Биполярное расстройство и творчество

Содержание:

Биполярное расстройство и творчество

Широко распространена вера в то, что биполярное расстройство и творчество тесно связаны, а выражение «гений и безумие» давно укрепилось и стало крылатым.

Несмотря на то, что такая взаимосвязь действительно существует, например, в поэзии, искусстве, музыке и прозе, она всё же часто преувеличена и излишне романтизирована.

Мы тщательно исследовали и эти убеждения, давно укоренившегося в популярной культуре, и саму связь «гений и безумие» используя разные количественные и качественные методы.

Рассмотрим результаты этих исследований о родстве биполярного расстройства и креативности, чтобы развеять мифы и получить реалистичную картину этой сложной, тонкой и неоднозначной связи.

Я подозреваю, что многие другие люди, которые как и я живут с биполярным расстройством, тайно или открыто убеждают себя в том, что наши проблемы с психикой сопровождаются блестящей художественной и интеллектуальной одаренностью.

Биполярное расстройство и креативность

Связь биполярного расстройства и креативности сейчас горячо обсуждается.

На это есть три причины.

  1. Огромное количество знаменитостей, как живых, так и уже умерших, которых называют «биполярными» (иногда ошибочно), а также те из них, кто сами открыто говорят об этом, оказывают влияние на становление биполярного расстройства чем-то странновато-модным, превращая его из стигмы в символ статуса.
  2. Движение людей с психическими нарушениями эффективно отстаивает необходимость изучения и пропаганды положительных аспектов психического заболевания, включая маниакальную депрессию.
  3. Не только новые и продолжающиеся исследования, но и исследования, которые были сделаны до настоящего времени, теперь проводятся и интерпретируются так, чтобы обыватели могли понять их и иметь представление об этом сложном вопросе доступными, полезными способами.

Вот некоторые из этих ресурсов:

Известный учебник Гудвина и Джеймисон «Маниакально-депрессивная болезнь: биполярные расстройства и рецидивирующая депрессия», подробно описывает этот феномен в 12-й главе «Творчество и биполярное расстройство» (стр.379-407).

— Более подробную, но доступную, версию предлагает Кей Редфилд Джеймисон в «Прикосновении к огню»: маниакально-депрессивная болезнь и художественный темперамент.

Что говорят исследования…

три основных тезиса:

  1. ДА — существует связь между биполярным расстройством и творчеством. Как контролируемые количественные исследования, так и ретроспективные качественные исследования, основанные на биографических исследованиях, показывают, что биполярное расстройство встречается широко и обычно у творческих людей. Это гораздо менее распространено среди населения в целом.
  1. Большинство людей с биполярным расстройством не являются необычайно творческими.
  1. Большинство людей, которые считаются креативными, не страдают от расстройств настроения или других проблем с психикой.

Неизвестно, почему существует связь между биполярным и творческим потенциалом. Однако некоторые эксперты полагают, что это может быть связано с опытом биполярности — то, что интенсивность чувств, сопровождающая эпизоды мании и депрессии, приводит к усиленному осознанию, которое допускает большую творческую выразительность.

Наконец, давайте развеем один очень разрушительный, даже смертельный миф.

НЕПРАВИЛЬНО полагать, что препараты превращают свободные души в зомби, иначе говоря отбирают у великих творцов их дар, необходимый для поэзии, искусства и прозы.

На самом деле, исследования говорят об обратном — лечение почти всегда приводит к более длительным периодам устойчивой производительности.

Правильно подобранное лекарство будет УЛУЧШАТЬ вашу полушарную и творческую связь!

Если лекарства затрудняют ваш творческий процесс, стоит обсудить альтернативу с вашим психиатром, поскольку данные свидетельствуют о том, что подавляющему большинству людей с биполярным расстройством лечение помогает, нежели усугубляет их состояние.

Биполярная история и биполярное творчество

Великие мыслители Древней Греции и Рима, включая Аристотеля, Платона и Сократа, писали о связи творчества и безумия.

Однако в эпоху Просвещения, в XVII и XVIII веках упор был сделан на рациональность. В отличие от романтического и возвышенного взгляда на безумие, который царил в произведениях средних веков, например, в «Дон Кихоте», этот новый культ разума привёл к росту психиатрических лечебниц, а «безумие» перестало считаться возвышенным состояние и вело к социальной изоляции и к отчуждению от культурной жизни общества.

Это не продлилось долго. Романтизм конца 1800-х годов был временем яркого и эмоционального — почти дикого самовыражения в искусстве, музыке и литературе. Великие представители того времени, включая лорда Байрона, Перси Биши Шелли, Эдгара Аллана По, Шумана и Бетховена, которых сейчас принято подозревать в биполярном расстройстве, творили именно в тот период. Безумные гении снова вошли в моду.

В XIX и XX веках эти понятия были более умеренными, но идея о связи между биполярным расстройством и творческим потенциалом сохранялась в умах более современных и научно подкованных толкователей, таких как Уильям Джеймс.

Сегодня, когда так много знаменитостей, особенно в сфере искусства, признаются в своей биполярности, связь биполярного расстройства и креативности стоит у истоков поп-культуры.

«Перепады настроения» Александра Донского: А когда я вообще бываю нормальным?

Эпатажный предприниматель Александр Донской недавно выпустил книгу о своей жизни с биполярным расстройством. Мы взяли у него интервью, в котором

Концерт «Музыка против депрессии» 1 декабря в Петербурге!

Ассоциация «Биполярники» и АНО «Партнерство равных» приглашают Вас на уникальный благотворительный концерт «Музыка против депрессии», который пройдет 1 декабря в

Книга комиксов «Заметки о депрессии»

Художница Саша Скочиленко из Санкт-Петербурга выпустила отличную книгу комиксов о том, что может помочь, если у вас депрессия.

Кэрри Фишер: 15 честных высказываний о биполярном расстройстве

Кэрри Фишер, знакомая всем по роли Принцессы Леи в «Звездных войнах», в последние годы своей жизни стала настоящей героиней в

Канье Уэст рассказывает о биполярном расстройстве в новом альбоме «Ye»

Канье Уэст выпустил новый альбом «Ye»: в пластинку вошли всего семь треков. Многие западные СМИ обратили внимание на то, что

Фильм Деми Ловато о её жизни с психическим расстройством и зависимостью

Деми Ловато, популярная американская певица и защитник прав людей с психическими расстройствами, выпустила фильм о своей жизни под названием Simply

Oxxxymiron и его «Биполярочка»

Рэпер Oxxxymiron выпустил трек «Биполярочка», который, в числе прочего, — о его жизни с биполярным расстройством. За сутки композицию прослушали

Биполярное расстройство и творчество

Широко распространена вера в то, что биполярное расстройство и творчество тесно связаны, а выражение «гений и безумие» давно укрепилось и

Кей Джеймисон: Биполярное расстройство и гениальность

Многие из великих и просто талантливых людей — поэтов, писателей, художников — жили и боролись с маниакально-депрессивным расстройством или клинической

10 откровенных книг о жизни с психическими расстройствами

В 2017-м на русском языке выходит сразу два мировых бестселлера о жизни с психическими расстройствами: «Беспокойный ум. Моя победа над

Кэрри Фишер. Борьба с зависимостью и биполярным расстройством

Кэрри Фишер — больше, чем просто кинозвезда. Она даже больше, чем просто известная актриса или писатель. Она не стеснялась своей

Жизнь с биполярным расстройством в 25 картинках

Биполярное расстройство — часто не просто диагноз, а образ жизни и мышления. И у него есть не только минусы, но

Как писательство может помочь при депрессии

Говорить во время депрессии тяжело, особенно о своем состоянии. Однако, выговорившись, мы даем выход безжалостным навязчивым мыслям и получаем шанс

Сьюзи Фейвор Хэмилтон. Быстрая девочка

Быстрая девочка. Жизнь в побеге от безумия Сьюзи Фейвор Хэмилтон Перевод Марии Фаворской Пролог. Мания Я все еще дрожала от

Брэд Питт экранизирует мемуары о докторе Перри Бэйрде и его маниакально-депрессивном расстройстве

Брэд Питт и его продюсерская компания Plan B объединятся со сценаристом Тони Кушнером, чтобы экранизировать мемуары доктора Перри Бэйрда, написанные

Touched With Fire: фильм, вдохновленный биполярным расстройством автора

Жизнь американского режиссера Пола Далио изменилась необратимо в тот момент, когда он запустил массивным стеклянным ящиком в охранника отеля Standard

Михаил Александрович Врубель: взаимосвязь психопатологиии и творчества

Незаметно протекла среди нас жизнь и болезнь гениального художника. Для мира остались дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у Вечности.

Гений и психическое расстройство — есть ли связь?

Каждый может назвать немало известных людей, обладавших колоссальным творческим потенциалом и при этом страдавших психическими заболеваниями, — взять хотя бы Винсента Ван Гога, Вирджинию Вулф, Тони Хэнкока или Робина Уильямса. Примеров такое множество, что наличие определенной связи между нездоровой психикой и творческими способностями кажется очевидным.

Смотрите так же:  Снятие стресса аудио

Но вот вопрос: подтверждается ли это, кажется, общепринятое мнение данными исследований? Оказывается, все не так просто, обнаружила обозреватель BBC Future.

На самом деле, достоверных данных по этому вопросу удивительно мало. По итогам 15 из 29 исследований, проведенных в период до 1998 года, никакой связи между этими явлениями установлено не было, тогда как в других девяти случаях такая связь была обнаружена, а в остальных пяти она была признана неопределенной.

Вряд ли это можно считать подтверждением прямой зависимости между психическими заболеваниями и творческими способностями.

Более того, некоторые из исследований были основаны на простом сопоставлении встречавшихся в практике случаев, а не на серьезных попытках выявить наличие причинно-следственной связи.

Одна из сложностей состоит в том, что определить или измерить творческий потенциал не так-то просто, поэтому зачастую ученые используют альтернативные показатели.

К примеру, в рамках исследования, проведенного в 2011 году, классификация участников производилась просто по роду деятельности, исходя из того, что каждый художник, фотограф, дизайнер или ученый обязательно обладает творческим потенциалом, независимо от того, в чем именно состоит его работа.

Немецкие физики открывают Ван Гога

Нелегкая судьба подсолнухов Ван Гога

Четыре мифа об аутизме, которые давно пора развеять

Рассказ шизофреника: как болезнь изменила всю мою жизнь

13.03.2016 Используя данные официальной переписи населения Швеции, исследователи установили, что среди представителей подобных творческих профессий в 1,35 раза чаще встречаются люди, страдающие биполярным расстройством (которое ранее называлось маниакально-депрессивным психозом), однако симптомы тревожности, депрессии или шизофрении наблюдаются у них в той же мере, что и у специалистов из других сфер.

Существует ли связь между расстройством психики и творческими способностями, или это миф?

Из-за такого упрощенного деления трудно сказать, означают ли эти данные, что представители творческих профессий больше других подвержены риску биполярного расстройства, или что это заболевание необычайно редко развивается, скажем, у бухгалтеров.

В пользу наличия взаимозависимости между этими явлениями чаще всего приводят опубликованные в 1987 году результаты исследования, проведенного американским психиатром Нэнси Андреасен.

В этом исследовании сравнивались 30 писателей и столько же представителей других профессий. Среди писателей людей с биполярным расстройством оказалось больше.

Впрочем, выборка была очень маленькой — за 15 лет было опрошено всего 30 писателей, — и хотя на это исследование часто ссылаются, оно подверглось критике в связи с тем, что диагностика психических расстройств осуществлялась просто на основе беседы и в отсутствие четких критериев (см. всесторонний разбор этого и других часто цитируемых исследований в работе американского психолога Джудит Шлезингер).

К тому же беседу вели люди, знавшие, кто из участников является писателем, что могло отразиться на результатах.

Более того, авторы решили посетить санаторий для литераторов, ищущих уединения, так что, возможно, там оказались именно те участники исследования, которые заведомо испытывали тревогу.

Даже если принять результаты на веру, они мало что говорят о причинно-следственной связи между данными явлениями.

Означают ли данные исследований, что предполагаемое повышение творческого потенциала в результате биполярного расстройства подталкивало писателей к выбору этой профессии или что симптомы заболевания помешали им найти обычную работу, — судить сложно.

В подтверждение тезиса о наличии связи между психическим расстройством и творческим потенциалом часто приводят итоги еще двух исследований.

Первое из них было проведено американским психологом Кей Редфилд Джемисон, которая приобрела известность как автор увлекательнейшей книги «Беспокойный ум».

Это исследование также было основано на беседах, на этот раз с поэтами, романистами, биографами и художниками. В нем приняли участие 47 человек, однако контрольной группы предусмотрено не было, поэтому сравнивать его результаты можно только со средними показателями среди населения.

Джемисон установила необычайно высокий уровень психических расстройств в числе участников. К примеру, половина поэтов хотя бы раз обращались за лечением.

Звучит впечатляюще, но, как отметили критики, речь идет всего о девяти опрошенных.

Еще одно исследование с участием гораздо большего количества людей было проведено американским психиатром Арнольдом Людвигом.

Он изучил биографии более тысячи знаменитостей в поисках упоминаний о психических расстройствах и установил, что симптомы расстройств различаются в зависимости от профессии.

Проблема здесь состояла в том, что хотя известные люди (к примеру, Уинстон Черчилль и Амелия Эрхарт), вне всякого сомнения, являются исключительными, строго говоря, они необязательно обладают выдающимися творческими способностями.

Хотя это обширное исследование часто приводят в пример в подтверждение такой взаимосвязи, сам Людвиг в своей работе признает: он не установил ни того, что психические заболевания больше распространены среди выдающихся личностей, ни того, что они являются необходимым условием исключительности.

Но если доказательств в лучшем случае мало, а то и вовсе нет, почему же тогда это убеждение так прижилось?

Судя по всему, феномен выдающихся личностей живо интересует ученых, но исследования на эту тему не всегда дают одни и те же результаты.

В 1904 году английский врач Хэвлок Эллис изучил более тысячи человек и не обнаружил никакой взаимосвязи между психическими заболеваниями и гениальностью.

Аналогичный вывод был сделан по итогам исследования 19 тысяч немецких художников и ученых за трехвековой период.

Следует, однако, отметить, что у этих исследований есть важный недостаток: они строятся на допущении, что биографы знали о наличии психических расстройств у героев своих книг и упоминали этот факт.

Но если доказательств в лучшем случае мало, а то и вовсе нет, почему же тогда это убеждение так прижилось?

Одна из причин состоит в том, что интуитивно кажется, будто нестандартное мышление или прилив энергии и решимости, которые могут быть характерны для маниакального состояния, способны создавать творческий настрой.

Некоторые утверждают, что взаимосвязь между психическим заболеванием и творческим потенциалом более сложна, что расстройства психики позволяют людям мыслить более креативно, однако в момент обострения болезни творческий потенциал падает до среднего уровня или ниже.

Разумеется, иногда проблемы с психическим здоровьем могут и вовсе не дать человеку реализовать задуманное. В период депрессии мотивация быстро снижается.

Возможно, многие верят в наличие такой зависимости просто потому, что люди, сочетающие в себе эти характеристики, обычно обращают на себя внимание. Ливанский психолог Арне Дитрих предлагает интересное объяснение этого феномена, опираясь на теорию «эвристической доступности», сформулированную лауреатом Нобелевской премии израильско-американским психологом Даниэлем Канеманом.

Теория гласит, что людям свойственно сосредотачиваться на том, что находится непосредственно перед ними.

Рассказы о том, как Ван Гог в приступе безумия отрезал себе ухо, и продолжающиеся десятилетиями споры о том, что было или не было потом, заставляют нас живо представлять себе эту историю.

Однако в нашем воображении отсутствуют аналогичные сюжеты о художниках, которые жили долго и счастливо.

Мы склонны оценивать вероятность наступления какого-либо события исходя из того, насколько легко мы можем представить его себе.

И если спросить любого человека о том, есть ли связь между гениальностью и расстройством психики, ему немедленно придет в голову множество примеров в пользу этого тезиса.

Не исключено, что убежденность в наличии подобной взаимосвязи может иметь определенные негативные последствия.

Некоторые чувствуют, что болезнь будто бы действительно способствует творческому подъему, и по этой причине даже отказываются принимать лекарства, боясь, к примеру, утратить свои особые способности.

Но нет ли здесь риска ошибочно приписать свои творческие успехи болезни, а не собственным талантам?

И как быть с теми, кто страдает психическим расстройством, но не замечает в себе никаких особых дарований? Не будут ли они, наслушавшись подобных утверждений, считать, что просто обязаны совершить нечто исключительное, и переживать, если это им не удастся?

Мне думается, в конечном счете популярность этого убеждения обусловлена тем, что оно приносит утешение.

Людям, страдающим психическим расстройством, оно дает надежду на то, что у их заболевания может быть и положительная сторона (а я за эти годы опросила множество людей, которые рассказывали мне о плюсах своей болезни).

А психически здоровые люди утешаются мыслью о том, что если бы у них были выдающиеся способности, им пришлось бы расплачиваться за них своим здоровьем.

Возможно, взаимосвязь между психическими расстройствами и творческим потенциалом существует просто потому, что нам этого хочется.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Кей Джеймисон: связь биполярного расстройства и гениальности

Для многих людей диагноз «биполярное расстройство» становится шоком. Трудно смириться с серьёзным психическим заболеванием на всю жизнь, поэтому очень важно знать, что это не приговор, не повод сдаваться и отказываться от активной жизни. Многие из великих и просто талантливых людей — поэтов, писателей, художников — жили и боролись с маниакально-депрессивным расстройством или клинической депрессией. Среди них — лорд Байрон, Эрнест Хемингуэй, Вирджиния Вулф, Эдгар По, Винсент Ван Гог, Роберт Шуман. Существует множество исследований, которые показывают связь между биполярным расстройством и творческими способностями. Причём у нас есть преимущество перед гениями прошлого, ведь нам доступно современное и эффективное лечение. Эта статья основана на книге Кей Джеймисон «Прикосновение огня: маниакально-депрессивное заболевание и творческий темперамент». Очень надеемся, что переводчице и нашему автору Маше Пушкиной удастся издать этот важный текст в России.

Художники, писатели и композиторы, упомянутые в этой статье, предположительно страдали от маниакально-депрессивного заболевания или клинической депрессии. Этот вывод сделан на основе изучения их дневников, писем, записей врачей и наблюдений их близких. Современные исследования показывают, что когнитивные способности и особенности темперамента, присущие этим расстройством, могут усиливать творческие способности отдельных личностей.

Смотрите так же:  Гептор и депрессия

Лорд Альфред Теннисон, страдавший от тяжелейших депрессий и, вероятно, гипоманий, часто говорил, что он мог унаследовать безумие от своих предков с их «дурной кровью». Его отец, дед, два прапрадеда и пятеро из семи братьев страдали от меланхолии, безумия и приступов ярости, которые по современным критериям признали бы симптомами маниакально-депрессивного заболевания. Его брат Эдвард на шестьдесят лет был заперт в психлечебнице, пока не умер от нервного истощения. Лайонел Теннисон, сын поэта, отличался крайне переменчивым нравом, как и его правнук.

«Меня называли сумасшедшим, но до сих пор не решён вопрос, не является ли безумие высшей степенью развития разума, не порождено ли всё самое прекрасное и самое глубокое болезнью мышления, которая возносит ум и чувства ценою здравомыслия».

Современная медицина подтвердила, что маниакально-депрессивное заболевание в отдельных семьях идёт бок о бок с творческой одарённостью. Изучение близнецов дало убедительные доказательства наследования этого расстройства. Если от него страдает один из однояйцевых близнецов, второй тоже болен в 70-100 % случаев. Если же это разнояйцевые близнецы, вероятность падает до 20 %. В случаях, когда однояйцевых близнецов разлучали с детства, второй оказывался также болен в 70 % случаев.

«Меня называли сумасшедшим, — писал Эдгар Аллан По, — но до сих пор не решён вопрос, не является ли безумие высшей степенью развития разума, не порождено ли всё самое прекрасное и самое глубокое болезнью мышления, которая возносит ум и чувства ценою здравомыслия».

Многие разделяли мнение По о том, что гений и безумие взаимосвязаны. Действительно, история знает бесчисленные примеры этого «прекрасного безумия». Многие великие поэты XVIII–XIX веков, в числе которых Уильям Блейк, лорд Байрон, Альфред Теннисон, писали об экстремальных перепадах настроения, которые они испытывали. Среди современных американских поэтов немало тех, кого госпитализировали по причине депрессии или мании: Джон Берримен, Рэндалл Джаррелл, Роберт Лоуэлл, Сильвия Плат, Теодор Рётке, Делмор Шварц, Энн Секстон. От этих же недугов страдали и многие художники, композиторы, в том числе Винсент Ван Гог, Джорджия О’Кифф, Чарльз Мингус, Роберт Шуман.

Если использовать современные диагностические критерии, можно прийти к выводу, что большинство из них (и многие другие) страдали от серьёзного аффективного расстройства, а именно — от маниакально-депрессивного или депрессии. Эти широко распространённые заболевания поддаются лечению, но при этом нередко становятся летальными.

Большое депрессивное расстройство выражается в сильных депрессивных эпизодах, а маниакально-депрессивное — в чередовании депрессивных и гиперактивных, эйфорических или раздражительных состояний. В своей более лёгкой форме, которая называется циклотимией, маниакально-депрессивное заболевание вызывает ярко выраженные, но не столь разрушительные перепады в настроении, поведении, режиме сна, мышлении, уровне энергии.

Сделать вывод о том, что расстройства усиливают творческие способности, будет таким же упрощением, как и мифы о «сумасшедших гениях».

Могут ли столь тяжёлые заболевания давать какие-то преимущества в творчестве? Многие сочтут такое предположение абсурдным. Ведь большинство больных не обладают неординарным воображением, в то время как большинство талантливых людей не испытывают болезненных перепадов настроения. Сделать вывод о том, что расстройства усиливают творческие способности, будет таким же упрощением, как и мифы о «сумасшедших гениях». И что ещё хуже, подобные обобщения отвлекают внимание от необходимости лечения серьёзного заболевания и в какой-то мере дискредитируют деятелей искусства.

Ни в коем случае нельзя клеить ярлык «маниакально-депрессивный» на каждого, кто отличается творческими способностями, энергичностью, силой переживаний, переменчивостью настроения и эксцентричностью. Однако новые исследования ясно показывают, что большое количество выдающихся художников — гораздо большее, чем можно было бы ожидать — соответствует критериям маниакально-депрессивного расстройства, прописанным в четвёртом издании Руководства по диагностике и статистическому учёту психических расстройств (DSM IV). Похоже на то, что эти расстройства каким-то образом питают творческие способности в отдельных личностях.

На одном этом факте нельзя строить выводы о том, что аффективные расстройства создают гениев.

Около 1 % всех людей на протяжении своей жизни заболевают маниакально-депрессивным расстройством и 5 % — депрессивным.

Депрессия поражает женщин в два раза чаще, чем мужчин, и обычно развивается в более старшем возрасте.

От биполярного расстройства одинаково страдают оба пола, и в каждом третьем случае оно начинается раньше двадцати лет.

От 60 до 80 % подростков и взрослых, которые заканчивают жизнь самоубийством, страдали биполярным расстройством или депрессией.

До конца семидесятых, когда препараты на основе лития получили широкое распространение, каждый пятый из больных маниакальной депрессией совершал суицид.

Большое депрессивное расстройство как в составе биполярных, так и униполярных расстройств проявляется в виде апатии, вялости, заторможенности, ощущения безнадёжности, нарушений сна, замедленном мышлении, нарушениях памяти и концентрации, потере интереса к любимым занятиям. Диагностические критерии также включают суицидальные мысли, самоуничижение, неадекватное чувство вины. Чтобы отличить клиническую депрессию от нормального пониженного настроения, необходимо удостовериться, что симптомы сохраняются от двух до четырёх недель подряд и серьёзно мешают нормальной деятельности человека.

Во время эпизодов мании или гипомании (менее выраженной мании) пациенты испытывают симптомы, противоположные депрессивным. Настроение и самооценка повышены. Они меньше спят и чувствуют избыток энергии. Они становятся раздражительными и подозрительными, при этом их продуктивность улучшается. Их речь становится быстрой, возбуждённой и напористой, мысли скачут от одной темы к другой. Как правило, они чрезвычайно убеждены в правоте и важности своих идей. Эти идеи величия приводят к потере самокритики и импульсивному поведению. Личные и рабочие отношения таких людей превращаются в хаос. Они способны растрачивать большие суммы денег, рискованно водить машину, бросаться в сомнительные бизнес-проекты и беспорядочные сексуальные связи. В некоторых случаях люди в мании испытывают вспышки агрессии, бредовые мысли и даже зрительные и слуховые галлюцинации.

За годы исследований учёные зафиксировали связь между манией, депрессией и творческими способностями. В конце XIX — начале XX веков они начали изучать записи о расстройствах настроения, сделанные великими писателями, их врачами и близкими. Хотя многие примеры были анекдотичными, эта работа всё же указывала на то, что известные писатели, художники и композиторы, как и их ближайшие родственники, были гораздо более склонны к аффективным расстройствам и самоубийствам, чем остальные люди. За последние 20 лет более систематические исследования подтвердили эти выводы. Диагностический и психологический анализ ныне живущих писателей и художников даёт содержательную оценку распространённости среди них ряда психопатологий.

В семидесятых Нэнси Кувер Андреасен из Университета Айовы опубликовала первое полноценное научное исследование* на эту тему. Она провела серию интервью и сравнила результаты с контрольной группой, используя строгие диагностические критерии. Андреасен обследовала тридцать писателей и обнаружила необычайно много случаев аффективных расстройств и алкоголизма. 80 % из них пережили как минимум один большой эпизод депрессии, гипомании или мании. 43 % рассказали о нескольких случаях мании и гипомании. Помимо того, родственники этих людей также чаще страдали аффективными расстройствами и проявляли творческие способности по сравнению с контрольной группой.

*Более свежее исследование Нэнси Андреасен о БАР и творчестве вот.

Маниакально-депрессивные пациенты и их близкие родственники отличаются от людей без истории этого заболевания в семье более творческим мышлением.

Несколькими годами позже я, будучи в творческом отпуске от основной работы в Калифорнийском Университете, начала исследование сорока семи выдающихся британских писателей, художников и скульпторов. Чтобы составить максимально релевантную выборку, я выбрала художников и скульпторов, которые являлись членами или членами-корреспондентами Королевской академии искусств. Среди драматургов я выбрала обладателей премии Нью-Йоркского Общества театральных критиков и театральной премии Evening Standard. Около половины исследуемых поэтов были включены в Оксфордскую книгу английской поэзии XX века. Я обнаружила, что 38 % из этих деятелей искусства проходили лечение от аффективных расстройств. Три четверти из этого числа принимали медикаменты или проходили лечение в больнице. Половина исследуемых поэтов (самое большое число из всех профессий) нуждалась в продолжительном лечении.

Хагоп Акискал из Калифорнийского университета в Сан-Диего и его жена Карин интервьюировали двадцать отмеченных наградами европейских поэтов, писателей, художников и скульпторов. Две трети из них проявляли склонность к циклотимии или гипомании, а половина пережила эпизод большой депрессии. В сотрудничестве с Дэвидом Эвансом из Университета Мемфиса Акискал отметил такую же тенденцию среди блюзовых музыкантов. Позже Стюарт Монтгомери и его жена Дейдре из лондонской больницы Святой Мэри исследовали пятьдесят современных британских поэтов. Каждый четвёртый из них подпадал под критерии депрессии или биполярного расстройства. Уровень самоубийств среди них оказался в шесть раз выше среднего в обществе.

Рут Ричардс и её коллеги из Гарварда разработали систему оценки творческого мышления, необходимого для решения определённых задач. Вместо того чтобы оценивать уровень аффективных расстройств среди признанных деятелей искусства, они предприняли попытку оценить креативность маниакально-депрессивных пациентов. Они выяснили, что пациенты и их близкие родственники отличаются от людей без истории этого заболевания в семье более творческим мышлением.

Тщательные исследования подтвердили, что люди с высоким творческим потенциалом страдают от аффективных расстройств чаще, чем другие группы людей.

Биографические исследования предыдущих поколений художников и писателей также показали высокий уровень самоубийств, депрессий и маниакально-депрессивного расстройства: до восемнадцати раз чаще, чем в среднем в обществе для самоубийств, в восемь-десять раз чаще для депрессий, и в десять-двадцать раз — для биполярного расстройства.

Смотрите так же:  Островский кГ лечение шизофрении с помощью анализа процессов мышления

Джозеф Шильдкраут и его коллеги из Гарварда пришли к выводу, что каждый второй из пятнадцати абстракционистов и импрессионистов XX века страдали от депрессии и маниакально-депрессивной болезни. Самоубийства случались по крайней мере в тринадцать раз чаще среднего уровня в США.

В 1992 году Арнольд Людвиг (Университет Кентукки) опубликовал масштабное биографическое исследование тысячи известных художников и писателей XX века, часть из которых проходила лечение от аффективных расстройств. Он выяснил, что успешные художники и писатели в два-три раза чаще были подвержены психозам, попыткам самоубийства, аффективным расстройствам и злоупотреблению алкоголем и наркотиками, чем успешные бизнесмены, учёные и общественные деятели. Чаще всего в этой группе страдали от психозов и подвергались госпитализации поэты. Кроме того, поэты в восемнадцать раз чаще, чем прочие, заканчивали жизнь самоубийством.

Я исследовала биографии тридцати шести великих поэтов, родившихся между 1705 и 1805 годами, и обнаружила схожие закономерности. Поэты оказались в тридцать раз более склонны к маниакально-депрессивному расстройству, чем их современники, в двадцать раз чаще попадали в психбольницы и в пять раз чаще погибали от суицида.

«Логичное мировоззрение», как говорил исследователь Байрона Джером МакГанн из Университета Вирджинии, не способно принести столько инсайтов, как жизнь в потоке постоянных изменений.

Эти тщательные исследования подтвердили, что люди с высоким творческим потенциалом страдают от аффективных расстройств чаще, чем другие группы людей. Но что это значит для их ремесла? Как может психическое заболевание способствовать высоким достижениям? Известно, что характерные черты гипомании повышают оригинальность мышления. Диагностические критерии этого расстройства включают «обострённое и необычно творческое мышление, высокую продуктивность». Наблюдения показывают, что особенности мироощущения при гипомании (ощущение величия, расширенное сознание) сопровождаются особой лёгкостью и скоростью мыслей.

Высокий уровень самоубийств, депрессий и маниакально-депрессивных расстройств среди творчески одарённых людей был подтверждён рядом независимых исследований. Они показывают, что эти люди до восемнадцати раз чаще погибают от суицида, в восемь-десять раз чаще болеют депрессией и в десять-двадцать раз чаще — маниакально-депрессивным расстройством или циклотимией.

Изучение речи пациентов с гипоманией обнаружило их склонность к рифмованию слов и использованию аллитераций. Они употребляли редкие слова почти в три раза чаще, чем люди в контрольной группе. Более того, они гораздо быстрее составляли ряды синонимов и чаще использовали лексические ассоциации. Это выглядит так, что в гипоманию и скорость, и качество мышления поднимаются на новый уровень. Изменения могут варьировать от лёгкого ускорения мышления до полной утраты способности думать связно. До конца не ясно, что именно вызывает эти качественные изменения. Тем не менее, такое изменённое состояние может способствовать появлению новых идей и ассоциаций.

Люди с маниакально-депрессивным заболеванием и творческие личности схожи в некоторых чертах. Они могут эффективно работать при недостатке сна, полностью концентрироваться на работе, испытывать особо глубокие и контрастные эмоции. Маниакально-депрессивный темперамент в биологическом смысле — восприимчивая, чувствительная система, которая быстро и сильно реагирует на раздражители. Она реагирует на происходящее вокруг более широким спектром эмоциональных, интеллектуальных, поведенческих изменений. Говоря метафорически, депрессию можно представить, как взгляд на мир сквозь мутное стекло, а манию — через калейдоскоп: впечатления ярки, но обрывочны.

Быстрое чтение: есть ли связь между психическими расстройствами и креативностью?

Ksenia Donskaya

У творческих людей часто бывают психические расстройства, но есть ли связь между креативностью и ментальными проблемами, или мы просто привыкли романтизировать образ страдающего творца? На портале Big Think вышел материал об исследованиях на эту тему. «Теории и практики» выбрали главное.

Существует два подхода к поиску связи между творчеством и психическими заболеваниями. Первый из них — это опрос выдающихся деятелей искусства и анализ их работ. Например, еще в 1931 году немецкий психиатр Вильгельм Ланге-Эйхбаум проинтервьюировал более 800 признанных гениев и установил, что лишь незначительная часть из них не имела никаких проблем с ментальным здоровьем.

Есть и другой подход: можно проследить, насколько креативны люди с психическими заболеваниями. Некоторые исследования показывают, что ярко выраженные творческие способности нередко сочетаются с высоким риском депрессии, шизофрении и биполярного расстройства. Последнее сопутствует креативности особенно часто. Шведские ученые в 2013 году провели исследование и установили, что люди, чья работа связана с творчеством или наукой, с большей долей вероятности имеют биполярное расстройство или родственника с биполярным расстройством. А если говорить конкретно о писателях, то тут прослеживается еще и склонность к шизофрении, депрессии, злоупотреблению алкоголем или наркотиками и суициду.

Возможно, дело в том, что у людей с биполярным расстройством во время выхода из депрессивной фазы лобная доля мозга становится очень активной — аналогичную картину можно наблюдать, когда человек концентрируется на творческой задаче. Еще это можно объяснить тем, что при маниакальной фазе у больного с биполярным расстройством появляется огромное количество идей. Чем больше у человека мыслей, тем выше вероятность, что среди них есть в том числе и уникальные. По мнению профессора Элин Сакс из Университета Южной Калифорнии, у людей с отклонениями психический фильтр работает слабее. Они могут спокойно жить с двумя взаимоисключающими идеями в голове, и это помогает им находить почти невидимые связи, которые другие, скорее всего, не заметят.

«Многие люди с ментальными заболеваниями пробуют себя в искусстве и литературе не потому, что у них есть талант»

Некоторые ученые пытались выяснить, можно ли объяснить корреляцию творческих способностей и психических отклонений с помощью генетики. Исследование 2015 года, опубликованное в журнале Nature Neuroscience, показывает, что такая возможность действительно реальна. Группа ученых проанализировала данные 86 тысяч исландцев и 35 тысяч шведов и датчан. Оказалось, что у людей с творческими профессиями и участников различных арт-объединений более высокий генетический риск шизофрении и биполярного расстройства, который обусловлен полигенами (это тип генов, которые контролируют какой-либо признак только совместно).

Тем не менее некоторые ученые оспаривают связь креативности и психического нездоровья. Они говорят о том, что, хотя нам известны случаи, когда в одном человеке уживается гений и безумство, такой дуэт — не обязательно норма. Профессор психологии из Гарварда Альберт Ротенберг, например, провел беседы с 45 нобелевскими лауреатами и ни у одного из них не обнаружил никаких расстройств.

По словам Ротенберга, «проблема в том, что критерии креативности всегда очень некреативны. Принадлежность к творческому сообществу или работа в области искусства или литературы не доказывает, что перед нами творческая личность. Дело в том, что многие люди с ментальными заболеваниями пробуют себя в искусстве и литературе не потому, что у них есть талант, а потому, что их это привлекает. И это искажает данные. Почти все психиатрические больницы используют арт-терапию, и после выписки многих пациентов притягивают творческие занятия и искания».

Конечно, для того, чтобы делать какие-то глобальные выводы, нужно провести больше исследований. Но предположим, что корреляция между творчеством и психическими расстройствами реально существует и обосновывается генетикой. Если мы изолируем гены или полигены, которые «виновны» в ментальной болезни, то исчезнет ли креативность вместе с биполярным расстройством? И если да, то можно ли тут говорить о том, что мы лишим человечество великих произведений искусства? В то же время если из любви к творчеству отказаться от лечения гения, а он потом совершит самоубийство, то можно ли считать, что в этом отчасти виноваты врачи и общество?

Другие статьи

  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Куда обращаться за начислением пособия по уходу за ребёнком Пособие по уходу за ребенком-инвалидом Кому полагается пособие по уходу (ребёнок — инвалид)? Пособие по уходу (ребенок — инвалид) выплачивается людям, непосредственно осуществляющим уход, и независимо от отношений, в которых они находятся с подопечным. То есть, чтобы […]
  • Уроки воспитания детей 11 лет Родителям детей 11-12 лет Каждый в семье должен выполнять какую-либо работу по дому Обязанностями ребенка могут быть: вынос мусора, мытье посуды, полив цветов, прогулка с домашним животным и т. д. Обращайте внимание на то, что ребенок делает. Обязательно […]
  • Болит печень у ребенка симптомы Болезни печени: симптомы, причины и профилактика В нашем организме есть «бойцы невидимого фронта», о существовании которых мы зачастую даже не помним. Одним из таких важных органов, которые в здоровом состоянии даже не дают о себе знать, является печень. Эта железа […]
  • Фз о мерах социальной поддержки семьи и детей Социальная помощь семьям в России В Российской Федерации разрабатываются законы и госпрограммы, целью которых является социальная поддержка семей. Эти акты распространяются на всю территорию РФ. Однако некоторые субъекты в инициативном порядке расширяют перечни […]
  • Почему детям нельзя давать эхинацею Даем эхинацею детям и поднимаем иммунитет Медицинская статистика утверждает, что в среднем дошкольники более 6 раз в год могут иметь эпизоды простудных заболеваний. От подобных неприятностей с высокой температурой, болью в горле, ушах, насморком и кашлем призваны […]