Боязнь самолётов фобия

10 советов, как избавиться от страха летать на самолетах

Боязнь полетов — психологическое расстройство, от которого в той или иной степени страдает, как считается, чуть ли не 30 процентов населения земного шара. Около 10 процентов людей ни разу не летали на самолете именно из-за сильного страха. В Немецкий центр по борьбе с аэрофобией (Deutsches Flugangst-Zentrum) в Дюссельдорфе обращаются разные люди. Самому молодому участнику тренинга было 10 лет, самому старому — 78.

Медицинский справочник для офисных будней

Но, по мнению экспертов, чаще страдают от стресса и сильнее заинтересованы в избавлении от навязчивого состояния аэрофобии немцы в возрасте от 30 до 40 лет. Ведь таким приходится часто летать в командировки.

Некоторые авиакомпании с пониманием относятся к аэрофобии пассажиров. Lufthansa, например, не берет плату за возврат купленных билетов, если накануне полета у пассажира внезапно началась паника. Правда, это правило действует только при наличии справки от врача. Ну, а если к нему не хочется или неловко обращаться? Для тех, кто хочет сам избавиться от предполетного страха, эксперты центра по борьбе с аэрофобией подготовили 10 советов:

Старт без стресса

Сведите до минимума стресс перед полетом. Пройдите по возможности накануне онлайн-регистрацию, распечатав дома посадочные талоны, поезжайте до аэропорта на такси или экспрессе. Постарайтесь обойтись без багажа: с ручной кладью не придется приезжать заранее и стоять в длинных очередях. Выспитесь и отдохните перед рейсом.

Как часто немцы ходят по врачам?

Выбрать свое место

Самые комфортные места в салоне самолета находятся в передней его части и у крыльев. Там пассажиры меньше чувствуют тряску и развороты. На официальных сайтах авиакомпаний есть схемы компоновки самолетов, по ним можно узнать, где расположены наиболее удобные кресла. Например, если вы летите самолетом Airbus A320, лучше 8-15 ряды, в Boeing 737-800 — с 12-го по 18-й. И не садитесь в хвостовой части салона: вполне возможно, что там будет укачивать.

Удобно одеться

Туго затянутые галстуки и застегнутые воротнички не совместимы с долгими перелетами. То же самое касается узких браслетов, колец и часов. Подберите комфортную одежду и обувь, захватите надувную подушечку для шеи.

Довериться профессионалам

Не бойтесь сказать о своем страхе бортпроводникам. Если есть такая возможность, познакомьтесь с пилотом. При посадке в самолет скажите об этом стюардессам, возможно, они разрешат вам зайти в кабину хотя бы на несколько минут. По мнению психологов, за это время вы успеете получить представление о командире воздушного судна и удостовериться в его профессионализме.

Развлечься и отвлечься

Во время длительных перелетов вам предложат посмотреть фильмы или послушать музыку на борту. Но лучше позаботиться о развлечениях самостоятельно: составьте плейлист с любимыми композициями, возьмите интересную книгу или планшетник с играми. Идеальным вариантом специалисты считают аудиокниги.

Больше жидкости

Постарайтесь пить как можно больше негазированной воды или сока, так как в салоне очень сухой воздух. Бокал шампанского в честь начала долгожданного отпуска тоже не повредит. Только не воспринимайте алкоголь как средство для борьбы со страхом. С крепкими напитками не надо перебарщивать и в самолете.

Не засиживаться

Кто сказал, что в самолете обязательно все время надо сидеть? Пройдитесь по салону, поднимитесь на носочки, сделайте несколько наклонов в разные стороны. Такие упражнения помогут восстановить кровообращение. Если вы стесняетесь разминаться перед другими пассажирами, вращайте стопами и кистями, сидя в кресле, выпрямите спину и расправьте плечи.

Машина ужаса: что такое боязнь транспорта

Исследование
«Рабство»

Парадокс: жизнь на Земле всегда была немыслима без транспорта, и этот же транспорт нас убивает. К примеру, общественный транспорт одной только Москвы ежедневно перевозит более 60 % горожан, при этом только половина пассажиров метрополитена чувствуют себя под землёй в безопасности. В поезде или электричке люди опасаются противоправного поведения своих попутчиков, а в маршрутке — неадекватных водителей. Однако бывают случаи, когда человек сам не может ответить на вопрос «Почему мне страшно?» — тогда он имеет дело с фобией. По данным портала «Фобия.инфо», амаксофобия — или боязнь транспорта — входит в список самых распространённых страхов. Журналист Ника Репенко пообщалась с российскими амаксофобами об их жизни и преодолении своего парализующего ужаса.

Фобия, говорит врач-психиатр Андрей Шмилович, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ имени Н. И. Пирогова, дезадаптирует человека: нездоровый страх крутится в голове, как заевшая пластинка, затем постепенно вытесняет из мозга повседневные задачи и заботы, становится тягучей жвачкой для мозгов и заполоняет собой весь ум. Фобия порабощает человека, мешает ему жить, работать, любить и нормально существовать. «Когда страх навязчивый, человек понимает, что это болезнь, — объясняет специалист, — Человек пытается от болезни избавиться — придумывает ритуалы и действия, которые могут ликвидировать страх. Возможно, на какое-то время это и поможет. Но в конце концов страх всё равно победит». Примерно в середине восьмидесятых годов, рассказывает Шмилович, психиатры решили собрать всю коллекцию фобических расстройств, с которыми сталкивались: запустили рассылку и попросили людей рассказывать им о своих случаях фобий. «Поток информации был безостановочным, — говорит Шмилович. — В конечном итоге собралось более трёхсот пятидесяти видов фобий, и была опубликована „Энциклопедия фобий от «А» до «Я»“. Каких там только невероятных фобий не было: и боязнь числа тринадцать, и боязнь детей, и иностранцев, и беременных женщин». Сегодня, считает специалист, в России всё меньше людей страдают социофобиями — боязнью публичных выступлений — но всё больше людей захватывают ипохондрические страхи: медицина развивается, растут диагностические возможности, а потому и страха становится больше: «Ведь, как известно, нет здоровых людей — есть недообследованные».

Доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета медицинской психологии Института психологии имени Л. С. Выготского РГГУ Татьяна Шевеленкова сказала самиздату, что фобии можно разделить на две большие группы. Первая группа — агорафобии, страхи, связанные с выходом в широкое незамкнутое пространство. Вторая группа — социальные фобии: это боязнь покраснеть на людях, боязнь интимного общения, взглядов. Страхи, которые не входят в эти группы, называют специфическими фобиями: человек боится вполне конкретного предмета или ситуации — и всеми силами старается избежать встречи с ними. Как, например, амаксофобы, которые практически полностью исключают из своей жизни общественный, а иногда и личный транспорт.

Первые признаки боязни метрополитена тридцатичетырёхлетняя Нина из Санкт-Петербурга заметила у себя примерно четыре года назад.

— Когда мы с моим знакомым сели в вагон и закрылись двери, мне стало плохо. Было очень тяжело дышать, заболело сердце, к горлу подкатывала тошнота. Мне казалось, что я умираю. На следующей же станции мы вышли, я купила валидол, вроде бы стало легче. Однако возле метро снова накатил неконтролируемый страх. Кое-как мы проехали ещё несколько станций, а потом я не выдержала. Остаток пути пришлось ехать на наземном транспорте.

После этого случая Нина узнала из новостей, что в тот вечер как раз там, где ей стало плохо, на рельсы упал человек. Такие странности в её жизни, говорит сама Нина, — обычное дело. Себе приступ она объяснила тем, что почувствовала тяжёлую энергию смерти. Однако через несколько месяцев приступ в метро повторился. Нина поняла, что предсказать следующее обострение фобии невозможно, и начала избегать подземки.

— Примерно два года назад я просто физически не могла войти в метро. Стояла перед дверьми и не решалась сделать шаг. Мне тогда нужно было спешить на лекции, а я поехала в маршрутке, чтобы не спускаться под землю. Дико опоздала. Метро я избегаю до сих пор.

Сейчас Нина думает, что на возникновение фобии повлияло сильное нервное напряжение, в котором она находилась четыре года назад:

— Когда случился первый приступ, я работала под руководством начальницы-самодурки. Даже после увольнения я ещё очень долго приходила в себя. На фобию повлияли и мысли о покойном брате, который умер от тромба лёгочной артерии. Он всегда боялся задохнуться.

Родные и знакомые Нины относятся с сочувствием к её страху. Только один из друзей, говорит Нина, сначала не понимал боязни метро и пытался объяснить, что в подземке нет ничего страшного.

— Мне очень неприятна эта фобия. Я полностью исключила метро из жизни, и это сильно влияет на мою мобильность. Сейчас я выучила весь питерский наземный транспорт. Постоянные пробки, дальность поездок отнимают драгоценное время. Туда, куда на метро ехать двадцать минут, я добираюсь где-то полтора часа на двух маршрутках. Много денег трачу на такси. Это просто ужасно! Раньше я любила метро, а сейчас не рискну даже спуститься туда. Пару месяцев назад заставила себя проехать одну станцию — это был опыт, который я не хочу повторять.

С психологом Нина не говорила — пыталась решить проблему с помощью эзотерики: обращалась к тарологам, работала со снами, читала книги по теме. Однако помочь ей никто не смог. Бесполезным оказалось и специальное мобильное приложение, созданное для людей с паническими атаками.

— Сейчас я поняла, что вообще боюсь закрытых помещений, откуда не могу выбраться в любой момент. Поезда, самолёты, даже пещеры стали для меня запретными местами. Но я не отчаиваюсь. Значит, это испытание мне для чего-то необходимо.

В марте 2010 года, когда москвичке Анне было тринадцать лет, она была на станции метро «Чистые пруды», когда на соседней «Лубянке» случился теракт.

— Когда перекрыли красную ветку, я оказалась в гуще толпы. Наш поезд остановили, сказали всем выходить. Началась дикая давка. Как ни странно, единственной моей мыслью тогда было, что я ужасно опаздываю на алгебру! Когда через полтора часа мне таки удалось добраться до школы, учителя встретили меня словами: «Ого, ничего себе: ты жива!»

Как рассказывает Анна, после случившегося она какое-то время продолжала спокойно относиться к подземке. Первый приступ паники случился только летом.

— Я возвращалась после прогулки с друзьями. Как обычно, зашла в метро, но вскоре почувствовала что-то очень странное. Всё перед глазами стало ужасно ярким, у меня похолодели руки, показалось, что все в вагоне смотрят только на меня. Потом стало очень жарко, не хватало воздуха, будто меня со всех сторон что-то сдавило. Мне захотелось поскорее выбежать из метро. Я тогда сильно испугалась и решила, что умираю, что у меня просто остановится сердце. Хотя какие проблемы с сердцем могут быть в четырнадцать лет?

Домой Анна вернулась на грани истерики, но никого там не застала: все уехали на дачу. Тогда она позвонила своему лучшему другу, и тот полтора часа пытался её успокоить. Однако на следующий день паника стихла, а новый приступ случился лишь осенью.

— Если бы я ещё в четырнадцать лет начала это лечить, то сейчас всё было бы по-другому. Тогда же я ограничилась обыкновенным успокоительным. Увидела по телевизору рекламу, купила и пропила курс. Приступы прекратились, я бросила лечение. Несколько лет страх не давал о себе знать.

Смотрите так же:  Лечение током при шизофрении

К моменту поступления в вуз приступы возобновились. Анна вспоминает, что однажды ехала от подруги, и поезд сделал остановку между станциями. Какое-то время ничего не происходило, состав не трогался, и Анну захлестнул животный страх.

— Я думала, что закричу, начну хватать за руки сидящих рядом людей. Меня едва не трясло от страха. На следующей станции я вышла из вагона. Мне ужасно захотелось выйти наружу, на поверхность. Я понимала, что нахожусь далеко от дома и не доберусь до него без метро. Поэтому я села в следующий поезд и с закрытыми от страха глазами доехала до своей станции.

Анна говорит, что родные и друзья не отнеслись всерьёз к её проблеме. Никто не понимал девушку, и из-за этого она чувствовала себя ужасно неловко.

— Мама советовала мне просто закрыть глаза и зайти в вагон. Ей нельзя было доказать, что для меня всё это — не детский аттракцион, в котором весело на три минуты. Бабушка думала, что меня укачивает. Старший брат посмеивался, пока месяц назад у него самого в метро не случился приступ. Тогда он позвонил мне и попросил прощения.

В конце первого курса Анна перестала ездить в метро, передвигалась на маршрутках, трамваях или пешком. Занимало всё это немало времени. Однако вскоре приступы стали случаться в любом транспорте, в лифтах или университетских аудиториях.

— В какой-то момент я поняла, что не хочу больше так жить. Я обратилась к психологу из МЧС, но помощи, в которой нуждалась, не получила. Были только разговоры, фобию же нужно лечить по-другому. Я около месяца ходила на приёмы, но потом поняла, что впустую трачу деньги. Никаких улучшений не было.

Тогда Анна решила, что в силах справиться с фобией самостоятельно.

— От проблемы больше нельзя было отворачиваться. Я понимала, что избегать метро вечно не получится. Я решила ездить в университет на метро. Затем, после нескольких поездок, поняла, что в состоянии и обратно добраться на подземке. Сейчас я почти справилась со своим страхом. Езжу в метро и надеюсь, что лет через пять полностью избавлюсь от дискомфорта.

Страх полета, Часть 1: Фобия

Фобия полета, ее природа и суть — это весьма сложный психологический вопрос, с развитием авиаперелетов становящийся все более актуальным. Чтобы не перегружать никого «наукообразной» терминологией, скажем, что с точки зрения психологии она относится к группе тревожных расстройств. Его интенсивность может нарастать не только во время полета, но и при подготовке к нему — в аэропорту, при регистрации на рейс, посадке. Подобные страхи накрепко связываются с личным опытом, и куда реже — с реальными рисками, связанными с ними. Мало кто опасается выпить горячий кофе на борту, хотя по статистике, риск получить серьезный ожог вполне реален.

Но наша психика устроена не слишком рационально, и фобии полетов, как правило, связаны с целым набором страхов разной степени обоснованности. Стоит назвать: страх высоты и страх полета над водой, страх темноты (полета ночью) и неизвестного, страх несчастного случая или преднамеренных действий (террористов, угонщиков), страх замкнутого пространства и страх толпы.

Все это усугубляется вынужденным бездействием, которое тянется зачастую долгими часами, существенным ограничением свободы движений, всеми требованиями безопасности, которые мы вынуждены выполнять в аэропорту и на борту, почти полной зависимостью от других людей (экипажа) и техники. Еще хуже то, что средний человек слабо представляет, что такое нормальный полет, когда и чего стоит бояться, а чего — нет. Совсем плохо становится, когда самолет попадает в зону турбулентности, и его начинает заметно «потрясывать». Тут уж паника охватывает всех пассажиров.

Разумеется, что авиакомпании всего мира тщательно стараются «не раздувать» проблему фобии полета и, видимо, всячески препятствуют серьезным исследованиям данного вопроса. Иначе как объяснить, что несмотря на реально существующую и довольно массовую проблему, изыскания на этот счет не слишком популярны?

Важнейшие работы на эту темы были проведены еще в 1980-х, когда исследователи из Boeing показали, что в США связанными с авиаперелетами фобиями страдает 18,1% взрослого населения, причем если проводить оценку уже в ходе полета, то это количество возрастает до 30,7%. Коротко говоря, летать боится каждый третий. При этом примерно половина из этого числа признавали свой страх, как факт — но лишь 6% всерьез считали, что современные самолеты небезопасны. В более свежем исследовании за 1999 г. сказано, что около половины опрошенных людей хотя бы иногда испытывают приступы страха в полете.

Итак, страх есть. Но то, как люди реагируют на него, может быть совершенно различным. Обычный способ — летать поменьше. Есть немало людей, которые всячески избегают перелетов, а некоторые знаменитости, которые могут себе позволить подобное, даже заранее планируют свои поездки таким образом, чтобы вообще не использовать самолеты. Но чаще всего люди просто терпят — и переносят все связанные с подавлением страха психосоматические эффекты, включая дрожащие коленки, избыточное потоотделение, учащенное сердцебиение и дыхание, нередко — рвоту. Еще одна группа людей подавляют страх использованием алкоголя или наркотиков на борту или перед полетом, что, прямо говоря, только повышает опасность полета.

Чаще всего, чтобы показать беспочвенность фобии полета, приводят вполне впечатляющую статистику, которая свидетельствует, что самолеты сегодня — дело совершенно безопасное. Но разве самые убедительные цифры хоть немного способны противодействовать внутренней тревоге и страху? Даже если шансы на то, что случится беда, составят одну миллионную долю процента, этого будет достаточно: ведь страх нашептывает, что именно этот рейс может оказаться тем самым…

Самое реальное в страхе — сам страх. Этот факт нужно осознать и понять, что вы боитесь не столько самого полета, сколько собственного страха. Но если вас это успокоит, давайте выясним самые распространенные вопросы, связанные с фобией полета.

Какие места в самолете самые безопасные?

Проще всего сказать, что таких мест нет — а точнее, все места одинаково безопасны. В ситуациях, когда самолет получает серьезные повреждения, в результате которых один или больше людей бывают травмированы или гибнут, серьезность этих травм зависит от огромного числа факторов — и множество из них вообще невозможно учесть, не зная обстоятельств конкретной аварии. Не думайте, что пассажиры, сидящие ближе к носу самолета, лучше защищены. Лучше защищен тот, кто не паникует: известно несколько случаев, когда после серьезного задымления салона легче отделывались те, кто спокойно и аккуратно покинул его, заодно помогая и остальным.

Какие неприятности встречаются чаще других?

На каждую реальную аварию в авиации приходятся десятки «происшествий», которые не заканчиваются никакой настоящей опасностью. Вы вполне можете столкнуться с необходимостью покинуть салон через систему эвакуации. В таких случаях ни за что не паникуйте, нередко это делается лишь как мера предосторожности, не связанная с непосредственной опасностью для жизни. То же самое касается кислородных масок, которые могут выбрасываться автоматически, или по команде экипажа.

А главное — как часто самолеты падают?

Опять же, если считать аварией любой случай, приведший к человеческим жертвам, то сюда стоит отнести также случаи угона бандитами или террористических актов. Но даже в этом случае ответ будет краток: очень редко. Хотя стоит заметить, что в странах Западной Европы, США и Канаде этот показатель совсем низок: на них приходится 2/3 мирового пассажирского авиатрафика, и при этом менее ¼ всех катастроф.

Чтобы разобрать вопрос подробнее, перейдем к статистике. Заходите к нам завтра, и мы продолжим рассказ. А пока — если в вас еще не угасло детское любопытство и волнует вопрос «а что у него внутри» — читайте статью «Секреты авиалайнеров».

Как перестать бояться летать на самолете

Обращение Алексея Герваша,
автора видеокурса «Летаем без страха»

Что делать? Как избавиться от боязни летать? Есть ли легкий способ побороть страх летать?

Вы не одиноки — около 30% населения Земли, это около 1 миллиарда человек, нуждаются в лечение аэрофобии в той или иной степени.

Кто-то из-за фобии старается летать реже, кого-то страх летать заставил отказаться от полетов совсем. В то же время, 70% людей не боятся летать. Может быть, они – «психи», которые не ценят свою жизнь?

Алексей является одним из 150 специалистов в мире в области лечения аэрофобии. Будучи одновременно профессиональным пилотом (налет около 2000 часов, лицензии US + EU) и психологом (Алексей — выпускник Иерусалимского университета), начиная с 2008 года изучает аэрофобию и помогает людям во всем мире избавиться от страха полета. Алексей имеет опыт работы более чем с 7000 (!) клиентов. Многие выпускники Алексея, до встречи с ним, из-за страха годами не могли ступить на борт самолета.

Кроме аэрофобии, в области профессиональных интересов Алексея Герваша — панические атаки, клаустрофобия и перфекционизм. Особое внимание он уделяет вопросам психологии детей и предотвращения формирования у них тревожно-мнительного психотипа.

Алексей Герваш — автор нескольких книг об аэрофобии, создатель уникальных программ терапии страха полета и разработчик мобильных приложений для помощи людям с аэрофобией; участник многочисленных теле- и радиопередач.

Что нужно сделать, чтобы избавиться от боязни летать на самолете?

98% Аэрофобов способны преодолеть страх полета. И Вы тоже!

Первый шаг – детально разобрать, чего именно вы боитесь и есть ли у вас еще какие-то страхи, которые идут рука об руку со страхом полета (страх высоты, страх замкнутых пространств и другие)?

С 2008 года уже более 5 000 человек прошли курсы по устранению аэрофобии.

Александра Киселева

Андреева Марина

Наталья Левицкая

Страх летать на самолете — очень распространенная проблема. При этом он связан не с повышенной опасностью полетов, ведь статистика говорит о том, что самолетом передвигаться безопаснее всего. Хотя, возможно, вам так и не кажется, и этому есть свои причины. Они не лежат на поверхности, однако, за последние 30 лет изучены вдоль и поперек. Фобия летать на самолете – почему же люди подвержены этой ненужной «болячке», почему им страшно лететь? Причины могут быть разными. Первое, тревожные родители передали генетику. Второе, как они воспитывали ребенка. Третье – перфекционизм и стремление к идеалу во всем. Четвертое – СМИ в погоне за рейтингом подливают масла в огонь.

«Летать на самолете страшно!» — с такой проблемой сталкиваются и взрослые, и, к сожалению, дети. С детьми, естественно, нужен особый подход, просто изучение рациональной информации не помогает. Впрочем, на сегодняшний день мы уже помогли не одному и не двум детям с проблемой «страшно лететь» и это действительно реально. «Как избавиться от страха летать?» Интернет пестрит заголовками на этот счет. Правда, большая часть не идет дальше «позитивного мышления». А этот подход не работает в отношении страхов. Таблетки, лекарства и алкоголь притупляют симптомы боязни, но не решают проблему, а усугубляют ее.

Как побороть страх летать на самолете

Мы занимаемся тем, что помогаем вам найти ответы на эти вопросы и устранить ваши фобии. Все, что нам нужно – многолетний опыт, знания, современные технологии, включая виртуальную реальность, и тысячи историй побед – уже есть! Присоединяйтесь!

Пройдите тест на страх полета и получите персональные рекомендации по устранению страха.

Смотрите так же:  Боязнь ада-это

Аэрофобия: избавляемся от страха летать на самолете

Живешь? Значит, боишься. Боишься? Значит, живешь!

Страх – естественная психофизиологическая реакция, предназначение которой – помочь человеку мобилизоваться при возникновении нестандартной или небезопасной ситуации. Считается нормой, когда эта эмоция возникает при наличии конкретной угрозы или источника стресса и усиливается, когда ощутима значимость верного выбора. Тревожно-фобическое расстройство – чрезмерный, частый и беспричинный уровень тревоги, в процессе ожидания или пребывания в особых обстоятельствах.

Среди тревожных расстройств боязнь летать на самолетах довольно распространена. Различают две разновидности страха самолетов: естественное волнение перед полетом, являющееся проявлением здорового инстинкта самосохранения, и ярко выраженная патологическая тревога. Когда интенсивность, частота, длительность страха перед полетом превышает условные границы нормы, и он становится постоянным, когда индивид не в состоянии контролировать, адекватно воспринимать, логично оценивать происходящее, можно выдвигать предположение о наличие фобического расстройства. При аэрофобии человек не только откажется от путешествия на воздушном транспорте и не приблизится к взлетной полосе, но и в состоянии предвкушения полета будет демонстрировать соматические, эмоциональные проявления тревоги.

Насколько безопасен полет?

Аэрофобия (страх полетов) – достаточно распространенное расстройство. Согласно опубликованных данных Всероссийского центра изучения общественного мнения, россияне считают воздушную авиацию самым опасным видом транспорта. Согласно опросам, количество людей, придерживающихся этой точки зрения, составляет около 85% населения страны. Подобное мнение имеют и другие жители постсоветского пространства, имеющие схожесть национальных особенностей и идентичные социальные условия жизни. 40% населения земного шара испытывают в разной степени страх перед полетами на самолете, имеющий вид или грозящий перейти в фобию.

О чем говорит статистика

Современные самолеты – очень надежные конструкции, в которых все имеющиеся системы дублируют и при необходимости могут заменить друг друга. В редких случаях, когда одна из систем выходит из строя, предусмотрен резервный вариант, разработан и внедрен способ устранения неисправности, не прерывая полета.

Статистика утверждает, что пассажир самолета имеет один шанс из 45 миллионов попасть в авиакатастрофу с летальным исходом. То есть, говоря языком цифр, если бы человек совершал полеты ежедневно, то вероятность смерти наступила через 123 тысячи лет. На сегодня уровень смертности в авиакатастрофах составляет 1 летальный исход на 3 миллиарда километров.

Проявление фобии

Проявление аэрофобии (страха самолетов) в большинстве случаев происходит по одинаковому сценарию. Приведем пример классического описания этого тревожно-фобического расстройства.

Как происходит на практике

У человека есть страх летать на самолетах, но его профессиональные обязанности предусматривают частые командировки. Каждый раз перелет превращается для него в кошмар. За несколько дней до предстоящей командировки он начинает ощущать, как желудок сжимается, и все чаще и чаще возникают позывы к рвоте. Оказавшись в аэропорту, человек ощущает, как начинают холодеть конечности, «подкашиваются» ноги, усиливается потоотделение. Когда он все же садится в самолет, его сердце колотиться и «выпрыгивает» из груди, он чувствует пустоту в голове и начинаются приступы удушья. И с каждым разом, ощущения становятся все более пугающими и всепоглощающими. Присоединяется страх – предвкушение, когда индивид боится даже услышать о том, что ему предстоит перелет. В конце концов, чтобы не переживать этот ужас вновь, человек вынужден прибегнуть к поведению предотвращения и избегания. Зачастую он даже меняет место работы и вид деятельности, выбирая действия, не связанные с необходимости пребывания в воздушном транспорте.

Осторожно, иррациональная тревога!

Рассматривая тревогу, как состояние при фобии, психиатры утверждают, что это чувство не имеет прямого отношения к инстинкту самосохранения, и практически всегда не связано с действительностью, а направлено на будущее. Тревога совершенно иррациональна и сосредоточена на «мнимой» угрозе. Часто аэрофобия проявляется у людей, ни разу не совершавших полетов на воздушном транспорте и которые ни разу не были участником или свидетелем авиакатастроф. Тем не менее, тревога аэрофобов огромна, интенсивна и прочно закреплена в сознании и подсознании.

Представляют интерес данные опроса, проведенного российскими психологами. На вопрос о конкретных причинах и предпосылках к страху перед полетами на самолете, большинство женщин заявили: они безумно боятся, что именно их самолет попадет в авиакатастрофу. В то время, мужская половина человечества больше доверяет технике, но отмечает боязнь высоты, тревожащей отсутствием возможности с их стороны повлиять и изменить ситуацию. Отличается и реакция на испытываемую эмоцию – страх. Как правило, женские эмоции – более ярко выражены и проявляются плачем, дрожью, нередко истерикой. Мужчины, даже осознав свои тревоги, стараются держать их внутри себя и не демонстрировать их окружающим. Стоит отметить, что панике при аэрофобии среди всех возрастных категорий больше подвержены люди преклонного возраста, что позволяет сделать предположение, что в пожилом возрасте боязнь летать на самолетах дополняется и/или неразделимая со страхом смерти.

Симптомы расстройства

Среди физических или соматических проявлений аэрофобии часто присутствуют:

  • учащенное сердцебиение,
  • тахикардия;
  • боль в области груди;
  • усиленное потоотделение,
  • тошнота, позывы к рвоте;
  • частые позывы к мочеиспусканию;
  • тремор конечностей;
  • головная боль напряжения;
  • бледность или покраснение лица.

Среди прочих симптомов для аэрофобия характерно:

  • частые жалобы на сильную мышечную слабость;
  • быстрая утомляемость, постоянное ощущение усталости;
  • затруднение концентрации внимания;
  • раздражительность, нервозность, беспокойство;
  • проблемы с засыпанием и качеством сна, «кошмарные сновидения»;
  • ощущение «пустоты в голове».

Зачастую при аэрофобии признаки усиливаются, быстро прогрессируют, и, достигнув пика, проявляются симпато-адреналовым кризом и перерастают в панические расстройства.

Причины появления

Согласно последним исследованиям, опубликованных Международной психической ассоциацией, в большинстве случаев аэрофобия является следствием иного психического расстройства. Она нередко возникает после перенесенной сильной стрессовой ситуации или после длительной депрессии, при обсессивном (ОКР) и астеническом типах расстройств. По мнению экспертов, этой фобии подвержены впечатлительные личности, которые сильно фиксируются (застревают) на имевших место негативных ситуациях. Нередко аэрофобия «уютно соседствует» с клаустрофобией (страхом замкнутых пространств).

Причиной появления аэрофобии может стать генетическая предрасположенность, наследственные особенности нервной системы. Эта фобия (по данным Noyesetal) чаще возникает среди родственников, имеющих тревожные расстройства — около 15% (в сравнении с общей популяцией — около 3%). Веские доказательства генетической этиологии фобии были представлены Slater и Shields в результате обследования семнадцати пар монозиготных и двадцати восьми пар дизиготных близнецов, в каждой из которых имело место тревожно-фобическое расстройство. Конкордатность у дизиготных близнецов составила всего 4%, в то время как у монозиготных достигла 41%.

Немалую роль в появлении страхов в будущем являются условия жизни, воспитание, развитие личности, формирование характера в детском возрасте.

Социальные факторы

Среди социальных факторов стоит отметить отрицательное влияние широкого освещения СМИ и акцентирования внимания аудитории на случаях авиакатастроф и числе жертв.

Как избавиться? Лечение страха полета

Большинство случаев аэрофобии проходит быстро, не прибегая к медикаментозному лечению. Если же тревожное расстройство длится более полугода, и страх полетов не ослабевает, несмотря на прилагаемые усилия, стоит обратиться за помощью к психотерапевту. Следует получить консультацию специалиста, если:

  • Аэрофобия причиняет постоянный, интенсивный, нарушающий дееспособность страх, переходящий с приближением времени события (полета) в панику;
  • Человек осознает, что страх перед самолетом чрезмерный, безосновательный, избирательный и превосходит по частоте и интенсивности адекватное волнение;
  • Личность начинает сознательно избегать полетов на самолете, стараясь всегда отыскать и воспользоваться альтернативным, но зачастую неэффективным по времени, способом передвижения.

На сегодняшних день существует множество эффективных методик, с помощью которых можно быстро преодолеть аэрофобию. Успешно применяется в лечении страха летать на самолетах:

  • методика нейролингвистического программирования (НЛП),
  • когнитивно-поведенческая терапия (КПГ);
  • современные методы гипнотического воздействия;
  • медикаментозная терапия.

Как проходит лечение ?

Обычно не требуется назначение анксиолитических препаратов. Для исцеления страха перед самолетом достаточно беседы с врачом, разъяснение фактической природы физиологических симптомов и составление индивидуальной программы по преодолению/ коррекции/ избавлению от страха полетов. Задача врача: дать точное логичное объяснение имеющим место соматическим симптомам, связанным с фобией. Например, пациент должен понять, что учащенное сердцебиение — не признак сердечнососудистой патологии, а результат преувеличенной реакции на стрессор. Необходимо, чтобы аэрофоб полностью избавился от неопределенности и неясности происходящего с ним и имел четкий план снижения тревоги.

Что посоветовать?

Как побороть страх самолета? Прекрасное решение в этой ситуации нашел Джон Малкович: «Я давно уже научился не беспокоиться о тех вещах, которые не могу контролировать. Вы беспокоитесь о том, что самолет сейчас упадет? Вы что – пилот, что ли?».

Действительно, осознание и принятие того, что существуют ситуации, исход которых не зависит конкретно от индивида, позволяет значительно снизить тревогу.

Психологи рекомендуют начинать «подготовку» к перелету заблаговременно. Необходимо выполнять действия, доставляющие удовольствие и радость, не фиксируясь на непрерывном вычисление времени до рейса. Полезно заняться приятными делами: для женщин — совершить шопинг, для представителей сильного пола – сделать что-то экстремальное, которое поможет «выбросить» адреналин. То есть в часы перед авиаперелетом сила переживаемых эмоций должна превышать интенсивность имеющей место тревоги.

Стоит отметить, что если испытываемые от действия эмоции, как негативные, так крайне позитивные станут сильными стрессорами и будут «перевешивать» страх перед полетом на самолете, весь организм (включая психику) будет вынужден «бросить» все имеющиеся резервы и энергию на борьбу с новым значимым стрессором. Установлено, что «запуск» первой фазы типичной реакции на стресс занимает около 90% деятельности всех органов, стоит на первом месте в «распорядке» действий организма, и иногда затмевает по значимости удовлетворение жизненно-важных (первичных) потребностей.

Психика человека устроена таким образом, что когда тревожная ситуация обсуждается вслух, то существенно снижается волнение и эмоциональное напряжение. Поэтому, немаловажно в спокойной обстановке установить, что явилось первичной причиной возникновения тревоги, связанной со страхом летать.

Психологи рекомендуют исключить просмотр новостей о негативных происшествиях не только в воздухе, но и на иных видах транспорта, которые лишь усугубляют состояние стресса. Пациенту с диагнозом аэрофобия не следует смотреть телепрограммы, где расписываются подробности авиакатастроф.

А самый простой способ избавиться от страха полетов на самолете – пользоваться воздушным транспортом как можно чаще! В случае аэрофобии вполне уместна поговорка: «Клин клином выбивают».

Медикаментозное лечение боязни летать

Назначение медикаментозных препаратов при аэрофобии должно быть индивидуальным и избирательным. Лекарства следует применять для восстановления быстрого контроля над симптомами исключительно на тот период, пока отсутствует должный эффект от иных, менее быстродействующих методик. Медикаментозная терапия может быть назначена той части больным, состояние которых не улучшилось после применения других мер. В случае с аэрофобией используют: бензодиазепины, антидепрессанты и анксиолитики.

Плохой исход аэрофобии можно прогнозировать при крайне тяжелых симптомах, таких как: обморочные состояния, истерические проявления, ажитация, дереализация, суицидальные идеи. В таком случае, назначение транквилизаторов и антидепрессантов, вполне обосновано.

Как я училась не бояться летать на самолетах

30 октября 2008 1:00 72

Все авиапассажиры делятся на тех, кому полёт не страшен и тех, для кого обычный перелёт на самолёте превращается в нервотрёпку. Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Скажите честно: вы боитесь летать на самолетах?

«Ни капельки!» — ответит либо полный пофигист, либо настоящий храбрец с железной психикой, либо человек, который не читает газет.

За последние годы в России бояться летать стало практически нормой.

А как иначе? На наших-то разваливающихся авиалайнерах, с недосыпающими от перегрузок пилотами. И необходимостью все чаще подниматься на борт: хоть в отпуск, хоть в командировку летим на самолете.

По разным оценкам, аэрофобией (так по-научному называется боязнь летающего транспорта) у нас уже мучаются от 20 до 30% населения. А у каждого десятого ДАЖЕ МЫСЛЬ о возможном полете вызывает отчаянный страх.

Как с этим бороться?

Меня отправляют в психдиспанцер

Аэрофобия у меня самая настоящая. Плохо на взлете. Ноги-руки ватные, глаза навыкате, не дай бог кто меня в это время заденет, упаду как валенок. Взлетим — отпускает.

Смотрите так же:  Боязнь большой толпы

Трагедия с пермским авиарейсом в сентябре этого года освежила в памяти неприятные ощущения.

В общем, я морально созрела для помощи. Может, государство за свой счет таки избавит меня от страха, купленного на мои же деньги?

— У вас есть психотерапевты или психологи? — выдохнула я, набрав номер регистратуры в поликлинике.

— Нет! А зачем вам? — заинтересовалась трубка.

— Э-э-э. Вам нужно к психиатру в психоневрологический диспансер, — голос вдруг стал очень вкрадчивым и доброжелательным.

Обшарпанное здание на самом краю северо- востока Москвы удивило обилием суровых женщин-охранниц и утешило надписью на входе: «Факт обращения в ПНД еще ничего не говорит о психическом здоровье пациента». Ой спасибо!

Заикаясь и краснея, я пересказала свою проблему молоденькому участковому психиатру. Немножко приукрасила картину: соврала, что летать приходится часто и в основном по работе.

— А в общем как настроение, нормальное? Кроме боязни летать, ничего не беспокоит? — с искренним интересом спросил доктор.

— Нет, — заулыбалась я. — Мне все нравится.

— М-да. — задумался психиатр. — Я пропишу вам транквилизаторы.

— Доктор, не надо, — испугалась я. — Может, оно чем полегче лечится?

— Я могу вам только лекарствами помочь, — заключил психиатр. — А вообще от фобий разные психологические курсы помогают. Загляните в Интернет.

Бывший пилот избавит от аэрофобии.

Заглянула. На одном из сайтов прогонять мои страхи обещали не только теоретическими курсами, но и при помощи виртуальной реальности. Вау!

— Я представляю уникальную технологию лечения аэрофобии, разработанную в США , — несколько манерно начал рассказывать блондин Алексей. — Таких центров в мире всего несколько десятков. Каждый возглавляет бывший пилот. Я тоже летчик по специальности. Правда, из-за большой конкуренции перестал летать.

— Да вы что! — поразилась я. — А я-то думала, у нас нехватка пилотов.

— Я не из этой страны, — потупил глаза Алексей. — Я из Израиля .

Еще где-то полчаса я слушала речи о том, что шкала страха делится от 0 (полного спокойствия) до 10 баллов (полнейшая паника). Что я в виртуальном самолете буду определять степень страха по этой шкале и потихоньку баллы снижать. Для этого мне придется: раз — выучить специальную дыхательную гимнастику, два — научиться контролировать свое тело и три — контролировать мысли.

— Давайте полетаем, а? — покосилась я на стоящий в углу комп.

«Гарантий на голову не даем!»

Значит, виртуальность оказалась такая. Я села в кресло, на голове оказались наушники. На глазах — очки, в руках джойстик.

— Сначала картинка будет «игрушечной», — предупредил Леша. — Но чем дальше, тем больше происходящее будет похоже на правду.

Скосив глаза в плоские окуляры, я оказалась в аэропорту. Очень схематичном. Прохожу в «самолет». Ковровые дорожки очень даже похожи на настоящие. Сажусь. И тут кресло подо мной начинает вибрировать, в ушах гудеть. За окном мелькают картинки аэродрома. Мы катимся на взлет! Гул усиливается, кресло трясется все сильнее. Рука сама собой сдирает очки и наушники. Вы что! Остановите! Где стюардесса с бумажными пакетиками?!

— Мы с вами даже до взлета не добрались, — констатировал мой летчик. — Думаю, понадобится не меньше пяти занятий на тренажере.

— Можете дать гарантию, что я перестану бояться?

— Гарантий на голову не дают! — отрезал Алексей. Но объяснил, что есть примерно 7% людей, на которых виртуальность не действует. Посчитала, сколько мне обойдется курс: 18 500 рублей. Может, как-нибудь без виртуалки обойтись.

Экспресс-центр психологической предполетной помощи `Летаем без страха` в Шереметьево. Фото: Иван ВИСЛОВ

Не подсесть бы на врача

Решено попытать счастья у частного психотерапевта. Прием — от 500 рублей.

— Аэрофобия замечательно лечится, — порадовал меня психотерапевт Дмитрий КЛЕВЦОВ . — Назначается курс противотревожных препаратов нового поколения. — С ними можно водить авто, алкоголь не запрещен.

— А без таблеток совсем никак? Может, покопаемся в моем подсознании, найдем причину фобии?

— Если «лечиться без лекарств», происходит другая крайность — человек подсаживается на врача, — огорошил медик. — Многим моим коллегам частенько предлагают летать на пару с пациентами. С врачом-то не страшно! Подсаживаются, как на иглу. У меня была пациентка, которая каждый день приходила к поликлинике: потрогать дверную ручку. Только так она чувствовала себя в безопасности. Так что я сейчас без лекарственной поддержки не работаю, — добавил Клевцов.

Я почитала аннотации к этим новейшим препаратам. «Побочные явления: снижение аппетита, бессонница, судорожные припадки и т. д». И последствия, если резко перестану принимать: «головокружения, нарушения сна, тревога, спутанность сознания. »

Плати 6 тысяч — и самолет не упадет!

Была не была — рвану в последней надежде к народному целителю. Может, какой травкой или заговором снимет самолетную порчу?

«Известный врач-биоэнерготерапевт» (так написано его на личном сайте) принимает ну в очень приличной столичной клинике. Причем очередь в его закуток куда длиннее, чем во все остальные кабинеты, вместе взятые.

Сидят и стар, и млад. Подглядываю в щелочку: над пациентами водит руками плешивый мужичок. И слышно, как он каждого предостерегает: есть два варианта развития лечения. Все будет хорошо или все будет хорошо, но только после дополнительных сеансов. А стоит один биоэнергетический сеанс 4500 рублей. Народ тут же отстегивает денежку.

Захожу наконец в кабинет. На столе у «последней народной надежды» куча дешевых брелоков с облезлыми камешками.

— Вам понадобится где-то 4 — 5 сеансов, — на глаз определяет целитель. — И тогда будет три варианта развития событий. Первый: вы будете спокойно летать и смеяться над своими страхами (я тут же представила себе перелет, скажем, из Москвы в Лос- Анджелес и 12 часов беспрерывного хохота). Второй: будете летать с небольшим чувством дискомфорта. Третий: будете дальше бояться. И тогда нам понадобятся.

— . дополнительные сеансы! — подсказала я целителю.

Тот изумился моей проницательности.

— А что это у вас за камешки на столе? — отвлеклась я.

— Какая интуиция! — снова восхитился мужичок. — Это обереги-талисманы. Могу заговорить на безопасные полеты!

Я кисло улыбнулась и попрощалась.

Болезнь или нет?

Люди начинают бояться летать после 25 лет. Чаще фобия возникает у женщин. Чем выше интеллект, тем больше вероятность появления аэрофобии.

Важно понять причину неприятных ощущений. Если на борту у вас кружится голова, учащается пульс — это может быть проявлением проблем с сердцем, сосудами, гормонами. Стало плохо в самолете — повод пройти полное медицинское обследование. А потом уж за страхи браться.

Собственно аэрофобия появляется после пережитого испуга, потрясения.

Если во время приступа страха получается взять себя в руки и успокоиться, ты еще не болен. Если успокоиться не выходит — это уже фобия, которая квалифицируется как психическая болезнь.

Займитесь экстремальным спортом!

— Фобии — это игра гормонов, — пояснил профессор ВИНОГРАДОВ . — Например, у автора после вторых родов окончательно стабилизировался гормональный фон. И страх ушел. Толчком к этому может стать что угодно — от банального гриппа до удара. Яркий пример: внучка писателя Серафимовича. У нее были фобии. Она выпрыгнула с 12-го этажа, упала в сугроб. Выжила, из-за стресса гормоны пришли в норму, женщина излечилась.

Я ни в коем случае не призываю повторять ее «подвиг»! Но, добавив в жизнь экстрима , вы можете избавиться от страхов.

КСТАТИ

Ритуалы помогают?

Некоторые так и спасаются от боязни летать: заводят традиции. Кто-то старается сесть в хвост. Другой внимательно следит, кто первый встретится из членов экипажа. Если мужчина — полет пройдет нормально. Если женщина — сразу проглатывает оглушающую дозу коньяка. Третий таскает с собой нэцке на цепочке. И не дай бог забудет взять его в самолет!

А вот врачи советуют сделать ритуалом. прием двух таблеток валидола. Одну — под язык перед регистрацией, вторую — перед взлетом. Куда лучше помогает!

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Где же реально могут вылечить?

— Идите к грамотному психотерапевту или к психиатру, который занимается неврозами, — говорит руководитель Центра правовой и психологической помощи профессор Михаил ВИНОГРАДОВ. — Такие есть в государственных институтах психиатрии, во всех психоневрологических диспансерах и в частных клиниках. Нужен именно врач! В основе абсолютно всех фобий — боязни самолетов, метро, темноты или собак — лежит один единственный страх — страх смерти.

В первую очередь нужно его убрать. Путем беседы, разъяснения, гипноза.

Второе: надо нормализовать вегетативную реакцию. Это можно сделать только лекарствами! Все эти психотехники, виртуальные реальности, биоэнерготерапии без медикаментов — пустая трата времени и ваших денег.

ВМЕСТО ВЫВОДА:

Рожайте — и летайте спокойно!

Честно говоря, после двух недель мытарств по врачам-психологам и лекарям я так и не нашла панацеи от аэрофобии. Может, кому-то и впрямь помогла бы виртуальная реальность, были бы деньги.

Если совсем прижмет, можно сдаться психотерапевтам и начать пить таблетки. Врач меня убедил: пилюли не мешают работать, риск побочных гадостей минимальный, глотать буду не годами, а пару месяцев. Зато потом летаешь и в окно плюешь.

А теперь открою вам страшную тайну. Я соврала: долгое время меня действительно мучила аэрофобия. А теперь — нет. Она прошла после того. как я родила второго ребенка!

Оказалось, мой случай даже не уникален. Бездетные женщины в принципе страдают фобиями чаще, чем матери одного-единственного. А матери двоих и более детей уже вообще мало чего боятся. Вернее, они боятся уже не за себя.

Иногда я все же беру с собой валерьянку. Мало ли что. И даже не отказываюсь от «эфирных» 100 граммов виски при взлете. Ровно столько разрешают врачи.

Но летать я больше не боюсь.

Автор ждет откликов на нашем сайте

Другие статьи

  • Аскорутин таблетки инструкция по применению детям Аскорбиновая кислота+Рутозид 1 таблетка содержит активное вещество: аскорбиновой кислоты 50,0 мг и рутозида в пересчете на безводное вещество 50,0 мг. Фармакотерапевтическая группа Фармакологическое действие Аскорбиновая кислота участвует в регуляции окислительно- […]
  • Можно ли хондроксид детям Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка ◊ Гель для наружного применения желтоватый, полупрозрачный, с фруктовым запахом. Вспомогательные вещества: диметилсульфоксид, пропиленгликоль, изопропанол, этанол, натрия дисульфит (натрия метабисульфит), нипагин, […]
  • Упражнения на развитие скорости у детей Комплекс упражнений для развития быстроты Комплекс упражнений для развития быстроты Основным методом развития быстроты является многократное повторение движения с максимальной скоростью. Длительность таких упражнений определяется временем,в течение которого может […]
  • Школы развития детей челябинск ДЕТСКИЙ ЦЕНТР « Развитие» ПРЕДЛАГАЕТ КУРСЫ для детей и взрослых: 1. КУРС « КРОХА с мамой» (2 -3 года): Развитие речи Развитие творческих способностей и моторики Развитие музыкальных способностей Физическое развитие СТОИМОСТЬ: 2 раза в неделю по 40 минут […]
  • Центр развития ребенка детский сад 14 саранск Центр развития ребенка-детский сад №14 На странице компании «Центр развития ребенка-детский сад №14» вы можете посмотреть адрес, телефон, время работы, отзывы и как проехать. Основная сфера деятельности «Центр развития ребенка-детский сад №14» относится к детским […]
  • Показатели физического развития детей в доу Показатели физического развития детей 4–7 лет. Рузана Атабиева Показатели физического развития детей 4–7 лет. Показатели физического развития детей 4-7 лет, бывают особенно необходимы при диагностике физического развития в начале учебного года (сентябрь) и в конце […]