7-ой месяц ребенку развитие

Содержание:

Форум родителей:



Седьмой месяц жизни ребенка

Окончание первого полугодия жизни ребенка — это своего рода критический период, или переходный — подготовка к прорезыванию и прорезывание зубов, подготовка к так называемой «вертикализации», т.е. к умению садиться и вставать.

Задолго до прорезывания зубов у малыша обычно усиливается выделение слюны, припухают десны. Следите, чтобы подбородок ребенка и шейные складки не были постоянно влажными

под руками у вас всегда должна быть чистая мягкая салфетка для вытирания слюны. Очень важно в этот период особенно тщательно, несколько раз в день мыть игрушки с мылом и ополаскивать их кипяченой водой — ведь ребенок не просто берет их в рот, а активно трет ими десны, и грязная игрушка может стать причиной такого неприятного заболевания, как стоматит.

Обычно у малыша на 6-м месяце сначала прорезываются 2 нижних или 2 верхних центральных резца, поодиночке, с интервалом 5-6 дней, а иногда и оба сразу. Следует сказать, что сроки прорезывания зубов у здоровых детей могут быть разными, есть дети, у которых они прорезываются уже в 3-4 месяца, а есть в 8-9. Обычно это связано с влиянием наследственных факторов. Но есть состояния, при которых прорезывание зубов задерживается значительно — прежде всего, это рахит и некоторые другие заболевания. Поэтому, если у ребенка до 8 месяцев не прорезались первые зубы, обратитесь к врачу.

Процесс прорезывания зубов у большинства детей несколько нарушает их состояние и самочувствие. У многих малышей за 3-4 дня до этого события может участиться стул, снизиться аппетит. Ребенок становится капризным, хуже спит, трется лицом о подушку, о мамино плечо. Может даже несколько повыситься температура. В этот период родители должны быть очень внимательны — ведь с прорезыванием зубов, поскольку сопротивляемость организма снижена, может совпасть и какое-то заболевание. Если температура выше 37,5 градусов или если у ребенка рвота, понос, возбуждение или вялость, нужно вызывать врача.

На шестом месяце жизни у детишек, родившихся у мам со снижением гемоглобина, возможно развитие железодефицитной анемии (сейчас таких мам особенно много, так как питание населения недоброкачественное). Поэтому поинтересуйтесь у врача, не пора ли сделать ребенку анализ крови — это поможет своевременно ликвидировать дефицит железа, повысить сопротивляемость организма, предупредить наслоение инфекционных заболеваний.

В возрасте 5-6 месяцев в питание ребенка обычно вводят творог, который вы получите на молочно-раздаточном пункте (ослабленным детям по рекомендации врача творог иногда вводят раньше). Этот полезный продукт вводят постепенно, с 1/4 чайной ложки, растирая его с молочной смесью, кефиром («Агу»), или смешивая с кашей, фруктами. Кормят ребенка по-прежнему 5 раз в день, меню его примерно такое: в 6 часов — 200 граммов грудного молока, молочной смеси или кефира, в 10 часов — «завтрак» — 150 г 10%-й каши и 40-50 г фруктового пюре или тертого яблока, в 14 часов — «обед» — 180-200 г овощного пюре и 40-50 г сока, в 18 часов — вновь грудное молоко (у искусственников — смесь) и 3-5 ложек творога, протертого со смесью или с фруктово-ягодным пюре, и на ночь — в 22 часа или в 22.30 — грудное молоко или смесь.

Не забывайте о гимнастике! На шестом месяце обязательны упражнения, развивающие мышцы спины, рук, ног, готовящие малыша к ползанию и ходьбе). Стимулировать ползание можно, положив перед ребенком, лежащим на животе, игрушку и слегка подталкивая ребенка к ней, помогая встать на четвереньки. Не огорчайтесь, если в конце шестого месяца ваш ребенок еще не умеет самостоятельно садиться — многие дети вначале овладевают умением вставать из коленно-локтевого положения, а уже затем — самостоятельно садятся.

Пощряйте ребенка манипулировать игрушками, например извлекать звуки из озвученных игрушек. Разнообразные движения рук способствуют дальнейшему познанию мира, стимулируют развитие активной речи. К концу 6-го месяца малыш подолгу повторяет отдельные слоги — «ба-ба-ба», «ля-ля-ля», «ма-ма-ма». Играя с ребенком, используйте этот его «словарный запас». Сосредоточив внимание малыша на своем лице, губах, мама или папа спокойным ласковым голосом повторяют доступные ему слоги. чередуя их с известными детскими стишками, прибаутками. Обычно на это малыш отвечает активным лепетом. К 6 месяцам ребенок должен также уметь хорошо есть густую пищу с ложки и придерживать руками бутылочку, из которой его кормят.

Если вы не делали этого раньше, на 6-м месяце уже обязательно начните вырабатывать у ребенка навыки опрятности. Если он проснулся сухим, подержите его над горшком, тазиком, поощряя соответствующими звуками. За успех похвалите, если же попытка не удалась, не говорите с малышом сердитым тоном, чтобы не вызвать негативного отношения к этой процедуре, имейте в виду, что детей, преимущественно воспитываемых в памперсах, приучать к опрятности сложнее — многие из них очень долго не просятся на горшок.

Ребенок в 7 месяцев (календарь развития)

Каждый день вы замечаете в малыше изменения. Это уже не тот крошечный комочек, который вы принесли из роддома. Младенец заметно подрос и теперь проявляет себя как полноправный член семьи. В 7 месяцев ребенок больше общается, больше двигается, да и питается и спит уже не как в первом полугодии.

Что нового в физическом развитии?

За седьмой месяц ребенок подрастает на 2 см и набирает около 600 г, к концу месяца вес малышей составляет 7.5 — 8.5 кг (± 1 кг), а рост 66 – 70 см (± 3 кг).

Что умеет ребенок в 7 месяцев:

  1. Некоторые дети уже могут сидеть без поддержки, учатся садиться сами.
  2. Некоторые в семь месяцев уже ползают. Пока малышу трудно приподнимать тело полностью, поэтому он ползает по-пластунски.
  3. Лежа на животе, может облокачиваться на одну ручку, а другой тянуться и захватывать игрушку.
  4. Активно переворачивается в разные стороны. Физическое развитие малыша теперь полностью направлено на повышение его активности, поэтому это время начала ушибов и травм. Двигательная активность крохи возросла, но движения пока не скоординированы и неловки, при этом родители еще склонны недооценивать возможности малыша, оставляя его одного посередине дивана или кровати. Дети за считанные секунды могут перекатиться с одного края дивана на другой, по этой причине не оставляйте их одних.
  5. Ребенок в 7 месяцев умеет сам держать бутылочку и поднимать, если она упала.
  6. В кроватке может привставать на колени или полностью на ножки, держась за перила.
  7. При поддержке за подмышки – шагает.
  8. Ребенок в 7 месяцев все увереннее пользуется руками: перекладывает игрушку из одной руки в другую, поворачивает его в руках.
  9. Поднимает и снова кидает игрушку. Ударяет ею об стол, тянет в рот, рассматривает.
  10. Может в большие предметы вкладывать маленькие.
  11. Слух и зрение уже полностью сформированы. Ребенок реагирует поворотом головы даже на негромкие звуки. Но не приучайте малыша спать в полной тишине, допускайте небольшой звуковой фон (телевизор или радио), иначе в будущем ребенок начнет просыпаться от незначительных звуков.
  12. У многих детей в семь месяцев появились уже первые зубки, но если их нет – не переживайте, до года спокойно ждите их появления. Большую роль в сроках прорезывания зубов играет наследственность, если у родителей зубы появились в 9 месяцев, то у ребенка, скорее всего, будет также. У некоторых детей вырастает сразу несколько зубов.

Все малыши по разному реагируют на прорезывание зубов. У кого-то оно может проходить без особых проблем, а о том, что зубик пробивается, мама узнает только по белой кромке на десне. Но у большинства детей все-таки наблюдаются признаки, предшествующие появлению зуба:

  • Слюнотечение;
  • Покраснение и опухание десен;
  • Малыш все кусает: игрушки, ваши и свои пальцы, тянет в рот кулачок;
  • Кроха трется щечкой о подушку, щипает себя за лицо, за ушки;
  • У некоторых детей может быть субфебрильная температура (37).

Что нового в психическом развитии?

  1. Теперь ребенок понимает смысл многих слов и может указать пальчиком на знакомые предметы. Продолжает общаться лепетом.
  2. Он знает свое имя и реагирует на него.
  3. Малыш различает всех родственников. В нем сформировано уже чувство глубокой привязанности. Конечно, больше всего малыш эмоционально привязан к матери и в ее отсутствие теперь может разрыдаться, но это будет связано не с голодом, а с потерей чувства защищенности и с тревогой. У некоторых детей в этом возрасте даже может наблюдаться страх при расставании, что говорит о большом шаге в психическом развитии малыша.
  4. Младенец уже по мимике и жестам может догадываться о чувствах, которые вы испытываете. Он различает интонации в голосе: нежные или строгие, добрые или злые. И когда на ребенка ругаются, он уже пытается понять свою вину.
  5. Малыш учится проявлять свои чувства: хватает вас за лицо, за волосы, прижимается или наоборот отворачивается.
  6. Лепет ребенка все больше усложняется. Постепенно он становится осмысленным. Кроха поворачивает голову в сторону объекта, который мама перед этим назвала несколько раз (папа, киса, баба), может сам повторить первый слог. Пытается обратить на себя внимание определенными слогами.
  7. На вопрос «где?» может найти взглядом то, о чем спрашивают.
  8. Малыш понимает, что спрятанные вещи не исчезают совсем, а их просто не видно.
  9. Ребенок готов теперь подружиться с кем угодно, но сам инициативы не проявляет, а ждет ее от объекта.
  10. В этот период правое полушарие (левая сторона тела) развивается интенсивней, чем левое (правая сторона тела), поэтому вы можете заметить, что малыш больше пользуется левой рукой, чем правой. Это временное явление и совсем еще не означает, что ребенок левша. (как определить левша или правша ваш ребенок)
  11. В этом возрасте младенцы могут начать бояться резких или громких звуков (пылесос, фен, вентилятор). Старайтесь не включать эти приборы поблизости от ребенка. ( Читаем:Ребенок боится громких звуков)

Тест на развитие малыша 7 месяцев

  • Младенец в 7 месяцев должен уметь переворачиваться в разные стороны, сидеть с прямой спиной при поддержке, перевернуться на бочок за погремушкой из положения лежа на спине;
  • Сядьте с ребенком на коленях за стол. Малыш крепко схватится за край стола, начнет перекладывать лежащие на нем предметы, хлопать ручками по столу;
  • Намеренно проигнорируйте ребенка. Малыш начнет искать вашего взгляда или даже захнычет;
  • Ребенок в 7 месяцев проявляет интерес к незнакомым людям, страх перед незнакомцами постепенно уходит;
  • Когда малыш лежит на спинке прикройте его личико пеленкой, ребенок должен уметь самостоятельно освободится от нее;
  • Дайте крохе в обе ручки по игрушке, а затем предложите еще одну. Сначала малыш озадачится, а потом отпустит одну игрушку, чтобы взять другую.

Что должно насторожить

  • Малыш не пытается переворачиваться и садиться;
  • Не стучит кубиком по столу;
  • Не реагирует на звуки, не проявляет эмоций, нежности к маме, не привлекает к себе внимание;
  • Не может поднести предметы ко рту;
  • В вертикальном положении не может выдержать свой вес;
  • Не следит взглядом за передвигающимся предметом, не лопочет.

ВИДЕО 1: развитие ребенка в 7 месяцев

Как кормить малыша на 7 месяцеце

В этом возрасте ребенок уже должен самостоятельно пить из чашки — как научить этому ребенка?

Если вы ввели прикорм в 6 месяцев, и ваш малыш на естественном вскармливании, то к семи месяцам уже одно грудное кормление заменили на кашу и овощное пюре.

Каши пока безглютеновые (греча, рис, кукуруза) и однокомпонентные. Можно давать готовые каши промышленного производства, в них уже содержится сухое молоко и масло.

Если варите сами, то каша должна быть сначала 5 %: на 5 г крупы – 100 г воды, потом – 10 %: на 10 г крупы – 100 г жидкости. В овощные пюре начинайте добавлять растительное масло (лучше оливковое, первого холодного отжима), сперва по 1 капле и доводя постепенно до 1 чайной ложки. В кашу – сливочное масло (82%), сначала 1 г, а затем до 4 г на порцию каши.

Если овощные пюре вы благополучно ввели, то начинайте давать фруктовые (яблоко, груша, чернослив, слива, персик) и продолжайте вводить по очереди другие овощи (морковь, тыква, шпинат, картошка). Следует заметить, что шпинат и картофель несколько тяжеловаты для детского желудка, поэтому их лучше давать вместе с кабачком или цветной капустой, поэтому вводите их в конце 7-го месяца, когда уже ребенок будет готов к многокомпонентной пище. С начала введения прикорма лучше два месяца кормить только однокомпонентными пюре и кашами.

В конце месяца можно вводить желток, начиная с 1\4 (а затем 1\2 желтка), два раза в неделю.

Если у малыша появились или начали расти зубки, купите ему специальные детские печенюшки, которые быстро растворяются во рту. Таким образом, в полные 7 месяцев малыш, находящийся на естественном вскармливании, имеет примерно следующий рацион:

  • 7 часов – грудное молоко 200 г.
  • 11 часов – каша 150 г, сливочное масло 4 г, фруктовое пюре 30 -50 г, сок (компот, вода или грудное молоко) 25 – 30 г.
  • 15 часов – овощное пюре 150 г, масло растительное 5 г, половинка желтка (2 раза в неделю), печенюшка (сухарик), сок (компот, вода или грудное молоко) 25 – 30 г.
  • 19 часов – грудное молоко 200 г.
  • 22 — 23 часа – грудное молоко 200 г. Ночью продолжайте кормить грудью по требованию.

Если прикорм был введен с 4 – 5 месяцев, то в 7 месяцев ребенку можно начинать давать вареное мясо (индейка, телятина, кролик, курица), предварительно протерев его на блендере до гомогенной консистенции.

Мясо лучше давать с овощным прикормом, с добавлением растительного масла или молочной смеси. Начинать нужно с 1\2 чайной ложки, доводя до 25 – 30 г. Для ребенка на искусственном вскармливании рацион в 7 месяцев будет выглядеть так:

  • 7 часов – смесь 200 г.
  • 11 часов – каша 150 г, масло сливочное 4 г, пюре из фруктов 30 – 50 г, сок (вода, компот или смесь) 20 – 30 г.
  • 15 часов – овощное пюре 150 г, пюре из мяса 20 -30 г, масло растительное 5 г, половинка желтка (2 раза в неделю), сок (вода, компот или смесь) 20 – 30 г.
  • 19 часов – смесь 200 г, печенюшка (сухарик).
  • 22 – 23 часа – смесь 200 г.
Смотрите так же:  Психология принципы обучения и воспитания

Режим — сон и бодрствование

Ночной сон станет более спокойным и глубоким, а его длительность составит примерно 10-11 часов. Дневной сон длится 1,5-2 часа по 2-3 раза в день, при этом продолжительность и время сна может зависеть от характера ребенка, обстановки, созданного режима в вашей семье. Особенно полезно для малыша спать на свежем воздухе. Если ежедневно придерживаться поставленного распорядка, то кроха будет просыпаться примерно в одно и то же время.

Как помочь малышу развиваться

Продолжайте все те же занятия с ребенком, которые начали в предыдущие месяцы, немного усложняя и продлевая игры. Делайте все, чтобы у малыша развивалась речь и его лепет постепенно переходил в слова.

  • Привлекайте внимание малыша к вещам, о которых вы рассказываете. Делайте прогулки не только во время сна, пусть кроха познает окружающий мир и за пределами квартиры. Повторяйте слова, пока ребенок не усвоит их. Используйте карточки Домана (тематические картинки со словами), с ними дети быстрее запоминают слова. Чаще рассматривайте и читайте детские книжки, пусть малыш учится сам переворачивать странички.
  • Развивайте мелкую моторику ребенка.
  • Обращайтесь к малышу с просьбами что-то выполнить (брось или подними мячик, возьми кубик). Разумеется, ребенок должен уметь сделать то, о чем вы попросили. После выполнения задания обязательно хвалите малыша.
  • Научите кроху показывать пальчиком на предмет, хлопать в ладошки, махать ручкой.
  • Наверняка во время прогулок у вас появились друзья. Ходите иногда друг к другу в гости. Малышам уже интересно наблюдать как играют другие дети.
  • 6 – 7 месяцев – самый возраст, чтобы пестовать ребенка: «Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая» и проводить игры с пальчиками:

Этот пальчик – дедушка (загибаем большой палец, а затем все по очереди),

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот – деточка моя (загибаем мизинчик).

Вот и вся моя семья (зажимаем кулачок).

  • Не игнорируйте страх малыша перед чужими людьми. Не оставляйте ребенка одного с ними. Кроха пока не понимает хорошие они или плохие, для него все незнакомое представляет опасность. Старайтесь брать малыша на руки при посторонних и соблюдайте дистанцию в общении, пока не заметите, что ребенок сам интересуется или тянется к новому человеку.
  • Учите ребенка ползать — это необходимый и очень важный этап, который предшествует прямохождению. Поначалу манера двигаться у всех детей разная: кто-то ползает по-пластунски, кто-то — попой вперед, некоторые — как гусеница. Только позже малыш усвоит технику «перекрестного» ползания, когда нога и рука с противоположных сторон двигаются одновременно. Самым сложным для малыша является оторвать от пола животик и синхронизировать движения. Поэтому создайте для ребенка условия для обучения: удобная одежда, свободное пространство, упражнения и достижимые цели в виде игрушек.

ВИДЕО 2: развитие ребенка в 7 месяцев

Ваш семимесячный малыш осваивает, казалось бы, ранее недоступные для него навыки и все больше удивляет вас. Многие мамы, застревая в предыдущих месяцах, не решаются заниматься с крохой чем-то новым, продолжая просто кормить, убаюкивать и трясти погремушкой. Бойтесь недооценить ребенка, ваш малыш ищет общения с вами и готов к новой жизни.

Полный календарь развития ребенка в одной статье «развитие до года по месяцам» — http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html >>>

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

7 месяц жизни. Что должен уметь малыш?

Скляренко Элина Олеговна

Посмотрите на семимесячного кроху! Какое чудесное дитя, какие удивленные, требовательные и умные глазки. На лице сияет улыбка, он приветлив и в тоже время стремителен к постижению истины жизни. Малыш подвижен, он становится на коленки, пытается переползти к интересной игрушке, он постоянно в движении и познании окружающего мира. Смешной и милый, уморительно озабоченный!

  • Этот месяц для вашего крохи – период бурного развития речи, интенсивного ползания и первых шажков по кроватке.

Конечно, не все малыши еще способны на такое, но они учатся! Стимулируйте вашего кроху для ползания, предоставьте ему свободу движения, спустите на пол, обеспечьте ему безопасность в квартире. Эта свобода стимулирует не только его движение, но и интеллектуальные способности. Только от родителей зависит, в какой мере ребенку удастся обрести самостоятельный опыт. Конечно, малыша надо оберегать от серьезных опасностей, но, тем не менее, ему надо дать как можно больше свободы действий, чтобы он смог накопить нужный опыт.

  • В семь месяцев малыш активно манипулирует игрушками. В этот период он интересуется первыми книжками.

Первые книги для малышей должны быть изготовлены из толстого картона (такие книги тяжелее порвать), полиэтилена (не токсичного!) для игры в ванной, ткани (чтобы лежать и мять их) и прочих прочных и безопасных материалов. Такие книги малыши изучают с огромным удовольствием. Пусть, в этих книжечках будут изображены простые и понятные предметы, первый счет, алфавит. Рисунки должны быть крупными, яркими, одиночными с четкими контурами.
В этом возрасте уже можно дать крохе крупные цветные кубики, шары, первые коробочки-вкладыши или первые большие рамочки (например, Монтессори), пластмассовые емкости для игры в ванной, резиновые игрушки, плавающие игрушки для игры с водичкой. Все эти игрушки доставят огромное наслаждение вашему малышу!

  • Приблизительно в 7 месяцев малыш способен узнавать свое имя и, услышав, реагировать на него, — это важный признак познания своего собственного “Я”.

На вопрос: «Где стол, стул или прочее….?» – кроха уже легко и быстро находит знакомый предмет. Когда вы говорите с малышом, или что-то ему показываете, обязательно комментируйте все, объясняйте подробно картинки, сочиняйте сказочки. Например, так: “Это круглый, оранжевый, сочный апельсин”.
Как можно больше разговаривайте с малышом! С каждым днем он будет все больше и больше понимать вашу речь, стремиться к общению с вами.

  • В 7 месяцев малыши подолгу лепечат и очень любят повторно произносить одни и те же слоги.

Появляются первые осознанные слова и слоги: “ма-ма-ма”, “ба-ба-ба”, “па-па-па” и пр. Это очень радует родителей.

  • Ваш кроха постепенно приспосабливается к новой пище.

Конечно, материнское молоко остается для вашего крохи еще очень важной составной частью его меню. Но малыш, наверняка, уже познакомился с кашей, овощным или фруктовым пюре. Родителям не следует забывать, что малыш должен не просто кушать, но и получать чувственное удовольствие.
Понаблюдайте за вашим крохой! Этот непоседа постоянно тянет свои ручонки в кашу и все тщательно ощупывает. Он осваивает пищу, как и любые игрушки. Позвольте ему это, потому что это естественный процесс для маленького исследователя.
Очень важно помнить, что не следует кормить малыша насильно! Если малышу не нравится новая пища, проявите ваше терпение и все у вас получится!

  • У многих малышей в этот период прорезываются первые зубки.

Сначала появляются первые два нижних резца, а вскоре – четыре верхних. Первыми признаками прорезывания зубов могут быть усиленное отделение слюны, плохой сон, отказ от еды, иногда небольшое расстройство желудка, легкая простуда на фоне снижения иммунитета, просто общая раздражительность. Малышу можно помочь в этот сложный период. Дайте ему погрызть специальные прорезыватели для зубов, слегка их охладив в холодной воде, или помассируйте десенки с раствором ромашки. Если боль сильно беспокоит малыша, можно смазать десна специальными обезбаливающими гелями для десен при прорезывания зубов.

  • С определенного момента, для семимесячного крохи понятие “воспитание” начинает обретать определенное “Значение”!

В повседневной жизни семьи требуются некоторые границы и правила поведения. Воспитание начинает обретать все большее значение в ваших отношениях с крохой. Очень важно, чтобы к малышу относились с уважением, любовью и терпением! Но ни в коем случае, мать и отец не должны жертвовать себя во имя ребенка. В семье должны быть установлены границы поведения для малыша. Уже в этом возрасте он вперые понимает, что окружающие могут реагировать на его поведение по-разному: ласково или сердито, сказать ему “Нет!”, или “Да, можно!”.
Установление таких границ поведения происходит довльно долго и щепетильно. Но этот процесс очень важен в воспитании вашего крохи! Помните, что родительская любовь не должна использоваться как средство давления на ребенка или для манипуляции его чувствами.

Грудничок: 7 месяц жизни

Развитие ребенка по месяцам

В первый год жизни малыша родители с удивлением наблюдают, как быстро он растет. Нормально ли развивается кроха и как он меняется от месяца к месяцу? Узнать об этом помогут некоторые цифры и факты.

Анна Усынина,
врач-неонатолог, доцент кафедры неонатологии и перинатологии Северного государственного медицинского университета, г. Архангельск

Масса и рост малыша

Масса ребенка 7 месяцев — в среднем 8–9,5?кг. При этом, если ориентироваться на специально разработанные для оценки физического развития детей таблицы (называемые центильными), допустимы колебания массы от 7,4 до 9,9?кг у мальчиков и 7,2–9?кг у девочек. По окончании седьмого месяца кроха «тяжелеет» в среднем на 600 г, увеличивая при этом свою массу с момента рождения примерно на 4,9?кг.

Рост малыша в возрасте 7 месяцев равен в среднем 67–71?см, за месяц кроха вырастает на 2?см. В целом за первые 7 месяцев жизни рост ребенка увеличивается примерно на 17?см.

В теплое время года мама с малышом могут много времени днем проводить на свежем воздухе, возвращаясь домой только в часы кормления. В зимнее время прогулки отменяются при температуре воздуха ниже –15 С. Проливной дождь, резкий ветер также не способствуют выходу на улицу. Заменить прогулку в ненастные дни может недолгое пребывание крохи в коляске на веранде или застекленном балконе.

Сон и бодрствование

На 7 месяце малыш может спать ночью без перерыва. Продолжительность ночного сна составляет примерно 10 часов. Некоторые дети ненадолго просыпаются: груднички могут «настаивать» на прикладывании их к маминой груди, а искусственники – просить бутылочку с молочной смесью или водичкой. Следует отметить, что сосание ребенком материнской груди ночью стимулирует выработку грудного молока; лактация у женщин, сохраняющих ночные кормления, продолжается дольше, чем у молодых мам, которые от них отказываются.

В дневное время кроха отдыхает 2 раза примерно по 1,5–2 часа.

Внимание, опасность!

Следует помнить об опасности мелких предметов, которые малыш может найти во время своих перемещений. Подозрение на попадание таких предметов в носовые ходы или трахею ребенка требует немедленного обращения за медицинской помощью. Настороженность должны вызвать внезапное изменение характера дыхания малыша (одышка, появление свистящего звука, хрипов), цвета кожи (синюшность лица), раздувание крыльев носа.

В семье, где есть маленький ребенок, взрослым необходимо быть очень внимательными. Следует помнить о том, что любопытный малыш может открыть нижние дверцы шкафов и добраться до их содержимого, может оказаться вблизи открываемых в этот момент дверей. Объекты повышенной опасности – лестницы, острые углы (в том числе мебели), низкие столики с посудой, а также свисающие со столов края скатертей, которые могут привлечь внимание крохи. В местах, доступных малышу, не должны находиться предметы бытовой химии и лекарства!

Что умеет малыш?

Речевое развитие. На седьмом месяце жизни ребенок произносит гласные и согласные звуки. Появляется лепет – многократное однотипное повторение простых слогов типа «ба», «ма», «па» и т. д. Лепет часто имеет эмоциональную окраску; легко можно понять, что кроха чем-то раздосадован или, наоборот, доволен.

Для развития малыша «лепетный» период очень важен, поэтому взрослые могут «провоцировать» кроху на произнесение слогов, повторяя их вместе с малышом.

Эмоции. Проявление эмоций малыша становится разнообразнее. Кроха может выражать радость, улыбаясь и смеясь, неудовольствие (например, если ему не дают приглянувшийся предмет). Выражая различные эмоции, младенец привлекает внимание взрослых. Ребенок уже настолько «большой», что может иметь определенное настроение!

Малышу комфортно в окружении знакомых людей, а вот присутствие чужих может испугать его.

Навыки и умения. К концу седьмого месяца жизни большинство малышей с удовольствием ползают. Причем часть детей сначала ползает не вперед, а назад, что абсолютно нормально: пройдет совсем немного времени – и малыш будет ползать в разных направлениях (и вперед, и назад, и в стороны).

Перемещаясь «на четвереньках», кроха может быть довольно проворным, поэтому забот у родителей явно прибавится: нужно следить за тем, чтобы на пути малыша не встретилось опасных преград. Задачу облегчает помещение ребенка в детский манеж, но не все дети относятся к такому ограничению свободы с пониманием. Малышам нравится исследовать взрослый мир, поэтому попытки ограничения его передвижения могут вызывать неудовольствие, в том числе плач крохи.

В этом возрасте большинство детей умеет сидеть без опоры. Некоторые малыши сидят, опираясь одной или двумя ручками, но их спинка уже выпрямлена.

Кроха тянется за заинтересовавшей его игрушкой, активно берет ее в руку. Малыши любят стучать игрушкой об стол или пол, их привлекают музыкальные игрушки. Как и в предыдущие месяцы, ребенок закрепляет свои знания о предметах, пробуя их «на зуб»; малыш тянет в рот игрушки и заинтересовавшие его предметы, кусая их деснами.

Некоторые дети к концу 7 месяца могут вставать на ножки, опираясь на бортик манежа или детской кроватки в течение непродолжительного времени.

На 7 месяце жизни малыш уже знает некоторые предметы из своего окружения. Конечно, он пока не может произнести их названия, но на вопрос взрослого, где же находится любимая игрушка малыша (мишка, собачка и т. д.), ребенок может «поискать» глазами хорошо знакомый ему предмет.

Если до полугода здоровому малышу вполне достаточно было получать мамино молоко или адаптированную молочную смесь для «искусственников», то на 7 месяце жизни одного «молочного» питания для полноценного роста и развития крохи будет явно мало. Пришло время введения блюд прикорма. С какого из них начать – с овощного пюре или каш – определяет врач-педиатр, основываясь на темпах физического развития малыша (так, более «худенькие» дети начинают есть кашу, а не овощное пюре), особенностях стула ребенка (малышам, склонным к запорам, лучше начинать прикорм с овощного пюре).

Каждый прикорм требует привыкания к нему малыша, поэтому на полное введение как каши, так и овощного блюда отводится не менее 7–10 дней. Ребенку предлагают новое блюдо начиная с минимальных объемов – половинки чайной ложки, постепенно доводя объем до максимального (150 г в сутки). Прикормы вводятся последовательно, а не одномоментно. Это также дает возможность ребенку адаптироваться к новому продукту. Начинать вводить новые блюда прикорма в рацион крохи лучше в первой половине дня, чтобы отследить его реакцию.

Все новые продукты предлагаются малышу до его привычной пищи. Так, если ребенок находится на грудном вскармливании, то в начале кормления он получает кашу (или овощное пюре), а затем – мамину грудь. Тот же порядок соблюдается при вскармливании молочными смесями.

Смотрите так же:  Условия для творческого развития детей дошкольного возраста

Таким образом, если все идет по плану и введение прикормов не нарушалось какими-то обстоятельствами (например, болезнью), то к концу 7 месяца жизни в рационе ребенка должны присутствовать каша и овощное пюре.

Стул и мочеиспускания

У большинства детей данного возраста стул ежедневный, однократный. У здоровых малышей возможны непостоянные эпизоды задержки стула (на сутки) или его учащения (до 2–3 раза в день). Временная неустойчивость стула в возрасте малыша более полугода может быть связана, в том числе, с введением прикормов. Вместе с тем именно на характер стула обращает внимание врач-педиатр, решая, какой из прикормов вводить малышу. Так, при склонности к запорам овощной прикорм будет предпочтительнее. Мочится кроха в среднем 10–12 раз в сутки.

Каких врачей нужно посетить

В возрасте 7 полных месяцев ребенка должен осмотреть педиатр детской поликлиники. При необходимости могут быть назначены консультации «узких» врачей-специалистов. Плановые вакцинации в этом возрасте не предусмотрены. Если они проводятся, то это вакцинация по индивидуальному графику малыша.

Прорезывание зубов

Начиная с возраста 6 полных месяцев у малыша могут прорезаться нижние резцы (молочные зубки, располагающиеся по центру нижней десны). Процесс прорезывания часто сопровождается беспокойным поведением крохи (он капризничает, плачет, отказывается от еды, чаще, чем обычно, просится к маме на руки, плохо спит и т. д.). Малыш может «покусывать» кулачки, тянуть в рот игрушки, «почесывая» ими разбухшие десны, которые могут чесаться, зудеть или болеть.

Ребенок 6 месяцев. Седьмой месяц ребенку

Вот и наступил первый маленький юбилей ребенка: малышу уже исполнилось полгода!

Вес малыша в шесть месяцев составляет в среднем 7,5-9 кг, а рост – 66-68 см.

На седьмом месяце жизни ребенка происходит своего рода скачек в развитии. Малыш уже знает свое имя и оборачивается на зов. Ребенок начинает настороженнее относиться к чужим, может пугаться в новой обстановке, и это неплохо, наоборот, срабатывают защитные инстинкты.

Карапуз начинает подражать всему, что видит. Когда вы говорите с ним, он тоже складывает губки и отвечает. Улыбаетесь – малыш тоже улыбается. Вы хмуритесь, и он настороженно хмурит бровки.

Казалось бы, ребенок становится более самостоятельным, дольше может увлекаться игрушками, настало время немного отдохнуть, но малыш требует все больше и больше внимания.

Ему хочется с вами общаться. Обязательно говорите с ним. Именно в этот период ребенок активно накапливает словарный запас. Повторение стишков и потешек развивает память малыша. Если кроха улыбается, как только вы начинаете рассказывать знакомое стихотворение, значит малыш его помнит.

Что умеет малыш на седьмом месяце жизни?

  • Многие малыши уже начинают ползать. Но если это не ваш случай, не спешите расстраиваться: некоторые карапузы сразу начинают ходить, минув стадию ползания.
  • Ребенок уже хорошо справляется со своими ручками, может управлять обоими одновременно, умеет хлопать в ладоши.
  • Малыш садиться с помощью взрослых, а к концу месяца может делать это самостоятельно.
  • Умеет сам менять положение своего тела: переворачивается со спины на бочок и животик. Если у него в руках была игрушка, то он проделывает это вместе с ней.
  • На седьмом месяце жизни ребенок уверенно держит голову в положении сидя.
  • Хватается за одежду или кроватку, пытаясь встать на ножки.
  • Учиться говорить, произнося и повторяя одни и те же слоги.
  • Интересуется игрушками, которые надо открывать-закрывать, собирает пирамидки, играет с кубиками.
  • На седьмом месяце жизни зрение малыша немного меняется: сейчас он видит предметы не только на расстоянии, но и в близи. Ребенок может пытаться «взять» пальчиками узор на ковре, которого раньше не замечал.
  • Малыш уже обращает внимание на реакцию родителей. Он видит, что родителям нравится, как он лепечет или хохочет, и кроха старается делать это чаще.
  • На седьмом месяце жизни малыш, заполучив в свои крохотные ручки новый предмет или игрушку, не трясет ее и не тянет в рот первым делом, в сначала он внимательно рассматривает, а уже потом проделывает все вышеперечисленное в произвольном порядке.
  • Малыш во всю изучает мир и самого себя. Засунув соску, руку или игрушку в рот, услышав свой изменившийся голос, карапуз с удовольствием говорит «с набитым ртом», изучая новые звуки.
  • Ребенок с интересом ощупывает свои уши, носик, бровки.
  • На разные предметы малыш реагирует по-разному: на соску будет чмокать губками, а на игрушку оживится и потянет ручки.
  • На седьмом месяце уже стоит переходить от бутылочки к поильнику.

Игры и занятия с малышом на седьмом месяце жизни ребенка

  • Настало время посадить игрушки в ряд и спрашивать у малыша, где матрешка, гномик, котик. Ребенок охотно будет показывать вам нужные игрушки, конечно, если они ему знакомы. Также можно играть с зеркалом и спрашивать, где сам малыш, и показывать карапуза в зеркале. Спрашивайте, где мама, где папа, где бабушка. Ребенку эта игра понравится не меньше, чем любимая «ку-ку».
  • На седьмом месяце жизни неописуемый восторг у ребенка вызывают куклы-неваляшки.
  • Усадив малыша в детский стульчик, попросите его показать, какой он большой, и вместе с ним поднимайте руки, проговаривая «Вот такой!». Совсем скоро ребенок будет делать это самостоятельно.
  • Игры на коленях с сюрпризом, например, «Ехали, мы ехали…» очень нравятся детям в шесть месяцев.
  • Малыш судовольствием будет качаться на руках, «взлетать» к потолку и «падать». Такие игры тренируют вестибулярный аппарат карапуза.
  • Ставьте ребенка на ножки, придерживая его под мышками, позвольте ему потопать ножками, имитируя ходьбу.
  • Прячьте игрушку под платочек, одеяло или небольшую подушечку, малыш уже умеет ее искать и с удовольствием это делает.

Диагностика проблем в развитии ребенка на седьмом месяце жизни

Родителей должны насторожить следующие симптомы у ребенка:

  • Вялость и безразличие к игре, к вниманию.
  • Слабая реакция или отсутствие реакции на свет или звук.
  • Хроническое отсутствие аппетита.
  • Подергивание лица и ручек.

При наличии одного или нескольких из симптомов следует обратиться к педиатру за консультацией.

Прививки ребенку в 6 месяцев не назначают.

А что умел делать ваш малыш в шесть месяцев? Когда ваш ребенок начал ползать?

Развитие ребенка в 7 месяцев

Седьмой месяц знаменует начало второго полугодия жизни ребенка. И очень важно, какими успехами порадует вас ваш малыш к этому периоду.

Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, психолог, канд. психол. н.

На 6-ом месяце жизни к ребенку пришло умение подтягивать свое тело на руках — подползать к заинтересовавшей игрушке, лежащей чуть дальше его вытянутой руки. Этот двигательный навык рассматривался как подготовка к более сложному движению — ползанию, которым дитя будет овладевать на 7-ом месяце жизни.

Именно в этот период малыш впервые начинает самостоятельно преодолевать пространство, перемещаться без помощи взрослого, и это помогает ему в познании окружающего. Движения способствуют укреплению вестибулярного аппарата, умению ориентироваться в пространстве, активизируют обмен веществ, рост и развитие малютки.

К концу 7-го месяца жизни ребенок начинает ползать подолгу и в разных направлениях. Это эпохальное событие в жизни малыша! Некоторые родители, когда вспоминают ранние месяцы жизни малютки, говорят, что их ребенок не ползал, а сразу пошел, при этом они убеждены в том, что это — их большое преимущество, но они заблуждаются. Малыш не ползал, потому что ему не создали для этого условий. Не стоит пренебрежительно относиться к ползанию! Это не только необходимое, но и очень полезное умение.

Ползание относится к одному из основных видов движений человека, и наряду с ходьбой используется им на протяжении всей жизни, например, когда необходимо двигаться в ограниченном по высоте пространстве. Ползание способствует нормальному физическому развитию крохи, в том числе, правильному развитию его ножек, и является важным моментом в подготовке к ходьбе. Родителям следует оборудовать место на полу, так называемое «место за барьером», где бы малыш мог ползать в свое удовольствие. Не стоит удерживать малютку все время на руках — не лишайте его радости движения и познания окружающего мира, позвольте нормально развиваться его сенсомоторным потребностям.

И, пожалуй, самое главное: крайне желательно, чтобы ваш малыш вначале овладел ползанием, а только потом уже научился самостоятельно садиться. Сидение — статический акт, не требующий двигательной активности, его не желательно начинать практиковать раньше, чем ребенок овладеет двигательными (локомоторными) навыками и сумеет самостоятельно садиться без вашей помощи. Раннее усаживание ребенка в подушках исключительно вредно для его неокрепшей опорно-двигательной системы — позвоночника, конечностей, мышц и связок. Не стимулируйте сидение крохи, он сам порадует вас в нужное время.

Что еще нового привносит 7-ой месяц жизни малютки? Ведущую роль в развитии малыша приобретает предметная деятельность. Окружающие ребенка яркие предметы, игрушки побуждают его ползком преодолевать пространство, чтобы завладеть ими. Любопытство малыша огромно. В его основе лежит врожденная ориентировочная активность, т. н. реакция «на новизну».

Ручки ребенка становятся все более умелыми, он учится переходить от одного-двух действий с игрушками к манипулятивной игре, состоящей из цепи простых, взаимосвязанных действий, носящих ознакомительный характер, например, перекладывания из руки в руку, постукивания, отбрасывания, притягивания. При этом развиваются ручные умения крохи, рука способна выполнять более сложные двигательные задачи.

На седьмом месяце жизни происходят значительные изменения в развитии понимания речи. На вопрос «где?» ребенок легко находит взглядом названный взрослым предмет.

Малыш подолгу громко лепечет (подготовка к активной речи), повторяя в лепете одни и те же слоги. И это не случайно. Так малыш «закрепляет» свои новообретенные речевые навыки. Седьмой месяц — это начало чудесного общения с малюткой, которое в народной педагогике названо пестованием: мама широко использует фольклорные тексты — пестушки, звуковые наигрыши, считалочки, песенки, играя при этом ручками и ножками ребенка. Было бы глубокой ошибкой считать, что все феномены развития приходят к крохе спонтанно, то есть сами собой.

Учтите: малыш завоевывает окружающий мир в активном взаимодействии с вами. Если он в чем-то отстает, ему следует помочь достигнуть соответствующей возрастной «планки». Раннее развитие малыша так же должно быть под контролем специалистов, как и его задержка. Тормозить искусственно развитие ребенка не стоит. Следует принять во внимание «золотое» правило педагогики: целесообразно «идти» за ребенком, не форсируя его развитие, но чутко откликаясь на его индивидуальные особенности в физическом и психическом развитии. Ведь каждому маленькому человечку необходима интересная, насыщенная событиями и впечатлениями жизнь, которая научит его эмоционально откликаться на окружающее.

Развитие и воспитание ребенка. 7-й месяц жизни

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослыми

Подготовительные этапы развития речи и мышления. Ознакомление с окружающим миром

Развитие общих движений и действий руки

Мини-программа 7-го месяца жизни

1. Развивать сенсомоторную активность в освоении близлежащего пространства и действия с предметами (манипулятивная ознакомительная, предметная игра).

2. Расширять дальнейшее ознакомление с окружающим миром на эмоционально-чувственной основе.

3. Совершенствовать органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) в процессе манипулятивной игры с предметами и игрушками (предметной деятельности).

1. Осуществлять психологическое обеспечение нового этапа развития ребенка на основе предметной деятельности, ведущей во 2-ом полугодии младенчества, в процессе игрового взаимодействия со взрослым – т. н. «делового» общения,

2. Начать вводить «деловое» общение, обеспечивающее качественно новый уровень социальных контактов взрослого с ребенком.

3. Рассматривать «деловое» общение как необходимое условие развития наглядно-действенного мышления и сенсомоторного интеллекта.

1. Расширять знакомство с окружающим миром.

2. Общаясь с ребенком в различных ситуациях и в процессе предметных игр, интенсивно использовать речь как средство коммуникаций и познавательного развития.

3. Продолжать развивать речевой аппарат, побуждая ребенка к ярким вокализациям – произнесению четких гласных, протяжных звуков («гуление») и лепету (простейшие слоги типа: «ва-ва-ва» или «бу-у-у» и т.д.).

4. Продолжать развивать фонематический слух – умение вслушиваться в речевой поток.

1. Особое внимание уделить дальнейшему развитию общих движений.

2. В режиме дня предусмотреть место для достаточной двигательной активности.

3. Развивать моторику общих движений и

умение самостоятельно передвигаться в горизонтальной плоскости – ползание.

4. Развивать действия руки.

Формировать ручную умелость в процессе предметной деятельности. 5. Развивать мелкую моторику пальцев и тактильную чувствительность[3] ладони.

1.Обеспечить условия, способствующие начальному сенсомоторному развитию малыша: достаточность двигательного пространства; набор игрушек, побуждающих к двигательной активности (например, каталочки, тележечки, машинки, шарики, колечки, мячи).

2.Продолжать развивать локомоции — способность менять положение тела в пространстве (подползание, а затем ползание) с ориентировкой на предметы, лежащие сбоку на небольшом расстоянии.

3.Совершенствовать восприятие предметов. С этой целью показывать ребенку на расстоянии 1-2 м более крупные игрушки (25-30 см) разного цвета (например, мишки белый и черный) и величины (например, матрешки-неваляшки большая и маленькая, или мишки большой и маленький). Развивать цветовое зрение, подбирая предметы соответственно цветам спектра — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

4.Продолжать развивать действия руки и моторику пальцев в предметной деятельности и в процессе «делового» общения со взрослым.

1.«Открыть» (показать) ребенку способы простейших функциональных действий с предметами, например, использование емкостей для вкладывания предметов (матрешка); сквозного пространства для прокатывания шаров (шаборбос), нанизывания колец и т.д.

2.Практиковать простейшие совместные действия ребенка со взрослым: например, взрослый нанизывает колечки – ребенок их снимает, или взрослый собирает шарики в мисочку – ребенок их раскладывает и т.д.

3.Обогащать ребенка эмоционально в процессе «делового» общения, поощряя его активность и инициативу.

4.Способствовать проявлению у ребенка подражательных действий, повторяющих движения взрослого.

1. Обогащать понимание обращенной к ребенку речи: называть предметы и игрушки в процессе «делового» общения с малышом.

2. На эмоционально-чувственной основе привнести опыт обращенной к ребенку речи взрослого, соотнеся ее с результативностью действий с предметами и игрушками.

3. Учить понимать поощрительные, отрицательные или нейтральные интонации в речи взрослого.

4. Чаще в общение вводить вопрос «где?».

5. Ввести в практику указательный жест для ребенка при «ответе» на вопрос «где?».

1. Обеспечить ребенку достаточное игровое пространство для овладения ползанием.

2. Обеспечить достаточность информативности окружающей среды и игрового поля: обеспечить ребенка предметами быта и игрушками, вызывающими яркие исследовательские эмоции, побуждающими к двигательной активности. Примеры: бидончик с крышкой, дуршлаг, коробочки с крышками, игрушки с забавными мордочками, звуковые модули – шумовые и музыкальные и т.д.

3. В процессе «делового» общения с ребенком сочетать сенсорное обогащение с его двигательной активностью, т.е. обеспечивать сенсомоторное развитие.

Реализация мини-программы и задач воспитания ребенка 7-го месяца

Побуждать малыша к выполнению результативных действий более сложного содержания. Примеры: игра с 2-3 предметами – воздействуя на один, малыш изменяет в пространстве положение других (игры с гирляндами игрушек);

прокатывание предметов: толкание игрушки от себя и следование за отталкиваемым предметом;

раскидывание предметов из емкости (ведерочка, коробки, тележки) путем ее переворачивания и высыпания всех шариков, кубиков, колечек и т.п.).

Смотрите так же:  Хорошо или плохо быть одним ребенком в семье

Цель. Продолжать развивать зрительные ориентировочные реакции. На вопрос взрослого «где?» ребенок должен поворачиваться в сторону хорошо знакомой игрушки или предмета. Развивать слуховые ориентировочные реакции, привлекая внимание к звуковым свойствам предмета. Развивать ориентировочно-исследовательские действия при манипулировании предметами, учить выполнять простые результативные взаимосвязанные действия.

Материал. Яркая матрешка-неваляшка (20 см), которая обвязана узкой лентой того же цвета, что и игрушка. Ко второму концу ленты привязано кольцо.

Ход занятия. Перед малышом на расстоянии вытянутой руки (30-40 см) лежит яркое кольцо диаметром 10-12 см, от которого тянется лента к матрешке-неваляшке, расположенной от кольца на расстоянии одного метра. Ребенок лежит на животе, опираясь на руки.

В первой части занятия мама показывает ребенку кольцо, лежащее перед ним, и протяжно называет его: «Ко-о-о-леч-к-о». Затем приводит в движение кольцо, висящее на ленте, побуждая малыша подползти к предмету.

Во второй части занятия ребенку предоставляется возможность самостоятельно действовать с кольцом. Малыш подползает к нему, подтягивает к себе, начинает манипулировать им. Связанная с кольцом лента приводит в движение матрешку-неваляшку, раздается мелодичный звон. Мама дает возможность ребенку сориентироваться в ситуации: установить источник звука, связь между двумя предметами – кольцом и игрушкой (дергая за кольцо, можно привести в движение матрешку-неваляшку). Если ребенок не может самостоятельно осуществить описанное выше действие, взрослый разыгрывает его перед малышом, как бы раскрывая секрет действия.

В третьей части занятия желание приблизиться к игрушке побуждает ребенка передвигаться, т.е. он пытается ползти по направлению к игрушке.

Аналогичные занятия могут быть проведены и с другими игрушками.

Цель. Формировать умение перемещаться в пространстве (ползание) с ориентировкой на предмет; толкать игрушку от себя и следовать за отталкиваемым предметом.

Материал. Две цветные пирамидки, которые превращаются в каталку.

Выполнение каталки: подбирается палочка-стержень, по длине соответствующий двум пирамидкам. Пирамидки разбираются. Кольца надеваются на один большой стержень в следующем порядке: на один конец палочки закрепляется крышечка, затем нанизываются кольца в последовательности «большое», «поменьше», «маленькое», «совсем маленькое». Далее на этот же стержень нанизываются колечки в обратной последовательности, так, чтобы на другом конце каталки появилось большое кольцо. Второй конец стержня так же закрывается крышечкой. Каталка готова.

Ход занятия. Мама побуждает малыша перевернуться со спины на живот. С расстояния 1 метр показывает яркую каталку, ставя ее из горизонтального в вертикальное положение, щелкает колечками.

Во второй части занятия взрослый побуждает малыша подползти к каталке. Он толкает игрушку навстречу ребенку, но так, чтобы малыш, видя катящийся к нему предмет, все же не мог сразу его достать.

В третьей части занятия взрослый помогает ребенку достичь желаемой игрушки. Далее действия разворачиваются по ситуации. Малыш, лежа или находясь на руках у взрослого, манипулирует кольцами на стержне. Мама называет: «К-о-о-леч-к-и-и».

В четвертой части занятия мама побуждает малыша к ползанию за каталкой, которая откатывается на 40-50 см от ребенка.

В пятой части занятия ребенок овладевает каталкой. Манипулирует ею 1-2 мин. Затем мама на глазах у малыша делает «сюрприз»: снимает одну крышечку и высыпает перед малышом все кольца, давая возможность на чувственно-ориентировочной основе, т.е. практически, ознакомиться с величиной, количеством, цветом колец.

В конце занятия каталка вновь собирается. При повторной сборке взрослый может варьировать чередование колец по цвету.

Цель. Развивать навыки устойчивых действий с предметами. Формировать предметную деятельность, побуждая малыша к ориентировочно-исследовательским действиям с игрушками.

Материал. Погремушка или другая яркая и звучащая игрушка.

Ход занятия. Перед малышом располагают погремушку. «Где шарик?» — несколько раз спрашивает мама и показывает погремушку. Малыш берет предмет, многократно перекладывает его, манипулирует им. Мама создает все условия, чтобы малыш позанимался погремушкой в течение 1-2 мин. Можно активизировать действия с помощью показа и прятанья игрушки, а также дополнительных аксессуаров: цветных ленточек, колокольчиков на ручке погремушки.

Взрослый привлекает внимание ребенка к себе, вызывая интерес не только к предметам окружающего мира, но и умению выполнять с ними различные манипуляции.

Цель. Познакомить ребенка со сборно-разборными народными игрушками. Показать возможности использования предметов, имеющих внутреннее полое пространство для вкладывания.

Материал. Народная игрушка «бочата». Используется один большой бочонок. В бочонок вкладывается в свернутом виде легкий головной платочек (примерно 40х40 см).

Ход занятия. Мама располагается с ребенком на ковре. Малыш находится в позе «на животе», подползая к знакомым игрушкам, например, погремушке или шарику. Затем он манипулирует ими.

Во второй части занятия мама ставит перед малышом бочонок, из которого торчит уголок цветного платочка. Ребенок подтягивает за уголок платка бочонок. Играет им. Мама раскрывает бочонок. Ребенок вытаскивает платочек.

В третьей части занятия мама сворачивает платочек и запихивает в бочонок, закрывает, оставляя уголок. Располагает игрушку перед малышом. Далее действия с бочонком разворачиваются ситуативно, в зависимости от поведения ребенка. Если малыш пассивен, мама выполняет все игровые действия, демонстрируя возможности предметов.

В четвертой части занятия мама сама играет платочком в «прятки»: покрывает им свое лицо, а малыш снимает платочек. Игра проходит очень эмоционально.

Занятие таит в себе множество возможностей. В бочонок закладываются различные предметы, игрушки.

Цель. Учить ребенка действовать совместно со взрослым, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.

Материал. Игрушки подвешены на веревочку. Они отличаются по цвету, форме, величине (размером от 4 до 10 см).

Ход занятия. Ребенок находится в вертикальном положении на руках у мамы. Взрослый держит его на левой руке вполоборота и обхватывает правой за спинку, предоставляя малышу возможность манипулировать висящей игрушкой.

Малыш подтягивает к себе, например, колокольчик. Мама показывает, как им звенеть. Ребенок повторяет. Затем мама показывает разные способы игры с колокольчиком: за веревочку или отталкивая, закручивая веревочку и т.д.

Точно так же обыгрывается шарик и другие игрушки-подвески.

С появлением лепета в 5-6 мес. расширяются речевые возможности малыша. Взрослый способствует дальнейшему формированию речевых реакций, поскольку они упражняют голосовой аппарат. В развитии лепета положительную роль играет организованная речь взрослого, состоящая из обращенных к ребенку коротких эмоциональных фраз, потешек, в которых голосом выделяются и неоднократно повторяются нужные слоги, созвучные лепету: «Ти-ли, те-ли! К деткам (к Саше, к Оле) птицы прилетели» или «Ай, качи-качи! Прилетали к нам грачи» и т.д.

Повторяя несколько раз звукосочетание или потешку, мама замолкает и побуждает ребенка повторить наиболее легкие для него звуки и слоги. Вначале малыш произносит за взрослым отдельные звуки: «А-а-а, У-у-у», потом овладевает отдельными слогами.

Цель. Развивать голосовой аппарат. Закрепить четкое произнесение звука «О-о-о-о».

Материал. Валдайский колокольчик, петушок-игрушка или погремушка.

Ход занятия. Ребенок лежит на пеленальном столике или высоком манеже. Взрослый наклоняется над ним и ласково называет его по имени, гладит животик, ручки, заглядывает в глазки. Во второй части занятия мама обращается к малышу: «С-о-о-л-нышко! О-о-о-о!» Она утрированно артикулирует. Делает паузу. Малышу дается возможность повторить за взрослым гласный звук «о». В третьей части занятия взрослый звенит колокольчиком. Показывает его. Называет: «Ко-о-л-о-о-кольчик». Делает паузу. Дает возможность ребенку повторить.

В четвертой части так же обыгрывается другая игрушка – «Петуш-о-о-к». В конце занятия мама дает ребенку поочередно колокольчик или петушка. При перехватывании игрушки ребенком взрослый называет ее. Звук «о» выделяется утрированно.

Формирование речевого подражания является одним из важнейших шагов в развитии речи ребенка.

Мама практикует в занятиях с ребенком т.н. «переклички»: взрослый подбирает короткие тексты со звукосочетаниями, уже имеющимися в речевых реакциях малыша.

Например, если ребенок хорошо произносит «гу», то ему предлагают четверостишие, в котором это звукосочетание повторяется и побуждает его «откликнуться»:

«Заинька, по сеничкам

Серенький, по новеньким

По-гу-ливай, гу-ляй! Гу-гу!».

Взрослый продолжает укреплять мышцы рук, ног и брюшного пресса ребенка.

По-прежнему проводится ежедневная гимнастика и массаж. Используется комплекс упражнений, данный для малыша 6 мес.

На 7-ом месяце жизни в этом комплексе следует предусмотреть следующие нововведения:

А) упражнение, стимулирующее развитие нижних конечностей и подготавливающее малыша к овладению ползанием. Исходное положение: положив малыша на спину, обхватить его ноги в верхней части голени.

1) Сгибание и разгибание ножек Повторить 6-8 раз с небольшим ускорением.

2) Сгибание и разгибание ножек с легким нажимом коленками на живот. Повторить 4-6 раз.

Б) упражнение «присаживание», способствующее появлению у малыша умения самостоятельно садиться.

Исходное положение: положив ребенка на спину, взять его за кисти и предплечья.

Выполнение – отвести выпрямленные руки малыша в стороны и, слегка потягивая их к себе, побудить ребенка сесть, затем вернуться в исходное положение. Повторить 2-3 раза.

Цель. Формирование чувства осязания и тактильной чувствительности ладони, пальцев при манипуляциях с предметами разной формы, величины, фактуры и т.д. Тренировка памяти, узнавание знакомых и незнакомых предметов.

Развитие локомоторных способностей: умения самостоятельно изменять положение тела в пространстве, самостоятельно передвигаться в горизонтальной плоскости, т.е. ползать.

Материал. Погремушки различной формы, имеющие разные ручки для захвата (кольцо, «капля», «гантель», «петелька», «столбик»).

Игрушки из различных материалов (резины, полиэтилена, ткани, дерева и т.д.).

Ход занятия. Мама раскладывает игрушки в цепочки с интервалом 40-50 см, например, 2 предмета параллельно, а третий под углом 30 градусов влево, четвертый параллельно третьему, а пятый под углом 45 градусов вправо, шестой параллельно ему и т.д. Таким образом, предметы располагаются как бы змейкой. Положение предметов по отношению к ребенку произвольное. Взрослый показывает первую игрушку, встряхивает ее, привлекает внимание звуком, побуждает ребенка подползти к предмету. Если малыш взял предмет в руки, мама предоставляет ему возможность манипулировать им самостоятельно, практически ознакомиться с физическими свойствами предмета. Когда ребенок оставит первый предмет, мама привлекает его внимание ко второму и т.д.

В процессе действий с предметами взрослый дает ребенку возможность менять положение тела.

Занятие можно усложнить путем подбора предметов, различающихся по цвету, форме, сюжету.

Показатели развития ребенка к концу 7-го месяца

1. Ребенок проявляет яркую ориентировочно-исследовательскую активность при ознакомлении с предметами (игрушками), находящимися в ближайшем окружении.

2. В процессе манипулирования способен действовать предметами разной формы (шары, кубы, кольца), приспосабливая руку к их захвату.

3. Замечает незнакомые предметы, ориентируясь на их внешние особенности (цвет, форму, положение в пространстве).

4. Стремится самостоятельно ползком достичь предмета и взять его в руки.

5. Способен самостоятельно выполнить цепь взаимосвязанных действий, направленных на обнаружение свойств предмета:

1) притянуть предмет с помощью другого, например, шарик за ленту или неваляшку за кольцо;

2) изменить положение предмета в пространстве с помощью другого предмета, например, подтянуть за кольцо колокольчик; раскачать гирлянду;

3) выложить предметы из емкости путем ее переворачивания, например, опрокинуть мисочки с шариками; разрушить башенки из кубиков на лоточке;

4) обследовать предметы (игрушки) не только в горизонтальной плоскости, лежа на спине или на животе, опираясь на руки, но и находясь в вертикальном положении (на руках у взрослого);

5) способен заниматься предметами и игрушками от 1 до 1,5(2) мин.

1. К 7 месяцам ребенок проявляет яркий интерес ко взрослому. Стремится вызвать взрослого на совместные действия по поводу освоения окружающего пространства и манипулирования предметами. Потребность в контактах нарастает.

2. Использует различные доступные ему способы, чтобы обратить на себя внимание близкого человека: выбрасывает игрушки, стучит ими.

3. В процессе «делового» общения эмоционально реагирует на отношение к себе взрослого, раскрывающего малышу свойства вещей и отношений окружающего мира.

4. К 7 месяцам обнаруживает потребность посильной самостоятельности в освоении близлежащего пространства (ползает) и в действиях с предметами.

5. Нуждается в участии взрослого в совместных игровых ситуациях, сохраняя ориентировочную активность до 5-6 мин.

1. К 7 месяцам ребенок подолгу лепечет.

Способен повторно произносить одни и те же слоги (2-3).

2. Малыш вступает в «перекличку» со взрослым, если последний побуждает его к этому: повторяет те слоги, которые имеются в лепете ребенка.

3. Ребенок понимает интонации речи взрослого, по-разному реагирует на радостные и грустные нотки его голоса. Эмоционально отзывчив на речевое общение.

4. На вопрос «где?» показывает пальчиком на игрушки, стоящие всегда в определенном месте.

5. Чисто речевое занятие со взрослым может длиться 2-3 мин. Занятие с введением игрушек, показов, двигательной активности может проходить до 6 мин.

Развитие общих движений.

1. К 7 месяцам ребенок ползает хорошо, быстро и в разных направлениях.

Познавательная активность стимулирует навыки ползания на основе ориентировки в ближайшем пространстве.

В начале месяца способен делать попытки к овладению игрушкой, поставленной на расстояние 70-100 см. (Это расстояние устанавливается индивидуально для каждого малыша, исходя из его физических возможностей).

2. К 7 месяцам сразу ползет вперед к игрушке, делает четкие движения руками и ногами, энергично, быстро и любым способом меняет направление. Сразу или время от времени отвлекаясь проползает 1-2 м.

3. Способен взять игрушку в руку из любых положений, при этом ориентируется на ее положение в пространстве. Делает попытки приспособить руку при захвате предмета, ориентируясь на его величину и форму.

4. Может воздействовать предметом на предмет, если они физически скреплены.

Другие статьи

  • Режим дня 5-6 месячного ребенка Режим дня на ИВ Ночью спит от 6 до 8 часов.обычно в 12 ночи последнее кормление и следущий раз просыпает то в 6 то в 7. Было проснулась в 9. А днем кушаем каждые три часа обычно 120 мл бывает и всего 60 съедает. поспать любит особенно с 11 утра и до 3-4 часов дня […]
  • Сколько должен спать ребенок в 4 года Сон здоровых детей. Ни одно руководство по воспитанию детей не обходится без конкретной таблицы, в коей указано, сколько в соответствующем возрасте ребенок должен спать — сколько раз и сколько часов. Весьма скептически относясь к попыткам строгой математической […]
  • Куртки для 7 месячного ребенка Список вещей для малыша: 9-18 месяцев Список не учитывает предметов, которые были куплены ранее и используются до сих пор, а также "расходных материалов" (одноразовые подгузники, крем, соль для ванны и т.п.), которые постоянно применяются в уходе за […]
  • Школа развития детей в перми Школа развития детей в перми Тел.: 8 (342) 277 22 65, 8 912 486 30 55. Наш адрес: Пермь, ул. Сов. Армии, д. 37; Доп. офисы в Перми Схема проезда. Раннее развитие - Комплекс-курс раннего развития " ЛАДУШКА " (детям 9 мес. - 2 лет); - Комплекс-курс […]
  • Сколько часов в сутки спит 6 месячный ребенок Сколько и как должны спать новорожденные дети от 0 до 1 года по месяцам Содержание статьи: Одним из важнейших вопросов для мам всегда является режим сна новорожденного. Мы расскажем вам о том, сколько нужно спать детям до года, а также объясним, когда бить тревогу и […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]