Аутизм особенности обучения

Преодолеем вместе

Сайт для родителей особых детей
Вологодской области

Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в школе

Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в школе

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Вместе с тем, группа таких детей, в том числе и в школьном возрасте, чрезвычайно неоднородна. В связи с этим в настоящее время, все чаще говорят не об аутизме как таковом, а о «линейке» расстройств аутистического спектра (РАС).

Трудности и возможности ребёнка с аутизмом к школьному возрасту значительно различаются и в зависимости от того, получал ли он ранее адекватную специальную поддержку. Вовремя оказанная и правильно организованная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать попытки ребёнка вступить в более активные и сложные отношения с миром.

Среди особых образовательных потребностей детей с аутизмом в период школьного обучения необходимо отметить такие специфические нужды, как: необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе, регулярность посещения класса, с учетом возможностей ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением; выбор уроков, которые начинает посещать ребенок, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные; преодоление возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка; необходима специальная поддержка детей (индивидуальная и при работе в классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать и др.

Рекомендации родителям ребенка

с расстройствами аутистического спектра

1). Самое важное – не маскировать диагноз за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым». Не избегать проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности.

2). Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

3). Необходимо принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавать вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

Уважаемые родители! Если вы получили заключение психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения Вашего ребенка по специальным программам, важно своевременно подобрать ребенку образовательную организацию (школу), в которой он будет проходить обучение.

При собеседовании с руководителем образовательной организации, в которую Вы собираетесь привести Вашего ребенка, надо уточнить:

— реализуется ли в школе адаптированная образовательная программа (АОП) для таких детей;

— входят ли в штат организации медицинские специалисты;

— есть ли у организации сетевые формы реализации образовательных программ, благодаря которым можно привлекать специалистов (педагогов, медицинский работников) других организаций к работе с детьми с РАС;

— осуществляются ли в рамках сетевого взаимодействия консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации (невропатолог, психиатр и др.) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации;

— при наличии соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется ли иное сопровождение обучающихся с РАС; организация имеет право включать в штатное расписание специалистов по информационно-технической поддержке реализации АОП, имеющих соответствующую квалификацию;

— есть ли психолог, иной специалист узкого профиля, осуществляет ли он курсы «Формирование коммуникативного поведения», «Музыкально-ритмические занятия», «Социально-бытовая ориентировка»;

— какие созданы условия для нахождения ребенка в школе, а именно:

1). создано ли рабочее (учебное) место ребенка с РАС индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, а также сопутствующих нарушений (опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, интеллектуальной недостаточности и др.);

2). созданы ли в помещении класса специальные зоны места для отдыха и проведения свободного времени;

3). являются ли учебные места для формирования данных навыков мобильными;

4). есть в организации специализированные помещения – логопедический кабинет, кабинет медицинского назначения, кабинет для ЛФК и массажа, специально оборудованные спортивный зал, кабинет педагога-психолога, сенсорные комнаты релаксации, бассейн;

5). каким образом для ребенка будет осуществлять внеурочная деятельность

Если образовательная организация (школа), в которую Вы планируете привести своего ребенка, соответствует Вашим требованиям с учетом особенностей обучения и воспитания, прописанных в ФГОС начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, то Вы смело можете записывать ребенка в такую школу.

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ

Дата публикации: 20.10.2017 2017-10-20

Статья просмотрена: 3021 раз

Библиографическое описание:

Соломахина Т. Н., Файзулаева Р. Р., Михалева И. М., Артемьева Н. В., Шевченко Е. В. Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 178-180. — URL https://moluch.ru/archive/176/46008/ (дата обращения: 27.02.2019).

Шевченко Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 64» г. Астрахани. За последние годы в нашем дошкольном учреждении компенсирующего вида увеличилось количество детей с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра.

Известно, что ранний детский аутизм — это вариант тяжелой аномалии развития ребенка, при котором искажается контакт с внешним миром, близкими людьми и сверстниками.

Анализ результатов коррекционно- развивающей работы, позволил систематизировать опыт специалистов МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 64» г. Астрахани, составлена Адаптированная образовательная программа Д О для детей с ограниченными возможностями здоровья, с РДА и РАС, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ № 64

Программа составлена на основе программ воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью авторов:

– Скрипник Т. В. Комплексная программа развития детей дошкольного возраста с аутизмом «Расцвет», которая разработана с учетом современных тенденций инклюзивного образования детей с особыми потребностями, а также — новых подходов к обучению и развитию детей с расстройствами аутистического спектра;

– Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003;

– Екжановой Е. А., Стребелевой Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. — М.: Просвещение, 2005;

При подготовке программного материала также обращались к материалам сборника ведущих специалистов факультета коррекционной педагогики БГПУ им. М. Танка: Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С. Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.; Науч. Ред. С. Е. Гайдукевич. — Мн.: УЩ «БГПУ им. М.Танка», 2007.

Современные подходы к обучению и воспитанию детей с расстройствами аутистического спектра требуют максимальной индивидуализации и учета потребностей каждого ребенка в образовательном процессе.

Педагогическая целесообразность программы заключается в:

– раннем выявлении и начале целенаправленной коррекционно-педагогической работы;

– определении содержания и методов обучения и воспитания;

– своевременном включении родителей в коррекционно-педагогический процесс;

– реализации единства требований к воспитанию и обучению ребенка в семье и дошкольном учреждении;

– комплексной реабилитации ребенка с нарушениями в развитии.

Цель программы: коррекционная помощь детям с аутистическими нарушениями, исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию.

Основными задачамикоррекционной помощи детям данной категории являются:

– воспитание интереса к окружающему миру, потребности в общении, расширение круга увлечений;

– развитие и обогащение эмоционального опыта ребенка;

– формирование коммуникативных умений;

– повышение двигательной активности ребенка;

– формирование социально-бытовых умений и навыков самообслуживания;

– стимуляция звуковой и речевой активности;

– развитие и коррекция детско-родительских отношений.

Работа с детьми РАС, РДА в МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 64» объединила совместные усилия педагогов и врачей. В нижней представленной таблице даны основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми.

Этапы реабилитационной работы сдетьми, имеющими диагноз РДА (ранний детский аутизм), РАС (расстройство аутистического спектра)

Направления помощи. Этапы

Медикаментозная

Психологическая

Педагогическая

Логопедическая

Медицинская диагностика, характеристика состояния ребенка, определение прогноз

Диагностика проявлений психического дизонтогенеза ребенка

Поведение педагогической диагностики, педагогического обследования ребенка

Определение особенностей речевого развития ребенка

Психотерапия родителей. Привлечение к процессу медикаментозного лечения

Установление контакта со взрослым: смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта. тревоги, страхов. Адаптация к новым условиям;

Смотрите так же:  Лечение импотенции от невроза

Формирование навыков самообслуживания Взаимодействие ребенка и взрослого;

Тренировка мускулатуры, артикуляционного аппарата, стимуляция речевых точек

Купирование болезненных симптомов и стимулирование психической активности ребенка

Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками

Пропедевтика коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, речи.

Активация ребенка с помощью песен, стихов, тонизирующей игры, просмотр фильмов.

При приеме детей, в ДОУ, уточняется поставленный диагноз, даются рекомендации родителям по особенностям психофизического развития, формируется план реабилитационных мероприятий с учетом индивидуальной программы реабилитации для детей- инвалидов. После того, когда дети привыкнут к сотрудникам ДОУ, к условиям работы в ДОУ они включаются в работу с другими специалистам и начинают посещать занятия с элементами сказкотерапии, изотерапии, трудотерапии, музыкальные занятия, занятия с учителем-дефектологом, логопедом, педагогом–психологом.

Работа с детьми выстраивается с учетом диагноза. Коррекционно-развивающая программа подбирается индивидуально для каждого ребенка, имеет свою цель и свои упражнения.

Оценка состояния ребенка — аутиста, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий. На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания.

На следующем этапе задача усложняется переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса, словесные комментарии необходимо давать в краткой форме.

Адаптированная программа направлена на обучение детей понятиям числа, счету определением временных категорий, ориентировке в пространстве. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности, увеличивается предполагаемый объем навыков и знаний. Любые задания предлагаются в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз. Речевые задания произносятся голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. И на последующих этапах работы по-прежнему решается задача усложнения деятельности с постепенным переходом от индивидуальных к направленным игровым заданиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3–5 и более детей.

Логопедическая работа начинается с определения особенностей речевого развития свойственной детям — аутистам, соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной является задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, работа над связным текстом.

Речь как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке.

Психологическая коррекция также начинается с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка в условиях его общей и игровой деятельности. Основной задачей является вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Освоение системы игровых штампов аутистами способствует формированию у них памяти, внимания, восприятия.

Психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, на коррекцию и укрепление семьи, привлечение семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приема работы с ним. Как указывалось ранее, реабилитационная работа должна проводиться комплексно, специалистами различного профиля.

Такие специалисты как: врач-психиатр, учителя-дефектологи, учителя- логопеды, педагоги-психологи, воспитатели проводят информационные консультации, обучающие занятия для семей, занятия по телесно-ориентированной терапии для нормализации мышечного тонуса и формирования адекватного представления о своем теле. Особенно важной составной частью в работе специалиста по ТОТ (телесно- ориентированной терапии) является выработка окуломоторного и отомоторного рефлексов. Она необходима для снижения латентности (сокращения времени между командой, посланной специалистом и ответной реакцией ребенка). Подобная работа не заканчивается в стенах дошкольного учреждения, а имеет продолжение в домашних условиях. Для этого большую работу с родителями проводят врач-психиатр, с целью обучения их простейшим упражнениям по методике Максимовой Е. В.

  1. Архипов Б. А., Комплексная методика психомоторной коррекции. М.,1998
  2. Бернштейн Н. А. О построении движений. М.: Медгиз,1947.
  3. Максимова Е. В. Уровни общения. Причины возникновения раннего аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна, изд. Диалог-МИТФИ, 2008.-288с.

Особенности обучения детей-аутистов.О некоторых приемах работы с учениками с особыми образовательными потребностями. (Из опыта работы учителя физики Володиной Валентины Ильиничны и учителя физики и технологии Гречихиной Татьяны Сергеевны)

Столичный учебный центр
г. Москва

Особенности обучения детей-аутистов.

О некоторых приемах работы с учениками с особыми образовательными потребностями. ( Из опыта работы учителя физики Володиной Валентины Ильиничны и учителя физики и технологии Гречихиной Татьяны Сергеевны )

Детский аутизм — это особое нарушение психического развития. Наиболее ярким его проявлением является нарушение развития социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми. При аутизме часто нарушается ориентировка во времени. События настоящего смешиваются с прошедшими, реальное с фантастическим (особенно у детей).

К.С. Лебединская под термином АУТИЗМ понимает «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой».

Аутизм встречается чаще, чем изолированные глухота и слепота, В последние годы в отечественной и зарубежной литературе называют цифру в 15-20 случаев на 10 тыс. новорожденных, причем у мальчиков аутизм встречается в 4 – 4,5 раза чаще, чем у девочек.

Поведение некоторых знаменитых людей явно отмечено аутистическими чертами: здесь можно вспомнить и Билла Гейтса, и Исаака Ньютона, и Альберта Эйнштейна и даже Стивена Спилберга. Похоже, Альберт Эйнштейн догадывался, что принадлежит к категории людей необычных, ведь однажды он сказал: «Не стоит расстраиваться из-за того, что математика дается вам с трудом. Уверяю вас, для меня это вообще китайская грамота».

Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и ту же одежду; гулять по одному и тому же маршруту и т.д. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию

Если в классе появился ребенок, который не играет со сверстниками, избегает общения, боится испачкаться, закрывает уши руками при звуках, посоветуйте родителям обратиться к специалистам.

У детей-аутистов не должно быть никаких сюрпризов.

Расписание занятий не должно меняться.

Для того чтобы аутичный ребенок получил возможность постепенно освоить ситуацию обучения, она должна быть максимально структурирована. С ребенком (с помощью расписания) должна быть специально проработана последовательность подготовки к учебному дню, к уроку, если необходимо, составлена наглядная схема организации рабочего пространства, набора необходимых учебных материалов, последовательность подготовительных действий.

Аутичный ребенок испытывает огромные трудности в организации социальных контактов, но он испытывает и потребность в них. Общаясь с ребенком-аутистом, выражаться нужно как можно яснее . Используйте самые простые слова не вызывающие затруднений для понимания у детей-аутистов. . Желательно не использовать в формулировках частицу НЕ.

Разговаривать с ребенком-аутистом нужно спокойным тоном, так как любое повышение голоса может вызвать тревогу и беспокойство у ребенка-аутиста. В процессе общения с ребенком-аутистом физический контакт должен быть сведен к минимуму, так как дети-аутисты не понимают язык жестов и не смогут правильно понять ваши прикосновения.

Помещение , в котором обучается ребенок, страдающий аутизмом, должно быть успокаивающим и не должно быть загроможденным посторонними предметами. Обязательно должна быть зона, в которой ребенок может на какое-то время уединиться.

Для продуктивного обучения детей с расстройствами аутистического спектра очень важным бывает поддержание некоторых принципов построения каждого урока.

Первым обязательным условием является наличие четких границ урока. Не допустимо плавное «перетекание» перемены в урок, так как это не дает возможности вовремя настроиться на другую деятельность.

На этапе начала обучения детей с расстройством аутистического спектра очень важно поддержание единого алгоритма урока внутри одного предмета. Это означает, что первое время каждый урок должен содержать в себе единые структурные компоненты (например: выполнение домашнего задания, подача нового материала, самостоятельная работа, объяснение домашнего задания). Со временем, в устоявшуюся структуру урока можно подключать новые элементы, такие как: работа в парах, работа у доски, работа над проектом и т.д.

Учителю важно понимать, какую часть урока, ребенок «включен» в происходящее, в какой момент необходимо дать отдохнуть, переключить на другую деятельность или вставить динамическую паузу . Это даст возможность ребенку переключиться, снять мышечное напряжение и энергетически восстановить силы.

Несмотря на то, что у каждого из детей есть индивидуальная программа обучения, они все обучаются в одном классе. Поэтому очень важно так подобрать размер задания, что бы дети заканчивали урок одновременно.

По окончании урока, рекомендуется подводить итог урока . Для этого не проводить стандартную процедуру «воспоминания о том, что делали на уроке», а выписать опорные фразы из содержания нового материала, для того, что бы еще раз акцентировать внимание на новом материале.

— вспомним и повторим

что нового узнаем на уроке .

Вспомним и повторим –помогает настроить ребенка на урок. Повторим — и мы проговариваем с ребенком все необходимые понятия и определения.

что нового узнаем на уроке – нацеливает на серьезную работу и долговременную память, т.к. на последней странице урока придется отвечать на поставленные вопросы.

Детей из-за стенки нельзя вытаскивать, их нужно выманивать. Все, что ребенок делает под нажимом – бесполезно!

Смотрите так же:  Боязни игл

Среда, в которой живет и учится аутичный ребенок, должна иметь максимально проработанную смысловую структуру, то есть ребенку необходимо дать понять для чего делается то-то и то-то. С ним ничто не должно происходить механически.

Дети с расстройствами аутистического спектра отличаются специфическим восприятием устной речи. Поскольку программа средней школы предполагает усвоение огромного количества устного материала, важно точно понимать:

— какую часть информации, подаваемой устно, понимает тот или иной ребенок

— какие инструкции, лучше усваиваются и чаще выполняются

— в какой форме должен быть задан вопрос, что бы он был усвоен

С ним ничто не должно происходить механически. Любое его действие планируется для чего-то, что будет очень хорошо; любое совершающееся действие тоже комментируется, осмысляется; потом к нему возвращаются и оно оценивается снова с точки зрения его смысла, пользы, радости, которую оно всем доставило.

Любой навык осваивается осмысленно, для непосредственного практического использования в жизни сейчас или потом, в будущем, когда ребенок вырастет. Обучение детей с аутизмом должно проходить с акцентом на положительную мотивацию

Важно следовать за естественной потребностью ребенка в познавательной деятельности, а не навязывать ее.

Чаще предлагайте детям задания, которые бы они выполняли с удовольствием. Требовать от ребенка выполнения неинтересных или более сложных заданий следует осторожно и дозировано, так как постоянное напряжение приводит к соматическим или психологическим проблемам. На уроках технологии аутичный ребенок может получить первые впечатления того, что он работает вместе со всеми, понять, что его действия имеют реальный результат. Это очень важно для него. Учитывая неловкость рук такого ребенка, мы должны подбирать для него задания так, чтобы он чувствовал в них свою состоятельность, чтобы работа не была особенно трудной, а эффект был ярким. Особой проблемой могут стать импульсивные действия такого ребенка, уничтожение им результата своей работы — внезапное стремление порвать изделие, но уже через секунду ребенок обычно горько жалеет о том, что сделал. Чтобы не допустить подобного, учитель должен немедленно после окончания работы забрать поделку, поставить ее в безопасное место — на полку, повесить на стену, но так, чтобы все могли видеть ее, радоваться вместе с ребенком его успеху.

Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух. Учите детей говорить тихо, вполголоса, шептать «губами», чтобы не мешать другим. Но не запрещайте детям говорить вслух — через внешнюю речь происходит осмысленное освоение нового и трудного материала.

Необходимо учитывать, что когда мы учим чему-нибудь аутичного ребенка, мы должны сразу, без промежуточных этапов дать ему образец, готовый к использованию: идти к чтению через отработку глобального узнавания простых слов, к письму через освоение сразу написания целых букв и слов; обучать арифметике, сразу начиная с простейших счетных операций. Знание алгоритма – это сильная сторона аутичных детей. Нужно учить один раз и правильно. Один алгоритм для среднего и старшего возраста. Нельзя переучивать!

Алгоритм решения задач по физике

1. Внимательно прочитайте задачу.
2. Запишите в «Дано» все данные и правильно запишите искомую величину.
3. Сделайте перевод единиц в СИ, если это необходимо.
4. Сделайте чертёж или схему, если это необходимо.
5. Напишите формулу или закон, по которым находится искомая величина.
6. Запишите дополнительные формулы, если это необходимо. Сделайте математические преобразования .
7. Подставьте цифровые значения в окончательную формулу. Вычислите ответ. Проанализируйте его.
8. Запишите ответ.
9. Похвалите себя.

Какое явление или свойство тел характеризует данная величина.

Определительную формулу (для производной величины – формула, выражающая связь данной величины с другими).

Какая это величина – скалярная или векторная.

Единицу измерения данной величины.

Способы измерения величины.

Навыки коммуникации и социализации прекрасно формируются при организации парной работы, работы в микрогруппах, ролевых игр, дежурства по классу и по школе, если учитель целенаправленно работает в этих направлениях.

Как можно чаще побуждайте детей к общению друг с другом, так они смогут научиться правильному поведению в обществе. Занятия должны также помогать детям-аутистам определять эмоции других детей, а также свои эмоции. В процессе обучения можно использовать короткие истории, описывающие определенные ситуации и обучающие детей-аутистов поведению в определенных ситуациях.

Дети любят сказки. Используя сюжет увлекательных приключений, мы придумываем сказки на физические темы. Некоторые дети сами с удовольствием сочиняют сказки по заданному алгоритму. Физика оживает.

Разгадывая задания, дети переносят знания в жизненные ситуации, что очень важно для всех, но особенно для детей – аутистов. Если ребенок работает в группе, то это помогает ему определять эмоции других детей, учит сопереживать.

Девочка подошла к реке, села в лодку и вода понесла её. Помогите Герде подплыть к берегу.

Работая в парах, дети заполняют таблицу

То, что не подкреплено наглядностью или практическим действием, не запоминается ребенком.

Для обучения детей с расстройствами аутистического спектра очень хорошо подходит китайский принцип: «я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я понимаю».

Весь учебный материал должен подкрепляться визуальным рядом. Использовать как можно больше картинок

зрительные опорные сигналы, которые помогают аутичным детям сосредоточиться на актуальной информации

Используем и работу с приборами, и материалы Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов, и интернет-уроки по основным предметам школьной программы.

На уроке вместе с ребенком цветными карандашами пишем символы. Используя эти карточки, решаем задачи по алгоритму.

Используя эти карточки, решаем задачи по алгоритму, учим работать с тестом на закрепление нового материала.

Далее выполняя домашнее задание, ребенок снова обращается к этим карточкам.

Мы не начинаем спрашивать, пока не объяснили, не научили, не дали образец.

Часто у детей не очень хороший почерк.

Детям с моторными трудностями и особенностями письменной речи целесообразно предоставить возможность устного сообщения . В тех же случаях, когда ребенку трудно отвечать перед всем классом или при своеобразии произношения можно предложить выполнить письменную работу, тест, письменное сообщение.

На данный момент существует большое количество специальных учебных пособий, приспособленных для коррекции различных трудностей обучения. Для коррекции письма рекомендуется использовать специальные насадки на ручку, трафареты и ограничители. При выполнении лабораторных работ можно использовать печатные издания или распечатки оформленных лабораторных работ, в которые они записывают только результаты измерений и выводы.

Отрабатываются навыки понимания физического смысла величины, перенос знаний в жизненные ситуации. Ответ на вопрос: зачем?

Физическая величина равная отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности, к площади этой поверхности называется …

Чтобы уменьшить давление на почву у автомобилей, тракторов, комбайнов делают…

Чтобы уменьшить усилие при разрезании, нужно… давление, для этого необходимо … площадь лезвия, т.е. .. Чтобы оказать помощь человеку, проваливающемуся под лед, нужно к нему подползать, чтобы … давление на лед.

Размеры мыльного пузыря под давлением вдуваемого в него воздуха увеличивается одинаково во всех направлениях, вследствие чего пузырь принимает форму шара. Это явление подтверждает закон …

Давление жидкости на одном и том же уровне во всех точках …

Домашнее задание должно быть направлено на устранение пробелов в предшествующем программном материале, дополнительную проработку сложных тем, формирование индивидуальных компенсаторных механизмов. Важно, точно понимать «какое домашнее задание и зачем вы даете» именно этому ребенку.

Мы учим только тому, что необходимо для усвоения программы в будущем.

Даже формально интеллектуально нормальный аутичный ребенок должен специально учиться тому, что обычным и даже большинству умственно отсталых детей дается «даром».

Во всех тестах, оценивающих его психическое развитие, аутичный ребенок показывает наихудшие результаты именно в заданиях, оценивающих понимание им социальных смыслов, ведь они живут изолированно и не участвуют в общей жизни. Такие дети действительно затрудняются в понимании самых простых жизненных смыслов. Даже усвоив знания, овладев навыками, никогда не получит возможности использовать их практически. Очень точно и горестно сформулировала это одна мама, активно обучавшая своего ребенка и успешно прошедшая с ним программу массовой школы. Она сказала: «Мой сын усвоил все, что необходимо по программе, он правильно ответит на вопросы экзаменатора, но мне кажется, что мы засунули эти знания в какой-то мешок, из которого он их никогда не достанет сам». Вне зависимости от уровня своего умственного развития аутичные дети без специальной работы не начинают практически использовать свои достижения.

Для этого очень важен развернутый эмоциональный подробный комментарий взрослого. Педагог должен отчасти уподобиться восточному певцу, который поет о том, что видит, что переживает сейчас. При этом комментарий должен содержать и информацию о собственных переживаниях взрослого, его оценках, заботах, сомнениях, трудностях выбора, дающих возможность ввести ребенка во внутренний мир другого человека. Часто полезно бывает создать особую общую заботу, направленность на помощь кому-то третьему, возможно, соученику, который нуждается в этом.

На уроках технологии рассматривается вопрос Бюджет семьи. Как можно сэкономить денежные средства семьи?

Обучение самостоятельной работе

1. Во время объяснения задания : подчеркните в учебнике те задания, которые надо будет сделать;

2. После инструкции остановите взгляд на каждом

3. Убедитесь, что каждый правильно понял задание и готов к его выполнению.

Смотрите так же:  Подушка от депрессий

4. Повторите инструкцию индивидуально.

5. Если ребенок не начал выполнять задание даже после повторения

инструкции, попробуйте выполнить с ним задание у доски

6. При последующем предъявлении подобного задания подключите к работе тьютера.

7. Во время самостоятельного выполнения заданий не упускайте из

Работа с тестами

. Выполнение тестов является трудным по самой структуре организации заданий. Большую трудность представляет выбор правильного ответа, так как очень часто ребенку проще самому ответить на вопрос, чем определить, что из написанного правильно, а какое мнение ошибочно. Наибольшую сложность представляет не сам тест, а заполнение оценочных бланков. Нам кажется возможным оказание помощи на этом этапе. В ряде случаев предоставление неограниченного времени для выполнения работы повышает ее качество. Встречаются ситуации, при которых для достижения оптимального результата необходимо предоставить возможность выполнения работы дома или индивидуально в специально отведенное время. Так же рекомендовано предоставить ребенку возможность переделать работу .

При работе с текстом важно выделять ключевые слова.

Основное правило учителя –ребенок был успешен не столько в обучении, сколько в сфере общения.

Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика.

Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка

С целью выведения более объективной итоговой отметки необходимо ежедневное оценивание работы ребенка, для того, чтобы единичная отметка за итоговый тест не стала решающей

Пути преодоления специфических характеристик ребенка с аутизмом

доносить информацию через схемы, наглядные картинки,

четко организовывать пространство,

использовать подписанные системы хранения,

подписывать предметы, которыми пользуется ребенок,

обращаться к ребенку по имени,

обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки,

осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое,

использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением,

постоянно развивать крупную и мелкую моторику.

ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №6»

Основные проблемы детей с расстройствами аутистического спектра:

  • Особенности тонических процессов. Тонус недостаточен (пресыщение развивается очень быстро), либо искажённый вариант, когда тонус жёстко фиксирован, переключить ребёнка на другой вид деятельности невозможно. Таким образом, при работе с детьми с аутизмом нужно учитывать особенности тонических процессов. Необходимо остановиться чуть раньше, чем наступит пресыщение, потому что за пресыщением легко наступает негативизм.
  • Искажение процесса развития сенсорных систем. При аутизме гиперсензитивность по одному из сенсорных каналов вовсе не обязательно сочетается с гиперсензитивностью по другому каналу. Для детей с расстройствами аутистического спектра характерны фрагментарность восприятия, гиперсензитивность восприятия, симультанность восприятия (воспринимает окружающее как целое, любые изменения замечает, но им противится; если постоянно комментировать его работу, то потом он самостоятельно не сможет работать – он воспринимает комментарии как часть образа). Характерно своеобразие сукцессивно организованных процессов, то есть последовательно организованных процессов. Например, ребёнок с аутизмом знает, что такое одежда, но не может одеться самостоятельно, у него нет плана последовательных действий, и сделать этот план довольно тяжело. Он также не может использовать прошлый опыт; очень хорошо запоминает, но мало что может использовать. Речь – это тоже сукцессивно организованный процесс, поэтому у ребёнка с аутизмом имеются проблемы с речью.

Особенности сквозных психических процессов .

Память. У аутичных детей, как правило, лучше развита механическая память.

Внимание. Тонические процессы очень тесно связаны. Иногда практически не удаётся привлечь внимание ничем. Иногда фиксирует на чём-то, но так жёстко, что переключить на что-то другое невозможно. Решение проблемы внимания при аутизме – это решение проблемы тонуса.

Непроизвольное внимание и память при аутизме относительно сохранны. Эти функции могут использоваться как основа как основа для формирования новых достижений в развитии.

Восприятие фрагментарно (видя одну точку, не могут перейти в другую). Самое доступное – зрительное восприятие, то есть при обучении необходима максимальная визуализация всего, что возможно.

При аутизме нарушения речи есть всегда. Страдает речевая коммуникация (нарушена коммуникативная функция речи). Внешние проявления: мутизм, эхолалии, фразы-штампы, автономность речи, отсутствие обращений, нарушения звукопроизношения, грамматического строя речи, просодики, связности высказывания. Эхолалии для аутизма очень характерны. Бывают не только немедленные, могут быть отсроченные по времени – через несколько минут и более продолжительное время. При аутизме чаще встречаются смягчённые эхолалии – материал воспроизводится не совсем так. Например, могут убрать какие-то слова, прибавить, переставить, изменить грамматическую категорию. Если такое наблюдается – это очень благоприятный знак. Чем менее понятен материал, тем больше эхолалий в речи ребёнка. Прежде чем начинать работать с эхолалиями, нужно понять, после чего она возникает.

Проблема речевого развития – когда возникает речевой замысел, он не структурирован. Последовательность слов – сукцессивно организованный процесс, для аутичного ребёнка это невозможно. Выход из этого – стереотип, стереотипный набор понятий, но при аутизме нет гибкости формирования понятий.

Нарушения звукопроизношения. Чем глубже аутизм, тем более выражено нарушение звукопроизношения. Работу начинать со звуковки нельзя, это неэффективно, так как ребёнок не мотивирован, не умеет подражать. Также нежелательно начинать работу с игровых моментов, потому что аутичный ребёнок не может поставить себя на место другого. Поначалу зеркало лучше занавешивать. Если есть потребность в речевой коммуникации, есть мотивация быть понятым, можно использовать традиционный логопедический подход.

Аграмматизм. Чем грубее аутизм, тем больше аграмматизмов. Эту работу лучше на некоторое время отложить. Пока не появится необходимость говорить правильно, он на замечания реагировать не будет. В работе с аутичным ребёнком не должно звучать «Неправильно. Не так.». Необходимо просто давать правильный образец.

Спонтанность высказывания и просодика – те нарушения, преодолеть которые практически не удаётся. Но в комфортной ситуации проявление речевых нарушений сглаживается.

Обучение чтению и письму.

У аутичных детей зрительное восприятие – достаточно сильная сторона их психики, поэтому легче овладевают чтением.

Не нужно давать аутичным детям задания на перепечатку слов. В результате этого ребёнок обучается побуквенному чтению. Перед обучением чтению слогов ребёнок должен знать буквы. Если ребёнок очень стереотипный, нельзя его обучать буквам одноцветным и использовать буквы, к которым прилагается картинка, т. к. они будут привязаны к тому предмету, который нарисован с этой буквой.

У аутичных детей нарушена просодика. Они не учитывают пунктуационные знаки. Даже интеллектуальные дети не вникают в прочитанный текст. Тексты нужно подбирать понятные для детей, ничего абстрактного. Книга с иллюстрациями – закрываем рисунок, просим прочитать. Потом просим ответить на вопросы, потом – рассматриваем рисунок. Лучше использовать тексты, которые касаются жизни.

Дети с аутизмом не любят графическую деятельность. Для письма необходимо преодолеть негативизм. Сначала простые виды деятельности, пунктирные обводки. Ребёнку даётся очень простое изображение (например, квадрат). Желательно давать побольше заданий на непрерывное обведение (волны, круги), рисовать круги против часовой стрелки, чтобы потом присоединять другие буквы. Начинать с узкой строки в косую линейку.

Когда негативизм преодолён, есть целенаправленное поведение – можно переходить к прописям. Необходимо помнить о том, что детям с аутизмом очень трудно даётся нижнее соединение!

Понимание количества и соотнесение с цифрой нарушено, этому нужно учить. Если не знает цифр – начинать с обучения количеству. Говорить не +, -, а прибавить, сложить (смысловые понятия). Становится доступнее понятие «слагаемое». Начинать нужно с элементарных математических понятий (один – много, длинный – короткий, толще – тоньше и др.). Если не понимает «один-много», не учим складывать.

Всегда очень трудно понимание задачи, даже если формально интеллект высокий. Очень важна наглядность.

Трудно понимают – на …больше, на …меньше, одинаково, столько же. Нужно сравнивать – где больше, где меньше, почему и тогда уже на сколько.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Отит у 3 х месячного ребенка Отит у 3 х месячного ребенка Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.румы рекомендуем обновить ваш браузер. Для этого необходимо скачать и установить обновление,с официального сайта браузера. Нужные организации на карте твоего города Чем чаще всего болеют […]
  • Почему ребенок после еды не срыгивает Первые грудничковые проблемы – срыгивания, икота, колики Первые грудничковые проблемы связаны с пищеварением. Наиболее частые проблемы у малышей: срыгивание, рвота, икота, колики (боли в животе), пищевая аллергия, нарушение характера и частоты стула, запор, диарея […]
  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]