Аутизм совместное внимание

Вопрос-ответ. Что такое разделенное внимание, и как его развивать у детей с аутизмом?

Один из самых первых признаков аутизма у маленького ребенка — отсутствие разделенного внимания

Дети, у которых диагностирован аутизм, имеют дефицит социальных навыков, а если говорить конкретнее, то им не хватает разделенного внимания. Так называется общее внимание двух людей к одному и тому же объекту (Wikipedia) или синхронизация внимания между двумя или более людьми (Per Holth, 2006).

Некоторые другие определения в литературе включают: 1) разделенное внимание означает одновременное участие двух или более людей, которые мысленно сосредоточены на одном и том же внешнем предмете (Baldwin, 1995); 2) разделенное внимание — это взгляд на то, на что смотрит другой человек Sigman and Kasari, 1995); 3) разделенное внимание — это знание о том, на что смотрит другой человек, и понимание, что он имеет собственный зрительный опыт (Bruner, 19).

Например, Билли гуляет вместе с папой и видит самолет в небе. Он смотрит на своего папу и показывает на самолет, его папа тоже смотрит на самолет, после чего Билли и папа смотрят друг другу в глаза и улыбаются друг другу. Люди участвуют в разделенном внимании только ради того, чтобы поделиться каким-то событием или предметом с другим человеком (то есть, это поведение подкрепляется социально!)

Разделенное внимание — это критически важный навык в развитии ребенка. Исследования связывают разделенное внимание с последующим развитием навыков, включая способность к символическому мышлению, речи и общим социально-познавательным процессам. Разделенное внимание — это необходимый базовый навык, и именно в нем может заключаться потенциал прорыва в лечении аутизма у детей (Per Holth, 2006).

Разговор о разделенном внимании мы должны начать с контакта глазами. Наши дети заглядывают нам в глаза не только для того, чтобы получить то, что они хотят, но потому что контакт глазами с нами и внимание с нашей стороны сами по себе являются поощрением. Некоторые наши дети учатся этому естественным образом, однако иногда необходимы специальные процедуры на разделенное внимание, чтобы сделать взгляд в глаза и социальное внимание поощрением для ребенка.

В своей статье 2006 года «Оперантный анализ навыков разделенного внимания» Пер Холт описывает различные обучающие процедуры для развития навыков разделенного внимания. Протокол социального обращения, который описан ниже — это превосходный первый шаг для обусловливания контакта глазами как поощрения.

Социальное обращение

Взрослый и ребенок сидят друг напротив друга за столом или на полу. Желанное лакомство кладется между ребенком и взрослым. Правильная реакция со стороны ребенка — он сидит, его руки опущены вниз, и он смотрит в глаза взрослому.

Взрослый должен подождать до 10 секунд (в течение которых ребенок и взрослый поддерживают контакт глазами), а затем он улыбается и кивает. Сразу после улыбки и кивка ребенок берет желанный предмет.

Если ребенок тянется за предметом до того как посмотреть в глаза или до того как взрослый кивнет и улыбнется, то взрослый должен физически блокировать ребенка, не давая ему взять предмет. Если ребенок не берет предмет после кивка и улыбки, то взрослый должен физически подсказать ему это сделать.

Вариации и способы обобщить этот протокол включают: положить 10 лакомств одновременно на выбор; обобщение во время игры с игрушками (например, перед ребенком есть несколько машинок и гоночная полоса, и ребенок должен посмотреть на вас и дождаться вашего кивка и улыбки, прежде чем он сможет выбрать, с какой машинкой играть); введение качания головой в качестве «нет» до того, как вы кивнете, таким образом, ребенок учится различать беззвучные жесты как «нет» и «да».

Используя этот протокол, вы обуславливаете контакт глазами, также как и беззвучные сигналы улыбкой и кивком, как обусловленные транзитивные мотивационные операции (CMO-T) в доступе к первичному поощрению. Говоря проще, ребенок хочет лакомство, он не может получить лакомство, пока не посмотрит на вас, и если вы не смотрите на него, то ему нужно побудить вас смотреть на него = поддержка контакта глазами становится поощрением!

Следование указательному жесту и взгляду

Одно из определений разделенного внимания включает умение «смотреть на то, на что смотрит кто-то еще» (Sigman and Kasari, 1995). Для того чтобы этого добиться, мы должны сделать взгляд на событие или предмет, на который смотрит другой человек, поощрением для наших детей!

Пер Холт выделяет протокол предварительного тренинга и тренинга по обучению вниманию к указательному жесту и направлению взгляда другого человека. Сначала взрослый указывает на потенциально поощряющий для ребенка предмет (например, лакомство, маленькую игрушку — то, что может поместиться под небольшую чашку). Взрослый просит ребенка отвернуться и закрыть глаза — ребенок не должен наблюдать за тем, что делает взрослый. Когда ребенок не смотрит, взрослый кладет желанный предмет под одну из двух непрозрачных чашек перевернутых кверху дном на столе, после чего просит ребенка перевернуть одну из них и/или показать на нее. Ребенок должен указать на одну из чашек (при необходимости могут использоваться, постепенно уменьшаясь, физические подсказки). Взрослый поднимает одну из чашек, и если желанный предмет находится под ней, то ребенок может его взять. Если под чашкой нет предмета, то у взрослого есть два варианта действий: 1. Взрослый поднимает другую чашку, чтобы показать, где был предмет, ребенку, а затем ребенок должен попробовать снова. 2. Взрослый позволяет ребенку показать на вторую чашку и взять желанный предмет. (Этот выбор зависит от уровня толерантности ребенка к ошибкам и необходимости начать заново). Во время предварительного тренинга важно приучить ребенка, что выбор правильной чашки приведет к получению желаемого. Следующая задача — научить ребенка, что лучший способ угадать чашку — это следить за жестом или взглядом взрослого.

Во время протокола тренинга для взгляда, проводится такое же предварительное обучение. На этот раз, однако, когда ребенок видит чашки, взрослый должен смотреть на правильную чашку. Для начала рекомендуется, чтобы лицо взрослого было как можно ближе к чашке, чтобы подсказка была более очевидной, чем при простом взгляде. Если ребенок успешен в выборе правильной чашки, то постепенно отодвигайте лицо. Конечная цель состоит в том, чтобы взрослый просто сидел, откинувшись на спинку стула, и указывал на правильную чашку только движением глаз.

Протокол по указательному жесту такой же, как описано выше, только взрослый указывает пальцем на правильную чашку. Во время этого протокола дистанция между взрослым, ребенком и чашками может увеличиваться таким образом, чтобы ребенок учился следить за указательным жестом взрослого на расстоянии, что напоминает наиболее частые ситуации в естественных условиях (например, мама показывает Дженни птичку в небе).

Другие вариации и способы для обобщения этого протокола включают: положить множество чашек на стол вместо двух; увеличить расстоянии между взрослым, ребенком и чашками; использовать разные непрозрачные сосуды; попросить ребенка спрятать предмет от вас и использовать его взгляд и указательный жест для информации о том, где спрятан предмет; научить двух ровесников играть в такую игру вместо взрослого и ребенка (такое занятие может стать настоящим весельем для детей!)

Аутизм совместное внимание

Развивающий Центр «Ключ» г. Минск.

Наш развивающий Центр «Ключ» создан для детей с особенностями в развитии.

Любой ребёнок, с самым сложным диагнозом (аутизм, РАС, ДЦП, задержка речевого и психо-речевого развития, СДВГ и т.д.) получит у нас профессиональную помощь. А наш Центр станет для него тем самым ключиком, который откроет ребёнку дверь к здоровью и гармоничному развитию. Мы подобрали и рады предложить вам самые эффективные методики для терапии:

⭐ОСТЕОПАТИЯ — ручная настройка организма на исцеление, основа любой терапии;

⭐ВЫСОКОЧАСТОТНАЯ ЗВУКОВАЯ ТЕРАПИЯ — методика запуска речи и стимуляции психического развития ребёнка с помощью прослушивания индивидуальных программ через наушники с костной проводимостью;

⭐ МОЗЖЕЧКОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ — представляет комплекс упражнений для гармоничной работы всех отделов мозга;

⭐РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ С НЕЙРОПСИХОЛОГОМ ;

⭐ГРУППОВЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО АРТ ТЕРАПИИ;

⭐ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ;

⭐ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ СТУДИИ «СОТВОРЕНИЕ», которые помогают ребёнку сделать первые шаги к общению и взаимодействию.

Как справиться с запорами у ребенка с аутизмом.

К симптомам хронического запора у ребенка относятся:

— Очень твердый и плотный стул.

— Боли и затруднения при опорожнении кишечника.

— Ребенок опорожняет кишечник три раза в неделю или реже.

Поговорите с врачом ребенка, чтобы установить, страдает ли ребенок от запора.

Что вызывает запор у детей с аутизмом?

1. Удержание стула

Некоторые дети стараются удержать стул и игнорируют позывы к опорожнению кишечника. Это может произойти по разным причинам, например:

Смотрите так же:  Шизофрения лекарственная

— Страх перед туалетом.

— Нежелание пользоваться туалетом вне дома.

— Нежелание прерывать игру.

— Страх перед болью во время опорожнения кишечника.

2. Приучение к туалету

Дети могут сопротивляться и удерживать стул, когда их пытаются приучить к туалету. Это может стать привычкой, от которой трудно избавиться в дальнейшем.

3. Проблемы питания

— Нехватка клетчатки, которая содержится во фруктах, овощах и цельных злаках.

Как приучить ребёнка с аутизмом к туалету. Подборка материалов.

4. Если ваш малыш не может ходить в туалет «по-большому»:

Авокадо- Инклюзивный образовательный центр в г. Бресте.

Открылся новый центр помощи детям с особенностями!

Авокадо- Инклюзивный образовательный центр в г. Бресте

Наши услуги:

Биоакустическая коррекция (БАК) – метод помогает гармонизировать работу мозга путем преобразования волн ЭЭГ в музыку, которую прослушивает пациент. Коррекция происходит по принципу обратной связи: если ЭЭГ не соответсвует норме, то и музыка будет восприниматься как не очень приятная, мозг, начинает работать более правильно, чтобы слышать более приятную музыку. Регистрация ЭЭГ, преобразование ее в звук и прослушивание через наушники происходят синхронно. Сеанс занимает 20 минут, на первый курс требуется от 10 до 20 сеансов в зависимости от возраста ребенка. Во время сеанса желательно лежать или спокойно сидеть. Метод является безопасным, т к процесс происходит под контролем ЭЭГ. Вы сами убедитесь, насколько лучше станет ЭЭГ на последнем занятии по сравнению с первым, улучшится поведение ребенка и сон. Эффективность доказана 25-летними клиническими испытаниями, а также исследованиями.

АВА-терапия (Applied behavior analysis) или прикладной анализ поведения. Единственный метод с доказанной эффективностью при аутизме. В основе метода- система поощрений, мотивирующих ребенка менять свое поведение. Специалист поможет вам найти причину нежелательно поведения ребенка и исправить или снизить его, а так же научит общаться (вербально или невербально) и обучит академическим навыкам. Так же подходит для обучения туалетному поведению, снижения избирательности в пище и прочее.

Мозжечковая стмуляция – современный метод мягкой стимуляции мозга. Известно, что

Коммуникация с поддержкой — сколько вреда она может причинить: исповедь бывшего фасилитатора.

От переводчика: на эту статью ссылались авторы замечательной книги об истории аутизма In a different key . Текст написала женщина, посвятившая много лет работе фасилитатором (т.е. человеком, который придерживает руку человека с тяжелой формой аутизма, и помогает ему «набирать» слова на клавиатуре или алфавитной доске), и которой пришлось горько разочароваться в методике и в самой себе, после того как FC (коммуникация с поддержкой) разрушила жизнь одной из самых близких ей подопечных и ее семьи. Тем не менее, разговор о возможностях FC остается открытым, и на этот счет есть и другие точки зрения и разные подходы к обучению, о которых я постараюсь что-нибудь перевести. Но суть вопроса остается все той же — та методика, в которой предлагается «просто верить в то что это работает» — не работает, даже если нам очень хочется чтобы это было не так.

Абстракт

Эта статья — ответ на недавние сообщения о сексуальном насилии со стороны родителей, получаемые посредством FC. Некоторые родители, родственники, учителя и исследователи продолжают использовать FC не смотря на все возрастающее число доказательств того, что

Игры с аутичным ребенком. Подборка материалов.

Подборка предоставлена автором социального проекта в поддержку аутичных детей и взрослых «#ТыСможешь»

Ольгой Вастьяновой.

Подробнее можно ознакомиться здесь:

1. Как помочь ребенку с расстройством аутистического спектра в игре

Опыт долгосрочной работы с ребенком, имеющим диагноз » аутизм».

Продолжение статьи «Построение контакта с ребенком — аутиком и развитие двусторонних коммуникативных связей» (мой опыт такой долгосрочной работы).

Впервые я познакомилась с Дашей (имя изменено) три года назад. Это была досточно нервозная, погруженная в себя восьмилетняя девочка. Постоянно теребила и брала в рот крестик, висящий не шее. Она не разговаривала, но понимала большую часть обращенной к ней речи. Иногда исподлобья она мельком окидывала взглядом происходящее вокруг. Могла иногда на инициативу другого человека издавать громкие звуки, бурно и агрессивно отреагировать криками, стукать себе по голове, кричать, быть руками по столу. Девочка без родителей терялась, с трудом переживала новые обстоятельства, была очень зависима от них. В 7 лет была признана областной ПМПК не обучаемой. Большую часть времени проводила дома в полной семье, сестре 2 месяца. Заниматься начали с двух раз в неделю по 30 минут. Чуть позже время одного занятия увеличилось и сейчас составляет 60 минут. К настоящему моменту проведено более 250 часов терапии.

В анамнезе ее развития примерно в 3 года — потеря речевых навыков, остановка развития речи, откат назад психо-эмоционального развития. В 5 лет был поставлен диагноз РДА, снижение интеллекта.

Первый этап в работе всегда нацелен на поиск внимания ребенка. Это возможность его спокойно сосредотачиваться и осознавать свои физические ощущения. Здесь психологу фактически нужно быть некоторое время безопасной для ребенка частью игрового пространства. То есть – стать интересной игрушкой, найти — отчего у этого ребенка горят глаза и что его заводит. Игровая деятельность и интересы девочки вначале были очень просты и ограничены. Даша любила катать грузовики. Это и стало отправной точкой. Сначала я была рядом со своим грузовиком. Постепенно стало возможным совершать действия – положить предметы и возить их. Девочка стала спокойнее принимать мою инициативу, позволяла манипулировать мне ее машиной. Вот здесь можно и появилось это, так называемое, «совместное внимание». Это способность ребенка держать в поле зрения игрушку, взрослого и действовать с ними обоими. Также совместное внимание девочки вызывали простые занятия для детей раннего возраста (пирамидки, матрешки, игры с водой, с природными материалами и т.д).

Второй этап — это контакт. Здесь следует развивать то взаимодействие, которое приносит ребенку удовольствие. В моем случае визуальная сфера у девочки была сохранной, поэтому стимулы из этой серии вызывали интерес. Постепенно, перебирая визуальные стимулы, я обнаружила, что Даше нравится взаимодействовать с буквами, изображенными на кубиках. Сначала меня удивил и обрадовал тот факт, что она переворачивает кубики и ставит буквы в правильное положение. Она смогла соотносить называемые мною звуки с графическим изображением почти всех букв. (Позже у родителей выяснила, что с девочкой в раннем возрасте, до трех лет учили буквы.) Предложив выбрать ей свое имя, из двух имен, написанных на двух карточках девочке, я убедилась, что эта идея ей доступна. Постепенно проявился интерес к занятиям с буквам и цифрам. Даша могла из кубиков с буквами составлять свое имя, простые слова по образцу. Эта деятельность ей очень нравилась. Появился интерес к нашим занятиям, шла на них с желанием. Параллельно с этим я предлагала задания девочке, где в случае ее успеха — я хлопала в ладоши, одобряя и проявляя радость. Девочка стала хорошо копировать эти действия, могла иногда даже улыбаться. Это являлось очень хорошим признаком для такого ребенка, появились так называемых синхронные эмоции. Такое своеобразное одновременное переживание обоюдных эмоций со взрослым, помогает укрепить контакт с ребенком и одновременно повышать его имитационные возможности. Для минимизации агрессивных вспышек, при неудачах, в трудных новых местах я также ввела жетоны и применяла пищевое поощрение ( т.е. использовала отдельные элементы АВА- терапии). Девочка хорошо их приняла, вспышки негативизма снизились. Это позволило повысить ее мотивацию выполнять более разнообразные и новые задания.

Третий этап — общение. Это этап развития длинных цепочек взаимодействия (игровых циклов), где идет обмен жестами звуками. Под «игровым циклом» здесь имеется в виду выполнение одного законченного действия. Например, моя просьба к девочке достать из шкафа кубики, принести их на стол и сложить свое имя и есть игровой цикл. Или — любимая игра девочки «Покатай меня» в завершении занятия. Даша катит стул на свободное пространство, показывает жестом на меня, на себя и стукает по стулу – что невербально означает — «Оксана, покатай меня». После катания и кружения на стуле катит и ставит сама его на место. Еще один игровой цикл. Чем больше таких цепочек действий доступно ребенку, тем больше он понимает вас, научается планировать свои действия. Здесь стоит развивать любопытство, интерес, настойчивость ребенка. Также путем длительных моделирований ситуации согласия, использования карточки со словом «Да» и поощрений девочка научилась кивать головой. Нравились девочки песенки (пальчиковая гимнастика Е.Железновой). Она оживлялась, улыбалась. Научилась выполнять на своем уровне длинные цепочки достаточно быстрых действий под слова песенок. Применение отдельных методов психологической нейрокоррекциии позволило акцентировать и развивать понятия «левая и правая рука» через телесные маркеры. Доверие и желание заниматься к этому времени у девочки было на очень высоком уровне. Со слов родителей на занятия ко мне она просто бежала. После — находилась в хорошем расположении, некоторые наши игры начала копировать дома. Да, здесь стоит отметить, что с родителями параллельно проводилась консультационно-обучающая работа по вопросам воспитания, взаимодействия и обучения дочери. Вспышки негативизма и агрессии у девочки снизились и дома, к этому времени на наших встречах фактически не проявлялись. Улучшился жестовый контакт, покладистость девочки.

Четвертый этап — совместное решение проблем. Начало более сложных социальных переговоров. Выстраиванием препятствий для достижения цели в нашей работе стало получение пищевого поощрения. К этому времени девочка научилась хорошо понимать написанные отдельные, часто используемые слова. Поэтому ей предлагались карточка с фразой «Я хочу» и отдельные карточки со словами — «шоколад», «рис», «поп-корн» и т.п. в разном порядке. Даша складывала фразу «Я хочу шоколад». И получала кусочек любимого лакомства за правильно выполненную задачу. К этому времени стала хорошо понимать и выполнять вербальные знакомые инструкции «Принеси..», «Покажи, где живот, ущи..» , «Дай правую руку», «Постучи левой рукой по столу» и т.п. Стала различать и правильно одевать сама обувь на левую и правую ногу. Дома сама начала есть в отведенном месте с помощью столовых приборов. Сложность сохранялась с пониманием новых просьб и инструкций, а также со спонтанными действиями самой девочки.

Смотрите так же:  Стресс хомяка

Пятый этап – творческое и спонтанное использование идей. Даше характерны трудности с произвольными мелкими и крупными моторными действиями. Письмо и рисование очень затруднено, фактически невозможно. Моя идея предложить девочке набирать слова на клавиатуре и видеть их на мониторе компьютера превзошла все ожидания. Даша смеялась, сначала с опаской, потом с осторожность осваивала набор букв, известных ей простых слов. Она могла выполнять мои такие помогающие инструкции во время набора букв, как «пробел», «другая строка», «стирай». Сейчас может набирать по моей словесной инструкции — свое имя, фамилию, возраст, имя мамы, папы, сестры, мое имя. Здесь можно было бы предположить, что это выполняется за счет автоматизма, хорошей зрительной памяти. Но пересчет и выполнение простых математических операций с предметами на сложение в пределах 10 также доступны ей. Этот факт подтверждает сохранность визуального и простого логического мышления. Но, к сожалению, написание спонтанных фраз не доступно из-за отсутствия внутренней речи. Сидя перед компьютером девочка сидит и ожидает заданий.

Таким образом, как видно из описанного примера у каждого ребенка могут быть свои цели, задачи и возможности в терапии. Поэтому игры, задания и игровые циклы будут у каждого свои. Но восстановление онтогенеза ребенка с его уровня значительно повышает его адаптационные возможности.

Авторы методики освоили, опробировали методику FLOORTIME и рекомендуют интенсивные занятия в количестве 9 часов в неделю в течение 2-5 лет с одним ребенком. При успешном течении терапии большинство детей смогли обучаться в школе.

Таким образом, основными целями этой динамической терапевтической модели можно назвать следующие:

— поддерживать у ребенка ощущения эмоциональной связи с другим человеком (педагогу и родители здесь важно научится «читать » эмоциональные сигналы нервной системы ребенка, и уметь подстраиваться, присоединяться к ним);

-провести ребенка через последовательность стадий эмоционального и интеллектуального развития до максимально доступного ему уровня;

-развивать ключевые способности, выявить максимум возможностей ребенка.

Каким образом эти цели можно достигать. Что мы делаем?

1.Наблюдаем за ребенком (зачем он совершает действия, что они ему дают).

2. Распознаем его сенсорные компоненты.

3.Действуем вместе с ребенком, вступаем в контакт,

4.Развиваем это взаимодействие, когда ребенок входит во вкус.

5.Переходим к совместному решению задач, усложняем совместную задачу.

Встреча и работа с каждым таким ребенком очень своеобразна и уникальна. Многое определяется здесь уровень нарушения психики, который имеет ребенок.

В заключении мне очень хочется поделиться своей радостью. В результате нашей работы стало возможным обучение Даши в образовательном учреждение. ПМПК дало согласие на обучение девочки в интернате для детей с ОВЗ. Пока в классе из 5 человек по индивидуальной программе. Если возникнут трудности – в дальнейшем возможно на домашнем обучении.

Наши занятия продолжаются. Есть еще много полезных и непростых задач. Так, сейчас продолжаем понимать и осваивать жест «Нет» в ответ на вопросы. А также стараемся поддерживать в союзе с родителями спонтанную и личную инициативу девочки.

Особенности коммуникации младенцев дают подсказку о возможном наличии у них аутизма.

Приблизительно 19% детей, родные братья или сестры которых имеют диагноз «расстройство аутистического спектра», также получают подобный диагноз в связи с общностью генетических и экологических факторов уязвимости, о чем говорят недавние исследования (подробнее — читайте здесь).
По этой причине психологи Университета Майами в настоящий момент занимаются разработкой способов определения возможного наличия аутизма у детей, которые относятся к группе высокого риска по аутизму, в очень раннем возрасте в надежде на то, что ранее вмешательство приведет к лучшим результатам в будущем. Их открытия были опубликованы в журнале «Младенчество».

Эта работа является одним из первых исследований, показывающих, что измерение невербальной коммуникации у детей в возрасте 8 месяцев способно предсказать появление симптомов аутизма, которые обычно проявляются лишь к возрасту около 3 лет. Результаты показывают, что выявление детей, которые испытывают определенные трудности, в таком раннем возрасте увеличивает вероятность успешности будущих интервенций.

«В случае детей с риском развития синдромов аутистического спектра специфические, ориентированные на коммуникацию вмешательства в течение первого года жизни могут уменьшить серьезность степени нарушений, связанных с аутизмом», — говорит Дэниэл Мэссинджер, главный исследователь, профессор психологии в Колледже Искусств и Науки при Университете Майами. Прежде, чем дети учатся говорить, они коммуницируют невербально при помощи зрительного контакта и жестов. Эти способности называются референциальной коммуникацией и развиваются в возрасте 8 месяцев. Однако, «нарушения в невербальной рефференциальной коммуникации являются особенностью детей с расстройством аутистического спектра, диагностированном в более старшем возрасте», — считает Каролина Грантц, соавтор этого исследования.

В данном исследовании команда ученых протестировала две группы детей. Одна из групп относилась к группе высокого риска по развитию расстройств аутистического спектра, вторая группа была с низкой степенью риска. Оценивание проходило в ходе сессий длительностью от 15 до 20 минут в возрасте 8, 10, 12, 15 и 18 месяцев. Команда измеряла развитие трех форм невербальной коммуникации:

1) Инициирование совместного внимания – это способ, которым младенец сообщает партнеру по коммуникации о своем интересе к объекту или событию, например, устанавливая зрительный контакт и указывая на игрушку с целью ее показать.

2) Инициирование поведенческих реакций – это способ, которым ребенок обращается за помощью к партнеру, устанавливая зрительный контакт, чтобы попросить игрушку, тянется в сторону игрушки, указывает на нее и т.д.

3) Реагирование на совместное внимание – это способ младенцев реагировать и следовать поведению партнера, например, когда эксперт указывает на что-то, и взгляд ребенка следует за взглядом эксперта, чтобы узнать, на что он смотрит.

Результаты продемонстрировали, что низкие уровни роста инициирования совместного внимания и поведенческих реакций в возрасте от 8 до 18 месяцев, могут прогнозировать развитие симптомов расстройств аутистического спектра у детей, имеющих аутичных братьев или сестер. В целом, дети с самыми низкими показателями инициации совместного внимания в возрасте 8 месяцев продемонстрировали более низкий уровень социального взаимодействия с экспертами в возрасте 30 месяцев.

Данный проект был профинансирован Национальным Институтом детского здоровья и развития человека в США.

Аутизм совместное внимание

Нашему трехлетнему сыну недавно был поставлен диагноз – аутизм. Мы понимаем, что очень важно мотивировать его общаться и взаимодействовать с нами. Проблема в том, что мы не знаем, как это сделать. Когда я указываю на что-то, мой сын никак не реагирует и не обращает внимания. Он редко проявляет свои желания, а когда пытается указать на что-нибудь, обратить мое внимание на это – то даже не смотрит на меня.

Проблему мальчика комментирует детский врач Барбара Брэддок. Доктор Брэддок работает в медицинском центре Университета Сент-Луис в школе медицины. Центр является одним из 14 медицинских учреждений Сети по Лечению Аутизма от Autism Speaks.

Autism Speaks просит обратить внимание на то, что информация, размещенная в этой статье не предназначена для диагностики или лечения и, не может заменить личную консультацию с квалифицированным врачом или поведенческим терапевтом.

Мы говорим о трудностях, касающихся того, что называется «совместным вниманием». Совместное внимание привлекает поведение, которые мы используем для обмена информацией с другими людьми. С раннего детства ребенок слышит речь и пытается ее понять, повторяя поведение взрослых, — следя взглядом за движениями глаз того взрослого, кто находится рядом. Позже ребенок учится сначала говорить, повторяя такие формы поведения, как взгляды, жесты и, звуками выражает интерес к чему-либо в окружающем мире.

Обычно, развиваясь, дети младшего возраста используют такие жесты, как указание на предмет, держа его в руках и показывая другому, чтобы тот увидел. Кроме этого, дети произносят пару слов или невербальные звуки, согласуя их с жестами. И, в обратном порядке, ребенок показывает интерес к общению в ответ, обращает внимание, когда другие произносят слова, взглядом пытаются объяснить ребенку что-либо.

Многие дети младшего возраста, у которых есть аутизм, не демонстрируют такое поведение. Их поведение заметно отличается от того, что мы могли бы ожидать.

Необходимо работать в тесном контакте со специалистами в области развития у ребенка социальных навыков . Спросите у специалистов, какие виды деятельности можно порекомендовать для вашего ребенка, чтобы практиковать их дома.

Стоит поработать над развитием совместного внимания. Попробуйте добиться внимания вашего ребенка словами. Важно, чтобы он отреагировал на ваши слова и посмотрел вам в глаза, а затем сдвигайте его внимание на объекту или вид деятельности, который вы показываете ему.

Инициирование совместного внимания.

С другой стороны, ребенок может сам инициировать совместное внимание, осуществляя зрительный контакт, а затем жестом или взглядом указать на то, что его интересует. Ребенок также может вокализировать звуки или сказать несколько слов, которые показывают его интерес.

Смотрите так же:  Шизофрения и военкомат

Итак, что же происходит, когда ребенок испытывает недостаток такого поведения в социальной коммуникации? С чего начать?

Важно сочетание профессионального вмешательства и поддержки родителей.
Хорошая новость заключается в том, что исследования показали, — и врачи, и родители могут способствовать развитию совместного внимания у детей младшего возраста, которые имеют аутизм, используя методы поведенческого вмешательства.

Если вы еще не сделали этого, я советую применить поведенческую терапию, направленную на оказание помощи вашему ребенку в развитии этого навыка с помощью программы раннего вмешательства.

Ниже подаются некоторые общие предложения для того, чтобы начать работу в домашних условиях:

Отвечайте на движения, которые сигнализируют об интересе ребенка. Я настоятельно рекомендую следить за ребенком и активно реагировать на движения, которыми он пользуется для выявления своего интереса. Реагируйте даже в том случае, если вы знаете, что он не умышленно использует эти движения, чтобы общаться с вами. Например, когда вы видите своего ребенка, тянущегося за игрушкой и, он не может ее достать, проговорите в это время: «Я тоже вижу эту игрушку. Ты хочешь ее взять»?

Вкладывает ли вам в руки ребенок что-нибудь, в знак невербального общения? Если, да, то обязательно, отвечайте ему. Например: «Спасибо, что даешь мне этот мяч. Он такой мягкий, не так ли? «

Хвалите любые усилия, которые делает ваш ребенок, чтобы показать вам что-то или поделиться чем-то. Например, если ребенок подходит к вам и держит в руках какой-либо предмет, скажите с удовлетворением, что-нибудь такое: «О, да, я вижу игрушечный автомобиль. Он мне нравится. А тебе»?

Аналогичным образом реагируйте с ясным интересом, если ваш ребенок указывает на что-то или не смотрит на вас. Например, вы могли бы отразить его движение, указывая на то же самое, или произнести его имя и спросить, интересно ли ему взять этот предмет, потрогать его.

Другими словами, вы можете показать заинтересованность многими способами — голосом, выражением ваших глаз, жестами и позами, поворачиваясь во время общения всем вашим телом к ребенку.

Поощряйте ребенка в его реакциях на жесты и слова. Мы часто используем стратегию веселого общения в речевой терапии, когда активируем пультом дистанционного управления игрушку, которая мигает или издает звук сразу после того, как мы указываем на нее. Вместе с этим мы произносим словесное приглашение, такое, например, как: «Посмотри на эту смешную игрушку». Вам нужно лишь позаботиться о том, чтобы мигание и звуковой сигнал не вызывали тревогу или перегрузку вашего ребенка.

Несколько жестов и слова.

При разговоре с вашим ребенком старайтесь найти точки соприкосновения и/или указывайте на объекты или действия, которыми хотите поделиться с ним. Например, вы можете указать на птицу и сказать: «Смотри, птица кушает». Вы можете привлечь внимание ребенка, удерживая что-то в центре его зрения и дать при этом следующие комментарии: «Смотри, у меня есть чашка сока».

Использование жестов в игре.

Включать во время игры использование жестов для привлечения внимания ребенка — это легко и весело. Хорошим примером такого включения служит, например, жест с распростертыми объятиями — «давай обнимемся».

Играйте в игру со сменой выражения лица (гримасничайте). Попробуйте сделать глупые гримасы вместе с вашим ребенком. Подражайте его выражению лица в любящей, дружеской манере. Подбадривайте ребенка и приглашайте подражать вам. Этот тип игрового взаимодействия между вами и вашим ребенком может быть особенно полезным при разработке навыка совместного внимания.

Отправной точкой в развитии навыка совместного внимания для вас и вашего ребенка может стать игра с игрушкой. Во время этой игры вы сможете делиться с ребенком впечатлениями и наслаждаться взаимодействием. Например, в то время, как вы и ваш ребенок играете с игрушечным грузовиком, можно имитировать, как он толкает тележку взад и вперед. Затем побудить ребенка подражать вам — загрузить чем-нибудь грузовичок. Можно добавить в игру нового вымышленного участника, например, куклу-водителя грузовика, можно оборудовать игрушечную стоянку для транспорта и изобразить гараж.

Совместное чтение ярко проиллюстрированной книги с вашим ребенком может быть одним из самых мощных способов стимулирования навыка совместного внимания, а также навыка речи. Вам не нужно читать книгу слово в слово. Достаточно указать на какую-либо точку на фотографии и поговорить о ней. Соотносите содержание фотографии с опытом вашего ребенка. Например: «Смотри, это собака! . Собака ест свою пищу. Что еще умеют делать собаки»?

Роботы помогут врачам наблюдать за детьми с аутизмом

Ученые Портсмутского университета разрабатывают роботов, которые будут помогать детям с аутизмом развивать навыки социального взаимодействия, такие как последовательность действий, подражание и совместное внимание. Предыдущие исследования показали, что дети с расстройствами аутистического спектра охотнее идут на контакт с роботами, чем с людьми, так как поведение роботов просто и предсказуемо. Однако до сих пор роботы NAO и Probo, с которыми ученые работают для взаимодействия с детьми, дистанционно управлялись врачом, что требовало больших временных затрат и человеческих ресурсов. Для решения этой задачи исследователи решили создать автономного робота. О работе ученых рассказал портал Phys.org.

Созданием робота, который не требует вмешательства терапевта, занимается проект DREAM (от англ. «мечта», аббревиатура образована от полного названия проекта «Разработка улучшенной роботерапии для детей с аутизмом» — Development of Robot-Enhanced therapy for children with Autism).

Автономно работающий робот сможет освободить время врача для наблюдения за ребенком и совершенствования терапии. Кроме того, искусственный интеллект DREAM может использоваться для сбора данных и диагностики. Он должен научиться распознавать жесты, взгляд, выражение лица, голос и другие звуки, а также понимать, что делает ребенок, для того чтобы лучше с ним взаимодействовать.

Предметом изучения исследователей также являются стратегии взаимодействия между роботами и детьми. Кроме того, ученые стремятся выяснить степень возможного доверия детей с аутизмом и их родителей к роботам.

У команды есть хороший опыт в обработке данных, получаемых от различных датчиков, в особенности от многокамерных систем и осязательных сенсоров. Они создали «умную систему», состоящую из робота NAO, набора камер Microsoft Kinect и камер высокого разрешения, которые отслеживают мимику ребенка, его движения и взаимодействие с роботом.

Как надеются ученые, эта технология сбора информации будет способствовать улучшению диагностики и лечения расстройств аутистического спектра, вытеснив нынешние трудоемкие методики, включая письменные тесты или неавтоматический анализ видео.

Следующий этап проекта — исследование 40 детей с расстройствами аутистического спектра в Университете Бабеш-Бойяи (Румыния). Половина из них будет проходить роботизированную терапию, другая половина — стандартную, что позволит оценить результаты программы.

По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, каждый 88-й ребенок рождается с расстройством аутистического спектра. Признаки аутизма проявляются в первые два года жизни ребенка. Расстройство связывают с генетическими нарушениями, однако до сих пор не установлено, является ли оно результатом определенной комбинации генов или редких мутаций.

Людей с расстройствами аутистического спектра объединяют такие особенности, как избегание социального взаимодействия, трудности при вербальной и невербальной коммуникации (словесном и несловесном общении), ограниченный спектр активностей и интересов, сложности при усвоении новой информации, непереносимость определенных звуков, запахов или ситуаций.

Сейчас не существует точных характеристик аутизма, как и медикаментов, которые могут его излечить, однако существуют методики обучения, которые позволяют людям с аутизмом полноценно жить в обществе, получать профессию и взаимодействовать с другими людьми.

Другие статьи

  • Какое пособие по уходу за ребенком до 15 лет в 2019 году безработным Размер пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2019 году Пособие на ребенка считается материальной помощью, которую выдает государство на ребёнка в целях социальной поддержки родителей. Размер пособия зависит от количества детей и/или их возраста. Пособие на […]
  • Расчёт отпуска по уходу за ребёнком 2019 Расчет пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2019 году Отпуск по беременности и родам включает период в 70 дней до родов (84 дня при ожидании близнецов) и 70 дней после родов (110 дней, когда близнецы). После этого работодатель должен предоставить отпуск по уходу […]
  • Принц фредди младший с детьми Канули в Лету: куда пропал Фредди Принц-младший Фредди Джеймс Принц-младший родился 8 марта 1976 года в Лос-Анджелесе, Калифорния, США. Его отец, знаменитый комедиант Фредди Принц-старший, покончил жизнь самоубийством, когда мальчику едва исполнилось 11 […]
  • Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по оригами Конспект занятия по оригами "Снежинка" Конспект занятия по ручному труду (в технике оригами) в старшей группе. Воспитатель: Синицина М.К. Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Продолжать развивать и совершенствовать […]
  • Средства развития физических качеств у дошкольников «Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников». Подготовила: инструктор по ф.к. МБДОУ д /с 16 Виноградова Г.В. ЗАТО г. Североморск. - презентация Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmbdou-ds16.ru Похожие […]
  • Ребенок в 1 год спит 3 раза Сколько раз в день положено спать ребёнку после года? Здравствуйте! Нашему сынку 1 год 22 дня. Спит 2 раза днём. Утром в 10−11 и после обеда в 14−15. Спит по 40−50 минут. Укачиваемся долго. Вечером ложится спать в разное время — когда в 21 ч., 22 ч., а вчера уже […]