10 признаков аутизма у детей

Аутизм у ребенка: 10 признаков, которые нельзя пропустить

Аутизм — поведенческое расстройство, при котором внимание человека направлено не на внешний мир, а лишь на внутренний. Это заболевание, которое нельзя вылечить. Но при ранней диагностике можно предпринять меры коррекции.

Статистика не очень радует. Подобное отклонение встречается примерно у 1 из 70 малышей. Причем мальчиков среди “аутят” в 2 раза больше, чем девочек. Нет четких границ нарушения, у разных малышей оно проявляется по-разному. Кому-то удается адаптироваться в жизни, и они испытывают лишь незначительный дискомфорт при общении. Другие же могут быть настолько погружены в себя, что ни о какой нормальный жизни в нынешнем понимании вести не смогут.

В настоящее время существует множество действительно действенных методик по работе с детьми-аутистами. Главное — вовремя заметить нарушение и сразу же приступить к коррекции. Вот 10 особенностей, которые помогут вам обнаружить заболевание.

1. Младенец не реагирует на маму

Норма: в 2-3 месяца кроха узнает маму и реагирует на ее появление. Если ваш ребенок так не делает, это повод забить тревогу и обратиться к невропатологу.

2. Ребенок не интересуется другими людьми

Норма: Малыш устанавливает с другими людьми зрительный контакт, внимательно следит за их действиями, пытается прикоснуться. Если ваш ребенок не заинтересован в других людях — это очень тревожный признак.

3. Ребенку не нравятся прикосновения

Норма: Кроха тянется на ручки, любит поцелуи и тактильный контакт. Детки с нарушениями могут кричать и вырываться даже из маминых рук.

4. Задержка речи

Тут стоит быть очень внимательной. Естественно, ребенок не должен в год цитировать Пушкина. Но гулить и пытаться произносить простейшие слоги — обязан. Да, бывают детки-молчуны. Но если ребенок не реагирует на свое имя, а подросший не может ответить даже на самый простой вопрос — повод забеспокоиться.

5. «Все сложно» с эмоциями

Норма: Ребенок выражает простейшие эмоции: радость, злость, обиду и понимает их. Некоторых мам вполне устраивают тихие и спокойные детки, но здоровый малыш должен бегать, шуметь и чувствовать себя свободно хотя-бы дома. Особая опасность — принимать патологию поведения за результат отличной воспитательной работы.

6. Ребенок не играет с другими

Норма: с 3-х лет ребенок заинтересован в коллективной игре, принимает в ней участие и старается придерживаться правил. «Оставьте его в покое, он просто не любит шум» очень опасная формулировка. Ребенок должен играть с другими, дружить и даже ссориться. Лишь таким образом развивается его навык общения.

7. Малыш зациклен на одном предмете

Норма: ребенок достаточно быстро меняет род деятельности в течении дня. Ему интересно все вокруг: посуда, игрушки, животные, папин ботинок. Маму должно насторожить методичное разрывание газеты на крошечные кусочки в течении нескольких часов.

Смотрите так же:  Интерферон и депрессия

8. У ребенка есть навязчивые движения

Если вы стали замечать, что ваш малыш раскачивается, хлопает по ушам или бьется головой обо что-то в попытках себя успокоить, стоит посетить доктора.

9. Ребенок слишком ревностно относится к ритуалам

Норма: Детям интересны новые сказки, дороги до дома или создание сомнительных конструкций, нарушающих планировку комнаты. Если ребенок устраивает истерику из-за того, что табурет сдвинут на несколько сантиметров или отказывается изменять маршрут, — очень опасный признак. Систематичность, конечно же, нельзя назвать плохим качеством, но когда консерватору всего 5 лет это говорит лишь о нарушениях.

Аутизм — болезнь-загадка. До сих пор его причины неясны и нет единого мнения: заболевание ли это или особое альтернативное состояние. Как распознать ребенка-аутиста в раннем возрасте? Какие методики и формы помощи таким детям существуют в России и в других странах? — об этом пойдет разговор ведущих отечественных специалистов, а также их зарубежных коллег, экспертов с мировыми именами.

Один из спикеров, как заявлено в программе форума, — Игорь Шпицберг — психолог, руководитель реабилитационных программ центра и отделения психолого-педагогической реабилитации. Возглавляемый им детский центр «Наш солнечный мир» — одна из старейших отечественных НКО, занимающихся реабилитацией детей-аутистов, и единственная в России, которая является ассоциативным членом Европейской ассоциации Autism Europe. Накануне открытия форума корреспондент «РГ» побывала в центре Шпицберга.

Я думала, что дети, «живущие в себе», меня просто не заметят. Но уже с порога подросток выше меня на полголовы дружелюбно протягивал руку: «Здравствуйте!». Другой — даже вскочил, бросив нитку, на которую нанизывал бусинки: «Я Марк! А тебя как зовут?» Но, когда попыталась обратиться к бегающей малышке, ее мать заметила: «Она вам ничего не скажет». Мальчик лет пяти, держась за маму, без устали повторял: «Купи мошку!».

— Что он просит? Кошку?

— Мошку какую-то увидел, — вздыхает мать. — Раньше совсем не говорил, а теперь почему-то просит то, что не купишь: дерево, луну. Или вот мошку.

Дом дышал спокойствием, терпением и свободой. В кабинетах шли индивидуальные занятия с психологами, логопедами, врачами, которые делают невозможное — открывают мир детям, отгородившимся от этого мира. Антону 10 лет. Он третий год дважды приезжает в «Солнечный мир» и, наконец, начал говорить. Мама рассказывает, что с первых дней заметила, что сын не такой, как все: младенец категорически отстранялся от нее и был спокоен лишь лежа в кроватке, часами сосредоточенно разглядывая любое цветное пятно перед глазами.

— Родители, как правило, первыми замечают, что ребенок ведет себя необычно, — подтверждает руководитель центра Игорь Шпицберг. — Педиатры часто не распознают первые признаки аутизма, советуют родителям подождать, пока он «все наверстает». Но правы бывают родители, подозревающие, что с ребенком что-то не так.

В чем проявляется это «что-то не так»?

— В выражении лица, в положении тела, ребенок как бы зависает на одной точке. Обычно ему трудно установить контакт со сверстниками, и чаще всего он остается в изоляции. Аутисты не вступают в диалог: им непонятно, что им говорят. Их речь, как правило, монотонна, обрывочна, лишена эмоций. Они механически повторяют чужие фразы, не понимая содержания. При этом у маленького аутиста может проявляться острая чувствительность. Например, они не переносят громких звуков или толпы. У многих возникают своеобразные ритуалы: ребенок постоянно дергает себя за волосы, ходит на цыпочках, хлопает в ладоши, требует при купании определенный уровень воды в ванне. Может часами поворачивать какой-то предмет, включать и выключать свет. А при попытке ему помешать его реакция бывает самой непредсказуемой, даже агрессивной.

Смотрите так же:  К какому врачу идти с заиканием

«Наш солнечный мир» начинается с аквариумов с рыбками и черепахами в маленьком холле, где дети с мамами ожидают «лечебных» собачек. А в это время коноводы центра готовят к занятиям лошадей — иппотерапия прописана почти всем пациентам.

— С лошадей и начался наш центр, общение с лошадьми, верховая езда — одно из главных наших «лекарств», — подтверждает Шпицберг. — Медикаментозное лечение, еще недавно применявшееся при аутизме, который считали формой шизофрении, оказалось абсолютно несостоятельным. Мы категорически против медикаментов, работаем по специальным психологическим программам. Наше лечение — всестороннее приближение к естественной среде. Я понял благотворное воздействие животных на людей с серьезными психическими отклонениями давно. А потом женился на женщине, у которой был сын-аутист. Так к учебе и работе в центре прибавились уроки ежечасного общения с ним. Мы вырастили сына, сейчас он окончил полиграфический университет и работает с компьютерными программами.

Игорь Леонидович, а на какие средства живет ваш центр?

— Мы никогда не были ни государственным, ни коммерческим учреждением. Существуем на средства родителей и некоторую благотворительную поддержку.

Сирот не лечите?

— К сожалению. Еще десять лет назад наши занятия были бесплатны для всех — за счет спонсоров. Но когда их лишили налоговых льгот за поддержку инвалидов, пришлось брать с родителей минимальную плату, чтобы оплачивать аренду, содержать конюшню и хоть как-то оплачивать труд наших уникальных специалистов. И если бы нас освободили хотя бы от арендной платы и выделили средства на содержание животных и зарплату специалистов, мы снова сделали бы наши занятия бесплатными. Думаю, это в конечном счете было бы государству более выгодно, чем просто содержать инвалидов и их опекунов. А если учесть, сколько инвалидов-сирот остается в системе психинтернатов, здесь мы сегодня бессильны. Единственное, что можем, бесплатные консультации работающим там врачам и воспитателям, которые очень нуждаются в профессиональной помощи.

В мире аутизмом поражены 67 млн человек. По данным Центра по контролю заболеваемости и профилактики США, уровень распространения аутизма среди детей на 2013 год определяется как 1 из 50. У мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в 4 раза чаще, чем у девочек.

Большинство детей-аутистов в нашей стране не ходит в детский сад, их не принимают в школы — считают умственно отсталыми и просто боятся. Диагноз аутизм — только для детей. После 18 лет диагноз снимается и ставится наихудший — шизофрения.

10 признаков аутизма у детей

К сожалению, немалая часть аутичных детей в раннем и дошкольном возрасте вообще не пользуется речью. Вместо речи ребёнок использует вокализации, сигнализирующие о комфорте или дискомфорте, и которые родители нередко называют «пением» или «мычанием». Характерным в таких случаях является появление в потоке вокализаций звуков, скопированных из неречевого окружения ребёнка (цоканье, вой сирены, крик птицы и др.), а иногда и абрисов слов, различить которые способны только наблюдательные близкие.

Смотрите так же:  Исследователи аутизма

Отсутствие социальной интуиции и неумение обобщать пережитый опыт приводит к стремлению аутичных детей к постоянству своего окружения, так как они испытывают стресс при изменении социальной ситуации. Проявляется это в поведении негибкостью и неспособностью идти на уступки, и, как правило, квалифицируется родителями как «упрямство». Зацикленность поведения на определённых действиях и протестные реакции в ответ на смену одного события другим – пожалуй, самая частая проблема, которую отмечают члены семьи. Ребёнок, надев шапку, не даёт её снять с себя в помещении; привыкнув к определённой пище, с упорством отвергает другие продукты; получив однажды купленную в киоске машинку, с истерикой требует повторения покупки каждый раз, проходя мимо. Упорные протесты против попытки переключить ребёнка с одного действия на другое называют проблемой «переходов». Именно негибкость и застреваемость поведения на однообразных действиях и проблемы «переходов» могут стать причиной ежедневных истерик.

Другие статьи

  • Аскорутин таблетки инструкция по применению детям Аскорбиновая кислота+Рутозид 1 таблетка содержит активное вещество: аскорбиновой кислоты 50,0 мг и рутозида в пересчете на безводное вещество 50,0 мг. Фармакотерапевтическая группа Фармакологическое действие Аскорбиновая кислота участвует в регуляции окислительно- […]
  • Развитие малыша от 0 до года по месяцам Развитие малыша от 0 до года: большие достижения Органы чувств малыша понемногу развиваются: кроха уже способен задерживать взгляд на лице мамы или подвесной игрушке. К концу 2-го месяца ребенок плавно следит взглядом за предметами, движущимися по горизонтали, чуть […]
  • Заявление о назначении пособия по уходу за ребенком до 3 лет образец рб Образец заявления на отпуск по беременности и родам в 2018 году Заботясь о будущей роженице и будучи заинтересованным в воспроизводстве населения, государство предоставляет возможность работающим женщинам находиться в оплачиваемом отпуске до и после родов (норма […]
  • Можно ли в год ребенку омлет Вкусный омлет для годовалого малыша! Простой омлет для годовалого можно приготовить в пароварке, когда крохе исполнится 2 года, то его можно будет готовить в духовке, а в меню для ребенка 3 лет уже можно включать и жареные блюда, хотя, безусловно, самым полезным […]
  • В каком возрасте ребенок спит 2 раза днем С какого возраста ваш ребенок спит 1 раз в день? Нам год и 2 месяца, еще неделю назад мой ребенок отлично укладывался спать 2 раза в день. в 11.00 и в 17.00 и спал по 1,5 часа. И хорошо укладывался в ночь, в 22:00. Но последнюю неделю это что-то. Во-первых, сложнее […]
  • Индивидуальная карта развития музыкальных способностей дошкольников Индивидуальные карты развития музыкальных способностей ребенка для проведения педагогического обследования детей в ДОУ Елена Ошман Индивидуальные карты развития музыкальных способностей ребенка для проведения педагогического обследования детей в ДОУ Индивидуальная […]