Алексеева нВ развитие одаренных детей

Книги по работе с одаренными детьми

Материалы, используемые в воспитательной деятельности

Предлагаем Вам ознакомиться с современной литературой по работе с одаренными детьми.

Предлагаем Вам ознакомиться с современной литературой по работе с одаренными детьми.

1. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты [Текст]/ под. ред. А. М., Матюшкина, А. А. Матюшкина. – М.: Омега-Л, 2008. – 368с.

В книге «Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты» представлены оригинальные тексты известных авторов в области психологии одаренности, относящиеся к началу двадцатого века. В тот исторический период были поставлены центральные вопросы понимания и исследования одаренности, сохраняющие актуальность до наших дней. Тексты систематизированы в двух разделах, отражающих основные проблемы в изучении одаренности. В I разделе представлен авторский взгляд одного из ведущих специалистов в области психологии одаренности – Алексея Михайловича Матюшкина. Книга предназначена студентам-психологам и педагогам, специалистам психологии одаренности, родителям, широкому кругу читателей, интересующихся проблемами одаренности.
http://www.bookvoed.ru/item381213.html

2. Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст]/ Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. – Санкт-Петербург: Речь, 2009. – 160с.

В книге «Одаренный ребенок: дар или наказание» рассматривается проблема развития, обучения и воспитания одаренных детей. Представлены теоретические обоснования решения проблем одаренного ребенка; опыт работы по развитию и обучению одаренных детей в художественной студии; приводятся примеры особенностей личности одаренного ребенка, его развития и воспитания. Книга предназначена для педагогов, психологов, родителей одаренных детей, студентов психолого-педагогических специальностей, для всех тех, кто интересуется проблемой одаренности.
http://bazar.od.ua/kniga_odarennyjj_rebenok__dar_ili_nakazanie-191338
http://knigiua.com/191338_odarennyjj_rebenok__dar_ili_nakazanie

3. Касперская О. В. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми [Текст]/ О. В. Касперская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 119с.

Пособие содержит необходимый для учителей русского языка теоретический и практический материал по работе с одаренными учащимися. Представленные методические рекомендации по использованию различных образовательных технологий направлены на интеллектуальное развитие школьников. В практической части содержатся сценарии конкурсов и внеклассных занятий по русскому языку, развивающие интерес к предмету. Пособие адресовано руководителям методических объединений, методистам, учителям-словесникам общеобразовательных школ, гимназий.
http://www.bookvoed.ru/item487594.html?from=mTOWVyYX-8nhRrqi

4. Монина Г. Б., Рузина М. С. Ох, уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность [Текст]/ Г. Б. Монина, М. С. Рузина. – Санкт-Петербург: Речь, 2010. – 128.

Одаренный ребенок требует к себе особого отношения со стороны окружающих его взрослых. Поэтому перед родителями таких детей, перед педагогами и психологами стоит непростая задача: распознать явные и скрытые детские таланты, помочь реализовать их, не причинив при этом ущерба здоровью одаренного ребенка. Эта книга посвящена детям с двойной исключительностью — тем, у кого одаренность сочетается с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Авторы рассказывают, как за симптомами СДВГ разглядеть одаренность; как взаимодействовать с дважды исключительными детьми; как их обучать и во что с ними играть; как научиться их ценить и беречь. Книга «Ох уж эти одаренные дети. Талант и синдром. Дефицита внимания двойная исключительность» выпущена в издательстве «Речь» в 2010 году.
http://www.bookvoed.ru/item381213.html

5. Шлакина Л. Г. Азбука для одаренных детей [Текст]/ Л. Г. Шлакина – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 253с.

Эта книга написана для тех, кто только учится читать, начинает изучать буквы. Но мы попробуем не только научиться читать, но и считать, и писать, и, конечно, будем играть. Ведь так веселее учиться. Вы согласны? А помогут нам в этом наши старшие друзья, родители, учителя и вообще все желающие. Поиграть-то захочется всем.
http://www.bookvoed.ru/item381213.html

6. Пьянкова Е. А., Володина Н. В. Начинаю считать. Для одаренных детей 4-5 лет [Текст]/ Е. А. Пьянкова, Н. В. Володина –М.: Эксмо, 2009. – 128с.

В предлагаемой книге ребенок знакомится с числами в пределах десяти, учится их сравнивать, знакомится с геометрическими фигурами, обучается порядковому счету, а также приобретает навыки решения примеров на сложение и вычитание в пределах десятка, прибавляя и вычитая единицу. В книге вводятся понятия «больше», «меньше», «столько же», «увеличить», «уменьшить». В пособие включены упражнения на развитие внимания, памяти и мышления. Предназначено воспитателям дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям для занятий с детьми как в детском саду, так и в домашних условиях.
http://www.twirpx.com/file/375608/

7. Егупова В. А. Рисую узоры: для одаренных детей 4-5 лет [Текст]/под ред. М. А. Зиганова. — М. : Эксмо 2009г. — 96с.

Рисую узоры: для детей 4-5 лет/ В. А. Егупова; под ред. М. А. Зиганова. — М. : Эксмо 2009г. — 96с. : ил. — (Ломоносовская школа). Данная книга является первой в серии изданий по обучению детей письму (вторая часть – «Пишу буквы», третья – «Пишу красиво»). Упражнения, используемые в пособии, помогают развивать мелкую моторику рук, улучшают координацию движений, укрепляют руку ребенка и готовят ее к письму. Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением способствуют развитию речи, интеллекта, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, чувство ритма, тренируют память. Предназначено воспитателям дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям для занятий с детьми как в детском саду, так и в домашних условиях.
http://www.twirpx.com/file/375608/

8. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей [ Текст] : программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н. В. Алексеева – Волгоград : Учитель, 2011. – 182 с.

В пособии раскрывается опыт выявления и развития одаренных детей: от организации развивающей среды для реализации их личных творческих способностей в процессе образовательной и поисковой деятельности до методов профессионального роста педагогов, работающих в инновационном режиме. Интересен опыт психолого-педагогического просвещения родителей, содержательное планирование и разработки занятий по речевому, математическому и физическому развитию дошкольников, ознакомлению с природным и социальным миром, миром художественной литературы и изобразительным искусством.
http://www.cvartplus.ru/catalogue/product/1332/196/metodicheskaya-rabota-v-dou/razvitie-odarennih-detey-programma-planirovanie—k.html

9. Щедрова Е. А. Развитие одаренных детей. Развернутое перспективное тематическое планирование. Вторая младшая группа [Текст]/ Е. А. Щедрова – Волгоград: Учитель, 2010. – 71с.

В пособии представлено развернутое перспективно-тематическое планирование по развитию одаренных детей: речевому, математическому и физическому, ознакомлению с природным и социальным миром, художественной литературой и изобразительным искусством – для второй младшей группы. Цели и содержание занятий направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей, склонностей, задатков в интеллектуальной и творческой сферах деятельности. Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала дошкольников. Программа предназначена для воспитателей, педагогов-психологов, родителей и гувернеров, а также для других участников учебно-воспитательного процесса.
http://books.kb200.com/book.php?id=24199166

Предлагаем Вам ознакомиться с современной литературой по работе с одаренными детьми.

1. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты [Текст]/ под. ред. А. М., Матюшкина, А. А. Матюшкина. – М.: Омега-Л, 2008. – 368с.

В книге «Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты» представлены оригинальные тексты известных авторов в области психологии одаренности, относящиеся к началу двадцатого века. В тот исторический период были поставлены центральные вопросы понимания и исследования одаренности, сохраняющие актуальность до наших дней. Тексты систематизированы в двух разделах, отражающих основные проблемы в изучении одаренности. В I разделе представлен авторский взгляд одного из ведущих специалистов в области психологии одаренности – Алексея Михайловича Матюшкина. Книга предназначена студентам-психологам и педагогам, специалистам психологии одаренности, родителям, широкому кругу читателей, интересующихся проблемами одаренности.
http://www.bookvoed.ru/item381213.html

2. Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст]/ Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. – Санкт-Петербург: Речь, 2009. – 160с.

В книге «Одаренный ребенок: дар или наказание» рассматривается проблема развития, обучения и воспитания одаренных детей. Представлены теоретические обоснования решения проблем одаренного ребенка; опыт работы по развитию и обучению одаренных детей в художественной студии; приводятся примеры особенностей личности одаренного ребенка, его развития и воспитания. Книга предназначена для педагогов, психологов, родителей одаренных детей, студентов психолого-педагогических специальностей, для всех тех, кто интересуется проблемой одаренности.
http://bazar.od.ua/kniga_odarennyjj_rebenok__dar_ili_nakazanie-191338
http://knigiua.com/191338_odarennyjj_rebenok__dar_ili_nakazanie

Смотрите так же:  Формирование логического мышления в дошкольном возрасте

3. Касперская О. В. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми [Текст]/ О. В. Касперская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 119с.

Пособие содержит необходимый для учителей русского языка теоретический и практический материал по работе с одаренными учащимися. Представленные методические рекомендации по использованию различных образовательных технологий направлены на интеллектуальное развитие школьников. В практической части содержатся сценарии конкурсов и внеклассных занятий по русскому языку, развивающие интерес к предмету. Пособие адресовано руководителям методических объединений, методистам, учителям-словесникам общеобразовательных школ, гимназий.
http://www.bookvoed.ru/item487594.html?from=mTOWVyYX-8nhRrqi

4. Монина Г. Б., Рузина М. С. Ох, уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность [Текст]/ Г. Б. Монина, М. С. Рузина. – Санкт-Петербург: Речь, 2010. – 128.

Одаренный ребенок требует к себе особого отношения со стороны окружающих его взрослых. Поэтому перед родителями таких детей, перед педагогами и психологами стоит непростая задача: распознать явные и скрытые детские таланты, помочь реализовать их, не причинив при этом ущерба здоровью одаренного ребенка. Эта книга посвящена детям с двойной исключительностью — тем, у кого одаренность сочетается с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Авторы рассказывают, как за симптомами СДВГ разглядеть одаренность; как взаимодействовать с дважды исключительными детьми; как их обучать и во что с ними играть; как научиться их ценить и беречь. Книга «Ох уж эти одаренные дети. Талант и синдром. Дефицита внимания двойная исключительность» выпущена в издательстве «Речь» в 2010 году.
http://www.bookvoed.ru/item381213.html

5. Шлакина Л. Г. Азбука для одаренных детей [Текст]/ Л. Г. Шлакина – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 253с.

Эта книга написана для тех, кто только учится читать, начинает изучать буквы. Но мы попробуем не только научиться читать, но и считать, и писать, и, конечно, будем играть. Ведь так веселее учиться. Вы согласны? А помогут нам в этом наши старшие друзья, родители, учителя и вообще все желающие. Поиграть-то захочется всем.
http://www.bookvoed.ru/item381213.html

6. Пьянкова Е. А., Володина Н. В. Начинаю считать. Для одаренных детей 4-5 лет [Текст]/ Е. А. Пьянкова, Н. В. Володина –М.: Эксмо, 2009. – 128с.

В предлагаемой книге ребенок знакомится с числами в пределах десяти, учится их сравнивать, знакомится с геометрическими фигурами, обучается порядковому счету, а также приобретает навыки решения примеров на сложение и вычитание в пределах десятка, прибавляя и вычитая единицу. В книге вводятся понятия «больше», «меньше», «столько же», «увеличить», «уменьшить». В пособие включены упражнения на развитие внимания, памяти и мышления. Предназначено воспитателям дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям для занятий с детьми как в детском саду, так и в домашних условиях.
http://www.twirpx.com/file/375608/

7. Егупова В. А. Рисую узоры: для одаренных детей 4-5 лет [Текст]/под ред. М. А. Зиганова. — М. : Эксмо 2009г. — 96с.

Рисую узоры: для детей 4-5 лет/ В. А. Егупова; под ред. М. А. Зиганова. — М. : Эксмо 2009г. — 96с. : ил. — (Ломоносовская школа). Данная книга является первой в серии изданий по обучению детей письму (вторая часть – «Пишу буквы», третья – «Пишу красиво»). Упражнения, используемые в пособии, помогают развивать мелкую моторику рук, улучшают координацию движений, укрепляют руку ребенка и готовят ее к письму. Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением способствуют развитию речи, интеллекта, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, чувство ритма, тренируют память. Предназначено воспитателям дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям для занятий с детьми как в детском саду, так и в домашних условиях.
http://www.twirpx.com/file/375608/

8. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей [ Текст] : программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н. В. Алексеева – Волгоград : Учитель, 2011. – 182 с.

В пособии раскрывается опыт выявления и развития одаренных детей: от организации развивающей среды для реализации их личных творческих способностей в процессе образовательной и поисковой деятельности до методов профессионального роста педагогов, работающих в инновационном режиме. Интересен опыт психолого-педагогического просвещения родителей, содержательное планирование и разработки занятий по речевому, математическому и физическому развитию дошкольников, ознакомлению с природным и социальным миром, миром художественной литературы и изобразительным искусством.
http://www.cvartplus.ru/catalogue/product/1332/196/metodicheskaya-rabota-v-dou/razvitie-odarennih-detey-programma-planirovanie—k.html

9. Щедрова Е. А. Развитие одаренных детей. Развернутое перспективное тематическое планирование. Вторая младшая группа [Текст]/ Е. А. Щедрова – Волгоград: Учитель, 2010. – 71с.

В пособии представлено развернутое перспективно-тематическое планирование по развитию одаренных детей: речевому, математическому и физическому, ознакомлению с природным и социальным миром, художественной литературой и изобразительным искусством – для второй младшей группы. Цели и содержание занятий направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей, склонностей, задатков в интеллектуальной и творческой сферах деятельности. Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала дошкольников. Программа предназначена для воспитателей, педагогов-психологов, родителей и гувернеров, а также для других участников учебно-воспитательного процесса.
http://books.kb200.com/book.php?id=24199166

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

кандидат педагогических наук, научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России (Номер для публикаций: 27.7394.2017/8.9)

Одним из ведущих приоритетов современного российского государства становится выявление и развитие творчески одаренных детей и подростков. Федеральная целевая программа «Одаренные дети» в рамках Президентской Программы «Дети России» (2002), Президентская «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (2012), Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г., Концепция модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Искусство» направлены на построение общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Участие в программах и проектах в области разработки и внедрения системы поиска, поддержки и педагогического сопровождения художественно одаренных детей в современных социокультурных условиях — одно из направлений работы Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, который на протяжении уже более полувека занимается проведением фундаментальных и прикладных научных исследований по вопросам художественного образования и эстетического воспитания (Е.М. Акишина, А.В. Бакушинский, Е.В. Квятковский, Б.П. Юсов, Л.Г. Савенкова и др.), социологии и психологии художественного образования (Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.), осуществляет опытно-экспериментальную деятельность по апробации и проверке полученных результатов научных исследований в практике образования (Л.Л. Алексеева, О.В. Стукалова и др.). Развитие личности, раскрытие духовных возможностей и творческого потенциала ребенка может осуществляться лишь при комплексном подходе к воспитанию и образованию в образовательном пространстве.

2. Исследовательская база и направления работы

Изучение современных направлений выявления и развития творчески одаренных детей и подростков проводилось в рамках Проекта ФГБНУ «ИХОиК РАО» «Содержание и механизмы модернизации художественного образования» — исследования, направленного на научный поиск в области обновления содержания и повышения качества художественного образования в России на современном этапе.

Опорной базой исследования в рамках практико-ориентированной многофункциональной, разноуровневой инфраструктуры — социокультурной инновационной площадки «Образование — Театр» лаборатории литературы и театра ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» — стали ГБОУ г. Москвы «Школа №1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника», МБОУ «Хиславичская средняя школа» (Смоленская область), МБОУ «Растегаевская основная школа» (Смоленская область), МБОУ «Череповская основная школа» (Смоленская область), МБОУ СОШ №30 имени С.А. Железнова г. Смоленска, МБОУ СОШ №27 имени Э.А. Хиля г. Смоленска, МБОУ СОШ №2 г. Смоленска, ГБОУ СОШ №291 г. Санкт-Петербурга, МАОУ СОШ №56 г. Калининграда. Всего в исследовании приняли участие 981 учащийся и 23 преподавателя.

Главные направления исследования: изучение существующего опыта и систематизация деятельности педагогического коллектива по разработке, освоению и внедрению в практику работы образовательной организации современных форм проведения конкурсов и фестивалей искусства среди детей и молодежи; личностное участие педагога и ученика в коллективной полихудожественной деятельности с учетом региональной специфики и особенностей окружающей предметно-пространственной среды; творческое развитие учителя и повышение его мастерства в процессе инновационной деятельности; творческое развитие обучающихся, формирование индивидуального мировосприятия, самовоспитания и саморазвития; выявление и развитие творчески одаренных детей и подростков.

Педагогический потенциал искусства в контексте его влияния на формирование духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения в научно-методической повестке является одним из приоритетных аспектов исследования и опытно-экспериментальной работы. В 2017г. ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» был реализован Всероссийский научно-просветительский проект «В поисках художественных открытий», направленный на популяризацию научных гуманитарных знаний, в частности литературно-театральных, результаты которого были также использованы в данном исследовании. Этот проект предназначался для обучающихся 7-11 классов, ориентированных на художественное развитие и саморазвитие в рамках образовательной деятельности.

Смотрите так же:  Формирование гармоничной личности воспитание гражданина россии

Цель Проекта — развитие интереса подрастающего поколения к диалогу науки и искусства.

Задачи: популяризация и пропаганда гуманитарной науки, научных знаний, достижений науки и искусства; распространение информации о научно-исследовательской деятельности, результатах научных исследований и их потенциальной научной и социокультурной значимости; содействие научному общению обучающихся, сохранение и развитие кадрового потенциала российской науки; создание творческо-интеллектуальной среды, способствующей саморазвитию и вовлечению молодежи в научно-исследовательскую и творческую деятельность.

Всероссийский научно-просветительский проект «В поисках художественных открытий» состоял из Конкурсно-фестивального, Выставочного и Экскурсионного блоков.

Конкурсно-фестивальный блок включал в себя

Конкурс сочинений «Глаголом жги сердца людей» (А.С. Пушкин), посвященный Дню Русского языка (Пушкинский День России), был направлен на укрепление положительного отношения учащихся к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям; выявлению литературно одаренных учащихся, способных творчески осмысливать и преобразовывать литературный и языковой материал в соответствии с темой и жанром собственного текста.
Конкурс ученических режиссерских экспликаций «Театр у классной доски» был нацелен на предоставление творческим обучающимся 7-11 классов возможности продемонстрировать приобретенные коммуникативную, речеведческую, литературно-театроведческую компетенции при создании текста – режиссерской экспликации ученического спектакля по изучаемому в школе литературному произведению.
Конкурс ученических литературно-театральных лонгридов «Мнение» ставил своей целью развитие интереса и стимулирование творческих обучающихся к мультимедийному текстотворчеству, цель которого — получение нового личностного опыта в области диалога искусств, в частности, литературы и театра. Эпиграфом конкурса стали слова австрийского писателя, поэта-сатирика, литературного и художественного критика, фельетониста, публициста, уникальной фигуры немецкоязычной общественной и культурной жизни первой трети XX в. Карла Крауса: «Единственное искусство, о котором может судить публика, это искусство театра. Отдельный зритель, а уж особенно критик, несет чепуху, но все вместе правы. В литературе — наоборот».
Конкурс ученического научного эссе «Диалог науки и искусства» был направлен на стимулирование написания ученических научных работ в гуманитарной сфере (культурологической, искусствоведческой и пр.), создание условий для реализации творческого потенциала молодых исследователей. Эпиграфом конкурса стали слова Ю.М. Лотмана: «Наука и искусство — это как бы два глаза человеческой культуры. Именно их различие (и равноправие) создают объёмность нашего знания. Искусство нельзя отнести к области забав или же наглядных иллюстраций к высоким моральным идеям. Искусство — форма мышления, без которого человеческого сознания не существует, как не существует сознания с одним полушарием».
Фестиваль ученических моноспектаклей по литературе «Ступенька к сцене» был нацелен на представление возможности одаренным учащимся, которые выделяются яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеют предпосылки для таких достижений) в актерской, режиссерской или иной творческой деятельности, связанной с созданием театральной постановки, реализовать свой талант не только на сцене у классной доски, но и за пределами учебного класса.

Экскурсионный блок «Genius loci» («Гений места»)

Данный блок представлял собой просветительскую часть проекта «В поисках художественных открытий». «Genius loci» («Гений места») — цикл экскурсий, направленный на приобщение подрастающего поколения к миру искусства. Литературно-театральные экскурсии по местам, связанным с жизнью и творчеством выдающихся людей, — интеллектуальная деятельность, способствующая прочному усвоению учебных знаний.

Эпиграфом экскурсионного блока стали слова «Nullus enim locus sine genio est» // «Ибо нет места без гения», так как «связь человека с местом его обитания — загадочна, но очевидна. Ведает ею genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой. Для человека нового времени главные точки приложения и проявления культурных сил — города. Их облик определяется гением места, и представление об этом — сугубо субъективно… » (П. Вайль).

Большим интересом у учащихся пользовались экскурсии, направленные на знакомство с наиболее значимыми концептами русской культуры с учетом их национальной идентичности и исторической изменчивости: «Genius loci»: Театральная площадь, Камергерский переулок и Чистые пруды как точки пересечения культурных эпох», «Genius loci»: А.Н. Островский и Малый театр», «Genius loci»: МХТ и А.П. Чехов», «Genius loci»: МХТ и М. Горький», «Genius loci»: МХТ и М.А. Булгаков», «Genius loci»: Чистые пруды: О.Н. Ефремов и театр «Современник», О.П. Табаков и «Табакерка», «Genius loci»: Блонье и Смоленский драматический», «Genius loci»: Овстуг и Ф.И. Тютчев».

Выставка творческих достижений учащихся в рамках проекта «В поисках художественных открытий» проводилась по следующим направлениям на собственных площадках образовательных организаций — участников Проекта: художественное творчество (живопись, графика, декоративно-прикладное творчество); фотоискусство (жанровые фотографии, фотоживопись, фоторепортажи); искусство моды (моделирование и художественное оформление одежды; спецрисунок и художественная графика; технология швейных изделий; конструирование одежды).

Изучение существующего опыта и систематизация деятельности педагогических коллективов по разработке, освоению и внедрению в практику работы образовательной организации современных форм проведения конкурсов и фестивалей искусства среди детей и молодежи позволяет сделать вывод о том, что поиск, выявление и развитие творчески одаренных детей и подростков стали одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива, который нацелен создание инновационного образовательного пространства, обеспечивающего условия для формирования и совершенствования всестороннее развитой личности. Было отмечено, что начиная с 5 класса и до 11-го, выпускного, увеличивается % участия детей и подростков в различных конкурсно-фестивальных мероприятиях (Таблица 1).

Педагогическая поддержка учеников в их творческих начинаниях находится в центре внимания современного российского преподавателя. «Стань примером для своего ученика» — девиз творчески работающего педагога — не потерял своей актуальности и сегодня. Личностное участие преподавателя и ученика в коллективной полихудожественной деятельности с учетом региональной специфики и особенностей окружающей предметно-пространственной среды согласно данным исследования оказалось весьма высоким, что позволяет говорить об эффективности реализации творческого потенциала детей в условиях совместной с педагогом творческой деятельности (Таблица 2).

Важным аспектом исследования стала ориентация на непосредственную взаимосвязь науки и педагогической практики, отклик школьных педагогов на изменение образовательных тенденций. Творческое развитие учителя и повышение педагогического мастерства в процессе инновационной образовательной деятельности отметили большинство респондентов (Таблица 3).

В рамках исследования были выявлены главные проблемы, о которых говорили педагоги, принимающие участие в работе социокультурной инновационной площадки «Образование — Театр» (Таблица 4). Было отмечено, что труднее всего приходится педагогам современных сельских малокомплектных школ, для которых, несмотря на различные программы по информатизации педагогической и управленческой деятельности учреждений образования, до сих пор актуальной проблемой является территориальная и информационная изолированность.

Разработанная в исследовании система выявления и развития творчески одаренных детей и подростков активно и, что очень важно, эффективно стимулирует личностное развитие, формирование индивидуального мировосприятия, самовоспитания и саморазвития современного ученика старших классов (Таблица 5).

«Самореализация в неповторимом творчестве» (А.А. Мелик-Пашаев) по данным исследования стала для учащихся выпускных классов, участвующих в проекте «В поисках художественных открытий», первой ступенькой к будущей профессиональной художественно-творческой деятельности (театральной — актерской, режиссерской, сценографической; музыкальной — певческой, композиторской; дизайнерской – костюма, интерьера, ландшафта). Воздействие той области искусства, в которой учащиеся проявили себя и которую планируют выбрать себе в качестве будущей профессиональной сферы, отметил большой процент респондентов, обучающихся в 10-11 классах (Таблица 6).

Преобладание в ответах учащихся такой области искусства, как театр, в нашем исследовании не случаен, поскольку проект «В поисках художественных открытий», направленный на популяризацию научных гуманитарных знаний, был ориентирован прежде всего на литературно- и театрально-мотивированных и одаренных учащихся.

Интенсификация научной, социокультурной и образовательной деятельности является одним из важнейших исследовательских аспектов проекта «Содержание и механизмы модернизации художественного образования». Обозначенные пути по выявлению и развитию творчески одаренных детей и подростков, частью которых стали интегрированные программы «Мастерская моноспектакля», «Литературно-театральная ШТУДиЯ (Школа Творчества, Увлеченности, Дарований и Я)», «Диалог литературы и театра: от Грибоедова до Чехова» и авторский курс «Урок литературы в контексте диалога искусств: от концептуального замысла к механизму реализации», позволили преподавателям в рамках площадки «Образование – Театр» не только полнее использовать творческую индивидуальность учащегося и дополнить методику преподавания литературы новыми элементами театральной педагогики (в частности, уроком-моноспектаклем), но и получать необходимое научно-методическое консультирование, в том числе и по методикам выявления одаренных и талантливых школьников, разработкам образовательных траекторий и пр.

Смотрите так же:  Педагогическое обследование детей с нарушениями развития

Ряд заданий (например, написание экспликации спектакля или моноспектакля, постановка спектакля у классной доски, создание коллекции эскизов костюмов литературных героев и пр.) из разработанных автором системы творческих и проектных заданий, направленных на постижение произведений художественной литературы в контексте диалога искусств, используемая в опытно-экспериментальной деятельности в рамках площадки «Образование – Театр», стала для творчески мотивированных и одаренных учащихся прекрасной возможностью для совершения «акта творчества» (Л.С. Выготский), для постижения «новой гармонии» (А.А. Ахматова).

Алексеева, Андреенко, Видова: Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение

Аннотация к книге «Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение»

В пособии раскрывается опыт выявления и развития одаренных детей: от организации развивающей среды для реализации их личных творческих способностей в процессе образовательной и поисковой деятельности до методов профессионального роста педагогов, работающих в инновационном режиме в условиях введения ФГТ.
Интересен опыт психолого-педагогического просвещения родителей, содержательное планирование и разработки занятий по речевому, математическому и физическому развитию дошкольников, ознакомлению с природным и социальным миром, художественной литературой и изобразительным искусством.
Программа развития одаренных детей предназначена для воспитателей, педагогов-психологов, родителей и гувернеров, а также для других участников учебно-воспитательного процесса.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Алексеева нВ развитие одаренных детей

Сегодня остро стоит проблема поднятия уровня математической грамотности российских школьников. Вот почему 24 декабря 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации за номером 2506 – р принята Концепция развития математического образования в России [17]. В ней отражены цели создания Концепции, рассмотрены современное состояние, задачи, подходы к организации математического образования.

Помимо этого в России принята программа «Одаренные дети» [22] (ее авторы Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Н.С. Лейтес и др.). В ней особое внимание уделяется детям одаренным в сфере математики.

Лозунг «Ориентация на среднего ученика», долгое время бывший приоритетным в российской системе образования, сменился в настоящее время на лозунг «Проявим заботу и обеспечим развитие одаренных детей».

Выявление одаренных детей, в частности математически одаренных, связано с задачей их обучения и развития, а также с оказанием необходимой поддержки и помощи.

Работу по выявлению математически одаренных детей следует начинать в 5-6 классах, где существует опасность «потерять» таких детей (многие считают, что вовремя сделать ставку на талантливых детей, поможет в будущем остановить «отток мозгов» на Запад).

Одаренные дети – будущее страны. В.А. Садовничий, ректор МГУ, отмечает, что «система поиска и поддержки талантливых детей – это построение будущего государства». И. В. Ященко заявляет, что «пойти по пути Америки и скупить таланты со всего мира мы не сможем, да нам этого и не надо: нам своих талантов хватает».

Для работы с одаренными детьми нужна специальная программа, финансовая поддержка и новая система взаимодействия школ с вузами.

В плане понимания природы детской одаренности наиболее важной является классификация видов одаренности по критерию видов деятельности. Это позволяет отойти «от представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества» [4, c. 31].

К основным видам деятельности относят практическую, теоретическую (познавательную), художественно-эстетическую, коммуникативную, духовно-ценностную.

Математическая одаренность лежит в русле познавательной деятельности, куда входит интеллектуальная одаренность различных видов. Одаренность выступает как интегральное проявление различных способностей.

В.И. Панов предлагает следующие критерии выделения видов одаренности:

1) вид деятельности и обеспечивающее его сферы психики;

2) степень сформированности;

3) форма проявления;

4) широта проявлений в различных видах деятельности;

5) особенности возрастного развития.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать актуальную одаренность; потенциальную одаренность.

По третьему критерию – форма проявления – выделяют: явную одаренность; скрытую одаренность.

По четвертому критерию – широта проявлений в различных видах деятельности – можно выделить: общую одаренность; специальную одаренность.

По пятому критерию – особенности возрастного развития – можно дифференцировать: раннюю одаренность; позднюю одаренность.

В литературе существуют различные концептуальные подходы к выявлению и развитию детской одаренности: концепция возрастного подхода к феноменам интеллектуальной одаренности (Н.С. Лейтес); подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М. Матюшкин, В.С. Юркевич); динамическая теория одаренности (Ю.Д. Бабаева, Л.С. Выготский); экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И. Панов); психодидактический подход к обучению и развитию одаренных детей в условиях массовой общеобразовательной школы (В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо).

А.Н. Колмогоров [15, 16] отмечал, что математические способности проявляются в том, с какой скоростью, как глубоко и насколько прочно люди усваивают математический материал.

Для создания образовательной среды, способствующей развитию одаренности детей, в том числе и математической, существуют два основных способа: ускорение и обогащение традиционного образовательного процесса.

Для выявления и развития математически одаренных детей проводятся математические олимпиады. В нашей стране первые олимпиады по математике прошли более 70 лет назад сначала в Ленинграде (1934 г.), а затем в Москве (1935 г.).

Более доступный путь развития математически одаренных детей – реализация на практике развивающего обучения математике (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев и др.).

Заметим, что основным принципом развивающего обучения является деятельностный метод, согласно которому: процесс познания должен быть организован как самостоятельная деятельность учащихся; учитель – организатор процесса познания; деятельность познающего должна иметь критериальное обеспечение в виде программы или метода, в соответствии с которым она строится; формирование способностей в процессе познания происходит в ходе общения, коммуникативного взаимодействия.

Большим подспорьем в организации развивающего обучения математике являются поисково-исследовательские задачи. Поисково-исследовательская задача – это любая нестандартная задача, при предъявлении которой учащиеся не знают заранее способы её решения, ни того, на какой учебный материал опирается решение. Учащиеся в ходе решения таких задач должны провести поиск плана решения задачи, установить, какой теоретический материал даёт ключ к тому или иному решению.

Большое число поисково-исследовательских задач по математике читатель найдет в наших работах [10, 11, 12].

Другие статьи

  • Центр по уходу за детьми екатеринбург Что такое центр по уходу за детьми? В этой статье я Вам расскажу, что такое “центр по уходу за детьми” и чем центры по уходу за детьми отличаются от мини садиков города Екатеринбург. Мини-садики в Екатеринбурге существуют с начала 2000-х годов. Их возникновение […]
  • Почему ребенок потеет когда спит комаровский Почему ребенок потеет когда спит комаровский Сообщение vvv_vladlen » Ср сен 10, 2008 22:41 Сообщение Nora » Чт сен 11, 2008 07:26 Сообщение Віра » Чт сен 11, 2008 14:06 Сообщение Zolotka » Чт сен 11, 2008 14:25 vvv_vladlen, у вас просто жарко. Мой при 23-24 […]
  • Индивидуальная карта психологического развития ребенка пример Индивидуальная карта развития детей 5-6 лет с ЗПР в ДОУ по ФГОС. Образец Цель: психолого-педагогическая диагностика развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи: комплексная диагностика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой […]
  • Почему ребенок не может пописать мочиться в постель по ночам Девочки, тема несколько болезненная для меня. надеюсь на понимание и помошь. У меня старшенький ( в декабре будет 8 лет)мочиться в постель по ночам. Спит ооочень крепко, будильник не слышит, когда будим в туалет, он спит, утром даже не […]
  • Влияние тв на социокультурное развитие детей Влияние телевидения на процесс социализации молодежи Главная > Контрольная работа >Социология МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики по дисциплине […]
  • Температура у 4 месячного ребенка 371 Температура у 4 месячного ребенка 371 Сообщение Ragoza » Сб сен 24, 2011 11:09 хоть какая-то положительная динимика есть? н-р, тем-ра поднималась через 2 часа, после спада, теперь через 3-4? если так, то это уже положительная динамика. при вирусе может тем-ра долго […]