречит не только сверстникам, но и взрослым. Третий слишком застенчив и поэтому кажется умственно отсталым. Выявив, что лежит в основе особенностей поведения каждого ребенка, воспитатель сможет найти средства преодоления трудно­стей.

(Изучение психологии сделает самого воспитателя более тонким наблюдателем, готовым не только понять ребенка, но и поддержать и развить все его лучшие качества./

Связь детской психологии с другими науками

Изучение психического развития ребенка возможно только при наличии определенных, предельно общих представлений о том, что такое человек и в чем состоят его сущностные характеристики. Такие представления дает философия. Необходимо напомнить, что психология первоначально возникла в рамках философии и долгое время существовала как ее составная часть. В дальнейшем она выделилась в самостоятельную область знания и сама разделилась на множество отдельных дисциплин. Но все же каждый ученый, пытающийся изучать человека, хочет он того или нет, обязательно опирается на определенную философскую базу, на определенное понимание сущности человека. Поэтому философия, или философская антропология, является фундаментом психологии вообще и детской психологии в частности. В то же время вопросы, связанные с происхождением сознания, деятельности, личности человека, которые являются центральными для философов, конкретно и детально разрабатываются в детской психологии. Многие известные современные философы (В. В. Ильенков, Ф. Т. Михайлов, А. С. Арсеньев и другие) постоянно обращались к материалам детской психологии и во многом строили на них свои философские концепции. Поэтому можно сказать, что детская психология, с одной стороны, опирается на философию, а с другой — дает ей эмпирический материал.

Человек развивается не только в своей индивидуальной жизни, но и в процессе всей истории человечества. Психология современного человека коренным образом отличается от психологии человека средних веков или эпохи Возрождения. Однако историко-культурным развитием человечества занимаются другие науки — история, культурология, антропология. Детскую психологию интересует индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в определенной историко-культурной ситуации. Учитывать историко-культурный фон, на котором происходит развитие ребенка, совершенно необходимо детскому психологу. Вместе с тем онтогенетическое развитие имеет свои глубоко специфические закономерности.

Развитие происходит не только в детстве, но и на протяжении всего онтогенеза. И в жизни взрослого человека возможны качественные изменения: появление новых потребностей и новых форм деятельности. Общие закономерности развития человека на протяжении всей его жизни составляют предмет особой научной дисциплины — психологии развития, или генетической психологии. Конечно, детская и генетическая психологии имеют много общего, поскольку наиболее интенсивно психическое развитие происходит в первые годы жизни. Генетическая психология во многом строится на фактах и закономерностях, полученных в детской психологии, которая в свою очередь использует общие закономерности психического развития. Но детская психология ограничивается возрастом от рождения до 7 лет и стремится максимально полно описать качественные изменения, происходящие с ребенком в этот период.

Детская психология во многом опирается на понятия и методологию общей психологии. Выделение таких аспектов психической жизни ребенка, как деятельность, психические процессы, личность и др., стало возможным благодаря тому, что они были выделены и описаны в общей психологии. Вместе с тем психология, имеющая дело со взрослым человеком, не может обойтись без фактов детской психологии. Особенности психической жизни взрослого нельзя понять без анализа их происхождения. Психика зрелого человека очень сложна, в ней одновременно существует в свернутом, сжатом виде множество процессов и тенденций, изучить и проанализировать которые невозможно, без обращения к их генезису. Изучение ребенка в этом отношении обладает неоспоримым преимуществом: здесь все только начинается, и все процессы зарождения новых форм деятельности, сознания, мышления можно проследить в развернутом виде. Поэтому детскую психологию можно рассматривать как своеобразный генетический метод общей психологии, который позволяет проследить становление сложнейших форм психической жизни взрослого человека. В то же время детская психология является самостоятельной фундаментальной наукой, дающей научную основу для таких прикладных наук, как педагогическая психология и педагогика.

Предметом педагогической психологии является разработка и обоснование методов обучения и воспитания детей в различных возрастах. Очевидно, что разработка методов обучения и воспитания дошкольников невозможна без знания особенностей психики ребенка на ранних этапах онтогенеза. Только понимание возможностей (и границ этих возможностей) ребенка на разных этапах детства позволяет педагогическому психологу разработать адекватные и эффективные для каждого возраста методы обучения и воспитания детей.

Вместе с тем педагогическая психология дает неоценимый материал для детской психологии, поскольку позволяет выяснить влияние различных стратегий воспитания и обучения детей на особенности их психического развития. Фундаментальная проблема связи психического развития ребенка с его обучением и воспитанием лежит в плоскости как детской, так и педагогической психологии. Поэтому детская и педагогическая психологии являются неразрывно связанными дисциплинами. Педагогическую психологию дошкольника можно рассматривать как особую область детской психологии, связанную с разработкой прикладных вопросов, касающихся обучения и воспитания детей. Представления о возрастных особенностях детей совершенно необходимы для практической работы с детьми.

Важнейшим условием успешной работы воспитателей и педагогов в яслях, в детском саду, в различных учебно-воспитательных центрах является знание закономерностей психического развития ребенка, понимание интересов каждого ребенка, особенностей его мышления и эмоциональной жизни. Это помогает воспитателю устанавливать контакт с детьми, своевременно выявлять и преодолевать отклонения в их психическом развитии, выбирать адекватные для них формы общения и обучения. В последнее время в нашей стране все более широкое распространение получает профессия практического детского психолога. В задачу этого специалиста входит диагностика и коррекция психического развития детей, а также работа с трудными детьми и их родителями. Главной и необходимой основой этой профессии является знание детской психологии.

Смотрите так же:  Возрастные особенности детей школьного возраста психология

Только понимание возрастных норм и закономерностей психического развития позволяет практическому психологу выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка, их соответствие возрастной норме, диагностировать отклонения в психическом развитии отдельных детей и выбирать адекватные и эффективные методы коррекции.

• Детская психология — это наука, изучающая особенности психической жизни ребенка и закономерности психического развития в детском возрасте. Детство — период наиболее интенсивного развития человека.

• Это развитие осуществляется в виде качественных преобразований в психике ребенка, как смена различных своеобразных возрастных этапов психической жизни, каждый из которых имеет свои специфические особенности. В отличие от этого рост ребенка является процессом количественных накоплений.

• Психическое развитие ребенка осуществляется другим путем, чем развитие животных. Оно происходит не как развертывание врожденных биологических задатков и не как накопление индивидуального опыта, а через присвоение культурно-исторического опыта и через превращение общественных ценностей и норм деятельности в собственные, индивидуальные способности ребенка.

• Детская психология, являясь самостоятельной фундаментальной наукой, имеет тесные и взаимные связи с другими дисциплинами. С одной стороны, она опирается на философию, культурологию, психологию развития и общую психологию и дает эмпирический материал для них, с другой — является научным фундаментом для педагогической психологии, педагогики и практической психологии.

1. Что изучает детская психология и каков ее главный предмет?

2. Что дает ребенку природа? В чем главное отличие человеческого мозга от мозга животных?

3. Чем отличается развитие ребенка от его роста?

4. Каково главное условие человеческого развития?

5. В чем специфика развития ребенка в отличие от детенышей животных?

6. С какими науками связана детская психология? Что дает ей философия, психология развития и общая психология?

7. Зачем воспитателю и практическому психологу нужно знать детскую психологию?

1. Предмет детской психологии.

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства. Детство, по периодизации, принятой в отечественной психологии (Д.Б. Эльконин), охватывает три большие эпохи: раннее детство — возраст от рождения до 3 лет, детство — от 3 до 10 лет и отрочество. Дошкольная психология, являясь составной частью детской психологии, изучает психическое развитие ребенка на протяжении первых 7 лет жизни.

Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

2. Категория развития. Соотношение понятий «рост», «развитие», «созревание».

Развитие — это процесс необратимых направленных по восходящей закономерных изменений, приводящих к возникновению количественной, качественной и структурных преобразований психики и поведения человека. Созревание-это процесс, течение которого зависит от унаследованных способностей индивидуума. Рост- процесс количественных изменений в ходе совершенствования психической функции или увеличение размеров функциональных возможностей отдельных составляющих или системы в целом. Развитие — это сочетание и роста и созревания, для реализации общей направленности (единая линия развития). Это многоплановое движение по восходящей линии, оно обусловлено общим эволюционным процессом, конкретными историческими условиями, деятельностью, многообразием отношений, а также взаимообусловлено развитием соц. среды. В целом, развитие осуществляется по цепи переходов через кризисы и преодоления противоречий к более высоким способам действий.

Основные свойства развития, отличающие его от других изменений, является: — необратимость – способность к накапливанию, надстраиванию изменений; — направленность – способность к наличию единой линии развития; — закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Источником развития является общество, именно оно ставит задачи развития, определяет набор деятельности человека и определяет возможности развития человека. При этом природные свойства человека являются органическими предпосылками данного процесса.

Движущими силами развития являются противоречия: — между возрастными физиологическими и психическими возможностями человека и сложившимся взаимодействием с окружающим миром; — между внешней социальной ситуацией развития и внутренней позицией человека: — между достигнутым уровнем психического развития и образом жизни. Факторы развития: наследственность; среда; время; активность; познание; общение; труд.

Рост — это количественное изменение человека без изменений внутренней структуры, состава входящих в него элементов, функций того или иного процесса. Можно говорить о физическом росте человека, можно — о росте различных психологических показателей, например росте запаса слов без изменения функции речи. Развитие, в отличие от изменения, обязательно несет в себе качественное изменение структуры, отдельных элементов, функций или всего перечисленного, вместе взятого.

Другие статьи

  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Средства развития физических качеств у дошкольников «Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников». Подготовила: инструктор по ф.к. МБДОУ д /с 16 Виноградова Г.В. ЗАТО г. Североморск. - презентация Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmbdou-ds16.ru Похожие […]
  • Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по оригами Конспект занятия по оригами "Снежинка" Конспект занятия по ручному труду (в технике оригами) в старшей группе. Воспитатель: Синицина М.К. Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Продолжать развивать и совершенствовать […]
  • Ребенок 1 5 года плохо спит ночью комаровский Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок плохо спит ночью и часто просыпается Беспокойный детский сон по ночам — проблема довольно распространенная. Многие мамы и папы мечтают, чтобы ребенок сам выспался как следует и дал им, родителям, поспать хотя бы 8 […]
  • Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников Психолого педагогические основы развития словаря у детей дошкольного возраста Главная > Реферат >Педагогика Уральский государственный педагогический университет. Институт педагогики и психологии детства. Тема: «Психолого-педагогические основы развития словаря у детей […]
  • Ребенок в 1 год спит 3 раза Сколько раз в день положено спать ребёнку после года? Здравствуйте! Нашему сынку 1 год 22 дня. Спит 2 раза днём. Утром в 10−11 и после обеда в 14−15. Спит по 40−50 минут. Укачиваемся долго. Вечером ложится спать в разное время — когда в 21 ч., 22 ч., а вчера уже […]