Адресный социальный патронаж семьи и детей научно-методическое пособие

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

Очень хорошая статья, автор молодец!

Мне очень понравилась данная статья. Полезная информация

Статья интересная, очень познавательная, спасибо автору за полезную информацию!

Статья интересная, полезная, спасибо автору!

Статья интересная, полезная, спасибо автору!

Статья очень хорошая, актуальна тем, что проблема развития коммуникативных способностей учащихся-музыкантов является важной в наш время.

Статья интересная, очень познавательная, спасибо автору за полезную информацию!

Очень хорошая статья, автор молодец!

Статья интересная, очень познавательная, спасибо автору за полезную информацию!

Мне очень понравилась данная статья. Полезная информация

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МИНИМИЗАЦИИ НЕГАТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ СИРОТСТВА

В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, но следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде служб сестер милосердия, тимуровских и пионерских движений. Наряду с этим в Российской федерации волонтеры не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Однако, самая распространенная деятельность волонтеров в России — это помощь детям, оставшимся без попечения родителей.

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.

Во все времена были дети, которым выпадала горькая участь, расти без родителей. Сирот усыновляли, их брали в монастыри, создавали дома призрения, приюты. Но только к началу XX века их положение в обществе было признано сложным.

В настоящее время в обыденной речи и теоретических исследованиях широко используются два понятия: «сирота» и «социальный сирота. К детям-сиротам относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель. «Социальный сирота» ребёнок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нём. В этом случае заботу о детях берут на себя общество и государство. Состояние проблемы сиротства отягощается следующими обстоятельствами. Во-первых, остается чрезвычайно высокое количество детей-сирот. Во-вторых, наблюдается увеличение количества детей, воспитывающихся в семьях, которые страдают так называемым депривационным синдромом. В-третьих, растет число неблагополучных семей, что приводит к росту количества детей-сирот при живых родителях.

Причиной увеличения количества социальных сирот, на наш взгляд, являются не столько экономические, сколько социальные и психологические факторы.

Безусловно, нынешняя структура учреждений для детей-сирот требует усовершенствования поэтому необходимо создавать новые формы обустройства судеб этой категории детей, слабый контакт с социально-культурной сферой углубляют их социальную отчуждённость, снижают степень подготовки к самостоятельной жизни. Дети-сироты не могут и не должны быть изолированы от общества. Мы всегда будем рядом с ними. От того, какими будут эти дети, зависит и наша жизнь. Во многом дальнейшая судьба детей-сирот зависит от отношения к этой проблеме, как общества, так и государства.

Мы, студенты Елабужского института Казанского федерального университета, входим в студенческую волонтерскую психологическую службу «Аэлита», главной задачей которой является оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Студентами, оказавшимися неравнодушными к проблеме детей, проводятся традиционные мероприятия: Новый год, Комический футбол, Доброе фото и многие другие. В благодарность за это мы получили радость, тепло улыбок, детский смех. И самое главное — они тянулись к нам, потому что получали ту любовь, которой им недостает со стороны близких и значимых им людей.

Наши усилия направлены на то, чтобы социально адаптировать детей, подтянуть их в учебе, обучить коммуникативным навыкам, развить в детях чувство нравственности, морали, этики. Общаясь с детьми, мы стараемся показывать им только положительный пример. И глядя на нас, многие дети могут впоследствии тоже стать волонтерами.

В каждом проведенном нами мероприятия или акции, накапливаем для себя опыт общения с различными категориями людей, которые нуждаются в эмоциональной поддержке и понимании. Порой, простое общение душа в душу дает больший результат, чем медикаментозное лечение. А это в дальнейшем даст и нам толчок в профессиональной деятельности.

1.Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. — М., 2000.

2.Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика.- 2003. №3. –с.69-72.

3.Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте. – М., 1995.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

Очень хорошая статья, автор молодец!

Мне очень понравилась данная статья. Полезная информация

Статья интересная, очень познавательная, спасибо автору за полезную информацию!

Статья интересная, полезная, спасибо автору!

Статья интересная, полезная, спасибо автору!

Статья очень хорошая, актуальна тем, что проблема развития коммуникативных способностей учащихся-музыкантов является важной в наш время.

Статья интересная, очень познавательная, спасибо автору за полезную информацию!

Очень хорошая статья, автор молодец!

Статья интересная, очень познавательная, спасибо автору за полезную информацию!

Мне очень понравилась данная статья. Полезная информация

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАТРОНАЖА КАК ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Одним из основных видов социального обслуживания является социальный патронаж. Поэтому тема данной работы актуальна, так как социальный патронаж является важной составляющей общей государственной системе помощи инвалидам и пожилым гражданам.

По-мнению Е.И. Холостовой, патронаж (от фр. рatrоnаgе — покровительство) — вид социального обслуживания, преимущественно на дому, клиентов группы риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой помощи, проведении несложных медицинских манипуляций и т.д. [6, с.45].

Алексеева Л.С. считает, что патронаж — это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой клиент, над которым устанавливается патронат, получает от службы в рамках патроната конкретную помощь и поддержку, призванные мобилизовывать и повышать его адаптационные возможности [3, с.50].

Отечественный исследователь Л.В. Мардахаев дает следующее определение: «Патронаж (от лат. раtronus — покровитель) — оказание медико-социальной помощи одиноким и престарелым больным; форма профилактической работы, заключающаяся в обследовании условий труда и быта лиц, находящихся на учете; проведение на дому оздоровительных (иногда и лечебных) мероприятий».

По-мнению Н.Ф. Басова — патронаж социальный – социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара, иными словами, нестационарные формы социального обслуживания престарелых и инвалидов [4].

Сущность социального патронажа заключается в следующем:

• системность. Этот принцип предполагает построение процесса социального патронажа. Как системы практических действий, взаимосвязанных и взаимоувязанных в рамках единой программы. При этом проблемы клиентов рассматриваются не изолированно, а в контексте взаимосвязей, взаимоотношений внутри их семей, производственного и социального окружения;

• комплексность. Программа социального патронажа формируется и реализуется на основе подхода, предполагающего использование не разрозненных мер и мероприятий, а их комплекса, т. е. всего необходимого спектра социальных услуг, объективно отвечающих интересам клиентов. Соблюдение этого принципа исключает разработку программ, не адекватных трудной жизненной ситуации клиентов;

• оптимальное использование потенциально-положительных резервов социального, производственного и семейного окружения клиентов. Служба социального патронажа должна выявлять в окружении клиентов своих потенциальных союзников, оценивать имеющиеся у них и не используемые (или используемые не в полной мере) созидательные возможности, приводить эти возможности в действие, опираться на поддержку родственников, друзей, коллег знакомых клиентов, способных внести вклад в решение их жизненных проблем. Одновременно служба социальною патронажа принимает усилия по мобилизации потенциала тех систем (органов и учреждений), которые могут и обязаны помогать семьям и детям, но в силу различных причин пока не делают этого;

• укрепление собственного потенциала клиентов для самостоятельного решения своих жизненных проблем. Служба социального патронажа заботиться, чтобы содействовать клиентам в овладении новыми знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они имели бы возможность осуществить самопомощь, независимо от внешней поддержки решать свои личные и социальные трудности. При этом следует исходить из того, что причиной социальной дезадаптации зачастую является недостаточный уровень образования и общей культуры. У отдельно взятой социальной службы нет возможности помочь клиентам решить эту задачу, но для системы социального патронажа это реально;

• приоритет профилактической направленности в процессе социального патронажа. Служба социального патронажа призвана как можно раньше выявлять опасные тенденции в социальном здоровье населения и купировать их дальнейшее развитие, незамедлительно принимая адекватные меры;

• уважение автономности семьи и личности, получающей помощь, ее прав на свободный выбор своего пути развития. Помощь службы социального патронажа эффективна только тогда, когда способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостного образования;

• объективная оценка потребностей семьи и личности и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым целям, идеалам и искусственным образцам. Служба социального патронажа настраивает клиентов на ответственный подход к решению собственных проблем, на принятие жизни во всей необходимости их достойно преодолевать. Специалисты службы должны ставить перед своими клиентами реалистичные требования и задачи, исходить при этом из реальных условий и желания помочь семье или личности преодолеть типичное для кризисов отчуждение от мира, открыть в себе внутренние ресурсы, стать творцом своей судьбы и обрести гибкость в отношениях с окружающими;

• дифференцированный подход к клиентам. В практической деятельности служба социального патронажа исходит от того, каковы конкретные трудности и проблемы клиентов — насколько они запущены, опасны ли и в какой мере сложившаяся ситуация для семьи, детей, ближайшего окружения и широкого социума;

• адресный характер. Социальный патронаж адресуется и предоставляется конкретным гражданам, в соответствии с характером возникающих у них социальных и личностных проблем и особенностью ситуации, которая профессионально диагностируется как трудная и опасная для них самих и окружающих;

• взаимодействие и содействие, заключающееся в создании условий для осознания клиентами своей позиции по отношению к специалистам службы и совместной работе с ними по корректировке ситуации;

• разделение ответственности между клиентами и специалистами на решение кризисной жизненной ситуации и постепенная, но целенаправленная, ее передача клиентам;

• создание условий для самостоятельного творческого освоения клиентами системы взаимоотношений с окружающим миром и со своей ближайшей средой, а также для совершения личностно значимых жизненных поступков и выбора.

Наряду с этими специфическими принципами, деятельность службы социального патронажа должна строиться с учетом общих принципов работы социальных служб, которые имеют универсальный характер. Это принципы служения клиенту; учета его личностных, психологических, гендерных, возрастных и физиологических особенностей; конфиденциальности; открытости для всех нуждающихся; своевременности оказания социальных услуг и ряд других.

Следование этим принципам закономерно влияет на организацию и содержание всей деятельности службы социального патронажа, подчиняет ее единым правилам и закономерностям, обеспечивает эффективностью принимаемых усилий [1, с. 51].

По-мнению Е.И. Холостовой, различают два направления социального патронажа семьи [6].

Первое направление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Оно включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т.д.

Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) и т.д.

Рассматривая первое направление, отметим, что, например, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.

Содержание медико-социального патронажа зависит от категории этих клиентов. Он включает доставку лекарств, измерение давления, ночное дежурство, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов и кормление, уборку помещения, выполнение несложных физических упражнений и т.д., т.е. все то, в чем нуждается человек, не способный к самообслуживанию.

Главной задачей работника, осуществляющего медико-социальный патронаж, помимо оказания перечисленных услуг остается утверждение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности.

Социально-психологический патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи гражданам, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.

Смотрите так же:  Почему темнеет носогубный треугольник у ребенка

Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации и на стабилизацию благоприятных тенденций.

Кроме того, с помощью социального патронажа социальные работники включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т.е. используют комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного – с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой.

Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рамках патроната, социальный работник исполняет самые разнообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий.

Тем самым социальный патронаж семьи предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе.

Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства [6].

Алексеева Л.С., помимо вышеперечисленных видов социального патронажа выделяет социально-экономический патронаж — периодическое оказание материальной помощи, выражающееся в выдаче пособий, талонов, продуктов, одежды и пр., в целом он может трактоваться лишь как элемент социального, что соответствует структуре стандартов социальной помощи [3, с.69].

Некоторые социологи в качестве самостоятельных рассматривают такие виды патронажа, как обслуживание на дому, уход за недееспособными престарелыми членами семей в клиниках, уход за малолетними детьми на дому, а также институциональный патронаж (психиатрический, оказываемый психиатрическими службами, педиатрический патронаж новорожденных, патронаж беременных женщин со стороны женских консультаций, патронаж абонентов Телефонов доверия и пр.).

Существует ряд технологий (методов) социального патронажа такие, как: коррекция; психотерапия; обучение; репетирование; моделирование; побуждение; рефлексия; посредничество; развитие у клиентов социальных и личностных навыков; создание ситуаций, которые помогают снизить чувство тревожности у клиентов; социально-психологическое сопровождение [9, с.112].

По-мнению Л.С. Алексеевой, процедура социального патронажа включает следующие действия [1, с.87].

а) изучение ситуации социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку;

б) оказание конкретной (при необходимости — оперативной и экстренной) помощи, направленной на решение специфических кризисных проблем, при доминировании прямого воздействия и мобилизации всех имеющихся у клиентов ресурсов для необходимых изменений в жизнедеятельности и достижения оптимального функционирования в социальной, трудовой и семейной среде;

в) оказание услуг профилактической направленности, имеющих целью не только удовлетворение потребностей клиентов, связанных с актуальной кризисной или критической ситуацией, но и стабилизацию благоприятных тенденции и закрепление успехов, уменьшение или устранение факторов риска;

г) объединение усилий субъектов социального патронажа, их включение в решение проблем клиентов в зависимости от характера этих проблем, обеспечение комплексного подхода в этом процессе (сочетание параллельного решения экономических, культурно-образовательных, психосоциальных и иных проблем). Особую значимость приобретает подготовка к знакомству с клиентом и системой его социального окружения. Это означает предварительный сбор всей возможной информации о клиенте: индивидуальные особенности, социальные связи, сложившаяся ситуация, особенности реагирований на навязываемый контакт, возможные трудности и способы их преодоления. Задача первичных визитов — формирование доверия к специалисту, социальной службе в целом.

Таким образом, социальная работа направлена на практическое решение социальных проблем, на помощь социально незащищенным или малозащищенным группам населения, к которым и относятся инвалиды и пожилые граждане. Выполнение этих задач требует от социального работника не только практических знаний, но и знания теории социальной работы, в частности сущности социального патронажа.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что патронаж является формой социальной защиты совершеннолетних дееспособных граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. Однако, любых усилий государства будет недостаточно, если не проводить целенаправленную социальную работу с самими людьми, находящимися в зоне риска, имея в виду возможную активизацию их жизнедеятельности и обеспечение посильной интеграции в общество.

Литература:

1. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие/под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 160 с.

2. Алексеева Л.С. Методики социального патроната: Научно-методическое пособие. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. – 200 с.

3. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей // Социальное обслуживание. – 2004. – № 3. – С. 50-85

4. Нестерова Г.Ф., Астэр И.В. Технология и методика социальной работы. Учебное пособие для вузов — М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 208 с.

5. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие. — М.: Издательство: Дашков и К, 2012. — 592 с.

6. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебник для бакалавров. — 7-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 339 с.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

Очень хорошая статья, автор молодец!

Мне очень понравилась данная статья. Полезная информация

Статья интересная, очень познавательная, спасибо автору за полезную информацию!

Статья интересная, полезная, спасибо автору!

Статья интересная, полезная, спасибо автору!

Статья очень хорошая, актуальна тем, что проблема развития коммуникативных способностей учащихся-музыкантов является важной в наш время.

Статья интересная, очень познавательная, спасибо автору за полезную информацию!

Очень хорошая статья, автор молодец!

Статья интересная, очень познавательная, спасибо автору за полезную информацию!

Мне очень понравилась данная статья. Полезная информация

ПАТРОНАЖ КАК МЕТОД РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ

В научной литературе нет четкого определения понятия «семейное неблагополучие»: каждый автор вкладывает в это определение свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с названным понятием можно встретить понятия «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья», «семья, находящаяся в социально-опасном положении», «асоциальная семья». В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи – это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке.

М.М. Буянов считает, что: «Дефекты воспитания — ϶ᴛᴏ первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, – а только отношение к ребенку».

Л.Я. Олиференко дает следующее определение неблагополучной семьи: «Неблагополучная семья — ϶ᴛᴏ такая семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод — т. е. неблагополучие».

Под неблагополучием следует понимать семью, в которой нарушена ее структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции (хозяйственно-экономическая, воспитательно-образовательная, рекреративная, репродуктивная), имеются скрытые или явные дефекты воспитания, где происходит нарушение прав ребенка и жестокое обращение с ним.

Из множества разнообразных причин, влияющих на семейное неблагополучие, можно выделить следующие причины:

На семью влияет социально-экономический кризис, который приводит к снижению воспитательного потенциала.

Внутрисемейные отношения являются причиной ошибок в процессе воспитания.

На воспитание детей влияет наследственность, больные родители, наличие в семье инвалидов.

Существуют различные классификации неблагополучных семей. Б.Н. Алмазов в качестве основного критерия при выделении неблагополучных семей рассматривает условия, способствующие появлению проблемных детей. К этим типам неблагополучных семей Б.Н. Алмазов относит семьи с недостатком семейных ресурсов (разрушенные или неполные, конфликтные, нравственно неблагополучные, педагогически некомпетентные).

Л.С. Алексеева в качестве основания для классификации неблагополучных семей выделяет характер внутрисемейных коммуникаций и внутрисемейное поведение. В связи с этим она выделяет пять типов неблагополучных семей: конфликтная; аморальная; педагогически некомпетентная; уклоняющаяся, т. е. не обеспечивающая надлежащий контроль и уход за ребенком; семья, ведущая асоциальный образ жизни.

В основе классификации В.М. Целуйко лежат доминирующие факторы неблагополучия семьи. С его точки зрения все неблагополучные семьи делятся на две большие группы:

семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: проблемные, конфликтные, многодетные, малообеспеченные, асоциальные, аморально-криминальные, семьи с недостатком воспитательных ресурсов;

семьи со скрытой формой неблагополучия: недоверчивая (легкомысленная, хитрая) семья; семья, ориентированная на успех ребенка; семья известных людей; семья состоятельных родителей и др.

Семейное неблагополучие не только отрицательно влияет на формирование личности ребенка, в таких семьях происходит нарушение прав ребенка и его интересов, а также жестокое обращение с ним. В более глубоких формах неблагополучия семьи возникает угроза жизни и здоровью ребенка. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются неблагополучные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон их жизни. При этом какой-то один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все проблемы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Такие семьи не в состояние решать самостоятельно свои проблем и им требуется квалифицированная помощь специалистов.

Вмешательство в дела семьи, прежде всего, обусловлено необходимостью обеспечения безопасности ребенка. Происходит такое вмешательство, если в семье нарушается естественные права личности, в основе которых лежат универсальные представления о том, что всем детям должно быть гарантировано удовлетворение основных потребностей.

Существуют различные формы работы с неблагополучной семьей, но наиболее эффективной, позволяющей установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь, является социальный патронаж. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

Основная цель социального патронажа, проводимого в неблагополучных семьях, — это не только выявление природы проблем семьи, решение которых необходимо заняться в ближайшее время, но и их своевременное профессиональное решение. Где неверная оценка природы проблемы может исказить понимание ситуации, а от этого зависит направленность и содержание программы социального патронажа. Цель патронажа — это еще и формирование у семьи навыка самостоятельного преодоления кризисных ситуаций в дальнейшем.

Проводя патронаж неблагополучной семьей необходимо исходить из ценностей семейно-ориентированного подхода, который учитывает ее структуру, окружение, а также право семьи на ее самоопределение, а также уважение права членов семьи на то, чтобы жить в соответствии с ценностями, стандартами и понятиями, которые соответствуют их «корням», их культурному наследию.

Чтобы грамотно реализовывать социальный патронаж, необходимо последовательное выполнение его этапов и привлечение всех членов семьи в совместную деятельность по преодолению проблемных ситуаций.

Определение проблемы семьи: основная причина вхождения в семью.

Установление контакта и доверительного отношения с семьей.

Установление природы проблемы: окончательное определение того, что стало причинами возникновения проблемы семьи, и оценка возможностей и ресурсов семьи.

Определение целей и задач реабилитации: четкое определение и описание результатов вмешательства, которые основываться на оценке ситуации.

Определение действий, которые необходимо совершить для достижения целей и решения задач: разработка конкретных действий по достижению каждой конкретной задачи, распределение ответственности между специалистом и членами семьи.

Установление конкретных сроков мониторинга и выполнение намеченных действий.

Практика показывает, что большинство семей, нуждающихся в социальном патронаже, являются немотивированными или слабо мотивированными к работе, как со специалистом осуществляющем патронаж, так и над собой. Нежелание быть объектом чьей-то помощи — нормальное и понятное явление при отрицании наличия соответствующих проблем. Но при таком убеждении семья никогда не станет союзником, а значит и успех всего патронажного процесса достаточно сомнителен.

Для качественной организации социального патронажа необходимо настроить неблагополучную семью на сотрудничество, используются различные приемы для того, чтобы изменить ее мотивацию. Чаще всего это психосоциальные методы: подбадривание; мягкая поддержка; откровенные беседы о возможных последствиях и угрозах для семьи и детей сложившейся ситуации, о преимуществах полноценной и социально здоровой жизни; осторожное принуждение поступать так, как советует специалист и др.

Литература

Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие/под ред. Л.С. Алексеевой. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 160 с.

Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей // Социальное обслуживание. — 2004. — № 3. — С. 50-85.

Буянов М.М. Ребенок из неблагополучной семьи: записки дет. психиатра: кн. для учителей и родителей / М.М. Буянов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

Кулясова Ю.А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 804-806.

Смотрите так же:  Почему засыпая ребенок потеет

Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л.Я. Олиференко [и др.]. – М.: Академия, 2002. – 256 с.

Осипова И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии // Отечественный журнал социальной работы. — 2005. — №3. — С. 56-65.

Панов А.М. Деятельность служб социального патронажа семей и детей в России и за рубежом // Социальное обслуживание. — 2005. — №1. — С. 59-75.

Словарь — справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 2000. — 424 с.

Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.

Социальная геронтология: Словарь справочник. Авт.-сост. Н.Ф. Басов. — М., 2000. — 242 с.

Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 668с.

Целуйко В.М. Вы и ваши дети: психология семьи. – Р-н-Д: Феникс, 2004. – 448 с.

Цилюгина И.Б. Социально-педагогическая деятельность с семьей: учеб.пособие. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. – 186 с.

Шульга Т.И. Социально-психологические технологии помощи детям и семьям групп социального риска. — М.: Издательство МГОУ, 2010. – 199 с.

Технология социального патронажа

Главная > Реферат >Социология

Определение социального патронажа

Принципы социального патронажа

Основные исследователи социального патронажа

Виды (направления) социального патронажа

Функции социального патронажа

Этапы технологии социального патронажа

Методы, применяемые в технологии социального патронажа

Определение социального патронажа

Патронаж (от фр. рatrоnаgе — покровительство) — вид социального обслуживания, преимущественно на дому, клиентов группы риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой помощи, проведении несложных медицинских манипуляций и т.д. (Холостова Е.И.)[6, с. 224].

Патронаж — это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой клиент, над которым устанавливается патронат, получает от службы в рамках патроната конкретную помощь и поддержку, призванные мобилизовывать и повышать его адаптационные возможности (Алексеева Л.С.) [1, с. 19].

Патронаж (от лат. раtronus — покровитель) — оказание медико-социальной помощи одиноким и престарелым больным; форма профилактической работы, заключающаяся в обследовании условий труда и быта лиц, находящихся на учете; проведение на дому оздоровительных (иногда и лечебных) мероприятий (Мардахаев Л.В.) [5, с.194].

Патронаж социальный – социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара, иными словами, нестационарные формы социального обслуживания престарелых и инвалидов (Басов Н.Ф.)[7, с.118].

Принципы социального патронажа

Л.С. Алексеева, В.Ю. Меновщиков.

Служба социального патронажа действует на основе следующих принципов:

• системность. Этот принцип предполагает построение процесса социального патронажа. Как системы практических действий, взаимосвязанных и взаимоувязанных в рамках единой программы. При этом проблемы клиентов рассматриваются не изолированно, а в контексте взаимосвязей, взаимоотношений внутри их семей, производственного и социального окружения;

• комплексность. Программа социального патронажа формируется и реализуется на основе подхода, предполагающего использование не разрозненных мер и мероприятий, а их комплекса, т. е. всего необходимого спектра социальных услуг, объективно отвечающих интересам клиентов. Соблюдение этого принципа исключает разработку программ, не адекватных трудной жизненной ситуации клиентов;

• оптимальное использование потенциально-положительных резервов социального, производственного и семейного окружения клиентов. Служба социального патронажа должна выявлять в окружении клиентов своих потенциальных союзников, оценивать имеющиеся у них и не используемые (или используемые не в полной мере) созидательные возможности, приводить эти возможности в действие, опираться на поддержку родственников, друзей, коллег знакомых клиентов, способных внести вклад в решение их жизненных проблем. Одновременно служба социальною патронажа принимает усилия по мобилизации потенциала тех систем (органов и учреждений), которые могут и обязаны помогать семьям и детям, но в силу различных причин пока не делают этого;

• укрепление собственного потенциала клиентов для самостоятельного решения своих жизненных проблем. Служба социального патронажа заботиться, чтобы содействовать клиентам в овладении новыми знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они имели бы возможность осуществить самопомощь, независимо от внешней поддержки решать свои личные и социальные трудности. При этом следует исходить из того, что причиной социальной дезадаптации зачастую является недостаточный уровень образования и общей культуры. У отдельно взятой социальной службы нет возможности помочь клиентам решить эту задачу, но для системы социального патронажа это реально;

• приоритет профилактической направленности в процессе социального патронажа. Служба социального патронажа призвана как можно раньше выявлять опасные тенденции в социальном здоровье населения и купировать их дальнейшее развитие, незамедлительно принимая адекватные меры. Необходимо добиваться устранения факторов социального риска, осуществлять превенцию кризисных ситуации в семьях и в детской среде;

• уважение автономности семьи и личности, получающей помощь, ее прав на свободный выбор своего пути развития (если ее образ жизни не угрожает жизни и здоровью детей и ближайшего окружения). Помощь службы социального патронажа эффективна только тогда, когда способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостного образования. Меры по изъятию из семьи детей или иных ее членов оправданы лишь в том случае, когда исчерпали все иные возможности;

• объективная оценка потребностей семьи и личности и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым целям, идеалам и искусственным образцам. Служба социального патронажа настраивает клиентов на ответственный подход к решению собственных проблем, на принятие жизни во всей необходимости их достойно преодолевать. Специалисты службы должны ставить перед своими клиентами реалистичные требования и задачи, исходить при этом из реальных условий и желания помочь семье или личности преодолеть типичное для кризисов отчуждение от мира, открыть в себе внутренние ресурсы, стать творцом своей судьбы и обрести гибкость в отношениях с окружающими;

• дифференцированный подход к клиентам, представляющим различные группы семей и детей. В практической деятельности служба социального патронажа исходит от того, каковы конкретные трудности и проблемы клиентов (насилие, нищета, неготовность к семейной жизни, алкоголизм, детская наркомания, безнадзорность и т. п.), насколько они запущены, опасны ли и в какой мере сложившаяся ситуация для семьи, детей, ближайшего окружения и широкого социума;

• адресный характер. Социальный патронаж адресуется и предоставляется конкретным семьям и детям в соответствии с характером возникающих у них социальных и личностных проблем и особенностью ситуации, которая профессионально диагностируется как трудная и опасная для них самих и окружающих;

• взаимодействие и содействие, заключающееся в создании условий для осознания клиентами своей позиции по отношению к специалистам службы и совместной работе с ними по корректировке ситуации;

• разделение ответственности между клиентами и специалистами на решение кризисной жизненной ситуации и постепенная, но целенаправленная, ее передача клиентам;

• создание условий для самостоятельного творческого освоения клиентами системы взаимоотношений с окружающим миром и со своей ближайшей средой, а также для совершения личностно значимых жизненных поступков и выбора.

Наряду с этими специфическими принципами, деятельность службы социального патронажа должна строиться с учетом общих принципов работы социальных служб, которые имеют универсальный характер. Это принципы служения клиенту; учета его личностных, психологических, гендерных, возрастных и физиологических особенностей; конфиденциальности; открытости для всех нуждающихся; своевременности оказания социальных услуг и ряд других.

Следование этим принципам закономерно влияет на организацию и содержание всей деятельности службы социального патронажа, подчиняет ее единым правилам и закономерностям, обеспечивает эффективностью принимаемых усилий[2, С. 51-54].

Основные исследователи социального патронажа

Социальный патронаж и участковая социальная служба

Патронаж — это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья (клиент) получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизовать и повысить ее адаптационные возможности.

В настоящее время различают два направления социального патронажа семьи.

Первое направление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Она включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социальнопедагогический, социально-психологический, социально- экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежды и т. д.

Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) [1] и т. д.

Рассматривая первое направление, отметим, что, например, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.

Содержание медико-социального патронажа зависит от категории этих клиентов. Он включает доставку лекарств, измерение давления, ночное дежурство, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов и кормление, уборку помещения, выполнение несложных физических упражнений и т. д., т. е. все то, в чем нуждается человек, не способный к самообслуживанию.

Главной задачей работника, осуществляющего медикосоциальный патронаж, помимо оказания перечисленных услуг остается установение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности.

Социально-психологический патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социальнопсихологической дезадаптации и эмоционального напряжения.

Специалисты, осуществляющие психологический патронаж, проводят консультирование, находят вместе с клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений.

Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье, и на стабилизацию благоприятных тенденций.

Кроме того, с помощью социального патронажа социальные работники включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т. е. используют комплексный подход, например экономический и культурно-просветительный — с одной стороны, и психологический и психосоциальный — с другой.

Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рамках патроната, социальный работник исполняет самые разнообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех этапах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий.

Тем самым социальный патронаж семьи предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе.

Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства.

Социальный патронаж семьи включает следующие направления:

  • • информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опасной;
  • • прямое вмешательство в ситуацию;
  • • заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование;
  • • непосредственная поддержка клиента патроната (патронат);
  • • контроль, оценка и завершение работы с клиентом [2] .

На всех этапах работы с клиентом ответственные за патронат специалисты фиксируют на специальных учетных карточках основное содержание работы с клиентами.

В патронировании семьи используются самые разнообразные формы и методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гештальт- терапия; тренинги (например, позитивного жизненного настроя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т. д.); педагогическое просвещение родителей; обучение социальным умениям, навыкам ухода; консилиумы; кондуктивная индивидуальная поддержка и т. д.

Таким образом, патронаж в системе патроната и социальной работы означает:

  • • на уровне клиента — его начало с момента определения и квалификации социальной службой жизненной ситуации клиента как тяжелой и даже опасной для него самого и его ближайшего окружения;
  • • на уровне содержания патронажной работы — выдвижение тех задач, которые выходят за рамки содержания социальной помощи в обычном, традиционном смысле, а потому и не включены в работу с периодически возникающими у людей проблемами;
  • • на уровне методов патронажа — использование не только традиционных путей оказания помощи, но и специальных дополнительных “обходных” путей, а также дифференцированной, многоплановой, разносторонней и пошаговой помощи, включающей формирование мотивации, развитие отношений, применение воздействий, которые чаще всего не используются при проблемно ориентированном подходе к клиенту;
  • • на уровне организации — это система патроната, т. е. особая форма организации среды в отношениях с клиентом и к самому клиенту, которая при соблюдении принципов гуманизма и учета интересов клиента предполагает определенную долю авторитарности и жесткости, отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе;
  • • на уровне границ социальной работы — максимальное расширение ее пространства, означающее необходимость постоянного целенаправленного привлечения к процессу оказания социальной помощи и поддержки целого ряда специалистов (по горизонтали) и ведомств, организаций и учреждений за пределами социальной службы (по вертикали);
  • • на уровне продолжительности работы — пролонгация процесса оказания помощи и поддержки и выход за рамки какого-то одного вида и одной формы помощи (комплексный подход);
  • • на уровне кадрового обеспечения деятельности системы патроната и проведения патронажа — принципиальное изменение профиля образования специалистов по социальной работе, наличие подготовленного и мотивированного к такой работе специалиста-универсала, способного оказывать комплекс услуг, сочетая возможности менеджера и фасилитатора, коммуникабельного, общительного человека, готового работать не только с трудным контингентом клиентов в одной команде с другими специалистами, но и в равной мере с теми институтами, которые остаются пока равнодушными к идеям и ценностям социальной работы;
  • • на уровне определения круга лиц, участвующих в патронате и патронаже средствами социальной работы, — это обязательное их расширение и подключение не только специалистов других профессий при обеспечении междисциплинарного подхода, но и добровольных помощников, волонтеров, групп самопомощи, их особая подготовка, увеличивающая потенциальные возможности специализированной и квалифицированной социальной помощи и поддержки населения и особенно его трудного контингента.
Смотрите так же:  Схема средств обучения и воспитания

В настоящее время существуют самые различные модели социальной работы с семьей.

Особенно эффективной является модель раннего выявления семейных проблем.

Итак, технология раннего выявления семейных проблем (превентивный патронаж) является первым этапом системы профилактики: укрепления института семьи в целом; раннее выявление семейного неблагополучия; своевременная адресная помощь и поддержка.

Работа на данном этапе наиболее эффективна, наименее затратна во всех отношениях, безопасна для специалистов. Как показывают исследования, семья на ранних стадиях неблагополучия активно пытается искать выход из положения, мотивирована на получение помощи, охотнее идет на сотрудничество. Помощь таким семьям, как правило, носит разовый, регламентированный характер.

Принцип опережения должен быть положен в основу организации работы команды специалистов различных ведомств по участковому принципу для выявления семей группы риска.

С этой целью проводится социальное диагностирование, паспортизация всех семей на участке, координируется работа учреждений системы профилактики на данной территории, направленная на объединение усилий психологов, социальных педагогов, специалистов социальной работы, медиков и т. д.

Таким образом, появляется реальная возможность организации целенаправленной, планомерной работы с семьями по предотвращению семейного неблагополучия, деградации семьи, профилактике социального сиротства, насилия, защиты прав и интересов членов семьи в дисфункциональных семьях.

Как показывает опыт Московской области, для организации данной деятельности была создана участковая социальная служба, которая на основании проведенной диагностики состояния семей составляет карту социальной реабилитации семьи.

Если это социально благополучная семья, то ее активизируют для формирования терапевтической благополучной социальной среды. Приглашают для участия в организации клубов для семей и подростков, по пропаганде здорового образа жизни и здоровых семейных отношений; в проведении конкурсов, смотров, соревнований среди детей и взрослых и т. д.

Если семья проблемная, то разрабатывается программа психолого-педагогической или иной поддержки данной семьи.

Если семья кризисная или дисфункциональная, в этом случае специалисты участковой социальной службы во взаимодействии с другими ведомствами ставят ее на учет и разрабатывают программу ее реабилитации.

Система профилактики позволяет организовать работу учреждений (фигурантов системы профилактики) по участковому принципу, когда города, районы делятся на секторы, которые включают в себя образовательные учреждения (детские сады, школы), учреждения здравоохранения (детские и взрослые поликлиники, женские консультации, фельдшерско-акушерские пункты, больницы), социозащитные учреждения (центры помощи семье и детям, реабилитационные центры и др.), комиссии по делам несовершеннолетних, райвоенкоматы. В данную систему включаются все спортивные учреждения, клубы, дома творчества, центры, кружки, общественные и коммерческие организации, оказывающие услуги семье и детям на территории определенного участка.

Составляется социальный паспорт участка, в котором перечисляются все учреждения системы профилактики, составляется реестр предоставляемых ими услуг, тем самым формируется информационное поле (банк ресурсов) для деятельности по профилактике социального неблагополучия и создаются реальные механизмы для работы с семьями и детьми. Из директоров всех учреждений и организаций образуется совет профилактики (координационный совет, совет микрорайона—дело не в названии— главное, чтобы он решал возложенные на него задачи), заключаются договоры о совместной деятельности, разрабатываются функциональные обязанности членов совета, определяются меры ответственности. Координирующая функция системы возлагается на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые контролируют деятельность системы и ее отдельных фигурантов.

Такого рода организация системы позволяет привлечь ресурсы различных ведомств, общественности, объединить их, разработать тактику совместной деятельности, ограничить участок, на котором будет действовать данный совет, определить масштабы, механизмы, алгоритмы работы на уровне конкретных исполнителей (врачи, учителя, участковый инспектор и т. д.).

Схема может быть следующей: вся информация о случаях жестокого обращения, насилия над детьми, членами семьи, о признаках социального неблагополучия из женских консультаций, детских садов, школ, от участковых педиатров, участковых инспекторов органов внутренних дел будет стекаться в социальную службу (центр помощи семье и детям или реабилитационный центр — любое учреждение, которое обладает необходимыми штатами, подготовленными специалистами для осуществления данной деятельности).

Специалисты социальной службы проводят обследование семьи, составляют ее социальный паспорт (он отражает состав семьи, ее социальный уровень, описание проблем и готовность самой семьи к их разрешению), готовят программу реабилитации для утверждения, коррекции, распределения зон деятельности и ответственности за каждым членом совета.

Таким образом, семье может быть своевременно оказана необходимая ей помощь: социальная, правовая, гуманитарная, материальная, информационная, дети могут быть устроены в детские сады, на пришкольные детские оздоровительные площадки, определены в спортивные кружки, реабилитационный центр дневного пребывания, классы выравнивания, суворовские и кадетские училища, могут быть зачислены в воинские части как воспитанники для предотвращения девиантного поведения, родители могут быть поставлены на учет в службы занятости, пройти необходимое обучение, трудоустроены, им может быть оказана медицинская, психологическая помощь и многое другое.

Усилия всех учреждений направляются на одну цель: сохранение семьи, полноценное развитие ребенка, предотвращение семейного неблагополучия.

Профилактика и выявление семейного неблагополучия реализуются через систему участковой социальной службы (см. рисунок).

Функции и связи участковой социальной службы

Основные функции участковой социальной службы:

  • 1. Социальная диагностика всех семей на участке.
  • 2. Распределение случаев по системе патроната.
  • 3. Социальный патронаж социально здоровых и проблемных семей.
  • 4. Координация работы служб и учреждений на участке и предоставление информации в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН).
  • 5. Контрольный патронаж (тип контроля) семей, прошедших реабилитационную программу.

Виды социального патронажа могут быть самые разнообразные: консультирование, тренинги, организация оздоровления, семейного досуга, все виды медико-психолого-педагогической и социальной помощи.

Кризисная ситуация неблагополучных семей имеет свою специфику. Большая часть таких семей постоянно находится в экстремальных или близких к экстремальным условиях, члены которой испытывают хронические стрессы, находятся в состоянии тревожности, нестабильности, эмоционального, психологического, социального дискомфорта.

Длительное переживание кризиса оказывает губительное действие и выводит из строя привычные способы их проработки и преодоления. Благодаря этому кризис переходит в устойчивое психопатологическое состояние. Исследователи, занимающиеся изучением кризисных состояний, отмечают, что решающую роль играет не сам факт возникновения кризиса, а процесс его протекания как таковой, т. е. протяженность во времени и обусловленность вызвавшими его психосоциальными факторами. Затянувшийся кризис при отсутствии своевременной помощи делает людей пассивными и покорными, неспособными к глубокой рефлексии, ориентирующимися не на решение, а на отрицание проблем, на обвинение всех, кроме себя. Жизнь в режиме кризиса становится нерациональной, переполняющейся агрессией.

Вмешательство социальной службы в хронически кризисную ситуацию неблагополучной семьи наиболее эффективно и целесообразно в момент ее обострения, всплеска. Основная задача, которая стоит перед специалистом на этапе кризисного вмешательства, — постепенный перевод потребностных (иждивенческих) состояний в ранг полноценной потребности в нормальной человеческой жизни. Чтобы кризисное вмешательство действительно создавало предпосылки для изменения ситуации к лучшему, необходим благоприятный фон отношений, способствующий хотя бы временной стабильности в состоянии человека. Действенность вмешательства зависит от доверия членов семьи к специалистам и от осознания ими факта, что с помощью социальной службы они смогут справиться со многими своими проблемами.

Патронат в целом — это система долгосрочной работы с клиентом, при проведении которой временные ограничения практически отсутствуют и процесс развивается в соответствии с собственной динамикой. Но реалистичному взгляду клиента и специалиста способствует именно установление сроков на каждом участке работы, особенно при формировании и развитии отношений, на фоне которых осуществляются анализ и определение проблем, которые в свою очередь подразделяются на первостепенные и перспективные.

Работа такого рода (формирование доверительного контакта и готовности к сотрудничеству) длится от 1 до 2 месяцев, продолжительность встреч — от 40 до 60 минут, в зависимости от желания сторон и интереса к рассматриваемой проблеме, не реже 1 раза в неделю. Структурирование содержания встреч и разговоров можно проводить с использованием ступенчатой схемы расположения элементов. Ступенчатость предполагает то, что каждая предыдущая стадия служит базой для последующей:

  • 1. Создание и поддержание положительного настроя на общение.
  • 2. Рассказ клиента о взволновавшем его событии и возникших в связи с ним проблемах.
  • 3. Совместный анализ информации и существующих проблем с учетом истории и причин их возникновения и функционального значения. Вычленение клиентом совместно с социальным работником приоритетных для разрешения проблем.
  • 4. Определение и формулировка семейных проблем. Обсуждение условий, на которых может быть оказана помощь, связанная с их разрешением.
  • 5. Планирование дальнейших отношений, составление договора, предусматривающего ответственность сторон.
  • 6. Завершение переговоров. Контроль за реализацией договора обеими сторонами.

Типология семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, и основные направления социальной работы с ними представлены на примере работы Центра социальной помощи семье и детям Калининградской области (табл. 5).

  • [1] См.: Адресный патронаж семьи и детей / Под ред. Л. С. Алексеевой.М., 2000. С. 34-35.
  • [2] См.: Адресный социальный патронаж семьи и детей. С. 42.

Другие статьи

  • Циклоферон свечи детям инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые кишечнорастворимой оболочкой желтого цвета, двояковыпуклые. Вспомогательные вещества: повидон, кальция стеарат, гипромеллоза, полисорбат 80, сополимер метакриловой кислоты и этилакрилата, […]
  • Могу ли уволится без отработки по уходу за ребенком могу ли я уволиться без отработки, если у меня ребенок 2-х лет? В соответствии со Статья 80 ТК РФ, Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен […]
  • Средства по уходу за зубами у детей Уход за детскими зубами - самые важные правила Первые зубки у ребенка всегда большая радость в семье! Огромная ответственность ложится на родителей – поддерживать зубки малыша в полном порядке. Начинать заботу о зубах необходимо с самого раннего возраста. Очень важно […]
  • Эндокардит у детей симптомы Инфекционный эндокардит у детей Инфекционный эндокардит - острое или подострое воспаление клапанного и/или пристеночного эндокарда, вызываемое различными инфекционными агентами. Инфекционный (в том числе абактериальный) эндокардит - одна из серьёзных причин смертности […]
  • Период развития ребенка до его рождения Мы ждем тебя, малыш! Или развитие и воспитание ребенка до рождения. Статистические данные, приведенные в одном из выступлений члена комитета Госдумы по делам женщин Л. Швец, свидетельствуют о том, что в России более 80% детей рождаются с отклонениями в развитии. […]
  • Индивидуальная карта психологического развития ребенка пример Индивидуальная карта развития детей 5-6 лет с ЗПР в ДОУ по ФГОС. Образец Цель: психолого-педагогическая диагностика развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи: комплексная диагностика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой […]