Аутизм нуриева

Развитие речи у аутичных детей

Лариса Геннадьевна Нуриева

Развитие речи у аутичных детей

Педагоги-дефектологи в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не пользуются активной речью как средством общения. У неговорящих (мутичных) детей может быть нормальный слух или тяжелая степень тугоухости, их органы речи могут быть органически сильно повреждены или не иметь видимых патологий, интеллектуальный уровень их развития иногда бывает очень высоким, а порой – значительно снижен. В каждом конкретном случае причину патологического развития речи определяет врач, опираясь как на свой профессиональный опыт, так и на результаты объективного обследования ребенка. Если же обследование не показывает органических нарушений речедвигательного и речеслухового аппаратов, а также нет видимых предпосылок для грубого недоразвития мыслительных процессов, но у ребенка замечены выраженные особенности эмоционально-волевой сферы, ему может быть поставлен диагноз ранний детский аутизм (РДА).

В настоящее время ранний детский аутизм рассматривают как вариант тяжелого диссоциированного дизонтогенеза. Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития (Лалаева Р. П., Серебрякова Н. В., 2001). Неговорящие аутичные дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, резким снижением психического тонуса, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности, целенаправленности, они не испытывают потребности в общении с окружающим миром. Современные инструментальные возможности (ЭЭГ, компьютерная томография, ядерно-магнитный резонанс и т. д.) позволяют выявить имеющиеся морфологические и биохимические изменения, лежащие в основе дисфункций мозга при аутизме (Гилберг К., Питере Т., 1998). Очевидна связь речевых нарушений с патологией определенных мозговых структур. Так, одной из причин полного отсутствия речи у ребенка может быть поражение нижнетеменных отделов мозга (Бурлакова М.К., 1997). При такой локализации очаговой симптоматики нарушается точная пространственно организованная деятельность артикуляционного аппарата, обусловленная нарушением не собственно пространственного фактора, а несформированной обратной афферентацией. В тяжелых случаях ребенок не в состоянии произнести не только слова, но и отдельные звуки речи. При выполнении движений языка, губ и других органов артикуляционного аппарата ему не удается найти их нужную позицию. Причем в этих случаях теми же органами свободно выполняются любые «непроизвольные» движения (дети без затруднений едят, глотают, облизывают испачканные губы и т. п., могут спонтанно вокализировать отдельные звуки, воспринимаемые как речевые).

Определить нарушение произвольной деятельности артикуляционного аппарата у ребенка может невропатолог или логопед. Однако заподозрить артикуляторную апраксию при аутизме у малыша 3-4 лет могут и сами родители по некоторым достаточно выраженным признакам. Внешне ребенок выделяется своей погруженностью в оральные аутостимуляции: он все облизывает, запихивает кулачки в рот и довольно грубо пытается затолкать пальцы как можно глубже в ротовую полость; часто малыш жестоко кусает близких людей, не делая различий между ними и неодушевленными предметами. У него нарушены и другие виды произвольных движений, поэтому его чрезвычайно трудно обучить каким-либо бытовым навыкам. Раннее речевое развитие у такого ребенка обычно имеет ряд особенностей: если вслед за лепетом все-таки появляются первые слова, то они никак не связаны с ближайшим окружением (например, «лампочка», «черепаха»), даже звучащее слово «мама» не является реакцией на приближение матери к малышу.

До 2-2,5 лет может происходить постепенное обогащение активного словаря ребенка за счет слов, которые произносятся окружающими в сильном аффекте (зачастую это бранные слова), или в речи малыша мелькают строчки из стихов и песен. Однако все эти слова или короткие фразы не направлены на общение ребенка с близкими людьми, а при переходе к активному периоду овладения речью он начинает терять и этот небольшой словарный запас. В результате, к трем годам у малыша остаются только ограниченные непроизвольные вокализации (2-3 звука), крики, исчезает «бормотание», в котором можно было бы различить «осколки» слов. Одновременно могут отмечаться значительные расстройства аффективной и моторной сфер: появляются страхи, тревога, нарушается формирование сложных двигательных операций с предметами, снижается мышечный тонус, обедняется мимика, ребенок не стремится к контакту, но и не отвергает его, идет на руки ко всем, не выражая при этом никаких эмоций.

Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов (психолог, логопед, музыкальный терапевт, социальный педагог). Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно.

В этой книге представлены методические разработки, которые могут быть полезны при работе с теми неговорящими детьми, у которых не удалось вызвать звучащую речь с помощью методов эмоционального растормаживания (СоботовичЕ. Ф., 1981), использования звукоподражаний (Румянцева О. А., Старосельская H. E., 1997) и на сеансах холдинг-терапии (Либлинг M. M., 2000).

1. Основные этапы работы

Работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, длительна и кропотлива. Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, чьи вокализации проявляются только на уровне однообразного набора звуков («а-а», «э-э», «м-м»), должны быть направлены на развитие наиболее сохранных структур мозга. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка, имеющего тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее мы приступим к обучению чтению, тем больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи. Параллельно ведется специальная работа по преодолению артикуля-торной апраксии, наличие которой может служить серьезным препятствием для успешного развития речи. Но глубина аутисти-ческих расстройств не позволяет сразу приступить к воспитанию понимания ребенком обращенной к нему речи и развитию произносительной стороны речи. До начала работы над речевой функцией необходимы особые предварительные этапы работы.

Первый этап. Первичный контакт

Адаптационный период работы с ребенком чаще всего растягивается на несколько месяцев, поэтому к формированию взаимодействия ученика с педагогом можно приступать уже на 2-3-м занятии, после установления формального контакта с ребенком. Формально установленный контакт предполагает, что ребенок почувствовал «неопасность» ситуации и готов находиться в одном помещении с педагогом. За это время определяются средства, способные привлечь внимание ребенка (вестибулярные – раскачивание на качелях, тактильные – щекотка, сенсорные – трещотки, пищевые). Выбираются те из них, которые в дальнейшем будут использоваться для поощрения на занятиях.

Смотрите так же:  Рамос анорексия

Второй этап. Первичные учебные навыки

В случае, когда у ребенка имеется выраженная отрицательная реакция на занятия за столом, лучше сначала раскладывать приготовленный для урока материал (мозаика, бусы, пазлы, картинки и т. п.) там, где он чувствует себя комфортнее, например на полу. Картинку или игрушку, на которую ребенок обратил внимание, нужно переложить на стол и как бы забыть о ней. Вероятнее всего, ребенок будет невзначай подходить к столу и брать в руки уже знакомые предметы. Постепенно страх исчезнет, и можно будет проводить занятия за столом.

Роль мамы на занятии

Часто присутствие мамы на занятии необходимо ребенку. Чтобы помощь была эффективна, мама должна овладеть приемами взаимодействия с малышом. За столом он может сидеть на коленях у мамы, что дает ощущение безопасности. Сначала мама берет руки ребенка в свои и действует вместе с ним. Нужно научиться чутко улавливать начало самостоятельного движения рук ребенка и давать ему больше свободы. Постепенно помощь мамы сводится к подталкиванию локтя малыша, чтобы он начал действовать самостоятельно. По мере укрепления эмоционального контакта ученика с педагогом роль мамы на занятии начнет уменьшаться. Малыш будет сидеть уже не на коленях, а рядом с мамой. Потом мама может пересесть в дальний конец комнаты (бывает, что ребенок просит маму выйти за дверь). Это означает, что он чувствует себя комфортно и уверенно на занятиях.

В книге изложена авторская методика, позволяющая развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь у детей с ранним детским аутизмом. Большое внимание уделяется созданию мотивации к общению. Одна из глав посвящена изложению методики занятий с малышами от двух до трех лет. Это тот возрастной период, когда начало целенаправленной работы над речью особенно эффективно.

Методика Л. Г. Нуриевой также с успехом применяется для развития речи у детей с сенсорной и моторной алалией.

Наглядные материалы, необходимые для занятий, содержатся в отдельном приложении.

Для логопедов и других специалистов, работающих с особыми детьми; для занятий с такими детьми дома.

В книге предложен конкретный практический материал по работе с детьми с РДА

Оценка 5 из 5 звёзд от Татьяна 08.12.2016 09:46

Просто бесценная книга. Это конкретное руководство к действию поэтапно. Спасибо огромное!

Оценка 5 из 5 звёзд от Елена 11.06.2016 16:20

Очень ценная книга !

Оценка 5 из 5 звёзд от Ирина 31.10.2015 17:48

Спасибо библиотеке за наличие нужных логопедических книг.

Оценка 5 из 5 звёзд от Евгения 24.12.2012 06:33

Лариса Нуриева: Развитие речи у аутичных детей. Методическое пособие + наглядные материалы

Аннотация к книге «Развитие речи у аутичных детей. Методическое пособие + наглядные материалы»

В книге изложена авторская методика, позволяющая развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь у детей с ранним детским аутизмом. Большое внимание уделяется созданию мотивации к общению. Одна из глав посвящена изложению методики занятий с малышами от двух до трех лет. Это тот возрастной период, когда начало целенаправленной работы над речью особенно эффективно.
Методика Л. Г. Нуриевой также с успехом применяется для развития речи у детей с сенсорной и моторной алалией.
Наглядные материалы, необходимые для занятий, содержатся в отдельном приложении.
Для логопедов и других специалистов, работающих с особыми детьми; для занятий с такими детьми дома.
10-е издание.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Занятия и игры с аутичными детьми

В книге изложена авторская методика, позволяющая развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь у детей с ранним детским аутизмом I и II группы (по класси­фикации О. С. Никольской). Большое внимание уделяется созданию мотивации к общению. По этой методике прово­дилась успешная работа на протяжении 10 лет не только с аутичными детьми, но и с детьми, страдающими сенсорной и моторной алалией.

В книгу также включена глава, описывающая занятия с малышами от двух до трех лет. Это тот возрастной период, когда начало целенаправленной работы над речью особенно эффективно.

Для логопедов и других специалистов, работающих с «особыми» детьми.

Развитие речи у аутичных детей
Методические разработки

Книгу можно заказать оптом в издательстве «Теревинф» или в розницу через сотрудника издательства Леонида Александровича cell: 8*(926) 236-82-77, e-mail [email protected] Каталог издательства, с полной информацией по расценкам книг и аннотациями на них, вы можете скачать здесь.

Содержание
Глава 1 Основные этапы работы (chapter_1.rar)

Глава 2 Тренинг с использованием запахов (chapter_2.rar)

Глава 3 Развитие артикуляторного праксиса (chapter_3.rar)

Глава 4 Особенности работы над структурой простого предложения (chapter_4.rar)

Глава 5 Формирование грамматического строя речи (chapter_5.rar)

Глава 6 Приемы работы над расширением фразы, над естественным звучанием речи (chapter_6.rar)

Глава 7 Формирование монологической речи (chapter_7.rar)

Глава 8 Организация занятий с детьми в возрасте 2,5 — 3 лет (chapter_8.rar)

Приложение 1 (appendix_1.rar)

Приложение 2 (appendix_2.rar)

Приложение 3(appendix_3.rar)

Приложение 4(appendix_4.rar)

Приложение 5 (appendix_5.rar)

Приложение 6 (appendix_6.rar)

Приложение 7 (appendix_7.rar)

Приложение 8 (appendix_8.rar)

Приложение 9 (appendix_9.rar)

Приложение 10 (appendix_10.rar)

Приложение 11 (appendix_11.rar)

Приложение 12 (appendix_12.rar)

Приложение 13 (appendix_13.rar)

Приложение 14 (appendix_14.rar)

Приложение 15 (appendix_15.rar)

Приложение 16 (appendix_16.rar)

Приложение 17 (appendix_17.rar)

Приложение 18 (appendix_18.rar)

Приложение 19 (appendix_19.rar)

Приложение 20 (appendix_20.rar)

Приложение 21(appendix_21.rar)

Приложение 22 (appendix_22.rar)

Приложение 23 (appendix_23.rar)

Приложение 24 (appendix_24.rar)

Приложение 25 (appendix_25.rar)

Приложение 26 (appendix_26.rar)

Приложение 27 (appendix_27.rar)

Приложение 28 (appendix_28.rar)

Приложение 29 (appendix_29.rar)

Приложение 30 (appendix_30.rar)

Приложение 31 (appendix_31.rar)

Приложение 32(appendix_32.rar)

Приложение 33 (appendix_33.rar)

Приложение 34 (appendix_34.rar)

Приложение 35(appendix_35.rar)

Приложение 36(appendix_36.rar)

Приложение 37(appendix_37.rar)

Приложение 38 (appendix_38.rar)

Приложение 39 (appendix_39.rar)

Пособия для работы над структурой простого предложения по методике Нуриевой

У аутичного ребенка может достаточно интенсивно накапливаться пассивный словарь номинативного характера, т. е. состоящий в основном из существительных. При этом становление фразовой речи у ребенка может быть замедленно , он испытывает трудности в овладении семантическими компонентами речи, не может самостоятельно оформить свою мысль вербально. Особую трудность вызывает актуализация глагольного словаря.

В этом случае нужно начинать работу по использованию глаголов и формированию предикативного словаря, на основе специально подобранных речевых конструкции. Подробно с методикой работы над структурой простого предложения и развития речи у детей с РАС можно ознакомиться, изучив книгу Л. Г. Нуриевой ( скачать книгу Нуриевой + наглядные материалы можно на сайте aut-kniga.ru, или же купить в магазине лабиринт ). Я предлагаю скачать готовые карточки для занятий, с описаним того, как их необходимо использовать. Простые помогут ребенку овладеть глубинно-семантической структурой предложения из 2-3 слов, вводить уже усвоенные фразы-штампы в новые предложения и использовать их в другом контексте.

Смотрите так же:  Методы диагностики умственной отсталости у детей

Начинать работу над структурой простого предложения Нуриева рекомендует с глаголов, обозначающих предметные действия. Для этой цели подберите игрушки в виде человечков или животных в различных позах, имитирующих действия людей (к примеру, вы можете взять игрушки из «киндер-сюрпризов») и подготовьте карточки с нужными глаголами (ест, идет, ползет, стоит и т.д.), скачать карточки можно по ссылке ниже. Предложите ребенку подобрать карточки с глаголами к каждой игрушке и озвучить, что человечек делает («Она стоит», «Он идет» и т. д.). Затем можно попросить ребенка показать игрушку, повторяющую движение логопеда или сымитировать действие игрушки.

Затем вместо игрушек берут плоскостные изображения людей в разных позах. С карточками выполняют те же инструкции, что и в предыдущем задании. При этом, картинки с животными и предметами помогают сформировать понимание того, что глаголы могут обозначать не только действия людей, но и других существ и неодушевленных предметов (самолет летит, мяч прыгает, собака сидит, змея ползет).

Задание 2

Вам понадобится набор фигурок и игровые поля. Разложите игровые полях с известными ребенку глаголами и расположенными под ними овалами, которые будут служить местами для игрушек. Работа строится следующим образом: к примеру, вы спрашиваете у ребенка: «Кто сидит?», он отвечает «кукла сидит» и ставит куклу на соответствующее место. Таким образом заполняются игровые поля.

Отрабатывается понимание общности действий людей, предметов, животных, изображенных на картинках. В задании дифференцируются по два глагола.

Скачать карточки для занятий

Скачать архив можно ЗДЕСЬ . Карточки к другим заданиям по методике Л. Г. Нуриевой обязательно будут выложены позже. Подписывайтесь на рассылку или вступайте в группу «Обучалки» в соцсетях и получайте извещения о новых материалах.

Советы специалистов

(Материал подготовлен Куракиной М.П., учителем-дефектологом )

Термин «аутизм» образован от латинского слова autos — «сам», «аутизм» — погружение в себя. Это психиатрическое нарушение.

В настоящие время большинство авторов полагает, что ранний детский аутизм (РДА) является следствием особой патологии в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы — ЦНС. Известно только, что у аутичных детей признаки мозговой дисфункции наблюдаются чаще обычного, у них нередко проявляется нарушение биохимического обмена. Недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, врожденными обменными нарушениями, патологией беременности и родов, последствиями нейроинфекций, ранним шизофреническим процессом.

Характерной чертой психологического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность, его проявлений. Аутичный ребенок может проявить себя умственно отсталым и высокоинтеллектуальным, одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не имеющим простейших бытовых и социальных навыков, один и тот же ребенок в одних ситуациях оказывается неуклюжим, а в других демонстрирует удивительную моторную ловкость.

Видя такого ребенка, мы можем сказать, что у него очевидные нарушения общения. Но нарушения общения у детей могут возникать по разным причинам:

— поражения центральной нервной системы, обусловивших недостаточность речи или слуха;

— тяжелые формы психической депривации (воспитание в условиях, препятствующих развитию человеческих особенностей психики).

Во всех этих случаях нарушения общения имеют вторичный характер. Они значительно уменьшаются при коррекции основного расстройства.

Но у детей с аутизмом нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает главное место в формировании его аномального развития.

Исследования, проведенные в разных странах показали, что частота проявлений детского аутизма составляет 3- 6 случаев на 10 детей, причем он встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. В последнее время все чаще подчеркивается, что вокруг «чистого» клинического синдрома группируются множественные случаи сходных нарушений в развитии коммуникации. Частота нарушений такого рода, по мнению многих авторов, возрастает до внушительной цифры: 21-26 из 10000 детей.

Дети с ранним детским аутизмом имеют нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения.

Существуют диагностические критерии:

1. Нарушения в социальном взаимодействии

  • отсутствие или выраженная кратковременность зрительного контакта, сопротивление тактильному контакту;
  • неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности;
  • редко ищут или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия в периоды стресса и (или) успокаивают, сочувствуют другим людям, имеющим признаки стресса или огорчения.

  • отставание или полное отсутствие развития разговорной речи, которая не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики;
  • отсутствие спонтанной, воображаемой или социальной игры-имитации;
  • стереотипное или повторяющееся использование языка (повторение слов, предложений);
  • относительная неспособность инициировать или поддерживать разговор.

3.Ограниченные, повторяющиеся или стереотипные виды поведения, интересов или деятельности:

  • стереотипные и ограниченные виды интересов;
  • явно выраженное обязательное поддержание специфического распорядка и ритуалов;
  • стереотипные и повторяющиеся механические движения;
  • действия с частями объектов или нефункциональными элементами игрового материала.

Можно сформулировать некоторые утверждения, касающиеся того, чем аутизм не является, и опровергающие некоторые заблуждения и мифы об аутизме:

Аутизм не вызывается «холодным» стилем воспитания.

Аутизм — это нарушение, имеющее биологическую природу.

Аутизм — это нарушение, не ограниченное только детским возрастом.

Аутизм — это нарушение развития, сохраняющееся в течение всей жизни.

Аутизм не всегда отличают какие-то специальные или «выдающиеся» способности.

Аутизм может встречаться у людей с самым различным коэффициентом интеллекта ( IQ ), однако часто он сопровождается общим снижением интеллекта.

Аутизм — это не просто «скорлупа», внутри которой находится «обычный» ребенок, ждущий возможности выйти наружу.

Можно ли вылечить аутизм?

Почти 70 лет изучения аутизма и лечебно-коррекционной работы с аутичными детьми привели к заключению, что аутизм есть патология не только хроническая, но и пожизненная. Вылечить аутизм нельзя!

Но существуют различные подходы к коррекции аутизма , смягчающий негативные проявления:

1.Медицинские (применение препаратов разного спектра действия):

— методы, связанные с взаимодействием с животными (иппотерапия, дельфинотерапия и т.д.);

Информация о проблемах поведения, «сильных» и «слабых» сторонах интеллектуальной деятельности таких детей помогает точнее определить их особые образовательные потребности, которые представлены как:

необходимость специальной организация произвольного внимания и поведения ребенка;

развитие смыслообразования, под которым понимается достижение осмысленного отношения ребенка к самому процессу обучения, к любой усваиваемой им информации, формирование осмысленных навыков, которые в дальнейшем ребенок сможет использовать и в школе и, в целом, для познания окружающего мира;

формирование умения самостоятельного планирования и последовательного развертывания собственных действий и речи.

Построение коррекционных занятий с аутичными детьми, особенно в самом начале работы, отличается от занятий с детьми, имеющими другие нарушения развития. В случаях раннего детского аутизма признанные эффективными приемы обучения часто отказываются работать. Работа с аутичным ребенком требует совершенно особого подхода. Эффективность психологической помощи при аутизме может быть максимальной при ее начале до 3-х летнего возраста. Потому что, чем старше ребенок, тем труднее формировать поведенческие навыки и стереотипы без которых невозможна адаптация в обществе. Необходимо использовать наиболее сохранные функции для максимально полной реализации потенциальных возможностей ребенка.

  1. Аппе Франческа. Введение в психологическую теорию аутизма. — М.: Теревинф, 2006. — 216с.
  2. Башина В.М. Психиатрия — Аутизм в детстве. [Текст] / Научный центр психического здоровья РАМН/ Psyhiatry . ru
  3. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. / Составитель Л.М.Шипицина. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. — Спб., «Дидактика Плюс», 2001.- 368 с.
  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
  5. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления. — М.: Просвещение ,1991. – 96 с.
  6. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Р.Е., Либлинг М.М., Ульянова Р.К., Морозова Т.И. Дети с нарушением общения. [Текст] — М.: Просвещение, 1989.
  7. Никольская О.С., Баенская Р.Е., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. — М.: Полиграф сервис, 2003. – с. 232
  8. Никольская О.С., Баенская Р.Е., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. Изд. 2-е — М.: Теревинф, 2008.- 224 с.
  9. РДА. Детская патопсихология. /Интернет-медицина северо-западного региона./ http :// children . csa . ru / au . shtml .

Пути помощи при аутизме

  1. Алвин Д, Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. Изд. 3-е. — М.: Теревинф, 2008. — 208 с.
  2. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). — М.: Теревинф, 2007. — 112 с.
  3. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития. — М.: Полиграф Сервис, 2001.-156 с.
  4. Водинская М.В. Занятия художественным творчеством в процессе обучения детей школьного возраста. Организация педагогической среды для детей с эмоционально-волевыми нарушениями и нарушениями общения: Метод. рекоменд. — М., 1995. – 218 c .
  5. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: книга для педагогов — дефектологов. / Под ред. Л.М. Шипициной; Д.Н. Исаева.- М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005. — 144 с.
  6. Грендин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. — М.: Центр лечебной педагогики, 1999. — 228 с.
  7. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. — М.: Теревинф, 2003 — 70 с.
  8. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
    Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.– М., Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 226 с.
  9. Мамайчук И.И. Психокорркеционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006. — 400 с.

10. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.

11. Никольская О.С., Баенская Р.Е., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. — М.: Теревинф , 2005.- 288 с.

12. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки и наглядные материалы. Изд. 3-е. — М.: Теревинф, 2007. — 112 с.

13. Патрик Сансон. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми. — Изд. 2-е. — М.: Теревинф, 2008. — 206 с.

14. Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Книга для педагогов-дефектологов / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н.Исаева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 240 с.

15. Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребенком. Изд. 2-е. — М.: Теревинф, 2007. — 136 с.

16. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. Изд. 2-е. — М.: Теревинф , 2007. — 136 с.

Другие статьи

  • Знания детей дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе Формирование у старших дошкольников динамических представлений о сезонных изменениях в природе Сегодня перед различными образовательными учреждениями как никогда остро стоит задача формирования интереса и развития внимания к различным явлениям природы, так как […]
  • Хворостовский семья дети жена Вдова и дети Дмитрия Хворостовского приехали в Москву, чтобы посетить могилу певца Флоранс Илли опубликовала фото, сделанное на Новодевичьем кладбище. Оперный певец Дмитрий Хворостовский ушел из жизни 22 ноября после длительной борьбы с онкологическим заболеванием. […]
  • Недоношенные дети особенности развития Ранние дети. Особенности адаптации и развития недоношенных детей На первый год жизни любого ребенка приходится максимально интенсивный рост и бурное развитие. Но в этот период организм чрезвычайно уязвим, защитные силы слабы и несовершенны.Особенно это касается детей, […]
  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]