Анаклитическая депрессия это

Анаклизия (греч. аnaklitos – прислоненный, опирающийся) – понятие в психологии, обозначающее чрезмерную зависимость индивида от других людей.

У пациента, страдающего от анаклизии, может возникать ощущение, что люди, находящиеся с ним в непосредственной анаклитической близости, переживают те же состояния и чувства, что и сам пациент. В психологической практике анаклизия интерпретируется как регрессия естественных взаимоотношений, складывающихся между матерью и ребенком. Разрыв анаклитической связи, характеризующийся прерыванием контактов с человеком, который заботится о пациенте, ведет к анаклитической депрессии.

Исследования в области анаклитической депрессии велись уже с начала XX века, однако только после Второй мировой войны эти исследования стали носить системный характер – в частности, отмечены достижения австро-американского психоаналитика Рене Шпица, обобщенные в книге «От грудного младенца к малолетнему ребенку», которая стала впоследствии классикой психологической науки.

В результате проведенных исследований было установлено, что анаклитическая депрессия – это сложное психологическое состояние, которое влечет за собой необратимые нарушения в психике пациента. Первоначально в качестве объекта анаклизии изучались отношения матери и ребенка, на современном этапе это положение расширено до любых взаимоотношений, складывающихся в процессе взаимодействия пациента и другого человека, который проявляет по отношению к нему симпатию, заботится о нем и демонстрирует иные чувства, располагающие к установлению тесной связи.

Анаклитическая депрессия

АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ

Анаклитическая депрессия (англ. anaclitic depression) — термин, предложенный амер. психологом Рене Спицем (Spitz, 1887-1974) для обозначения острых и хронических депрессивных последствий отрыва ребенка от матери (родителей). См . Госпитализм, Дефицит общения, Привязанность.

Общая психология: глоссарий. Р. Комер

Анаклитическая депрессия (anaclitic depression) — депрессивная модель поведения, обнаруживаемая у очень маленьких детей и вызванная их разлукой с матерью.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

:: Анаклитический и Катексис: парадоксы перевода

Психоаналитический термин анаклитический происходит от греческого слова anaklitos (ανακλητος), которое чаще всего переводят, как опора, обычно приводя в пример известную фразу Фрейда: опорный тип выбора объекта. Под выбором объекта в психоанализе подразумевают выбор объекта любви.

Термин анаклитический стал широко известен благодаря описанию американским психоаналитиком Рене Шпицем депрессии у младенцев, разлученных с матерями, которую он назвал анаклитической. Получается, что эти младенцы с анаклитической депрессией не сделали опорный выбор объекта? Давайте разбираться.

Фрейд использует выражение Anlehnungstypus der Objektwahl. Немецкое слово Anlehnungstypus сложное, и состоит из существительных Anlehnung и Typus. Anlehnung переводится как тесная связь, примыкание, опора. Typus переводится как тип. Objektwahl – перевели как выбор объекта. Переводчики работ Фрейда на русский язык нашли слово опора наиболее подходящим, и теперь эту фразу Фрейда принято переводить как опорный тип выбора объекта.

Переводчики работ Фрейда на английский, не найдя подходящего английского слова для перевода немецкого Anlehnung, пошли дальше, и придумали английский неологизм anaclitic, происходящий от греческого слова anaklitos, переводимого на английский как called back. Видимо слово anaclitic показалось им созвучным немецкому Anlehnung. Таким образом, общепринятым переводом выражения Фрейда Anlehnungstypus der Objektwahl на английский стало anaclitic object-choice. Таким образом термин анаклитический прочно вошел в психоаналитический словарь, несмотря на то, что Фрейд его никогда не употреблял.

На русский язык греческое слово anaklitos можно перевести как отзывный (например, в ответ на писк птенца раздался отзывный крик его матери). Но коли уже устоялся перевод указанной фразы Фрейда, как опорный тип выбора объекта – устоялось и мнение, что греческое слово anaklitos переводится как опора.

Objektwahl тоже неправильно переводить как выбор объекта, а следует переводить как объектный выбор. Имеется в виду, что младенец выходит из состояния первичного нарциссизма и обращает свое либидо на свой первый объект любви – мать, т.е. совершает объектный выбор, преобразует нарциссическое либидо в объектное либидо, т.к. нарциссическое либидо направленно только на себя самого (первичный аутоэротизм младенца по Фрейду). Как выражался Фрейд, мать становится первичным объектом, а не выбирается среди других объектов, потому что других объектов для младенца пока не существует.

Анаклитический – не единственный термин греческого происхождения, использующийся при переводе работ Фрейда, не будучи используемым самим Фрейдом. Существует еще одно широко употребимое психоаналитическое понятие, которое тоже придумали англоязычные переводчики – это катексис.

Термин катексис (cathexis, англ.) был введен для перевода немецкого слова Besetzung, используемого Фрейдом, которое переводится с немецкого как вложение, вклад, захват, оккупация. Исходя из экономического принципа преобразования либидо, описанного Фрейдом, слово Besetzung можно перевести экономическим же термином инвестиция. Если мы говорим, что ребенок катектирует мать – это означает, что ребенок инвестирует в нее свое либидо подобно тому, как взрослый инвестирует свои средства в банк. Формируется привязанность, мать для ребенка оказывается очень ценной в результате объектного катаксиса (Objektbesetzung, как выражался Фрейд).

«…Ganz fruhzeitig entwickelt es fur die Mutter eine Objektbesetzung, die von der Mutterbrust ihren Ausgang nimmt und das vorbildliche Beispiel einer Objektwahl nach dem Anlehnungstypus zeigt…»
(“Я и Оно”. Фрейд)

«…уже совсем в ранние годы развивается в отношении матери объектный катексис, который исходной точкой имеет материнскую грудь и является образцовым примером анаклитического объектного выбора…»

Без использования анлийских неологизмов традиционный перевод на русский язык этого предложения, сделанный Людмилой Алексеевной Голлербахом (1969, Лондон), оказывается непонятным:

Смотрите так же:  Стресс и здоровье полости рта

«…уже совсем в ранние годы он [ребенок] развивает в отношении матери загрузку объектом, которая исходной точкой имеет материнскую грудь и является образцовым примером выбора объекта по типу нахождения опоры…»

Поставьте, пожалуйста, оценку статье:

:: Депривация. Часть 1

В предыдущей статье мы разобрали общее понятие базальной тревоги, в этой статье мы детально проанализируем причины ее формирования в результате депривации.

Латинское слово deprivatio – означает потерю, лишение.

Последствия депривации (лишение отзывного отклика на эмоциональные потребности ребенка) уже были описаны в статье Травма рождения на примере анаклитической депрессии (anaklitos – отзывный, греч.). Понятие анаклитическая депрессия, введенное психоаналитиком Рене Шпицем, сегодня используется в более широком значении и идентифицируется в более мягких условиях, нежели те, в которых проводил наблюдения автор этого понятия:

«Если при анаклитической депрессии объект любви [мать] через три-пять месяцев возвращается, то наступает быстрое выздоровление. Даже если это эмоциональное расстройство и имеет какие-либо далеко идущие последствия, они, во всяком случае, сразу не проявляются. Если на первом году жизни лишить ребенка любых объектных отношений на период, превышающий 5-6 месяцев, состояние младенца серьезно и неумолимо ухудшается, что, по крайней мере, отчасти становится необратимым.»
(“Первый год жизни”. Рене Шпиц)

Исследование последствий недостатка заботы и внимания для развития ребенка начались с наблюдений за младенцами в приютах американским психоаналитиком Рене Шпицем в 40-х годах прошлого столетия. В основном, это были приюты, в которых содержались дети, разлученные с матерями, преступившими закон.

В те времена в приютах США к младенцам относились следующим образом: «Няня берет ребенка на руки только для того, чтобы накормить его, сохраняя при этом полное равнодушие, характерное для тех, кто формально заботится о чужом ребенке».

Такое поведение нянь не считалось ужасным в те времена. Под влиянием бихевиоризма Комитет Соединенных штатов по делам детей в 1938 г. принял позицию Джона Уотсона: «Обращайтесь с ними словно с маленькими взрослыми, одевайте их, купайте, проявляя внимание и заботу. Если Вам так хочется, целуйте один раз в день в лобик.» Детей воспитывали по жесткой схеме, кормили по часам, матерям советовали не «портить» ребенка, отказаться от «сюсюканья», проявлять объективную доброту и строгость, не обнимать детей, не целовать их, не держать на руках. Считалось, что благодаря такому отношению, «малыши получат первый урок формирования характера».

Вот как Шпиц описывает поведение младенцев, депривация которых была столь значительна, что у них развилось состояние более тяжелое, чем анаклитическая депрессия, названное им синдромом госпитализма:

«После кормления грудью в среднем в течение первых трех месяцев младенцы (в общей сложности 91 ребенок) были затем разлучены с матерями на период от шести месяцев до года. Соответственно, их возраст составлял от девяти месяцев до полутора лет.

Обычно они лежали на спине; в активном состоянии они совершали странные движения пальцами. Они подолгу, иногда часами, следили за движениями своих пальцев. Они могли ухватиться за свою одежду, и, как при навязчивом хватании, были неспособны ослабить хватку, тянули за одежду, совершая причудливые волнообразные движения. В состоянии повышенной активности они, кроме того, поднимали ноги, хватаясь за носки или пальцы ног. Этими немногочисленными видами деятельности и ограничивается поведение детей, страдающих явлениями госпитализма. Аутоэротических действий, включая сосание большого пальца, практически не было. Подобного рода действия, если они вообще имели место, наблюдались на ранних стадиях депривации. На более поздних стадиях эти дети обычно впадали в летаргию, лежали без движения и звука, словно в оцепенении, смотря в пустое пространство.

Приближение любого человека, за исключением нянь во время кормления, вызывало у них явное неудовольствие. Было вполне очевидно, что эти дети с возмущением реагировали на беспокойство, доставляемое приближением любого человека. Точно также было очевидно, что такое приближение, попытка вступить с ними в контакт, требовало от них отказаться от своей летаргии и воспользоваться энергией, которой им недоставало, чтобы отреагировать на восприятие и приближение любого человека. Чем дольше продолжалась депривация, тем более ослабленной оказывалась убывающая энергия и тем более непосредственным был отказ от контактов. Этот отказ имел один постоянный элемент: вращение головы вокруг сагиттальной оси, напоминающее покачивание головой взрослого человека, у которого оно означает «нет». На ранних стадиях это могло сопровождаться криком, особенно если наблюдатель не уходил. На более поздних стадиях крик, как правило, переходил в тонкое завывание и начинался сразу при приближении, сопровождаясь вращением головой; на самых поздних стадиях завывание сменялось хныканьем. »

(“Психоанализ раннего детского возраста”. Рене Шпиц)

Я привел такой большой фрагмент текста, чтобы читатель мог увидеть, как депривация лишает младенца условий для развития. При прогрессировании депривации эти дети не могли чувствовать ничего, кроме страха чужака восьмимесячных, несмотря на то, что возраст некоторых из них доходил до полутора лет. Отсутствие постоянного физического и эмоционального контакта с матерью или лицом ее замещающим не дало этим младенцам выйти за рамки всепоглощающей базальной тревоги, вызванной травмой рождения. Их постоянным состоянием было оцепенение, которое сменялось паникой при приближении чужого человека, и возвращалось вновь, когда они оказывались наедине с собой.

Говоря о синдроме госпитализма, также необходимо упомянуть проблему госпитализации детей по медицинским показаниям. Руководители детских больниц всегда отрицательно относились к госпитализации детей совместно с их матерями, мотивируя это требованиями больничной асептики. Конечно, тревожные мамаши больных детей создают дополнительную нагрузку на медперсонал, и лучше с ними встречаться только в часы больничных посещений. Но маленькому ребенку важно быть рядом с мамой, особенно в период болезни.

Смотрите так же:  Дрожь в руках при стрессе

Для развития анаклитической депрессии достаточно всего одной недели разлуки. Но проблема диагностики заключается в том, что, внешние проявления анаклитической депрессии трудно отличить от апатичности и подавленности больного ребенка. И когда мать приходила в больницу навестить своего ребенка, то обнаруживала, что он ей совсем не рад, смотрит в сторону, не реагируя на ее слова (типичный признак анаклитической депрессии). И если мать шла к врачу с тревожным сообщением, что с ее ребенком что-то не так, то могла получить закономерный ответ: «Что ж, Вы хотите? Он же болен!»

По моему убеждению, если ребенка в возрасте от 6 месяцев до трех с половиной лет даже на 1 день вырвать из привычного окружения – это окажется достаточным, чтобы навсегда оставить шрам в его душе. О самой травме, конечно, он не будет помнить, но трудно предсказать, как отзовется этот шрам в его последующей жизни (подробнее о преждевременной разлуке я напишу в другом месте).

Интересно, что чем больше заботы и внимания получает ребенок дома – тем тяжелее он переживает госпитализацию, связанную с разлукой с матерью. Но это закономерно, чем больше имеешь, тем больнее это терять.

Но сегодня все больше детских больниц допускают присутствие матерей возле больных детей, понимая насколько травматичной для ребенка может оказаться разлука с матерью, вызывая ухудшение самочувствия и затягивая период выздоровления (хотя и не всегда создают приемлемые условия для пребывания матерей вместе с детьми).

Синдром госпитализма возникает в результате самой жестокой депривации, которая, надеюсь, в наше время не встречается в цивилизованных странах. В следующей части статьи будут описаны особенности возникновения психических нарушений при умеренной, но длительной депривации. Речь пойдет о весьма распространенном понятии интроверсии, которое мы даже не считаем проявлением патологии.

Поставьте, пожалуйста, оценку статье:

Анаклитическая депрессия

Этот вид депрессии известен только в профессиональных кругах. Самое потрясающее здесь — это то, что при определенных обстоятельствах даже грудные младенцы на первом году жизни могут страдать этой психической болезнью. Термин «анаклитический» означает «прилегающий, примыкающий». Так выражается зависимость грудного младенца от кормящего его человека, который его защищает и ему симпатизирует . Как же могут страдать от депрессии грудные младенцы? Для этого нужны особенно неблагоприятные, трагические обстоятельства.

Анаклитическая депрессия была систематически исследована и описана после Второй мировой войны. К известнейшим пионерам в этой области принадлежит Рене Шпиц. Его книга, изданная на немецком языке, «От грудного младенца к малолетнему ребенку», стала классической. Последствия частичного лишения грудных детей притока чувств он называет анаклитической депрессией, а полное лишение младенцев эмоциональных положительных контактов он называет госкапитализмом. Шпиц наблюдал развитие аналитической депрессии у грудных детей, которые первые полгода своей жизни имели хорошие отношения с матерью, а потом были с ней разлучены. Сначала младенцы развивались нормально, так как в первые месяцы их отношения с матерью не омрачались. После расставания с матерью они начинали очень много кричать, переставили интересоваться тем, что происходит вокруг, у них на лице появлялось выражение печали и покорности. Младенцы безучастно и тупо лежали на животе, их моторика замедлялась. Они начинали страдать бессонницей, теряли в весе. Все дети из этой группы стали гораздо менее стойкими по отношению к инфекциям. Через 3-5 месяцев малыши стали вести себя тише, спокойнее и почти перестали плакать. Выражение лица застыло, как бы «замерзло». Они неприветливо встречали тех, кто с ними контактировал. Из 90 детей, попавших в дом малютки, за которыми наблюдал Шпиц, на первом году жизни умерли 34 (37%) вследствие линейности притока чувств, т.е. вследствие разлуки с матерью, дававшей им до этого любовь, симпатию, защищенность, тактильный контакт и питание.

То, что люди могут умереть от депрессии, не прибегая к самоубийству, многим может показаться странным. И все же это происходит, и не только с эмоционально заброшенными грудными младенцами. Со взрослыми происходит нечто совершенно аналогичное. К.Д. Стумпф описал случаи психогенный смерти у военнопленных и узников концентрационных лагерей. Психическое состояние этих людей характеризовалось репрессией, депрессией и апатией. Им все становилось безразлично. Незадолго до смерти они переставали реагировать на угрозы и наказания. Грудные младенцы, умирающие от анаклитической депрессии, вероятно, чувствовали себя так же, только они не могли это выразить словами.

Сущность анаклитической депрессии и госкапитализма, правда, была известна задолго до Рене Шпица — эти явления уже были описаны в 1900 г., — но только Шпиц систематически исследовал это явление, и благодаря ему в профессиональных кругах стали лучше знать этот феномен. К счастью, сегодня это тяжелое заболевание у младенцев встречается очень редко.

Интересно, что предпосылкой для классической анаклитической депрессии является тот факт, что первые полгода своей жизни младенец проводит с любящей матерью. Если детям, страдающим анаклитической депрессией, вернуть их мать не больше, чем через 3-5 месяцев, они снова становятся здоровыми. Если же разлука с матерью длится дольше пяти месяцев и за это время не возникают другие объективные отношения (т.е. если вообще нет никакого постоянного человека, занимающегося ребенком и способного дать ему тепло и защищенность), то начинается регресс, который, по-видимому, становится необратимым, т.е. ребенок физически, умственно и духовно нормально не развивается. В своей работе Шпиц описывает различные степени регресса. Так, он описывает различие в состоянии грудных младенцев в доме малютки или детском доме для найденышей. В доме малютки за грудными младенцами обеспечивался хороший уход, а в доме для найденышей — нет. Тяжелые необратимые последствия для интеллектуального и аффективного развития ребенка неизбежны, если сильная фрустрация (разлука с матерью) начинается на первом году жизни и длится примерно три года. Если разлука с матерью (лишение плюс пренебрежение) начинается лишь на втором году жизни, то также появляются изменения личности, которые, однако, имеют большую тенденцию стать обратимыми.

Смотрите так же:  Способы снять стресс

АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ

Найдено 7 определений термина АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ

АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ

Синдром, включающий симптомы тревожного опасения, уныния и тоски, слезливости, ухода в себя, отказа от еды, который появляется у детей примерно девятимесячного возраста. Возникает тогда, когда после периода хороших материнско-детских отношений на протяжении первых шести месяцев жизни ребенка мать отсутствует в течение как минимум трех месяцев. Если в этот период мать возвращается, все симптомы ослабевают. Если же сепарация продолжается, симптомы становятся все более выраженными и могут привести к бессоннице, снижению веса, задержке развития, апатии, ступору и даже смертельному исходу.

Впервые синдром описали Р. А. Шпиц и К. М. Вольф (Spitz, 1946). ‘Аналитический’ означает ‘зависимый от другого’ — в данном случае от матери, утрата которой провоцирует депрессию. Боулби (1960), также описавший детские реакции при сепарации, модифицировал описание, данное Шпицем, представив следующую последовательность: протест, отчаяние, отчужденность. Малер (1968) интерпретировала описания Шпица в терминах сепарационно-индивидуационной фазы развития. По мнению Малер, во второй половине первого года жизни ребенок достигает симбиотических взаимоотношений с матерью. С этого возраста симбиотический партнер становится незаменимым, а потому отделение от матери приводит к возникновению выраженной симптоматики.

АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ

Термин «анаклитическая депрессия» был введен в научную литературу австро-американским психоаналитиком Р. Шпитцем (1887–1974). Понятие «анаклитический» выражает неудовлетворительную потребность в опоре на кормящую и защищающую мать, физическую и эмоциональную зависимость от нее. В более широком понимании термин «анаклитический» означает такой тип зависимости, при котором один человек полагается на другого в удовлетворении основных потребностей.

В статье «Анаклитическая депрессия» (1946) Р. Шпитц высказал основанную на наблюдениях над детьми мысль о том, что если в результате каких-либо событий (болезнь, смерть и иные серьезные происшествия) ребенок разлучается с матерью, то это ведет к возникновению у него депрессивного состояния, сопровождающегося плаксивостью, раздражительностью, безучастностью, уходом в себя. В таком состоянии ребенок может страдать бессонницей, отказываться от пищи и быть подверженным простудным и инфекционным заболеваниям.

Анаклитическая депрессия возникает примерно на четвертом – шестом месяце жизни ребенка после того, как ранее достигнутая стабильность между матерью и младенцем нарушается и ребенок лишается проявления нежных чувств. Через три месяца после отлучения младенца от матери у него может наступить такое состояние, которое характеризуется «окоченелостью» и невосприимчивостью посторонних людей. В некоторых случаях последующий недостаток эмоциональных контактов способен привести к смерти ребенка. Если по истечении трех месяцев разлуки с матерью она возвращается к ребенку, симптомы ана-клитической депрессии ослабевают.

Последующие исследования и непосредственные наблюдения психоаналитиков над детьми показали роль и значение утраты ребенком эмоциональных контактов с матерью при возникновении депрессии. Идеи, содержащиеся в работах Дж. Боулби «Материнская забота и психическое здоровье» (1951), Р. Шпитца «Первый год жизни» (1965), М. Малер «О человеческом симбиозе и превратностях индивидуации» (1968) и других авторов, оказали заметное влияние на развитие современного психоанализа.

Другие статьи

  • Сенсорная лаборатория как средство развития детей с отклонениями в развитии Роль сенсорной комнаты в реабилитации детей с ЗПР Столичный учебный центр г. Москва по практике на базе лаборатории кафедры Роль сенсорной комнаты в реабилитации детей с ЗПР. 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование студентка 1 курса заочной формы […]
  • Становление детской практической психологии Становление детской практической психологии Учебник предназначен для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, а также для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях. Глава 1. История детской практической психологии 1.1. Становление […]
  • Почему не спит ребенок в 1 месяц ночью Почему не спит малыш? Расстройства сна у детей "Спит как младенец" - фраза, отражающая наши представления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако все ли родители маленьких детей согласятся с таким утверждением? Отвечать на этот вопрос […]
  • Детская психология как наука о психическом развитии ребенка Детская психология как наука в России. В настоящее время детская психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития ребенка и формирования личности на протяжении периода детства. Детская психология как наука начала […]
  • Аденоиды 1 степени у детей лечение комаровский АДЕНОИДЫ Без носа человек — черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин, — просто возьми, да и вышвырни в окошко! Небные миндалины — не единственные лимфоидные образование глотки. Имеется еще одна миндалина, которая называется глоточной. Увидеть ее при […]
  • Образец отпуска по уходу за ребенком до трех лет Как оформить отпуск по уходу за ребенком до 3 лет? Декрет очень ограничен по своей продолжительности. И если малыша не на кого оставить, женщина может взять еще один отпуск, который называется «по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста». Стоит различать […]