Боязнь публичного унижения

Особенности проявления и способы коррекции страха публичных выступлений у младших школьников

Орлова Дарья Алексеевна,студент 4 курса, направление«Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», Институтдетства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск[email protected]

Научный руководитель:Мусатова Ольга Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»,г.Новосибирск[email protected]

Особенности проявленияи способы коррекции страха публичных выступлений у младших школьников

Аннотация.В статье представлены результаты исследования по выявлению признаков и причин возникновения страха публичных выступлений у детей младшего школьного возраста, а также методические рекомендации для коррекции данного вида страха, разработанные по результатамопытноэкспериментальной работы.Ключевые слова: младший школьный возраст, страх, страх публичных выступлений.

Младший школьный возраст –один из важнейших этапов в жизни каждого человека. Именно в этот период ребенок приобретает первый в жизни социальный статус –статус ученика. Привычная обстановка и неформальное общение сменяются впервые предъявляемыми требованиями и официальноделовым стилем. Ребенок привык к тому, что он является центральной фигурой его социального института –семьи, его любят, ценяти уважают не за какиелибо поступки, а просто так. С поступлением в школу ситуация кардинально меняется: ученик является частью класса, его потребности и желания переходят в группу второстепенных приоритетов, уступая место режиму, обязанностям и требованиям. Не каждый ребенок способен успешно справиться с этими важными переменами в его жизни, нередко это приводит к психологическому кризису. При подобном неблагоприятном исходе в психике ребенка могут возникнуть серьезные проблемы, боязни и страхи. Все эти трудности связаны с начальной школой, классным коллективом и, конечно, первым учителем. Классный руководитель –человек незнакомый, вызывающий опасения, новые одноклассники также являются незнакомцами. Не успев как следует адаптироваться, нужно начинать с ними общаться, давать ответы на уроках и выступать перед всем классом. Все эти действия могут спровоцировать у ребенка возникновение страха перед публичными выступлениями, с которым многие дети не в силах справиться самостоятельно. Задача учителя –помочь ребенку преодолеть этот страх и формировать у него умения публичного выступления. Каким образом учитель начальных классов может выполнить эту задачу? Ответ на этот вопрос мы попытаемся сформулировать в данной статье. Проблемами, связанными с изучением страха, занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как Д. Ф. Фишер, М. Холл, К. Вердербер, Ю. В. Щербатых, Л. С. Акопян и другие. В самом общем смысле под страхом понимается негативная эмоция. Однако данная эмоция может быть представлена разными по интенсивности эмоциональными переживаниями:волнение –эмоциональное возбуждение, вызванное как положительным, так и отрицательным переживанием, принимает участие в формировании готовности человека к важному событию и активизирует его нервную систему;тревога –отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия;собственно страх –отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности; фобия –иррациональный неконтролируемый страх или устойчивые проявления различных страхов, часто проявляется как состояние паники [1].С.А. Шипунов, руководитель «Университета Риторики и Ораторского Мастерства, в своей книге «Харизматичный оратор»отмечает: «Волнение перед выступлением –это норма. Если человек не волнуется перед выступлением, значит ему все равно, как оно пройдет, ему безразличны люди, перед которыми он выступает, сам доклад» [2]. Мобилизующее начало эмоции страха прочитывается в определении А.В. Петровского: «Страх –это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, способствует сосредоточению внимания на ее источнике и побуждает искать пути ее избегания»[3]. Аналогичный вывод дается в работе Г.А. Дорофеевой «Страхи: определение, виды, причины»: «Для человека как биологического существа возникновение страха не только целесообразно, но и полезно. Однако для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей»[4]. Действительно, ученик начальной школы, готовясь выступить с докладом перед всем классом или более обширной аудиторией,может столкнуться с этой непреодолимой для него преградой, а именно страхом публичного выступления. По современной классификации, предложенной профессором психологии Ю.В. Щербатых, данный вид страха относится к группе страхов «социальных», т.к. они могут подорвать социальный статус, понизить самооценку [1]. Вместе с тем выступление перед публикой –это непременный атрибут современного образовательного процесса. Формирование умения выступления перед публикой является одним из важнейших направлений в психологопедагогической деятельности учителя. Так как именно в младшем школьном возрасте происходит процесс становления личности ученика, формируется его коммуникативная культура. Как было отмечено выше, хорошее выступление без переживания эмоции страха невозможно. Но каким образом сделать так, чтобы страх не закрепился в виде тревожности как характеристики личности или не превратился в фобию? Ответ на данный вопрос мы попробовали сформулировать входе опытноэкспериментальной работы в начальной школе. В октябре 2016 г. на базе МБОУ СОШ № 96 г. Новосибирска нами было проведено экспериментальное исследование для изучения особенностей поведения детей в ходе публичного выступления. В исследовании приняли участие 28 учеников 3 класса. Детям предстояло выступить с докладамипроектами перед аудиторией сверстников из других классов. Отметим, что выступления были предварительно апробированы в ходе урокапроекта в данном классе. За каждым выступающим мы наблюдали, применяя следующие методики: методика 1. Наблюдение для определения уровняшкольной тревожности [5]; методика 2. Наблюдение за поведением во время публичного выступления (И.А.Петрова) [6];методика 3. Беседа для выяснения причин страха публичных выступлений (авторская).Методики 1 и 2 позволили зафиксировать различные мимические, интонационные и поведенческие проявления страха в ходе публичного выступления учеников. С помощью методики 1 фиксировались следующие проявления страха у детей: мимические –потупленный взгляд, лицо без эмоций, непроизвольное подергивание мышц лица, бледность или покраснение лица; интонационные –прерывистый голос, тихий голос, плаксивая интонация. С помощью методики 2 фиксировались поведенческие проявления во время выступления, такие как активностьпассивность, взгляд на публикуотсутствие взгляда на публику, обращение к другимотсутствие обращений к другим, скованностьраскрепощенность.

Смотрите так же:  Сердцебиение при депрессии

Рис.1. Результаты наблюдения за мимическими признаками тревожности у детей по методике 1.Рис. 2. Результаты наблюдения за интонационными признаками тревожности у детей по методике 1.

На рисунках 1 и 2 представлены результаты наблюдения по методике 1. Как видим, по критерию «мимические признаки»(рис. 1) более чем для 60% детей характерно лицо без эмоций, для 15 % потупленный взгляд, для 12 % побледнение или покраснение, в той или иной степени почти у 90 % детей были выявлены мимические признаки. Интонационные признаки тревожности были проявлены более, чем у 30 % детей (рис. 2). 15 %62 %5 %12 %010203040506070потупленный взглядлицо без эмоцийподергивание мышц лицабледность или покраснение лица3%27%3%051015202530прерывистый голостихий голосплаксивая интонацияРис.3. Результаты наблюдения за поведением детейво время публичного выступления по методике 2.

Результаты, полученные по методике 2, представлены на рисунке 3. Как видим, 86 % детей хотя бы единожды обратили внимание на публику в ходе выступления, в том числе 7 % детей вели себя на публике активно. Эти же 2 человека (7 %) свободно обращались с вопросами к аудитории, вели себя раскованно. Оставшиеся же 14 % детей в течение всего выступления ни разу не обратились к публике, были весьма скованными и проявляли явные признаки страха перед публикой.С помощью методики 3 удалось выяснить, что 26 детей (93 %) боятся выступать перед публикой. Среди основных причин своих страхов дети обозначили следующие: незнакомая и многочисленная публика (89 %), боязнь замечаний учителя и слушателей (89 %), боязнь выглядеть в глазах слушателей плохо (89 %), получение низкой отметки (53 %), неудачный опыт выступлений (21 %), незнакомая обстановка (17 %), неуверенность в себе (17%), незнание или плохое знание текста доклада (10%), дефекты речи (0%). Таким образом, исходя из полученных данных, можно заключить, что проблема страха публичных выступлений является актуальной для детей и требует повышенного внимания учителей. На основании полученных результатов нами были сформулированы рекомендации для учителя по устранению страха публичных выступлений. Следует отметить, что рекомендации для разных детей должны отличаться: для тех, кто боится неопределенности или публики –одни, в виде советов, для тех, у кого сформировано качество тревожности –другие, в виде коррекционной работы с психологом. Мы предлагаем некоторые обобщенные советы, которые будут способствовать эффективной работе по устранению страха выступлений перед аудиторией.1.Методы и приемы для работы по устранению данного рода страха можно подобрать или разработать, только установив конкретную причину его возникновения. 2.Существует множество психологических причин возникновения страха, значит, для устранения каждой причины существует определенный комплекс приемов работы. Учителю необходимо подобрать индивидуальные приемы и методы работы с учеником.3.Работа по устранению страха должна проводиться систематически и комплексно: учителем –в ходе учебного процесса и в ходе индивидуальной работы, родителями –в домашних условиях, психологом –в ходе сеансов и консультаций. 7 %86 %7%93%93 %14 %93%7%020406080100120активностьпассивностьвзгляд на публикуотсутствие взгляда на публикуобращние к аудиторииотсутствие обращенияскованностьраскрепощенность4.Педагог начальных классов должен выстраивать свою деятельность, руководствуясь принципом учета индивидуальных и возрастных особенностей младших школьников. 5.С самого начала обучения учитель должен постараться наладить благоприятную, дружественную атмосферу в классе, чтобы каждый ученик чувствовал себя психологически и эмоционально комфортно. Учителю необходимо постоянно следить за тем, чтобы одноклассники уважительно относились друг к другу. 6.Нужно объяснить детям, что в случае неправильного ответа одноклассника, нельзя над ним смеяться, а необходимо помочь разобраться в непонятном материале. В ходе решения проблемных ситуаций, при возникновении разных точек зрения необходимо учить детей выслушивать друг друга, высказывать свое мнение, находить компромисс.7.В ходе учебновоспитательного процесса учитель может сочетать различные формы работы, в том числе парную и групповую. Работа в парах или в группах является одним их эффективных способов преодоления страха публичных выступлений. Если ученик боится выступить перед всем классом, то можно начать с выступления в группе, делая акцент на правилах групповой работы: не кричать, не перебивать, выслушивать, аргументировать и помогать.8.Некоторые ученики не хотят выступать перед классом, боясь получить низкую отметку. Учителю необходимо ориентировать детей не столько на получение высоких отметок, сколько на открытие новых знаний, приобретение навыков.9.Многие ученые, такие как С. Шипунов, С.Н. Халин, А.И. Козицына, занимающиеся исследованиями в области формирования навыка публичных выступлений, отмечают: для того, чтобы преодолеть страх перед выступлением, нужно положительно себя настроить, сделать ситуацию смешной, выбрать доброе лицо, среди слушателей. Страх перед аудиторией преодолевается постоянной практикой [5]. Учитель может порекомендовать данные приемы своим ученикам.10.Самая масштабная работа изначально должна быть проведена учителем самим с собой. Учитель может сочетать в себе роль помощника, наставника, друга, для этого ему необходимо выстраивать доверительные отношения с учащимися. Унижения, насмешки, крики, запугивания должны остаться под запретом. Таким образом, формирование умений публичного выступления у младших школьников является одним из приоритетных направлений в развитии гармоничной личности учащегося. Данной работой, на наш взгляд, важно заниматься не только педагогу, но и родителям, и психологу в ходе психологопедагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе.

Простой трюк избавит вас от страха выступлений на публике

Перестаньте репетировать перед зеркалом и сосредоточьтесь на идее, которую хотите донести до слушателей.

В Сети можно найти множество советов о том, как не бояться выступать перед большим количеством людей. Кто-то рекомендует тренироваться перед зеркалом, визуализировать успех и даже представлять публику в одном нижнем белье. Но многие эти советы бесполезны, контрпродуктивны и имеют побочные эффекты. Существует другой, очень простой и гораздо более эффективный подход.

Сначала вам нужно осознать, что волнение перед выступлением на глазах у десятков, сотен или даже тысяч человек — это страх не самой речи, а публичного унижения. Вы беспокоитесь о том, что люди о вас подумают.

Смотрите так же:  Массаж при энкопрезе

Вы должны понять, что представлять свою точку зрения — не то же самое, что представлять самого себя.

Успех презентации практически не зависит от того, что люди о вас думают. Он не связан с тем, белые ли у вас зубы, выглажена ли рубашка или насколько умным и уверенным в себе вы кажетесь. Важно то, насколько успешно вы донесли свою мысль до публики.

Ваши слушатели должны понять основную идею вашей речи. Для этого вы должны сосредоточиться на своих идеях, а не на словах. Чем больше вы концентрируетесь на словах, тем выше вероятность, что вы начнёте волноваться ещё сильнее.

Не думайте о том, как выглядите.

Большая часть беспокойства улетучивается, как только вы начинаете концентрироваться не на себе, а на том, что хотите сказать публике. Так вы становитесь менее застенчивы. Приняв эту идею, вы становитесь не просто оратором, а своего рода специалистом по доставке.

Ваша точка зрения — это посылка, ваши слушатели — получатели.

Страх быть униженным.

Автор: Гость macho, 14 июля 2014 в Психология личности

Рекомендованные сообщения

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Боязнь публичного унижения

Социологические, как и статистические, ежегодники – захватывающее чтение, смесь «Путешествия к центру Земли» (т. е. к самой сути вещей) и «Всадника без головы» (ибо видны последствия мудрой политики партии и правительства). Каждый год ждешь, что снизятся доходы от собственности и предпринимательства и увеличатся социальные выплаты – и всякий раз ожидания оправдываются: русский ненасытный Левиафан, питающийся русским народным иждивенчеством, пухнет на глазах. Ему не грозит кончина от голода, скорее – от ожирения и обездвижения. Он бессодержателен и бесплоден. Однако вот что он производит бесперебойно – в том числе своим босхианским видом – так это страхи.

Согласно данным «Левада-центра», вырос «постоянный страх мировой войны»: в 2018 г. – на 17 п. п. по сравнению с 2017 г. до 57%. Это наивысший показатель за время наблюдений с 1994 г. А как ему, этому страху, не расти, если высшее руководство то рай с гуриями пообещает после ядерной катастрофы, то подарит на Новый год трудящимся ракетный комплекс «Авангард», то добавит бонус в виде размашистого (от слова «махи») «Циркона».

Приручи свой страх. Как бороться с социофобией

Я стою перед публикой и мне надо прочитать доклад. Мысли стучат в висках. Боже, нет, они заплюют, меня освистают, прогонят, будут смеяться и унижать, нет, нет, нет!

Или я звоню незнакомому человеку по работе. Я точно знаю: лишь заслышав мой тонкий, заикающийся голосок, он грубо пошлёт меня. Как Харрисон Форд в фильме «Бруно».

Социофобия – так себе штука. Неприятная. Это страх взаимодействия с окружающими. Если вас пугают публичные выступления, телефонные звонки незнакомым людям, ситуации, когда необходимо прилюдно что-то делать, собеседования, экзамены – да, это оно. Сегодня мы научим вас сражаться с этим.

Сразу обозначим границы: если в вашем случае социофобия достигла уровня панических атак и мешает профессиональной деятельности и общению, статью можно прочитать как литературу для справки и обратиться к специалисту. Не надо лечиться интернетом, станет ещё хуже. Лучше про девушек с вебки почитайте.

Наши предки, эти отчаянные волосатые бабуины, будучи изгнанными из стада таких же высших приматов, были обречены на смерть. Остаться в стаде – вопрос выживания. Покинешь стадо – тебя затопчет бешеный мамонт. Разделять фобии на «витальные» и «социальные» в данном случае не стоит, ибо на глубинном биологическом уровне они все про выживание: одинаково страшно и опасно упасть с высоты, утонуть, встретиться с хищником или остаться посреди саванны в гордом одиночестве.

Поэтому боязнь публичных выступлений и быть «изгнанным из стаи» в случае неудачи можно трактовать именно как реакцию на угрозу жизни на биологическом уровне. Причём не «они меня съедят», если я поведу себя плохо, а «меня съест кто-то, а они меня не защитят».

Да, конечно же, публике на самом деле плевать, как вы выглядите и что делаете. Помидорами они в вас швыряться не собираются (если вы не читаете на сцене плохие стихи). Более того, большинство из зрителей тоже страдает в той или иной степени социофобией и склонен скорее поддержать и подбодрить, нежели критиковать ваше выступление. Но это – доводы логики, а эмоции говорят на другом языке.

В интервью с актёрами на вопрос, страшно ли выходить на сцену, редко кто ответит «да не, совсем не страшно». Потому что страшно всем. Вопрос в умении превратить этот страх в энергию, позволяющую сыграть так, чтобы зал взорвался. Ваши эмоции – это ваше топливо. Используйте его. Но как?

1. Разрешите себе бояться. Попробуйте начать с малозначительных ситуаций и уделите внимание самонаблюдению. Позвоните в какой-нибудь интернет-магазин или службу поддержки. Там работают люди, которые получают деньги за разговор с вами. Понаблюдайте за собой. Без оценок, просто наблюдайте: вот сердце стало колотиться чаще с каждым гудком в трубке, вот щеки начал заливать нездоровый румянец, вот голос сорвался на незначительной фразе. Ага, вот оно! Бойтесь и не запрещайте себе бояться. Со временем выраженность этих соматических реакций снизится, а та, что останется, будет переправлена в эмоциональный подъём.

2. Прокачайте навык публичного выступления в заведомо благоприятной, чаще всего неформальной среде. Найдя сообщество единомышленников, можно довольно успешно прокачивать там свой навык взаимодействия. Единственное — возникает серьёзная опасность в этой среде и застрять, стать звездой среди своих, но усугубить ситуацию в широком социуме. Постарайтесь обкатывать приобретенные навыки в других обстоятельствах, включая их в свой повседневный репертуар.

3. Замечательная вещь – гиперкомпенсация. Демосфен, перекричавший море, открыл её для каждого. Хорошим вариантом станет театральная студия. Можно поступить менее глобально: прокричите, где вам выходить в маршрутке, объявите о чем-то важном громко на весь офис. Но не увлекайтесь, а то побьют. Вы же сами не любите таких людей, правда?

Смотрите так же:  Болит сердце при депрессии

4. Снизить значимость аудитории. То есть фактически это – обесценивание «противника», а с ним – и личной значимости победы. Поступать так не всегда благоразумно, но это хороший и быстрый способ справиться со страхом. Перед вами не студенты ведущего ВУЗа страны, а сопливая школота. Не специалист по подбору персонала из Газпрома, а дурочка-эйчар. Не жюри международного конкурса, а какие-то дряхлые старпёры.

5. Ещё один отличный способ – надеть маску. Это делаю не я, а кто-то другой. Например, Софи Марсо отлично сыграла эту стратегию в фильме «Большая маленькая я». Это не я играю на гитаре перед огромным залом, а сам Егор Летов спустился с небес и наяривает «Русское поле экспериментов». Это не я читаю стихи – это сам Есенин танцует с петлёй на шее, как русский языческий бог! Это не я рассказываю студентам лекцию о космосе, а Стивен Хокинг катается по аудитории на своей коляске, заливаясь демоническим смехом.

Приручайте свой страх. Это всегда очень полезно, а иногда – весело.

В оформлении использованы картины Франчески Бифулцо из серии «In the Crowd»

Как пережить публичный позор?

У ВСЕХ НАС НАКОПИЛАСЬ МАССА ВОПРОСОВ К СЕБЕ И МИРУ, с которыми вроде бы некогда или не стоит идти к психологу. Но убедительные ответы не рождаются ни при разговоре с собой, ни с друзьями, ни с родителями. Мы завели новую регулярную рубрику, где профессиональный психотерапевт Ольга Милорадова будет отвечать на насущные вопросы. Кстати, если они у вас есть, присылайте на [email protected]

Как пережить публичный позор?

Все мы хоть раз да публично проявляли себя полными идиотами. Момент позора занимает секунду, а вот послевкусие от него может продолжаться годами, мешая спать, работать и счастливо жить. Кажется, что все вокруг помнят, как ты облажался, и смеются у тебя за спиной. Так как же избавиться от этого чувства?

Ольга милорадова
психотерапевт

Наверняка у каждого из нас бывали ситуации, при одной мысли о которых возникает мечта о фантастической реальности, где можно перемотать время и сделать все иначе. Или же, на худой конец, стереть всем, кто присутствовал при болезненном эпизоде, память. При этом не столь важно, что именно произошло: быть может, вы облажались при публичном докладе, а может, вас застали обнаженной родители бойфренда. Но в основном та эмоция, которая характеризует весь ужас любой подобной ситуации, — это стыд. Попробуем разобраться, откуда он берется. Скажем, если ребенку казалось, что какие-то вещи вызывают у родителей отвержение, а то и отвращение, то он должен отказаться от этих вещей, от частичек своего «я», иначе он испытывает вселенский ужас, что никогда не будет любим. Такой вот страх несоответствия ожиданиям и вызывает впоследствии стыд.

В переживании стыда всегда присутствует некий оценивающий наблюдатель, вовсе не тот, перед которым, как нам кажется, произошел провал, а тот воображаемый нами носитель правильных ценностей. Стыд — это социализированное отвращение к себе, отвержение себя. Соответственно, неплохо попытаться понять: что в произошедшем такого ужасного, за что вы готовы от себя отречься? Окажет ли это недоразумение влияние на вашу дальнейшую жизнь? Попробуйте представить это на большой картине: насколько это было бы значимо через 5 лет? Через 10? Ну и, в конце концов, энергия стыда — это энергия для изменения и преобразования своего «я». Если даже доклад не удался — это опыт выступления, возможность понять, как к этому лучше подготовиться, и что-то изменить. А что до мамы бойфренда, она вас понимает гораздо лучше, чем кажется, он же у нее как-то родился. Или в крайнем случае вы сможете понять, что, может быть, лучше держаться подальше и от бойфренда, и от мамы.

Другие статьи

  • Ребенок 1 5 года плохо спит ночью комаровский Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок плохо спит ночью и часто просыпается Беспокойный детский сон по ночам — проблема довольно распространенная. Многие мамы и папы мечтают, чтобы ребенок сам выспался как следует и дал им, родителям, поспать хотя бы 8 […]
  • Развитие речи старших дошкольников презентация «РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» МДОУ детский сад 27 с/п «Рябинка» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ воспитателя I категории. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемТатьяна Зинина Похожие […]
  • Флемоксин инструкция по применению для детей суспензия Флемоксин Солютаб - инструкция по применению, аналоги, отзывы и формы выпуска (таблетки 125 мг, 250 мг, 500 мг и 1000 мг) лекарственного препарата для лечения ангины, гайморита и других инфекций у взрослых, детей и при беременности В данной статье можно ознакомиться с […]
  • Почему ребенок болеет бронхитом Почему ребенок болеет бронхитом Сообщение Syringa » Ср май 04, 2011 11:22 Сообщение kasandra20068 » Ср май 04, 2011 11:45 Сообщение Syringa » Ср май 04, 2011 11:49 Сообщение kasandra20068 » Ср май 04, 2011 11:58 Я знаю, что это алергия.Просто говорю о том, что он […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Ночной энурез у ребенка 4 года лечение Детский энурез причины и лечение Каковы причины энуреза у детей? Конечно, среди них есть психологические и физиологические. О формах недержания и о том, как лечить детей с частым мочеиспусканием вас проконсультируют в Реацентре. Приблизительно к концу третьего-началу […]