Боевой стресс у военнослужащих

Боевой стресс у военнослужащих

Боевые действия — крайнее проявление экстремальных условий деятельности военнослужащего. Угроза здоровью и жизни человека, постоянное изменение боевой обстановки, длительные нагрузки, утрата боевых товарищей, участие в жестоком насилии по отношению к врагу, противоборство возвышенных и низменных, альтруистических и эгоистических побуждений — все это сопровождается огромным напряжением физических и психологических сил, порождает величайший стресс у военнослужащего.

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнет; нагрузка; напряжение) — реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его внутреннее равновесие, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).
Для того чтобы выжить в боевой обстановке, человек должен перестроить все свое существо (уровень бдительности и активности, скорость реакций, стиль поведения, систему ценностей и отношений к окружающему, людям, себе и т.д.) в соответствии с ее требованиями. И такая перестройка, приспособление к режиму боевой жизнедеятельности, к стресс-факторам войны происходит с каждым ее участником. Это приспособление называется боевым стрессом.
В зависимости от разновидности воздействующего на организм фактора боевой обстановки выделяют виды боевого стресса: физиологический и психологический, а последний может пониматься как эмоциональный или информационный (табл. 1).

— боль;
— высокая и низкая температура воздуха;
— шум;
— вибрация;
— гипоксия (состояние кислородного голодания);
— непереносимый запах.

— опасность;
— гибель товарищей;
— ранение, травма;
— участие в насилии, уничтожении врага;
— высокая ответственность.

— внезапность;
— новизна обстановки;
— недостаток информации;
— избыток информации.

Боевой стресс — это процесс мобилизации всех имеющихся возможностей организма, иммунной, защитной, нервной, психической систем для преодоления жизнеопасной ситуации. У человека происходит изменение состава крови.
Впрыскиваемые туда из желез внутренней секреции гормоны вызывают у него тревогу, бдительность, агрессивность. Увеличивается объем легких, что позволяет доставлять больше кислорода к активно задействованным в работе органам. Сужение кровеносных сосудов ведет к повышению кровяного давления, усилению кровотока, перераспределяются схемы движения крови. У деятельностных личностей уменьшается ее доставка к внутренним органам и увеличивается — к сердцу, скелетным мышцам.
Внешне стресс в боевой обстановке проявляется в учащении пульса, дыхания, температуры тела военнослужащего, покраснении или побледнении кожных покровов, усилении потоотделения, высыхании во рту, треморе (дрожании мышц), изменении внешней активности (количества, частоты и амплитуды движений), учащении мочеиспускания, усилении тревоги и бдительности и др. Все перечисленные симптомы — это нормальные реакции человека на обстоятельства боевой обстановки.
Специфические формы стресса:
— нетравматический стресс;
— травматический (боевая психическая травма);
— посттравматический.
Значительное место в широком диапазоне отрицательных переживаний воина в бою в состоянии стресса занимает страх, который представляет собой эмоцию, возникающую в состоянии угрозы биологическому или социальному существованию человека, направленную на источник реальной или мнимой опасности. Страх служит предупреждением человеку о предстоящей опасности, позволяет мобилизовать внутренние силы и резервы для ее избегания или преодоления. По содержанию переживание страх проявляется в виде страха смерти, боли, ранения, страха остаться калекой, страха потери боеспособности и уважения сослуживцев и др.
Выделяют следующие формы страха: испуг, тревога, боязнь, аффективный страх, индивидуальная и групповая паника.
Испуг — это мгновенная реализация врожденной, инстинктивной программы действий в целях сохранения целостности организма в ситуации действия угрожающих раздражителей. Если бы люди не обладали этой охранительной, защитной реакцией, они погибли бы, не успев оценить грозящей опасности.
Тревога представляет собой эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий. Ее нередко называют беспричинным страхом, так как она связана с неосознаваемым источником опасности.
Тревога не только сигнализирует о возможной опасности, но и побуждает воинов к поиску и конкретизации ее источников, к активному исследованию обстановки боя. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед надвигающейся опасностью, преувеличение угрозы.
Состояние боязни представляет собой конкретизированную тревогу и является реакцией на непосредственную опасность.
Аффективный страх (животный ужас) — самый сильный страх, вызываемый чрезвычайно опасными, сложными обстоятельствами, парализующий на какое-то время способность к произвольным действиям.
У каждого человека существует индивидуальный предел психического напряжения, после которого начинают преобладать защитные реакции в виде попытки спрятаться, замаскироваться, стремление уклониться от опасности, покинуть угрожающую обстановку. Испытывая аффективный страх, воин или цепенеет, не может сдвинуться с места, или бежит, нередко в сторону источника опасности. Известно, что «бесстрашных» психически нормальных людей не бывает. Все дело в мгновениях времени, необходимого для преодоления растерянности, требуемого для рационального принятия решения о целесообразных действиях.
Реакция на страх зависит как от особенностей нервной системы, так и от уровня психологической подготовленности военнослужащих к встрече с опасностью, от характеристики их мотивационной сферы.
Особенно опасной реакцией военнослужащих на боевые стресс- факторы является групповая паника , представляющая собой состояние страха, овладевшего одновременно группой военнослужащих, распространяющегося и нарастающего в процессе взаимного заражения и сопровождающегося потерей способности к рациональной оценке обстановки, мобилизации внутренних резервов, целесообразной совместной деятельности. Боевая обстановка создает благодатную почву для развития панических настроений.;
Одной из причин возникновения стресса и его показателем выступает усталость . Известно, что сопротивление организма воина боевым стресс-факторам, его приспособление к условиям боевой обстановки сопровождается мощным расходом энергетических ресурсов, утомлением, нервным истощением. Утомление — состояние, сигнализирующее о степени израсходования энергетических запасов организма и необходимости их восполнения. Утомление субъективно воспринимается военнослужащим как усталость — ощущение слабости, бессилия, вялости, дискомфорта, сопровождающееся негативными эмоциональными реакциями, потерей интереса и мотивации боевой деятельности. Усталость отрицательно сказывается на эффективности действий военнослужащих, ведет к нарушению чувствительности, внимания, памяти, мышления. Так, например, в этом состоянии у людей могут возникать различные иллюзии восприятия объектов боевой обстановки, появляется болезненная чувствительность к определенным раздражителям, повышается конфликтность во взаимоотношениях с сослуживцами и т. д.
Специалисты выделяют срочную и долговременную адаптацию военнослужащих к боевой обстановке. Срочная адаптация понимается как комплекс реакций военнослужащего, направленных на приспособление к непривычным условиям боевой обстановки, а долговременная адаптация сопровождается такими кардинальными изменениями психики и личности военнослужащего, которые позволяют выжить в экстремальной обстановке войны.
Если сила или продолжительность неблагоприятных внешних воздействий превысит индивидуальные приспособительные возможности человека, происходит «слом адаптационного барьера» и его психическое травмирование. В этом случае говорят, что человек получил психическую травму.

Длительное пребывание человека в обстановке действия боевых стресс-факторов может привести к определенным психологическим последствиям и психическим расстройствам различной глубины. Одно и то же событие у одних военнослужащих вызывает психотравму, а у других — нет.
Интенсивность переживания военнослужащим боевого стресса зависит от взаимодействия двух основных факторов:
— силы и длительности воздействия на психику военнослужащего факторов боевой обстановки;
— особенностей реагирования военнослужащего на их воздействие.
Сила и длительность воздействия на психику человека стресс- факторов условно подразделяется на умеренный стресс и интенсивный (длительный) стресс.
Умеренный стресс, как правило, эффективно преодолевается большинством военнослужащих, способствует мобилизации физических и психических возможностей, защитных сил организма, активизирует интеллектуальные процессы, создает оптимальное боевое возбуждение, порыв, повышает работоспособность, интенсифицирует целесообразную деятельность воина. Такой стресс может сопровождаться чувством гнева, ненависти к противнику, желанием уничтожить его. Такая мобилизованность физических, духовных сил и энергетики воина является необходимым условием совершения подвига.
Состояние умеренного стресса можно сравнить с действиями гарнизона древней крепости. При получении сигнала о приближении врага защитники крепости повышают бдительность, усиливают дозоры и составы дежурных сил, проверяют прочность стен, ворот и засовов, готовят к бою оружие и боеприпасы, запасы воды и продовольствия, устанавливают особый режим жизнедеятельности, правила поведения на время осады. При нападении противника они мобилизуют все силы на отпор ему. Многие крепости сражались чуть ли не до последнего защитника.
В дальнейшем умеренный либо становится привычным для участников боевых действий, либо переходит в боевой стресс повышенной интенсивности.
Длительное и интенсивное воздействие отрицательных боевых факторов, высокая их значимость для военнослужащего способны порождать непродуктивные стрессовые состояния (дистресс). Дистресс возникает при таких вариантах стресса, при которых имеют место беспомощность, бессилие, безнадежность, подавленность. Он нередко сопровождается нарушением психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления), возникновением отрицательных эмоций (страх, безразличие, агрессивность и др.), сбоями в координации движений (суетливость, тремор, оцепенение и др.), временными или длительными личностными трансформациями (пассивность; потеря воли к жизни, уверенности в победе, доверия к сослуживцам и командирам; склонность к шаблонным действиям и примитивному подражанию; чрезмерное проявление инстинкта самосохранения и др.).
Интенсивный (длительный) боевой стресс может значительно затруднить деятельность как отдельного военнослужащего, так и воинских коллективов. Он может проявиться в боевой психической травме.
Боевая психическая травма — возникающее вследствие воздействия боевых стресс-факторов патологическое состояние центральной нервной системы, обуславливающее регулирование поведения пострадавшего посредством патофизиологических механизмов. В результате психотравмирования происходит накопление изменений в структурах центральной нервной системы, нарастание специфической личностной дисгармонии и готовности к психопатологическому синдромообразованию.
На индивидуальном уровне интенсивный (длительный) боевой стресс проявляется в таких формах, как резкое, неадекватное боевой обстановке повышение или, наоборот, снижение боевой активности; неадекватное боевой ситуации повышение эмоционального возбуждения или, напротив, эмоциональное оцепенение, эмоциональная «тупость»; появление деструктивных форм мотивации боевой деятельности или, наоборот, желания «выйти» из боя, любой ценой сохранить себе жизнь; потеря ориентации в ситуации боя; ощущение нереальности происходящего в боевой ситуации; самоотчуждение; резкое, несвойственное конкретному военнослужащему снижение дисциплинированности, появление ненаблюдавшихся ранее нарушений нравственных норм межличностных отношений, деструктивных форм общения с окружающими, развязности поведения; высокий уровень необоснованной раздражительности, гневливости, агрессивности; резкое возрастание тревожности или, наоборот, необоснованное пренебрежение опасностью; неспособность справиться с переживаниями страха и т.д.
Такого рода проявления боевого стресса способствуют заметному возрастанию ошибок и срывов в осуществлении военнослужащим боевой деятельности, ее дезорганизации.
Интенсивный (длительный) боевой стресс, как правило, оказывает негативное воздействие на протекание физиологических процессов в организмах военнослужащих, что выражается в заметном ухудшении состояния здоровья, возникновении новых или обострении имевшихся ранее заболеваний, расстройствах автоматизмов физиологического уровня.
На групповом уровне интенсивный (длительный) боевой стресс проявляется не только в увеличении количества военнослужащих, испытывающих его, но также в качественном изменении социально-психологической ситуации в воинских коллективах. Это может выражаться в таких негативных явлениях, как резкое ухудшение социально-психологического климата и значительное возрастание конфликтности в воинских коллективах, заметное снижение уровня сплоченности и взаимовыручки военнослужащих, распространение среди них негативного отношения к выполняемой боевой задаче, командованию, формирование в воинских коллективах социально-психологических предпосылок к распространению в них панических настроений и др. В то же время высокий уровень группового развития воинского коллектива, профессиональная и психологическая готовность его членов к совместным боевым действиям, наличие у них позитивного опыта внутригруппового и межгруппового взаимодействия в боевой обстановке могут способствовать снижению дезорганизующего воздействия интенсивного (длительного) боевого стресса.
Наиболее интенсивный боевой стресс проявляется в формах, препятствующих осуществлению боевой деятельности на относительно продолжительное время (более суток). Крайними формами его проявления являются невротические и психотические расстройства. При этом чем больше военнослужащих испытывает наиболее интенсивные (психотравмирующие) формы боевого стресса, тем больше психологических потерь в подразделении, части, соединении.
Наиболее частыми из них в боевых условиях являются неврозы (неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний). Значительно реже, но и опаснее проявляются острые реактивные психозы (ступор, сумеречные состояния сознания, реакции убегания). В случае возникновения подобных психических расстройств воин на определенное время полностью или частично утрачивает способность к активным произвольным действиям. Это происходит потому, что названные расстройства часто сопровождаются двигательными нарушениями, потерей слуха, зрения, потерей ориентировки в пространстве, времени, боевой ситуации.
Если вновь обратиться к метафоре осажденной крепости, можно констатировать, что возможности ее защитников не безграничны. Запасы воды, продуктов, боеприпасов иссякают, погибших воинов заменить некем. Мощный удар противника, обманный маневр (типа «троянского коня») или длительная, изнуряющая осада способны сломить волю физически истощенных защитников к сопротивлению.
Значимость воздействия на психику военнослужащего тех или иных факторов боевой обстановки определяется его индивидуально- психологическими особенностями и личностными свойствами, психологической и профессиональной готовностью к ведению боевых действий, характером и уровнем боевой мотивации, особенностями восприятия военнослужащим места и роли боевых действий в истории и перспективе его системы жизнедеятельности.
Очевидно, что чем более интенсивный боевой стресс пережил военнослужащий в боевой обстановке, тем больше вероятность возникновения у него негативных психологических последствий после прекращения воздействия факторов боевой обстановки.
Негативные психологические последствия психотравмирующего боевого стресса проявля ются в разнообразных формах.
Например, негативные психологические последствия психотравмирующего боевого стресса могут выражаться в заострении тех черт характера военнослужащих, которые затрудняют взаимодействие с другими людьми.
Негативные психологические последствия психотравмирующего боевого стресса нередко сопровождаются возникновением головной боли и головокружений; болевыми или неприятными ощущениями в области сердца, желудка; повышенной потливостью; резким снижением или повышением аппетита, половой активности; ощущением разбитости; неконтролируемым дрожанием рук, ног, головы, век и других частей тела, а также обострением имевшихся ранее соматических заболеваний.
В посттравматической форме боевого стресса у военнослужащих могут проявляться навязчивые воспоминания, переживания, образы, ощущения, напоминающие о психотравмирующих ситуациях боевых действий, возникающие нередко спонтанно и оказывающие сильное впечатление на самого военнослужащего своей схожестью с пережитым им реально; неспособность воспроизвести в памяти произошедшие в психотравмирующей ситуации события или их отдельные обстоятельства; трудности засыпания, расстройства сна, кошмарные сновидения; различного рода страхи (страх темноты, высоты, одиночества и др.) и т.д.
Таким образом, анализ воздействия факторов современного боя на психику и поведение людей позволяет сделать следующие выводы. Опасная обстановка неизбежно вызывает у воинов психическое напряжение (стрессовое состояние). Это состояние оказывает существенное влияние на протекание психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, волю, эмоции) и эффективность боевой деятельности. Стресс может влиять на психику как мобилизующее (боевое возбуждение), так и угнетающе (дистресс). Характер этого влияния зависит от мотивации, индивидуальной психологической устойчивости, боевого опыта военнослужащих. Следовательно, имеются реальные основания для изменения восприимчивости военнослужащих к действию боевых стресс-факторов в процессе психологической подготовки и обеспечения их высокой активности в бою.

Смотрите так же:  Теория заикания жинкина

Методические рекомендации
В первом вопросе целесообразно добиться понимания слушателями сущности понятия стресса и его разновидности — боевого стресса.
Во втором вопросе основное усилие необходимо сосредоточить на разъяснении слушателями того, что боевой стресс бывает конструктивным, мобилизующим, способствующим сохранению организма, целостности личности и деструктивным, травмирующим, разрушающим организм и нервную систему.
В заключительной части руководителю надо сделать выводы, отметить наиболее активных на занятии, дать рекомендации по подготовке к следующему занятию.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

Весьма интересная статья, не думал что вынесу для себя что-то новое, например: не знал что украинский такой легкий в освоении. После прочитанной статьи ко мне вернулась девушка, а ветрянка прошла в считаные секунды, также я побил свой рекорд в додл джампе и набрал 2345 баллов. Авторы полностью раскрыли идею синтеза кефирной кислоты из огуречного рассола и о питательной свойствах зубной пасты «колгейт».

Видно,что автором проведена глубокая работа по изучению данного вопроса в оптике. Также немаловажным является то,что статья написана доступным, понятным языком,а читать ее легко и интересно.

Валерий, спасибо за интерес к моей работе. Я как раз и взял такую тему курсовой работы.

Статья замечательная,понятная,легкая для усвоения и главное полезная,т.к. тема геронтологии важна в наше время.

Отличная работа! Очень информативная статья!

Здравствуйте, в заключении вашей статьи указано, что показатели проведенных функциональных проб у пациентов с пневмонией оказались в пределах нормы, может ли это свидетельствовать о наличии компенсаторных реакций, обеспечивающих нормальную оксигенацию тканей при местном нарушении газообмена в воспаленной паренхиме легкого?

Статья определенно пробуждает желание углубиться в акутальные вопросы физики.Спасибо автору,что говорит про науку и таким доступным языком!

Данная работа интересна сравнением с российской музыкальной культурой. Музыка Испании всегда вызывает самые яркие чувства. Интересно рассмотреть педагогический аспект в плане использования произведений испанских композиторов в музыкально-образовательной практике общеобразовательной и музыкальной школы.

Спасибо автору за увлекательную статью,за возможность ознакомиться с актуальным вопросом физики, за пробуждение интереса к данной теме!

Статья затрагивает очень актуальную проблему. Познавательная работа!

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ УЧАСТИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ

Риск развития посттравматического состояния зависит от характера внешнего воздействия. Его причиной может быть любое сильное переживание, выходящие за рамки обычного опыта и вызывающее крайнее перенапряжение всей эмоционально-волевой сферы человека, но наиболее изученным причинным фактором являются военные конфликты, вызывающие у активных участников посттравматического стрессового с некоторыми характерными особенностями.

После возвращения военнослужащих с боевых действий общество столкнулось с массой социальных, медицинских и психологических проблем участников войны. По статистическим данным число самоубийств среди участников войны превышает число погибших в самой войне в три раза. Алкоголизм, наркомания, профессиональные и социальные конфликты ˗ все формы дезадаптации наблюдаются среди тех, кто прошел ад войны. Приблизительно у 30% ветеранов военных действий отмечаются симптомы посттравматического стрессового расстройства.

Следует отметить, что, несмотря на обилие работ по вопросам психологической реабилитации участников боевых действий, вряд ли можно считать эту проблему исчерпанной. В них практически не рассматриваются вопросы организации психологической помощи самым нуждающимся в ней категориям военнослужащих – раненым и инвалидам.

Посттравматическое стрессовое расстройство представляет собой целостный комплекс симптомов нарушения психической деятельности, возникший в результате разового или повторяющегося внешнего сверхсильного травмирующего воздействия на психику человека.

По мнению ряда специалистов [1], течение посттравматического синдрома проявляется в следующих видах:

Неотступное переживание травматического события, сопровождающееся навязчивыми воспоминания травмирующих событий; периодически повторяющимися кошмарными сновидениями; неожиданным ощущением прямого возврата травматических событий и повторного их переживания и др.

Упорное избегание стимулов, связанных с травмой, сопровождающееся чувством безразличия, снижения способности к сопереживанию и душевной близости с другими людьми. Оно может проявляться в осознанном избегании мыслей, чувств и ситуаций, связанных с травмой; снижение интереса к ранее значимым для данного человека видам активности; уклонение от разговоров на тему войны, нежелание смотреть соответствующие фильмы, читать литературу по военной тематике, попытки избегания действий мест или лиц, вызывающих воспоминания о своих боевых переживаниях;

Стойкие признаки гиперактивности, повышенной возбудимости, проявляющиеся в трудности засыпания, повышенной раздражительность, появление вспышек гнева, невозможности сконцентрировать своё внимание и др.

Психологический дистресс, т.е. глубокие психологические переживания, которые возникают под действием событий мирного времени, имеющих сходство или символизирующих пережитую боевую ситуацию.

После возвращения к мирной жизни на ветеранов продолжают оказывать влияние социальные стрессоры, а также стрессоры, связанные с последствиями полученных на войне ранений и увечий (переживание своих увечий и собственной несостоятельности, сохраняющееся чувство вины, недостаточная поддержка ветеранов со стороны близких, общественности и государства).

Психологические последствия боевого стресса, пережитого военнослужащим, обычно возникают впервые полгода после травмы. Однако симптомы могут появиться как сразу после нее, так и спустя много лет. Люди постоянно возвращаются к прошлым событиям и пытаются найти им объяснение. Одни верят, что это был знак судьбы. У других возникает гнев из-за чувства глубокой несправедливости. Переживания проявляются в бесконечных разговорах без всякой необходимости и по любому поводу. Безразличие окружающих к проблеме ветерана приводит к изоляции страдающего и вызывает у него дополнительную травму.

Психологические переживания участников боевых действий в сложном процессе их возвращения в мирную жизнь, в процессе их адаптации к гражданским условиям, подчас входят в противоречие со сформировавшимися боевыми представлениями о чести, справедливости, дружбе и т.д.

Часто для снятия остроты болезненных переживаний, воспоминаний или чувств ветераны боевых действий с ПТСР начинают злоупотреблять алкоголем, пробовать наркотики, у них нередко возникают суицидальные мысли или попытки к самоубийству. Многие боевые ветераны стремятся вернуться в зону своих боевых действий или принять участие в других вооруженных конфликтах и рискованных предприятиях, что свидетельствует о выраженном влиянии пережитого ими боевого стресса на личность.

Большое значение имеют социальные условия, в которых пребывает человек после пережитого психологического шока. Замечено, что риск развития посттравматического состояния значительно снижается в тех случаях, когда пациент находится в окружении людей, подвергшихся подобной травме.

Решение проблемы восстановления от посттравматического состояния достаточно много. Восстановление может быть медикаментозное и с помощью специалистов, но в период реабилитации военнослужащего не меньшее значение имеет поддержка близких и родных людей. Очень важно создать участникам боевых действий такую атмосферу, в которой они могли бы переосмыслить происходящее с ними, проанализировать ощущения и внутренне принять пережитый опыт, смириться с ним. Это необходимо для того, чтобы продолжать созидательную жизнедеятельность, не отдаваясь воле тяжелых переживаний и воспоминаний. Очень важно для военнослужащих, переживших военные события, непосредственно участвующих в них, чтобы дома, в семье их окружала любовь, понимание, забота, эмоциональный и психологический комфорт. Отсутствие эмоционального контакта, чувства безопасности, непонимание, безучастность и безразличие нередко приводит к обострению посттравматического стрессового состояния военного ветерана. Нередко они вынуждены подавлять в себе эмоции, рискуя потерять самоконтроль над собой.

Смотрите так же:  Юношеская злокачественная шизофрения это

Существуют различные методики реабилитации военнослужащих, возвратившихся с войны, например такие, как: «Через тернии к родным»; «Долгая память»; «Новое рождение» и другие.

Достаточно эффективной является методика, в ходе которой ветерана в момент начала приступа ПТСР учат концентрировать внимание на ярких событиях или объектах, отвлекающих их страшные воспоминания. Это со временем формирует привычку к автоматическому переходу сознания к нейтральным или положительным эмоциям в обход травмирующего переживания (плач ребенка, шум машины, нахождение на высоте, изображение или картина, книга, фильм, телепередача и др.). Многим людям, страдающим посттравматическим стрессом, помогают беседы со специалистом или другими людьми, пережившими травмирующие события. Такой вид терапии помогает ветерану боевых действий преодолеть пережитый кошмар.

Психологическая помощь при ПТСР должна быть направлена, в первую очередь на обучение ветеранов принимать реальность своей гражданской жизни, создавать новые когнитивные модели поведения, жизни и деятельности. Обретая гармонию душевного и физического состояния, военный ветеран должен осознавать, что важнее прийти в согласие с самим собою, нежели соответствовать чьим-то стандартам и нормам. При этом необходимо быть предельно честным перед самим собой, пытаться адекватно оценивать себя и то, что происходит социуме.

Таким образом, психологические последствия участия военнослужащих в боевых действиях, их реабилитация и коррекция ПТСР следует отнести к достаточно серьезной и актуальной социологической и государственной проблеме, которую нужно решать совместными усилиями психологов, медицинских работников, социологов и семьи. Восстановление психического состояния военных ветеранов очень длительный и трудный процесс, требующий много сил, внимания, любви и заботы.

Иванов А.Л., Рубцов В.В., Жуматий Н.В., Давлетшина М.В. Психологические последствия участия военнослужащих в боевых действиях в Чеченской республике и их медико-психолого-социальная коррекция. // Консультативная психология и психотерапия. – 2003. – № 4. – С. 146-162.

Боевой стресс и его психологические последствия

Боевой стресс и его психологические последствия.

Современные боевые действия, как правило, сопровождаются повышенным стрессогенным воздействием на психику военнослужащих. Существуют различные подходы к пониманию сущности боевого стресса. С нашей точки зрения боевой стресс представляет собой совокупность субреактивных состояний, Переживаемых военнослужащими в процессе адаптации к неблагоприятным для их жизнедеятельности и угрожающим их жизненно важным ценностям условиям (стрессорам) боевой обстановки. Интенсивность переживания военнослужащим боевого стресса зависит от взаимодействия двух основных факторов:

1) силы и длительности воздействия на психику военнослужащего боевых стрессоров;

2) особенностей реагирования военнослужащего на их воздействие.

Различные боевые стрессоры подразделяются на специфические и неспецифические для боевой обстановки. Первые обладают повышенным уровнем стрессогенности и включают:

1) ситуации, угрожающие жизни и физической целостности военнослужащего;

2) ранения, контузии, увечья и дозы облучения;

3) гибель близких людей и сослуживцев;

4) ужасающие картины смерти и человеческих мучений;

5) случаи гибели сослуживцев, мирных граждан, ответственность за которые военнослужащий приписывает себе;

6) события, в результате которых пострадали честь и достоинство военнослужащего.

Ко второй группе относятся стрессоры, присущие как боевой обстановке, так и другим видам стрессовых ситуаций:

1) повышенный уровень перманентной потенциальной угрозы для жизни;

2) длительное выполнение напряженной деятельности;

3) длительная депривация основных биологических и социальных потребностей;

4) резкие и неожиданные изменения условий службы и жизнедеятельности;

5) тяжелые экологические условия жизнедеятельности;

6) отсутствие контактов с близкими;

7) невозможность изменить условия своего существования;

8) интенсивные и длительные межличностные конфликты;

9) повышенная ответственность за свои действия;

10) возможность погибнуть, получить ранения или попасть в плен в бессмысленной, по мнению военнослужащего, войне.

Реакция военнослужащего на воздействие стрессоров боевой обстановки зависит как от их значимости для конкретного участника боевых действий, так и от особенностей его совладающего поведения. Значимость воздействия на психику военнослужащего тех или иных боевых стрессоров определяется его индивидуально-психологическими особенностями и личностными свойствами, психологической и профессиональной готовностью к ведению боевых действий, характером и уровнем боевой мотивации, особенностями восприятия военнослужащим места и роли боевых действий в истории и перспективе его системы жизнедеятельности.

В свою очередь, эффективность совладающего поведения военнослужащего зависит от уровня его активности, направленной на противодействие негативному воздействию стресс-факторов боевой обстановки; характера используемых им способов преодоления дестабилизирующего воздействия боевых стрессоров на психику, поведение и жизнедеятельность в целом; наличия у военнослужащего опыта совладающего поведения в боевой обстановке и его содержания. В качестве характеристик боевой деятельности, влияющих на интенсивность боевого стресса, выделяют: а) степень боевой активности конкретного военнослужащего, определяюющуюся, как правило, по количеству боевых операций, в которых военнослужащий принимал непосредственное участие и которые сопровождались реальной угрозой для его жизни;

б) значимость боевых действий, в которых участвовал военнослужащий, для выполнения более масштабных боевых задач;

в) степень напряженности и характер боевых действий военнослужащего (при этом особое значение придается участию военнослужащего в боевых действиях с противником, значительно превосходящим по силам, в условиях вынужденного отступления, в окружении);

г) количество боевых потерь в части, подразделении, где проходил службу военнослужащий, а также восприятие этим военнослужащим их целесообразности и предопределенности объективными условиями боевой деятельности.

Особое влияние на уровень проявления боевого стресса у конкретного военнослужащего оказывают такие факторы, как: количество перенесенных им ранений, контузий, полученных травм, доз облучения;

обстоятельства (если это имело место) взятия его в плен, длительность и условия нахождения в плену.

Наряду с перечисленными факторами выделяются также некоторые социальные, этнические, религиозные, семейные и другие обстоятельства, дополнительно способствующие интенсификации проявлений боевого стресса у военнослужащих. К ним относятся:

а) непопулярность войны в стране, гражданином которой является военнослужащий, участвующий в боевых действиях;

б) наличие у военнослужащего негативного опыта переживания боевого стресса в прошлом;

в) незначительный личный опыт совладающего поведения, имевшийся у военнослужащего в добоевой жизнедеятельности;

г) принадлежность участника боевых действий к национальности этнически близкой к национальности солдат противника (особенно, если военнослужащий принадлежит к национальному меньшинству в своей стране);

д) сходство или близость вероисповедания участника боевых действий к вероисповеданию солдат противника (особенно, если военнослужащий принадлежит к религиозному меньшинству в своей стране);

е) принадлежность участника боевых действий к военнослужащим женского пола;

ж) сложная, по различным причинам, ситуация в семье военнослужащего;

з) сложное материальное и социальное положение военнослужащих и его близких в своей стране.

В зависимости от особенностей взаимодействия указанных выше факторов проявления боевого стресса у различных военнослужащих будут отличаться по:

а) интенсивности проявления: от состояний повышенной психической напряженности до состояний травмирующих психику;

б) преобладающему уровню проявления: физиологическому, психофизиологическому, психологическому;

в) степени осознанности своего состояния самим военнослужащим;

г)преобладающему проявлению в той или иной сфере личности военнослужащего: мотивационной, эмоциональной, когнитивной, волевой, поведенческой;

д)степени подконтрольности проявлений боевого стресса самому военнослужащему;

е) уровню влияния на психическое состояния других военнослужащих;

з) влиянию на степень психической мобилизованности военнослужащего: от гипер- до гипомобилизованности;

и) характеру влияния на эффективность боевой деятельности: от повышения до снижения ее эффективности.

Боевой стресс невысокой интенсивности (БСНИ), как правило, эффективно преодолевается большинством военнослужащих и на начальном этапе может способствовать повышению их боевой активности. В дальнейшем, БСНИ либо становится привычным для участников боевых действий, либо переходит в боевой стресс повышенной интенсивности.

Боевой стресс повышенной интенсивности (БСПИ) может значительно затруднить деятельность как отдельного военнослужащего, так и воинских коллективов. На индивидуальном уровне БСПИ проявляется в таких формах, как: резкое, неадекватное боевой обстановке повышение или, наоборот, снижение боевой активности; неадекватное боевой ситуации повышение эмоционального возбуждения или, напротив, эмоциональное оцепенение, эмоциональная «тупость»; появление деструктивных форм мотивации боевой деятельности или, наоборот, желания «выйти» из боя, любой ценой сохранить себе жизнь; потеря ориентации в ситуации боя; ощущение нереальности происходящего в боевой ситуации; самоотчуждение; резкое, несвойственное конкретному военнослужащему снижение дисциплинированности, появление ненаблюдавшихся ранее нарушений нравственных норм межличностных отношений, деструктивных форм общения с окружающими, развязности поведения; высокий уровень необоснованной раздражительности, гневливости, агрессивности; резкое возрастание тревожности или, наоборот, необоснованное пренебрежение опасностью; неспособность справиться с переживаниями страха; появление заметной замкнутости, подавленности, апатии; потеря интереса к жизни, возникновение мыслей о самоубийстве; значительное повышение психической напряженности и настороженности; рассредоточенность внимания или трудности его быстрого переключения; резкое снижение психологической устойчивости либо, напротив, возрастание ригидности психических процессов; появление склонности к паническим настроениям и др. Такого рода проявления боевого стресса способствуют заметному возрастанию ошибок и срывов в осуществлении военнослужащим боевой деятельности, ее дезорганизации.

БСПИ, как правило, оказывает негативное воздействие на протекание физиологических процессов в организмах военнослужащих, что выражается в заметном ухудшении состояния здоровья, возникновении новых или обострении имевшихся ранее заболеваний, расстройствах автоматизмов физиологического уровня.

На групповом уровне БСПИ проявляется не только в увеличении количества военнослужащих, испытывающих его, но также в качественном изменении социально-психологической ситуации в воинских коллективах. Это может выражаться в таких негативных явлениях, как: резкое ухудшение социально-психологического климата и значительное возрастание конфликтности в воинских коллективах, заметное снижение уровня сплоченности и взаимовыручки военнослужащих, распространение среди них негативного отношения к выполняемой боевой задаче, командованию, формирование в воинских коллективах социально-психологических предпосылок к распространению в них панических настроений и др.

В то же время высокий уровень группового развития воинского коллектива, профессиональная и психологическая готовность его членов к совместным боевым действиям, наличие у них позитивного опыта внутригруппового и межгруппового взаимодействия в боевой обстановке могут способствовать снижению дезорганизующего воздействия БСПИ.

Наиболее интенсивный боевой стресс проявляется в формах, препятствующих осуществлению боевой деятельности на относительно продолжительное время (более суток). Крайними формами его проявления являются невротические и психотические расстройства. При этом, чем больше военнослужащих испытывает наиболее интенсивные (психотравмирующие) формы боевого стресса, тем больше психологических потерь в подразделении, части, соединении.

Очевидно, что чем более интенсивный боевой стресс пережил военнослужащий в боевой обстановке, тем больше вероятность возникновения у него негативных психологических последствий. после прекращения воздействия боевых стрессоров. Среди различных проявлений негативных психологических последствий (НПП) боевого стресса в большей степени затрудняют послевоенную адаптацию участников боевых действий НПП боевого стресса повышенной интенсивности, оказавшего травмирующее воздействие на психику военнослужащих.

НПП психотравмирующего боевого стресса проявляются в разнообразных формах, которые еще полностью не изучены. Как показывает опыт исследований они чаще всего проявляются в следующем: в потере смысла жизни; в ощущении нереальности своего существования; в возникновении чувства приближения катастрофических изменений в жизни, скорой смерти; в неадекватном снижении или завышении самооценки; в резких и неожиданных для самого военнослужащего изменениях восприятия «Я-образа»; в потере чувства самоидентичности, ощущении внутриличностной дезинтеграции; в переживании необъяснимого и не всегда обоснованного чувства вины за свои действия в пережитой психотравмирующей ситуации боевой деятельности или, наоборот, в неадекватной идеализации этих действий; в возникновении чувства беспомощности или, напротив, в неадекватной субъективной переоценке своих возможностей влиять на ход происходящих в жизни событий; в ощущении отчуждения от самого себя, своих близких родственников и своего прошлого; в постоянном стремлении переосмысливать свой опыт БД в психотравмирующих ситуациях; в неоднократно повторяющемся мысленном конструировании иных, более оптимальных для данного военнослужащего, сценариев произошедших психотравмирующих событий, которые были, как ему представляется, возможны, но не получили развитие в действительности; в стремлении постоянно вспоминать о том, что случилось в психотравмирующей ситуации БД или, наоборот, в нежелании того, чтобы что-то об этом напоминало; в повышенной тревожности или, напротив, в неадекватном реальной ситуации пренебрежении опасностью; в повышенной психической напряженности и необоснованной настороженности; в повышении эмоциональной чувствительности, сентиментальности или, наоборот, в снижении эмоциональной сензитивности и избегании близких эмоциональных контактов с окружающими; в повышенной раздражительности, вспыльчивости и агрессивности в поведении; в замкнутости; в сниженном эмоциональном фоне настроения, подавленности; в суицидальных мыслях и суицидальных настроениях; в появлении ассоциальных тенденций; в потребности в новых «острых» ощущениях, в том числе связанных с риском для жизни. Кроме того, НПП психотравмирующего боевого стресса могут выражаться в заострении тех черт характера военнослужащих, которые затрудняют взаимодействие с другими людьми.

Смотрите так же:  Центры лечения анорексии

На субклиническом уровне НПП психотравмирующего боевого стресса у военнослужащих могут проявляться в таких формах, как: навязчивые воспоминания, переживания, образы, ощущения, напоминающие о психотравмирующих ситуациях БД, возникающие, нередко, спонтанно и оказывающие сильное впечатление на самого военнослужащего своей схожестью с пережитым им реально; неспособность воспроизвести в памяти произошедшие в психотравмирующей ситуации события или их отдельные обстоятельства; трудности засыпания, расстройства сна, кошмарные сновидения; различного рода страхи (страх темноты, высоты, одиночества и др.); резкие колебания настроения отповышенно-приподнятого до подавленно-тоскливого; неконтролируемые вспышки гнева и злобно-агрессивные реакции; «застревание» на определенных мыслях, переживаниях, действиях, необоснованная мелочная придирчивость к окружающим; заторможенность мышления; неспособность полностью сконцентрироваться на решении той или иной задачи, на выполнении одной деятельности; трудности запоминания несложной информации; резкое снижение работоспособности и продуктивности деятельности; заметное снижение эффективности саморегуляции и самоконтроля.

НПП психотравмирующего боевого стресса нередко сопровождаются: возникновением головной боли и головокружений; болевыми или неприятными ощущениями в области сердца, желудка; повышенной потливостью; резким снижением или повышением аппетита, половой активности; ощущением разбитости; неконтролируемым дрожанием рук, ног, головы, век и других частей тела, а также обострением имевшихся ранее соматических заболеваний. Психологическая помощь военнослужащим в преодолении НПП психотравмирующего боевого стресса подразумевает проведение психореабилитационных мероприятий. Психологическая реабилитация (ПР) военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, проводится в комплексе с медицинской и социальной реабилитацией, и представляет собой процесс организованного психологического воздействия, направленный на восстановление такого состояния психического здоровья военнослужащих, которое позволяет им достаточно эффективно решать боевые и служебные задачи. Задачи ПР определяются характером НПП психотравмирующего боевого стресса.

ПР может иметь специфический и неспецифический характер, что определяется сложностью имеющихся у военнослужащего психологических проблем и степенью специализации способов психологического воздействия, необходимых военному психологу для решения ПР. Неспецифическая ПР осуществляется в том случае, если НПП психотравмирующего боевого стресса проявляются на таком уровне, когда военнослужащий, несмотря на возникающие у него психологические затруднения, находит в себе достаточно сил и способностей для минимизации их негативного воздействия на эффективность его жизнедеятельности. В этом случае ПР может осуществляться подготовленным психологом в условиях воинской части во взаимодействии с военными медиками и командованием части без длительного отрыва военнослужащего от выполнения воинской деятельности. В тех же случаях, когда военнослужащий не в состоянии преодолеть негативное воздействие психологических последствий психотравмирующего боевого стресса на его психическое здоровье и жизнедеятельность, необходимо проведение специфической реабилитации на базе центров психологической реабилитации с отрывом от исполнения служебных обязанностей.

ПР включает четыре основных этапа:

При этом реадаптационный этап осуществляется преимущественно при проведении специфической реабилитации. Содержанием диагностического этапа является изучение характера имеющихся у военнослужащих психологических проблем, степени влияния этих проблем на их психическое здоровье и жизнедеятельность, и, исходя из этого, определение способов психологического воздействия, необходимых для психологической помощи конкретному военнослужащему, проходящему реабилитацию. Осуществление психотерапевтического этапа подразумевает целенаправленное использование конкретных форм и методов воздействия на психику реабилитируемых военнослужащих, а реадаптационного-психологическую подготовку военнослужащих, проходящих реабилитацию, к предстоящей воинской деятельности и межличностному взаимодействию с окружающими людьми. Этап сопровождения включает наблюдение за военнослужащими, их консультирование, и, в случае необходимости, оказание им дополнительной психологической помощи в процессе последующей после ПР жизнедеятельности.

Основными принципами проведения ПР являются:

Первый из них означает целесообразность оказания психологической помощи в ближайшее время после окончания воздействия психотравмирующих стрессоров БД, второй — использование методов, позволяющих осуществлять комплексное и взаимосвязанное воздействие на психику военнослужащих, исходя из структуры основных форм проявления негативных последствий психотравмирующего боевого стресса: третий — своевременное изменение форм и методов психологического воздействия в зависимости от психического состояния военнослужащих и условий проведения ПР; четвертый — оперативное использование пунктов и центров ПР различных уровней в зависимости от сложности решаемых в процессе ПР задач.

Успешность преодоления НПП психотравмирующего боевого стресса зависит от своевременного их обнаружения у того или иного военнослужащего. В связи с этим, к изучению психического состояния военнослужащих, подвергшихся воздействию психотравмирующих стрессоров БД, могут привлекаться, помимо военных психологов, командиры (начальники) различного уровня, заместители командиров по воспитательной работе, военные медики, специально подготовленные военнослужащие из числа воинов срочной службы, а также, если это возможно, гражданские психологи. Изучение психического состояния военнослужащих должностными лицами, заинтересованными в ПР личного состава, осуществляется путем наблюдения и общения с ними, проведения с военнослужащими индивидуальных и групповых психологически-ориентированных бесед, устного опроса их сослуживцев, членов семей и родственников. Военные психологи, кроме того, используют диагностические беседы, опросники и тесты,проективные методики, методы анализа особенностей и результатов деятельности, экспериментальные методы и др.

Задачами изучения психического состояния военнослужащих, подвергшихся воздействию психотравмирующего боевого стресса, являются:

1) определение наличия, состава и степени выраженности выявленных НПП психотравмирующего боевого стресса;

2) выяснение причин их возникновения и сохранения;

3) установление эффективности и способов совладания военнослужащего с НПП психотравмирующего боевого стресса;

4) определение целесообразности использования тех или иных методов психологического воздействия в целях оказания помощи конкретному военнослужащему.

Психологическая помощь военнослужащим может оказываться индивидуально, в психотерапевтической группе (11-13 человек), в коллективе, состоящим из нескольких небольших групп, в семье. При этом используются методы и техники, разработанные в таких видах психотерапии, как психодинамическая, поведенческая, когнитивная, гипносуггестивная, гештальт-терапия, нейролингвистическое программирование, клиент-центрированная, личностно-ориентированная, процессуально-ориентированная,телесно-ориентированная, трансмедитативная терапия, терапия искусством и творческим самовыражением, логотерапия, трансактный анализ, психосинтез, психодрама, игротерапия, холотропная, биоэнергетическая, цигун-терапия, наркосинтетическая, плацебо-терапия и др.

Использование психологом в процессе ПР тех или иных психологических методов зависит от характера имеющихся у военнослужащих психологических проблем, готовности психолога использовать тот или иной метод, а также личностных особенностей того, кому оказывается помощь, и того, кто оказывает помощь. При этом используемые в процессе ПР методы направляются на помощь военнослужащим в осознании и осмыслении тех событий, которые послужили причиной их актуального психического состояния, в отреагировании переживаний, связанных с воспоминаниями о психотравмирующих событиях БД, в принятии случившегося как неотъемлемой части их жизненного опыта, а позднее — в актуализации совладающего поведения, необходимого для преодоления негативных последствий полученной психической травмы и реадаптации к изменившимся внутренним и внешним условиям жизнедеятельности.

Большое значение для эффективной ПР имеет проведение на ее первом этапе диагностической беседы, которая способствует решению не только диагностических, но и психотерапевтических задач. Процесс осуществления диагностической беседы возможен при условии преодоления коммуникативного барьера, который, как правило, возникает у военнослужащих относительно информации, связанной с пережитым ими психотравмирующим опытом. Проведение диагностической беседы позволяет военнослужащим рассказать о том, что с ними произошло в психотравмирующей обстановке БД, отреагировать эмоции, связанные с тяжелым для воспоминаний периодом их жизни, взглянуть на произошедшее как бы со стороны, восстановить целостную картину значимых для их актуального психического состояния событий, глубже осознать, а возможно, переосмыслить то, что они пережили в психотравмирующей ситуации и то, как это повлияло на их последующие поступки, жизнедеятельность и здоровье. Полноценное проведение диагностической беседы способствует также психологической подготовке военнослужащих к дальнейшему участию в реабилитационной работе.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Отит у 3 х месячного ребенка Отит у 3 х месячного ребенка Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.румы рекомендуем обновить ваш браузер. Для этого необходимо скачать и установить обновление,с официального сайта браузера. Нужные организации на карте твоего города Чем чаще всего болеют […]
  • Почему ребенок после еды не срыгивает Первые грудничковые проблемы – срыгивания, икота, колики Первые грудничковые проблемы связаны с пищеварением. Наиболее частые проблемы у малышей: срыгивание, рвота, икота, колики (боли в животе), пищевая аллергия, нарушение характера и частоты стула, запор, диарея […]
  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]