Авторитет родителей в воспитании детей родительское собрание

Родительское собрание «Воспитание в семье. Родительский авторитет»

Эпиграф: Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

I. Законы жизни и семьи.

Я хочу начать наше собрание с чтения отрывка из трагедии “Антигона” Софокла – великого драматурга Древней Греции, слова которого актуальны и сегодня.

Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца. Сколько загадок и поучительных открытий скрывается в этом слове! Слово семья можно разделить на две части:

И правда – в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. У членов одной семьи могут быть общие увлечения и любимые занятия.

Слово семья происходит от слова семя. Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем на нём сначала появляются нежные цветы, а затем и добрые плоды. Главная забота родителей — чтобы дети выросли хорошими людьми. Любовью и терпением родителей достигается семейное счастье, непрестанным трудом – достаток и благополучие.

Помните мудрую заповедь: “Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить”.Почитать родителей – это значит слушаться их в детстве, советоваться с ними в молодости, заботиться о них в зрелом возрасте. Если эта заповедь исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды.

Мне было очень интересно мнение детей и ваше мнение, уважаемые родители, в отношении таких понятий, как “семья” и “почитать родителей”, поэтому при подготовке к собранию я сочла уместным метод анкетирования.

На вопрос: “Что значит “почитать своих родителей” дети ответили:

Родители считают, что почитать родителей – это:

  • “Уважать, ценить, беречь” – 37 %
  • “Уважать” – 29 %
  • “Слушаться” – 12 %
  • По одному человеку ответили: “уважать, любить и отдавать всё самое лучшее, как они отдавали тебе”.
  • “Любить, какими бы они не были – родителей не выбирают”.
  • “Родители – это святое. Они всю жизнь нас чему – то учат, переживают, заботятся о нас и желают нам только счастья. И наш долг – относиться с уважением к любому их решению, ценить и любить их и, конечно, заботиться о них, особенно, когда наши родители в пожилом возрасте. Не надо бояться потратить несколько минут драгоценного времени на общение с родителями, ведь им так не хватает внимания.

Вам, уважаемые родители, было предложено расшифровать законы воспитания ребёнка в семье.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать – оптимисты и друзья своего ребёнка, значит, ребёнок состоится как человек, как личность.

II. Формирование трудовых умений в семье.

Интересно было получить и ваши ответы, уважаемые родители:

Поговорим о проблеме формирования у детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Часто мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда умные и талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в главном умении – умении иметь семью и быть счастливым. Не обрекаем ли мы наших детей на одиночество, не приучая их постоянно трудиться в детстве?

Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14ч., на покупки — 6-8 ч., на уборку квартиры – 4-8ч. Согласитесь, для того чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо умение жертвовать своими желаниями для других людей и выполнять все перечисленные обязанности по дому быстро и качественно. Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на жертву: берут на себя всю домашнюю работу. В результате вырастает потребитель, который будет требовать такого же к себе отношения и в будущей семье.

С другой стороны, родители, которые позволяют своим детям стать потребителями, прежде всего сами являются ленивыми людьми. Ведь прививать ребёнку трудовые навыки – тяжёлый труд. Вначале надо показать, помочь детям, а затем проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, сдерживать себя, проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение. А это, увы, не так просто. Однако это необходимо, чтобы ребёнок вырос и смог трудиться и в рабочем коллективе, и в доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта. В подтверждение моих слов процитирую К.Д. Ушинского:

Чтобы ребёнок не вырос равнодушным и ленивым, примите несколько советов:

— Помогите ребёнку “правильно хотеть”. Для этого с раннего детства надо хвалить его за те позитивные цели, которые он ставит перед собой (например, выучить алфавит, научиться плавать, готовить и т.д.)Помогайте ребёнку их достичь, будьте рядом, но ничего не делайте вместо ребёнка.

— Помните, нельзя хотеть за другого. Если ему что-либо неинтересно, не стоит навязывать свою волю. Лучше обрисовать ребёнку перспективы, что он получит, если добьётся того или иного, без чего останется, если будет бездействовать.

— У ребёнка с раннего возраста должны быть свои, посильные обязанности в семье. Помыть посуду, почистить обувь, сделать уроки, помочь с ними младшей сестрёнке. Однако, ребёнок должен делать их постоянно, не ожидая напоминания или похвалы. Ваш ребёнок должен чувствовать себя необходимым в семье.

— В подростковом возрасте дети часто бунтуют, пробуют нарушить семейные порядки. Отнеситесь к этому спокойно, но твёрдо. Не делайте за ребёнка его дел, не исправляйте его ошибки. Человек должен почувствовать их последствия, научиться находить выход из сложившейся ситуации…

III. Трудный ребёнок. Какой он?

Наши дети взрослеют, становятся умнее, а взрослым хочется, чтобы проблем в общении , во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Сегодня мы попытаемся вместе найти причины трудностей в поведении учащихся. Как бы вы охарактеризовали трудного ребёнка?

Что может стать причиной проблем в поведении ребёнка?

Причина1: борьба за внимание. Непослушание – это возможность привлечь к себе внимание, необходимое для эмоционального благополучия ребёнка.

Причина 2: борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт , пусть даже ошибочный.

Причина 3: желание отомстить за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами; унижение членами семьи; несправедливость и невыполнение обещания; чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.

Причина 4: неверие в собственный успех, обусловленные учебными неуспехами, взаимоотношения с одноклассниками и учителями, низкой самооценкой.

Я хотела бы познакомить вас с правилами преодоления трудностей в поведении детей (памятки для родителей).

Правила преодоления трудностей в поведении детей.

IV. Методы воспитания в семье.

С языка некоторых родителей не сходят слова: “Я что сказал?”, “Делай, что тебе говорят” и т.д. Это не просто слова. Это метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребёнку нужно только повиноваться. Но они забывают или не думают о том, что свободная личность не может формироваться в семейном рабстве. Убедить ребёнка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязывать ему свою волю и заставить его подчиниться старшим.

Насилие и принуждение приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребёнок остаётся при своём мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно они насаждают своё мнение. Так в отношениях детей и родителей происходит отчуждение.

Итак, чтобы ваши дети не стали непослушными, примите несколько рекомендаций:

  • Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
  • Помните, что психологическая атмосфера в семье зависит, прежде всего, от отношения к человеку как к высшей ценности.
  • Умейте слушать детей.
  • Не забывайте, что у детей могут быть конфликты, и что вы можете их спровоцировать свей родительской несостоятельностью.
  • Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны. Ранимы.
  • Преодолевайте отрицательное отношение к своим детям.
  • Помните, что родитель должен быть творческой личностью.
  • Чаще улыбайтесь детям. Семья, лишённая оптимизма, деградирует и умирает, родитель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не может научить их даже самому малому.
  • Помните, что основой нравственности на Руси всегда была вера в Бога и труд.

Подведение итого родительского собрания.

В заключении послушайте притчу о перевёрнутом камне. “Один странствующий искатель истины увидел больной камень, на котором было написано: “Переверни и читай”. Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: “Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимание на то, что ты уже знаешь?”

Эта притча как нельзя лучше завершает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина — на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности — в нас самих, в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины, и тогда “военные действия”, которые вы ведёте с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и комфорт. Самые главные слова, которые нужно сказать своему ребенку: “Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем”.

Электронное образование в Республике Татарстан

МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №39 «Золотой петушок» г. Альметьевска» /Муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе Әлмәт шәһәре «Баланың сәләтен үстерү үзәге — 39 нчы «Алтын әтәч» балалар бакчасы «

Визитная карточка

Родительское собрание «О родительском авторитете»

Истинный авторитет есть не что иное, как

истина, изысканная силой разума.

Иоанн С. Эриугена.

1. Познакомить родителей с методами воспитания детей в семье.

2. Формировать у родителей значимость данной проблемы в жизни семьи. Форма проведения собрания: лекция.

Вопросы для обсуждения:

1. Крайности воспитательных систем. Из истории вопроса.

2. Методы воспитания детей в семье.

Уважаемые папы и мамы!

Наше родительское собрание мы посвятим сегодня родительскому авторитету. Авторитет с латинского – власть, влияние.

Авторитет – это свидетельство или мнение известного человека в деле науки, принимаемое слепо, на веру без проверки и рассуждений. (В.И. Даль) (понятие, что такое авторитет из словаря, спросить у родителей их точку зрения, что такое авторитет, сценка)

Смотрите так же:  Смесь мама и я можно ли детям

Важным условием воспитания является родительский авторитет — влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, воспитывающее уважение к родителям. Анализируя опыт семейного воспитания, можно прийти к такому выводу: далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Существует много ложных оснований авторитета Авторитет подавления.

Сегодня им страдают как отцы, так и матери. По каждому поводу родители раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физическим методам воздействия. Таким родителям совершенно не интересно, какие проблемы испытывает их ребенок. При таком терроре ребенок вырастает безвольным, забитым, запуганным или, наоборот, самодуром, мстящим за подавленное детство. Такие родители разговаривают со своим ребенком тоном, не терпящим возражений, слушают и слышат в разговоре только себя, упиваются страхом и волнением в глазах и поведении своего ребенка. Авторитет родительского положения

Некоторые родители, занимающие высокие посты, демонстрируют свое положение и заслуги на каждом шагу: соседям, знакомым и в школе, где учится их ребенок. Если в семье это поощряется, дети очень быстро начинают пользоваться родительскими заслугами, но, не умея критически взглянуть на себя со стороны, становятся хвастливыми и высокомерными. Однако часто можно наблюдать в семьях такого типа, как дети стыдятся проявления их родителями своего положения, стесняются собственных отцов и матерей, пытаются как можно меньше бывать с родителями вместе. Авторитет педантизма

Родители, не считаясь с мнением ребенка, отдают приказы и требуют точного и беспрекословного их выполнения. Дети из таких семей либо подчиняются, и тогда страдают от отсутствия самостоятельности, либо сопротивляются требованиям взрослых. Авторитет назидания В такой семье ребенка мучают бесконечными поучениями и назидательными разговорами. В качестве примера приводится собственный опыт, который не всегда является положительным. Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них реагировать, отказываются слушать и слышать своих родителей. Авторитет любви

Это показная демонстрация родительской любви, заласкивание ребенка, выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к родителям. В этих семьях чаще всего вырастают циники, расчетливые дельцы, жестокие и агрессивные люди. Авторитет доброты

Послушание детей приобретается родительской добротой, мягкостью, уступчивостью, беспринципностью. Родители боятся конфликтов и уходят от них, принося себя в жертву. Дети в такой семье капризны, требовательны, командуют родителями. Авторитет подкупа

Хорошее поведение ребенка покупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого авторитета в семье, где нет согласия между отцом и матерью, где каждый пытается привлечь ребенка на свою сторону. В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, лавируют, приспосабливаются. Каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы ребенок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделенным всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством. На практике, к сожалению, не всегда так получается. Проблема состоит в3 том, что существует большая разница между тем, что родители хотят от своих детей и что они реально для этого делают.

Идеальный вариант родительского авторитета определить сложно.

Родители по степени выраженности своего авторитета делятся на несколько групп. Родители-автократы — властная своевольная личность. Примером проявления авторитета такой личности может быть ситуация, рассказанная мне недавно. Молодые люди поженились и решили жить самостоятельно. Отец молодой женщины сказал, что жить молодая семья должна только с родителями жены. В противном случае молодые должны забыть родительский дом. Вскоре молодожены расстались. Авторитет властности и эгоизма сделал свое дело. В такой семье отношения с детьми строятся на тотальном контроле и ограничениях. Дети в таких семьях реагируют на ситуацию двумя способами: борьбой или бегством. Борьба может выражаться по-разному: в одних случаях открыто, в других — скрыто. Открытая борьба ведется уже подросшими детьми. В таких случаях гнев выливается наружу, дети пускают в ход угрозы и даже шантаж. Если дети малы, они ведут скрытую борьбу: уходят в себя, внешне проявляют покладистость, но в душе у них все кипит, они ищут повод, чтобы включиться в борьбу. Другая крайность — вседозволенность. В таких семьях родители напоминают дорожные знаки: они безучастно смотрят на то, как растет их ребенок, лишь созерцая, что он творит. Такие родители считают, что ребенок подрастет и поумнеет, но зачастую паспортное взросление в таких семьях радости не приносит, а огорчения родителей становятся все масштабнее.

Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые родительского авторитета. Родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. К примеру, у отца неприятности на работе, и он компенсирует нервные издержки, контролируя дневник своего чада, распекая его при этом точно так, как его самого распекали на работе. Авторитета и уважения со стороны ребенка этот факт ему не прибавит, а недоверие, неприязнь, обиду оставит надолго. Авторитетность родителей в глазах ребенка — это прежде всего желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой для отца и матери она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители им объяснили, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно. Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного проступка по отношению к другим людям и самому себе. Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда. Авторитет родителей во многом зависит оттого, насколько они сами умеют прощать и просить прощение. Консультируя родителей школьников, я часто задаю вопрос: допускаете ли вы возможность попросить прощение у собственного ребенка? Лишь несколько семейных пар ответили утвердительно. В нескольких семьях утвердительно ответили мамы. Папы были застигнуты врасплох. Такие вопросы им не4 приходили в голову. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье, если у членов его семьи не выработана такая привычка. Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят иметь авторитет в глазах своих детей, — это отсутствие боязни критики со стороны своих детей. Меняется мир, дети 21-го века имеют иные информационные возможности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них. Какая музыка интересна ребенку, какие музыканты и группы стали его кумирами, какие книги он читает и почему они ему интересны, какие речевые обороты он использует и что они означают, — это и многое другое должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитетного лица для собственного ребенка. Авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтера. Каждодневный труд, часто приносящий тяготы и страдания, может быть вознагражден редко, но тем сладостнее для отца и матери маленькие победы, достигнутые в результате этого родительского подвижничества. Признание собственного ребенка, принятие его, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах, проявление ответственности, доступность родителей собственному ребенку — понятия обратно пропорциональные. Авторитет родителей — это баланс между любовью к детям и ограничениями. Если для того, чтобы привлечь к себе внимание родителей, ребенок должен совершить проступок, что может быть безобразнее и страшнее? Авторитет настоящий — это авторитет, исключающий авторитаризм, вседозволенность и безразличие родителей к своему ребенку. Наверное, родители должны помнить одну простую вещь: ребенок вовсе не должен вести себя хорошо всегда, ибо так он никогда не приобретет опыт понимания, что хорошо, а что плохо. Значение родительского авторитета состоит в том, чтобы ребенок понял в результате совершенного проступка, как можно поступать и как поступать нельзя. Для этого нужен авторитет контакта и принятия. Родителям необходимо уйти от установки: «я говорю — ты делаешь». Всеми своими действиями они обязаны научить ребенка понимать, что он должен выбирать путь, по которому проживет свою жизнь. Авторитет родителей заключается лишь в том, чтобы разъяснить трудности выбранного пути и его последствия. Пусть эти законы родительской истины помогут вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам! (слайды, музыка, проговариваю вслух)

Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.

Не налагайте запретов. В природе ребенка — дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие люди.

Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит! Закон 9

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!

Помните, что самое большое родительское счастье — видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!

Народная мудрость гласит. Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме. Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей. Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком. Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отно- шению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от собственных взрослых детей. (стихотворение) Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой. Родители, которые хотят иметь детей, должны не только ставить себе вопрос: какого ребенка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь и буду ли я ее иметь вообще?

Смотрите так же:  Приучаем ребенка спать без памперсов

Обсуждение с родителями проблемных вопросов по теме собрания. Ситуация № 1

Ира и Яна дружили, но дружили только в школе. Мама запрещала Яне приводить Иру домой, встречаться с ней. Мама считала, что Ира развита не по возрасту, часто бывает в компании со взрослыми мальчиками. Одним словом, может научить лишь плохому. Яне же нравилась Ира. Да, она модно одевалась, да, у нос были друзья среди мальчиков, — Яна тоже втайне мечтала об этом Ира говорила и рассуждала как взрослая. А самое главное, она могла ответить на любой вопрос, ответить понятно, доступно, даже на те, которые маме стыдно задать.

1) Оцените поступки девочек и мамы

2) Ваш выход из этой ситуации

Яна очень хотела иметь друга. Но как подойти, предложить дружбу — она не знала. Решила поговорить с мамой, так как близких подруг, с кем можно было бы этим поделиться, у нее не было. Мама, услышав робкие вопросы дочери, рассердилась. «Рановато, дочка, мальчиками интересуешься, лучше бы побольше времени урокам уделяла», — сказала она. Вечером мама по секрету рассказала отцу о вопросах дочери. Отец был категоричен. «Ишь, невеста», — бросил он дочери. Родители запретили Яне после девяти вечера выходить на улицу

1) Дайте оценку поведения всех членов семьи.

2) Как бы вы поступили на месте каждого члена семьи?

Каждый вечер мы докладываем о своих школьных делах, вернее, даже не просто докладываем, а в полном смысле отчитываемся. Я и младший брат садимся против него за стол и показываем свои дневники. Если нет никаких отметок, папа ведет с нами беседу, почти всегда на одну и ту же тему: каким он был прилежным в детстве и как хорошо учился. Отец не терпит возражений, поэтому разговаривать, возражать и перебивать его мы не решаемся. Мы подолгу сидим и слушаем.

Вопрос: Хотелось бы услышать ваше мнение. Можно по этому расскажу дочери судить об отце? Что? Какой это человек? Что бы вы пожелали этому человеку? (Заслушиваются ответы.)

Любовь к ребенку должна быть основана на уважении личности ребенка, знании его интересов, стремлений, умении вовремя оказать помощь, дать дружеский совет. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают ее дефицит. Родительская любовь, по словам Макаренко, «самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создаст величайшие человеческие ценности». Но она может стать и одной из причин неудачного воспитания детей, если к ним не предъявляются разумные требования. Такую родительскую любовь в народе называют «слепой». Она нередко способствует развитию эгоизма, ведет к разрыву между детьми и родителями.

Родительское собрание «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»

1 Родительское собрание «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» Цели: познакомить родителей с понятием «авторитет»; рассмотреть виды авторитета родителей; раскрыть роль настоящего авторитета родителей в воспитании детей; дать рекомендации по формированию настоящего авторитета родителей. Участники: классный руководитель, родители учащихся класса, школьный психолог. Подготовительная работа: 1. Приглашение родителей на собрание. 2. Анкетирование учащихся по вопросам: 1) Кому ты доверяешь свои секреты? 2) С кем в семье ты особенно дружен? 3) Все ли знают о тебе родители? 4) Понимают ли тебя папа и мама? 5) Всегда ли справедливы к тебе в семье? 6) Всегда ли ты говоришь правду своим родителям? 7) Если тебе плохо, то кому первому ты расскажешь о своих огорчениях? 8) Кого позовешь на помощь, если попадешь в беду? 2. Анкетирование родителей (проводится на предыдущем собрании либо родители заполняют бланки дома и в конвертах передают учителю). В о п р о с ы: 1) Доверяют ли вам дети свои секреты? Если да, то кому маме или папе? 2) Всегда ли вы справедливы к детям? 3) С кем из членов семьи наиболее близок ваш ребенок? 4) Кому из членов семьи рассказывает ребенок о своих бедах? 4. П о д б о р и оформление на листах текстов и вопросов для коллективного чтения и обсуждения родителями при работе в трех микрогруппах (необходимо оставить место для записи ответов родителей на листах). 6. Р а з р а б о т к а п а м я т о к родителям «Авторитет основа воспитания». О ф о р м л е н и е, о б о р у д о в а н и е и и н в е н т а р ь: 1) тест «Какие мы родители?»; 2) карточки с текстами, вопросами для проведения коллективного чтения и обсуждения в микрогруппах родителей; 3) оборудованные три рабочих стола; 4) памятки для родителей «Авторитет основа воспитания»; 5) запись на доске темы собрания и высказывания: Ваше собственное поведение самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете даже тогда, когда вас нет дома. А. С. Макаренко Х о д с о б р а н и я I. Организационная часть. В классной комнате оборудуются рабочие места для трех микрогрупп. Родители занимают места за одним из столов по своему желанию. Председатель родительского комитета открывает собрание, объявляет его тему и

2 знакомит с порядком работы. Избирается рабочая группа, в состав которой входят пять-шесть родителей и школьный психолог. II. Сообщение классного руководителя по теме «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка». А. С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он называл «общим тоном семьи». По мнению Макаренко, «общий тон семьи» воздействует на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои несогласия, ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроения в семье, к малейшему проявлению лжи и обмана. Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом, или общим тоном семьи, и результатами воспитания детей: крепкая, дружная семья воспитывает прямые, цельные и искренние характеры. Важным условием успешного воспитания детей является авторитет родителей. Под авторитетом родителей следует понимать влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, их словам, делам и поступкам. Анализируя опыт семейного воспитания, А. С. Макаренко пришел к выводу: далеко не все родители понимают значение своего авторитета в воспитании детей и далеко не всегда педагогически оправданными являются действия и поступки по установлению авторитета. В своих работах он рассматривает и критикует ложные основания авторитета. К сожалению, со многими из них можно встретиться и сегодня. Родители для ребёнка камертон: как они прозвучат, так он и откликнется, но все мы хотим воспитать своих детей достойными людьми, а без авторитета родителя воспитание невозможно. Смысл авторитета заключается в том, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность. Авторитет может быть организован в каждой семье. Встречаются родители, которые организуют авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались — это цель. А на самом деле, это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью, цель может только одна правильное воспитание. Авторитет подавления. Особенно часто прибегают к нему отцы. По каждому поводу такой отец раздражается, сердится, повышает голос, а нередко хватается и за ремень. При таком отцовском терроре положение матери в семье сводится к нулю, дети вырастают либо забитыми, безвольными, либо самодурами, мстящими за свое подавленное детство. Авторитет резонерства, при котором родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. По каждому поводу

3 родители начинают длинные и скучные речи, подчас одни и те же. Дети привыкают к ним, не реагируют на них, часто озлобляются и перестают слушать и уважать родителей. Самым распространенным видом ложных авторитетов Макаренко считал ложный авторитет любви. Родители в таких семьях захваливают ребенка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери создает в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция. Разновидность этого вида авторитета ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители все разрешают ребенку. Малыш живет в атмосфере всепрощенчества, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети командуют родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, предъявляющего непомерные претензии и требования, мало дающего обществу и семье, не признающего запретов. Другой разновидностью ложного авторитета является тип семейного воспитания, названный А. С. Макаренко ложным авторитетом подкупа. Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю. » часто слышат воспитатели разговоры матери с ребенком. В такой семье растет ребенок, который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя. Он из всего постарается извлечь пользу. Вывод: Авторитет необходим в семье. Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание. — Строгость в воспитании предполагает сочетание высокой родительской требовательности с уважением к ребёнку как к развивающейся личности. Причину появления у ребёнка своеволия, непослушания В.А Сухомлинский видел в неумении родителей пользоваться родительской властью; Родительская власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребёнка его желание быть хорошим. Это желание есть буквально у каждого ребёнка, и с тончайшим своим инструментом родительской властью надо подойти к ребёнку так, чтобы не сломать этого ещё не твёрдого, хрупкого душевного порыва. Если же вы превратили умную, мудрую власть в деспотическое насилие неокрепшее желание быть хорошим лопнет, и произойдёт самое тревожное, что может произойти в душе ребёнка. Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью. Помните, что Ваш сын, Ваша дочь такой же человек, как и вы. III. Работа в микрогруппах. Каждая микрогруппа получает текст на листах для коллективного чтения и обсуждения: Какие ошибки совершила мама? Какой вид авторитета сложился в данной семье? — Как можно исправить ситуацию?

Смотрите так же:  Можно ли курить кальян при ребёнке

4 Заботливая мама Л. Алешина «Славик мальчик одаренный. Несомненно, он будет композитором: в десять лет уже сочинил марш. Занимается в музыкальной школе при консерватории. Правда, у него плохие отметки в общеобразовательной школе, куда он ходит с большой неохотой. Но какое значение имеет математика или география для будущего композитора?» Так рассуждает мама. А вот преподаватели возмущаются мамой. Считают, что она поддерживает в сыне нездоровые тенденции: небрежение ко всему на свете, кроме музыки. Мама убеждена, что их рассуждения идут от полного безразличия к судьбе ее талантливого сына, и занимается его развитием и воспитанием сама. Она водит сына по вечерам (особенно весной) гулять на набережную Невы, обращает его внимание на нежные тона северного неба. Даже в обычные дни накрывает на стол, как в большой праздник. Пусть мальчик привыкает к красивому: любуется хрусталем, расписным фарфором. Она воспитывает в сыне уважение к великим людям. Сын молча подходит к окну, открывает его и кричит: Колька! Дурак! Я сейчас выйду! Мама в ужасе восклицает: Шопен никогда не разговаривал с друзьями так грубо! Тебе не по двору бегать надо, а лечь поспать. После обеда это полезно. Для нервной системы. Спи сама! Я хочу гулять! Сын отталкивает мать, идет к дверям. Мать вслед ему напоминает: Чайковский никогда не толкал маму! Ты что, видела? Он умер в прошлом веке! Славик через две ступеньки сбегает вниз по лестнице. Оттого, что у него есть способности к музыке, мама и бабушка считают, что общепринятые приемы воспитания к Славику неприменимы. Бабушка, например, на справедливые отцовские замечания смотрит как на проявление недалекого ума. Мама при сыне говорит об отце бабушке: Что ты хочешь от этого идиота? Отец теряется, отступает, зная, что его возражения вызовут истерические слезы у жены и повышенное давление у тещи. Он задерживается на работе, воскресенья проводит у товарищей. А к сыну подступиться все труднее.

5 Отца уважать надо Л. Островская Отца уважать надо! постоянно слышит Шурик от папы. Когда была произнесена эта фраза впервые, мальчик и не помнит. Пожалуй, раньше, чем мог осмыслить ее. Уважать? Конечно, как же может быть иначе: самый сильный, самый умный, самый красивый. Так думают все дети на свете. шурик растет. Растут и его возможности критически мыслить, сопоставлять, оценивать. Теперь родительская аксиома «отца уважать надо» все чаще и чаще подвергается сомнению. Правда, что портрет Витиного папы вывешен в заводском клубе? Он ударник? А ты? Отец недовольно морщится: Ну и что? В следующий раз мой портрет повесят, а его уберут, ведь не всех же сразу. Неугомонный ты, Шурик! А Витька сказал, что тот, кто водку пьет, тот не бывает ударником! Это правда? Ну, раз ты Витьке веришь, то зачем у меня спрашиваешь? Сыну хочется верить папе, но факты неумолимы. Витин папа давно уже пришел с работы и вместе с сыном отправился куда-то по делам. А Шурик все еще ждет своего папу. Наконец отец появляется. Шурик еще издали по нетвердой его походке догадывается, что это он. Заждался? Вот пообедаю, пойдем в зоомагазин за кормом для рыбок. Я же обещал! Но мальчик почти уверен, что не будет так, как папа сказал. Будет по-другому: отец, как всегда, будет во дворе с приятелями обсуждать дела минувшего дня. Так и было. Ребенок был прав в своих опасениях: сегодня все повторится, как вчера, а завтра будет, как сегодня. А потом бунт сына: Да-а-а! Ты только все обещаешь! Вот Витин папа (с некоторых пор эталоном отношений ребенка и взрослого для Шурика стали Витя и его отец) с Витей гуляет! А ты со мной никуда не ходишь. Упрек, конечно, справедлив. Это понять нетрудно даже отцу Шурика.

6 «Ты мне, я тебе» Л. Островская Беря сына вечером из детского сада, родители постоянно спрашивали его: Кого ты больше любишь меня или папу? Тебя больше! отвечал сын скороговоркой. Признание делалось второпях, с одинаковой легкостью папе и маме: мальчик устремлялся к маминой сумке или папиному карману, где находился припасенный для него сувенир. Обе стороны родители и сын испытывали удовольствие. Первые от того, что видели ребенка в настроении, улыбающимся, радостным, второй от очередного сувенира. Вскоре четырехлетний мальчик, прежде чем ответить на традиционный вопрос, уточнял: А что мне принесли? Если сюрприз не устраивал его, то отношения между взрослым и ребенком портились и начиналось: «Не хочу одеваться!», «Не пойду домой!», «Почему ты пришла, а не папа?».

7 V. Тест «Какие мы родители?». Проверим себя, ответив на вопросы «да», «нет, «иногда». 1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему? 2. Ваш ребенок совершил проступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания? 3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей? 4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться? 5. Используете ли вы форму запрета и приказа только тогда,. когда это действительно необходимо? 6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов? 7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние? 8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка? 9. Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо? 10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»? За каждый положительный ответ запишите себе два очка, за ответ «иногда» одно очко, за отрицательный ноль очков. К л ю ч к т е с т у: Менее 7 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области. От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

8 Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее, не удастся ли вам еще кое-что немного улучшить? ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «АВТОРИТЕТ ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ» 1) Требовательное отношение к себе основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом. 2) Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самими собой. 3) Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми. 4) Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям. 5) Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми. 6) Духовное общение с детьми одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение детских книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение малыша к полезным увлечениям отца или матери (занятиям спортом, рукоделием, художественной самодеятельностью, коллекционированием и др.). 7) Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы. 8) Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках. 9) С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить. 10) Детям нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца или матери ребенок тонко чувствует. Классный руководитель благодарит родителей за активную и плодотворную работу на собрании, прощается, сообщает, когда состоится следующее собрание и что предстоит сделать родителям по его подготовке; назначается дата заседания родительского комитета.

9 В заключении хотелось бы добавить, что известный семейный психолог Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия каждому из нас (заметьте взрослому тоже!) необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Источник:

Другие статьи

  • Циклоферон свечи детям инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые кишечнорастворимой оболочкой желтого цвета, двояковыпуклые. Вспомогательные вещества: повидон, кальция стеарат, гипромеллоза, полисорбат 80, сополимер метакриловой кислоты и этилакрилата, […]
  • Наглядные методы воспитания и их применение в доу Методическая разработка по теме: методы и приемы использующиеся в детском саду методы и приемы Предварительный просмотр: Методы и приемы: 1. Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского […]
  • Сестринский уход за детьми с пороками сердца врождённые пороки сердца Категория: Сестринское дело в педиатрии/Болезни сердечно-сосудистой системы Врождённые пороки сердца (ВПС) - это аномалии морфологического развития сердца и магистральных сосудов, возникшие на 28-й недели беременности в результате нарушения […]
  • Танакан таблетки для детей инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые оболочкой кирпично-красного цвета, круглые, двояковыпуклые; на изломе светло-коричневого цвета, со специфическим запахом. Вспомогательные вещества: лактозы моногидрат, целлюлоза […]
  • Элькар инструкция по применению детям до года Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка ◊ Раствор для приема внутрь прозрачный, бесцветный или слегка окрашенный; допускается наличие специфического запаха. Вспомогательные вещества: лимонной кислоты моногидрат - 1.2 мг, метилпарагидроксибензоат - 0.5 мг, […]
  • Картинки для развития детей 6 лет Картинки для развития детей 6 лет Развивающие задания для детей 6-7 лет Шесть лет или даже семь - это значит, что ребенок вступает в свой новый этап жизни, что впереди школа и нужно к ней быть готовым не только материально, но главное - морально. Современная школа […]