Аутизм способности

Как мыслят аутисты?

Им трудно налаживать связи, уживаться с другими, адаптироваться к новой обстановке. Зато им доступно то, чего многие из нас просто не замечают или не осознают. Тэмпл Грандин, ученый с аутизмом, рассказывает о том, как смотрят на мир люди, подобные ей, и как они могут использовать особенности своего мышления.

«Что отличает обыкновенного чудака от человека с синдромом Аспергера? Эйнштейн, Моцарт и Тесла – всех их сегодня поместили бы в аутистический спектр. Аутизмом называют очень широкий диапазон состояний. Есть дети-аутисты, которые не могут говорить, но есть и талантливые ученые и инженеры. Как сделать так, чтобы гении и изобретатели могли реализовать заложенный в них потенциал? Для этого нужно понимать, что происходит у них в голове.

Чтобы думать как аутисты, необходимо забыть вербальный язык. Я думаю образами. Например, если я скажу: «Представьте себе шпиль церкви», большинство людей представят некий обобщенный, абстрактный шпиль. Я вижу только конкретные образы. Они всплывают в моей памяти, как череда картинок по запросу в Google. Вот церковь моего детства. Вот еще одна – в Форт-Коллинзе. А теперь – знаменитые церкви, одна за одной. И я могу держать эти образы в голове, превратить их в фильм.

Отличительная особенность аутистического мышления – внимание к деталям. Посмотрите на тест, в котором необходимо найти большие или маленькие буквы. Мозг аутиста гораздо быстрее находит маленькие буквы. Мозг обычного человека игнорирует детали. Меня беспокоит, что сегодня обучение становится все более абстрактным. Во многих школах отменили уроки прикладного творчества. А ведь рисование и подобные занятия могут развить способности аутистов. Некоторые исследования сегодня показывают, что в мышлении людей аутистического спектра зрительная зона первична. Если ребенок, который учится в третьем классе школы, рисует с перспективой, вы можете определить, что у него развито визуальное мышление. Но, конечно, не каждый ребенок-аутист будет визуальным мыслителем.

Дело в том, что аутистическое мышление всегда узко специализировано. Дети-аутисты могут быть одаренными в одной сфере, но неуспевающими в другой. Моим слабым местом была алгебра. И мне так и не разрешили заниматься геометрией или тригонометрией. Это было большой ошибкой. Я замечаю, что многим детям-аутистам нужно пропустить алгебру и перейти сразу к геометрии и тригонометрии.

Мои особенности особенно пригодились мне в работе с животными. Они тоже мыслят сенсорно, а не вербально. Они думают образами, звуками, запахами. Представьте, сколько информации они могут найти на обычном пожарном гидранте. Животное знает, кто там был, когда он там был, является ли он другом или врагом и можно ли с ним спариться. И это очень подробная информация. Изучение этих подробностей позволило мне очень хорошо понять животных. Мой мозг, как и мозг животных, делит сенсорную информацию на категории. Человек на лошади и человек, стоящий на земле, воспринимаются совершенно по-разному. Например, лошадь, над которой издевался наездник, будет совершенно спокойно относиться к ветеринару и мастеру, подковывающему ее, но не потерпит на себе наездника. Или конь, которого избивал тот, кто его подковывал, будет очень агрессивен с людьми, стоящими на земле, с ветеринаром, но не будет против наездника. Человек на лошади и пеший человек – не одно и то же. Для меня очень разные образы.

Такая способность делить информацию на категории дана далеко не всем. Когда я приезжаю помочь с оборудованием или если на заводе проблемы, часто никто не может разобраться: «Может, персонал не обучен? Или что-то не так с оборудованием?» Иными словами, они не могут отделить проблему с оборудованием от проблемы с персоналом. Я замечаю, что многим людям это дается нелегко. Или, скажем, я определила, что проблема с оборудованием. Является ли это мелкой неполадкой, которую легко починить? Или вся система разработана неправильно? Многим тяжело в этом разобраться, но не мне.

Давайте посмотрим на другой пример: решение проблемы безопасности авиакомпаний. Я часто летаю на самолетах. Если бы я была инспектором по безопасности, что бы я в первую очередь осмотрела? Хвосты самолетов. Пять смертельных катастроф за последние 20 лет, и во всех случаях у самолета либо оторвало хвост, либо рулевой механизм в хвосте вышел из строя. Проще простого – проблема заключается в хвостах. Но когда пилоты обходят салоны самолета, они не видят то, что находится внутри хвоста. Когда я думаю обо всем этом, я вспоминаю различные конкретные сведения. Я беру маленькие кусочки и складываю из них картину, как паззл.

А как быть с обучением? Когда я была маленькой, я хотела только одного: рисовать лошадей. И тогда моя мама сказала: «Давай-ка попробуем нарисовать что-нибудь другое». Мышление аутистов зафиксировано на чем-то одном. Но это не значит, что нельзя направлять и развивать его. Например, если ребенок любит гоночные машины, можно использовать это при обучении математике: «Давай выясним, сколько времени понадобится этой гоночной машине, чтобы преодолеть определенное расстояние». Иными словами, используйте фиксацию ребенка, чтобы мотивировать его.

Чем могут заниматься дети с визуальным мышлением, когда вырастут? Графическим дизайном, компьютерами, фотографией, промышленным дизайном. Дети со схематическим мышлением – будущие математики, разработчики программного обеспечения, программисты. А из вербальных мыслителей получаются отличные журналисты. Мы должны понимать важность всех типов мышления. И для этого нам нужно научиться искать подход к тем, чей образ мышления отличается от нашего».

Тэмпл Грандин (Temple Grandin) – биолог, автор книги «Отворяя дверь надежды. Мой опыт преодоления аутизма» (Теревинф, 2012).

Аутизм: Объяснены исключительные визуальные способности

На сайте ScienceDaily опубликован текст о результатах исследований в области аутизма, проведенных группой ученых CETEDUM в Монреальском Университете. В статье содержатся выводы об особенностях работы головного мозга аутистов и связанных с ними способностей визуального восприятия.

Исследователи под руководством д-ра Laurent Mottron в Университете Montreal’s Centre for Excellence in Pervasive Development Disorders (CETEDUM) определили, что у людей с аутизмом сосредоточено больше ресурсов в областях мозга, связанных с визуальным обнаружением и идентификацией. И, наоборот, меньше активности в областях мозга, используемых для планирования и контроля мыслей и действий. Это могло бы объяснить их выдающуюся производительность в визуальных задачах.

Команда опубликовала свои выводы в Human Brain Mapping 4 апреля 2011 года.

Стремясь понять, почему люди, страдающие аутизмом, имеют высокие способности в плане обработки визуальной информации, исследователи сопоставили собранные за 15 лет данные, содержащие способы, которыми аутичный мозг работает при интерпретации лиц, объектов и написанных слов. Данные поступили из 26 независимых исследований сканирования мозга, в которых приняли участие в общей сложности 357 аутистов и 370 неаутистов.
«С помощью этого мета-анализа, мы смогли заметить, что аутисты демонстрируют большую активность в височной и затылочной областях мозга и меньшую активности в лобной коре, чем неаутисты. Определенные части височной и затылочной областей, как правило, участвуют в восприятии и распознавания образов и объектов. Лобные области, о которых говорится, содействуют более высоким познавательным функциям, таким как принятие решения, познавательный контроль, планирование и исполнение», — объяснил ведущий автор Fabienne Samson, который также связан с CETEDUM.
«Это усиленное участие визуальных областей мозга в обработке при аутизме согласуется с достоверно зарегистрированными расширенными зрительно-пространственными способностями в этой группе населения», — говорит Samson. Текущие данные свидетельствуют об общей функциональной перестройке мозга в пользу процессов восприятия — процессов, посредством которых информация записывается в мозг. Это позволяет аутичным людям успешно выполнять, хотя и по-своему, когнитивные задачи высокого уровня, которые обычно требуют активного участия лобных областей мозга у обычных (типичных) людей. Это задачи, которые требуют рассуждения — например, участника исследования спрашивали, является ли утверждение истинным или ложным, или просили классифицировать ряд объектов по группам.
«Мы синтезировали результаты нейровизуализации исследований с использованием визуальных стимулов со всего мира. Результаты достаточно устойчивы, чтобы считаться достоверными, несмотря на различия между проектами исследований, образцами и задачами», — сказал Mottron. — «Более активное вовлечение зрительной системы безотносительно задачи представляет первое физиологическое подтверждение, что расширенный процесс восприятия — базовая функция нервной организации в этой группе населения. У нас теперь есть очень громкое заявление о функционировании аутизма, которое может быть основанием для познавательных отчетов об аутичном восприятии, обучении, памяти и логическом мышлении». Это открытие показывает, что аутичный мозг успешно приспосабливается за счет перераспределения областей мозга к визуальному восприятию, и предлагает много новых направлений исследований относительно пластичности мозга, связанной с развитием и визуальным опытом в области аутизма.

На снимке показано пространственное распределение областей, демонстрирующее большую активность у аутистов, чем у неаутистов при работе трех центров головного мозга, отвечающих за распознавание: «лица» в красном, «объекты» в зеленом и «слова» в синем.
(Credit: Credit: Human Brain Mapping, Wiley-Blackwell Inc.)

Аутисты могут стать гениальными учеными

Ученые наблюдали 18 детей 7-12 лет с аутизмом, сравнивая их поведение с поведением 18 здоровых сверстников. У всех детей были в норме речевые навыки, они умели читать в соответствии с возрастом. При этом дети с аутизмом демонстрировали более высокие оценки по математике. При выполнении математических заданий ученые сканировали мозг детей.

В группе детей-аутистов эксперты обнаружили аномальную схему активности в определенной области затылочной части коры головного мозга. Возможно, эта особенность и давала таким детям «дополнительные» способности в логических построениях и счете.

Ученые сделали вывод: нужно фокусироваться на позитивных сторонах аутизма, они есть. Многие дети с таким расстройством имеют выдающиеся способности. Помимо математической одаренности, некоторые имеют потрясающую память: они могут четко вспомнить конкретный день недели в пределах нескольких лет.

Смотрите так же:  Развитие и обучение детей с умственной отсталостью

Аутизм — свойство психики человека, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга. Аутисты испытывают трудности в общении, избегают новых знакомств. Круг их интересов , как правило, ограничен. Они склонны к деятельности с повторяющимися действиями. Все эти признаки проявляются рано: у детей в возрасте до трёх лет. Точные причины возникновения аутизма не известны. Сегодня это состояние диагностируется, по разным данным, у 1-6 детей на тысячу.

Аутизм способности

14 апреля 1952 года родился Ричард Воуро. Полуслепой аутист, он стал всемирно известным художником. Воуро был савантом. Несмотря на отставание в развитии, он имел свой «островок гениальности», поражая людей своими шедевральными картинами.

Суперсила: художественные способности.

Когда Ричарду было три года, ему был поставлен диагноз «аутизм». Он не мог научиться говорить до 11-летнего возраста. У Ричарда рано проявились способности к рисованию. При этом он изображал не то, что видел перед собой, а то, что хотя бы однажды увидел в книге или телевизоре. У Воуро была катаракта и после операции он и вовсе был признан слепым, что никак не сказалось на его уникальном даре. Первая выставка Ричарда прошла, когда саванту было 17 лет.

В 1970 году выставку Воуро открывала сама Маргарет Тэтчер. В то время она была министром образования. Она не только отметила невероятный талант Ричарда, но и купила несколько его картин. Также картины Ричарда приобрел для своей коллекции Иоанн Павел II. Жизнь Ричарда Воуро и его работы стали сюжетом для нашумевшего документального фильма «С широко открытыми глазами», который вышел на экраны в 1983 году.

Друзья называли Кима «кимпьютер». Родился он уже уникальным. У младенца не было в мозгу мозолистого тело и комиссуры, соединяющих полушария, был деформирован мозжечок. Казалось бы, ему была уготована полурастительная жизнь, но поражать своими способностями Ким начал ещё в раннем детстве. Научился читать он в 16 месяцев, а до этого запоминал все, что ему читали. К начальной школе Ким уже знал наизусть 9000 книг.
Ким Пик был настоящей энциклопедией. Помнил карты всех городов, атласы которых видел хотя бы раз, мог воспроизводить по памяти любые музыкальные произведения. После выхода на экраны фильма «Человек дождя», главный герой которого был «списан» с Кима, савант получил «Оскара». Со своей любимой статуэткой он после этого не расставался, постоянно носил её с собой.
При всех своих способностях, у Кима Пика абсолютно отсутствовало абстрактное мышление (он не был способен понимать простейшие поговорки), а также была не развита координация движений. Так, ходить Ким научился гораздо позднее, чем читать — в четыре года.

Суперсила: математические и языковые способности.

Даниэль Таммет не всегда был савантом. Он рос обычным ребенком, но потом у него начали случаться эппилептические припадки, после которых он и обнаружил в себе сверхспособности.

Таммет способен совершать в голове сложнейшие вычисления, в марте 2004 года он побил мировой рекорд, за пять часов и девять минут воспроизведя число П до 22 514 знаков после запятой. При этом Даниэль не считает числа, а чувствует их. Он признавался: «Я представляю цифры в виде визуальных образов. У них есть цвет, структура, форма. Числовые последовательности предстают в моём сознании как пейзажи. Как картины. В моей голове как будто возникает вселенная с её четвёртым измерением«.
Кроме этого, Даниэль знает 11 языков, новый язык он способен выучить всего за неделю. Также Таммет придумал и свой язык, который назвал mänti.

Маленький Стивен долгое время не разговаривал. Его «языком» был карандаш. Когда он хотел есть — рисовал тарелку, хотел спать — кровать. К десяти годам он все же обрел речевые способности. Неудивительно, что первыми его словами были «карандаш» и «бумага». Коэффициент его интеллекта не превышал 30 баллов.

Подростком Стивен «засветился» в телешоу The Foolish Wise Ones. На нём он рассказал о своей удивительной способности зарисовывать любое здание по памяти. Стивен мог лишь мельком взглянуть на постройку, а затем досконально воспроизвести её на бумаге. Зрители канала BBC усомнились и специально для них журналисты провели эксперимент. Стивена «прокатили» над Лондоном на вертолете, после чего он нарисовал более 200 построек так идеально, что на него сразу посыпались заказы. Стивен стал очень известен. Он зарисовал крупнейшие города мира. Книга с его иллюстрациями стала бестселлером. Королева Елизавета II наградила саванта орденом Британской империи.

Суперсила: способность к подражанию и музыке.

Родители отказались о Лесли Лемке сразу после его рождения. Ребенок был болен церебральных параличом, с рождения имел повреждения мозга и глаукому на обоих глазах. Глаза Лесли удалили ещё в младенчестве.
Воспитала Лемке добросердечная медсестра. В её доме он и проявил свои уникальные способности. Всё началось с того, что он в совершенстве копировал разговоры других, передавая голос и тембр, и интонацию чужой речи. Дальше — больше. Услышав 1-й концерт Чайковского, Лесли Лемке подошел к фортепиано и в точности повторил. Так у него обнаружилась уникальная способность подражать не только голосам, но и безошибочно воспроизводить любую услышанную когда-либо мелодию.

Эллен Будро — слепая женщина с отставанием в умственном развитии, обладает даром игры на музыкальных инструментах, подбирая сложные произведения на слух. Это не удивительно — слух у неё не просто хороший, он у неё уникальный. Будро — единственная из всех савантов обладает редчайшей способностью к эхолокации. Слепая с детства, она передвигается, напевая себе под нос песенку. По распространению звука Эллен ориентируется в пространстве. Кроме того, она всегда знает, который час. Однажды в детстве услышав тиканье часов, она запомнила время с точностью до секунды.

Суперсила: «Кошачья живопись».

Готфрида Майнда, больного, слабого и умственно-осталого ребенка, родившегося в 1768 году, подростком отдали на обучение искусству акварели швейцарскому художнику Зигмунду Хенденбергеру. Мальчик, которого называли не иначе как «тупым кретином» рано стал проявлять способности к рисованию.
У Хенденбрегера его способности не только укрепились, но и приобрели свою неповторимую специфику. Как-то он наблюдал за маэстро, который рисовал пасторальную картину, на которой в числе других персонажей была изображена кошка. Мальчик подошел к художнику и заявил: «Это не кошка». Зигмунд Хенденбрегер вызов принял и сказал: «Нарисуй лучше».
Готфрид не только нарисовал лучше, но и сделал рисование кошек своей профессией. Кошки у него выходили как живые. Он прославился, его называли «кошачий Рафаэль». Один из его рисунков даже приобрел король Георг IV.
С кошками у Майнда было абсолютное взаимопонимание: когда он рисовал, они гуляли рядом с ним, сидели на его плечах и коленях. Для них они был «свой».

Аутизм — одаренность или ограничение возможностей?

«Среди многочисленных форм нарушений развития — проблема аутизма является одной из актуальных. Несмотря на определенный эффект медикаментозной, диетической и других видов терапии, практикуемых специалистами различного профиля, ведущим принципом работы с аутичными людьми остается психолого-педагогический»

Несмотря на то, что общество начинает уделять аутизму больше внимания, чем когда-либо, среди людей сохраняется отсутствие понимания реальной картины данного расстройства. Недавно у меня состоялся диалог с одним преподавателем, к которому я обратился за помощью в дополнительном обучении сына, в потоке своих слов и объяснений об особенностях его поведения в общеобразовательной школе и способностях к обучению она задала мне вопрос:

— Аутизм это что, какая-то одаренность? У него имеются какие-то выдающиеся способности?
— Нет — ответил я, — аутизм — это, скорее, отсутствие некоторых способностей, которые люди имеют в повседневной жизни — коммуникабельность, чувство юмора, сопереживание, любознательность — и принимаются человеком как естественно ему принадлежащие, — сказал я.

— Извините, но я ничего об этом не знаю. И никогда не сталкивалась с таким диагнозом,- продолжала она, — и как мне себя с ним вести?
— Как с обычным мальчиком, может, только потребуется более настойчиво и по нескольку раз задавать свой вопрос, обращенный к нему, и дать ему немного больше времени, чем обычному ребенку, для усвоения информации, ведь таким детям, чтобы сформулировать ответ, требуется больше времени.

— Мне бы не хотелось вас обидеть, — сказала извиняясь она, — но я сомневаюсь, смогу ли вам помочь, в любом случае мне необходимо его посмотреть и пообщаться, но сразу хочу сказать, что обещать вам я ничего не могу.
— Хорошо, завтра мы подойдем вместе с Денисом.

Обсудив некоторые моменты нашей следующей встречи и выйдя из кабинета, я задумался: а ведь действительно, почему все должны знать о таком заболевании, как аутизм? И имея способность к моментальному решению математических уравнений, запоминанию большого объема печатного текста или к игре на музыкальном инструменте ребенок с РАС, может быть, действительно чем-то одарен? Или это никому ненужная компенсация за его неумение общаться и воспринимать действительность адекватно и в реальном времени? Возможно, я и сам, если бы не интересовался этим вопросом, имел бы весьма скудные и поверхностные знания об этом, поэтому реакция учителя для меня вполне понятна.

После этого разговора стало очевидным, что освещение данной проблемы — очень насущный вопрос. Чем больше людей узнают, как ведет себя человек, у которого расстройство аутичного спектра, тем реже мой ребенок будет попадать в неловкое положение при встрече с другими людьми. И если, какой – либо человек, даже никогда и не встретит человека с РАС, все же знать и иметь представление об этом расстройстве для этого человека лучше, чем делать ложные выводы об этом. Конечно, дети с РАС, как и все дети без исключения, могут иметь много уникальных способностей, но если их не искать и не развивать упорным и длительным трудом, то любые, даже самые незаурядные способности у них попросту не разовьются и ребенок, повзрослев, превратится в человека с ограниченными возможностями.

Смотрите так же:  Управление конфликтами изменениями и стрессами в организации

На сегодня, я считаю, родители таких детей являются достаточно компетентными в вопросах, касающихся поведения, обучения и воспитания своих детей, в силу обстоятельств которые заставляют их интересоваться любой доступной информацией, касающейся воспитания и развития аутичных детей. И не смотря на то, что чуть ли не ежедневно появляется новая информация и новые результаты исследований, посвященных этой проблеме, сохраняются определенные трудности в понимании практической ценности поступающей информации.

Разнообразие подходов и методик, направленных на коррекцию проблем поведения аутичных людей огромно, что связано с большой разбросанностью личностных особенностей, присущих людям, имеющим РАС. Хотя у всех детей имеющих это расстройство и наблюдаются схожие черты поведения, как правило, различий гораздо больше. И конечно очень сложно найти специалиста, который подсказал бы, на что обратить внимание, что из предлагаемых методик подходит именно в данном конкретном случае, и как скажется это на ребенке в последствии. Поэтому родители вынуждены стать специалистами в этой области и самостоятельно проверять поступающую информацию на достоверность и соответствие действительности.

К примеру, самым известным и хорошо себя зарекомендовавшим в настоящее время является прикладной анализ поведения. Теоретически прикладной анализ поведения видит поведение как процесс, состоящий из трех этапов: предшествующий фактор (подсказка или инструкция), поведение и последствие. На самом деле, большинство родителей используют данную схему на повседневной основе, например: лишая ребенка возможности играть в игры на компьютере за то, что он дерется. Включают его любимый фильм и угощают лакомством только после того, как ребенок выполняет требуемое от него действие. Поощрения могут повысить вероятность того, что желаемое поведение повторится в будущем.

Такое соотношение между предшествующими факторами, поведением и последствиями и отражает саму сущность прикладного анализа поведения. Данная система с английской аббревиатурой АВА, разработанная в США, является четко структурированной техникой, которая разбивает навыки необходимые для развития ребенка на мелкие компоненты, «блоки». Инструктор систематически обучает ребенка этим навыкам по одному. В ходе обучения инструктор использует материальное подкрепление желаемого поведения.

Многие специалисты, и не без оснований, считают метод обучения отдельными блоками особенно действенным для обучения различным навыкам детей с аутизмом. АВА стало одним из первых технологий вмешательства, разработанных специально для аутичных детей, и имеется обширный ряд исследований, подтверждающих его эффективность. В свое время мы не смогли её использовать, в обучении Дениса до поступления его в школу, в силу своей неосведомленности о ней, а сейчас вполне успешно применяем доступные нам методики прикладного анализа поведения.

Для тех родителей, у которых ребенок еще в возрасте подготовки к школьной деятельности, есть реальный шанс применить в полном объеме АВА в обучении и коррекции поведения своего ребенка. Необходимо только учитывать, что нагрузка в обучении данной методике должна составлять 10-12 часов в неделю минимум, при меньшем объеме обучения эффективность её существенно снижается. Также существует возможность для родителей обучать своего ребенка самим. В этом случае сертифицированные специалисты по АВА предлагают родителям, у которых есть дети с РАС, пройти обучение в сертифицированном центре для того, чтобы иметь знания и получать от них методическую литературу для ведения поэтапной работы в обучении своих детей. Это дает возможность ребенку при положительных результатах обучения поступить учиться в обычную школу в рамках инклюзии, и в школе родитель, как правило, выступает в роли тьютора и может полностью контролировать весь процесс обучения.

Аутизм способности

Шелдон Купер, Шерлок по версии BBC и Эбед из «Сообщества» заходят в бар. Бармен поднимает взгляд и говорит: «Это что, будет анекдот про чрезмерное использование образа аутиста в кино?».

Симптомы аутизма: нестандартное обращение с игрушками; неумение налаживать отношение с другими; смех или плач невпопад; гиперактивность или пассивность; слишком большая или маленькая чувствительность к звукам; странная привязанность к объектам; плохая речь или её отсутствие; сложности с изменением привычек; невнимание к опасности.

Если отставить в сторону моё потрясающее чувство юмора, то если и есть какое-либо психическое расстройство, слишком часто упоминаемое в СМИ – то это (высокофункциональный) аутизм. Сценаристы обожают включать в повествование гениальных, социально неприспособленных нёрдов, решающих нерешаемые загадки и заставляющих обычных людей выглядеть нелогичными. Но насколько такой стереотип соответствует действительности? И что такое аутизм, если это не Шелдон Купер? Некоторые считают, что его можно приравнять к возможности «человека дождя» подсчитывать количество спичек в коробке после быстрого взгляда на него, а другие могут решить, что это приводит к отсутствию социальных навыков и к наличию большой коллекции крышек от бутылок. По большей части правда где-то посередине: аутизм – это очень широкое понятие (не зря его называют расстройством аутистического спектра), и двух одинаковых диагнозов в этой области не бывает. Так давайте посмотрим, что это такое на самом деле, и какое участие тут принимает мозг.

Расстройство аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра (РАС) – название группы расстройств развития мозга. Это расстройство довольно распространено: оно есть примерно у 1% всех людей (у мужчин оно встречается в 4-7 раз чаще, чем у женщин). Кроме непосредственно аутизма, в это расстройство входят синдром Аспергера, известный как более щадящая и высокофункциональная версия аутизма, и проникающее расстройство развития (нечто вроде промежуточного состояния между Аспергером и аутизмом). Все эти состояния характеризуются нарушением навыков социализации и общения и повторяющимся/структурированным поведением и привязанностями. Тяжесть определённых нарушений определяет, где на спектре находится человек. Кто-то может молчать и часами оставаться полностью погружённым в некую повторяющуюся деятельность, кто-то может без перерыва рассказывать о своих интересах, не воспринимая намёков на остановку рассказа и не понимая иронии или сарказма.

РАС не подразумевает по умолчанию наличия гениального интеллекта (прости, Шелдон!). Уровень когнитивных функций при аутизме колеблется от инвалидности до сверхинтеллекта. И хотя ассоциировать аутизм с небольшим IQ уже не модно (учёные начинают признавать, что это может быть связано с тем, что стандартные тесты IQ не отражают когнитивные способности детей-аутистов), в последних исследованиях показано, что почти половина детей с РАС обладает интеллектом средним или чуть выше среднего. Кроме того, чтобы запутать тему, упомяну, что в достаточно недавнем исследовании, опубликованном в Nature, показано, что гены, связанные с увеличением риска появления аутизма можно связать с высоким интеллектом (кроме того, люди, обладавшие этой генетической комбинацией, но не демонстрировавшие РАС, лучше справлялись с когнитивными тестами).

У РАС нет одной известной причины. Считается, что генетика играет в нём важную роль (аутизм встречается у родственников, вероятность его возникновения у обоих однояйцевых близнецов выше, чем у двуяйцевых, и т.п.). Тем не менее, неясно, что происходит: нет какого-то одного «гена аутизма», а есть только сложный комплекс взаимодействий (1, 2, 3). Однако ясно, что, по меньшей мере, некоторые гены отвечают за неправильное развитие мозга при РАС.

Мозг при аутизме

Мозг с аутизмом довольно сильно отличается от «нейротипичного» во многих аспектах. Во-первых, у детей с РАС мозг больше (1, 2, 3). Одна из возможных причин – большее количество белого вещества по сравнению с людьми без аутизма. В период между 6 и 14 месяцами дети обычно проходят через фазу быстрого роста синапсов (связей между нервными клетками), за которой следует процесс «чистки», когда ненужные связи устраняются. Считается, что у детей с РАС эта чистка идёт неправильно, и у них остаётся необычно большое количество синапсов, мешающих нормальному распространению информации. В одном исследовании изучался мозг детей-аутистов разного возраста (умерших при разных обстоятельствах). Оказалось, что на последних этапах детства количество синапсов в их мозге упало всего на 16%, в отличие от контрольных случаев, в которых это количество уменьшилось вдвое. Они также обнаружили и возможную причину этого: повреждение протеина, который в нормальных условиях должен помогать клеткам, как бы резко это ни звучало, уничтожать некоторые свои части (аутофагия). В результате в мозге сохранялись лишние синапсы, а его клетки были забиты старыми и повреждёнными частями, от которых невозможно было избавиться. Учёные смогли восстановить аутофагию и чистку, и обратить вспять аутистическое поведение у мышей, снабдив их лекарством, восстанавливающим функционирование этого протеина.

Ещё один фактор, возможно, играющий роль в увеличении размера мозга – количество нейронов в префронтальной коре, ответственной за такие сложные вещи, как рассуждения, общение, социальные взаимодействия и т.п. Было обнаружено, что у мальчиков-аутистов в префронтальной коре на 67% нейронов больше, а их мозг весит на 17% больше, чем у их сверстников без аутизма. В этом случае количество не равно качеству: это приводит к резкому увеличению потенциальных связей, а следовательно, и потенциальных проблем в сетях нервных клеток. Также стоит упомянуть, что нейроны префронтальной коры рождаются во время беременности, то есть, аутизм, возможно, начинается ещё в утробе. Это поможет понять точные молекулярные механизмы, связанные с появлением излишнего количества нейронов, и, возможно – помечтаем немного – разработать способы лечения.


Маленькие белые пупырышки (дендритные шипики) – это места присоединения связей нейрона. Слева – их слишком много. Справа – протеин аутофагии работает, и количество шипиков уменьшается до нормального.

Кстати, о связях. Мы знаем, что мозг аутистов устроен по-другому, но не знаем точно, как именно (поскольку результаты исследования связей противоречат друг другу из-за разных методов и проб). В некоторых исследованиях было обнаружено, что мозг с РАС обладает слишком сильными связями, А другие – что слишком слабыми. Тем не менее, учёные считают, что в этой неразберихе начинают проявляться закономерности, например, меньшее количество связей между удалёнными частями мозга (и эти связи слабее), и большее количество связей на коротких дистанциях.

На этих открытиях основана теория «интенсивного мира». Она утверждает, что локальная гиперсвязность в определённых участках мозга ведёт к чрезмерному функционированию, которое, в свою очередь, приводит к гипервосприимчивости к информации и экстремальной работе внимания и обработки ощущений. Это звучит не так уж плохо, и может объяснить возможности гениев, но слабая связь удалённых участков усложняет осознание всей этой поступающей информации и способность выбрать приоритетный источник информации (так как информацию не получается правильно интегрировать). Это быстро перегружает сознание, поэтому люди с РАС пытаются справиться с сенсорной перегрузкой, отдаляясь от социума или углубляясь в повторяющиеся действия (которые помогают создать чувство стабильности и удерживать слишком яркий мир в каких-то рамках). И хотя это на самом деле очень интересная теория, к ней нужно относиться с осторожностью, пока её не изучат должным образом.

Смотрите так же:  Порча или депрессия


Верхний ряд: более слабые связи у пациентов с РАС по сравнению со здоровыми людьми.
Нижний ряд: те связи, что у людей с РАС более сильные.

Один из основных признаков РАС – расстройство социальных взаимодействий. Аутисты могут выглядеть как люди, которым неинтересны социальные намёки, или как люди, неспособные их считывать. Среди самых распространённых проблем, в разной степени тяжести, встречаются невозможность расшифровки выражений лица, сарказма, иронии, чувств и точек зрения других людей. В мозге есть парочка вещей, способных объяснить это явление. В одной из моделей развития социальных навыков утверждается, что у нас есть врождённое умение по распознаванию лиц, и что мозжечковая миндалина, один из эмоциональных центров, усиливает это умение у младенцев, доставляя им удовольствие при взгляде на лица ухаживающих за ними людей. В результате мы часто смотрим на лица и получаем много опыта, обрабатывая и считывая их выражения. Это происходит при помощи «веретенообразного лицевого участка» [fusiform face area, FFA], который, благодаря полученному опыту, увеличивает способности к анализу выражений лиц. В модели считается, что этот опыт становится опорным в понимании невербальных коммуникаций и сложных социальных взаимодействий. А в случае детей с аутизмом, по-видимому, FFA и мозжечковая миндалина развиваются неправильно, что ослабляет выработку социального опыта.

Для этой идеи есть доказательства. Отслеживание движений глаз показывает, что у людей с РАС существует определённая схема: они либо уделяют меньше времени изучению лиц, чем здоровые люди, при просмотре видеоролика с людьми, либо при изучении лиц смотрят на рот, а не на глаза (в отличие от здоровых испытуемых). Этот шаблон зрения совпадает с пропуском социальных намёков и с проблемами общения с людьми, которые часто демонстрируют люди с РАС. Ещё одно исследование показывает, что аутисты стремятся отводить взгляд от глаз других людей, а чем дольше сохраняется зрительный контакт, тем активнее мозжечковая миндалина – что говорит о попытках избежать неприятных ощущений (миндалина также отвечает за избегание неприятного опыта).

Более того, с возрастом миндалина у аутистов уменьшается сильнее, чем у нейротипичных людей. Веретенообразная область также подвергается атипичным изменениям: она гораздо слабее реагирует на лица у аутистов, и ослабляются её связи с миндалиной (что совпадает с исследованием, показывающим, что у детей с аутизмом есть проблемы с распознаванием выражений лиц).

Более того, в недавнем исследовании учёные смогли включать и выключать эмпатическое поведение у крыс, манипулируя определённым контуром в мозжечковой миндалине. Когда срединная часть миндалины выключается, крысы хладнокровно воспринимали, как их друга-грызуна бьёт током. Когда она включалась, они внезапно вновь демонстрировали эмпатию (в случае с крысами это означает, что они замирали в знак солидарности с пострадавшим товарищем). Ещё одна потенциальная цель для фармакологической интервенции!


Красная линия – путь взгляда у людей с (правая колонка) и без (левая) аутизма.

Ещё одна вещь, с которой у аутистов могут быть проблемы – это эмпатия (бывает двух разновидностей: когнитивная, то есть «Я понимаю, что человек чувствует» и эмоциональная, «Я чувствую то же самое») и с моделью психики человека. МПС означает возможность понимания того, что у других людей есть свои собственные мысли, эмоции и точки зрения. Она позволяет нам предсказывать поведение других на основе того, что мы думаем о том, что могут думать они. Конечно же, было бы слишком большим упрощением заявить, что аутисты не понимают, что у других людей есть свои точки зрения, убеждения и т.п. В зависимости от положения на шкале спектра, многие из них это понимают. Просто эти убеждения часто представляют для них тайну. Типичный тест на недостаток МПС у ребёнка – задача «Салли-Энн», представленая на картинке. Детям-аутистам обычно не удаётся решить её правильно.


Обычно детям-аутистам сложнее понять, что Салли сначала будет искать шарик в корзинке, куда она его сначала положила

С проблемами с эмпатией тоже не всё так просто. Некоторые исследования говорят о том, что у испытывающих проблемы с МПС людей есть проблемы с когнитивной эмпатией – им трудно «встать на место другого человека» и понять, что он чувствует (1, 2, 3). Но с эмоциональной эмпатией проблем вроде бы меньше – если они смогут понять, что чувствует другой человек, они смогут испытать те же чувства и продемонстрировать ту же эмоциональную реакцию. А вот психопаты демонстрируют обратное: они хорошо понимают, что чувствуют другие люди, но вообще не могут демонстрировать сочувствие, как в неприятных, так и в приятных ситуациях.

На роль основ МПС есть несколько кандидатов. Височно-теменной узел (ВТУ) — один из главных членов этой сети. Говорят, что он отвечает за определение мыслей другого человека (что он чувствует и что думает), оценку визуального восприятия другого человека (как он это видит), и другие процессы, необходимые для МПС. Было показано, что у пациентов с РАС он активируется меньше в задачах, связанных с МПС, и эта активация коррелирует с серьёзностью симптомов (чем они сильнее, тем меньше активация). Кроме того, было обнаружено, что у аутистов вся сеть из участков, задействованных в МПС, гипоактивна.

В ещё паре исследований учёные выясняли, возможно ли повлиять на эмпатию или восприятие МПС человека, используя неинвазивную стимуляцию мозга (управляя активностью мозга через электромагнитные поля или электрический ток). И когда работа ВТУ подавлялась, люди показывали худшие результаты в тестах на когнитивные способности и эмпатию. При его возбуждении люди начинали лучше оценивать визуальную точку зрения других людей. Что интересно, в одном исследовании, не направленном конкретно на эмоциональное пробуждение (они просто пытались измерить влияние стимуляции на то, как люди распознают объекты) шестимесячный курс транскраниальной магнитной стимуляции заставил человека, страдающего синдромом Аспергера, почувствовать следующее: ««Каким-то образом я считывал выражения её лица и инстинктивно и правильно реагировал на них. Большинство людей принимают такие способности как само собой разумеющееся, но я всю жизнь не умел распознавать такие вещи и говорил не то, что нужно – иногда, худшее из всего возможного – в ответ на логичные слова, сказанные мне другими. Внутренний голос сказал мне, что я могу заглянуть им в душу. Тогда я почувствовал новый прилив эмоций и мне пришлось выйти, когда эта волна накатила на меня. Глаза людей превратились в окна, и поток льющихся из них эмоций был очень силён. Каким-то образом моя способность казалась мне инстинктивной и естественной, будто бы она была со мной всегда». Вот это да. Я каждый день ощущаю эмоции, и они до сих пор меня ошеломляют. Для него всё это должно было быть довольно трудным.

Обобщая всё это можно сказать, что неинвазивная стимуляция мозга предлагает многообещающие возможности для лечения РАС. Несколько исследований успешно приспособили транскраниальную стимуляцию для облегчения навязчивого повторения, улучшения речи и т.п. Транскраниальная стимуляция при помощи постоянного тока, tDCS, не смотря на дешевизну и простоту, также выглядит достойной попыток её исследования. Разве не было бы круто, если бы мы смогли однозначно определить выключатель, щёлкнув которым, можно было бы подключить эмпатию и МПС?

И последнее по порядку, но не по важности. Приводят ли вакцины к появлению аутизма? Нет.


Секундочку… Ведь в науке довольно много людей с расстройствами из аутистического спектра. Это ведь значит… Что аутизм приводит к появлению вакцин!

Другие статьи

  • Сенсорное развитие детей раннего возраста конспект занятия План-конспект занятия (младшая группа) по теме: Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста "Веселая полянка" Конспект открытого занятия "Веселая полянка" по сенсорному развитию детей 1 младшей группы. Предварительный просмотр: Чтобы пользоваться […]
  • Танцы в исполнении детей дошкольного возраста Для дошкольников Главная Начальная школа Видео танцы для детей дошкольного возраста Смотреть танцы для детей дошкольного возраста видео смотреть Хореографы! Смотрите - полный комплект курса и музыка . Разминка-танец для детей дошкольного возраста"Светит […]
  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]