Аутизм и нарушения развития 2015

Аутизм и нарушения развития 2015

Аутизм и нарушения развития

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

Тематика журнала — расстройства аутистического спектра, нарушения развития детей.

Электронная версия журнала находится в свободном доступе.

Условия лицензии:
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons С указанием авторства-Некоммерческая 4.0 Всемирная: допускается использовать, копировать, цитировать в некоммерческих целях с обязательным указанием имени автора произведения и источника заимствования.

  • инклюзивное и специальное образование
  • психолого-педагогическая, медико-социальная помощь
  • диагностические и оценочные методики
  • модели организации комплексной помощи
  • научные исследования
  • учебные и методические пособия
  • педагогический опыт
  • зарубежный опыт
  • родительский опыт
  • творчество особых детей

Свидетельство о регистрации средства массовой информации:

Название: Аутизм и нарушения развития
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-66995 от 30.08.2016
Адрес редакции: 127427, Москва, ул. Кашенкин Луг, д.7
Примерная тематика и (или) специализация: Образовательная, информационная (в сфере коррекционной педагогики; психологии), реклама в соотвествии с законодательством РФ
Форма периодического распространения: периодическое печатное издание, журнал
Языки: русский, английский
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель: ГБОУ ВПО Московский государственный психолого-педагогический университет

Правила направления, рецензирования и опубликования представленных рукописей:

Событие. Вышел очередной номер журнала «Аутизм и нарушения развития»

Новый номер посвящен 20-летию единственного в России государственного центра, который специализируется на расстройствах аутистического спектра

Очередной номер журнала «Аутизм и нарушения развития (№3 (44), 2014 г.) посвящен 20-летию Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ (так называемые «школа Кашенкин Луг» и «школа Архитектора Власова» в Москве).

Это единственный в России государственный центр, который специализируется исключительно на расстройствах аутистического спектра. Журнал издается Центром вот уже более 11 лет.

На данный момент журнал является единственным периодическим изданием в России, освещающим проблемы, прежде всего, аутизма, публикующим отечественные и зарубежные информационные материалы и методические разработки по его коррекции.

Традиционно в журнале публикуются методические разработки отечественных специалистов, истории родителей детей с РАС, рекомендации по организации учебной среды для детей с аутизмом, творчество детей с особенностями развития.

Главная цель журнала — информирование общественности в целом, специалистов и родителей о детском аутизме и других нарушениях развития детей, способах их коррекции и лечения, местах и учреждениях, где можно получить помощь.

Помимо поздравлений к юбилею Центра, в новом выпуске журнала опубликованы статьи отечественных специалистов, посвященные самым различным вопросам обучения и помощи детям с аутизмом — коррекции нежелательного поведения, применению методик прикладного анализа поведения (АВА), инклюзивному образованию, использованию визуального расписания, формированию речевых, учебных и других навыков.

С полными текстами статей нового номера можно ознакомиться на странице портала психологических изданий PsyJournals.

Подписка на журнал осуществляется в почтовых отделениях, подписной индекс в каталоге Агентства «Роспечать» 82287.

Контакты: адрес редакции: 127427 г. Москва, ул. Кашенкин Луг, д. 7, ЦПМССДиП МГППУ.

Аутизм и другие первазивные нарушения развития

(Марианне Куземченко, Эстонское общество аутизма)

Аутизм является первазивным* нарушением развития. Употребляются и такие определения, как аутистические нарушения и расстройства аутистического спектра (далее – общее название «аутизм»). Аутизм не означает недостаток интеллекта, но при аутизме довольно часто встречается отставание в интеллектуальном развитии на разных уровнях. Также вместе с аутизмом могут быть и сопутствующие диагнозы, например, эпилепсия.

Аутизм – не болезнь, у которой есть начало и конец, и которую можно лечить с помощью медикаментов или диеты, аутизм – это пожизненный недостаток здоровья. Важно помнить, что «лечение» в основном состоит из специального педагогического вмешательства, и свойственные аутизму особенности остаются с человеком на всю жизнь.

В данную группу нарушений развития входят различные болезни. Чаще всего встречаются ранний детский аутизм, или синдром Каннера, атипичный аутизм и синдром Аспергера. Особо можно выделить так называемых «гениев», или людей с синдромом Саванта, которые очень талантливы в какой-то узкой области, но таких людей насчитывается в мире всего около 100.

Все эти нарушения развития объединяет похожая проблематика, но часто к ним необходим разный подход.

Аутизм – это нарушение развития, качественное нарушение в социальном взаимодействии и общении, которое сопровождается ограниченностью интересов и деятельной активности, стереотипностью, монотонной повторяемостью действий и поведения. Эти качественные отклонения от нормы – устойчивые и проявляются во всех ситуациях. Аутизм выявляется особенностями в общении, поведении и речи. Аутизм обычно проявляется в раннем детском возрасте, иногда можно заметить особенности уже в младенчестве.

Сложно определить распространенность аутизма, так как в Эстонии соответствующие исследования отсутствуют. По данным зарубежных исследований, первазивные нарушения развития встречаются в 1-20 случаях на 10 000 человек. Но все исследования показывают, что первазивные нарушения развития у мальчиков бывают в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Смотрите так же:  Квест комната москва клаустрофобия

В качестве причин аутизма называют различные факторы, но ни на один из них нельзя указать как на основную причину. Различные исследования выделяют неврологические, биологические и органические факторы (инфекции во время беременности, осложнения при родах), факторы окружающей среды (психические травмы, контакт с химическими и радиационными веществами) и генетические факторы.

Из факторов окружающей среды в последнее время много говорилось о вакцинах (особенно о вакцинах, содержащих ртутный компонент тиомерсал) как об одной из возможных причин возникновения аутизма. Новейшие исследования этого не подтверждают. Современные вакцины не содержат тиомерсала, но, тем не менее, распространенность аутизма увеличивается.

Другим часто обсуждаемым фактором окружающей среды является непереносимость продуктов питания (например, глютен, казеин) и ее связь с возникновением аутизма. На сегодняшний день отсутствуют доказательства, основанные на тщательных исследованиях, что пищевая непереносимость может стать причиной аутизма. Чтобы исключить болезни, возникающие из-за пищевой непереносимости (целиакия, аллергия), нужно прежде всего сдать анализ крови и далее при необходимости пройти дополнительные исследования.

Также до сих пор не обнаружен так называемый ген аутизма, хотя ребенок мог бы пройти и генетические исследования, чтобы исключить или подтвердить наличие различных генных дефектов.

Диагностика

Так как аутизм представляет собой сложную и комплексную совокупность проблем, то для его диагностики следует обратиться к детскому психиатру, который при необходимости направит ребенка и к другим специалистам (логопеду, психологу, специальному педагогу, неврологу). Аутизм диагностирует команда специалистов, и это делается с помощью наблюдений, тестов и других методов. Родителю самому ни в коем случае не следует «ставить диагноз» своему ребенку. Также нельзя при наличии проблем их игнорировать, следует обратиться за помощью. Постановка диагноза дает возможность начать подходящую коррекционно-развивающую работу.

* Под первазивными нарушениями развития имеется в виду качественное отклонение в социальном взаимодействии и общении, которое сопровождается ограниченностью интересов и деятельной активности, стереотипностью и монотонной повторяемостью действий и поведения.

Методические рекомендации

Проект в формате VR «Механика Аутизма»
VR-история «Механика аутизма» подготовлена при экспертной поддержке фонда «Выход» и информационной поддержке фонда «Обнаженные сердца».

Рекомендации родителям при предположении у ребенка расстройства аутистического спектра
Специалисты в области лечения и коррекции аутистических расстройств дают рекомендации родителям при предположении у их детей нарушений спектра аутизма и для ситуации, когда диагноз уже определен. Рекомендации универсальны и подходят при воспитании ребенка любой категории спектрального расстройства. Следование данным рекомендациям позволит родителям ориентироваться в ситуации развития ребенка, оценить подходы, используемые в работе специалистов, не терять времени на получение первичной информации в вопросе оказания помощи.
Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/autism/2015/n4/borodina_soldatenkova.shtml [Рекомендации родителям при предположении у ребенка расстройства аутистического спектра — Аутизм и нарушения развития — 2015. Том. 13, № 4]

  • ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского» Минздрава России
  • ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»
  • Российское общество психиатров

Коллектив авторов:

Симашкова Наталья Валентиновна Доктор медицинских наук, зав.клиникой детской психиатрии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Главный внештатный детский специалист ЦФО РФ, член межведомственной рабочей группы по вопросам комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи лицам с расстройствами аутистического спектра при Минздраве России

Макушкин Евгений Вадимович Доктор медицинских наук, профессор, Заместитель генерального директора по научной работе ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского», главный детский психиатр Минздрава России, заместитель Председателя Правления Российского общества психиатров

Аутизм и нарушения развития 2013 №02

Периодическое издание. Москва. МГППУ. — 65 с. Главный редактор — Манелис Н.Г.

Аннотация.
Тематика журнала — детский аутизм, нарушения развития детей.
Основные рубрики: методические пособия; из родительского и педагогического опыта; организация помощи детям с нарушениями развития; творчество особых детей.
Примерная тематика и (или) специализация: Образовательная, информационная (в сфере коррекционной педагогики; психологии), реклама в соответствии с законодательством РФ.

Аутизм и нарушения развития 2015

ВЕБИНАР: Программа повышения эффективности управления для руководителей детских центров

Краткосрочная ресурсная терапия суицидального поведения

ВЕБИНАР: Мастерская психолога-консультанта. Супервизия сложных случаев из опыта работы

Международный конгресс «Психотерапия, психология, психиатрия — на страже душевного здоровья!»

Первая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Образовательная кинезиология – через движение к развитию, обучению и долголетию»

Международная конференция «Психологические проблемы: характеристики, принципы классификации и диагностики»

Международная научно-практическая конференция и Форум молодых ученых «Современное детство в пространстве науки и образовательной практики. К 100-летию Института детства герценовского университета»

XXIII Клинические Павловские чтения «Посттравматическое стрессовое расстройство: понятие, клинико-патогенетические аспекты и современные подходы к оказанию специализированной медицинской помощи»

20-й Международный Конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)»

Международная научно-практическая конференция «Перспективы научного и прикладного исследования почерка»

    • Мыслители. Наставники. Друзья.

      Наша память о них бессмертна.

      Кандидат педагогических наук.

      Директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Московского государственного психолого-педагогического университета. Старший научный сотрудник Городского Ресурсного центра развития инклюзивного образования ИПИО МГППУ. Методист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ.

      Главный редактор журнала «Аутизм и нарушения развития».

      В 2002 году окончил факультет коррекционной педагогики и специальной психологии МГПУ.

      В 2005 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом».

      В МГППУ читает курсы:

      • Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
      • Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
      • Особенности реализации ФГОС НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)

      Реализованные и реализующиеся проекты и программы:

      • 2009 – 2010 гг. – руководитель проекта РГНФ «Разработка программы формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного и младшего школьного возраста».
      • 2012 – 2014 гг. – руководитель проекта РГНФ «Программа формирования навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра».
      • 2015 – 2016 гг. – куратор Красноярского края (осуществление экспертно-методического сопровождения) по реализации пилотного проекта по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра» в Красноярском крае. Проект Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
      • С 2013 г. по настоящее время разработана и реализуется программа повышения квалификации «Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)» на базе МГППУ.
      • В 2015 г. разработана программа повышения квалификации «Особенности реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)».
      • С 2015 г. разработана и реализуется программа производственной практики «Психолого-педагогическое сопровождение и обучение детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного и младшего школьного возраста» (по направлению 44.04.02 (050400.68) «Психолого-педагогическое образование», магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра»).

      Основные публикации:

      • Хаустов А.В. Проблема социального взаимодействия и коммуникации у детей с ранним детским аутизмом Современные тенденции специальной педагогики и психологии. Научные труды Всероссийской научно-практической конференции. – Самара, 2003. – с. 408–410.
      • Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма // Дефектология. – 2004. – №4. – С. 69–74.
      • Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. – 2004. – №3. – С. 18–24.
      • Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков детей с аутизмом в зарубежной литературе // Дети с проблемами в развитии. – 2005. – №1. – С. 29–30.
      • Хаустов А.В. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским аутизмом // Практическая психология и логопедия. – 2005. – №5-6 (16,17). – С. 9–15.
      • Хаустов А.В., Волосовец Т.В. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с детским аутизмом // Логопедия. – 2005. – №1(7). – С. 70–74.
      • Хаустов А.В. Основные направления, принципы и условия эффективного формирования коммуникативных навыков у детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2005. – №4. – с. 34–40.
      • Хаустов А.В. Организация процесса работы с ребенком в домашних условиях // Обучение и социальная адаптация детей с тяжелыми формами аутизма. Методическое пособие для родителей // Под ред. Касаткина В.Н. – М., 2006. – 108 с.
      • Хаустов А.В. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой – М.: РУДН. – 2007. – 36 с.
      • Хаустов А.В. Развитие речевой коммуникации у детей с аутистическими нарушениями. // Детский аутизм: исследования и практика. – М.: РОО «Образование и здоровье». – 2008. – С. 208–235.
      • Хаустов А.В. Касаткин В.Н. Опыт организации работы специализированного центра для детей с расстройствами аутистического спектра // Детский аутизм: исследования и практика. – М.: РОО «Образование и здоровье». – 2008. – с. 7–23.
      • Хаустов А.В. Организация окружающей среды для социализации и развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2009. – №1. – с. 1–12.
      • Хаустов А.В. Когнитивно-поведенческий подход к коррекции расстройств аутистического спектра (в условиях ЦПМССДиП) // Развитие региональной сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в городе Москве: 1993 – 2009 годы. Отв. Редактор Т.Н. Гусева. – М.: Центр «Школьная книга». – 2009. – с. 316–322.
      • Хаустов А.В. Организация среды для работы с аутичным ребенком в домашних условиях // Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования: Сборник научных статей. – М.: Институт психолого-педагогических проблем детства РАО; Российский университет дружбы народов, 2010. – с. 219–230.
      • Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦПМССДиП. – 2010. – 84 с.
      • Хаустов А.В. Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2012. – №1 (36). – с. 1–16.
      • Хаустов А.В. Образовательные условия для ребенка с аутизмом // Здоровье детей. – 2013. – № 12. – с. 45–48.
      • Хаустов А.В. Организация специализированной коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Вопросы диагностики в педиатрии. – 2013. – № 5 (3). – с. 50–56.
      • Хаустов А.В., Солдатенкова Е.Н. Сравнительный анализ уровня адаптации и дезадаптации у детей с расстройствами аутистического спектра, обучающихся по различным образовательным программам // Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-тилетию Ф.А. Сохина. Под ред. О.С. Ушаковой и В.И. Яшиной. – М.: 2013. – с. 245–250.
      • Хаустов А.В., Хаустова И.М. Обследование игровых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) // Практика управления ДОУ. – 2013. – № 1. – с. 31–40.
      • Хаустов А.В., Хаустова И.М. Практические рекомендации по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра // Практика управления ДОУ. – 2013. – №1. – с. 41–47.
      • Хаустов А.В., Красносельская Е.Л., Хаустова И.М. Дети с расстройствами аутистического спектра. Протокол педагогического обследования // Практика управления ДОУ. – 2014. – №1. – с. 32–50.
      • Хаустов А.В. Формирование у ребенка с РАС навыка соотнесения числа с количеством предметов // Аутизм и нарушения развития. – 2014. – №3 (44). – с. 22–25.
      • Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Никитина Ю.В., Солдатенкова Е.Н. Ребенок с РАС идет в детский сад. Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных учреждениях. – Воронеж, 2014. – 104 с.
      • Хаустов А.В. Рекомендации для сотрудников ДОУ, работающих с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2014. – №4. – с.1–8.
      • Хаустов А.В., Манелис Н.Г., Панцырь С.Н., Волгина Н.Н., Мамонтова Н.А. Сравнительный анализ диагностических методик, используемых в образовательных организациях г. Москвы при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2015. – №2. – с.8–16.
      • Хаустов А.В. Инклюзивные технологии на дошкольном уровне основного общего образования // Сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – с. 321–331.
      • Хаустов А.В., Семенович М.Л., Манелис Н.Г., Козорез А.И., Морозова Е.В. Описание методики оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R) // Аутизм и нарушения развития – 2015. – № 3. – с.3–10.
      • Хаустов А.В., Семенович М.Л., Манелис Н.Г., Козорез А.И., Морозова Е.В. Описание методики оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R). Продолжение // Аутизм и нарушения развития. – 2015. – № 4. – с. 3–11.
      • Хаустов А.В., Загуменная О.В. Адаптация учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2016. – № 1. – с. 27–37.
      • Хаустов А.В. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра. – 2016. – № 2. – с. 3–12.
      • Хаустов А.В., Загуменная О.В. Адаптация учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра. Продолжение // Аутизм и нарушения развития. – 2016. – № 2. – с. 20–28.

      Награды:

      • лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2006)
      • победитель конкурса «Грант Москвы» в сфере образования (2008)
      • грамота Департамента образования города Москвы (2010)
      • грамота Министерства образования и науки РФ (2015)

      Другие статьи

      • Социальный центр помощи семьи и детям выборгского района Наш основной адрес: Санкт-Петербург, 2-й Муринский пр., д.19, лит.Е Телефон: +7 (812) 294-28-76. Факс: (812) 294-05-17 E-mail: [email protected] До нас можно добраться на: - трамваях №55, 40 до остановки "улица Обрели", - трамваях №20, 21 и автобусе №86 до […]
      • Можно ли в 40 лет родить здорового ребенка Ребенок после 40 лет: конечно, рожать. Вы забеременели. Что ж, вроде, как надо радоваться, но почему-то в голове стоят одни вопросы «может, уже поздно?», «смогу ли я родить здорового ребенка?», и все потому, что вы уже далеко не девочка, а ваш возраст перевалил за […]
      • Почему не купают ребёнка по воскресенье Благотворительность 26 июля 2011 года на сайте Борисовской районной газеты «Адзiнства» впервые была проведена online-конференция с участием настоятеля прихода храма великомученика Георгия Победоносца священника Андрея Шабаловского. Каждый желающий мог задать ему […]
      • Ребенку полтора года нет месячных Восстановление менструального цикла после родов. Ответы на вопросы На вопросы сибмам отвечает Ходырева Жанна, врач акушер-гинеколог высшей категории. Предохранение во время грудного вскармливания Вопрос. (JenaJeny) Я родила чуть больше 6 месяцев назад, менструации […]
      • Ангина у детей схема лечения Ангина – это инфекционное заболевание, при котором происходит воспаление миндалин нёба. Возбудителем его могут быть различные бактерии (чаще всего-бета-гемолитический стрептококк А, стафилококки, пневмококки), вирусы, грибок. Заражение может произойти при контакте с […]
      • Доронова тН развитие детей Доронова Т.Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4–6 лет Объем: 160 страниц Формат: 60х90 мм ISBN 978-5-904810-30-6 Стандарт упаковки: 40экз. Год издания: 2014 Цель пособия – помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений в […]