Белая горячка церковь

Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

– Добрый вечер, дорогие телезрители, братья и сестры. Сегодня в программе «Беседы с батюшкой» протоиерей Дмитрий Смирнов. Добрый вечер, батюшка.

– Добрый вечер, отец Александр. Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Всех вас поздравляю с днем интронизации Святейшего Патриарха Кирилла на Патриарший престол. Сегодня 6-летие этого события, очень важного для всей нашей Церкви.

– Вы, как участник всех этих событий, произошедших за 6 лет, как можете оценить его деятельность, как Патриарха?

– Произвело впечатление мощное строительство Церкви, определяющее ее будущее на десятилетия, если ни на века. Возник необходимый орган – Межсоборное присутствие. В нем собираются специалисты разных областей, принадлежащие Церкви: епископы, священники, миряне, богословы, историки. Они готовят к Архиерейским Соборам документы, которые станут направлением жизни нашей Церкви. Эти документы отвечают на вопросы о взглядах Церкви на то или иное. Многим, особенно молодым пастырям, бывает трудно сориентироваться, как нужно сопрягать нынешнюю практику с церковной традицией: с одной стороны мы живем в XXI веке, с другой стороны есть каноны Церкви. Решался один из главных вопросов – вопрос о Евхаристии, о подготовке к Таинству Святого Причащения. Наши архиереи уже получают «отполированный» документ, вносят необходимые коррективы из того, как они это чувствуют и понимают, и это становится уже документом Церкви. Собор работает не раз в 2-3 года, а непрестанно. Это величайшее дело, о котором сто лет назад можно было только мечтать.

Увеличилось количество епархий, чтобы для каждого человека нашей огромной страны донести слово Божие. У нас есть такие деревни, где со дня основания (а это может быть и 600 лет) никогда не видели священника. Деление огромных епархий на такие, какие архиерей может достичь, объехать все населенные пункты, посмотреть обстановку, достучаться до сердец людей, организовать общину, евхаристическое собрание, использовать существующее помещение, которое можно в дальнейшем преобразовать в храм. Это важнейшее дело для проповеди христианства.

Еще, конечно, проповедь Патриарха необычайно мощная с интеллектуальной точки зрения, с безукоризненной логикой и красотой слова. Он главный миссионер, его проповеди показывают и на канале «Союз», и на других каналах, начиная с «Первого». Не знаю во всех ли городах, но по телефонным сетям ежедневно распространяются цитаты Патриарха, очень краткие, в формате sms. Они дают пищу для размышления на каждый день. Если это развить, то это – готовая проповедь.
Заработал Высший Церковный Совет, о котором говорили в Церкви еще сто лет назад. Он собирается раз в 1,5-2 месяца – гораздо чаще, чем может собраться Священный Синод. Там решаются актуальные вопросы, с которыми медлить нельзя, это делает жизнь Церкви гораздо более динамичной.

Еще отмечу миссионерские поездки Святейшего. Он освящает храмы, бывает в таких местах, куда не ступала нога Патриарха. Трудно нам грешным священникам давать оценку нашему Первосвятителю. Он – историческая личность, живая история. С точки зрения внутрицерковной жизни, можно себе самому позавидовать в том, что я живу в эту эпоху. Конечно, все очень непросто, трудно, нужно огромное количество энтузиастов, Церковь по-прежнему нуждается в кадрах, вызовы времени огромны. Благодаря каноническим процессам на территории нашей Церкви, упорядочивается жизнь, рождаются устойчивые проекты, которые будут действовать и дальше. Это огромное благо для людей, чтобы быть не просто крещенными, а быть просвещенными христианами.

– Сегодня для нас особенный день, мы начали подготовку к Великому посту. Почему она всегда начинается с чтения притчи о мытаре и фарисее?

– В своей сегодняшней проповеди Патриарх привел цитату Ефрема Сирина, святого отца IV века: «Смиренный кающийся грешник не нуждается в добрых делах. А превозносящийся праведник, исполненный добрыми делами, разрушает все свои труды для Царствия Божия». Лучше не скажешь, потому что, вступая в поприще поста можно принести себе не пользу, а вред. Причем не только телесный и психический, а именно духовный. Если человек то малое, совершенное в Великий пост, будет ставить себе в какую-то заслугу или укорять непостящихся, он отдалит себя от Царствия Божия. А не постящийся человек, по каким-то обстоятельствам, который со смирением и покаянием, с просьбой о милости взывает к Богу, выйдет из этого поста более оправданным, чем тот, который постится по уставу и исполнен самодовольством. Эта мысль очень важная, она много раз повторяется в церковных песнопениях.

Ефрема Сирина я читал последний раз 35 лет тому назад, у меня есть только два тома, но мне не встречалось такое мощное сообщение, чего многие от нас ждут, мощный образ того, как нужно к этому подходить. Очень мало людей это чувствуют. Все хотят получить некую инструкцию, действуя по которой они будут спасены. Здесь нужны не инструкции, а нужно войти в саму суть духовной жизни.

– Понимание сути не до всех доходит, и тогда человек останавливается.

– Или доходит не сразу. Когда человек поздновато приходит в Церковь, можно рассчитывать только на милость Божию. Я по себе знаю, что уже и память не та, и все дается с трудом.

– Поэтому пусть каждый в меру своих сил и понимания предпримет это поприще.

– Да. Как сказал Иоанн Златоуст: «Господь и намерения целует». В переводе со славянского «приветствует». Имея доброе намерение во славу Божию, очень скромно, не в коем случае не выпячивая, не демонстрируя перед народом свой постящийся вид, нужно совершать это поприще.

– Как быть, когда тебя спрашивают напрямую: «Как ты постишься?»

– Мой первый духовник учил отвечать: «А что?» Почему-то многие люди считают, что на любой вопрос должно давать ответ. Да вовсе нет! Нет такой заповеди или закона, где бы предписывалось отвечать на любые вопросы. Это ведь относится непосредственно к интимной жизни человека, к его душе. Человек, не снимая уличных сапог, лезет в душу.

– Вопрос телезрительницы: «Здравствуйте. Я раба Божья Светлана. Как вести себя, если муж изменяет? Терпеть, каяться, молиться за него, или бросить все и уйти?»

– Дорогая Светлана, это решение может быть только Вашим, уйти или выгнать – зависит только от Вас. Я уже знаю Вас по голосу, знаю Ваше имя, а что с мужем и каков он, и насколько это достоверно – это можете знать только Вы. Нельзя дать какого-то совета.

– А всегда ли полезно терпеть?

– Большей частью, но не всегда. Бывает, что терпение человека носит другой мотив, например, ради материальной выгоды. Таких случаев очень много. Человек может терпеть, чтобы его оставили в покое, может терпеть из равнодушия, например, к собственным детям. А подвиг воспитателя зависит в том, чтобы всегда реагировать на недостойное поведение своих детей. Но человек думает только о собственном покое, а из ребенка вырастает «хамло», которое портит жизнь не только родичам, но потом и жене. А причина в том, что человек, якобы, терпит.

– А так просто – взял и ушел со своего поста, служения!

– Дело в том, что человек имеет на это право. Некоторые разделяют: мужчине – можно, а женщине – нельзя. Это не так. Господь в этом смысле не может различать, что можно одному, а что нельзя другому. Что грешно – то грешно. Никто не может сказать: «Ты – терпи!». Один человек это может воспринять с покаянием, как укор и повод для исправления. А другой человек воспримет это как поощрение. Светлана должна решать, полезно ли ее мужу ее терпение или нет.

– Вопрос телезрительницы из московской области: «Здравствуйте. Это Мария. Врачи виноваты в смерти моего мужа. Мне интересно знать: его призвал Бог или это незапланированная смерть?»

– Очень хороший вопрос, Мария. Жизнь и смерть решается промыслом Божиим. Но это не значит, что те, кто его лечил – не виноваты. Вашего супруга забрал Господь. А халатность врача, ошибка или просто халтура – это уже на его совести. В промысле Божием было, что Христос будет предан и распят. Но это не значит, что Иуда не виноват. У Вас похожая ситуация.

– Может быть, врачи не виноваты, они сделали, что могли?

– Причиной смерти моего деда (по матери), была явная халатность врачей скорой помощи. Человека с острым инфарктом понудили пешком спускаться по лестнице дома. Он ночью умер разрыва сердца. Сердце разлетелось в клочки, он заорал на всю больницу от боли. К такому больному нужно приезжать с носилками, врачи скорой помощи понимали это. А когда в больнице его готовили класть в палату, на нем разрезали пальто, понимая, что человеку нельзя даже шевелиться. У нас не принято «права качать». Мы понимаем, что его забрал Господь, но люди этому послужили.

– Вопрос от телезрительницы: Добрый вечер. У человека темная сила, можно ли получить избавление от нее? Бес внутри, не дает покоя.

– Вы когда-нибудь Евангелие читали? Вы не помните, Кто там исцелял бесноватых?

– Читала. Иисус Христос.

– В Нем и надо искать помощи.

– Но сейчас же нет Иисуса Христа?

– Он сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28,20). В Новом Завете сказано, что Церковь – это Тело Христово. Обращаясь к Церкви, и через нее к Иисусу Христу, мы получаем помощь.

– Можно найти священника, который мог бы индивидуально провести отчитку?

– Вы даже знаете слово «отчитка» — значит Вы в курсе дела. Пойдите в храм, Вам все расскажут.

– Я спрашивала у священника, он сказал, что не знает, кто это может сделать. Это лично у меня беда такая. Я знаю, что Сергиевом Посаде есть батюшка Герман, но он ведет отчитку коллективно.

– Вы причащались давно в последний раз?

– Недавно. В конце поста.

– Это хорошо. Причащение – залог исцеления.

– Батюшка, на Вас сегодня медаль. С каким событием это связано?

– Связано с 10-летием телеканала «Союз». Так как мы с тобой являемся участниками, и нашу передачу много людей слушает, то Его Высокопреосвященство митрополит Кирилл Екатеринбургский приехал специально в Москву, и в торжественной обстановке почтил своим вниманием. Но половина медали твоя, потому что мы вместе сотрудничаем. Я хочу призывать всех наших слушателей не забывать о материальной помощи каналу. Каждый человек может быть не только пассивным участником. Владыка Кирилл сказал в своем поздравительном слове: «Сложился многомиллионный приход – приход телеканала «Союз», который смотрят люди во многих странах мира». Каждый человек должен свой приход содержать, поэтому это обязанность лежит на каждом слушателе.

– Поздравим всех сотрудников и владыку с этим юбилеем. Они делают важное и доброе дело, преодолевая невероятные трудности. Честь им и хвала за то, что они все это сумели удержать.

– Тут, конечно, много подвижнического труда. Начинал дело еще владыка Викентий. Сейчас это мощно продолжается, развиваются новые рубрики. Нет такого воцерковленного человека, который бы не смотрел телеканал «Союз».

– Дома практически нет возможности уединиться для молитвы, семейство шумное и многочисленное, даже в ванной не удается спрятаться. В итоге молитва получается наспех, скомканная, а я от этого мучаюсь. Как быть: продолжать молиться в таких условиях или предпринять что-то другое?

– Когда я был молодым, ездил к отцу Тавриону в Елгаву в Спасо-Преображенскую Пустынь. Он так говорил: «Ты жалуешься, что тебе негде помолиться? Так накройся одеялом и молись!». Человек ходит в магазин и, когда все куплено, можно войти в подъезд, поставит сумочку и помолиться.

– Есть такое понятие, что не во всех местах человеку должно молиться. Некоторые места не соответствуют предстоянию человека перед Богом.

– Человек может молиться даже в голом виде, например, в реанимации. Лежишь голый под простынкой, вокруг тебя снуют люди обоих полов. Реанимация – самое подходящее место для молитвы. Что еще там делать?

– Это возможно, если человек в сознании.

– Бывает, человек внешне без сознания, а деятельность его души продолжается. Так же и здесь. Конечно, лучше всего молиться в храме или в специально оборудованной келье, где все способствует молитве. У меня есть друг священник, он во время езды на автомобиле непрестанно молится. Он так глубоко входит в это, забывая, что везет пассажиров, и в полголоса творит молитву.

– Вопрос от телезрителя: «Добрый вечер. Можно ли сделать телеканал «Союз» центральным каналом?»

– Нет проблем. Для этого кого-то из нас двоих нужно сделать премьер-министром. Мы закроем какой-нибудь канал, а «Союзу» дадим все функции, выделим бюджет, как каналу «Культура», без рекламы можно обходиться. Или Вас можно сделать премьер-министром. Мое дело: крестить, отпевать, проповедовать. А Ваше мирянское дело: печатать, записывать, снимать. У меня совершенно другая специальность. Вам нужно заняться такой деятельностью, которая в конечном итоге привела бы к тому, чтобы телеканал «Союз» был на первой кнопке. Диктора Балашова, который трудился на телевидении, когда я был молод, спросили: «А Вы телевизор смотрите?» «Только телеканал «Союз»« — ответил он. Даже сотрудники телевидения понимают важность этого канала.

– В молодости мои родители совершили грех аборта и ничего не хотят слышать о покаянии в этом грехе, считая, что, совершив его на ранней стадии беременности, не совершили грех. Подскажите, чем могу помочь родителям со своей стороны, что я могу сделать для их пользы?

– Родить пятнадцать детей. Пожилые люди обычно очень любят внучков. Таким образом, они хорошо почувствуют, чего они на самом деле себя лишили.

– Может быть, это в них вызовет чувство раскаяния. Не всегда человек может родить столько детей, сколько он хочет.

Смотрите так же:  Шизофрения в анамнезе

– Сколько Бог даст. Я сказал «пятнадцать детей», потому что для русской семьи это было обычное дело 100 лет назад. Или как у тебя сейчас – восемь детей. У моего младшего брата тоже восемь.

– Вопрос от телезрительницы: «Здравствуйте, дорогие батюшки. Мои дети хотят на Масленицу сжигать чучело. Это не противоречит православию?»

– Чучело к православию вообще не имеет никакого отношения. Сжигание чучела – языческое действо. Участвовать в языческих обрядах крещеному человеку негоже. Масленица – это особое время подготовки к Великому Посту, можно сказать, что уже его начало, потому что эта неделя называется мясопустная, мясо не употребляется, это уже первая стадия поста. Это время не для того, чтобы веселиться, наряжаться, а чтобы начать размышлять о крестных страданиях Христа Спасителя. На Масленице в среду и пятницу совершается Божественная литургия, как в Великий пост. По уставу полагается совершать поклоны с молитвой Ефрема Сирина. Как к Рождеству елка не имеет отношения, так и к Масленице чучело не относится.

– А блины, которые люди стопками выпекают в эти дни?

– Блины – это обычная форма русского хлеба. В Закавказье это – лаваш. К Масленице не имеет отношения. Масляные гуляния устраивают люди, не наполненные христианским благочестием. Это лишний повод выпить и закусить. Масленица наоборот для того, чтобы начать утеснять свое чрево, а не для того чтобы наесться, как в последний раз.

– Эта традиция сейчас очень укоренилась.

– Потому что это зрелищно, и сотрудники нашего телевидения, далекого от Церкви, только такое и снимают: кто как в воду окунается, и как чучело сжигают. Человек не должен делать бессмысленные вещи. Сегодня, 1 февраля в Москве была гроза: сверкали молнии, был гром и град. На кой сжигать чучело, которое, якобы, изображает зиму? Это такая же бессмысленная вещь как Хэллоуин.

– Везде пишут: «Православнее празднуют Масленицу».

– Масленица – не праздник, в этом нет никакого события, это мясопустная неделя.

– У нас с мужем происходят частые конфликты из-за его родственников. Супруг, не считаясь с моим мнением, спешит решать их проблемы, зачастую в ущерб нашей семье. Наша семья стоит на втором месте после его сестер. Должна ли я соглашаться с мужем в этом, или я все-таки должна отстаивать свое мнение?

– Главное в этом отстаивании – не убить друг друга. Второе – не убить семью. Третье – прежде чем выходить замуж, нужно изучать не только мужа, но и его родственников и их взаимоотношения. Спрашивать, понимает ли он, что жена важнее, чем отец с матерью, а тем более братья и сестры. Если он понимает это – хорошо, если не понимает – объяснить и спросить, согласен ли он с этим. В дом попал снаряд, балка упала на жену и на сестру. С какого конца балку поднимать, чтобы освободить женщин? По-православному, с того конца, где жена. Если он не понимает этого, то за такого мужчину выходить замуж – опрометчиво. Есть еще один вариант, как поступить: можно стать для своего мужа таким драгоценным человеком, что он у ее ног, как у ног своей принцессы, будет согласен часами сидеть, ничего не получая взамен, а только с радостью глядя в ее глазки. Она должна постараться, чтобы он ее так возлюбил.

– Вопрос от телезрительницы: «Здравствуйте. У меня пьет сын. Когда я заказываю за него сорокоуст в храме или начинаю дома читать акафист «Неупиваемой Чаше», он начинает пить еще сильнее. Почему так происходит?»

– Дело в том, что существует такое существо: невысокое, серовато-зеленого цвета, называется «бес пьянства». Он обычно является человеку, когда начинается белая горячка в результате многократного отравления алкоголем. Бес пьянства владеет человеком и не хочет выпустить его из своих когтей для того, чтобы человека погубить. Когда мы молимся, бес испытывает дискомфорт. Поэтому, чтобы прекратить эту молитву, он начинает склонять человека пить еще больше, чтобы Вас испугать, лишь бы Вы перестали молиться. Вот почему сын сильнее пьет. Это встречается очень часто.

– Искушения обостряются, и болезни подступают, когда человек начинает усиленно молиться. Говорят: «Молюсь о здравии, а болезнь все хуже».

– Многие болезни имеют кризис. Болезнь развивается, наступает пик, а потом она идет на спад.

– При этом люди замечают, что перестают молиться, и все отступает.

– А потом ведь опять начинает! Если бы совсем отступило, то можно было сказать: «Всё, не молись».

– Людей пугают ухудшения во взаимоотношениях с родственниками, в болезнях, именно по причине их молитвы. Спрашивают: «Может быть, я что-то не так делаю, не так молюсь? Почему становится только хуже?»

– Дело в том, что большинство людей молитву воспринимают, как некий заговор, лекарство. Люди думают: «Нужно прочесть молитву, а результатом этого прочтения должно быть обязательно исцеление». Поэтому и спрашивают: «Как молиться?» Они думают, что нужно найти правильный текст и правильно его прочесть. Нельзя относиться к молитве, как к некоему колдовству. Молитва – это обращение живого человека к живому Богу: «Ты, как наш Создатель и милосердный врач, призри на этого человека, одержимого бесом. Помоги ему, я Тебя очень прошу!» Нужно просить неотступно, с надеждой и верой в то, что Господь может это сделать. Можно взять на себя какой-то подвиг, например, чтобы не пил сын, родителям полностью отказаться от вина даже по праздникам. Он посмотрит и скажет: «Люди могут ради меня, а я разве не могу ради них?» Может быть, что-то у него в совести произойдет. Господь найдет способ, как подействовать.

– Нередко люди накладывают на себя пост именно ради помощи другому. Насколько это действенно?

– Всякое дело, которое делается во славу Божию, всегда действенно, если это происходит с верой, смирением и надеждой. Только по времени бывает по-разному: бывает помощь приходит мгновенно, а может, придется несколько лет подождать.

– Когда просимое Господь медлит подать, то у человека возникают сомнения: «Правильно ли я все делаю, не своевольничаю ли?»

– Это зависит от состояния души. В смирении нет своеволия, остается одна чистая любовь. Господь, собственно, этого и хочет. Искомое состояние души – в любви.

– Как грешному человеку просить со смирением?

– Сначала смириться. Человек гордый, но другого пути нет ко спасению. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). Благодать исцеляет.

– Что значит: гордому человеку смириться? В чем это должно проявиться?

– Например, человек должен по учению святых отцов нашей Церкви, почитать себя хуже всякой твари – добавлю от себя – всякого насекомого. И из этого состояния взывать к Богу. Это понимание истинное, потому что человек грешит гораздо больше любого насекомого.

– Как человеку спуститься с вершины своей гордыни?

– Нужно просто протрезветь. Люди зависят от мнения других. «Чего это они мне указывают?» А почему бы и нет? Ты кто такой? Человек должен все время, глядя в зеркало, задавать себе этот вопрос: «Кто ты такой?»

– Всего доброго, до свидания.

Ведущий: священник Александр Березовский
Расшифровка: Анна Солодникова

Пьянство – добровольно накликаемый бес

Слово пастырей на новогодние праздники

По православному календарю 1 января по н.ст. (19 декабря по ст.ст.) празднуется память мученика Вонифатия – святого, которому молятся об избавлении от пьянства. Но сегодня, к сожалению, этот день в России стал днем всенародного пьянства и тяжелого похмелья. О том, какой вред человеческой душе, родственникам пьяницы и его близким наносит грех сладострастия, говорят священники Артемий Владимиров, Димитрий Фетисов, Дионисий Каменщиков и Димитрий Выдумкин.

«Господь призывает нас расстаться с грехом сладострастия
так же решительно, как это сделал святой Вонифатий»

Священник Димитрий Фетисов, старший преподаватель кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина:

Не менее кощунственной мне кажется и всенародная попойка в день памяти того святого, которому молятся об избавлении от недуга пьянства, ведь 1 января по новому стилю совершается память мученика Вонифатия.

Этот человек в прежней своей жизни был подвержен греху сладострастия во многих его проявлениях, так как, будучи рабом знатной госпожи, он состоял с ней в преступной связи и помимо этого страдал алкоголизмом. Посланный этой грешной женщиной для того, чтобы разыскать и привезти мощи святых мучеников, он, видя их чудесное мужество и решимость терпеть за Христа лютые мучения, сам последовал их примеру.

На мой взгляд, это промыслительно, что память святого Вонифатия приходится на Новый год. Господь этим как бы призывает нас расстаться с грехом сладострастия так же решительно, как это сделал святой. А решительность здесь – самое главное.

Пока алкоголик решительно не возненавидит не только саму спиртосодержащую жидкость, но и даже упоминание о ней – он останется алкоголиком. Пока страждущий от недуга винопития обманывает себя, говоря перед вхождением в запой: «Ну, я только рюмку опрокину, и всё…», – он никогда не справится со своей страстью.

Ведь страсть, ставшую уже частью души, можно только ампутировать, как в случае с заболеванием раком или гангреной. Если вовремя этого не сделать, то безвозвратно погибнет весь организм. Но для этого, опять же, нужна решимость.

В преддверии новолетия хочется всем читателям пожелать решимости святого мученика Вонифатия, чтобы провести эти дни благочестиво, стараясь не нарушать языческим разгульным непотребством святых дней Рождественского поста. И тогда Господь нам, верным в малом, даст великие духовные дары.

«Свойство всех страстей и в том числе пьянства – поражение воли»

Священник Дионисий Каменщиков, руководитель отдела по делам молодежи Саратовской епархии:

Людям, близкие которых пьют, прежде всего нужно молиться. Я много знаю случаев, когда жены и матери вымаливали своих сыновей и мужей, потому что молитва любящего человека очень сильная. Есть в нашем народе пословица о том, что материнская молитва со дна моря достает. Молитва человека, который любит, переживает, сострадает, умоляет Бога помочь, всегда бывает услышанной. У человека, о котором молятся, укрепляется воля, и он постепенно выздоравливает. Я не знаю чудес, когда человек бы не хотел бросить пить и бросил. В основном бывает так: человек сам понимает, что ему нужно остановиться, потому что он может погибнуть. Очень часто после принятого решения побороть грех винопития у человека не хватает силы. И здесь важна божественная помощь. Тогда Господь посылает благодать, и воля человеческая укрепляется. Когда решил человек бросить пить, тогда Господь ему помогает; когда человек не хочет бросить – это беда. Свойство всех страстей и в том числе пьянства – поражение воли. И выздоровление начинается с выздоровления воли.

Православный христианин должен быть примером для молодежи и для тех, кто страдает алкоголизмом. Если мы попадаем в компанию, где есть человек, страдающий винопитием, то христианину лучше вообще не пить. Апостол Павел говорит: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего». По этому принципу должен жить православный христианин. Если мы видим, что наших друзей можем соблазнить, то лучше не пить. Конечно, запрета на употребление вина в христианстве нет, это было бы абсурдно.

Когда ситуация в стране изменится к лучшему и зависимость от алкоголя будет меньше, тогда можно будет выпить бокал, другой за столом. Сегодня мы должны показать своим примером, что жить и радоваться можно и без спиртного.

«Страсть к алкоголю – это “ловушка для узурпатора”,
которым становится всякий, “покусившийся на счастье” без духовного подвига»

– Человек призван Творцом к духовной свободе, свободе от всякого земного пристрастия. Это необходимо как важнейшее условие достижения цели жизни – духовного единения с Творцом. Пристрастие к алкоголю опасно, прежде всего, тем, что радикально лишает человека такой свободы и делает его рабом «сладости греха». И, кстати, эта память о сладости греха становится потом для него главным барьером на пути преодоления страсти. Начинается же всё с «узурпации права на блаженство». Я поясню. В человека заложено законное стремление к радости и счастью. Это отголосок, своего рода – генетическая память о состоянии человека в раю, а также здоровая интуиция души, понимающей, что призвана она к вечному блаженству. Но вне Христовой истины человек не знает и не понимает пути, ведущего к этому блаженству. И велика опасность «сорвать зеленое яблоко» и получить «несварение желудка». Модель такого поведения показана нам еще в третьей главе книги Бытия. Адам и Ева, призванные к обожению, поддались на провокацию диавола, обещающего обожение здесь и сейчас, и вкусили запретный плод. Последствия всем известны. Но также и всякий человек, поддавшийся на провокацию того же диавола, может присвоить себе право на «блаженство» здесь и сейчас, и, разумеется, тут же «вырастают» и схожие последствия в виде алкоголизма, наркомании и прочих маний. Страсть к алкоголю – это, если хотите, «ловушка для узурпатора», которым становится всякий, «покусившийся на счастье» без духовного подвига. Подобный «узурпатор» становится рабом, владыка которого – страсть, а цепи – сласть. Отсюда и понятие «сладострастие».

Как мы помним на примере тех же Адама и Евы, раб, променявший Бога на иного «владыку», теряет адекватный взгляд и на себя, и на окружающий мир. Отсюда и все вытекающие последствия. Во-первых, пьянство, по слову святителя Тихона Задонского, «бывает виной многих и тяжких грехов. Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, – словом, делает человека скотом, словесного – бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет». Во-вторых, через подобный образ жизни человек подвергается духовному насилию от бесов. «Пьянство, – говорит святитель Василий Великий, – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу». Наконец, «главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным небо и не позволяет достичь вечных благ, так что, вместе с позором на земле, страждущих этим недугом и на небе ожидает тягчайшее наказание» (святитель Иоанн Златоуст).

Смотрите так же:  Чем лечить детские психозы

Алкоголизация человека по своему духовному значению подобна раковой опухоли и не ограничивается одним страдальцем, стремясь повсюду пустить свои «метастазы». Если алкоголик имеет семью, то члены его семьи вместе с ним пьют эту «горькую чашу». Алкоголик, ввиду утерянной адекватности, оставляет за собой порой одно лишь право выпить, отвергая какие-либо обязанности. Отсюда рождается бесконечное зло для окружающих: дурной пример для детей, сквернословие, опущение всех семейных обязанностей, ссоры и полное разрушение семьи. Немалая духовная проблема для близких алкоголика состоит в том, что они становятся созависимыми. Что такое созависимость? Согласно одному из определений, созависимость – концентрация внимания на болезни другого, увлеченность болезнью другого человека. Близкий родственник пьющего человека (мать, отец, жена, муж) порой всё содержание своей внутренней жизни приносят в жертву пьющему родственнику. Все мысли, желания, молитвы, дела оказываются связанными исключительно с ним. А собственная жизнь, духовная и личная, «забрасывается» далеко на периферию. Такое всецелое «погружение в пьющего родственника» становится настоящей проблемой-болезнью для созависимого, которая проявляется в гнетущей депрессии, отчаянии, нежелании жить, а порой и вовсе превращает созависимого родственника в собутыльника. Зачастую все члены семьи пьющего человека являются в той или иной мере созависимыми. Поэтому очень важно на ранних стадиях алкоголизации человека обращать внимание на начавшуюся проблему.

«Поопасимся, друзья, от воздействия духов блуда и пьянства»

– Мы дожили до того благодатного времени, когда церковный праздник Христова Рождества стал государственным.

Это значит, что 1 января – всего лишь начало очередного финансового года. Обаяние семейного праздника советских времен, не отягощенного материалистической идеологией, уходит, исчезает, растворяется в таинственном свете Рождественской ночи.

Люди, мало-мальски причастные к Православию, стараются в завершение поста не повредить собственной душе невоздержанием, не рассеяться, не потерять духовную радость накануне Сочельника и Рождества Христова.

Вот почему светское новогоднее веселье требует от воцерковленных людей мудрости и собранности. Важно и приветливость сохранить, и на поздравления ответить с учтивостью, и соблюсти душу и тело в воздержании и чистоте, чтобы не огорчить Человеколюбца Христа.

Но теми, кто остается за оградой Матери-Церкви, эта ночь воспринимается как «всешутейшая и всепьянейшая». Пусть только не обидятся на меня те тихие, интеллигентные горожане, которые сами страдают от ночной пальбы и бесчинных воплей уличной толпы. Ведь известно, что все обобщения весьма приблизительны.

Однако нельзя не признать: многие только того и ждут, чтобы выпустить «джина из бутылки». Действительно, новогодняя ночь – абсолютная рекордсменка по числу несчастных случаев, насилий, травм, что является расплатой за нечестие и помрачение разума. Какой контраст между мажорным началом мирского празднества и его трагическим завершением! Подлинно, «без Бога не до порога»…

Итак, поопасимся, друзья, от воздействия духов блуда и пьянства, привыкших собирать столь обильные урожаи на постсоветском пространстве в гражданские праздники!

Мудрые люди говаривали в старину молодежи: «Смотрите, чтобы бес над вами не посмеялся». А потешается он над безвольными пьяницами и жалкими распутниками, лишающими себя и образа Божия, и человеческого облика. Пусть же демоны плачут по нам. Так бывает, когда мы блюдем христианское достоинство личности – целомудрие и меру во всем, бережем ясность ума и мир сердечный.

И нам не будут страшны ни конец, ни начало финансового года, а Богомладенец Христос одарит нас Своей Царственной улыбкой, когда мы со страхом и трепетом приблизимся к заветной Вифлеемской пещере.

И в заключение немного лирики…

Ах, в эту ночь пальба и дым,
Дрожат от криков стёкла.
И страшно выходить за тын,
Там мрачно всё и мокро.

Советский шумный Новый год
Справляют по старинке,
Ушедшему – творит народ
Весёлые поминки.

Запрос один – на оливье
И рыбные закуски;
Прилавки голы в январе –
Скупаем всё по-русски!

Меж тем волхвы ещё в пути,
А пастыри – на поле.
Звезду нам, грешным, не найти –
Нет жажды света боле.

О, тайна чудна Рождества!
От душ людских сокрыта…
Спал Вифлеем, спит и Москва,
И мы все у корыта…

Но верю: тонкие лучи
Развеют мрак кромешный…
Прийти к Тебе нас научи
И укажи путь Млечный!

Ты – Жизнь, Ты – Истина, Ты – Свет,
Младенец златокудрый!
К Твоим стопам спешит поэт
В ночи… уж брезжит утро…

Черти Белой горячки

Delirium tremens — алкогольный делирий, или, как его еще в народе ласково называют, «белочка» — является острым психическим расстройством, связанным с чрезмерным употреблением алкоголя.

Белая горячка является следствием «профессионального- увлечения спиртным, но возникает всегда только на трезвую голову, на 3-4 сутки после выхода из длительного запоя. Это самый частый вид связанных с алкоголем психических расстройств — на него приходится до 80 процентов случаев.

Причиной белой горячки является токсическое поражение мозга. Подобные проблемы чаще всего возникают у мужчин, 7-10 лет систематически злоупотребляющих спиртным. Почему они возникают во время выхода из запоя? Потому что возникает абстиненция, своеобразная алкогольная «ломка». Иногда психоз может быть спровоцирован черепно-мозговой травмой или тяжелой инфекцией, перенесенной алкоголиком. Механизм все тот же — кислородное голодание мозга плюс отравление целым коктейлем токсинов.

На фоне возникающей в этот период острой абстиненции у больного появляются головные боли, рвота, нарушения речи и координации, дрожание конечностей, повышается температура. Вскоре к этим симптомам добавляется необъяснимое чувство подавленности и тревоги, переходящее временами в панический страх. Наступающая бессонница добавляет больному страданий. Вскоре он начинает слышать пугающие звуки и странную речь, к этому примешиваются зрительные галлюцинации: больной видит сцены из знакомых ему фильмов ужасов, насекомых, мелких животных, которые, как ему кажется, ползают по его телу, проникают в рот и уши.

Однако наиболее частыми персонажами болезненных видений людей, страдающих белой горячкой, являются черти. Еще в Киевской Руси бытовало выражение «допиться до чертиков». В хрониках Данилова монастыря XV века упоминается любопытный факт: несколько монахов после неумеренного употребления горячительных напитков принялись «гонять рогатых- по трапезной. По приказу настоятеля нарушители монастырского порядка были немедленно связаны и помещены в холодный подвал для перевоспитания.

Некоторые исследователи полагают, что Иван IV перенес ряд приступов белой горячки, во время которых самодержец, как уверяют придворные летописцы, «отбивался от чертей невидимых, яко от огня адского».
Столетиями черти были знакомы и западным любителям крепких напитков. Одна из английских легенд повествует о шуте короля Артура, который развлекал благородных рыцарей тем. что после многодневного застолья имел привычку бегать по комнатам замка и давить мохнатых и хвостатых тварей с козлиными рогами, которые путались у него под ногами.

«Черти пьяниц» фигурируют не только у народов, традиционно относящихся к христианской культуре. В частности, известно, что до прибытия в Америку европейцев индейские племена не знали алкоголя, но употребляли легкие наркогики, которые снимали стресс, способствовали расширению сознания и использовались во время проведения религиозных ритуалов. Употребление психотропных веществ растительного происхождения не давало пугающих видений, лишь вызывало красочные поверхностные сны на грани действительности. Однако после знакомства с традиционными европейскими спиртными напитками в обиход самых разных американских племен прочно вошло понятие «невидимый мохнатый дух», который одолевал ослабевших от неумеренных возлияний индейцев.

В тридцатые годы прошлого века советские врачи, массово прибывавшие в районы Крайнего Севера, были удивлены рассказами чучкей, эвенков, хантов и манси, перенесших приступы алкогольного психоза, о рогатых животных, донимавших их во время заболевания. К тому времени эти северные народы уже были знакомы с исконно русским напитком — водкой, на которую до революции десятилетиями обменивали у купцов пушнину. По описаниям пациентов, пугающие сущности были весьма похожи на традиционных чертей, хотя в языческом пантеоне северных народностей таких персонажей нет.

Еще в 50-х годах прошлого века американский экстрасенс, химик по образованию, Ричард Флайм предположил, что пугающие видения алкоголиков во время приступов белой горячки имеют не столько патогенную, сколько внема-териальную природу. К этому выводу его подтолкнули труды средневековых западных богословов, а также индийские ведические трактаты, согласно которым те или иные человеческие пороки (к которым во все времена относилось и пьянство) формируются и поддерживаются определенным злым духом или демоном. Р. Флайм установил: несмотря на то, что каждый алкогольный напиток (виски, коньяк, вино, пиво и т.д.) имеет свою химическую формулу и оказывает строго определенное воздействие на организм, и в том числе на сознание человека, у всех сильно пьющих людей видения одинаковы.

К каждому из них хотя бы однажды приходили черти. Об этом он заявил во время интервью, данного в 1958 году Чикагской радиостанции. Тогда же Р. Флайм сообщил, что ему удалось заметить некие темные (в прямом смысле этого слова) сущности рядом с людьми, одержимыми приступами белой горячки, в то время как остальные, кто присутствовал при этом, ничего пугающего не наблюдали.

Уже в середине девяностых годов XX века челябинский психиатр Николай Правдин, открывший в себе после серьезной автомобильной аварии пара-психологические способности, на одной из конференций врачей-психиатров, проходившей в Екатеринбурге, выступил с докладом, в котором утверждал: алкоголь не только разрушает организм человека. Этиловый спирт, содержащийся в крепких напитках, несет в себе сильную отрицательную энергетику, которая истончает эфирное поле человека, ломает его структурную решетку.

Кроме этого алкоголь изменяет частоту электрических импульсов и, соответственно, колебаний в нервных клетках, что дает возможность человеческому глазу при определенных условиях видеть то, что в обычном состоянии тот воспринять не может. В частности — существ из параллельных миров, которые, будто вампиры, окружают пьяницу, лишенного защитного энергетического поля, и пожирают эманации его ментального и астрального тел.

История

«У моей бывшей одноклассницы Оли мать была больна шизофренией. Периодически ее забирали в психиатрическую клинику, подлечивали и отпускали домой. Потом Олину маму парализовало, и последние два года перед смертью она лежала дома, прикованная к постели. Ухаживала за ней Оля и Олина старшая сестра Лида, которая также жила в этой квартире вместе со своим мужем-алкоголиком, периодически напивавшемся до состояния белой горячки.

Однажды муж Лиды в очередной раз поймал «белочку» и вдруг забился в угол, и стал говорить, что из-под пола лезут люди, человек 40, и при этом один из них со свиным пятаком, а второй – с огненно-красной мордой. Говорил все это алкоголик шепотом, забившись в паническом страхе в узкую щель между холодильником и стеной на кухне.

В это самое время парализованная мать Оли и Лиды начала звать дочерей. Когда девушки вошли в ее комнату, та спросила, что делают в их квартире чужие люди, много, человек 30-40. А около ее кровати, показала мать («Да вот же они!») стоят двое: один со свиным пятаком и второй — с красной мордой.
Квартира у Ольги большая, трехкомнатная. Мать лежала в дальней комнате за закрытой дверью и слышать, что шепчет на кухне алкоголик-зять, никак не могла.»

Рассказ у гениального Владимира Набокова «Памяти Л.И.Шигаева» (тридцатые годы, Париж).

Его описание чертей самое яркое в мировой литературе. С удовольствием приведу отрывок из этого рассказа, речь в котором идет среди прочего и о видениях алкоголика. Сразу, правда, уточню: то, что это видения алкоголика, не делает их лежащими вне рамок паранормальных явлений. Почему-то галлюцинации больных людей никем не считаются аномальным явлением. Берусь доказать обратное.

«Длительным, упорным, одиноким пьянством я довел себя до пошлейших видений, а именно до самых что ни на есть русских галлюцинаций: я начал видеть чертей. Видел я их каждый вечер, как только выходил из дневной дремы, чтобы светом моей бедной лампы разогнать уже заливавшие нас сумерки. Да: отчетливее, чем вижу сейчас свою вечно дрожащую руку, я видел пресловутых пришлецов и под конец даже привык к их присутствию, благо они не очень лезли ко мне. Были они небольшие, но довольно жирные, величиной с раздобревшую жабу, мирные, вялые, чернокожие, в пупырках. Они больше ползали, чем ходили, но при всей своей напускной неуклюжести были неуловимы. Помнится, я купил собачью плетку, и как только их собралось достаточно на моем столе, попытался хорошенько вытянуть их — но они удивительно избежали удара: я опять плеткой. Один из них, ближайший, только замигал, криво зажмурился, как напряженный пес, которого угрозой хотят оторвать от какой-нибудь соблазнительной пакости; другие же, влача задние лапы, расползлись.

Но все они снова потихоньку собрались в кучу, пока я вытирал со стола пролитые чернила и поднимал павший ниц портрет. Вообще говоря, они водились гуще всего в окрестностях моего стола; являлись же откуда-то снизу и, не спеша, липкими животами шурша и чмокая, взбирались — с какими-то карикатурно-матросскими приемами — по ножкам стола, которые я пробовал мазать вазелином, но это ничуть не помогало, и только когда я, случалось, облюбую этакого аппетитного поганчика, сосредоточенно карабкающегося вверх, да хвачу плеткой или сапогом, он шлепался на пол с толстым жабьим звуком, а через минуту, глядь, уже добирался с другого угла, высунув от усердия фиолетовый язык, — и вот, перевалил и присоединился к товарищам. Их было много, и сперва они казались мне все одинаковыми: черные, с одутловатыми, довольно впрочем добродушными, мордочками, они, группами по пяти, по шести, сидели на столе, на бумагах, на томе Пушкина — и равнодушно на меня поглядывали; иной почесывал себе ногой за ухом, жестко скребя длинным коготком, а потом замирал, забыв про ногу; иной дремал, неудобно налезши на соседа, который впрочем в долгу не оставался: взаимное невнимание пресмыкающихся, умеющих цепенеть в замысловатых положениях. Понемножку я начал их различать и, кажется, даже понадавал им имен соответственно сходству с моими знакомыми или разными животными. Были побольше и поменьше (хотя все вполне портативные), погаже и попристойнее, с волдырями, с опухолями и совершенно гладкие. Некоторые плевали друг в друга. Однажды они привели с собой новичка, альбиноса, то есть избела-пепельного, с глазами как кетовые икринки; он был очень сонный, кислый и постепенно уполз».

Смотрите так же:  Деловое общение стрессы

Не берусь судить, в какой степени данное Набоковым описание чертей опирается на пережитые им или каким-то его знакомым галлюцинации, но явно в основе этого описания нечто пережитое. Во всяком случае, примерно то же самое видели и видят миллионы алкоголиков, больных белой горячкой. Ошибается Набоков в одном: он называет эти «глюки» традиционно русскими, хотя чертей видят алкоголики не только России, и не только Белоруссии, Украины и других славянских стран, но и везде в Европе, Америке, Африке, Азии.

Западноевропейские гравюры средневековья изображают чертей, донимающих пьяниц. Это те же черти, что на рисунках современных больных белой горячкой и в клиниках России, и в клиниках США, и в клиниках Китая. Больному белой горячкой в подавляющем большинстве случаев являются черти. Это закон, это факт. И этот факт до сих пор наука никак не объясняла.Черт — существо фольклорное. И попало оно в фольклор (и в представления об аде) именно из галлюцинаций алкоголиков.

Во всех галлюцинациях черт одинаков (как функционирующий организм) и представляет собой помесь человека и козла. Странно, но медиков в клиниках не удивляет схожесть чертей в этих галлюцинациях. В СССР давали такое тому объяснение: мол, все читали Пушкина и видели иллюстрации к его сказке о Балде, отсюда у каждого алкоголика и появляется образ черта. На самом деле далеко не всякий алкоголик читал сказки Пушкина (в которых, замечу, про алкоголизм ничего не сказано), и уж вовсе нелепо такое предположение по отношению к алкоголикам XIX века, основная масса которых за свою жизнь вообще ни одной книги не видела.

Среди ученых было и мнение, что появление чертей , как главных персонажей галлюцинаций алкоголиков объясняется специфическим разрушающим влиянием алкоголизма на мозг. Наркоманы не видят чертей, им приходят «глюки» более масштабные. А в этом случае, как считали некоторые ученые, черти становились особой реакцией мозга на излишек алкоголя.

Это мнение кажется поверхностным, слишком общим. Опьянение вызывает не сам алкоголь, а его соединения, разные для разных алкогольных напитков. Алкогольное опьянение имеет совершенно разный характер при употреблении коньяка, водки, вина, пива, самогона и прочего. Все эти напитки имеют разную химическую формулу, отсюда и разное воздействие. Но черти являются всем: и тем, кто пьет коньяк, и тем, кто пьет самогон. Но больше смущает другое. Медики упустили или не придали значения главному различию между галлюцинациями наркоманов (ЛСД) и чертями больных белой горячкой. У первых галлюцинации по сути, сон сознания, они отключаются от реальности; этот сон, как и любой сон, индивидуален, у каждого свой и всегда новый. Они засыпают и спят. А вот у больных белой горячкой нет отрыва от реальности, они в полном сознании.

Но всегда и постоянно у каждого в реальность вклиниваются черти. Набоков, судя по его рассказу, писал свои вещи, смахивая со стола чертей. Но все остальное было абсолютно нормально, реально. По сути, белая горячка — это только одно: появление в быту чертей, которых, кроме алкоголика, не видит никто. Это загадка, нерешенная загадка. Наука тут молчит, так как сказать пока ничего не может, только собирает факты, хотя это специалистам страшно интересно, мне об этом они и говорили. Но вот в прессе, в обществе эта загадка никого не интересует. Слишком уж мерзки алкоголики, чтобы непредвзято изучать их галлюцинации. Поэтому для общества и для той его части, которая интересуется паранормальными феноменами, этой загадки как бы не существует. То есть тут некое табу.

Один на один алкоголиков с чертями оставляет и то обстоятельство, что они одиноки в своих видениях. Никто, кроме них, этих чертей не видит. Это, собственно, неудивительно, ибо у каждого свои черти, со своим характером, который, как нетрудно увидеть, является зеркальным отражением характера больного. Поэтому привидения охотно обсуждаются в прессе, но черти больных горячкой рассматриваются разве что в узкой медицинской периодике, да и то только с точки зрения борьбы с белой горячкой. О чертях алкоголиков никто не задумывается, хотя каждый не раз говаривал о себе «напился до чертиков». Не придавая значения сказанному. Думаю, эта фраза обретет иной смысл в устах говорящего, когда он сам увидит чертей. Сам я чертей не видел. Возможно, так «до чертиков» никогда и не напился. Но не я один обращал внимание на странное постоянство видений у всех больных белой горячкой.

В разное время предпринимались попытки сфотографировать или какими-то иными путями зафиксировать образы галлюцинаций. Не сна у наркоманов, а именно галлюцинаций больных белой горячкой. Фактически исследователи в разных странах пытались сфотографировать чертей. Все оказалось безуспешным.Но я не берусь утверждать, что это не удастся сделать с помощью технологий, появившихся в последние годы. К сожалению, подобные исследования по причине нелюбви общества к алкоголикам крайне редки, эпизодически. Эта статья, возможно, подтолкнет кого-то к новой попытке поймать чертей, хотя я в это слабо верю, но хочу надеяться.

Добавлю, если бы у меня были возможности, я непременно разработал бы новую программу таких исследований. А не ограничивался бы просто анализом аспектов проблемы. Однако прежде я бы постарался убедиться, что такая возможность снять чертей теоретически существует. Но если бы я пришел к выводу, что теоретически это сделать невозможно, то, естественно, в этом случае я бы оставил такие попытки.

Врач-психиатр Геннадий Крохалев в начале 70-х годов попытался доказать, что галлюцинация может быть зафиксирована фотопленкой. В маске для подводного плавания он заменил стекло на фотоаппарат, надевал это устройство на испытуемого, направив объектив прямо в зрачок. Эти опыты он проводил как раз с больными белой горячкой. И у половины из них пленка якобы отчетливо фиксировала определенные образы. Но эти эксперименты не были приняты всерьез наукой. Фотографии, результаты опытов были отвергнуты.Крохалев исходил из той посылки, что создаваемые в мозге галлюцинации должны якобы неизбежно отражаться в своих сигналах в проводящих путях от глаза к мозгу и обратно. Поэтому, мол, можно сфотографировать галлюцинацию в зрачке глаза. Наука напрочь отвергает такую возможность. Если бы это было так, то к глазу каждого из нас во сне можно было бы приставить объектив видеокамеры и заснять сон. Потом, проснувшись, мы могли бы его снова просмотреть с друзьями — на экране домашнего телевизора. Все это абсолютно ненаучно. Зрачок не телевизор.

Неверен сам подход, возможно, и по другой причине. Да, видения алкоголиков индивидуальны. Но как я покажу ниже, «галлюцинации» часто бывают массовыми. Их механизм неясен, но ясно, что их генератор лежит ВНЕ мозга конкретного человека. А Крохалев именно там ошибочно искал чертей.Сразу хочу уточнить: смысл слова «галлюцинация» я тут вижу иным, чем его общепринятое значение. Пока условным. Очень условным. Ему более подошел бы уфологический термин «быстропротекающего неопознанного явления», пусть даже и гневаются уфологи. Это, скажу осторожно, некая в некоей степени короткая материализация мыслей. Мыслеформа, как это обтекаемо и неконкретно звучит у отечественных исследователей паранормального. Несколько весьма характерных случаев проявления подобных мыслеформ приводит журналист и писатель И.Б.Царева в книге «Эти загадочные животные» («Олимп Астрель», Москва, 2000). Автор книги, правда, намеренно не дает комментариев этим случаям, предоставляя это аналитикам. Но ценность книги в том, что в ней собраны сотни свидетельств простых людей, столкнувшихся с необъяснимым: это, главным образом, письма читателей.

У моей бывшей одноклассницы Оли мать была больна шизофренией. Периодически ее забирали в психиатрическую клинику, подлечивали и отпускали домой. Потом Олину маму парализовало, и последние два года перед смертью она лежала дома, прикованная к постели. Ухаживала за ней Оля и Олина старшая сестра Лида, которая также жила в этой квартире вместе со своим мужем-алкоголиком, периодически напивавшемся до состояния белой горячки.
Однажды муж Лиды в очередной раз поймал «белочку» и вдруг забился в угол, и стал говорить, что из-под пола лезут люди, человек 40, и при этом один из них со свиным пятаком, а второй – с огненно-красной мордой. Говорил все это алкоголик шепотом, забившись в паническом страхе в узкую щель между холодильником и стеной на кухне.
В это самое время парализованная мать Оли и Лиды начала звать дочерей. Когда девушки вошли в ее комнату, та спросила, что делают в их квартире чужие люди, много, человек 30-40. А около ее кровати, показала мать («Да вот же они!») стоят двое: один со свиным пятаком и второй — с красной мордой.
Квартира у Ольги большая, трехкомнатная. Мать лежала в дальней комнате за закрытой дверью и слышать, что шепчет на кухне алкоголик-зять, никак не могла.

У моей бывшей одноклассницы Оли мать была больна шизофренией. Периодически ее забирали в психиатрическую клинику, подлечивали и отпускали домой. Потом Олину маму парализовало, и последние два года перед смертью она лежала дома, прикованная к постели. Ухаживала за ней Оля и Олина старшая сестра Лида, которая также жила в этой квартире вместе со своим мужем-алкоголиком, периодически напивавшемся до состояния белой горячки.
Однажды муж Лиды в очередной раз поймал «белочку» и вдруг забился в угол, и стал говорить, что из-под пола лезут люди, человек 40, и при этом один из них со свиным пятаком, а второй – с огненно-красной мордой. Говорил все это алкоголик шепотом, забившись в паническом страхе в узкую щель между холодильником и стеной на кухне.
В это самое время парализованная мать Оли и Лиды начала звать дочерей. Когда девушки вошли в ее комнату, та спросила, что делают в их квартире чужие люди, много, человек 30-40. А около ее кровати, показала мать («Да вот же они!») стоят двое: один со свиным пятаком и второй — с красной мордой.
Квартира у Ольги большая, трехкомнатная. Мать лежала в дальней комнате за закрытой дверью и слышать, что шепчет на кухне алкоголик-зять, никак не могла.

У моей бывшей одноклассницы Оли мать была больна шизофренией. Периодически ее забирали в психиатрическую клинику, подлечивали и отпускали домой. Потом Олину маму парализовало, и последние два года перед смертью она лежала дома, прикованная к постели. Ухаживала за ней Оля и Олина старшая сестра Лида, которая также жила в этой квартире вместе со своим мужем-алкоголиком, периодически напивавшемся до состояния белой горячки.
Однажды муж Лиды в очередной раз поймал «белочку» и вдруг забился в угол, и стал говорить, что из-под пола лезут люди, человек 40, и при этом один из них со свиным пятаком, а второй – с огненно-красной мордой. Говорил все это алкоголик шепотом, забившись в паническом страхе в узкую щель между холодильником и стеной на кухне.
В это самое время парализованная мать Оли и Лиды начала звать дочерей. Когда девушки вошли в ее комнату, та спросила, что делают в их квартире чужие люди, много, человек 30-40. А около ее кровати, показала мать («Да вот же они!») стоят двое: один со свиным пятаком и второй — с красной мордой.
Квартира у Ольги большая, трехкомнатная. Мать лежала в дальней комнате за закрытой дверью и слышать, что шепчет на кухне алкоголик-зять, никак не могла.

Другие статьи

  • Ребенку полтора года нет месячных Восстановление менструального цикла после родов. Ответы на вопросы На вопросы сибмам отвечает Ходырева Жанна, врач акушер-гинеколог высшей категории. Предохранение во время грудного вскармливания Вопрос. (JenaJeny) Я родила чуть больше 6 месяцев назад, менструации […]
  • Воспитание ребенка в возрасте 6 лет Воспитание ребёнка в 6 лет Психология и развитие шестилетнего ребёнка Если вы воспитываете ребёнка в 6 лет, то, наверняка, понимаете, что перед вами уже не ребёнок второго года жизни, который требует постоянного внимания и заботы. Но он ещё и не самостоятельный […]
  • Чем сбить температуру 6 месячному ребенку Лечим температуру грудному ребенку народными средствами Всем новоиспеченным мамам нужно и очень важно знать, как в домашних условиях можно сбить температуру грудному ребенку обычными народными средствами, если она превысила отметку 38 ºС . Читаем статью: какая […]
  • Ежемесячное пособие на детей школьного возраста ПОСОБИЕ на ребёнка школьного возраста Сборник "Ваш Юридический советник"№28 Сборник "Ваш Юридический советник"№30 Размер пособия на школьника на 2017 год: 848 руб. 1 225 руб. - на ребенка в неполной семье, семье военнослужащего (по призыву). Размер пособия […]
  • Центры развития ребенка в перми Добро пожаловать! Если у Вас есть замечательный малыш и Вы в поиске детского сада, тогда обратите внимание на наш Центр развития ребенка - Детский сад №108. Наша задача сделать ребёнка счастливым! И мы с этой задачей отлично справляемся! Ведь счастья много не бывает! […]
  • Сколько часов в сутки спит 6 месячный ребенок Сколько и как должны спать новорожденные дети от 0 до 1 года по месяцам Содержание статьи: Одним из важнейших вопросов для мам всегда является режим сна новорожденного. Мы расскажем вам о том, сколько нужно спать детям до года, а также объясним, когда бить тревогу и […]