Аутизм красноярск

Не все малыши похожи на других. Диагноз «расстройство аутического спектра» сегодня встречается у 2% детей во всё мире. Родителям и обществу очень важно научиться понимать и принимать этих особенных детей, заниматься их развитием и не опускать руки. Мы постарались подробно рассказать о патологии «детей дождя» и развенчать существующие вокруг них мифы.

В статье мы поговорим о симптомах и диагностике аутизма у детей, а также расскажем, о терапии аутистов в Красноярске.

Что это за болезнь?

Расстройство аутистического спектра, высокофункциональный, классический аутизм, аутизм Каннера, первазивное расстройство развития — всё это названия расстройства нервной системы, связанного с нарушениями развития головного мозга.

В настоящий момент учёные исследуют это заболевание, однако его природа весьма сложна, поэтому однозначного ответа на вопрос «что всему виной?» не существует. Если верить статистике, симптомы этого расстройства встречаются у 2% детей. Таких малышей называют «детьми дождя».

Уровень интеллектуально развития при таком диагнозе может быть полярно разный: от глубокой умственной отсталости до одарённости в отдельных областях. Зачастую этот недуг долгое время не диагностируется, так как нетипичное поведение малыша родители относят просто к особенностям его характера. И заболевание действительно может протекать в лёгкой форме, усложняя задачу распознать его не только мамам и папам, но и специалистам.


Клиника «СКиРТ»

Эффективная коррекция нарушений поведения и психосоматических состояний у детей и подростков.

Перейти на сайт
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ

Задержка развития и нежелание идти на контакт с окружающими — два основных симптома раннего аутизма, который диагностируют у ребёнка ещё до 3 лет. Чаще всего физиологическое развитие не страдает: малыш стабильно набирает вес, видит и слышит, однако не старается взаимодействовать с родителями, не тянет руки к матери, не реагирует на звуки и собственное имя. Вам может казаться, что малыш живёт в собственном мире и не желает с ним расставаться.

Со взрослением ребёнка аутизм будет давать новые симптомы. Во-первых, это задержка развития речи и штампованность языка. Он может повторять одну фразу или отдельное слово в разных ситуациях, не изъясняться сложными грамматическими конструкциями или почти не говорить. Ребёнок-аутист с трудом распознаёт сарказм, переносные значения слов, иногда он повторяет то, что только что услышал от другого человека («эхолалия»).

Во-вторых, ребёнок становится чересчур восприимчив к громким звукам, ярким цветам и свету, не любит тесную одежду и прикосновения. Сверхчувствительность вызывает постоянное беспокойство, агрессию или даже физическую боль. У таких детей могут развиваться фобии.

В-третьих, у больного аутизмом есть специальный интерес. Так называют вид деятельности, к которому ребёнок проявляет повышенное внимание (рисование, конструирование, компьютерные программы). Любимым делом он может заниматься часами, иногда оно становится делом жизни. Как мы уже отмечали выше, при общей задержке развития в определённой сфере ребёнок-аутист может проявлять способности.

В-четвёртых, для аутизма характерны сопутствующие диагнозы — синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексия (трудности с чтением) и диспраксия (трудности с управлением своими движениями).

В-пятых, аутистам сложно обучаться и осваивать что-то новое. Трудности могут возникать как с элементарными социальными навыками (умывание, приготовление пищи), так и с обучением (счёт, письмо, чтение).

Стоит обратить внимание, если ребёнок не играет с другими детьми, не любит игрушки, а если и играет — то только сам с собой.

Заболевание может протекать в нескольких вариантах:

  • Типичный. В таком случае симптоматика проявляется довольно ярко уже в детском возрасте. Малыши отличаются замкнутым поведением и нежеланием идти на контакт даже с близкими родственниками.
  • Атипичный. Обычно встречается позже (в 3-4 года) и характеризуется не полным, а частичным проявлением специфических черт.
  • Скрытый. Такую форму довольно сложно диагностировать, и проявляющиеся признаки заболевания ошибочно считают проявлением замкнутости и стеснительности.

Причины аутизма

Конечно, воспитание тут не играет никакой роли, поэтому не стоить винить себя или второго родителя в страшном диагнозе. Ещё более неуместно — обвинять ребёнка в том, что «он такой».

Как говорилось выше, сегодня истинные причины возникновения аутизма до конца не изучены. Многие исследования говорят об изменениях в развитии мозга, происходящих по сбоям в генетике. Другие уверены, что всему виной нарушения обмена веществ, вирус или инфекционные заболевания. Единого мнения на этот счёт нет.

Именно поэтому до конца вылечить аутизм нельзя, но определённые методики позволяют ребёнку постепенно развиваться и жить в социуме.

«Мы обращались в Красноярский психоневрологический центр и краевой центр психолого-медико-социального сопровождения. Симптоматика аутизма различна, как и его формы, и одинаковых симптомов у двух аутят не будет. Первые тревожные сигналы могут выражаться в отставании в развитии, отсутствии речи, внимания, наличии необъяснимых страхов, боязни прикосновений, стереотипных (постоянно повторяющихся) движениях, замкнутости, мнимой глухоты. У нас, пока мы жили в Хакасии, долго не могли диагностировать аутизм, поставили диагноз только здесь, в Красноярске. Здесь же в КПМСС мы начали занятия, которые позволили сыну заговорить и раскрыться.

Ребёнок-аутист обычно бросается в глаза родителям именно своим поведением. Может вместо того, чтобы играть в машинки, сводить их все в большую шеренгу. Или два часа перебирать какие-то мелкие детали или просто крутить колёсико, например. Слышать только то, что ему кажется важным — на остальное просто не реагировать никак».

Лечение аутизма

На сегодняшний день медикаментов, излечивающих расстройства аутического спектра, не существует. Однако терапия и коррекция нарушений развития во многих случаях помогает добиться действительно впечатляющих результатов. И чем раньше начинать принимать меры, тем лучше. Среди основных методик можно выделить:

  • Занятия с логопедом-дефектологом
  • ABA-терапия
  • Трудотерапия
  • Физиотерапия
  • Карточки для аутистов с картинками
  • Медикаментозная терапия (при повышенной возбудимости, приступов агрессии и пр.)

«Моему ребёнку сейчас 6 лет. Диагноз психиатр нам поставил в 4 года, но к тому моменту я просто пришла за бумажкой. К основным признакам аутизма я могу отнести отсутствие социализации, отсутствие фантазии (мальчик не играет с мечом-палкой, девочка не кормит грудью куклу и т. д.) и повторение определённых движений. Например, ребёнок часами перебирает ленточки или кусочки мозаики.

К счастью, сейчас есть Интернет, где родители могут найти все признаки аутизма и соотнести с собственным малышом. А психиатр, если ребёнок маленький, может сразу не поставить диагноз. Я заметила проявления аутизма в 2,5 года, а диагноз нам поставили значительно позже».

Важно понимать, что терапия должна проходить не только в лечебном учреждении, но и дома, в детском саду, словом, повсеместно. В Красноярске есть несколько учреждений, в которых имеют опыт работы с детьми аутистами, и оказывают поддержку не только малышам, но и их мамам и папам. Вот некоторые из них:

  • КРОО «Свет надежды», пр. им. Газеты «Красноярский рабочий», 184 «а», тел. 255-56-68
  • Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения, ул. Гагарина, 48 «а», тел. 227-68-34
  • Краевой психоневрологический диспансер, ул. Копылова, 78, тел. 243-25-53
  • Клиника «СКиРТ», ул. Взлётная, 20, т. 15-38-13
  • Оздоровительный центр MumiDom, ул. Никитина, 3 «б», т. 294-30-22
  • Логопедический центр «Букваешка», т. 297-80-40

Обращайтесь к специалистам вовремя, будьте рядом с ребёнком, поддерживайте его и помогайте преодолеть все возникающие проблемы. Мы уверены, что опытные врачи и ваше терпение способны сотворить маленькое чудо для крепкой семьи.

Не все малыши похожи на других. Диагноз «расстройство аутического спектра» сегодня встречается у 2% детей во всё мире. Родителям и обществу очень важно научиться понимать и принимать этих особенных детей, заниматься их развитием и не опускать руки. Мы постарались подробно рассказать о патологии «детей дождя» и развенчать существующие вокруг них мифы.

В статье мы поговорим о симптомах и диагностике аутизма у детей, а также расскажем, о терапии аутистов в Красноярске.

Что это за болезнь?

Расстройство аутистического спектра, высокофункциональный, классический аутизм, аутизм Каннера, первазивное расстройство развития — всё это названия расстройства нервной системы, связанного с нарушениями развития головного мозга.

В настоящий момент учёные исследуют это заболевание, однако его природа весьма сложна, поэтому однозначного ответа на вопрос «что всему виной?» не существует. Если верить статистике, симптомы этого расстройства встречаются у 2% детей. Таких малышей называют «детьми дождя».

Уровень интеллектуально развития при таком диагнозе может быть полярно разный: от глубокой умственной отсталости до одарённости в отдельных областях. Зачастую этот недуг долгое время не диагностируется, так как нетипичное поведение малыша родители относят просто к особенностям его характера. И заболевание действительно может протекать в лёгкой форме, усложняя задачу распознать его не только мамам и папам, но и специалистам.


Клиника «СКиРТ»

Эффективная коррекция нарушений поведения и психосоматических состояний у детей и подростков.

Перейти на сайт
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ

Задержка развития и нежелание идти на контакт с окружающими — два основных симптома раннего аутизма, который диагностируют у ребёнка ещё до 3 лет. Чаще всего физиологическое развитие не страдает: малыш стабильно набирает вес, видит и слышит, однако не старается взаимодействовать с родителями, не тянет руки к матери, не реагирует на звуки и собственное имя. Вам может казаться, что малыш живёт в собственном мире и не желает с ним расставаться.

Смотрите так же:  Внутриутробное развитие стресс

Со взрослением ребёнка аутизм будет давать новые симптомы. Во-первых, это задержка развития речи и штампованность языка. Он может повторять одну фразу или отдельное слово в разных ситуациях, не изъясняться сложными грамматическими конструкциями или почти не говорить. Ребёнок-аутист с трудом распознаёт сарказм, переносные значения слов, иногда он повторяет то, что только что услышал от другого человека («эхолалия»).

Во-вторых, ребёнок становится чересчур восприимчив к громким звукам, ярким цветам и свету, не любит тесную одежду и прикосновения. Сверхчувствительность вызывает постоянное беспокойство, агрессию или даже физическую боль. У таких детей могут развиваться фобии.

В-третьих, у больного аутизмом есть специальный интерес. Так называют вид деятельности, к которому ребёнок проявляет повышенное внимание (рисование, конструирование, компьютерные программы). Любимым делом он может заниматься часами, иногда оно становится делом жизни. Как мы уже отмечали выше, при общей задержке развития в определённой сфере ребёнок-аутист может проявлять способности.

В-четвёртых, для аутизма характерны сопутствующие диагнозы — синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексия (трудности с чтением) и диспраксия (трудности с управлением своими движениями).

В-пятых, аутистам сложно обучаться и осваивать что-то новое. Трудности могут возникать как с элементарными социальными навыками (умывание, приготовление пищи), так и с обучением (счёт, письмо, чтение).

Стоит обратить внимание, если ребёнок не играет с другими детьми, не любит игрушки, а если и играет — то только сам с собой.

Заболевание может протекать в нескольких вариантах:

  • Типичный. В таком случае симптоматика проявляется довольно ярко уже в детском возрасте. Малыши отличаются замкнутым поведением и нежеланием идти на контакт даже с близкими родственниками.
  • Атипичный. Обычно встречается позже (в 3-4 года) и характеризуется не полным, а частичным проявлением специфических черт.
  • Скрытый. Такую форму довольно сложно диагностировать, и проявляющиеся признаки заболевания ошибочно считают проявлением замкнутости и стеснительности.

Причины аутизма

Конечно, воспитание тут не играет никакой роли, поэтому не стоить винить себя или второго родителя в страшном диагнозе. Ещё более неуместно — обвинять ребёнка в том, что «он такой».

Как говорилось выше, сегодня истинные причины возникновения аутизма до конца не изучены. Многие исследования говорят об изменениях в развитии мозга, происходящих по сбоям в генетике. Другие уверены, что всему виной нарушения обмена веществ, вирус или инфекционные заболевания. Единого мнения на этот счёт нет.

Именно поэтому до конца вылечить аутизм нельзя, но определённые методики позволяют ребёнку постепенно развиваться и жить в социуме.

«Мы обращались в Красноярский психоневрологический центр и краевой центр психолого-медико-социального сопровождения. Симптоматика аутизма различна, как и его формы, и одинаковых симптомов у двух аутят не будет. Первые тревожные сигналы могут выражаться в отставании в развитии, отсутствии речи, внимания, наличии необъяснимых страхов, боязни прикосновений, стереотипных (постоянно повторяющихся) движениях, замкнутости, мнимой глухоты. У нас, пока мы жили в Хакасии, долго не могли диагностировать аутизм, поставили диагноз только здесь, в Красноярске. Здесь же в КПМСС мы начали занятия, которые позволили сыну заговорить и раскрыться.

Ребёнок-аутист обычно бросается в глаза родителям именно своим поведением. Может вместо того, чтобы играть в машинки, сводить их все в большую шеренгу. Или два часа перебирать какие-то мелкие детали или просто крутить колёсико, например. Слышать только то, что ему кажется важным — на остальное просто не реагировать никак».

Лечение аутизма

На сегодняшний день медикаментов, излечивающих расстройства аутического спектра, не существует. Однако терапия и коррекция нарушений развития во многих случаях помогает добиться действительно впечатляющих результатов. И чем раньше начинать принимать меры, тем лучше. Среди основных методик можно выделить:

  • Занятия с логопедом-дефектологом
  • ABA-терапия
  • Трудотерапия
  • Физиотерапия
  • Карточки для аутистов с картинками
  • Медикаментозная терапия (при повышенной возбудимости, приступов агрессии и пр.)

«Моему ребёнку сейчас 6 лет. Диагноз психиатр нам поставил в 4 года, но к тому моменту я просто пришла за бумажкой. К основным признакам аутизма я могу отнести отсутствие социализации, отсутствие фантазии (мальчик не играет с мечом-палкой, девочка не кормит грудью куклу и т. д.) и повторение определённых движений. Например, ребёнок часами перебирает ленточки или кусочки мозаики.

К счастью, сейчас есть Интернет, где родители могут найти все признаки аутизма и соотнести с собственным малышом. А психиатр, если ребёнок маленький, может сразу не поставить диагноз. Я заметила проявления аутизма в 2,5 года, а диагноз нам поставили значительно позже».

Важно понимать, что терапия должна проходить не только в лечебном учреждении, но и дома, в детском саду, словом, повсеместно. В Красноярске есть несколько учреждений, в которых имеют опыт работы с детьми аутистами, и оказывают поддержку не только малышам, но и их мамам и папам. Вот некоторые из них:

  • КРОО «Свет надежды», пр. им. Газеты «Красноярский рабочий», 184 «а», тел. 255-56-68
  • Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения, ул. Гагарина, 48 «а», тел. 227-68-34
  • Краевой психоневрологический диспансер, ул. Копылова, 78, тел. 243-25-53
  • Клиника «СКиРТ», ул. Взлётная, 20, т. 15-38-13
  • Оздоровительный центр MumiDom, ул. Никитина, 3 «б», т. 294-30-22
  • Логопедический центр «Букваешка», т. 297-80-40

Обращайтесь к специалистам вовремя, будьте рядом с ребёнком, поддерживайте его и помогайте преодолеть все возникающие проблемы. Мы уверены, что опытные врачи и ваше терпение способны сотворить маленькое чудо для крепкой семьи.

Не все малыши похожи на других. Диагноз «расстройство аутического спектра» сегодня встречается у 2% детей во всё мире. Родителям и обществу очень важно научиться понимать и принимать этих особенных детей, заниматься их развитием и не опускать руки. Мы постарались подробно рассказать о патологии «детей дождя» и развенчать существующие вокруг них мифы.

В статье мы поговорим о симптомах и диагностике аутизма у детей, а также расскажем, о терапии аутистов в Красноярске.

Что это за болезнь?

Расстройство аутистического спектра, высокофункциональный, классический аутизм, аутизм Каннера, первазивное расстройство развития — всё это названия расстройства нервной системы, связанного с нарушениями развития головного мозга.

В настоящий момент учёные исследуют это заболевание, однако его природа весьма сложна, поэтому однозначного ответа на вопрос «что всему виной?» не существует. Если верить статистике, симптомы этого расстройства встречаются у 2% детей. Таких малышей называют «детьми дождя».

Уровень интеллектуально развития при таком диагнозе может быть полярно разный: от глубокой умственной отсталости до одарённости в отдельных областях. Зачастую этот недуг долгое время не диагностируется, так как нетипичное поведение малыша родители относят просто к особенностям его характера. И заболевание действительно может протекать в лёгкой форме, усложняя задачу распознать его не только мамам и папам, но и специалистам.


Клиника «СКиРТ»

Эффективная коррекция нарушений поведения и психосоматических состояний у детей и подростков.

Перейти на сайт
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ

Задержка развития и нежелание идти на контакт с окружающими — два основных симптома раннего аутизма, который диагностируют у ребёнка ещё до 3 лет. Чаще всего физиологическое развитие не страдает: малыш стабильно набирает вес, видит и слышит, однако не старается взаимодействовать с родителями, не тянет руки к матери, не реагирует на звуки и собственное имя. Вам может казаться, что малыш живёт в собственном мире и не желает с ним расставаться.

Со взрослением ребёнка аутизм будет давать новые симптомы. Во-первых, это задержка развития речи и штампованность языка. Он может повторять одну фразу или отдельное слово в разных ситуациях, не изъясняться сложными грамматическими конструкциями или почти не говорить. Ребёнок-аутист с трудом распознаёт сарказм, переносные значения слов, иногда он повторяет то, что только что услышал от другого человека («эхолалия»).

Во-вторых, ребёнок становится чересчур восприимчив к громким звукам, ярким цветам и свету, не любит тесную одежду и прикосновения. Сверхчувствительность вызывает постоянное беспокойство, агрессию или даже физическую боль. У таких детей могут развиваться фобии.

В-третьих, у больного аутизмом есть специальный интерес. Так называют вид деятельности, к которому ребёнок проявляет повышенное внимание (рисование, конструирование, компьютерные программы). Любимым делом он может заниматься часами, иногда оно становится делом жизни. Как мы уже отмечали выше, при общей задержке развития в определённой сфере ребёнок-аутист может проявлять способности.

В-четвёртых, для аутизма характерны сопутствующие диагнозы — синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексия (трудности с чтением) и диспраксия (трудности с управлением своими движениями).

В-пятых, аутистам сложно обучаться и осваивать что-то новое. Трудности могут возникать как с элементарными социальными навыками (умывание, приготовление пищи), так и с обучением (счёт, письмо, чтение).

Стоит обратить внимание, если ребёнок не играет с другими детьми, не любит игрушки, а если и играет — то только сам с собой.

Заболевание может протекать в нескольких вариантах:

  • Типичный. В таком случае симптоматика проявляется довольно ярко уже в детском возрасте. Малыши отличаются замкнутым поведением и нежеланием идти на контакт даже с близкими родственниками.
  • Атипичный. Обычно встречается позже (в 3-4 года) и характеризуется не полным, а частичным проявлением специфических черт.
  • Скрытый. Такую форму довольно сложно диагностировать, и проявляющиеся признаки заболевания ошибочно считают проявлением замкнутости и стеснительности.
Смотрите так же:  Лечение от стресса и усталости

Причины аутизма

Конечно, воспитание тут не играет никакой роли, поэтому не стоить винить себя или второго родителя в страшном диагнозе. Ещё более неуместно — обвинять ребёнка в том, что «он такой».

Как говорилось выше, сегодня истинные причины возникновения аутизма до конца не изучены. Многие исследования говорят об изменениях в развитии мозга, происходящих по сбоям в генетике. Другие уверены, что всему виной нарушения обмена веществ, вирус или инфекционные заболевания. Единого мнения на этот счёт нет.

Именно поэтому до конца вылечить аутизм нельзя, но определённые методики позволяют ребёнку постепенно развиваться и жить в социуме.

«Мы обращались в Красноярский психоневрологический центр и краевой центр психолого-медико-социального сопровождения. Симптоматика аутизма различна, как и его формы, и одинаковых симптомов у двух аутят не будет. Первые тревожные сигналы могут выражаться в отставании в развитии, отсутствии речи, внимания, наличии необъяснимых страхов, боязни прикосновений, стереотипных (постоянно повторяющихся) движениях, замкнутости, мнимой глухоты. У нас, пока мы жили в Хакасии, долго не могли диагностировать аутизм, поставили диагноз только здесь, в Красноярске. Здесь же в КПМСС мы начали занятия, которые позволили сыну заговорить и раскрыться.

Ребёнок-аутист обычно бросается в глаза родителям именно своим поведением. Может вместо того, чтобы играть в машинки, сводить их все в большую шеренгу. Или два часа перебирать какие-то мелкие детали или просто крутить колёсико, например. Слышать только то, что ему кажется важным — на остальное просто не реагировать никак».

Лечение аутизма

На сегодняшний день медикаментов, излечивающих расстройства аутического спектра, не существует. Однако терапия и коррекция нарушений развития во многих случаях помогает добиться действительно впечатляющих результатов. И чем раньше начинать принимать меры, тем лучше. Среди основных методик можно выделить:

  • Занятия с логопедом-дефектологом
  • ABA-терапия
  • Трудотерапия
  • Физиотерапия
  • Карточки для аутистов с картинками
  • Медикаментозная терапия (при повышенной возбудимости, приступов агрессии и пр.)

«Моему ребёнку сейчас 6 лет. Диагноз психиатр нам поставил в 4 года, но к тому моменту я просто пришла за бумажкой. К основным признакам аутизма я могу отнести отсутствие социализации, отсутствие фантазии (мальчик не играет с мечом-палкой, девочка не кормит грудью куклу и т. д.) и повторение определённых движений. Например, ребёнок часами перебирает ленточки или кусочки мозаики.

К счастью, сейчас есть Интернет, где родители могут найти все признаки аутизма и соотнести с собственным малышом. А психиатр, если ребёнок маленький, может сразу не поставить диагноз. Я заметила проявления аутизма в 2,5 года, а диагноз нам поставили значительно позже».

Важно понимать, что терапия должна проходить не только в лечебном учреждении, но и дома, в детском саду, словом, повсеместно. В Красноярске есть несколько учреждений, в которых имеют опыт работы с детьми аутистами, и оказывают поддержку не только малышам, но и их мамам и папам. Вот некоторые из них:

  • КРОО «Свет надежды», пр. им. Газеты «Красноярский рабочий», 184 «а», тел. 255-56-68
  • Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения, ул. Гагарина, 48 «а», тел. 227-68-34
  • Краевой психоневрологический диспансер, ул. Копылова, 78, тел. 243-25-53
  • Клиника «СКиРТ», ул. Взлётная, 20, т. 15-38-13
  • Оздоровительный центр MumiDom, ул. Никитина, 3 «б», т. 294-30-22
  • Логопедический центр «Букваешка», т. 297-80-40

Обращайтесь к специалистам вовремя, будьте рядом с ребёнком, поддерживайте его и помогайте преодолеть все возникающие проблемы. Мы уверены, что опытные врачи и ваше терпение способны сотворить маленькое чудо для крепкой семьи.

Используйте Ваш логин и пароль для входа на сайт

Выберите ваш регион

Ваш регион: Красноярский край

Ответы в темах заработали 🙂

цитата с сибмамы. автор — Родина мама

«Вчера нашу школу посещала районный психиатр, дала два адресочка, где работают с аутистами:
Тел. 43-26-03, детский дневной стационар на Копылова, каб. 43, проводят занятия и лечение. Мы наверное запишемся весной, придется отпуск брать, возить далеко некому.
Тел. 36-06-90, центр диагностики и коррекции, Осетрова Марина (а как по батюшке забыла ). Правда боюсь что этот телефон только тем кто проживает в Свердловском районе, по крайней мере когда мы его посещали было так. Но лучше все-таки позвонить и спросить, потому-что когда мы посещали, они только начинали работать, а сейчас нам врач сказала что они работают с бОльшим размахом. «

В последние годы наблюдается заметный рост расстройств аутистического спектра у детей во всем мире. Это реальная ситуация, с которой соглашаются многие психиатры, вопреки бытовавшему ранее мнению о гипердиагностике аутизма. Аутизм – одно из самых частых психических заболеваний у детей, частота встречаемости которых составляет от 1:80 до 1:150 индивидуумов.

Долгие годы психиатры связывали детский аутизм с шизофренией. Возникла даже терминологическая «путаница», так как термином «аутизм» психиатры обозначают характерный для шизофрении симптом, при котором больной теряет связь с реальностью и постепенно утрачивает потребность в общении сначала с посторонними людьми, а затем и с близкими родственниками. Каннер использовал термин «детский аутизм» как название заболевания, поскольку у детей, которых он наблюдал, тоже были нарушения способности устанавливать нормальные контакты с людьми. И хотя еще с 80-х годов детский аутизм был выделен в самостоятельное расстройство, и было доказано отсутствие его связи с шизофренией, до сих пор некоторые психиатры, советской школы, рассматривают проблему детского аутизма через призму шизофренического процесса.

Современные представления об аутизме претерпели существенные изменения. На сегодняшний день большинство специалистов в области психиатрии, когнитивной неврологии и нейрофизиологии считают, что расстройства спектра аутизма обусловлены генетическими мутациями с участием нескольких генов, обуславливающих нарушение развития нейронов головного мозга.

Основными нейропсихологическими последствиями таких мутаций являются нарушения восприятия, мыслительных и познавательных процессов, исполнительных функций и социального поведения. Патопсихологический аспект аутизма подразумевает отсутствие у аутичного ребенка способности понимать действия других людей на телесном уровне (прикосновения, поглаживания, объятия, предугадывание жестов) и обозначаемого как отсутствие «модели тела», в сочетании с отсутствием способностей осознавать свое собственное психическое состояние, а также состояние других людей.

Известно, что расстройства аутистического спектра в большинстве случаев являются причиной инвалидизации и стойкой социальной дезадаптации детей уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективной лечебно-коррекционной стратегией при данной патологии является «раннее вмешательство» в процесс развития с помощью познавательно-поведенческих технологий. При этом необходимым условием реализации таких программ является диагностика аутизма в раннем возрасте (от 1,5 лет и старше).

Система помощи ребенку с расстройствами аутистического спектра может быть создана в условиях семьи, при обучении родителей доступным для них коррекционным технологиям. Наблюдая за разными детьми с расстройствами аутистического спектра в течение нескольких лет, можно отметить эффективное изменение состояния ребенка, тогда, когда семья представляет собой единую взаимодействующую команду. Такие родители, как правило, демонстрируют чудеса терпимости и понимания проблемы аутизма. Зная об опыте нескольких таких семей, мы убеждены, что семья, поддержанная знаниями и опытом квалифицированных специалистов, в состоянии победить аутизм, добиться значительных позитивных результатов при самом тяжелом варианте расстройства.

«С этим вам жить всю жизнь»: красноярская семья о воспитании ребенка-аутиста

Аутизм — это не болезнь, от которой помогают лекарства и с которой проблема лишь в том, чтоб найти на них деньги. Это особое состояние, в которое так или иначе погружается вся семья. «Проспект Мира» побывал в гостях у Алексея и Ольги Евсеевых и выяснил, каково в этом состоянии жить.

«Гиперактивность зашкаливала»

Уютный деревянный дом на окраине Красноярска с двором и огромным псом, который встречает гостей у ворот. Мечта мегаполиса. У Евсеевых трое детей. Старшему Сереже 14, среднему Алеше — 5, и годовалая девочка. Папа Алексей и мама Ольга по крупицам рассказывают историю старшего. Сережа аутист, окончательный диагноз мальчику поставили в 5 лет.

— Он родился абсолютно здоровым ребенком, — рассказывает Ольга, — никаких отклонений не было. В год не пошел, а побежал. Мне говорили, что сын вырастет гениальным, так как он очень опережал сверстников в развитии. Все дети начинают говорить по слогам: «да-да-да, та-та-та-, ма-ма-ма». А он сразу: «вентилятор», «лампочка». Оказывается, на это уже тогда нужно было обратить пристальное внимание. Впервые мы заметили, что что-то не так, примерно в два года. Сын был слишком гиперактивный, ни минуты на месте не сидел, всё время куда-то бежал, лез. Мы поначалу только смеялись, вон какой шустрый растет. Но в песочнице с другими детьми не играл: все роются, а мы круги наматываем по двору. Затем развитие резко остановилось. Сережа всё больше уходил в себя: в садике все играют друг с другом, а он нет. Воспитатели стали жаловаться. Года в 3-4 стало явно видно, что есть проблемы. Разговаривать Сережа так и не начал. Он произносил слова, мог сформулировать то, что хочет, но обычно это были выученные фразы. Например, долго изъяснялся фразами из мультиков, или подходил и спрашивал: «Ты хочешь кушать?» Это означало, что он сам хочет кушать. В саду нас оставляли только на полдня, потом просили забирать, хотя точного диагноза еще не было. Мы долго боялись и отодвигали его, считали, что всё еще можно исправить. Родители посмелее сразу же оформляли инвалидность.

Смотрите так же:  Кофе от стресса

— Самым страшным было то, что с первого класса он начал убегать из дома, — продолжает папа Алексей. — Мы спали с ключами на шее, а он всё равно умудрялся ночью тихонечко открыть дверь и выскользнуть. На улице его нужно было крепко держать за руку. Дома постоянно следить, чтобы дверь была закрыта.

Мы многое перепробовали. Ходили к психиатру, к психологам, к бабушкам, в санатории ездили. Принимали прописанные лекарства, потом узнали, что они дают сильную побочку — дети набирают вес, у многих начинается недержание мочи — и прекратили. Проходив год в обычный садик, отдали Сережу в логопедический. Но оттуда нас попросили: поведение сына становилось неуправляемым. Обратно в обычный уже не взяли, до школы Сергей был дома.

Оба родителя работают, у семьи получилось построить график занятости так, чтобы успевать всё. По закону родителям ребенка-инвалида положен один дополнительный выходной в неделю, который папа использует, чтобы побыть с сыном. Мама — акушерка в роддоме, работая сутки через трое, подстраивает график, чтобы он большей частью выпадал на выходные. Бывают и накладки, тогда приходится искать няню.

— Нам очень нужна социализация, без развития таким детям никак нельзя, — вздыхает Алексей. — Первый класс мы проучились в коррекционной школе 8-го вида (для умственно отсталых детей — прим.ред.). Сейчас перешли на обучение с индивидуальным вхождением в класс. Физкультуру и труды Сергей посещает со всеми, а остальные предметы — индивидуально. К сожалению, в Красноярске не так много возможностей для детей-аутистов.

Принять диагноз и жить

Пережив первый шок от диагноза старшего, Алексей и Ольга решились на второго. Родился Алешенька. С первых шагов второго малыша было понятно, что он совсем не похож на Сережу. Но, подрастая, малыш всё больше походил на брата.

— Сейчас это для нас просто трагедия, — продолжает мама. — Приходится невероятно много сил прикладывать, чтобы вытягивать Алешу. Когда я забеременела вторым, психиатр сказал, что старшего нужно в интернат. Якобы рядом с аутистом невозможно вырастить полноценного ребенка. Мы дома посовещались и приняли решение — не отдадим, справимся. В этом году на всё лето отправляли его к бабушке — сразу стало заметно, как младший продвинулся в развитии. Однако ему всё-таки ставят расстройство аутистического спектра. Это пока не аутизм, а лишь особенности характера.

С годами задержка в развитии у Алеши всё же стала заметна. В свои пять лет он задает меньше вопросов, чем его сверстники. Мы понимаем, что, занимаясь с Сережей, вынужденно забросили среднего сына, и сейчас все силы нужно бросить на него.

Самое сложное, по словам мамы, — принять диагноз своего ребенка. Она сама очень долго надеялась, что всё изменится. Только в 9 Сережиных лет поняла, что это на всю жизнь.

— Мы поехали в санаторий «Теремок» в Калининград, — вспоминает Ольга. — По дороге остановились у знакомых в Москве. У них 16-летний мальчик-аутист. Я убеждаю их, надо что-то делать, лечить. А они мне: «Только вот так и жить». Они уже всё это прошли: лагеря, санатории, лечение. Мы тогда посмотрели на Борю и поняли, что каков наш Сережа в 9, таким будет и в 16, и в 40 лет. Там же, в санатории, психиатр впервые сказал: «Вам надо понять, что это на всю жизнь: жалейте себя, учитесь отдыхать, переключаться, но с этим вам жить всю жизнь». В общем, всю обратную дорогу я настраивала себя, что это неизлечимо.

По возвращении Евсеевы решили купить дом и перебраться на землю, чтобы приучать Сережу к труду. Здесь у него есть свои обязанности: мести двор, носить уголь, мыть посуду. Во дворе оборудовали мастерскую, чтобы работать руками. Он даже спать стал лучше на свежем воздухе, улучшилось поведение.

В прошлом году у Оли с Алексеем родилась дочка. Маленькое рыжее чудо и желанный ребенок. Конечно, маму отговаривали. Но ответить, труднее ли ей управляться с тремя детьми или с одним Сережей, она не может. Однозначно, для детей с особенностями в развитии жить в большой и дружной семье намного лучше. Хотя другим детям сложнее.

— Утром я помогаю умыться младшим, Сережа с элементарными навыками самообслуживания справляется сам, — рассказывает мама про распорядок дня. — Алешку отвожу в садик. У старшего три раза в неделю спецшкола, ехать через весь город. Беру с собой младшую, сажусь на автобус, и мы все втроем едем. Кроме уроков у нас катание на лошадях, керамика, столярное дело, зимой — лыжи. Стараемся использовать любую возможность занять Сергея.

В школу парню осталось ходить максимум два года. Что потом — неизвестно. Как правило, дом. Мест, где бы социализировались взрослые аутисты, в Красноярске, да и в России, нет. Даже диагноза такого — «взрослый аутизм» — в нашей стране не существует, что закрывает для родителей ряд возможностей.

Сергей получает пенсию, пользуется льготным проездом по городу, родители имеют право на льготы по квартплате и льготные лекарства. По словам Евсеевых, им очень помогают общественные организации, которые работают в Красноярске. В частности, организация «Свет надежды»: сейчас она при поддержке Надежды Болсуновской и общественного движения «Право на счастье» ведет очень важный и нужный проект «Усадьба Добрая».

Благодаря ему Сережа сам, без помощи родителей, побывал в инклюзивном лагере. Это вдвойне ценно, так как дает не только Сергею общение и развитие, но и родителям — возможность немного передохнуть и собраться с силами.

Если семья не отвернулась

Из семей, где рождается ребенок-инвалид, часто уходят папы. Но Алексей и Ольга не представляют, как бы тянули этот груз в одиночку. Они знают, что только вместе они сила.

Сейчас модно говорить про инклюзию. Но, по словам Евсеевых, России до нее еще очень далеко. Современные родители не готовы видеть в классе со своими здоровыми детьми особенных. В отличие от самих детей, которые с ними с удовольствием общаются. Родителям Сережи еще тяжелее: по мальчику совершенно не видно, что с ним что-то не так. Внешне это здоровый и красивый ребенок. Поэтому, когда он начинает громко говорить или резко крикнет, первая реакция окружающих: «Приструните своего».

— Вот сидим мы в автобусе, — рассказывает Ольга, — а он громко на весь салон перечисляет машины за окном: «Субару Форестер, Тойота Камри, бетономешалка». Пассажиры: «Ты что, так и будешь всю дорогу?» А Сергей даже внимания не обращает и продолжает. В итоге люди пересаживаются от нас и к концу дороги вокруг никого нет.

Главная задача у Евсеевых сейчас — максимально помочь старшему сыну социализироваться, и это существенно отличается от жизни таких детей в интернатах. Там главное, чтобы они были сыты, обуты, накормлены, развития при таком подходе не происходит. Ну и, конечно, там нет любви, которую могут дать только в семье родные и близкие люди.

— У Сережи очень красивый голос, он хорошо поет, — говорит напоследок мама, — возможно, что у нас получится развить эту его способность, нам давно говорили, что у каждого аутиста есть своя уникальность, надо только ее найти. Значит, будем искать.

А вы уже читаете «Проспект Мира» в Яндекс.Дзене?

Другие статьи

  • Ребенок в 1 год спит 3 раза Сколько раз в день положено спать ребёнку после года? Здравствуйте! Нашему сынку 1 год 22 дня. Спит 2 раза днём. Утром в 10−11 и после обеда в 14−15. Спит по 40−50 минут. Укачиваемся долго. Вечером ложится спать в разное время — когда в 21 ч., 22 ч., а вчера уже […]
  • Температура у 4 месячного ребенка 371 Температура у 4 месячного ребенка 371 Сообщение Ragoza » Сб сен 24, 2011 11:09 хоть какая-то положительная динимика есть? н-р, тем-ра поднималась через 2 часа, после спада, теперь через 3-4? если так, то это уже положительная динамика. при вирусе может тем-ра долго […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Лечение детей арбидолом Схемы приема у детей АРБИДОЛ ® является средством с прямым противовирусным действием, которое может быть рекомендовано детям в рамках профилактики и лечения простудных заболеваний. Препарат обладает выраженной терапевтической активностью в отношении гриппа А и В, […]
  • Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (На примере обогащения и активизации словаря) Филатова Елена Юрьевна Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Уведомить о поступлении Диссертация - […]
  • Как лечить кашель 2х месячного ребенка Как лечить кашель 2х месячного ребенка Открытка "Мой папа - супермен!" Мастерим наряд для кружки! Просто и необычно! Можно подобрать сочетание продуктов под любимый напиток вашего мужчины! Ошибки родителей при лечении кашля у грудничка Лечить кашель у […]