Аутизм 3 года как лечить

Лечение аутизма

Ученые еще не смогли изобрести лекарство от аутизма. Однако соответствующая терапия и образовательные программы помогают развиваться детям, страдающим от этой болезни. Ранее лечение аутизма снизит проявление симптомов заболевания, уменьшит агрессию ребенка и сделает его относительно самостоятельной личностью.

Вид лечения подбирают индивидуально для каждого пациента. Наиболее эффективной терапией будет та, которая сочетает в себе несколько методов лечения. Так аутизм – заболевание неизлечимое, лечение должно продолжаться всю жизнь.

Группа Суламот предоставляет комплексную помощь лечения спектра аутизма: от дифференциальной диагностики проблем развития и до построением плана коррекции.

Излечим ли аутизм?

Незаменимыми для лечения аутизма являются физиотерапия и трудотерапия. Физиотерапия направлена на выполнение лечебных процедур и физических упражнений, которые помогают страдающим аутизмом лучше чувствовать свое тело и управлять им. Благодаря трудотерапии пациенты обретают самостоятельность и обучаются базовым навыкам.

Следует помнить, что для лечения аутизма стандартных методов не существует, поэтому каждый специалист придерживается своего метода.

Для выбора лечения и специалиста, который это лечение будет проводить, необходимо учитывать следующее:

  1. К каждому пациенту нужен свой подход и свой метод лечения. Очень часто бывает, что терапия, которая до этого помогла одному пациенту, не приносит никаких результатов в лечении другого.
  2. Родители или опекуны должны проанализировать все методы лечения, которые им предлагают. Они должны ориентироваться на индивидуальность ребенка и решить, какой вид лечения будет в его случае самым разумным.
  3. Если и лечение, и обучающая программа выбраны правильно, то существует большая вероятность того, что ребенок-аутист добьется успехов в развитии.
  4. Детей, страдающих аутизмом, обучают по специальной программе, связанной с управлением поведением. Научно доказано, что чем раньше начать эту программу, тем лучше будут результаты в будущем. Не стоит надеяться на то, что лечение окажется простым и легким делом. Чтобы добиться успеха, потребуется много сил и терпения. Помочь ребенку справиться с симптомами заболевания и сложностями, которые они вызывают, помогут медикаментозное лечение, коррекция поведения и другие методики.

Некоторые методы лечения аутизма научно не доказали свою эффективность. Однако многие из них показали высокие результаты в научных исследованиях. Для лечения аутизма применяют образовательную, поведенческую, биомедицинскую и другие терапии.

Медикаментозное лечение при аутизме

В медикаментозном лечении наиболее часто используют препараты, направленные на борьбу с эмоциональными проблемами, конвульсиями, проявлениями аутизма и проблемами поведения.

Данные препараты не в силах устранить неврологическую проблему, лежащую в основе аутизма. Однако они помогают снизить гиперактивность, тревожность, импульсивность и усилить способность к концентрации. Применение этих препаратов позволяет уменьшить проявление проблем поведения, способствуют улучшению действия образовательной и поведенческой терапий.

Препараты, влияющие на головной мозг (психотропные препараты):

  1. Антидепрессанты (флуоксетин, сертралин). Используют для лечения депрессивных состояний и тревожности, так как они снижают раздражительность, патологическую цикличность действий, вспышки гнева, агрессию.
  2. Нейролептики (рисперидон, арипипразол, оланзапин). Снижают гиперактивность, агрессию, патологическую цикличность действий.
  3. Препараты нестимулирующего действия (гуанфацин, атомоксетин). Используют в лечении синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Повышают способность к концентрации внимания, снижают уровень активности и нервное возбуждение.
  4. Аналептики (метилфенидат, амфетамин, дексметилфенидат). Повышаю концентрацию внимания, снижают импульсивность и гиперактивность.
  5. Противосудорожные средства. Используются для уменьшения количества и частоты конвульсий и стабилизации поведения и настроения.

Лишь часть препаратов прошла клинические испытания с участием больных аутизмом. При лечении детей важна точная дозировка препаратов, так не исключается возможность передозировки. К некоторым препаратам развивается зависимость. Поэтому выписать такие препараты может только врач, который занимается лечением аутизма.

Многие вышеперечисленные препараты обладают такими побочными действиями, как бессонница либо сонливость, потеря веса либо излишний вес.

Диета при аутизме

Многие родители и лечащие врачи обращали внимание на то, что при поддержании определенной диеты больным аутизмом становилось лучше. У многих аутистов имеются пищевые аллергии, поэтому таким пациентам обязательно нужно сбалансировать питание и исключить из рациона продукты питания, вызывающие аллергию.

У детей, страдающих аутизмом, отмечалось улучшение состояния при принятии таких пищевых добавок, как магний, витамины группы В, витамин С.

Диета позволяет улучшить кишечное переваривание и всасывание питательных веществ.

Однако следует помнить, что лечение с помощью изменения рациона питания и применения пищевых добавок нужно обязательно обсудить с лечащим врачом. Для того, чтобы ребенок нормально развивался и рос, в его организм должны поступать все витамины и питательные вещества в достаточном количестве.

Как лечить аутизм у детей: истории из жизни людей

Содержание статьи:

  • Рассказ о лечении путем очищения организма Ольги, 43 года
  • История лечения с помощью диеты Александры, 37 лет
  • Как лечила методом сенсорной интеграции Юлия, 27 лет

Аутизм у детей — это заболевание, характеризующееся нарушениями психического развития, такими как расстройство моторики речи, отсутствие социальных навыков, воображения. В настоящее время не существует никаких специальных анализов, которые могли бы установить точный диагноз «аутизм». Определить недуг можно только наблюдая за ребенком и его отношением к окружающим.

Рассказ о лечении аутизма у ребенка путем очищения организма Ольги, 43 года

У моей дочери аутизм, она долгое время не говорила, ей было свойственно агрессивное поведение. Кроме того, она была гиперактивна, с ней было очень тяжело ладить. Дополнительной «ложкой дегтя» стали проблемы с кишечником.

Я несколько лет потратила на изучение информации о причинах и методах лечения аутизма. В итоге мне удалось сформировать собственную систему лечения аутизма у детей, которая помогла моей дочери восстановиться и адаптироваться к жизни.

Я убеждена, что одной из причин развития аутизма являются прививки, как бы не противились относительно этой мысли врачи. Мы с дочерью сдавали анализы, и оказалось, что в ее крови увеличено количество олова и алюминия, то есть тяжелых металлов.

Я нашла исследования, которые доказывают, что у многих деток-аутистов в кишечнике обнаруживают вирус кори. Он провоцирует запоры. Поэтому я дала дочери пропить противовирусное средство. В результате этого запоры перестали нас мучить. Помимо этого, мы сделали контрольный анализ на ртуть и алюминий. Оказалось, что превышение у нас и по этим показателям.

Мы начали проводить планомерную очистку организма от тяжелых металлов. Состояние дочери начало медленно, но верно стабилизироваться. Мы наконец-то сдвинулись с мертвой точки в лечении аутизма. У ребенка начала развиваться речь и лучше работать воображение, прекратились приступы агрессии и гиперактивности.

Я нашла в интернете статью американского нейрохирурга на английском языке. Я переводчик по образованию, поэтому не составило труда ее перевести. Оказалось, что, по его мнению, из-за влияния тяжелых металлов, которые были получены от прививок, в головном мозге детей запускаются сложные аутоиммунные процессы. В некоторых случаях развивается воспалительный процесс, и это приводит к таких тяжелым последствиям, как аутизм.

Соли ртути не выводятся из организма самостоятельно, поэтому процесс приобретает характер хронического. Ртутные соли губительно влияют на все органы. Мы начали очищать кровь и органы ребенка. Кроме того, с помощью различных продуктов питания и препаратов стали погашать аутоиммунный процесс, который подтвердился на анализах на IgМ.

Также немаловажный момент в нашей терапии — присутствие в меню большого количества витаминов, минералов, аминокислот. Без этого восстановить здоровье очень сложно и процесс затягивается на долгие годы.

Можно применять поливитамины, но я предпочитаю давать натуральные продукты, такие как мед, маточное молочко, инжир, кедровые и грецкие орешки.

После года такого лечения моя дочь начала меняться на глазах. У нее появились эмоции, активно развивается речь, появляется интерес к другим людям, жизни, воображение. А раньше ее интересовала только вода и палочки. Теперь я понимаю, что мы на правильном пути и у ребенка будет полноценная жизнь.

Жизненная история лечения аутизма с помощью диеты Александры, 37 лет

К первому психологу нас с сыном Михаилом направил педиатр. Казалось, что он мало что понимал из того, что ему говорят взрослые. Он вполне нормально развивался до полутора лет. Однако потом перестал говорить вслух слова, которые ему уже были хорошо известны: мама, папа, корова, кот и прочее. Складывалось впечатление, что ребенок исчезает сам в себе. Он практически постоянно молчал. Первое время мы думали, что причиной его молчания были отиты, которые часто его мучили в детстве.

Буквально за несколько месяцев ребенок перестал вообще реагировать на внешний мир и с трудом узнавал близких. Он перестал смотреть в глаза и не шел на контакт. Появились и другие странности в поведении: он терся головой о пол, ходил на цыпочках, издавал странные булькающие звуки, постоянно повторял какое-то действие, например, открывал и закрывал дверь или пересыпал из одной емкости в другую песок в песочнице. Ребенок не позволял брать себя на руки или обнимать. У него это вызывало бурю негодования или истеричные слезы. Кроме того, у него развился хронический понос.

После первых обследований у психиатра наконец прозвучало это страшное слово — «аутизм». Как я узнала позднее, расстройство аутичного спектра — это не душевная болезнь. Это нарушение развития ребенка, которое вызвано аномалиями головного мозга. Хотя аутизм встречается в среднем у одного ребенка из 500, он до сих пор является наименее изученным нарушением развития.

Нам сказали, что Миша, вероятней всего, не станет здоровым ребенком и полноценным человеком. Ему не удастся завести друзей, вести содержательные разговоры, учиться в общеобразовательной школе, жить самостоятельно. Нам посоветовали верить лишь в то, что ребенку удастся привить некие социальные навыки, которые он сам не в силах приобрести.

После того как сыну установили окончательный диагноз, я начала пропадать в библиотеках и интернете в поисках информации, как лечить аутизм у детей. Так я нашла книгу, в которой шла речь об аутичном малыше. Его мама была уверена, что симптомы сына были спровоцированы «церебральной аллергией» на обычное молоко. Мысль об аллергии засела у меня в голове, потому что Миша обожал пить коровье молоко и потреблял его в больших количествах — до двух литров в день.

Кроме того, я вспомнила, как несколько месяцев назад моя мать прочитала, что многие дети, которые страдают от хронических отитов, имеют аллергию на пшеницу и молоко. Еще тогда она сказала, чтоб я попробовала исключить эти продукты из меню Миши. Но я настаивала, что молоко, сыр и макароны — это все, что он любит есть и если я исключу их из рациона, то он просто будет голодать.

После этого я вспомнила также, что первые отиты появились у Миши в 11 месяцев. Это как раз совпало со временем перехода от детской смеси к коровьему молоку. Я кормила его грудью до трех месяцев, но грудное молоко он переносил плохо, его сыпало. Тогда нам порекомендовали перейти на гипоаллергенную детскую смесь.

В общем, терять было нечего, и я решила исключить «подозрительные» продукты из рациона ребенка. То, что происходило дальше, было больше похоже на чудо. Спустя несколько недель Миша перестал кричать и биться в истериках. Он перестал бесконечно повторять одни и те же действия. И сразил меня наповал, когда протянул мне ручку, чтоб я помогла ему спуститься по лестнице. Также он разрешил взять себя на руки старшей сестре и спеть ему колыбельную.

Спустя месяц мы посетили хорошего педиатра, который специализировался на отклонениях в развитии детей. Он провел несколько тестов с Мишей и задал нам кучу вопросов. Мы рассказали об улучшениях в его поведении после того, как мы перестали давать ему молочные продукты. Однако в конце приема врач сказал, что у ребенка аутизм и хотя идея с непереносимостью молока интересна, но это не может быть связано с его аутизмом или недавними улучшениями в поведении.

Нас это привело в отчаяние, но ребенку с каждым днем становилось лучше: он сидел у меня на руках и смотрел мне в глаза, начал обращать внимание на сестру, хорошо спал, но понос не проходил.

Ему не было двух, а мы уже отдали его в специализированное детское учреждение и начали проходить интенсивную языковую и поведенческую терапию. Кроме того, мы решили проверить теорию о влиянии молока на поведение сына. С утра дали Мише выпить стакан молока, и уже к вечеру он начал ходить на цыпочках и тереться головой о пол, демонстрируя поведение, о котором мы практически уже забыли. Спустя несколько недель поведение ребенка повторилось. Оказалось, что в саду ему дали кусочек сыра. Так мы утвердились в мысли, что у Миши своеобразная аллергия на молочные продукты.

Смотрите так же:  Этапы диагностики психических расстройств

Позднее мне удалось найти информацию об исследователях, которые собирали доказательства того, что молоко осложняет течение аутизма. Оказалось, что молочный белок, преобразовываясь в пептиды, влияет на головной мозг примерно так же, как галлюциногенные наркотические вещества. В моче детей, страдающих от «молочной аллергии», были выявлены вещества, которые содержали опиаты. По мнению ученых, у таких детей либо отсутствует фермент, который переваривает пептиды, либо пептиды попадают в кровь еще до того, как перевариваются.

Теперь я стала понимать, почему Миша нормально развивался, пока питался гипоаллергенной соевой детской смесью, а также это давало объяснение, почему позднее от требовал много молока — опиаты провоцируют сильную зависимость.

После долгих «исследований» на пару с мужем мы пришли к выводу, что нужно перевести ребенка на безглютеновую диету, на которой сидят больные целиакалией. Спустя 48 часов у Миши появился первый за долгие месяцы твердый стул. У него улучшилась координация, через пару месяцев я даже стала разбирать слова, которые он произносил.

Наши лечащие врачи только иронически посмеивались, когда мы рассказывали о нашем методе лечения аутизма диетой. Они не видели в этом никакой взаимосвязи.

К тому времени, как Мише исполнилось 3 года, все врачи согласились, что диагноз «аутизм» нужно снимать. Ребенок прошел все тесты, которые подтвердили, что он психически здоров и полноценен. По результатам тестов, со временем он поступил в обычную школу.

Сейчас Мише 7, и он, по словам классного руководителя, один из самых активных и жизнерадостных детей в классе. У него есть друзья, он играет в школьном театре, играет со старшей сестрой в воображаемые игры, чего никогда не делают детки-аутисты. Наши худшие опасения не оправдались, мы все безумно счастливы.

Как лечила аутизм у ребенка методом сенсорной интеграции Юлия, 27 лет

Моей дочери сейчас 3,5 года. Наш диагноз звучит как «ЗПР с аутичными чертами». Почти год назад начали заниматься с психологом. Дочь не разговаривала, а логопеды отказывались ее брать на лечение.

В 2 и 10 пропили курс ноотропных препаратов, но от них дочь стала плохо спать, начала капризничать. Пришлось отказаться от медикаментозного лечения. В детский сад нас приняли, но проблемы начались практически сразу же: дочь не слушалась, не могла следить за собой, соблюдать элементарный туалет.

Мы искали истории аутизма у детей, методы лечения в интернете. Как-то я поехала на конференцию по аутизму в Москву и там узнала про сенсорную интеграцию. Долго думать не стала, у дочери были серьезные нарушения, и адаптировать ее к социальной жизни мне никак не удавалось.

В центре мы прошли консультацию, я заполнила кучу документов, каких-то «опросников». Дочь пытались осмотреть, она начала визжать и истерить. Потом она сосредоточилась на какой-то игрушке, но опять разнервничалась. Пришлось успокаивать с помощью еды. Но на пробные занятия нас убедили записаться.

Конечно, поначалу у нас ничего не получалось, дочь орала, отказывалась что-либо делать, хотя с ней пытались кататься, играть. Это все было мало похоже на занятия. У меня даже появились сомнения, нужно ли все это нам.

Мне приходилось садиться с ней на качели, чтобы покататься не более трех минут. Больше она не соглашалась. На третьем занятии я оставила ее на специалиста и осталась за дверями. Первые 15-20 минут слушала, как она ноет. Но потом — тишина. Спустя 45 минут дочь вышла. Нельзя сказать, что довольная, но явно более спокойная, чем была вначале.

Мы ходим уже четыре месяца. Спать стала лучше, менее агрессивная, стала более ловкой, не боится окружающих людей. А главное, наконец-то стала понимать, зачем нужен горшок и стала пытаться говорить. Пока что не более десяти слов, но, если ей что-то нужно, она уже в состоянии объяснить.

А на днях у дочки новое достижение — начала сама есть. Раньше я ложку не могла в руку вставить ей, сейчас же берет сама и ест. Оказывается, ее на занятиях научили — они доставали из емкости деревянные шарики ложкой. В целом у нее даже взгляд стал иной, более осмысленный. В общем, результатами я довольна.

Как лечить аутизм у детей — смотрите на видео:

Аутизм вылечили за три года

Столичный врач-невролог Уляна Лущик, 48 лет, создала научный центр, который перерос в клинику. Там лечат детей с умственной отсталостью, детским церебральным параличом, болезнью Дауна. Аутизм вылечивают полностью.

— В первом классе за два месяца учебы учителя определяют детей, которые не готовы учиться в школе. Они невнимательные, трудно усваивают материал. В 7 лет не говорят предложениями, им неинтересна учеба. Спрашиваю родителей, почему так запустили ребенка. Говорят: думали, перерастет, — говорит Уляна Лущик.

Не советует отправлять такого ребенка в спецшколу. Надо заниматься с каждым индивидуально. Чем раньше, тем легче преодолеть задержку развития мозга. Иначе ребенок вырастет и родители будут иметь умственного инвалида.

— Был у нас ребенок с аутизмом, который в 2 года без мамы не мог ни есть, ни пить, ни сходить в туалет. Чтобы сказать, что чего-то хочет — стучал. Лечили два года. Научили обслуживать себя, пить, есть, одеваться, читать, писать. Подготовили к школе. Для таких имеем курсы лечения и реабилитации, на которые не пускают ни мам, ни нянь. Потому что детки часто плачут, а мамы их жалеют, делают все за них и сводят лечение на нет.

Вспоминает девочку, которая в 3 года имела признаки аутизма и отставание психоязыкового развития. После четырех лет непрерывного лечения и реабилитации ее отдали в школу на год позже ровесников. Учится на отлично. Диагноз сняли.

— Проблема с развитием появляется не в первом классе, а в 1-3 года. Часто к детям приглашают логопеда. Начинают учить говорить, но развитие остается на предыдущем уровне. Чаще всего мозг тормозит из-за плохого кровоснабжения, родовых травм, детских стрессов.

Кому-то нужны три или пять курсов. Другому бывает достаточно и одного. Если видим, что выздоровление идет быстрее, то проводим два-три курса подряд.

Лечат даже болезнь Дауна.

— К нам привели 5-летнюю девочку, которая вела себя как 3-месячная. Не говорила, не ходила. Три года лечили с периодическими курсами нейрореабилитации. Начала разговаривать и читать. Могла зайти в двери и позвать маму. В 8 лет пошла в спецшколу.

Жизнь с аутизмом: диета для «голодающего мозга»

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Анна Кук – журналист, живет в Англии 8 лет. Растит троих дочерей. У старшей дочки в 3 года был диагностирован аутизм.

Этот блог — о буднях и праздниках не совсем обычной семьи и о том, как в Англии относятся к проблемам детей с нарушениями развития.

Официальная медицина однозначно говорит нам о том, что аутизм – это пожизненное, неизлечимое нарушение умственного развития. Представители так называемого «холистического» подхода, в том числе работающие с проблемными детьми диетологи и натуропаты, более оптимистичны.

Они дают родителям надежду, что при правильном питании и восполнении дефицита важнейших витаминов и минералов, оздоровлении организма на уровне биохимических процессов, возможно если не полностью избавить ребенка от аутизма, то, по крайней мере, значительно снизить проявление его симптомов. А если к биомедицинскому лечению детей с аутизмом добавить еще и интенсивное обучение и программу по коррекции поведения, можно получить впечатляющие результаты.

Этот подход активно поддерживает британская благотворительная организация Treating Autism, которая недавно провела в Лондоне презентацию на эту тему для родителей детей с аутизмом и специалистов. Я отношусь к категории родителей, которые верят в диеты и биомедицинское вмешательство, поэтому с удовольствием пошла на эту презентацию, тем более, что одним из ее организаторов и спикеров была моя знакомая по форуму на «Фейсбуке» для родителей «особенных» детей в Великобритании, а еще одним выступающим – диетолог, которая «ведет» мою дочку Лизу.

В основе «холистического» подхода лежит идея о том, что аутизм развивается не только из-за генетической предрасположенности, но и в силу нарушения многих жизненно необходимых процессов в организме – пищеварения, вывода токсинов, работы иммунной системы. По мнению врачей-натуропатов, в проявлении аутистических признаков, ко всему прочему, могут быть виновны кишечные паразиты и патогенные бактерии.

Токсины вместо витаминов

С самого раннего детства дети, у которых впоследствии диагностируют аутизм, очень привередливые едоки, страдающие постоянным расстройством кишечника или, напротив, запорами и другими нарушениями пищеварения.

Лиза, например, до двух лет предпочитала в основном протертую еду, которой я ее кормила с ложки с песнями и книгами, иначе она попросту не открывала рот. Самостоятельно же дочка ела только пустые макароны, сладкие йогурты, консервированные горошек и кукурузу, ну еще, пожалуй, курагу, изюм и печенье. После года у Лизы то и дело расстраивался желудок или ее тошнило, а я не успевала менять подгузники и отмывать ее простыни, кроватку и стены – таковы были масштабы происшествия.

Как рассказала на презентации диетолог моей дочки Люсинда Миллер, из-за пищевых самоограничений и проблем с работой кишечника у детей с аутизмом попросту «голодает мозг», то есть питательные вещества, витамины и минералы, которые по идее должны поступать с едой и обеспечивать рост человека и функционирование мозга, попросту не усваиваются должным образом. Вдобавок к этому, у таких детей нарушен процесс вывода токсинов, которые оседают мертвым грузом в организме.

В итоге вместо необходимых витаминов, железа, магния, лецитина и омега-кислот, мозг получает вредные химические вещества, которые усиливают проявления аутизма у ребенка, в том числе хождение на цыпочках и самоагрессию.

Специализированная диета может помочь, убеждала Люсинда Миллер и еще одна ее коллега, Стелла Чадвик.

Многие родители детей с аутизмом знают основные принципы этой диеты:

— никаких продуктов, содержащих глютен (таких как пшеница и ячмень), — никаких продуктов с казеином (молоко), — полный отказ от продуктов с усилителями вкуса и аромата (глутамат натрия и его «коллеги», скрывающиеся под обозначениями от E620 до E625), — отказ от сахарозаменителя аспартама (Е951), — исключение продуктов с консервантами и ароматизаторами, даже если написано, что они «натуральные», — ограничение употребления в пищу сахара, сои и продуктов, содержащих дрожжи.

Это лишь базовый список, который может дополняться, если ребенок страдает аллергией или непереносимостью каких-то других продуктов.

Скажу сразу, официальная медицина, как и многие педагоги, работающие с детьми с аутизмом, эту диету не поддерживает и считает, что если у ребенка нет ярко выраженной целиакии (непереносимости глютена), то не надо лишать его пшеничных макарон, пиццы и пирожков. И тем не менее, многие родители и врачи-натуропаты находят ее эффективной.

На свой страх и риск

Я ввела диету для дочки на свой страх и риск, когда Лизе было два года, и мы только начали длинный путь получения диагноза. Для меня введение диеты было невероятно сложным шагом, как говорят «разрывом шаблона».

Как можно лишить ребенка его любимых макарон и йогуртов! Как можно убрать из рациона молоко и сыр, основные источники кальция! Мне было очень страшно, что я могу нанести непоправимый вред ребенку, и в то же время я понимала, что бесконечные расстройства желудка (притом, что врачи не обнаружили никакого воспаления или проблем с переносимостью молока или глютена), истощают организм дочки и влияют на ее поведение.

И я рискнула. В один день заменила пшеничные макароны на рисовые, а коровье молоко – на ореховое. Для спокойствия души выпросила у диетолога из поликлиники сироп с кальцием, который давала Лизе каждый день вместо кусочка сыра.

Некоторые родители пишут, что диета совершенно преобразила их аутичного ребенка – появился глазной контакт, исчезли навязчивые движения, даже «прорвалась» речь.

У нас таких чудес не случилось. Но зато наладилась работа кишечника, а рацион дочки стал намного разнообразнее – удивительно, но оставшись без своих любимых йогуртов и макарон, Лиза стала налегать на полезную еду. Я шучу, что у Лизы в нашем доме самое здоровое питание, и что если бы мне набраться силы воли и есть только ее завтраки, обеды и ужины, я скину все свои ненавистные килограммы и проживу до ста лет.

Судите сами: на завтрак у Лизы всегда полезная каша на ореховом молоке, вода и фрукты. На обед – суп на крепком мясном бульоне с большим количеством овощей, на ужин – мясо, рыба или тефтели с безглютеновыми макаронами и свежим огурцом.

Смотрите так же:  Как отличить заикание от запинок

Самое любимое лакомство – черника, груша, клубника и . авокадо!

В школе Лизе тоже организовали отдельное питание. Хотя больше никто из детей не соблюдает диету, каждый день повар Анушка готовит для Лизы отдельное, согласованное со мной блюдо, за что я ей очень благодарна.

Год назад я решилась на более интенсивное (и более дорогостоящее) биомедицинское вмешательство. Я получила грант благотворительной организации Caudwell Children (o чем я писала в одном из предыдущих блогов), и с его помощью смогла оплатить консультацию у диетолога и натуропата, отправить Лизины анализы в современнейшие лаборатории в Британии и США и на основании полученных результатов и составленного натуропатом плана лечения купить необходимые препараты.

«Ела в школе рыбные палочки»

Теперь, помимо здорового питания, Лиза ежедневно получает 5-6 лекарств и пищевых добавок. Это пробиотики, мультивитамины и отдельно витамины группы B в разных легко усваиваемых формах; это магний и аминокислота, предотвращающая нервное перевозбуждение; а также такие экзотические препараты как экстракт семян грейпфрута и вода с ионами серебра для вывода токсинов и борьбы с патогенной микрофлорой.

Ну и помимо диеты Лиза учится с спецшколе и три раза в неделю занимается с терапистом по программе Анализа прикладного поведения (ABA).

Скажу честно, у нас нет сногсшибательных результатов. Аутизм никуда не исчез и не собирается, то и дело у Лизы нарушается сон, и она либо не может уснуть до полуночи, либо вскакивает в три часа ночи, поведенческие истерики случаются то чаще, то реже.

Но Лиза стала лучше говорить – и на русском, и на английском. Стала лучше держать ручку и пытаться выводить буквы и цифры, меньше зависеть от визуальных подсказок, а пару дней назад впервые в жизни рассказала мне, что она ела в школе! Родители обычных детей могут не понять, что в этом особенного, но для меня – услышать в ответ на мой вопрос нечеткое «Ела в школе рыбные палочки» было поводом открыть шампанское!

Проблема с биомедицинским вмешательством в том, что его результаты проявляются очень медленно, постепенно. Достигла бы Лиза таких успехов только благодаря занятиям в школе и с терапистом, при этом поедая сыр и пшеничные макароны и заедая шоколадкой? Может и да, а может и нет, я верю, что с диетой ее прогресс более вероятен, и мелкими шажками мы будем двигаться вперед.

«Every little helps»

Последней на презентации Treating Autism выступала моя знакомая Ирина Портер, которая во многом вдохновила меня заниматься с Лизой биомедом и поведенческой терапией. Ирина рассказывала про свою дочку Лилию. Она старше Лизы, и у нее был диагностирован аутизм после трех лет: Лилия запоем читала книги и пересказывала их наизусть, но не могла ни о чем попросить, плохо спала, страдала от множества аллергий и не могла ходить в детский сад из-за проблем с поведением.

Благодаря биомеду и занятиям ABA Лилия добилась впечатляющих результатов. Сейчас она выступает на концертах, играет на фортепиано и блок-флейте, занимается балетом и танцами, преодолевая свои проблемы с мелкой и крупной моторикой и сенсорными перегрузками. Здоровье Лилии тоже улучшилось, в том числе и аллергические реакции стали меньше.

«Мы пытаемся показать Лилии жизнь во всех ее проявлениях, — рассказывает Ирина. – Мы ходим на все детские мероприятия в Лондоне, когда позволяет время, в театры, на концерты, в музеи, аутизм никогда не был для нас препятствием».

В одном реабилитационном центре Ирина увидела фразу, которая поддержала ее в трудную минуту при осознании диагноза дочки: «Do not accept me as I am – I can change» , «Не принимайте меня таким, какой я есть, я могу измениться». Довольно неоднозначное высказывание с точки зрения официальной медицины, которая, наоборот, советует принимать ребенка таким, какой он есть.

Я, скорее, принимаю Лизу такой, какая она есть, в самых смелых мечтах я не могу представить, что однажды аутизм исчезнет. Мне больше по душе другая фраза, слоган одного британского супермаркета: «Every little helps», «Каждая мелочь помогает». Я верю, что и диета, и биомед, и поведенческая терапия помогут Лизе лучше адаптироваться в жизни, раскрыть ее возможности, и главное — быть самостоятельной и независимой, насколько это возможно.

Автор этого текста — журналист Анна Кук, у старшей дочери которой в три года был диагностирован аутизм.

Аутизм у детей: симптомы и лечение болезни

Детские садики на Кипре и в России: что общего и в чем разница?

Когда я была маленькая, я ни с кем из детей не общалась и не играла. Если кто-то меня не брал в свою компанию, я садилась и играла сама с собой, не испытывая при этом какого-либо дискомфорта. Тогда одна мамина знакомая, по образованию психолог, стала утверждать, что у меня аутизм. И была эта знакомая настойчива до такой степени, что очень сильно напугала мою маму. После того, как первичная паника сменилась желанием что-то поменять в данной ситуации, мама отвела меня к психологу. Это было начало двухтысячных, тогда психологов только начинали воспринимать как полноценных специалистов, к которым не стыдно обратиться за помощью. На приеме нам сказали, что у меня все в пределах нормы, волноваться не о чем. «У вас нормальная девочка».

Эту историю мне рассказала мама. До сих пор не могу представить тот ужас, который она переживала, пока не услышала, что со мной все в порядке. Однако, чаще всего встречаются диаметрально противоположные ситуации: у ребенка наблюдаются странные отклонения в поведении, которые все вокруг списывают на плохое воспитание или на что-то возрастное, что малыш обязательно «перерастет». И лишь когда ребенок становится старше и не ведет себя так, как должен для своего возраста, только тогда родители задумываются над тем, чтобы записаться на прием к психологу. Это понятно, ведь не все понимают, что такое аутизм, когда есть повод обращаться к специалистам и как адаптировать ребенка к жизни в социуме.

Аутизм и его причины

Аутизм – заболевание, связанное с нарушениями в развитии мозга, при котором у ребенка возникают очень большие трудности в контакте с окружающей средой, поскольку малыш находится в своем мире, практически ни на что не реагируя. Детский аутизм также известен, как инфантильный аутизм.

Ученые объясняют это наличием в мозге ребенка лишних синапсов, которые формируются у малыша еще в утробе матери. Чтобы понять, о чем идет речь, представьте, что наш мозг – сложное устройство, напичканное невероятным количеством проводов (нейронов) и стыков между ними (синапсов). После рождения более половины этих стыков как бы отсеивается самим устройством за полной их ненужностью и поврежденностью. Так, например, у малышей абсолютный слух уходит, уступая место обычному слуху. Другая ситуация у детей с аутизмом: у них отсеивается лишь 16% ненужных синапсов. Иными словами, в их мозге царит беспорядок, поскольку необходимое путается с поврежденным и ненужным. А из-за этого бардака человек не может воспринимать сигналы окружающего мира так, как все остальные.

Однако, природу самого сбоя в работе мозга никто пока объяснить до конца не может. Одной конкретной и точной причины нет. До сих пор в медицинском сообществе ведутся споры о происхождении этой болезни и о том, насколько она поддается лечению. Что неудивительно, ведь изучается аутизм менее ста лет. Тем не менее, есть некий список предполагаемых причин возникновения этого нарушения в развитии у ребенка.

Факторы, влияющие на появление аутизма:

инфекции и болезни, перенесенные матерью во время беременности;

Однако, причин может быть гораздо больше. Те, что в списке – самые распространенные. Более того, следует помнить, что аутизм может быть симптомом какого-либо другого заболевания или же его последствием.

Расстройства аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра (РАС) – различные по степени тяжести симптомы аутизма, встречающиеся в разной комбинации. Проще говоря, в этом спектре можно увидеть различные синдромы, у каждого из которых могут быть свои степени тяжести и симптомы: от незаметных при разговоре с человеком, страдающим РАС, до очень тяжелых. Рассмотрим следующие расстройства.

Синдром Каннера, он же – классический аутизм. Здесь встречаются четкие симптомы, связанные с трудностями в коммуникации, поведении и социальном взаимодействии. По степени тяжести может быть как легким, когда симптомы проявляются не так ярко, так и тяжелым.

Синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм. Многие считают, что синдром Аспергера – легкая форма аутизма, что недалеко от истины, ведь у этого синдрома присутствует только легкая степень тяжести. Отличается он наличием у пациента высокого интеллекта и способностью к общению, социальной жизни. Также, страдающий этим расстройством человек может иметь невероятный талант в чем-либо: воспроизводить точь-в-точь услышанную впервые мелодию, запоминать огромные последовательности слов, изображать на бумаге пейзажи вплоть до каждой травинки и т. д. Многие путают его с высокофункциональным аутизмом, поскольку у них очень схожа клиническая картина. Однако, есть крайне важное отличие: у людей с высокофункциональным аутизмом присутствуют задержки в развитии речи, а обнаруживают этот вид аутизма еще до поступления ребенка в школу. А вот симптомы синдрома Аспергера чаще всего по ошибке путают с крайними проявлениями каких-либо норм, и обнаруживают его лишь тогда, когда ребенок идет в школу.

Неспецифическое первазивное нарушение развития, он же – атипичный аутизм. Как становится понятно из названия, проявляет он себя не так, как остальные синдромы. Имеющий это расстройство может проявлять симптомы не во всех основных уязвимых сферах (социальное взаимодействие, поведение, коммуникация), а лишь в некоторых.

Синдром Ретта и детское дезинтегративное расстройство. Это два очень схожих между собой расстройства, которые характеризуются регрессом уже приобретенных навыков. Синдром Ретта, как правило, встречается у девочек. После полугода-полутора лет нормального развития у ребенка наблюдается регресс, характеризующийся стереотипными движениями, затруднением речи, моторики, движений, «неживым» лицом и расфокусированным взглядом. Могут присутствовать также натужный смех, импульсивное поведение, судорожные припадки. Детское дезинтегративное расстройство отличается от синдрома Ретта тем, что регресс наступает после двух лет. По своему характеру он достаточно резок и затрагивает практически все функции организма, в том числе контроль наполненности мочевого пузыря, двигательную координацию и т. д. Результатом такого синдрома является глубокая умственная отсталость, которую никак нельзя остановить.

Тем не менее, несмотря на столь обширный спектр расстройств, мы будем говорить преимущественно про классический аутизм, симптомы, признаки и то, как можно справиться с этой, не до конца изученной, болезнью.

Признаки и симптомы аутизма

Главный вопрос, которым задаются многие родители: в каком возрасте можно определить аутизм у ребенка и в каком случае бить тревогу? Как правило, уже с первых месяцев рождения можно отличить ребенка аутиста от нейротипичного (без отклонений) ребенка.

До 1 года – двух лет должно насторожить следующее:

отсутствует ответная улыбка у малыша;

взгляд направлен не на конкретного человека, а в пространство;

ребенок не отличает маму от других людей;

малыш по долгу пищит/кричит без видимых на то причин (при условии, что ребенок накормлен, в сухости, выспался и врач не нашел заболеваний);

нет реакции на свое имя;

не интересуется игрушками, либо привязан к одной единственной игрушке, не желает менять ее ни на что;

не может быть на руках у матери, пытается вырваться;

нет привязанности к матери;

во время попытки прикорма сильно злится и отказывается от прикорма с явными признаками агрессии;

поздно начинает ходить;

слабый психический и физический тонус.

Однако, зачастую аутизм обнаруживается в 2 года, когда малыши уже «становятся интересными»: начинают разговаривать, у них появляются какие-нибудь забавные привычки, они играют с игрушками и взрослыми, и игры эти весьма разнообразны. В этом возрасте для окружающих становятся более явными отклонения в развитии, которые, к сожалению, очень часто воспринимаются как огрехи воспитания, что-то возрастное или особенность характера, которую нельзя ломать.

Сразу хочется отметить, что по внешности аутиста от нейротипика весьма сложно различить. Выдать может лишь отсутствующий взгляд, но кто сказал, что в сложной ситуации у обычного человека не может быть такого выражения лица?

Как правило, признаки разделяют по нескольким категориям, которых, как правило, три: социальное взаимодействие, коммуникация и поведение. В этом разделе мы будем всячески ссылаться на доктора Евгения Олеговича Комаровского, в частности на список симптомов и признаков.

Здесь один признак, включающий в себя много примеров – монотонность поведения, его стереотипность. Это значит, что ребенок придерживается четкого распорядка дня, очень избирателен в еде и одежде. «Если ваш ребенок хочет кушать одни конфеты, это не значит, что у него аутизм. Но если он хочет идти гулять только в определенной рубашке и только в определенное время, то тогда уже следует задуматься». Также отметим, что сюда относится повторение одних и тех же фраз или движений, соблюдение ритуалов. Очень распространенные примеры – выстраивание в ряд игрушек, раскладывание предметов по определенным позициям, бег кругами, потряхивания ручками, раскачивания вперед-назад и т. д.

Смотрите так же:  Все люди больны шизофренией

Использование второго или третьего лица для идентификации себя вместо первого. То есть, вместо «Я иду гулять» он скажет: «Ты идешь/идет гулять». Здесь же встречаются трудности в различении мужского и женского родов.

Запаздывание возраста вопросов. Для детей в 3 года уже характерно «почемучканье», которое, порой, доводит родителей до изнеможения. Ребенок аутист этих вопросов почему-то не задает.

Замедленное развитие речи или регресс социальных навыков. Да, возможен вариант, когда у ребенка уже сформировались навыки, но потом он резко стал их утрачивать.

Отсутствие множества привычных вещей в общении, как например:

адекватной реакции на просьбы;

адекватного языка мимики и жестов;

желания дружить и участвовать в коллективных играх.

Все эти мелочи могут быть и не видны с первого раза. Именно поэтому очень важно уделять внимание своему ребенку, по возможности, ежедневно.

  • Присутствие в речи неологизмов или эхолалии. Эхолалия – это когда ребенок повторяет сказанные вами фразы, обрывки этих фраз или же вовсе, последние слоги слов. Неологизмы – это, в данном случае, слова, которые придумал сам ребенок и употребляет их не в рамках игры, а ежедневно.
    1. Негативно реагирует на прикосновения. Избегает объятий, поглаживаний, может закричать или расплакаться. Особенно, если трогает незнакомый ему человек (врач, дальний родственник).

    Неадекватно реагирует на мать. Малыш либо слишком холоден, либо, наоборот, слишком привязан к ней, от чего каждая разлука на минуту сопровождается воплями и криками.

    Не интересуется окружающими людьми или предметами.

    Не копирует поведение.

    Избегает зрительного контакта. Ребенок смотрит на либо губы собеседнику, либо вовсе куда угодно, но только не на него.

    Боится интенсивных раздражителей. Речь идет не только о резком звуке, но и о, например, громко работающем телевизоре или громко разговаривающих людях и т. д.

  • Использует необычный материал для игр. Это может быть все, что угодно: посуда, бытовые предметы, одежду, книги – одним словом, что-то, что не вызовет интереса у обычных детей.
  • Здесь опять же стоит процитировать Комаровского: «Какой-либо из этих признаков, при определенных обстоятельствах, может быть обнаружен у кого угодно. Если вы нашли что-то у вашего ребенка, это не значит, что нужно хвататься за голову и кричать «Все пропало». Это означает лишь то, что нужно проконсультироваться со специалистом». Не бойтесь сходить лишний раз на прием со своим ребенком. Лучше лишний раз перестраховаться, чтобы не упустить момент и вовремя начать работать с этим заболеванием.

    Тем не менее, вот важный и простой совет от специалистов, который поможет всем родителям вовремя заметить отклонения в развитии ребенка: при малейших сомнениях нужно открыть медицинский справочник, либо найти информацию в Интернете о том, как должен развиваться ребенок в своем возрасте, что должен уметь и т. д. Так вы точно не упустите время, когда коррекция будет эффективной.

    Общение с аутичным ребенком: как его понять и быть понятым самому?

    Самое главное и самое сложное при таком нарушении – именно общение. Причем для обеих сторон. Ребенку-аутисту общаться сложно в принципе, о чём выше уже было сказано не раз. А взрослому трудно держать себя в руках, чтобы не рвать на себе волосы, сложно понять, что чувствует и что хочет донести до окружающих этот странный маленький человек, находящийся в своем мире, и хочет ли вообще. Поэтому, очень важно держать в голове некоторые правила общения, чтобы быстро выйти из сложной ситуации и быть уверенным в своих силах.

    Самое главное правило: терпение, терпение и еще миллион раз терпение! Это самое важное и самое сложное как в общение, так и в реабилитации такого ребенка. Будьте готовы к тому, что придется повторять что-то несколько раз, но чаще всего, вам самим придется слышать одну и ту же фразу, вырванную из контекста, или наблюдать одно и то же действие по сто, а то и больше, раз на дню. Еще терпение потребуется для того, чтобы выполнить то или иное действие, а также успокоить беспокоящегося ребенка.

    Второе, о чем следует всегда помнить – ровный эмоциональный фон. Это совсем не означает, что нужно убрать любое проявление эмоций. Это значит, что нужно быть спокойным, доброжелательным, но не кричаще-оптимистичным, и избегать при этом резких скачков в интонации. Слишком громко разговаривать тоже не следует. Тоже самое касается и жестов: они должны быть уместны, не должно быть в них суеты, размашистости и сильной быстроты. Жестикулировать нужно по делу: указать ребенку на какой-нибудь предмет, подкрепить жестом свое высказывание или просьбу и т. д.

    Еще один аспект – внятная речь, без лишнего «мусора». В данном случае «мусор» — различные вводные слова, слова-паразиты, исковерканные названия чего-либо. В противном случае речь для ребенка превращается в бессмысленный поток звуков, из которого ничего невозможно вычленить. То есть, вместо «Давай-ка мы с тобой сейчас пойдем и погуляем немного по парку, пока погода хорошая» надо сказать «Хочешь гулять?» или «Сейчас мы пойдем гулять».

    Также, чтобы донести свою мысль, вы можете использовать изображения, распечатанные или вырезанные из старых журналов. Один из самых распространенных способов коммуникации с аутичным ребенком – это система PECS. Это карточки, которые обозначают предметы, деятельность и многое другое. С помощью этой системы можно общаться с ребенком, составлять расписание и вместе ему следовать. Также, эта система может развить коммуникационные навыки, которые будут закрепляться путем постоянного повторения одних и тех же слов. В интернете можно скачать карточки для распечатки и найти подробные инструкции, как этой системой пользоваться.

    Комментируйте все, что происходит вокруг. Это касается не только каких-либо предметов, ваших действий отдельно или совместно с малышом, но и чувств и эмоций, которые переживаете вы или окружающие, мотивации каких-либо поступков, что принято делать и говорить, а что нет. Как уже было сказано выше, аутичным детям сложно считывать социальные сигналы, переживания и мимику других людей. А это невероятно важно для успешной интеграции в общество. Когда он будет знать, что хотят сообщить собеседники невербально, ему будет легче найти себе знакомых или даже друзей среди нейротипиков.

    Так мы плавно подошли к тому, как понять ребенка с аутизмом, как расположить его к себе и как создать вокруг него комфортную и дружелюбную по отношению к нему обстановку.

    Наблюдайте за ребенком. Не все его вырванные из контекста фразы и странные действия бессмысленны. Это его особенный способ попросить о чем-либо или же, выразить свое беспокойство. Как правило, это фразы из мультфильмов, фильмов или взрослых разговоров, которые он услышал или цитата из книги. «Будешь кашу?» может означать желание ребенка поесть. Если ребенок знает, что в данный момент взрослый разозлен его поведением, он может сказать: «Не вели казнить, царь батюшка». «Окно – бум!» может означать состояние стресса, поскольку когда-то его напугал звук захлопывающегося окна. И теперь любое свое беспокойство он будет обозначать именно этой фразой, произносимой с определенной интонацией.

    И еще о стрессах. Следите за раздражителями, которые приводят к истеричным или тревожным состояниям. Во-первых, это поможет вам в прогнозировании состояния ребенка в той или иной ситуации (поход в больницу, в гости, на прогулку). Во-вторых, зная, что может нарушить душевное равновесие, вы сможете обеспечить безопасность ребенку не только дома, но и за его пределами. В-третьих, при истериках вы будете четко знать, как себя вести. Если есть раздражитель, который вы можете устранить – сделайте так, чтобы ничего не нервировало. Если же такое поведение вызвано желанием что-то попросить, то тогда, как и в случае с обычными детскими истериками, нужно эмоционально игнорировать такое поведение, дав понять, что так от вас ничего нельзя добиться.

    Обязательно соблюдайте режим и ритуалы ребенка. Как уже было сказано выше, для таких детей характерно стереотипное поведение, характеризующееся соблюдением определенных «ритуалов» в определенной последовательности. Вспомним кинокартину «Человек дождя», без отсылки к которой нам не обойтись, поскольку именно там очень наглядно показано цикличное поведение. В фильме Реймонд, страдающий аутизмом, привык, что по определенным дням недели дают определенные блюда, блинчики должны быть исключительно с кленовым сиропом, который должен появляться на столе раньше блинчиков, кровать должна стоять только у окна, и никак иначе. А в телевизоре обязательно нужно посмотреть передачу про суд присяжных, поскольку пропуск ее будет равносилен катастрофе. Именно поэтому необходимо строго следовать режиму дня и не мешать ритуалам ребенка, если они, конечно, не вредят ему.

    Обсуждайте с ним его интересы. Иногда это может быть какая-то одна узкая область знаний, но зато ребенок будет разбираться в ней «от и до». Эта тема будет волновать его, и ему будет очень важно, если вы его поддержите, выслушаете или поспособствуете развитию его интереса в этой теме. Например, покупайте соответствующую литературу, документальные фильмы, найдите педагога, который сможет индивидуально заниматься с ребенком, чтобы раскрыть его талант. Как правило, такие занятия способствуют видимому прогрессу ребенка, что позитивно отразится на его реабилитации и интеграции в общество.

    Лечение и реабилитация

    Здесь важно понимать одну простую грустную истину: на данный момент таблеток от аутизма не существует. И операцию тоже никакую, к сожалению, не изобрели. Но это совсем не значит, что выхода нет. Он есть – это долгие, ежедневные занятия с ребенком, которым надо уделять в среднем 5 часов в день.

    Хотя и медикаментозная поддержка в отдельных случаях может присутствовать. Но здесь все зависит только от того, что вам скажет психотерапевт, к которому следует обратиться в первую очередь. Он, после диагностики, озвучит проблемы и направит вас к тем специалистам, которые смогут это решить.

    Для занятий с ребенком аутистом чаще всего применяется эрготерапия. Это комплексная терапия, состоящая из лечебной гимнастики, игр, массажей, направленная на восстановление утраченных навыков, развитие моторики и психологических функций. Она использует подход сенсорной интеграции, то есть, когда малыш получает информацию через все сенсоры (зрение, слух, вестибулярный аппарат и т. д.). Затем мозг ребенка раскладывает эту информацию по полочкам. Для каждого пациента программа терапевтических занятий составляется индивидуально, с учетом того, как он реагирует на те, или иные раздражители.

    Также при эрготерапии возможны занятия по игре на музыкальных инструментах, спортом, танцами или каким-нибудь рукоделием. Такое времяпрепровождение разовьет у ребенка координацию, мелкую моторику, что повлияет на функции мозга и на прогресс в его развитии.

    В возрасте 5 лет при имеющихся речевых нарушениях уже можно привлекать к реабилитации логопеда. Тот, в свою очередь, подберет комплекс упражнений для речевого аппарата.

    При всем при этом родитель остается главным в реабилитации ребенка к жизни в социуме. Если этого малыша поддерживает, инициировать постоянное общение, пытаться пробудить интерес и любопытство у ребенка к окружающему миру и проявлять любовь к нему, то тогда он сможет достичь очень многого.

    Другие статьи

    • Пособие по уходу за ребенком в мае 2019 Все детские пособия на 2019 год: детали, размеры, новости Пособия на детей — это меры финансовой поддержки, которые государство оказывает всем без исключения семьям, не учитывая уровень их материальной обеспеченности. Единовременное пособие при рождении. […]
    • Крупозная пневмония у детей симптомы Крупозная пневмония у детей Что такое Крупозная пневмония у детей - Крупозная пневмония – это острое инфекционно-аллергическое заболевание, при котором происходит воспалительное поражение легочной ткани, в альвеолах скапливается экссудат, богатый фибрином; заболевание […]
    • Развитие 3-месячного малыша Ребенок в 3 месяца (календарь развития) В первый год ребенок развивается очень быстрыми темпами. Новые умения появляются буквально ежедневно, и очень часто малыши «выдают» целый комплекс новаций разом, совершая настоящий скачок. Особенно показательным в этом плане […]
    • Прикорм 3-х месячного ребенка Прикорм ребенка в 3 месяца: советы педиатров Полгодика – идеальный, с точки зрения педиатров, возраст малышей для введения прикорма. До этого времени кроха должен питаться молоком матери или адаптированными аптечными смесями. Такова теория. В реальной жизни нередко […]
    • Какой размер пособия по уходу за ребенком до 3 лет Продлят ли пособие по уходу за ребенком до 3 лет малоимущим В 2015 году Премьер-министр РФ дал поручение Правительству рассмотреть возможность введения с 2016 года социальных выплат матерям, которые воспитывают детей в возрасте от 1.5 до 3 лет, на основе принципов […]
    • Расшифровка пособий по уходу за ребенком до 15 лет бланк ГУ - ИВАНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Версия для слабовидящих Главная Возмещение пособий страхователям Документы, необходимые для возмещения пособий Документы, необходимые для […]