Аутизм не может жевать

Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом есть твердую пищу?

Эрготерапевт об обучении кусанию и жеванию во время еды

Моему ребенку четыре года, и у него диагностировали расстройство аутистического спектра. Он не ест практически ничего, если не сделать из этого пюре. Он отказывается есть кусочки твердой пищи, если это не сырные шарики, и он не умеет пить из соломинки. Как мне научить его жевать настоящую еду?

На вопрос отвечает эрготерапевт Мойра Пена, которая работает в Сети лечения аутизма организации Autism Speaks, в детской реабилитационой больнице в Торонто.

Спасибо за ваш вопрос. Судя по вашему описанию, у вашего сына есть орально-моторные трудности, которые мешают ему жевать. Сырные шарики, например, не требуют жевания, если он просто позволяет им растаять во рту.

Другие признаки орально-моторных трудностей включают:

— Проблемы с речью (произнесением звуков).

— Приоткрытый рот в спокойном состоянии.

— Трудности с задуванием свечей/выдуванием мыльных пузырей.

— Трудности с питьем через соломинку.

— Слишком продолжительное жевание.

— Попытки достать или поместить еду в рот с помощью пальцев.

Многие дети с орально-моторными проблемами не могут инстинктивно научиться жевать твердую пищу. Для того, чтобы понять эти трудности, нужно рассмотреть, какие мышцы участвуют в жевании.

Чтобы правильно разжевать еду, особенно мясо, овощи и фрукты, человек должен использовать то, что мы называем вращательным жеванием. Это движение, во время которого пища перемещается из середины рта к коренным зубам, а затем обратно к середине рта. Кроме того, вращательное жевание требует двигать языком из одной стороны рта в другую. Мы называем этот навык «латерализация языка».

Важность обследования у специалиста

Я могу порекомендовать вам несколько стратегий, которые могут помочь вашему сыну в домашних условиях. Но в первую очередь необходимо, чтобы его обследовал специалист. Это может быть логопед или эрготерапевт, у которого есть опыт работы с проблемами питания.

Крайне важно, чтобы специалист дал заключение, что ваш сын может есть твердую пищу без опасности для себя. Если учить ребенка есть ту еду, с которой он пока не может справиться, то у него будет высокий риск подавиться. Так что крайне важно не переводить его на твердую пищу, пока специалист не определит, насколько твердую пищу может есть ребенок и может ли вообще.

Кроме того, обследование может выявить скрытые причины проблем ребенка с жеванием. К ним могут относиться как поведенческие, так и сенсорные трудности.

Очень важно, чтобы специалист понаблюдал, как именно ест ваш ребенок. Это наилучший способ определить, в чем суть проблем. Кроме того, специалист может не только работать с вашим ребенком непосредственно, но и подготовить для вас рекомендации по работе над этой проблемой дома.

Как только вы установили, что для вашего ребенка безопасно есть твердую пищу, вот несколько общих стратегий, которые вы можете попробовать (если возможно, под руководством специалиста, компетентного в вопросах питания):

Делайте пюре все гуще. Экспериментируйте, добавляя крахмал или измельченные хлопья в пюре, которые вы делаете. Старайтесь сделать его именно гуще, а не добавлять твердые кусочки пищи. Это позволит постепенно увеличить работу мышц, связанную с едой.

Пробуйте разные виды мягкой еды. Поощряйте сына пробовать разные продукты, из которых можно сделать пюре. Например, это может быть картофельное или яблочное пюре. Если он будет хорошо воспринимать такое разнообразие, то попробуйте твердые, но очень мягкие продукты. Например, это могут быть бананы, творог, яичница-болтунья.

Моделируйте, как откусывать маленькие кусочки. Вместо того, чтобы класть кусочки еды в рот ребенка, покажите ему, как откусить маленький кусочек от целого.

Моделируйте, как жевать. Да, это значит, что вы будете жевать с открытым ртом! Пусть ваш ребенок увидит, куда попадает еда, когда вы жуете. Надо показать ребенку, что вы жуете коренными зубами. Я предлагаю преувеличенные движения при жевании. Попросите ребенка имитировать вас.

Практика и еще раз практика. Очень важно, чтобы ваш ребенок постепенно приобретал навыки жевания еды. Поначалу для практики кусания и жевания вы можете подобрать продукты, сильно напоминающие его любимые сырные шарики. Например, это могут быть мягкие крекеры в форме животных или воздушные шарики из овощей.

Попробуйте жевательные продукты. Я предлагаю попробовать прийти к продуктам, которые требуют продолжительного жевания. Например, это могут быть ломтики сушеного манго или вяленое мясо. Дополнительный плюс — пока их не разжуешь, откусить от них невозможно.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Как научить ребёнка жевать?? РАС 2 года

так и не майся, давай на перекусы то, что не раздавить языком — печенье, сухарики, яблоки… научится потихоньку, «Москва не сразу строилась»))))

Даю печенье и палочки кукурузные и гречневые — жуёт. Яблоки и другие фрукты и овощи — ни в какую, полижет и отдаст. Наверно сухарики и сушки решили бы проблему, но мы на бгбк диете.

а хлебцы безглютеновые? они же тоже хрустят и грызутся… я своему ничего с года не разбивала блендером, все вилкой… пару раз давился, но нормально)) быстро понял что надо жевать.

Не ест их, отдаёт обратно. Правильно делала! А вот я послушала педиатра «до 1,5 лет не мучить и всё само пройдёт»и потеряла время((

ну ты сейчас не торопи, не наседай… уводи с пюре потихоньку… ничего страшного нет.

мой все кусками жует и все равно дизартрия речь плохая… не пугайся, тут больше психологическая сторона — чтоб не было сопротивления есть обычную пищу не через блендер… вот с этого надо уводить.

Я своему с 7 месяцев просто вилкой размятое давала и мясо нарезала ножом в мелкую крошку. Мой мясоед. Жевать может яблоки, груши. Но не может есть морковку и капусту сырыми. А в борще размятое вместе с картошкой всё это ест, но под мультик. А сам ложкой ест рис, макароны, гречку.

Я уже полгода борюсь… ну хоть печеньки жуёт, потренируемся на них)

борись дальше… у нас на самое элементарное годы уходят, зато потом все норм.

А почему рано для логомассажа? Нам очень помог. Делали в 2,6.

Вот как, спасибо. Помог научиться жевать?

Ну он до этого уже поджевывал, но предпочитал пюре. Очень заметный эффект в речи от массажа был.

Ясно, спасибо. Надо значит все-таки насчёт массажа узнавать.

Я давала сушки — они крепче и чтобы откусить и прожевать надо приложить больше усилий, чем с печеньем.
А учились постепенно. Сначала каши крупнозернистые, потом супы с кусочками, потом все потихоньку стал нажевывать) в 1,5 года давился от самого мелкого кусочка, за 5 месяцев я добилась того, что он не только стал сам жевать, но и сам есть ложкой и вилкой. Ещё через полгода мы полечили ЖКТ и у сына нормализовался аппетит. У нас теперь другая проблема — сколько ни дай все мало
Я по опыту скажу, что тише едешь дальше будешь. С обычным ребенком оно может и прокатит убрать блендер и сразу давать кусками. С особым это в 99% случаев приведет только к истерике. Лучше идти от маленьких достижений к большим) поначалу пусть гречу жуёт и мелкие макароны, причем каша жидкостями должна быть, макароны с соусом — удобнее глотать. Спешить не надо, тем более, что при проблемах с пищеварением, если он сходу будет трескать не жуя куски, это приведет только к срыву поджелудочной и боли в животе.

Сушки — отличная идея, меня свекровь ими каждый день пилит «дай сушку!», но мы на бгбк диете.
Спасибо за советы! Я уже даю из более твердой пищи гречку с мясом (из блендера), рис с овощами, картошку-пюре с мясом. Но всё это сын давит во рту и глотает, хотя ему нравится. А это для нас большой прогресс)) Раньше вообще не хотел ничего есть. ​

Постепенность — это важное замечание. Может и правда всё получится без вспомогательных мер у нас.А как вы научили есть ложкой и вилкой не поделитесь?? Мой может, но… не хочет, засранец!

Может на просторах интернета поискать сушки из рисовой или гречневой муки?) Ну или хотя б жестких коржиков?) Тогда ваш сын волей-неволей будет прилагать усилия, чтоб их разжевать. И помимо жевания, он будет тренировать артикуляционные мышцы) Кроме сушек, есть классика, типа моркови, яблок- если конечно нет аллергии и ребенок их ест))

Вилка сама пошла как-то вслед за ложкой. А научились мы… да закидают меня тапками, под мультики)) Я включала мультики, сын отвлекался и ему было не до истерик. Я брала его руку с ложкой, черпала и в рот, черпала его рукой и в рот. За неделю довела это до автоматизма. И дальше он кушал сам под мультики. Постепенно я убрала мультики — сначала медленно их включала — копалась что же выбрать типа, потом включала только когда он съест хотя бы половину. Потом на 5 минут только когда съест все) Сейчас за столом мы их вообще не включаем) Помимо этого, обращение с ложкой можно тренировать играми: берете 1 миску с крупой, другую миску пустую и даетеложку — пусть ложкой пересыпает)

Мамы детей-аутистов подскажите, во-сколь

Павел, в свое время мне психиатр объяснял, что бывает аутизм рождает алаллию ( отсутствие речи), бывает наоборот алалия рождает аутизм.

Знаю как миминум 3 деток (один из них — мой), кому ставили аутизм. А оказалось сенсо-моторная алалия.

И решив вопросы с речью, мы все ( мой сын и детки чужие) вышли в норму.
Я выше рекомендовала логопеда, она всю жизнь работает с очень тяжелыми алаликами.

У моего сына алалию увидела именно она. Если интересно — дам телефон 14.10.2015 11:28:56, veronika_n

вы точно ничего не накручиваете? судя по вашему описанию, мне старшего ребенка надо было давно определить в дурдом. мой грыз книги, ни секунды не сидел спокойно, прыгает и лазает везде. а теперь еще появилась новая тенденция — в школе все супер, а дома ни за что не расскажет, что там было. и выражение у нас есть специфичное — «сам ушел — сам забыл».

короче — не давите на ребенка. 25.01.2003 00:53:07, Bored Cat

Искала в интернете что-нибудь похожее на поведение моего сына и нашла ваш старый комментарий. Извините, что обращаюсь,но не знаю с чего начать обучение сына. Ему 2.5 года и поведение похоже на вашего ребенка. Вообще не говорит, не реагирует и постоянно крутит что-то. с едой проблемы. И еще на горшок ну никак! Может подскажите? Мы сейчас не в России и тут с врачами нормальными напряженка. Сказали, занимайся и все. Пожалуйста, ответьте. 03.01.2017 07:18:02, Лик2017

Как живут люди с аутистическим расстройством

Каждый год в России рождается 10 тысяч детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Таким людям сложнее социализироваться в обществе, общаться с окружающими, а в самых тяжелых случаях они не могут говорить, читать и писать. Люди с РАС и их родственники рассказали «Снобу», как жить с человеком, который не любит прикосновений, не понимает шуток, плохо считывает эмоции, и почему пора забыть стереотипы об аутизме

9 Ноябрь 2017 17:38

«Поцелуи и прикосновения вызывают у меня рвотный рефлекс»

Татьяна, 27 лет, Уфа:

В детстве никаких задержек в развитии у меня не было: читаю с двух лет, нормально говорю. Когда стала чуть старше, не могла высидеть урок в школе, не получалось аккуратно писать ручкой и рисовать красками, постоянно хотелось кружиться вокруг своей оси. Учеба давалась легко, но сидеть в классе/аудитории для меня до сих пор пытка. Я впадала в истерику от скопления людей и шума, не выносила прикосновений к себе и чересчур облегающую одежду.

Психотерапевты и психологи давали дурацкие советы, которые и обычным-то людям не помогают. В один голос твердили о необходимости социализации, учили переламывать себя, выходить из зоны комфорта, анализировать и корректировать свое поведение. У меня не получалось. Моя непохожесть на других становилась все отчетливее. К 19 годам появилась еще одна проблема: все отношения с молодыми людьми были похожи на пытку и быстро заканчивались, у меня отсутствовало сексуальное влечение. Психологи снова твердили: «Вот встретишь того самого единственного, полюбишь его, начнешь ему доверять, захочешь».

О том, что у меня синдром Аспергера, я узнала случайно: год назад попала с нервным срывом в неврологию, где мне назначили консультацию психиатра. Он дал мне пройти тесты, зацепился за то, что большинство людей называет «витанием в облаках»: я могу на ровном месте уйти в себя и не слышать, что говорит собеседник. Еще не люблю смотреть в глаза и отодвигаюсь, если ко мне подходят слишком близко.

Один близкий мне человек говорит, что каждый день встречает гораздо более неадекватных людей, которые покупают айфоны в кредит на последние деньги

Смотрите так же:  С диагнозом шизофрения можно работать

Мне, с одной стороны, стало легче: все точки над i расставлены. С другой — не онкология, конечно, но тоже своего рода приговор. Я по-прежнему не переношу шум и скопление людей. Иногда могу на долгое время сосредоточиться на какой-нибудь маленькой детали. Ну и видение мира у меня своеобразное: я могу в упор не видеть здание, магазин или что-то еще, если не ищу это целенаправленно. У меня есть определенные пищевые пристрастия: обожаю мел и древесный уголь, в подростковые годы еще жевала ластики и керамзит, отмывала, сушила и ела, сейчас такой потребности нет. До того как стала часто ездить за границу, ужасно боялась пробовать что-то новое, а сейчас с удовольствием экспериментирую. Явных повторов действий у меня нет, но мне жизненно необходимо, чтобы предметы интерьера, одежды сочетались между собой по цвету и стилю.

Социальные контакты — одна сплошная трудность. Я легко могу спросить дорогу или решить вопрос в муниципальном учреждении, но заговорить с человеком на неформальные темы первая не могу. Если подойдут — поддержу разговор и даже за нормальную сойду.

Работаю удаленно — это единственный выход, в коллективе я не смогу. Основная работа связана с геоинформационными системами. Для души пишу seo-статьи и продаю фотографии из путешествий на стоке.

Романтические отношения в привычном формате для меня — гадость. Поцелуи и физиологические запахи вызывают иррациональный рвотный рефлекс, про тактильный контакт я уже говорила. Еще я ненавижу, когда меня к чему-то принуждают, заставляют. Терпеть не могу подчиняться, но и себе не хочу кого-то подчинять.

Друзья у меня есть, хоть и немного, это вполне обычные люди. Один близкий мне человек, ученый, говорит, что каждый день встречает гораздо более неадекватных людей, которые покупают айфоны в кредит на последние деньги.

«Жена сказала, что не будет воспитывать нашего сына»

Сергей, 41 год, Находка:

Фото из личного архива

Мы с женой начали понимать, что с Никитой что-то не так, когда ему было 2 года: он не говорил, не отзывался на свое имя, а еще у него случались неконтролируемые падения на пол и истерики, успокоить его было невозможно. Мы тогда жили и работали на Филиппинах, туристов встречали. У наших друзей была девочка-ровесница, и они обратили внимание, что дети очень непохожи. Мы думали, что это просто задержка в развитии, но друзья подозревали что-то другое. Вскоре мы вернулись в Россию, а в провинции с постановкой диагноза все очень сложно.

Неврологи сначала тоже говорили о задержке развития, а потом посоветовали отвезти Никиту во Владивосток на обследование. Там выяснилось, что у ребенка атипичный аутизм без умственной отсталости: у него есть невербальный интеллект, до которого можно достучаться. Специалистов у нас в городе нет, поэтому заниматься этим должна семья. Никите на тот момент было 5 лет и 7 месяцев.

Когда стало понятно, что с нашим ребенком, жена начала постепенно от него отдаляться, а полтора года назад сказала, что не будет его воспитывать. В последний раз мы видели маму пять месяцев назад. Ну и в день его рождения она позвонила, попросила поцеловать Никиту в щечку за нее, хотя живет рядом и могла бы прийти.

Знакомые тренеры говорили, что Никита не создан для спорта, потому что не понимает команды и не выполняет их. Но я фанат своего ребенка и верил в него

Теперь я воспитываю сына один. В муниципальном реабилитационном центре два года назад психологи спрашивали у меня, как понять моего ребенка, как с ним контачить. А первое, что там предложили, когда от меня ушла жена, — сдать Никиту в психоневрологический интернат. Но ведь он смысл моей жизни!

От постоянной работы пришлось отказаться. Раньше я занимался коммерческой видеосъемкой на постоянной основе, теперь перешел на подработку. Снимаю и монтирую иногда не только за деньги, но и по бартеру. Волонтерю в местном благотворительном фонде для детей с ограниченными возможностями.

Сейчас Никите 8 лет. Он не говорит, не может рисовать, читать, писать: нарушена мелкая моторика. Когда он хочет чего-то, берет мою руку и показывает. У нас есть коррекционная школа, но она рассчитана на легкие формы аутизма. Никита полностью невербальный, научить его чему-то очень сложно.

Но вот недавно мы научились кататься на роликах. Знакомые тренеры говорили, что Никита не создан для спорта, потому что не понимает команды и не выполняет их. Но я фанат своего ребенка и верил в него, поэтому через неделю он поехал.

У детей с аутизмом бывают моменты перегрузки, когда в голове накапливается много информации и ее надо как-то выбросить. Это выливается в неконтролируемую истерику

Сначала он не понимал, что нужно отталкиваться коньком от асфальта, чтобы поехать. Тогда я взял сына за одну руку и стал водить его по убитым тротуарам с ямами и кочками. Через пару дней у Никиты в голове что-то включилось и, чтобы не упасть, он начал выставлять ногу вперед. Потом мы вышли на ровную дорогу, к концу первой недели ребенок ездил более-менее, а теперь сам объезжает все неровности. Мы тренировались каждый день по 3–4 часа.

Скоро встанем на коньки. Только надо договориться с тренером, чтобы лед был свободный, потому что Никита пугается большого скопления людей.

У детей с аутизмом бывают моменты перегрузки, когда в голове накапливается много информации и ее надо как-то выбросить. Это выливается в неконтролируемую истерику, которую невозможно прекратить. Можно только быть рядом и держать ребенка за руку. Иногда это случается на улице. Окружающие часто не понимают, что происходит, подходят, делают замечания, я стараюсь не обращать внимания. Однажды на детской площадке у Никиты что-то спросила женщина. Я сказал, что ребенок ей не ответит, потому что у него атипичный аутизм. «А это заразно?» — спросила она. Многие считают, что все аутисты гении, и, как узнают, что с Никитой, спрашивают, даю ли я ему собирать кубик Рубика. А мне бы его научить распознавать опасность, понимать, что такое светофор и машины. У Никиты нет чувства страха, поэтому за ним надо следить 24 часа в сутки. Я думаю над тем, чтобы он научился понимать окружающий мир, не то что говорить.

«Я чувствовал себя тупой, никому не нужной тварью»

Даниил, 17 лет, Москва:

В 3 года мне поставили диагноз «аутизм», при этом интеллект сохранный. У меня не было стандартных детских интересов, я не любил сказки. В 3 года я научился читать, писать и считать — это, по словам мамы, было чуть ли не единственным моим увлечением. Родители не собирались делать из меня вундеркинда, мне просто нравилось этим заниматься. Мама говорит, что как-то в психоневрологическом диспансере я чуть не разнес весь кабинет в поисках калькулятора. Со стороны это смотрелось так, как будто я плохо воспитан.

Я не сразу пошел в школу. В нескольких мне отказали, хотя это были частные школы. На собеседованиях я уходил в себя и не слушал, что говорят. В итоге я пошел в школу в 8 лет, но сразу во второй класс. Первые несколько месяцев мама сидела со мной на уроках. Я не мог запомнить, что к учительнице и другим взрослым людям надо обращаться на «вы», было тяжело понять социальные нормы. У меня не было друзей, я почти ни с кем не общался.

К 11 годам я начал потихоньку осознавать, что не похож на сверстников, а в сочинениях писал, что у меня тяжелый характер. Я стал спрашивать у мамы, почему мне не интересно то, что интересно моим одноклассникам, и она сказала, что у меня аутизм. Я не поверил. Сказал ей, что докажу, что я не аутист, а это просто недостатки в моем характере, над которыми я буду работать. Признать свой аутизм было очень больно. К 13 годам я это все-таки признал и впал в депрессию. Чувствовал себя тупой, несчастной, никому не нужной тварью. После общения с психотерапевтом мне стало немного легче.

Девочки относились ко мне лучше, даже иногда жалели и называли других мальчиков дураками

Мою самооценку на более-менее нормальном уровне поддерживала хорошая учеба. Я давал списывать: казалось, что у меня из-за этого есть авторитет среди одноклассников. Учиться было не так трудно, трудно было заставить себя сделать домашнее задание из-за моего психологического состояния.

Когда я перешел в пятый класс, «А» и «Б» объединили в один. Так у меня появились не слишком добрые одноклассники. Меня не то что травили, но издевались. Говорили «Поцелуй стенку!», а мне было трудно отказать, или просили станцевать ча-ча-ча. Я думал, что танцую хорошо, а на самом деле — плохо, они смеялись надо мной. Я очень сильно переживал издевки, потому что мне не хватало общения. Девочки относились ко мне лучше, даже иногда жалели и называли других мальчиков дураками. Мальчики уважали мой ум, но считали меня социально недоразвитым. Мне хотелось доказать, что это не так.

Родители не разрешали мне играть в компьютерные игры, а бабушка позволяла. Я чувствовал облегчение: другие играют, и я тоже. В 15 лет я понял, что игры мне ничего не дадут, и перестал в них играть. Я познакомился «ВКонтакте» с такими же, как и я, но это принесло временное облегчение. Тогда я ушел в себя. Сильные головные боли не давали мне учиться. Я некоторое время лежал в Научном центре психического здоровья и был в санатории, после в школу возвращаться не захотел, пошел после девятого класса в колледж, но бросил. Сейчас заканчиваю школу экстерном. Я стал более-менее «ровным», нормально учусь, только мама недовольна, что я выполняю не все задания. Но в моей жизни есть еще что-то кроме учебы! Мне с детства хотелось зарабатывать. Сейчас я оптом закупаю на рынке вещи и продаю через интернет. После окончания школы я хочу поступать на факультет бизнеса и делового администрирования.

У меня обида на окружающих и на себя за то, что мне пришлось пережить, когда я узнал о своем диагнозе

Еще меня беспокоит, что я не могу понять, настоящий у меня друг или фальшивый. Один по-хамски ко мне относился, не ценил подарков, а из-за того, что у меня не было девушки, он сказал, что я все время буду один. Мне стало обидно, и я удалил его из друзей. Я пытался знакомиться с девушкам в интернете и на улице, но потом сам прекращал общаться. Было неинтересно. Один раз у меня была привязанность к девушке, но она меня использовала: хитро выпросила у меня подарок, брала взаймы деньги и не возвращала, я не чувствовал заботы, когда я долго болел, она не интересовалась моим самочувствием.

На меня периодически накатывают приступы одиночества и мысли о самоубийстве, часто случаются нервные срывы. Я принимаю успокоительные, потому что ору на родственников, могу орать на весь дом и не контролирую себя. Иногда хочется резать себе руки или пить. У меня обида на окружающих и на себя за то, что мне пришлось пережить, когда я узнал о своем диагнозе. Еще срываюсь, когда на меня орут, считают ребенком, когда недооценивают мою работу над собой: мама считает, что все мои изменения — это ее заслуга. Родители для меня много сделали, так мама в основном говорит. С ней у меня отношения не очень, в отличие от папы. Я на нее злюсь, потому что не ощущаю себя счастливым человеком: она для меня сделала многое до 11–12 лет, а потом допустила кучу ошибок.

«Я объяснила мужу, что плакать — это нормально»

Юлия, 44 года, Москва:

Фото из личного архива

Мы с Нико познакомились пять лет назад в геймерском онлайн-комьюнити. Я думала, что он странный: он был не похож на остальных моих знакомых, говорил много, подробно и как-то не так. Однажды в сообществе случился скандал, все переругались, а Нико не просто сохранял спокойствие, было ощущение, что среди нас робот: он часа три выносил людям мозг, совершенно ровным голосом гнул свою линию. Если кто-то орал или начинал его оскорблять, он нажимал на mute, чтобы не слышать собеседника. Это было завораживающее зрелище! Все вели себя эмоционально, а он — рационально, и таким образом он разрулил конфликт. Можно сказать, что тогда я в него и влюбилась, некоторым образом из-за его аутизма. Потом в комьюнити случился еще один конфликт: кто-то на кого-то обиделся, начались сложности. А Нико все время оказывался «виноватым», потому что не врубался в эмоциональную аргументацию людей, отвечал не так и не про то.

Тут у меня в голове что-то и щелкнуло. Я подумала об аутизме, полезла читать про него, и это помогло мне понять поведение Нико. В результате мы стали чаще общаться, и в какой-то момент я потащила его тестироваться на аутизм. Тесты показали наличие РАС. До этого Нико, как он сам говорит, считал себя инопланетянином. На него все время реагировали как на фрика. Он видел, что у людей отношения строились, а у него — нет. Когда Нико понял, что у него РАС и таких людей много, он стал смотреть в сети лекции, чтобы разобраться в себе.

Смотрите так же:  Виды шизофрении симптомы

Будь его воля, он бы на завтрак, обед и ужин ел только рис с курицей

Мы стали общаться ближе, не только на геймерские, но и на личные темы, встретились, начали ездить друг к другу в гости и в конце концов поженились. Нико сложно привыкнуть к новому, новая задача как бы приводит к сбою в программе, потому что, когда ему нужно освоить много новой информации, он зависает. Когда Нико приехал из Греции в Россию жениться, он впал в ступор, потому что не знал, чего ждать. Он пытался применить модели греческих свадеб к нашей, но оно не клеилось. Я объясняла, что у нас светская свадьба, не такая, какие он видел в Греции: никакой толпы родственников, только двое друзей для моральной поддержки, мы расписываемся и уходим. Вижу — не понимает. Я полезла в интернет, нашла видео с обычной российской свадьбы и показала ему. Паника прошла. В загсе сотрудница сказала, что мы должны идти за ней в зал и по центру, а сама пошла не по центру, а сбоку. Нико застопорился, не поняв, как же все-таки идти. Теперь, когда мы смотрим видео с нашей свадьбы, мы покатываемся со смеху: Нико идет как будто на казнь и начинает улыбаться, только когда понимает, что наконец все кончилось.

Нико склонен действовать по схеме: как привык, так и будет. Каждое утро начинается с определенной последовательности действий, от чистки зубов до тисканья котов. На все про все уходит полтора часа. Если схема нарушается, ему очень тяжело. Раньше он был совсем негибким, но постепенно ситуация меняется: общение со мной научило Нико тому, что схему надо подгонять под реальность, а не наоборот. У Нико есть определенные пищевые пристрастия: будь его воля, он бы на завтрак, обед и ужин ел только рис с курицей. Но опять же за 5 лет многое изменилось: раньше новые блюда заходили со скрипом, а сейчас стоит отвернуться — и уже нет моего кимчи.

Нико не считывает эмоции и намеки. Если я на него обижусь, он никогда в жизни не заметит. Нужно прямо сказать: я на тебя обиделась потому-то. И Нико подкрутит схему — он очень договороспособный. И он, в свою очередь, спокойно, без агрессии проговаривает, когда ему что-то не нравится.

Я вообще человек резкий и вспыльчивый. Когда я в первый раз разоралась, Нико был в панике: жена орет, что с этим делать?

У нас поделены домашние обязанности, но все в какой-то момент происходит в первый раз. И вот Нико надо было первый раз убираться в ванной. Он спросил, что там нужно сделать. Я сказала: ну, помой раковину, унитаз, ванну. Он помыл строго по заданию: раковину, унитаз, ванну — но не тронул пол, зеркало и т. д.

Я посмотрела и спрашиваю: «Ну как же ты убирался? Вон у тебя наполнитель кошачий на полу валяется!» Он говорит: «Ты не сказала, что надо помыть пол». Иногда я просто смеюсь до слез. Говорю: «Ну а своя голова у тебя ведь есть? Хорошо, давай поменяем схему: посмотри внимательно, что грязное, и это убери».

Я вообще человек резкий и вспыльчивый. Когда я в первый раз разоралась, Нико был в панике: жена орет, что с этим делать? Я ему объяснила, что поорать или поплакать иногда — это нормально. Люди так делают, потому что у них заскоки и эмоции. То есть с Нико я научилась проговаривать какие-то вещи, которые никогда в жизни не проговаривала, и даже видеть их со стороны. Ведь что-то, что тебе кажется очевидным, для другого человека может быть совсем не очевидным.

Нико милейший человек, но совершенно другой. И он сильно расширил мое представление о мире. Сам Нико за эти годы осознал, что люди редко действуют по схеме, а норма — очень растяжимое понятие, и пока людям комфортно и они никому не мешают, это все тысячи вариантов нормального.

Типичные проблемы аутиста или сон, еда, капризы

Глава 13

Так как в последнее время некоторые проблемы стали более актуальны решила добавить данную тему и поделиться нашим опытом. Возможно и вам что то пригодится или будет просто интересно узнать. Знаю что аутизм у всех деток разный и детки все разные. Я расскажу о наших странностях, а вы сделаете свои выводы.

Про еду. Нам повезло и у сына не было рвоты, предпочтения только молочного и других явных странностей, он рано согласился на прикорм и я бы сказала что проблемы с едой у нас особой не было, но у нас была обратное, сын был страшным обжорой. Он постоянно хотел что то есть, грызть, тащить в рот и т.д.

С рождения сын был постоянно голодный, пока он был на груди, я не могла ни есть ни спать. Чтобы как то существовать, я начала докармливать смесью, вскоре сын предпочел вкусное, сытное, «легкое» молоко и полностью перешел на смесь. С бутылочками режим сна и еды быстро наладился, но норма молока всегда была очень завышена, ребенок был очень крупный, в полгода весил 10 кг и продолжал охотно есть, просыпаясь регулярно на кормление. Крупный 3вес не мешал сыну быть достаточно активным во время бодрствования, и все нужные умении пришли почти вовремя, с небольшой поправкой на вес.

Твердую пищу Максим грыз охотно, прикорм воспринимал с энтузиазмом, вообще был не равнодушен к еде. Но долгое время сын плохо жевал, мог выплюнуть, особенно не любил мясо.

Даже в два года был замечен за проглатыванием кусками и нежеланием пережевывать. Трудность с жеванием типична для аутят, но у нас, если не приглядываться как он набивает рот и проглатывает, можно сказать что и не проблема вовсе. Сейчас вроде жует все.

Рано стал есть сам ложкой, пить из кружечки, из трубочки. И вообще все что связано в с приемом пищи шло хорошо, так как был стимул учиться. В еде был неразборчив до последнего времени(2,5 года). Придя в любой дом, садик, гости, начинал требовать еду, хватать все со всех тарелок, клянчить сок, колбасу, чипсы и т.д. Максим ел настолько много, что удивлялись все кто его видел, и до до сих пор спрашивают, как ребенок в плане еды. Но сейчас сынок успокоился, может пройти мимо стола, не даем ему сладкое и чипсы, еда более домашняя и полезная. Появились свои предпочтения и заморочки, не всегда ест суп, не ест ничего белого! Даже йогурта, передергивается от одного вида, но если попробует может немного съесть.

СОН. Здесь у нас были свои маленькие странности, но в основном сынок спал хорошо, по сравнению со всеми мне знакомы детьми, заснув спал долго, сладко, не реагируя на шум, домофон и т.д. С сыном вообще, как и с многими аутистами первой группы, было мало хлопот, он не требовал часто моего внимания, кушал и спал на зависть всем мамам. Но и свои трудности у нас были и особенно обострилась данная проблема сейчас.

Я уже упоминала в наших признаках аутизма, что сынок с рождения просыпался около 5 часов утра, как мы только не ухищрялись уложить сына обратно, часто сынок спал на балконе все утро, и только при смене помещения и свежей порции смеси засыпал, а часто не засыпал вовсе. Дневной сон почти всегда был продолжительным и даже проще чем ночной. После года сынок перешел на один дневной сон, но три часа минимум. Ночной же сон долгое время был не столь удачным, засыпал сынок долго, просыпался за ночь два-три-четыре раза и иногда не засыпал обратно если проснулся в 5-6 утра. Мы боролись с такими проблема как могли, теплее одевали, что бы не замерз к утру и не проснулся, наладили режим дня, чтоб заснуть стало легче. Но только этим летом появились ночи, а потом и недели, когда ребенок не просыпался вообще за всю ночь до утра, или просыпался но уснул обратно самостоятельно.

Максим приучен засыпать с физическим контактом, держим на нем руку, раньше похлопывали. Засыпает почти всегда на животе, не умеет засыпать на руках, только в своей кроватке или авто кресле. Не умеет закрывать глаза. Знает только команду ложись. Укладывание долгий, эмоционально сложный процесс в нашей семье. Очень трудно любить ребенка который делал вид что он спит, ты просидел с ним полтора часа, а он неожиданно захотел посмеяться или встать. Нервов иногда не хватает!

В 2,5 года проблема сна стала особенно актуальна, так как в течении дня мы очень дружелюбны, ласковы с ребенком. Укладывание же не всегда проходит гладко. Сынок зачастую перевозбужден. Не хочет спать или наоборот чего то хочет. Часто укладывание сына днем заканчивалось провалом, и ребенок вообще не засыпал, истрепав нервы всем кто пытался его уложить.

Обострение проблемы привело к тому, что стали искаться пути ее решения. Мы уже ужесточили режим до минуты! То есть не примерно в 8 подъем, а по будильнику в пол восьмого. Хочешь или не хочешь. Как только выровнялся наш подъем стало легче соблюдать остальной распорядок дня. Завтрак, занятия, игры, обед и дневной сон. И т.д Режим дня не смог решить все наши проблемы, но шансы на успех засыпания повысились. Проблема с верчением, засыпание, разговорчиками и играми в кровати осталась. Мы уже пробовали и игнорирование и ритуалы и держание руки, подушки, не дающими так активно вертеться — иногда срабатывало, иногда нет.

Прочитав книги на данную тему мы решили, что проблема со сном у нас есть и для спокойствия и здоровья всей семьи надо ею заняться.

Что можно предпринять:

-четкий распорядок дня

-более насыщенный событиями день, прогулки, но более спокойный вечер.

-удобный для всей семьи непродолжительный ритуал сна

-укладывание должно быть таким которое вы легко можете повторить при повторном просыпании

— если необходимо сдвинуть время просыпания или засыпания, сделайте это медленно или резко, но будьте настойчивы и тверды.

-вы должны стремиться и научить своего ребенка засыпать одного, тогда и ночное просыпание перестанет быть проблемой.

-если ваше присутствие, контакт с вам, покачивание обязательны, очень медленно снижайте свое присутствие или действие. Качайте реже. Сядьте не на стул, а на диван. Сядьте на пол. Сядьте так что бы вас не видели, но контролируйте процесс и т.д.

-выполнив все обычные действия перед укладывание выйдите из комнаты и вернитесь через пять минут проверить как идет процесс. Постепенно наращивайте время на которое выходите, но сохраняйте неизменными действия по укладыванию, не добавляйте больше ласк или разговоров, просто уложите. Укройте и скажите что пора спать. И снова выйдите.

-если вы приняли четкое решение о невозможности того как было раньше, придерживайтесь всей семьей принятого решения. Всего лишь несколько трудных дней и ваша проблемы может решиться. На какой то из дней, если вы все сделаете правильно и переждете бурю, ребенок обязательно привыкнет.

-ГЛАВНОЕ не сдастся и не сделать шаг назад. Если вы уступите крикам, слезам и требованием. Ждите ухудшения не только сна но и поведения вообще.

Мы данную проблему обсудили и приняли решение, что пора что то делать. Режим у нас уже имелся, нагрузка, прогулки, занятый чем то полезным день и мозг ребенка тоже. Осталось сократить наше физическое присутствие и присутствие вообще. Ночью ребенок теперь просыпался очень редко, но засыпание меньше чем за час было огромным подарком и редкостью. Пропуски дневного сна огорчали всех, вечер смазывался, ночь наступала раньше, это сбивало ритм наших занятий.

В первый день я убрала вообще свою руку, но оставила неизменным все остальное: время, сидение рядом с ноутбуком, листание и чтение книжки, укрывание, сторону на которую я его ложу и т.д. Каждые 5-10 минут я говорила сыну, что пора спать и укрывала его вновь. При этом используя небольшое физическое давление чтобы уложить и укрыть, но не используя его в остальное время. Далее я отворачивалась и делала свои дела не реагируя на речь, дрыгания ногами и т.д. Через 5-10 минут повторяла укладывание вновь. Как ни странно в первый и во второй день хватило 5 раз и ребенок уснул, примерно через час, как и бывало раньше, но без физической помощи с моей стороны.

Потом в какой то из дней, когда ребенок точно хотел спать, поздно вечером, муж вышел из комнаты сразу и ребенок смог быстро уснуть сам. Одна из причин по которой мы решились на эксперимент, было то, что нам казалось,что ребенок не может заснуть в нашем присутствии. То есть желание сына общаться как то обострялось во время засыпания и он желала смотреть, говорить, жаждал укладывания. То есть мы не желая этого давали ему то, что он хотел. Вновь и вновь укладывали, разговаривали, были рядом. Иногда, если терпение наше заканчивалось и мы выходили ребенок спокойно засыпал. Это привело нас к мысли, что возможно ребенок хочет спать, но ему мешает наше присутствие, в итоге он возбуждается, появляется смех, желание спать пропадает, а попытка заставить приводит к слезам и как следствие — засыпанию.

Смотрите так же:  Борьба со стрессом тип а

Конечно с выходом из комнаты, вероятность того что ребенок встанет и будет играть высока, но все что ребенок мог достать давно убрано, его нахождение в кроватке-манеже безопасно, а мы подсматриваем и подслушиваем как идет процесс без нас.

Первые дни проходили с переменным успехом, сынок отлично засыпал сам ночью, но днем случались разные казусы, неожиданный стул, смех, нежелание спать, вылезание из кровати и т.д. Промаявшись несколько дней, решено было отложить попытки самостоятельного засыпания днем до лучших времен. Но вечернее засыпание, шло отлично. С первых дней, в полной темноте, уже желая спать, ребенок засыпал полностью сам, быстро и безболезненно. Нам даже удалось слегка сдвинуть время укладывания ближе к 10 вечера, ПОБЕДА! Пусть не полная, но если бы не занялись данной проблемой, то муж так и проводил бы все свое, «условно свободное время» на укладывание сына. А теперь листание книги, укрывание, выключения света,-и сынок спит! Иногда за 10 минут. А главное засыпает сам.

Истерики: Думаю эту тему не пропустит ни одна мама, она волнует всех: об истериках, криках, валяниях наших детей на полу увы знает каждая мамочка и даже наши соседи и продавщицы близлежащих магазинов! Все в курсе, как громко плачут наши детки и как они могут валяться и требовать своего всеми доступными им способами. Увы, увы, капризы и истерики не минули не одного ребенка, тем более аутенка. Но я вас обрадую, скоро с вашим ребенком можно будет договориться, все изменится, как только ребенок научится объяснять чего желает, жизнь станет намного, намного проще!

Как страшный сон я вспоминаю прошлый год, теперь я вообще не понимаю как я все это выдержала, хотя в то время я себя умудрялась еще и винить. Мне еще повезло, мой ребенок не проявлял агрессии к другим и к себе. Ограничивался громкими воплями и валянием на полу, причем падал на пол везде

10 дней «Первые слезки» и всегда, валялся и плакал, повод мог быть абсолютно любым: слово нет, не тот маршрут, упал, не дали, не взяли, не поняли – жаль я мало снимала на видео, но тогда это было совсем не весело, а очень странно и страшно, такие явные, буйные капризы пугали всех.

Мы не понимали почему сын постоянно не доволен, плачет, валяется по полу, почему ему все не интересно и скучно вокруг. Все знакомые нам дети были такими любопытными, радостным и только наш сын шел куда глаза глядят, а причина слез была непредсказуема. Все могло испортить сыну настроение. Другие дети так легко падали и бежали дальше, у них была подвижная мимика и причины и плача была всегда понятны: скучает, больно, страшно и т.д. Нам же угадать причину было сложно, да и одна истерика в то время плавно переходила в другую.

Понять моего ребенка было трудно, утешить -невозможно. Отвлечь затруднительно. Зато легко можно было оставить в покое и приспособиться или сбежать с того места где ребенок впал в истерику. Еще мы отвлекали сына едой и тем сами усложнили себе жизнь. Во многом мы смягчили требования, шли на поводу, там где мы понимали причину слез мы старались не провоцировать ребенка. Но оставалось много моментов где причины недовольства были странные или вообще не понятные.

-смена маршрута, направления движения, попытка вести за собой

-не то полотенце, не тот мультик, сок не из трубочки, не целый фрукт…

-закрытая дверь, посторонний взрослый, заход в магазин, громкая игрушка

-слово кака, нельзя, нет, ругающая интонация

— подъезд нашего дома, если мы шли не с той стороны дома, долго едущий лифт…

— сломанная игрушка, не та мелодия, любая преграда или если что то не получается или упало

-время спать, проснулся(особенно после дневного сна), не любил сынок одеваться, играть, заниматься, сидеть на горшке….

И еще 1001 причина могло вызвать слезы, падание на пол с разбега, валяние по полу, удары головой в самые плохие дни. Трудно успокоить, невозможно объяснить и приласкать, не легко переключить!

Но потом мы начали терапии и общение по-новому и все постепенно становилось на свои места. Притом что истерик стало больше. Но их смысл был понятен -оставьте меня в покое, я не хочу меняться, заниматься, обниматься и т.д. Продолжались долгое время истерики в одном и том же месте, просто сам подъезд или предбанник навевал желание плакать. Мы не можем везде подстроиться, где то проявляем настойчивость, где изобретательность, где то смиряемся. Но в целом мы менее требовательны к сыну, ведь он не виноват что нездоров…

Но как же стало проще когда ребенок хотя бы научился что то просить и объяснять чего желает. Еще совсем недавно мы вообще не могли сказать ребенку нет или нельзя, мы избегали даже интонации или громких разговоров, просто уносили или отвлекали, быстро переключая внимание и забалтывали. Ребенок стал спокойнее, мы не провоцировали его, были доброжелательны, показывали сыну что он может быть успешным и без устали хвалили его.

Но настал момент когда и мы и консультирующий наш психолог пришли к выводу, что чтобы помочь аутенку нужно не безграничная любовь и всепонимание, а упорядоченность, то есть какие то нормы. Слово нет и нельзя это способ показать ребенку правильно или неправильно он делает. Без этого не возможно взрослеть и учиться новому. Нашим детям это особенно важно- знать что можно, а что нельзя, а так же научиться преодолевать свои неудачи.

На днях видела очень поучительную ситуацию. Я спускалась в лифте и слышала как надрывается чей то ребенок. Выйдя увидела следующее: девочка лет двух урыдалась, хватается за мамины ноги, истошно вопит, не дает идти. А мама при этом уговаривает дочку, что та мол большая девочка, должна идти ножками, что мы же идем гулять и т.д. Ребенок опух от слез, срывается на крик, падает цепляясь за идущую маму. Выходят на улицу, мама продолжает уговаривать, что надо ходить ножками. Через несколько метров я оборачиваюсь посмотреть как идут дела и вижу, что сердобольная мама взяла дочку на руки. ЗАНАВЕС.

Теперь вопросы: зачем было доводить ребенка до икоты, истерического состояния если вопрос был не принципиальный? Во вторых зачем было брать малышку на руки если именно из за этого была истерика? Вопрос три: чему научился ребенок и мама? И на засыпку: как вы думаете как скоро последует следующая истерика?

Нет должно быть нет, не используйте его там где это не принципиально. Если жизни ребенка ни чего не угрожает, иногда можно сказать и да. Но если уже что то нет, то пусть оно будет таким и у бабушки и у папы. А еще проще убрать все что нельзя трогать в недоступность. Не провоцируйте слезы и крики. Если вам дороги ваши книги или диски, спрячьте их сглаз долой. Надоело как ребенок однообразно играет с игрушками, замените игрушки на другие и научите как с ними играть. Ест только чипсы, перекусывает, выкиньте все и сами никогда не ешьте при ребенке. Ребенок обязательно забудет и полюбит что то другое. Помню этот огромный пакет сухого завтрака, печенок и конфет который я выкинула. И не жалею! А так же регулярно прячу игрушки и стараюсь поддержать нет всех, даже если не согласна.

Сама я не очень часто говорю нельзя. Я еще не забыла как после этих слов ребенок падал и валялся, и очень боюсь повторения. Но какие то ограничения у нас конечно появились. Сейчас мы целенаправленно тренируем нервную систему нашего сына, все что можно игнорируем, все где может справится сам, говорим сам и немного помогаем. Очень хорошо срабатывает.

Еще месяц назад отцепившийся вагон поезда приводил к тому что ребенок начинал ныть и бежать с горя в неизвестном направлении, при этом падал и плакал еще больше. И это всего лишь поезд. Неудача очень сильно нас огорчала. Но наше игнорирование срабатывало во многом. Еще хорошо помогало поднять или починить вместе. Что вот мол, ничего страшного. Все проще становилось понять и отвлечь нашего ребенка, главное что ребенок видел что мы понимаем его, хотим помочь.

Конечно же слезы и просьбы ни куда не денутся, дети будут нас проверять и будут чего то хотеть, тут все зависит от нашей реакции. Нашим детям очень опасно, в прямом смысле, все позволять. Сегодня он валялся в магазине и орал и мы дали ему конфету. А завтра мы решим быть потверже, но ребенок то уже знает что слезы и битье головой так действуют на маму, не сомневайтесь, он найдет новый способ добиться своего. Укусит себя или продавщицу. Мы уступаем в малом, но проигрываем в чем то большем. Будьте последовательны и ваш ребенок привыкнет к любым правилам и нормам.

Конечно не с истерик надо начинать, вы подтянете другие сферы и истерики станут совсем другие. Всему свое время. Наших детей надо сначала понять такими какие они есть, сблизиться с ними, наладить контакт, вести за собой, помогать и научить новым средствам общения. Взаимодействию. А потом уже можно и самостоятельности учить и границам того чего можно, а чего нельзя.

Пока вы можете только не провоцировать ребенка и не доводить его до проявления агрессии к себе или другим. Распорядок дня что бы знать что за чем, игры и занятия что бы было чем заняться и где быть успешным; Объятия, ласки, совместные дела — чтобы сблизиться; Вербальное и невербальное общение -чтобы научиться понимать друг друга.

Причин недовольства у аустистов может быть очень много: стресс, перенапряжение, зашкаливание какой-то определённой эмоции, усталость и т.д. Необходимо выявлять эти причины, ведь лучше предугадывать плохое поведение или постараться его избежать:

— старайтесь придерживаться режима сна, даже в выходные и каникулы

— соблюдать ритуалы, к которым привык ребёнок, медленно вводите что то новое и не отбирайте то, что нечем заменить.

— пусть у ребенка будет место чтобы избавиться от перенапряжения.

-постарайтесь найти свой способ для сенсорного успокоения, например мой ребенок успокаивается если его укутать в мягкий плед.

-если в кафе или гостях, поезде или самолете вы знаете что ребенок заскучает, возьмите с собой самые любимые мультики, игрушки и еду, приложите максимум усилий предупредить плохое поведение. До двух с половиной лет мы не выходили из дому без планшета, вкусностей и запаса терпения!

В любой ситуации слез вашего ребенка следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный конкретный момент и постараться помочь ему выйти из состояния стресса.

Придется подстраиваться, где то настаивать, где то уступать. Здравый смысл, последовательность, настойчивость, и в тоже время гибкость. И этому можно и нужно научиться. Ради наших детей!

«Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним.» Жан Жак Руссо

Другие проблемы и возможные сложности на пути развития аутенка подробно описаны в Главе 17 Отклонение в поведении и коррекция

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]