Боязнь изучения

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

Уважаемый Автор! Для понимания результата эксперимента и обсуждения его вывода, как мне кажется, не хватает информации о респонденте, можно ли у Вас уточнить, например, его возраст?

Очень интересная и актуальная работа. Спасибо!

Данная статья имеет большую практическую пользу. Спасибо за работу.

Данная статья имеет большую практическую пользу. Спасибо за работу.

Данная статья имеет большую практическую пользу. Спасибо за работу.

Данная статья имеет большую практическую пользу. Спасибо за работу.

Очень информативная статья, Ирина молодец, раскрыла вопрос полностью и со всех сторон.

Екатерина Сергеевна, за такую статью и благодарностей недостаточно. Полностью разделяю комментарий некой Марины Ерофеевой, которая говорила о том, что воспитывая детей, взрослые часто не придают значения экологическому воспитанию. Искренне надеюсь, что Ваша статья распространится, и с ней ознакомятся наибольшее количество людей. P.S. Екатерина Сергеевна, созрел ответный вопрос: как поставить лайки Вашим статьям и подписаться на уведомления, чтобы ничего не упустить?

Актуальная тема статьи на сегодняшний день, тема раскрыта полностью. Узнала много нового для себя. Написано емко, простым языком.

спасибо большое, очень приятно принять участие.

СТРАХ И ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

В словаре практического психолога, Головина С. Ю., дано следующее определение: «Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности». В психологии под страхом понимают внутреннее состояние индивида, которое обусловлено предполагаемым или реальным бедствием.

Захаров Александр Иванович, доктор психологических наук, считал, что страх отражает исторический путь развития человека. Первый страх появляется у детей в возрасте шести месяцев, так как он требует определенного когнитивного развития, включая способность к прогнозированию испытанной однажды опасности. Начиная со второго года жизни, постепенно растет, становясь значительным, страх наказания со стороны родителей, который обусловлен возросшей активностью детей и запретами со стороны взрослых. Возникают страхи животных. А. И. Захаров полагал, что для детей возраста 3 – 4 лет характерна триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5 – 6 лет может появиться фобия, выражающаяся в страхе перед какими-либо катастрофами, ведущими к гибели мира: нападением инопланетян, войнами, ядерными взрывами, наводнением. К этому же виду фобий относится и боязнь нападения бандитов, хулиганов. Кроме того, у дошкольников особенно распространены так называемые «медицинские» страхи. В связи с поступлением в школу меняется и характер страхов детей: на первое место выходят страх опоздания, невыученных уроков и наказания родителей. Обобщая эти данные, А. И. Захаров отмечал преобладание в дошкольном возрасте страхов, исходящих из инстинкта самосохранения, в то время как, начиная с подросткового возраста, нарастает удельный вес социальных страхов. Таким образом, страхи взрослых людей зачастую пускают свои корни в детстве, обладают особенностью переходить из одного возрастного этапа в другой.

Доктор биологических наук Щербатых Юрий Викторович разделил наши страхи на три группы:

1. Биологические страхи напрямую связанны с угрозой для жизни человека;

2. Социальные страхи отвечают за опасения и боязни в социальном статусе индивида (например, боязнь публичных выступлений, ответственности, социальных контактов);

3. Экзистенциальные страхи вытекают из сущности человека (например, страх перед временем, смертью, бессмысленностью человеческого существования).

Психологи относят страх к эмоциональным процессам. Профессор психологии Делавэрского Университета Изард Кэррол такое состояние определил к базовым эмоциям, относящимся к врожденным, которые имеют генетические, физиологические компоненты. Страх мобилизует организм индивида к избегающему поведению. Отрицательная эмоция человека сигнализирует о состоянии опасности, которая напрямую зависит от многочисленных внешних и внутренних, приобретенных или врожденных причин.

Считается, что за развитие чувства страха отвечают два нейронных пути, которые должны функционировать одновременно. Первый ответственен за основные эмоции, быстро реагирует и сопровождается большим количеством ошибок. Второй реагирует гораздо медленнее, но более точно. Первый путь помогает нам быстро отреагировать на признаки опасности, однако, зачастую срабатывает как ложная тревога. Второй путь дает возможность более досконально оценить ситуацию и поэтому ответить точнее на опасность.

В случае чувства страха, который инициирован первым путем, т.е. первичными эмоциями человека на случившееся, происходит его блокировка запуском второго пути, оценивающим некоторые признаки опасности как нереальные. В случае фобии ситуация развивается иначе. Фобия – это сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению. При возникновении фобии второй путь начинает функционировать неадекватно, что провоцирует развитие чувства боязни на стимулы, которые несут опасность.

Что же является причиной страха?

В качестве причин страха американский психолог Томкинс Сильван Соломон называет драйвы, эмоции и когнитивные процессы. Рассмотрим более подробно каждый из них.

Драйвы как активаторы страха.

По сравнению с эмоциями и когнитивными процессами, драйвы и процессы, обеспечивающие гомеостаз организма, составляют наименее значимый класс активаторов страха. Драйв приобретает психологическое значение тогда, когда его интенсивность достигает критического уровня, когда он сигнализирует человеку об остром физиологическом дефиците. В этих случаях драйв активирует эмоцию, и такой эмоцией может быть страх. Томкинс приводит следующий пример:

Когда потребность в кислороде становится настолько критической, что активирует драйв, она в то же самое время активирует и аффект, и этим аффектом, как правило, является массированная реакция страха. Если препятствия, стоящие на пути удовлетворения потребности, не будут немедленно устранены, реакция страха перерастет в панику. Потребность в кислороде – одна из жизненно важных потребностей живого организма, и мощный аффект, сопровождающий ощущение удушья, гарантирует немедленную концентрацию внимания на удовлетворении потребности, и потому является одним из важнейших факторов безопасности.

Любая эмоция может активировать страх по принципу эмоционального заражения. По мнению Томкинса, реакции испуга и возбуждения в силу сходства их нейрофизиологических механизмов с механизмами, лежащими в основе эмоции страха, часто являются активаторами последнего. Он полагает, что базовая взаимосвязь между эмоциями интереса, удивления и страха обусловлена сходством их нейрофизиологических механизмов. Томкинс считает, что «внезапное и полное освобождение от длительного и интенсивного страха активирует радость, тогда как частичное освобождение от страха вызывает возбуждение». Обратную связь между страхом и возбуждением мы наблюдаем, когда эмоция интереса-возбуждения перерастает в страх.

Специфические взаимосвязи между возбуждением и страхом или удивлением и страхом могут быть результатом научения. В процессе научения человека и приобретениям им эмоционального опыта активаторами страха могут становиться любые эмоции. Кроме того, страх сам для себя является активатором. Переживая страх и выражая его в поведении, человек получает обратную связь от собственной эмоциональной экспрессии, и это может усиливать его страх. В этом смысле само по себе переживание страха пугает человека.

Прежде всего, дадим расшифровку этого понятия. Когнитивные процессы – это познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.

Страх (как и любая другая эмоция) может быть результатом когнитивной оценки ситуации как потенциально опасной; Томкинс называет такую причину когнитивно сконструированной, т.е. сконструированной в процессе познания. Действительно, когнитивные процессы составляют самый обширный, самый распространенный класс активаторов страха. Так, например, страх может быть вызван воспоминанием об определенном объекте, мысленным образом объекта или антиципацией определенной ситуации. К сожалению, эти когнитивные процессы довольно часто отражают не реальную угрозу, а вымышленную, в результате чего человек начинает бояться ситуаций, не представляющих реальной угрозы, или слишком многих ситуаций, или жизни вообще. Воспоминание о пережитом страхе или ожидание страха само по себе может быть активатором страха. Если человек ошибочно воспринимает другого человека как источник угрозы, он может испытывать страх не только при реальной встрече с ним, но и когда думает о нем или ожидает его увидеть. Таким образом, человек, предмет или ситуация могут стать источником страха в результате:

а) формирования гипотез (воображаемых источников вреда),

б) ожидания вреда,

в) непосредственного столкновения со сконструированным (воображаемым) объектом страха.

Некоторые ученые делят причины страха на естественные и приобретенные. Английский психиатр и психоаналитик Боулби Джон в своих трактованиях причин страха опирается на исследования биологов и этологов. В качестве естественных сигналов опасности, порождающих страх, Боулби называет четыре фактора, а именно: боль, одиночество, внезапное изменение стимуляции и внезапное приближение.

Боль и антиципация боли.

Боль, первый и важнейший из естественных активаторов страха, воистину хороший учитель. Страх, вызванный ожиданием боли, чрезвычайно ускоряет процесс научения. Любой объект, событие или ситуация, связанные с переживанием боли, могут стать условными стимулами, повторная встреча с которыми напоминает индивиду о прошлой ошибке и о переживании боли.

Другим естественным активатором страха является одиночество. Зачастую, оставаясь в одиночестве, человек ощущает угрозу своей безопасности, но стоит ему оказаться среди людей, как страх отступает. Старая пословица гласит: «На миру и смерть красна». Как всякое обобщение, эта народная мудрость применима далеко не всегда, но мысль, заключенная в ней, безусловно, заслуживает внимания.

Внезапное изменение стимуляции.

Внезапные изменения стимуляции, к которым индивид не в состоянии приспособиться, могут служить для него сигналом опасности и вызывать эмоцию страха.

Стремительное приближение объекта при определенных условиях может служить естественным сигналом опасности.

В дополнение к перечню естественных сигналов опасности Джона Боулби можно привести следующие причины страха:

Эта гипотеза постулирует, что любой стимул, достаточно отличный от привычных стимулов, может активировать эмоцию, причем степень несоответствия этого стимула привычным стимулам влияет на тип и интенсивность активируемой эмоции. Именно в силу своей странности и непонятности стимул чужероден индивиду и воспринимается им как источник угрозы.

Высота как активатор страха также может рассматриваться в качестве естественного сигнала опасности.

Теперь поговорим о приобретенных страхах. Многие наши страхи являются результатом особой формы научения, которую можно было бы назвать «социальным заимствованием». В определенных обстоятельствах эта форма научения может быть чрезвычайно эффективной. Так, когда маленький ребенок наблюдает реакцию страха у отца, то вероятность того, что он начнет бояться того же объекта, который испугал отца, очень велика. Для усвоения страха не обязательно иметь опыт непосредственного столкновения с опасным стимулом.

Одним из видов приобретенных страхов являются фобии. Фобий огромное множество, вот некоторые из них: страх замкнутых пространств (клаустрофобия), страх темноты (никтофобия), страх мышей и пауков (мусо- и арахнофобия), страх ездить в транспорте (амаксофобия), страх людей (антропофобия), страх ответственности (гипенгиофобия), страх высоты (акрофобия) и др.

Большинство ученых сходятся во мнении, что фобии – интенсивные, иррациональные страхи, связанные с определенными объектами или ситуациями, — являются приобретенными расстройствами. Однако ученые расходятся в суждениях о том, каким образом человек приобретает их. Некоторые рассматривают фобии просто как условные эмоциональные реакции. Другие считают, что в основе этих условных эмоциональных реакций лежит биологическая предрасположенность (или готовность) индивида реагировать страхом на определенные стимулы.

Смотрите так же:  Деменция и профилактика

Джейкобс и Нэйдел утверждают, что страхи и фобии взрослых людей имеют специфические характеристики, не соответствующие классической модели обусловливания. Они выделили следующие специфические характеристики фобий:

1. Пациенты, страдающие фобиями, не могут припомнить ни одного случая, когда пугающий объект причинил бы им хоть какой-нибудь вред. Фобии возникают как будто внезапно, без всяких видимых причин.

2. Пациенты, страдающие фобиями, могут перечислить множество вредоносных событий, которые не вызывали у них страха и не привели к развитию фобии.

3. Умеренный страх может возникнуть после периода стресса, не охарактеризованного сколько-нибудь специфическим травматическим событием.

4. Манифестации страха или фобии происходят без всякой видимой связи с контекстом ситуации или со специфическим событием.

5. Некоторые фобии (например, агорафобия) приобретают столь генерализованный характер, что индивид не в состоянии понять, чего именно он боится.

6. Страхи пациентов с фобиями не исчезают после многократного и систематического столкновения с пугающим объектом даже при отсутствии отрицательных последствий этого столкновения, и это несмотря на то, что пациенты осознают иррациональность своих страхов.

Джейкобс и Нэйдел называют два условия, создающие почву для формирования страха, который позже может перерасти в фобию: незрелость нервной системы и тяжелый стресс. Оба условия могут серьезно нарушить процесс научения индивида.

Как мы видим из проведенного анализа теоретических и практических обоснований, изложенных как отечественными, так и зарубежными психологами, страх является одной из проблем современного общества, которая видоизменяется и развивается вместе с человечеством. Со страхом необходимо бороться, так как непонимание человека собственных ощущений и их причин лишь усугубляет это подавленное состояние. Существует достаточно много методов того, как побороть страх. Большинство из них основаны на самодисциплине и поддержании чувства уверенности в себе, храбрости. С учетом того, что страху чаще подвержены неуверенные в себе люди, необходимо начинать с повышения самооценки. В этом помогает умение общаться с людьми, не бояться быть открытым и идти на контакт. Чем выше ваша уверенность в себе – тем меньше риск ощутить приступы паники и боязни. Смысл заключается в том, что страх не имеет четких границ, это достаточно обобщенное чувство, которое может распространяться на все сферы жизни. Поэтому необходимо начинать борьбу с ним путем преодоления маленьких бытовых и социальных страхов. Также больше значение имеет умение анализировать информацию и оценивать ситуацию, происходящую с вами. Это поможет не растеряться, поскольку именно непонимание происходящего и растерянность бывают частыми факторами страха. Если вы страдаете от страха, то вам необходимо в первую очередь понять себя, природу, причину своего страха. Самоанализ должен заключаться не в критике своих поступков и своего «Я» в целом, так как это лишь усугубит ситуацию, а должен быть направлен на принятие себя вместе со всеми «ошибками». Если вы ощущаете трудности с самодисциплиной, самооценкой и своими социальными навыками, вы всегда можете обратиться к специалисту за помощью. Главное – НЕ БОЯТЬСЯ!

Список используемой литературы:

1.Байдукова Л.Д., Богатырева Ж.В. Проблемы социализации личности в условиях дистанционного обучения. / Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7-2. С. 179-181.

2.Богатырева Ж.В., Асташов М.А. Значение эмпатии для позитивного самоотношения студентов. / Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-1. С. 70-73.

3.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. — Мн.: Харвест, 1998. — 800 с.

4.Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». — СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. — 448 с; ил.

5.Зимина Н.Ю. Орнаментальный стиль современного постмодернистского художественного текста. // Вестник Университета Российской академии образования. – Москва, 2007. № 4 (38). С. 192 – 194.

6.Изард К.Э. Психология эмоций /Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 464 с.: ил.

7. Лихачева О.Н., Емельянова Т.Ю. Поговорим о России. Учебно-методическое пособие для студентов-иностранцев подготовительного отделения / Майкоп, 2009.

8.Лихачева О.Н., Темникова Л.Б. Спектр основных региональных кубановедческих реалий. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2015. № 9. С. 12-16.

9.Хачиянц А.Л., Афнари С.А., Богатырева Ж.В. Секрет эффективного общения. / Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7-2. С. 172.

10.Хачиянц А.Л., Богатырева Ж.В. Роль репрезентативной системы в процессе обучения. В сборнике: Модернизация системы непрерывного образования Материалы V Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией: Т.Г. Везирова, Тищенко Л.Н., Мамедов Ю.А., Султанов Э.С., Харченко Л.Н., Палангов А.Г., Бакмаев Ш.А.. 2013. С. 312-316.

11.Щербатых Ю.В. «Психология страха: популярная энциклопедия» — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с., ил.

Страх хуже того, чего мы боимся

Пастырское слово

Тема человеческих страхов звучит в сегодняшнем мире в полный голос. И поводов для этого на самом деле предостаточно. Как не стать рабом собственных фобий и опасений, как преодолеть боязнь жизни как таковой и не позволить ей стать тотальным препятствием нашего развития? Какое значение имеет борьба со страхом в христианской жизни? Об этом рассуждает игумен Нектарий (Морозов).

Человеческие страхи столь же многообразны, сколь многообразно и устроение человеческой души. Кто-то боится смерти, которая неизбежна для человека, кто-то боится боли, кто-то боится болезни и какого бы то ни было страдания, кто-то боится бесчестия и позора, кто-то – одиночества и оставленности людьми, кто-то – в целом того, что его жизнь сложится не так, как он бы того хотел. Если прибавить к этому страх темноты, боязнь различных житейских опасностей, страх неизвестности, тоже очень многим присущий, то в конечном итоге оказывается, что человек боится не только чего-то по отдельности, но и всей жизни как некоего универсального факта, перед которым он был поставлен, когда явился в этот мир.

Что является основанием для этого страха? В первую очередь то, что человек зачастую не знает, что такое жизнь, не понимает, зачем она ему дана, и даже когда вроде бы знает и понимает, это знание и понимание не является достоянием его сердца. Поэтому человеку порою оказывается проще не жить, а прозябать, спрятавшись в какую-то норку, затворившись в своей комнатушке и надеясь таким образом отсидеться и избежать каких-то серьезных решений, испытаний, потрясений, без которых жизнь человеческая не проходит.

На самом деле через это и совершается становление человека – через то, что ему приходится испытать в своей жизни немало всего трудного и, в контексте нашего разговора, «страшного». И, безусловно, такое избегание не только лишает боящегося тех или иных важных для его жизни впечатлений, но и деформирует его личность, не дает ей сложиться такой, какой она, по замыслу Божию, могла бы быть. Если человек при этом продолжает плыть по течению, если он воспринимает свою боязнь как некую норму, она может разрушить его – вплоть до того, что возникнет психическое расстройство. Поэтому, безусловно, со страхами нельзя мириться, со страхами нельзя сживаться, нельзя сливаться с ними в единое целое – с ними нужно бороться и их преодолевать на протяжении всей жизни.

Святоотеческий принцип

Для того чтобы страх победить, нужно на него идти

Есть один замечательный принцип борьбы со страхом, который описан у святых отцов и которого можно придерживаться буквально во всех жизненных ситуациях: для того чтобы страх победить, нужно на него идти. Что это значит? Для иллюстрации можно привести в пример совет, который давал своим современникам – монахам Синайской пустыни – преподобный Иоанн Лествичник: при подверженности ночным бесовским страхованиям отправляться ночью на кладбище и там пребывать в молитве. Сразу оговорюсь, что ни в коем случае не рекомендую кому-то поступать подобным образом сегодня, поскольку этот вид подвига предлагался пустынникам, условия жизни которых значительно отличались от наших. Но общий принцип именно таков. Тебе страшно? Иди туда, где тебе будет очень страшно, и там преодолей свой страх.

Что нужно, чтобы этот принцип в своей жизни реализовать? Нужно, прежде всего, обратиться со вниманием к евангельскому эпизоду, в котором Спаситель приходит к апостолам по водам Генисаретского озера. Для учеников Христовых это момент страха, причем к страху потопления добавляется страх от того, что они видят фигуру Христа, сверхъестественным образом приближающуюся к ним. Что делает в этой ситуации апостол Петр? Он преодолевает свой страх тем же образом, о котором мы говорим: вместо того чтобы зажмуриться, забиться куда-то и не видеть этой пугающей картины, он просит повеления выйти из лодки и идет по бушующим волнам.

Преподобный Исаак Сирин говорит о том, что если ты будешь идти к смерти, то смерть будет бежать от тебя. Речь здесь идет, конечно, не о каком-то явном безрассудстве, а о том, что, меняя отношение к чему-то нас пугающему, мы избавляемся от него в своей жизни. Простой пример: ребенок боится спать в темноте. Есть два пути: оставлять ему на ночь свет, и тогда он до зрелого возраста будет спать при свете, либо взять его за руку и пойти вместе с ним в темноту, обойти всю квартиру – вначале с фонариком, затем на ощупь – и показать, что никто в темноте не прячется. В каждой ситуации нужно смотреть, как мы можем на свой страх пойти. Вот, допустим, еще один распространенный пример: человек боится обратиться к другому человеку, что-то попросить. Такая чрезмерная застенчивость обычно основывается на самолюбии и гордости: человек боится уронить себя в чьих-то глазах, показаться смешным, беспомощным. Это преодолевается достаточно просто: я просто решаюсь и делаю то, чего я боюсь. Нужно постоянно навыкать в этом, начиная с самых элементарных вещей, и тогда мы сможем совладать с собой в моментах уже более серьезных.

Единственное, в чем страх может быть во благо, если говорить о страхе человеческом: он определенным образом человека отрезвляет. Даже в сугубо внешних житейских ситуациях бывает порой, что человек пьян, но возникает экстремальная ситуация, угроза – и он вдруг трезвеет совершенно. То же самое и в отношении нашей внутренней жизни: внезапная, пронзительная мысль о смерти, ощущение угрозы жизни может внутренне отрезвить человека, побудить его прийти в себя и пересмотреть свою жизнь. Но даже верующего человека такие обстоятельства, к сожалению, чаще не отрезвляют, возвращая рассудок, а ввергают в панику, которая, наоборот, рассудка лишает.

Перестать бояться, чтобы выжить

Порою люди говорят: «Ну а как не бояться реальной опасности? Допустим, происходит какое-то стихийное бедствие…» В том случае, когда опасность реальна, бояться для человека естественно: организм приводится в состояние тревоги инстинктом самосохранения. Но и здесь нужно обязательно помнить о том, что поддаваться страху бесполезно, опасность от этого не уменьшится. Наоборот, при сильном испуге человек лишается способности предпринимать активные действия и становится более уязвимым: руки и ноги словно ватные, воздуха не хватает, теряется чувство реальности. А если при этом надо бежать из дома, который объят огнем? А если надо еще кого-то из этого дома вытаскивать? Очевидно, что человек, которому присущ навык в той или иной степени свои реакции контролировать, имеет больше шансов сориентироваться и выбраться, чем тот, кто позволит этому состоянию себя охватить целиком и полностью.

Смотрите так же:  Клаустрофобия описание квеста

Как этого не допустить? Для того чтобы страх отступил, на первое место должен выйти здравый смысл. Можно при этом говорить себе так: «Я боюсь, мне очень страшно, но именно потому, что мне очень страшно, я должен перестать бояться – – так нужно, чтобы выжить». Нужно осознать, что бояться – это, на самом-то деле, страшнее всего. Страх – это очень мучительное состояние, оно даже хуже того, чего мы боимся, и именно страх в большинстве случаев и убивает, а не само по себе то, что его вызвало. Боясь страха, надо перестать бояться – такая вот формулировка, как ни парадоксально она звучит. А иначе в сложных ситуациях просто не выкарабкаться.

Не только слабость, но и грех

В основе страха всегда кроется недоверие Богу

Если говорить о страхе с духовной точки зрения, в его основе всегда кроется недоверие Богу. Поэтому страх является не просто бедой, не просто слабостью и немощью человека, но в то же время и грехом. Если человек чего-либо в своей жизни боится, это, по большому счету, означает следующее: либо он считает, что Бог в какой-то момент о нем не заботится и о нем забывает, что, безусловно, является хулой на Бога, либо он считает, что Бог его не любит, и это тоже хула на Бога, потому что нет никого, кого бы Господь не любил. Или же человек считает, что по какой-то причине Бог хочет сделать ему то, что будет ему вредно и от чего ему будет плохо, – и это опять-таки хула и страшное недоверие. Это еще и очевидная неблагодарность Богу, но чаще всего, когда нас охватывает какой-то страх, мы совершенно не соотносим его с тем оскорблением, которое мы причиняем Божественной Любви, впуская этот страх в свое сердце. А нужно соотносить. И нужно обязательно себе напоминать слова Евангелия о том, что и малая птица не упадет на землю без воли Отца нашего Небесного и что все волосы на нашей голове сочтены (см.: Мф. 10: 29–30). А после этого полезно сказать такие слова: «Господи, вот как Ты хочешь, что Тебе угодно, чтобы было со мной, то пусть и будет».

Человек, который грешит намеренно, рассчитывая покаяться позже, чаще всего не успевает принести покаяние – он умирает скоропостижно

Бывает, что страх человека основан вроде бы на религиозном чувстве: это боязнь умереть внезапно, не успеть подготовиться к вечности. Но, по словам святых отцов, в частности преподобного аввы Дорофея, Бог никогда не забирает человека, который стремится подготовиться к вечной жизни, прежде, нежели поможет ему это сделать настолько, насколько это для данного человека в принципе возможно. Другое дело, если человек живет бездумно, живет рассеянно – тогда смерть его действительно может быть и неожиданной, и бедственной. Преподобный Исаак Сирин говорит о том, что человек, который грешит намеренно, рассчитывая покаяться впоследствии, чаще всего не успевает принести покаяние, потому что умирает скоропостижно. Но если мы боремся со своими грехами и страстями и искренне каемся в случае преткновения, нас не должна как-то особенно смущать мысль о внезапной кончине. Каждый человек умирает тогда, когда его призывает Господь, – своей ли естественной смертью или в результате экстремальных ситуаций. И в этой мысли наше сердце должно учиться находить для себя отраду и успокоение. Потому что всё, что делает с нами Господь, делает Он по Своей милости и любви.

5 психологических проблем изучения английского языка

Как часто преподавателям английского приходится слышать от своих расстроенных студентов: «У меня ничего не получается!», «Я никогда не научусь говорить по-английски!». Многие из них искренне верят в то, что все, абсолютно все вокруг говорят и пишут лучше и правильнее, чем они, и ситуация неисправима. Если вас когда-либо посещали подобные мысли – читайте нашу статью.

Пять психологических проблем, которые чаще всего возникают у изучающих английский язык:

№1 Неуверенность в себе

«Все говорят на английском лучше меня», – такая мысль приходит в голову едва ли не каждому изучающему английский.

Очевидно, что это не так. Да и можно ли правильно оценить собственные лингвистические познания?

Дело в том, что многие люди говорят не столько правильно, сколько уверенно – увереннее, чем вы. И это совсем не означает, что английский они знают лучше. Уверенность в себе можно и нужно развивать: если вы поработаете над собой в этом направлении, вы увидите, как изменится к лучшему вся ваша жизнь.

Одна из особенностей английского характера – невозмутимость, умение не выносить чувства напоказ. И для этого нужны незаурядные актерские способности! Постарайтесь примерить этот образ на себя: в конце концов, никто не догадается о буре в вашей душе, если внешне вы будете излучать спокойствие и умиротворенность.

№2 Неумение ставить перед собой реальные цели

Стоит также помнить, что «никто не обнимет необъятного». На первых порах изучения английского вам придется определить первоочередную цель своих усилий и сосредоточиться только на ней – будь это умение вести диалог на английском (в этом вам помогут занятия с репетитором по Скайп), понимать неадаптированную речь или научиться читать и переводить английские тексты со словарем.

Исходите из той основной задачи, которая стоит перед вами: если вы изучаете английский для работы, сфокусируйтесь на профессиональной лексике. При этом вы можете какое-то время не уделять особого внимания произношению или расширению словарного запаса за пределами выбранной специализации – ограничьтесь освоением основных слов и выражений в нужной вам области.
Если же вы будете «распыляться», пытаться достичь высоких результатов сразу в нескольких областях, ваши успехи могут быть не столь заметны, прежде всего, вам самим – а от этого страдает мотивация и желание продолжать начатое.

№3 Боязнь совершить ошибку

«Я стесняюсь говорить с носителями, потому что боюсь сделать ошибку», – эти слова преподаватели английского слышат очень часто. Слишком часто!

Не надо принимать свои ошибки близко к сердцу, ведь, по большому счету, ваша главная задача – правильно передать свою мысль. К слову, среднестатистический англичанин или американец в плане владения родным языком тоже, что называется, «не эталон» – ошибки свойственны даже носителям.

К тому же, все мы знаем, что англоязычные страны представляют собой «пёстрый котел» разных народностей и культур, поэтому к человеку с неидеальным знанием языка или заметным акцентом относятся абсолютно лояльно. Более того, иностранный акцент часто воспринимается как очаровательная деталь, привлекающая к его владельцу заинтересованное внимание.

Разумеется, все мы понимаем, что чем полнее и точнее вы можете выразить свою мысль, тем лучше. Но боязнь сделать ошибку отрицательно сказывается на развитии ваших разговорных навыков – с этим вряд ли поспоришь.

Так что не бойтесь делать ошибки (наверное, вы слышали это сотни раз, но от этого истина не перестает быть истиной). И не смущайтесь, если кто-то вас поправляет – именно так вы становитесь ближе к идеалу.

№4 Боязнь публичных выступлений

«Я боюсь говорить в классе, потому что стесняюсь своих соучеников». Очевидно, вам не подходят групповые занятия. Ищите альтернативу – лучше заниматься английским с репетитором ­или самостоятельно.

Страх публичных выступлений (или иначе stage fright, stage fear, боязнь сцены) портит жизнь множеству людей по всему миру, даже если они говорят на родном языке. Это общеизвестная фобия и ваша задача если не побороть, то перехитрить её. И в этом случае задумайтесь об обучении один-на один: с опытным и тактичным преподавателем вы быстрее добьетесь результатов, особенно если это носитель языка.

Вы также можете посещать и групповые курсы английского – когда почувствуете себя более уверенно. Сравнительно невысокая цена и доступность курсов говорит в их пользу; кроме того, общение в группе способствует развитию разговорной речи. Но не забывайте, что ваши соученики также могут делать ошибки, поэтому ограничивать себя только этим видом общения не стоит.

№5 Страх показаться смешным

«Я боюсь сделать ошибку, потому что надо мной будут смеяться».

Вы когда-нибудь смеялись над человеком, который пытается говорить по-русски и делает это неидеально? В этом бывает трудно признаться, но – скорее всего, да. Бывают ошибки, которые невозможно выслушать с серьезным лицом. Вот несколько примеров:

I am like a sandwich. (вместо «I like sandwiches.»)

I visited my ankle. (вместо «I visited my uncle)

In the morning, I get up at seven o’clock, clean my tooth, have breakfast and go to work. (вместо teeth)

A nurse looks for people in hospital. (вместо «A nurse looks after people in hospital»: to look for искать, to look after – заботиться, ухаживать)

Feel free to contact me if you cause any problems. (to cause – быть причиной, вызывать)

Поэтому будьте терпимее к тем, кто нет-нет да и посмеется над вами: в конце концов, любой из тех, кто изучает язык, хотя бы раз в жизни делал подобную ошибку. Обидно? Да. Но отказываться от своих планов в страхе совершить ошибку ещё обиднее. Так что – прочь страх! Страхи приходят и уходят, а знания остаются. Кто не рискует – тот не знает английского!

Читайте также:

А с какими психологическими проблемами при изучении английского пришлось столкнуться вам? Может быть, наши наши преподаватели смогут помочь вам советом? Ждем ваших комментариев.

Боязнь — 1) чувство страха; 2) робость перед кем-либо, чего-либо (пример: боязнь перед начальством, экзаменом и т. д.); 3) настороженность в отношении кого-либо, связанная с недоверием, подозрением (пример: боюсь, он не тот, за кого себя выдаёт); 4) чувство тревоги (пример: боязнь за будущее детей); 5) боязнь cмерти — неприятие мысли о смерти.

Чем, в отношении предметов веры, естественная боязнь отличается от противоестественной?

Под естественным проявлением человеческих чувств, в том числе чувства страха, понимается такое их проявление, какое соответствует законам, обусловливающим человеческое естество (сущность).

Положим, боязнь Бога (страх перед Богом, аналогичный тому, что испытал согрешивший Адам ( Быт.3:8 )), основанная на ложным Его восприятии как жестокого, мстительного Судьи, является противоестественной.

В свою очередь страх Божий, выражаемый в благоговении перед Господом, смирениие перед Его Промыслом, для человека естественен. Стяжание страха Божьего служит залогом правильного отношения христианина к Богу и ближним.

Противоестественной боязнью следует признать и боязнь изучения Библии (мол, от этого можно «сойти с ума»). Священное Писание, как составленное по вдохновению Святого Духа, направлено исключительно на пользу человека, на его нравственное оздоровление. Стало быть, изучать его можно и нужно.

Смотрите так же:  От чего бывает нарушения сна

По-разному интерпретируется боязнь смерти. Естественной она может быть признана тогда, когда бывает связана с желанием и усилием, направленным на сохранение собственной жизни, если причины и форма этого усилия не противоречат Божьему закону.

Существует и такая форма боязни: многие люди, не готовые бороться с грехом, но при этом желающие и рассчитывающие быть оправданными на Частном суде, боятся принимать Крещение вовремя, постоянно откладывая его «на потом», чтобы затем, очистившись, — сразу в Рай. Иные считают, что если они не будут вовсе крещены, то с них меньше спросится на Суде. Такого рода боязнь, замешанная на самообмане или даже лукавстве, противоречит замыслу Божьему, а значит и не должна определяться как естественная.

Противоестественными нужно считать боязни, переплетающиеся с околоцерковными суевериями (например, свечка наклонилась или погасла, иконка упала, приснился страшный сон — непременно жди беды).

Боязнь изучения

С вами такое было, что сам с собой говоришь на безупречном английском, а вот с реальными людьми получаются какие-то рандомные слова? А с носителем языка вообще выходит какой-то треш, после которого хочется завернуться в одеялко и никогда больше не покидать свою квартиру! Хорошо, если под рукой Google Translate или какой-то словарик. А еще лучше, если вживую общаться не нужно.

Вы скажите, что уже есть всякие там разговорники и даже волшебные наушники, как рыбка из “Автостопом по галактике”, которые переводят все на лету. Это правда, но вот качество таких переводов пока все также на уровне Google Translate или Prompt пятнадцатилетней давности. В смысле, что машинный перевод пока еще не очень и его нужно фильтровать и проверять, а общаться нужно уже сейчас.

Но расстраиваться не стоит, потому что мы подготовили для вас дельные советы, как преодолеть языковой барьер.

Для начала стоит разобраться в причинах языковых барьеров:

  • отсутствие необходимых знаний для свободного общения (словарный запас или незнание грамматики);
  • нехватка практики (даже при достаточном уровне знаний английского);
  • боязнь допустить ошибку и выставить себя в дурном свете (а вдруг я 10 минут слова буду подбирать, чтобы просто сказать “да”);
  • боязнь спонтанного общения (мало ли, о чем со мной захотят говорить, вдруг я на эти темы не умею общаться);
  • боязнь быть непонятым (у меня такое произношение, что я сам не понимаю, о чем говорю).

Как видите, проблем не так уж и много и, чаще всего, все заключается именно в нас, а не нехватке времени или сложности языка. Если студент только приступил к изучению английского, не удивительно, что он еще не готов общаться. Хотя в правильно построенных занятиях практика общения закладывается еще на начальном этапе. Так что подумайте над тем, чтобы сменить формат своих уроков, если у вас похожая ситуация и не хватает практики! Но давайте уже перейдем к советам.

1. Не волнуйтесь

Странный совет, да? Легко не волноваться, если сам не в этой ситуации. Хотя, на самом деле, мы делимся с вами личным опытом. Все с чего-то начинали и, в большинстве случаев, это было нелегко. Нужно просто признаться, что с первого раза заговорить как носитель не выйдет. Да и со второго, и с третьего. А вот с пятого или седьмого уже будут заметны первые результаты, которые придадут вам больше уверенности в себе. Согласно статистике в нашей школе, студенты, которые посетили месяц разговорных клубов (около 8 занятий) чувствуют себя гораздо увереннее.

2. Начните делать ошибки

Да-да, в школе говорили, что ошибки это плохо и снижали за них оценку. Вот только забыли сказать, что на ошибках мы отлично учимся и извлекаем из них много чего полезного. Давайте просто поразмышляем — кто быстрее заговорит на английском — человек, который делает много ошибок и говорит, или же тот, который молчит и не ошибается? Ответ очевиден, не правда ли?

3. Не обращайте внимание на свое произношение

По сути, это продолжение предыдущего совета. На начальном этапе, задача любого студента — заговорить и преодолеть страх общения. Уже потом вашу речь можно будет корректировать и улучшать (например, на уровнях pre-intermediate и выше). Но это будет гораздо проще делать, когда вы наберетесь смелости, а не когда только делаете первые шаги.

4. Говорите с самим собой вслух

Помните, как впервые услышали свой голос на записи? Странно было, правда? Мозг автоматически включает защитную реакцию, считая, что это какая-то ошибка. Поэтому и нужно говорить все вслух, чтобы мозг привык к вашей речи. Кроме того, так и слова хорошо запоминаются!

Это значит, что никто не пострадает от размеренной или медленной речи. Вообще все так делают, чтобы было понятней, поэтому смело говорите в таком темпе, который удобен именно вам. А собеседник (тем более носитель) сможет под вас подстроиться и даже спасибо скажет.

Все гениальное — просто. Попросите повторить непонятные вам моменты или же уточните, что именно имелось в виду. Чем проще будут формулировки, тем лучше для вас. Лучше быть понятым, чем изысканным филологом! Если этого совета мало, вот вам список фраз, с помощью которых можно переспросить или уточнить что-то:

Excuse me / I beg your pardon / sorry? — прошу прощения (с вопросительной интонацией сразу станет ясно, что стоит что-то повторить);

What was that? — что-что;

What did you say? — что вы сказали;

Come again? — неформальным способ сказать “”повтори еще раз”;

Could you say that again / repeat that? — не могли бы вы повторить;

I didn’t quite catch that — я не до конца все уловил;

Could you give me an example? — можно ли привести пример.

7. Повторите, если вас не поняли

Ситуация от обратного. Если собеседник не понимает вас — просто скажите фразу вновь. Возможно, стоит произнести все медленнее или с более четкой дикцией интонацией. Но ничего страшного не произойдет — даже носители друг друга переспрашивают и повторяют слова по несколько раз! В этом случае будьте готовы правильно отреагировать на фразы, приведенные ранее.

8. Готовьтесь заранее

Вы скажите, что нельзя подготовиться к непредвиденным ситуациям. И это правда. Но, если постоянно расширять свой словарный запас и практиковать новую грамматику, вы будете намного уверенней в себе и быстрее определитесь в случае, когда нужно импровизировать.
Вот список полезных ресурсов, которые помогут в этом:

9. Прокачивайте навык аудирования

Слушайте песни, подкасты, радио или смотрите короткие видео, сериалы и любимые фильмы. При этом, не спешите лезть в словарик за каждым новым словом (ведь не менее 25-30% лексики — это специально подобранные сложные и незнакомые слова). Сначала попробуйте пометить нужное слово и понять значение по контексту. Если не помогло — найдите пояснение на английском. К переводу стоит обращаться только после всех этих процедур. И не забудьте привыкать не только к эталонному английскому из Британии, но и обращайте внимание на американский и другие акценты. Сделать это можно на следующих ресурсах:

  • ESL Cyber Listening Lab — можно найти разные уровни сложности и задания к записям (до и после прослушивания), а также разные акценты;
  • Newsy — для всех любителей послушать новости с американским акцентом (можно и почитать тексты записей);
  • Voice of America — аудио и видео с уклоном в американский английский, которые можно скачать с субтитрами;
  • Talk English — подборка аудио для разных уровней — от начального до продвинутого с заданиями к ним с различными акцентами.

10. Практикуйтесь

Ваш Кэп. В смысле, найдите возможность общаться на английском. Если пока еще не готовы к публичности, добро пожаловать в языковую школу! А если готовы — делитесь своим даром с другими. Услышали, например, иностранную речь на Красной площади — предложите свою помощь.
Кстати, есть куча различных разговорных клубов и даже соцсети для практики английского:

Gospeaky — соцсеть с возможность поиска друзей по интересам, а также можно писать и совершать видео звонки, если вы зарегистрированы;

Howdoyou.do — заполняем профайл (интересы, уровень знания языка), выбираем тех кто онлайн и пишем/звоним тем, кто нам интересен;

Coeffee — заходим через соцсеть и заполняем профайл о себе. Далее фильтруем тех, кто нам интересен (страна, возраст, языки, пол) и чатимся с ними;

Easylanguageexchange — похожий сайт, только нельзя залогиниться через соцсеть — нужна регистрация. И носителей здесь поменьше, так что будьте внимательнее!

Ну и не забывайте и о мотивации. Станет гораздо легче общаться, если вы будете себя как-то поощрять при изучении английского. Например, изучили одну грамматическую тему — сходили в кино на любимый фильм или скушали шоколадку. Так английский будет превращаться не мучение, а в удовольствие!

Бонусы для читателей

Мы дарим вам доступ на три месяца к курсу английского для самостоятельного изучения «Онлайн курс». Для получения доступа просто перейдите по ссылке до 31 декабря 2017 года.

Индивидуально по Скайпу

Приглашаем на курсы по английскому для IT-специалистов.
Запишись на вводный урок и выбери преподавателя и программу обучения.

Другие статьи

  • Выход экономики из фазы депрессии является . ФАЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА Экономический цикл может быть представлен\r\nследующим образом (рис. 2): Фактически цикличность — это способ регулирования рыночной экономики, изменения ее отраслевой структуры.Хотя каждый цикл индивидуален, ни один не похож на другой и в […]
  • Белая горячка церковь Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым – Добрый вечер, дорогие телезрители, братья и сестры. Сегодня в программе «Беседы с батюшкой» протоиерей Дмитрий Смирнов. Добрый вечер, батюшка. – Добрый вечер, отец Александр. Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Всех […]
  • У какого врача лечат депрессию Какой врач лечит депрессию: психолог или психотерапевт? Если человек заболел и подозревает, что он болен депрессией, он начинает искать информацию о том, какой врач лечит депрессию, к кому же именно нужно обратиться. Вероятные причины заболевания Депрессия может […]
  • Формирование гармоничной личности воспитание гражданина россии § 2. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части С античной Греции до сегодняшнего дня реализуется и развивается идея гармоничного развития личности. Средневековье предало ее забвению, […]
  • Почему не слышно шевеления ребенка Не чувствую шевеления со вчерашнего дня Вчера утром копошился малыш, а потом затих. Щас как мышонок сидит, а я переживаю. Дело в том что шевеления только недавно начала чувствовать. Они должны каждый день быть или будут дни когда затишье так? Эксперты Woman.ru Узнай […]
  • Лишай при неврозах Простудный (розовый) лишай: симптомы и лечение Простудный лишай – течение болезни и симптомы Распространено мнение, что возбудителем простудного лишая (или, как его называют, розового лишая) является герпесвирус 7-го типа. В любом случае, лишай проявляется после […]