Агнозия развития у детей

Расстановка ударений: АГНОЗИЯ`

АГНОЗИЯ, агносия (от греч. αγνω σια — незнание) — нарушение сложных форм восприятия, возникающее при поражении коры больших полушарий головного мозга. Наиболее подробно изучена оптическая А.- нарушение зрительного восприятия, к-рое возникает при поражении затылочных отделов мозга, представляющих центральный отдел зрительного анализатора. Одна из форм оптич. А. проявляется в том, что больной, сохраняющий достаточную остроту зрения и продолжающий хорошо воспринимать форму и цвет, перестаёт узнавать предметы и их изображения и заменяет зрительное восприятие предметов и их изображений угадыванием их значения по отдельным деталям. Поэтому в зрительном узнавании предметов или их изображений у таких больных часто возникают ошибки; так, изображение очков больной может оценить как изображение велосипеда (два колеса, соединённых перекладинами), изображение петуха с яркими перьями хвоста он может оценить как «пожар» (принимая оперение хвоста за языки пламени) и т. п. В основе этой формы оптич. А. лежит нарушение синтеза отдельных элементов комплексного зрительного восприятия в один целостный образ и замена синтетич. зрительного восприятия оценкой тех фрагментов, к-рые входят в его состав. При другой форме оптич. А. больной сохраняет способность узнавать предметы, но теряет возможность оценивать смысл целой картины, включающей в свой состав много деталей. К разновидностям оптич. А. относятся: А. на лица (неузнавание лиц), А. на буквы и нотные знаки (больной может различать очертания букв, цифр или нотных знаков, но не может вспомнить их значения) и т. д. Пространственная А. возникает при поражении теменно-затылочных отделов коры и проявляется в нарушении возможности оценивать направления: больной с этой формой А. путает правую и левую стороны, теряет возможность ориентироваться в географич. карте, узнавать время на часах, иногда теряет способность правильно называть пальцы и узнавать их (т. н. пальцевая А.) и т. п.

Кроме оптич. А., встречается акустическая А., к-рая возникает при поражениях левой височной области и проявляется прежде всего в нарушении узнавания чётких звуков речи (фонем), а также тактильная А., возникающая при поражении нижнетеменных отделов коры левого полушария и проявляющаяся в невозможности узнавать предметы на ощупь (т. н. астереогноз). А. Р. Лурия. Москва.

Явления А., возникающие в дет. возрасте, могут вызвать серьёзную задержку общего психич. развития ребёнка. Степень такой задержки тем значительнее, чем раньше возникает А. При оптич. А. ребёнок оказывается дезориентированным в окружающей среде, а это может привести к глубокой интеллектуальной недостаточности. Корригирующее обучение в этих случаях осуществляется олигофрене- и тифлопедагогами и опирается на использование сохранных анализаторов, в первую очередь на тактильную и кинестезич. чувствительность. Для того чтобы создать правильное представление о предмете, ребёнка следует приучать ощупывать предмет, сопровождая этот способ восприятия пояснениями. При акустич. А. у ребёнка могут возникнуть отклонения в развитии речи. Неспособность овладеть фонетич. составом слова может привести к отклонениям в развитии произношения звуков речи, а впоследствии к затруднениям в усвоении навыков чтения и письма (см. Алексия, Аграфия). р. м. Боскис. Москва.

Лит.: Лурия А. Р., Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга, М., 1962; Левина Р. Е., Нарушение письма у детей с недоразвитием речи, М., 1961.

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., ‘Советская Энциклопедия’, 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

Агнозия (от греч. а — отрицательная частица + gnosis — познание) — нарушение восприятия, возникающее при поражении коры больших полушарий головного мозга. Человек становится не способен узнавать предметы и их изображения, а также звуки (в частности, звуки речи).

  • зрительную (оптическую),
  • слуховую (акустичекую)
  • осязательную (тактильную) агнозию.

Возникновение агнозии в детском возрасте вызывает серьезные отклонения в психическом развитии. При зрительной агнозии ребенок оказывается дезореинтированным в окружающей среде, что может привести к отстованию в умственном развитии. При слуховой агнозии возникают отклонения в развитии речи и как следствие — затруднения в освоении чтения и письма. Корригирующее обучение осуществляется с опорой на сохранные анализаторы.

Психическое здоровье — психические особенности, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адапт.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Агнозия – комплексное нарушение восприятия в сознательном состоянии. Возможно частичное или полное повреждение работы органов, отвечающих за прием информации, как извне, так и из самого организма.

Классификация основывается на органе, который перестает реагировать на внешний раздражитель. В нее входят:

  • Зрительная, которая, в свою очередь, делится на агнозию на цвета, лица, симультанную, предметную агнозию Лиссауэра, агнозию вследствие оптико-моторных сбоев (синдром Балинта), слабость оптических представлений.
  • Слуховая, делящаяся на подтипы – простая, слухоречевая, тональная.
  • Тактильная (соматоагнозия), которая делится на обонятельную, болевую, вкусовую, аутотопагнозию позы, путаницу в ориентировке «право-лево», соматопарагнозию, гемисоматоагнозию, пальцевую агнозию (синдром Герстмана), соматическую аллостезию.
Смотрите так же:  Развитие мотивов учения в младшем школьном возрасте

Нередко встречается симбиоз видов данного заболевания.

Подобный диагноз, вопреки кажущейся первопричине повреждения самого органа чувств, проявляется после значительных изменений в мозге. Человеческий разум достаточно локализован, поэтому большинство пораженных успешно продолжают пользоваться слухом, зрением, обонянием и вкусовыми рецепторами, однако перестают узнавать знакомые звуки и запахи, не различают еду или некоторые ее виды.

Врачи-невропатологи утверждают, что причиной возникновения данной патологии считается поражение мозга в результате травмирования головы или длительного бессознательного состояния.

Основные проявления можно заметить, если попросить больного проделать несколько несложных тестов. Зрительные нарушения часто сопровождаются потерей способности чтения, слуховые – невозможностью определить любимую мелодию. Тактильные мешают определить части собственного тела, а вкусовые и обонятельные практически не отличаются от обычного расстройства работы этих органов чувств, поэтому последние два типа сложнее всего диагностируются.

На первом этапе болезни пациент практически не способен самостоятельно заметить неполадки в здоровье, спустя определенное количество времени он начинает чувствовать значительный дискомфорт при совершении обычных действий. Необходимо при первых же признаках проявить внимательность и посетить врача.

Дальнейшее развитие заболевания характеризуется усилением симптомов и риска последствий. Соматоагнозия особенно опасна, за нее отвечает обширная часть мозга, и профессионал не может заранее предсказать развитие событий.

Распознавание болезни состоит из сбора анамнеза, уточнения симптомов у пациента или форм его поведения со слов родственников и проведении специальных тестов на отклонения функций того или иного органа чувств. Дополнительно невролог может назначить КТ или МРТ головного мозга, чтобы уточнить степень поражения его отделов.

Деструктивные изменения в организме при патологии несут, в основном, необратимый характер. Заболевание относится к патологиям в сфере психологии и слишком плохо изучено для эффективного лечения, однако профессионалы предлагают выход из положения путем повторного обучения навыкам. В целом, этот диагноз может характеризоваться как частичная амнезия, большинство умений можно снова освоить. Больной снова учится чтению или запоминанию цветов, распознаванию звуков и тональностей. Человек достаточно комфортно живет в ряде случаев, спустя время забыв о произошедшем. Исключением из правил является соматоагнозия. Любое воздействие на эту болезнь требует полного контроля врача.

Поскольку недуг – довольно специфическое расстройство нервной системы, применять профилактические меры до его появления сложно. Но при поставленном заключении не стоит усугублять его приемом алкоголя и других одурманивающих веществ. Рекомендуется вести активный образ жизни, а также контролировать артериальное давление.

Агнозия – комплексное нарушение восприятия в сознательном состоянии. Возможно частичное или полное повреждение работы органов, отвечающих за прием информации, как извне, так и из самого организма.

Классификация основывается на органе, который перестает реагировать на внешний раздражитель. В нее входят:

  • Зрительная, которая, в свою очередь, делится на агнозию на цвета, лица, симультанную, предметную агнозию Лиссауэра, агнозию вследствие оптико-моторных сбоев (синдром Балинта), слабость оптических представлений.
  • Слуховая, делящаяся на подтипы – простая, слухоречевая, тональная.
  • Тактильная (соматоагнозия), которая делится на обонятельную, болевую, вкусовую, аутотопагнозию позы, путаницу в ориентировке «право-лево», соматопарагнозию, гемисоматоагнозию, пальцевую агнозию (синдром Герстмана), соматическую аллостезию.

Нередко встречается симбиоз видов данного заболевания.

Подобный диагноз, вопреки кажущейся первопричине повреждения самого органа чувств, проявляется после значительных изменений в мозге. Человеческий разум достаточно локализован, поэтому большинство пораженных успешно продолжают пользоваться слухом, зрением, обонянием и вкусовыми рецепторами, однако перестают узнавать знакомые звуки и запахи, не различают еду или некоторые ее виды.

Врачи-невропатологи утверждают, что причиной возникновения данной патологии считается поражение мозга в результате травмирования головы или длительного бессознательного состояния.

Основные проявления можно заметить, если попросить больного проделать несколько несложных тестов. Зрительные нарушения часто сопровождаются потерей способности чтения, слуховые – невозможностью определить любимую мелодию. Тактильные мешают определить части собственного тела, а вкусовые и обонятельные практически не отличаются от обычного расстройства работы этих органов чувств, поэтому последние два типа сложнее всего диагностируются.

На первом этапе болезни пациент практически не способен самостоятельно заметить неполадки в здоровье, спустя определенное количество времени он начинает чувствовать значительный дискомфорт при совершении обычных действий. Необходимо при первых же признаках проявить внимательность и посетить врача.

Дальнейшее развитие заболевания характеризуется усилением симптомов и риска последствий. Соматоагнозия особенно опасна, за нее отвечает обширная часть мозга, и профессионал не может заранее предсказать развитие событий.

Смотрите так же:  Почему болят пятки у ребенка 3 года

Распознавание болезни состоит из сбора анамнеза, уточнения симптомов у пациента или форм его поведения со слов родственников и проведении специальных тестов на отклонения функций того или иного органа чувств. Дополнительно невролог может назначить КТ или МРТ головного мозга, чтобы уточнить степень поражения его отделов.

Деструктивные изменения в организме при патологии несут, в основном, необратимый характер. Заболевание относится к патологиям в сфере психологии и слишком плохо изучено для эффективного лечения, однако профессионалы предлагают выход из положения путем повторного обучения навыкам. В целом, этот диагноз может характеризоваться как частичная амнезия, большинство умений можно снова освоить. Больной снова учится чтению или запоминанию цветов, распознаванию звуков и тональностей. Человек достаточно комфортно живет в ряде случаев, спустя время забыв о произошедшем. Исключением из правил является соматоагнозия. Любое воздействие на эту болезнь требует полного контроля врача.

Поскольку недуг – довольно специфическое расстройство нервной системы, применять профилактические меры до его появления сложно. Но при поставленном заключении не стоит усугублять его приемом алкоголя и других одурманивающих веществ. Рекомендуется вести активный образ жизни, а также контролировать артериальное давление.

Симптомы агнозии

  • Нарушение ориентировки в местности, нарушение способности понимать расположение мест на карте.
  • Отрицание наличия у себя заболевания или дефекта (например, слепота, слабость в конечностях), несмотря на очевидность имеющихся нарушений.
  • Безразличность к имеющемуся дефекту: например, человека мало беспокоит внезапно развившаяся слепота на оба глаза, отсутствие мышечной силы в ногах.
  • Нарушение узнавать предметы наощупь: представляют трудности в определении формы, текстуры предмета.
  • Нарушение узнавания звуков: например, человек не может понять характер звука и откуда он исходит, когда слышит входной звонок у себя дома, или слышит голос родственника
  • Нарушение восприятия своего тела: больной не может точно определить длину своих конечностей, их количество.
  • Нарушение способности узнавать лица знакомых: при этом человек может назвать пол, примерный возраст, но узнать лицо не способен.
  • Нарушение узнавания сложных зрительных образов: несмотря на сохранную способность узнавать отдельные элементы, человек, смотря на картину, узнает бокал на столе, но не осознает что наличие бокала на столе, а также кувшинов, еды и множества людей за столом говорит о том, что изображен праздник/пир.
  • Игнорирование половины видимого пространства: например, человек во время еды человек съедает кашу только с левой половины тарелки, при ходьбе человек задевает дверной косяк правым плечом (т.к. не видит помеху справа).

Врач невролог поможет при лечении заболевания

  • Анализ жалоб и анамнеза заболевания:
    • как давно появились признаки агнозии (отрицание имеющегося дефекта, трудности в ориентировке по карте);
    • какое событие непосредственно предшествовало появлению этих признаков (черепно-мозговая травма, нарушение мозгового кровообращения);
    • как быстро прогрессируют нарушения (развились ли они постепенно или возникли остро).
  • Неврологический осмотр: оценка психических функций человека, зрительных полей, остроты зрения, слуха. Поиск других неврологических нарушений, которые могут сопутствовать агнозии (нарушение чувствительности кожи, неспособность к чтению, счету).
  • Осмотр нейропсихологом: оценка состояния пациента с помощью специальных анкет и опросников, беседы.
  • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы позволяют послойно изучить строение головного мозга и выявить возможные причины агнозии (очаги нарушения кровообращения, опухоли, последствия черепно-мозговой травмы).
  • Возможна также консультация психиатра.

Лечение агнозии

  • Лечение основного заболевания, вызвавшего агнозию, хотя в целом нет специального вида лечения, способного эффективно и направленно бороться с агнозией.
    • Контроль артериального (кровяного) давления и препараты, улучшающие мозговой кровоток и питание мозга (ноотропы, антиагреганты) при хроническом нарушении мозгового кровообращения.
    • Удаление опухоли головного мозга хирургическим путем.
    • Препараты, улучшающие состояние нейропсихологических функций (антихолинэстеразные препараты).
  • Занятия с нейропсихологом.

Осложнения и последствия

Профилактика агнозии

А.С.Кадыков, Л.А.Черникова, Н.В.Шахпаронова — Реабилитация неврологических больных, 2008 г.
Гринберг Д.А, Аминофф М.Дж, Саймон Р.П – Клиническая неврология, 2004 г.
Д.Р. Штульман, О.С. Левин — Неврология. Справочник врача, 2008 г.
М.Мументалер — Дифференциальный диагноз в неврологии, 2004 г.

Что делать при агнозиею?

  • Выбрать подходящего врача невролог
  • Сдать анализы
  • Получить от врача схему лечения
  • Выполнить все рекомендации

Агнозия – комплексное нарушение восприятия в сознательном состоянии. Возможно частичное или полное повреждение работы органов, отвечающих за прием информации, как извне, так и из самого организма.

Классификация основывается на органе, который перестает реагировать на внешний раздражитель. В нее входят:

  • Зрительная, которая, в свою очередь, делится на агнозию на цвета, лица, симультанную, предметную агнозию Лиссауэра, агнозию вследствие оптико-моторных сбоев (синдром Балинта), слабость оптических представлений.
  • Слуховая, делящаяся на подтипы – простая, слухоречевая, тональная.
  • Тактильная (соматоагнозия), которая делится на обонятельную, болевую, вкусовую, аутотопагнозию позы, путаницу в ориентировке «право-лево», соматопарагнозию, гемисоматоагнозию, пальцевую агнозию (синдром Герстмана), соматическую аллостезию.
Смотрите так же:  Можно ли рибоксин ребенку

Нередко встречается симбиоз видов данного заболевания.

Подобный диагноз, вопреки кажущейся первопричине повреждения самого органа чувств, проявляется после значительных изменений в мозге. Человеческий разум достаточно локализован, поэтому большинство пораженных успешно продолжают пользоваться слухом, зрением, обонянием и вкусовыми рецепторами, однако перестают узнавать знакомые звуки и запахи, не различают еду или некоторые ее виды.

Врачи-невропатологи утверждают, что причиной возникновения данной патологии считается поражение мозга в результате травмирования головы или длительного бессознательного состояния.

Основные проявления можно заметить, если попросить больного проделать несколько несложных тестов. Зрительные нарушения часто сопровождаются потерей способности чтения, слуховые – невозможностью определить любимую мелодию. Тактильные мешают определить части собственного тела, а вкусовые и обонятельные практически не отличаются от обычного расстройства работы этих органов чувств, поэтому последние два типа сложнее всего диагностируются.

На первом этапе болезни пациент практически не способен самостоятельно заметить неполадки в здоровье, спустя определенное количество времени он начинает чувствовать значительный дискомфорт при совершении обычных действий. Необходимо при первых же признаках проявить внимательность и посетить врача.

Дальнейшее развитие заболевания характеризуется усилением симптомов и риска последствий. Соматоагнозия особенно опасна, за нее отвечает обширная часть мозга, и профессионал не может заранее предсказать развитие событий.

Распознавание болезни состоит из сбора анамнеза, уточнения симптомов у пациента или форм его поведения со слов родственников и проведении специальных тестов на отклонения функций того или иного органа чувств. Дополнительно невролог может назначить КТ или МРТ головного мозга, чтобы уточнить степень поражения его отделов.

Деструктивные изменения в организме при патологии несут, в основном, необратимый характер. Заболевание относится к патологиям в сфере психологии и слишком плохо изучено для эффективного лечения, однако профессионалы предлагают выход из положения путем повторного обучения навыкам. В целом, этот диагноз может характеризоваться как частичная амнезия, большинство умений можно снова освоить. Больной снова учится чтению или запоминанию цветов, распознаванию звуков и тональностей. Человек достаточно комфортно живет в ряде случаев, спустя время забыв о произошедшем. Исключением из правил является соматоагнозия. Любое воздействие на эту болезнь требует полного контроля врача.

Поскольку недуг – довольно специфическое расстройство нервной системы, применять профилактические меры до его появления сложно. Но при поставленном заключении не стоит усугублять его приемом алкоголя и других одурманивающих веществ. Рекомендуется вести активный образ жизни, а также контролировать артериальное давление.

Другие статьи

  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2–3 лет" До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. […]