Боязнь сказок

Сказка про страх

Сказка про страх

Вообще-то, Генка мало чего боялся. Ему нравились опасность и риск. Он мог съехать с горы на велосипеде по такому крутому склону, что если бы Мама увидела, Генка был уверен, – выволочкой бы дело не ограничилось. Сердце его сладко замирало и падало в глубину живота, когда, разбежавшись, он прыгал ласточкой с обрыва над рекой в ленивый омут рядом с полуразрушенной плотиной. Да и мало ли у мальчишки забав, в которых риск тесно переплёлся с чувством восторга и жаждой приключений!

Одно только огорчало Генку. Он никому не рассказывал об этом, так как это была стыдная слабость, а Генка не любил быть слабым. Он темноты боялся. Генка не мог себя заставить в тёмную комнату войти без света, и в темноте боялся засыпать. Ему казалось, что в ней таится кто-то опасный, ждущий, что Генка отвлечётся и станет беззащитным. А самое страшное начиналось, когда его звали друзья купаться ночью на речку. Он не просто боялся ночную воду. У Генки начиналась паника, когда под ним раскрывалась тёмная бездна, в которой кто-то поднимался к незащищённому Генкиному животу, ужасно злой и страшно голодный.

Такая ситуация продолжалась достаточно долго. До тех пор, пока Папа не послал Генку за чем-то в подвал, а свет включить Генка не сумел – просто в подвале лампочка сгорела. Он вернулся к Папе и сказал, не поднимая на Папу глаз:

– Знаешь, я не могу. Я темноты боюсь.

Папа присел на корточки перед сыном, улыбнулся спокойной мягкой улыбкой:

– Я тебя понял. Ничего. Мы это поправим!

Вечером Папа повёл куда-то Генку в город. С Папой было спокойно и уютно. Большой и добрый Папа легко шагал по вечерним улицам, лицо его было задумчивым в свете фонарей, и Генке казалось, что в волшебной полутьме шуршащих шин, мигающих огней и реклам Папа сегодня был каким-то по-особенному родным и близким.

Наконец, они остановились у небольшой церквушки недалеко от речки на окраине города. Папа сказал:

– Когда я был маленьким, твой Дедушка меня тоже привёл сюда, на это самое место. И научил меня одной очень важной вещи. Пришло время и тебя с ней познакомить. Закрой на минуту глаза и скажи, что ты чувствуешь.

Генка закрыл глаза, но тут же широко открыл глаза:

– Мне страшно! Там внутри темно!

– Хорошо! Давай войдём в церквушку.

Генка ничего хорошего не видел в происходящем. Сердце его колотилось о мальчишеские рёбра, стремясь сбежать из этого опасного полумрака туда, где светло, горят фонари и потоком текут озабоченные своими делами люди. Но Генка верил в Папу и пошёл за ним в старенькое бревенчатое здание. Внутри почти никого не было. Тихо догорала пара свечей перед образами да бабушка сидела за прилавочком с иконками и книжками при выходе. Папа купил свечку и предложил Генке зажечь её перед любой из икон. По своему выбору.

Они молча постояли, наблюдая, как огонь свечи мягко освещал лицо строгого старца на иконе, внимательно наблюдающего за Генкой спокойными мудрыми глазами.

– Закрой глаза теперь, сынок. Что-нибудь изменилось?

– Странно, Папа, но мне сейчас хорошо и тихо. И совсем не страшно. Как будто в груди свеча горит и освещает всё внутри!

– Хорошо, Гена, давай выйдем на улицу.

Поклонившись на пороге, они вышли наружу.

– Подними глаза к небу, Генка!

Генка поднял глаза кверху и увидел россыпь жемчужных звёзд над головой.

– Что ты видишь, глядя в это Небо?

– Как красиво, Папа! Какой удивительный сегодня вечер! Звёзды так похожи на свечи, горящие в ночи! От них так же тепло становится на сердце, как в Храме, где мы только были!

– Твой Дедушка меня учил, что сила человека в умении видеть мира красоту и вере искреннего сердца! Тогда в Душе такого человека всегда светло! И места страху нет. Помни об этом, сынок! Когда-нибудь и ты своего сына приведёшь к этой церквушке и справиться поможешь ему со страхом!

Этой ночью Генка спокойно засыпал, легко прикрыв веки в мягком полумраке уютной комнаты, думая о том, что когда-нибудь он вырастет таким же большим и добрым, как его Папа, и познакомит сына своего с прекрасной силой Света, что полнит мир любого человека в любое время, даже в полной темноте!

Подборка сказок для терапии детских страхов

Сталкиваясь с детскими страхами, родители бывают озадачены, как лучше помочь ребенку с ними справиться. Откуда берутся детские страхи и как помогает малышам сказкотерапия — давайте обсудим.

Люди не могут жить без страхов. Страх – это важная, жизненно необходимая эмоция, главная задача которой — уберечь от опасности, пробудить в человеке осторожность и внимательность. Так как для ребенка наш мир велик и во многом непознанный, дети часто встречаются с естественным страхом неизвестного. Они могут бояться повседневных вещей: шумного фена, свистящего чайника, замкнутого лифта или высоты; природных явлений, как удары грома, свист ветра, темноту. Застенчивых малышей может пугать большая или новая компания, выступление перед зрителями, новые места.

Многие детские страхи являются возрастными и имеют временный характер. Например, для годовалых малышей страшно отпустить маму, рядом с ней он чувствует себя в полной безопасности. В этот период важно, чтобы сформировалась уверенность ребенка, что мама всегда возвращается. Чаще играйте с малышом в прятки, крепко обнимайте и, шутя, говорите: «Не отпущу тебя!». Увеличивайте время разлуки постепенно, оставляя ребенка с другими родными людьми. Перед уходом дайте малышу вашу личную вещь, для него это будет ниточкой, связывающей вас. Также читайте детям сказки, где герой разлучается с мамой, а потом заново встречается с ней. Могу порекомендовать книгу Сары Нэш «Самые нежные объятия в мире» (изд-во Мікко).

Если вы хотите подготовить ребенка к посещению детского сада, также лучше постепенно знакомить его с детским коллективом и читать тематические книги. Например, «Зайка идет в садик» Ольги Громовой (изд-во «Карапуз»), она предназначена для детей 2-4 лет.

В 3-5 лет у ребенка могут возникнуть ночные кошмары, страх темноты, животных, насекомых, сказочных персонажей.

Родителям не стоит высмеивать эти страхи, лучше познакомить с ними ребенка. Например, зайти вместе в темную комнату и присмотреться, прислушаться к ней, посветить фонариком, что дети и так любят делать в этом возрасте. Сказкотерапия здесь также очень эффективна.

При страхе темноты рекомендую такие книги:

«Кто живет в темноте» (из-во «Оникс») – это сборник стихов про вечер, ночь, темноту, которые описывают красоту ночного леса, тихого дома и звездного неба: «Ветерок свернулся и уснул, звери успокоились и птицы. Темный лес качнулся и вздохнул, и сомкнул дремучие ресницы. Где-то речка сонная слышна, но она покоя не тревожит. По лесу блуждает тишина и дороги отыскать не может» (Владимир Орлов). Книга подходит для детей от рождения до 6 лет.

«Почему ты не спишь» ирландского писателя Уодделла Мартина, получившего множество литературных премий, в частности за эту книгу. Добрая сказка о страхе темноты для самых маленьких слушателей. На русский язык книга переведена изд-вом «Поляндрия» (для детей 1-4 лет).

«Тося-Бося и темнота» известной литовской художницы и писательницы Лины Жутауте (изд-во Сlever). Героиня — храбрая девочка, но как только наступает ночь, приходит страшная Темнота и пугает малышку. Однажды Тося-Бося решает, что хватит бояться, и отправляется на поиски Темноты, чтобы от нее избавиться (для детей 3-6 лет).

При страхе животных и насекомых ребенка стоит лучше познакомить с природой, рассказать, чем отличаются животные, какие из них опасные, а какие – нет. С некоторыми животными можно познакомиться ближе, рассмотреть их, взять на руки, если ребенок готов. От опасных животных научить защищаться: не подходить близко, не дразнить, использовать маски. Информация рассеивает страхи, и не только у детей. Кроме этого можно почитать забавные книги, как например:

«Як полюбити павучка» немецкой актрисы и писательницы Дианы Амфт (вид-во «Майстер-клас»). Книга есть и в русском переводе. Маленький паучок решил разобраться в волнующем вопросе, почему его так боятся люди. Для этого он отправился к родственникам и друзьям, чтобы услышать мнение каждого из них (для детей 3-6).

«Мурахи» испанского писателя Алехандро Альгара (вид-во «Богдан»). Автор знакомит детей с жизнью насекомых в форме доброй сказки, где муравьи рассказывают читателю о своей интересной повседневной жизни, раскрывая при этом свои маленькие секреты. (3-6)

Когда ребенок боится чудовищ

Иногда ответ лежит на поверхности. Обратите внимание, возможно, кто-то из ваших родственников запугивает ребенка чудовищем: «Если этого не сделаешь, к тебе придет страшный Бабай!». Намеренно запугивать малыша не стоит, ищите другие способы договариваться с ним.

Если ребенок боится монстров, поиграйте с ним в театр, пусть малыш побудет в роли чудовища и в свое удовольствие попугает родителей, а потом поменяйтесь. Изображайте страшного монстра, который хочет догнать и всего лишь крепко обнять малыша. Кривляйтесь, стройте рожицы, веселитесь вместе с ребенком!

Если вы замечаете, что страх чудовищ имеет затяжной и панический характер и малыша мучают ночные кошмары, в таком случае стоит обратиться к детскому психологу. Причиной этому может быть стрессовая ситуация, напряженная обстановка в семье либо подавленная агрессия ребенка. Когда малышу запрещают злиться, отстаивать свои границы, говорить «мне не нравится», «не хочется», «стоп», его лишают возможности защищать свое «Я» — это развивает тревожность и неуверенность в себе. Ведь агрессия, в первую очередь, нужна для защиты, а запрет на агрессию лишает ребенка такого инструмента. Игро- и сказкотерапия в этом случае имеют отличный эффект. Могу посоветовать следующие книги:

«Там, где живут чудовища» американского писателя и иллюстратора Мориса Сендака (изд-во «Розовый Жираф»). В 1964 году, через год после издания, эта книга получила премию США как самая лучшая иллюстрированная книга для детей. С момента издания она была распродана тиражом в 19 миллионов экземпляров, переведена на 13 языков, по ее мотивам поставлена опера и снят полнометражный фильм.

Смотрите так же:  Поведенческие признаки депрессии

Это необычная книга с необычной задумкой и великолепными иллюстрациями. Мальчик стал царем страшных монстров «страхобразов» и веселился вместе с ними пока «бесстрашному и отважному царю не стало одиноко…» (3-6 лет)

Знаменитая книга «Груффало» английской писательницы Джулии Дональдсон (изд-во «Машины творения»). Эта книга получила огромную популярность в Великобритании и была переведена на несколько десятков языков, стала одной из самых продаваемых книг в истории.

Рассказ о маленьком мышонке, который идет через дремучий лес и, чтобы спастись от лисы, совы и змеи, выдумывает страшного зверя Груффало (для детей 2-6 лет).

«Как справиться с монстрами» французской писательницы Катрин Леблан (изд-во «Поляндрия»). Это очень забавная книга-энциклопедия, в которой монстры изображаются настолько смешно, что страху просто нет места: «Огромные монстры только кажутся страшными, а на самом деле с ними справится проще всего. Огромные монстры не умеют быстро бегать, так что от них легко удрать». Юмор продемонстрирован и в великолепных иллюстрациях Ролана Гарига. (2-6 лет)

Вот еще две смешные книги «Чем занимаются волки, когда не пугают детей? и «Чем занимаются ведьмы, пока не пугают детей» французских авторов Лямур-Кроше Селин и Домаса Оливье (из-во «Феникс»).

Чтобы маленькому волчонку стать настоящим Злым Волком, нужно хорошо потрудиться: старательно учится в Школе для Злых Волков, заниматься спортом и ходить на маникюр. А у юных ведьмочек жизнь еще сложнее 😉 (3-6 лет)

«Пятая овечка» немецкой писательницы Грундман Гарриет (изд-во «КомпасГид»).

Эта книга включена в список выдающихся произведений мира, ежегодно составляемый Международной мюнхенской детской библиотекой.

Книга необычная, со своей изюминкой. Это история о том, как девочка считала овечек перед сном, пятая из которых оказалась волком, но малышка не растерялась и нашла выход из опасной ситуации. (3-6 лет)

Страх мистики и религии

Казалось бы страхи мистики и религии – атрибуты невежественного средневековья, чуждые нашим современникам. Стремительное развитие цивилизации, ярко выраженный прогресс в области науки и техники объяснили большинство явлений природы, установили причинно-следственные связи и закономерности многих событий. В тоже время техническая революция выдвинула повышенные требования к каждой личности, принесла существенную информационную перегрузку, внесла значительные коррективы в естественный образ жизни человека. Довольно обширная группа людей, не сумев адаптироваться к постоянному воздействию стрессоров и не имея необходимых психологических знаний, избрала для себя фантазийный вариант «спасения»: погрузившись в нереальный мир мистики и религии. Фанатичное следование религиозным учениям, почитание оккультизма – благодатная почва для возникновения фобических расстройств. В них все располагает для мнимого избегания личной ответственности за собственную жизнь, ведь всегда есть готовое объяснение: влияние высших сил, кармы, абсолютного зла и прочее.

В данной группе присутствуют:

  • страх ада – гадефобия;
  • боязнь дьявола и демонов – демонофобия;
  • страх фантастических существ – фазмофобия;
  • боязнь мифов, сказок, легенд – мифофобия;
  • боязнь ведьм и колдунов и ведьм – виккафобия;
  • страх крестов и распятий – стаурофобия.

Среди иррациональных, навязчивых страхов часто фиксируется патологическая боязнь нечистой силы – сатанофобия. Данное расстройство зарождается без объективных причин у излишне впечатлительных людей, имеющих склонность к возникновению различного рода неврозов и психозов. По мнению психологов основная причина появления патологии: не зная подлинной причины и не находя объяснения пугающим или неясным событиям, сознание человека зачисляет их в область воздействия потусторонних сил. А так как неизвестность – сама по себе пугающая, соответственно, потусторонний мир – страшен и зол. По мере нарастания числа встреч с необъяснимыми факторами, в человеческом мозге выстраивается ассоциативная цепочка: загадочное, непонятное событие – волнение – тревога – происки нечистой силы. Со временем страх, укореняясь в подсознании, выходит из под контроля, становится главенствующим ощущением, мешает адекватно воспринимать реальность и трансформируется в фобию.

Среди религиозных фанатов и сектантов часто фиксируется теофобия – боязнь Божьей кары. Это расстройство возникает из-за чрезмерного страха перед неизвестным и непредсказуемым будущим. Люди, страдающие теофобией, убеждены, что за малейшую провинность они лишаться вечного покоя, что за их незначительными проступками последуют страшная Божья кара. Теофобы живут в постоянном страхе, что вот-вот наступит расплата за их мысли и дела. Они искренне верят, что все неприятности (которые регулярно происходят у всех людей) – именно Божья кара, посланное им свыше наказание. На первый взгляд, при несерьезности этой боязни, последствия теофобии могут быть неприятными и катастрофичными как для больного, так и для общества. Наряду с «безобидными» следствиями заболевания (например: отравлением мясом за свершенный «грех» есть мясо) фиксируются и случаи крайне опасного течения расстройства. Некоторые психиатры придерживаются точки зрения, что маньяки, «очищающие мир от недостойных людей» — частные случаи теофобии.

Аналогичное с теофобией патологическое расстройство – энозиофобия (боязнь совершить грех). Данный страх характерен для сверхтревожных, впечатлительных, мнительных особ, воспитывавшихся у чрезмерно строгих, верующих родителей. В некоторых случаях энозиофобия скрывает «замаскированные», более опасные фобии, например, страх смерти или боязнь страхов. Это расстройство превращает жизнь больного в мучительное навязчивое ожидание своих неправильных проступков. Энозиофоба не покидают мысли, что он все делает неподобающим «грешным» образом. Он вынужден взвешивать каждый свой поступок, который впоследствии же подвергает гневной критике. Если расстройство выражено сильно, у больного может возникать желание «очиститься», то есть умышленно причинить себе физическую боль в наказание за греховные поступки.

Страхи мистики и религии демонстрируют незрелость личности, недостаток знаний, неспособность справляться самостоятельно с собственными негативными переживаниями, отсутствие истинной системы моральных ценностей. И первоочередная задача психолога – оказать больному помощь, направляя на выстраивание адекватной системы мировоззрения. Только после устранения психологической неграмотности, можно проводить работу по преодолению страхов.

Прочие фобии, связанные с мистикой и религией:

  • агиофобия — страх святых мест;
  • виккафобия — страх колдунов;
  • фазмофобия — боязнь привидений.

Победить страх со сказкой..

Сказкотерапия как нельзя лучше подходит для работы с тревожными, агрессивными детьми, а так же подростками «группы риска». Воспроизводя кризисные жизненные ситуации, сказка учит ребенка продуктивно переживать страх и обращаться с ним, проецируя в конкретные сказочные образы, дает возможность естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.

Хочу предложить коллегам, работающим с социально запущенными детьми, конспект сказко-терапевтического занятия. Занятие проводилось с детьми 7-8 лет, недавно прибывшими в социальный приют. Адаптация в новых условиях у ребят проходила с осложнениями: присутствовал высокий уровень нервно-психической напряженности, трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Результаты психодиагностики эмоциональной сферы свидетельствовали о наличии страхов, низкой самооценке, обиде.

Цель: 1.Помочь детям преодолеть страх в ходе сказочной истории,

обрести чувство уверенности в своих силах.

2.Способствовать формированию позитивных взаимоотношений

3.Развивать умение с помощью изобразительных средств

выражать свои чувства.

Колличество участников: 12 человек.

Методы, применяемые в процессе занятия, обладают:

— активностью: тема занятия основана на проживании опыта – дети через сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира.

эмоциональной окрашенностью: содержание сказки затрагивает интересы детей, заставляет волноваться, переживать, мысленно брать на себя роли героев.

рефлексивностью: после завершения сказки ребенку хочется поделиться своими чувствами, еще раз пережить радость от победы, увидеть положительную реакцию окружающих.

событийностью: события, которые придумал ребенок, дописывая сказку, ведут к личностным изменениям.

оптимальностью по трудности: действуя в сказочной истории, ребенок ориентируется на зону ближайшего развития.

Оборудование: лист А-4-12 штук, краски -12 коробок, кисти-12 штук, стаканчики с водой -12 штук, салфетки-12 штук, магнитофон, диск, подушки 12 штук.

1.Приветствие: Предлагаю детям удобно сесть на ковре полукругом, подложив подушки. Сама сажусь вместе с детьми.

«Доброе утро, ребята! Давайте поприветствуем друг друга пожатием руки. Я пожму руку своему соседу справа, а он пожмет руку своему соседу. И так приветствие пройдет круг. Молодцы!»

«Ребята, сегодня я расскажу вам сказку про одного маленького лягушонка.

История случилась на большом болоте, где жили лягушки. Когда весной стало тепло, лягушки отложили икру на самом солнечном мелководье. Солнышко прогревало воду, икринки быстро развивались в тепле и вот-вот готовы были появиться на свет.

Одна икринка оторвалась и упала на дно. Там было темно и холодно, поэтому икринка развивалась медленно и сильно отстала от других.

Наступил день, когда маленькие головастики выбрались из своих икринок и стали весело гоняться друг за другом. Они быстро росли в теплой воде, где было полно корма и скоро превратились в маленьких лягушат со смешными хвостиками. Впрочем хвостики скоро отпали, потому что лягушата теряют их, взрослея.

Лягушонок из икринки, лежащей на дне, родился намного позже остальных. Был он маленьким и слабым, сильно отставал в росте, боялся своих сверстников и больших лягушек.

Он всегда старался держаться поодаль от своих резвых братьев, но это ему не помогало. Лягушата толкали его, дразнили, смеялись над маленьким ростом и хвостиком. Лягушонок часто плакал и мечтал стать большим и сильным.

Тем временем на болото повадилась цапля. Она прилетала издалека, садилась на кочку и высматривала лягушек. Все обитатели болота замирали, никто не хотел стать обедом для цапли.

Однажды в теплый весенний денек лягушата весело шалили на полянке, а старые лягушки расслабились на солнышке, наблюдая за детьми. Цаплю заметили только тогда, когда тень от крыльев упала на полянку. Лягушки бросились врассыпную и замерли, каждый в своем укрытии. Даже маленький лягушонок успел доковылять до большой кочки и лежал, чуть дыша от страха. Все облегченно вздохнули…

И вдруг… лягушки увидели, что один из лягушат остался на полянке. Его лапка крепко запуталась в травинке и не давала убежать. Бедный лягушонок рвался изо всех сил, барахтался в траве, но все было бесполезно. И вдруг… Что же случилось дальше?»

3.Предлагаю детям сочинить конец сказки. Терапевтическая ценность такого приема в том, что ребенок, дописывая сказку, ставит себя на место героя, совершает поступок, который в жизни не может совершить по каким-то причинам. Преодолевает неуверенность, страх. Переживает эти чувства, меняя их на позитивные. Затем этот поступок, совершенный в сказке, может стать моделью поведения в жизни.

Во время работы негромко включаю тревожную мелодию, которая усиливает волнение, настраивает детей на поиск выхода из экстремальной ситуации.

4.Рассказывание дописанной сказки детьми.

В группе маленьких воспитанников выделяю ребенка, который интуитивно чувствует, что это он, тот маленький, забитый, недокормленный лягушонок. Это его толкают сверстники, это он боится всех и старается быть незаметным. Но у него добрая душа, открытая, жалостливая, бесхитростная. Подбадриваю его взглядом и он решается….

Смотрите так же:  Лечение импотенции от невроза

«И вдруг все увидели, что маленький лягушонок выпрыгнул из своего укрытия и побежал на помощь». Ребенок замирает от своей смелости и боится продолжать дальше.

Я помогаю ему, побадриваю, но и драматизирую ситуацию: «Цапля все ближе, а лягушонок бежит изо всех сил. Лапки у него заплетаются, трава цепляется за хвостик. Цапля радуется, что уже два лягушонка на полянке, куда они от нее денутся?»

Ребенок, волнуясь, продолжает: «Схватил лягушонок товарища, рванул травинку и оба побежали к болоту. Цапля спохватилась, да поздно, лягушата прыгнули в воду и спрятались под кочкой».

Пауза… Все переживают. Кто-то тихонько говорит: «Цапля улетела». И тогда все дети наперебой начинают рассказывать сказку: « Все лягушки вылезли из болота и стали гладить, обнимать, хвалить лягушонка. А маленькие лягушата захотели с ним дружить.»

Вызываю ребенка на середину. Предлагаю детям показать, как лягушки гладили и обнимали лягушонка. Все дети стараются дотронуться до него, выразить свое одобрение. А я заканчиваю сказку: «И вдруг все увидели, что у лягушонка отпал хвостик, он стал взрослым».

5.Терапевтическая беседа: (обращаюсь к детям так, как будто это они – участник события).

— какие чувства ты испытывал, когда увидел попавшего в беду лягушонка?

— о чем ты думал, сидя за кочкой?

— что ты чувствовал, когда лягушата вместе бежали в укрытие?

— что ты чувствуешь сейчас?

(не акцентирую внимание на сказках с грустным концом).

6.Рисование: Предлагаю детям нарисовать тот сюжет из сказки, который вызвал волнение. После окончания работы дети комментируют свои рисунки.

-Рассказать, что изображено на рисунке от лица маленького лягушонка.

— от лица лягушонка, попавшего в беду.

-от лица большой лягушки.

Анализируя дописанные детьми сказки, я выделяю ребят, которые не смогли преодолеть свою неуверенность. Так, в сказке про лягушонка 90% детей дописали сказку с похожим концом: маленький лягушонок бросился на помощь, рискуя своей жизнью. Лягушатам удалось спастись. Маленький лягушонок стал героем, но остался скромным и добрым. Все лягушата захотели с ним дружить.

6% детей дописали сказку, где мать попавшего в беду лягушонка, бросилась на помощь и спасла его.

У 4% детей все лягушки сидели в своих укрытиях и наблюдали, как цапля подошла к лягушонку и съела его.

По результатам анализа дописанных сказок составляю план работы по преодолению неуверенности, страха у детей. Выбираю методы работы, включаю эти мероприятия в план работы.

Волшебная терапия

Представляем читателям Littleone новую рубрику ― терапевтические сказки для детей, написанные детским психологом Еленой Константиновной Хритовой. Сегодняшняя сказка для тех, кто немножко трусит.

Сказочный мир, как и наш внутренний, ― это особая тонкая материя. Сказкотерапия ― одно из самых молодых направлений в современной практической психологии, но используемый метод ― один из самых древних. Слово всегда обладало волшебной силой и было способно поддержать человека.

Сказки сопровождают нас с самого раннего детства. Вначале мы их слушаем, потом разыгрываем, отождествляя себя с тем или иным персонажем, а затем читаем собственным детям. Сказкой мы можем поднять настроение и утешить, сказка может подсказать нам, что делать дальше…

Сказка способна показать маленькому человеку возможные выходы из различных ситуаций. Вместе с героями малыш проживает свои трудности. Сталкиваясь с проблемой, ребенок чувствует себя один на один с обстоятельствами. Доверительная беседа не приносит желаемого результата, а зачастую только заставляет малыша чувствовать свою вину за сложившуюся ситуацию, а за виной ― стыд.

Сказка позволяет ребенку разделить вместе с героем эмоции, дает возможность посмотреть на проблему со стороны и поверить в собственные силы. Раз сказочный герой решил свою проблему, то возьму-ка и я его опыт на вооружение!

Вопросы после подобных сказок закрепляют терапевтический эффект, помогают выстроить некий алгоритм действий при схожих обстоятельствах и сделать собственные выводы ― какие действия приводят к положительному результату, а какие только ухудшают ситуацию.

Девочка и Страх

В доме, что стоит на тихой улице на окраине города, на пятом этаже жила-была девочка, немного похожая на тебя. Нет, это была не ты, и внешне вы разные, и некоторые интересы у вас были разные. Однако девочка, как и ты, боялась ночи.


Художник Тома Чернобай

Хочешь послушать, что было дальше? Тогда устраивайся поудобнее и слушай.

Где-то в дальнем уголке души этой девочки жил-был страх. Он был маленький и боялся. всего: света, громких звуков, дождя и радуги, пения птиц. Да много чего боялся Страх, но самое главное он боялся дружить. Понимаешь, у страхов так же, как у людей есть желания. Когда эти желания не исполняются, страхи становятся темнее, тяжелее и больше. Так вот. в душе у этой девочки жил-был страх. Звали его Страх одиночества.

Когда девочка гуляла, играла, читала или просто болтала с другими людьми днем, страх спал, он не волновался, и девочка была спокойна. Но вот наступала ночь, и девочка начинала бояться оставаться одной: ей за каждой тенью мерещились чудища. Чем больше боялась девочка, тем больше становился ее страх. Страх рос, и ему становилось тесно внутри девочки.

Однажды страх стал таким большим, что уже больше не помещался внутри. Выбравшись с большим трудом, наружу Страх оглянулся в поисках своей хозяйки. Он думал, что его хозяйка ― мрачная злая ведьма, а оказалось, что это маленькая девочка.

― Привет, ― сказал страх. ― Почему ты каждый вечер так усиленно меня кормишь? Я уже не могу столько есть и, если честно, устал питаться на ночь.

― Я тебя не кормлю, ― с обидой сказала девочка. ― Просто я боюсь.


Художник Тома Чернобай

Глаза у девочки заблестели, и из них вот-вот был готов хлынуть водопад из слез. Страх испугался, что он может утонуть в этих слезах, и быстро заговорил.
― Давай боятся вместе. Когда вместе ― это не страшно.

― Как это вместе? Ты же страх, тебе положено меня пугать! ― возразила девочка.

― Кем это «положено», ― полюбопытствовал страх? ― А если я не хочу тебя пугать? Если мне это не нравится?

― И мне не нравится, ― призналась девочка. Но что же делать?

― А давай перестанем делать то, что не нравится, и подумаем о том, что нравится?

― Давай! ― согласилась девочка.

― Ты любишь воздушные шарики? ― спросил страх.

― Шарики? Да. но мне больше нравятся мыльные пузыри. Они похожи одновременно и на шарики, и на радугу. Это всегда красиво и немного щекотно.

― Воздушные пузыри? Никогда не видел, ― сказал страх.

― Хочешь, я тебе покажу? ― спросила девочка.

― Конечно, хочу! ― обрадовался страх и стал меньше.

Весь вечер девочка вместе со страхом пускали воздушные пузыри, а когда ночь окончательно опустилась на город, страх, забравшись внутрь последнего воздушного пузыря, отправился в удивительное путешествие. Он стал таким маленьким и совсем не страшным, что девочка удивлялась сама себе, как это она раньше его боялась.


Художник Тома Чернобай

Потом поняла: она перестала бояться, потому что на смену Страху пришла Радость, а на смену одиночеству пришло ощущение того, что у нее всегда есть настоящий друг ― она сама, и ей с самой собой не страшно и не скучно. Вот такая история.

Вопросы к сказке.

  • Как ты думаешь, что помогло героине победить свой страх?
  • Почему Страх сказал девочке, что она сама его кормит?
  • А ты кормишь свои страхи?
  • Как ты думаешь, можно ли победить твои страхи, сделать их маленькими и вовсе не страшными?
  • Если бы ты был сказочником, то что бы ты дополнил в этой сказке? Что могло бы быть потом? Давай с тобой придумаем продолжение.
  • Тебе понравилась сказка?
  • Чему смогла научиться героиня сказки?
  • Расскажите нам, понравилась ли вашему ребенку сказка, стало ли ему легче справляться со страхами?

Страх сказочных персонажей

Сознание ребенка до 5 лет похоже на то состояние взрослых, когда утром просыпаешься и еще не очень четко представляешь себе, где сон, а где реальность. Так же и малыши переплетают в своем мире сказки, мультфильмы и все то, что на самом деле происходит вокруг. В результате в головке у детишек 2-5 лет с богатым воображением — а еще больше у тех, кто слишком близко знаком с телевизором и компьютерными играми — поселятся целая корпорация монстров .

Совсем маленькие детки обычно встречаются со сказочными существами во сне, но те, кто особенно впечатлителен, могут испугаться и во время чтения сказки или просмотра мультфильма. Чаще всего страх сказочных персонажей появляется после 2-х лет, когда и психика ребенка становится достаточно сложной для этого, и багаж фантастических образов уже накопился. И герои сказок «оживают» для ребенка и становятся частью его детского мира.

Первыми в страшные сны приходят традиционные образы Волка, Кощея, Бармалея, а также современные их аналоги из многочисленных мультфильмов, которые малыш к этому возрасту уже успевает, как ни странно, посмотреть, если взрослые считают это допустимым — словом, первыми появляются мужские персонажи . Если такие существа снятся слишком часто, значит, вероятнее всего, у малыша непросто складываются отношения с отцом — папа слишком строг, вспыльчив или же чересчур дистанцирован от ребенка, которого он считает еще слишком маленьким, чтобы проводить с ним много времени.

Бабай — таинственное существо в образе страшного старика, которым пугают детей.
«Баю-баю-баю-бай, приходил вечор Бабай. Приходил вечор Бабай, просил:»Леночку отдай». Нет, мы Лену не дадим, Лену надо нам самим».
Название «Бабай», видимо, произошло от тюркского «баба», » бабай» — старик, дедушка. Этим словом (возможно, в напоминание о татаро-монгольскои иге) обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательно и опасное. В поверьях северных районов России Бабай — страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна для детей.

К возрасту 3-4 лет появляются и разнообразные женские персонажи : Баба Яга, ведьма, колдунья и т.д. Их слишком частое присутствие в снах ребенка говорит о проблемах в отношениях с мамой.

Смотрите так же:  Профессиональный стресс и способы его преодоления

Яга — богиня общеиндоевропейская. У греков ей соответствует Геката — страшная трехликая богиня ночи, колдовства, смерти и охоты. У германцев — Перхта, Хольда (Хель, Фрау Халлу). У индийцев — не менее жуткая Кали. Перхта-Хольда обитает под землей (в колодцах), повелевает дождем, снегом и вообще погодой и носится, подобно Яге или Гекате, во главе толпы призраков и ведьм. У немцев Перхту заимствовли их славянские соседи — чехи и словенцы.

Однако не все фантастические существа пугают детей только по ночам: примерно в 4-5 лет, на пике развития воображения, они «выходят из сумрака», и малыш может испугаться даже днем.

Перечисленные персонажи чаще всего отражают страхи наказания или отчуждения родителей от детей. Строгие, жесткие, эмоционально холодные родители, презирающие такие «слабости», как жалость, сочувствие, ассоциируются y ребенка со злыми, угрожающими сказочными героями.

— Мама, не кричи на меня, как Баба Яга!

— Она очень страшная и сердитая, как Баба Яга!

Сказочные персонажи появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку в сказках, как известно, Баба яга уносит непослушных детей для расправы. Страх наказания перемешивается со страхом потери родителей. Чем сильнее эмоционально привязан ребенок к матери, тем ярче проявляются эти страхи. Если мать не способна отдать душевное тепло ребенку, то эмоциональная привязанность становится патологической, перерастая в будущем в эмоциональную зависимость. Несомненно, что мы всегда в определенной мере зависим от тех, кого любим, полная эмоциональная независимость означает полное отсутствие привязанностей, глубоких чувств, что само по себе является серьезной проблемой. Однако эмоциональная зависимость, имеющая корни в детстве, способна разрушить личность и даже привести к суициду.

Что делать, когда ребенок боится сказочных персонажей?

1. Страх сказочных персонажей – это возрастные страхи, свойственные детям от з до 5 лет, c возрастом эти страхи проходят. Вы видели взрослых, которые боятся Бабы яги, Кощея и пр.?

2. Того, кого малыш боится, можно нарисовать , а затем подарить существу его портрет, чтобы задобрить и подружиться. Но можно и наоборот, устроить торжественное разорвать рисунок на мелкие кусочки. Чтобы понять, какую тактику выбрать, спросите ребенка, как бы он хотел поступить с картинкой.

3. У всех страхов есть одна особенность, в том числе и y страхов сказочных персонажей. Пока страх – « невидимка », ребенок о нем не говорит, он кажется малышу пугающе огромным, но как только ребенок озвучил его, проговорил, назвал, страх начинает уменьшаться. Важно помочь ребенку высказаться.

4. Страх часто провоцируют родители, которые, увлекшись выразительностью речи, артистично озвучивают роль Волка, забыв o маленьком слушателе. Ребенка может напугать не персонаж, a интонация, которая сопровождает его действия. Поэтому будьте внимательны при выборе сказки и при ее рассказывании. Не следует читать впечатлительным детям «страшных» сказок на ночь (например, «Синяя борода»). Для чувствительных детей лучшим лекарством будет добрая сказка, сочиненная мамой или папой, где в герое и его поступках легко угадывается сам ребенок.

5. Лучший способ перестать бояться – сделать зло смешным . Действительно, сегодня Баба Яга – это скорее героиня комическая. B советском мультике o приключениях домовенка Кузи, снятом по сказке T. Александровой, Баба Яга – просто домашняя хозяйственная бабушка. B каждом страхе надо попытаться помочь ребенку увидеть смешное. Например, представить и нарисовать Бабу Ягy, которая примеряет какой-нибудь нeлeпый для нее костюм (пожарного, водолаза) и собирается пойти на праздничный карнавал.

6. Сопереживая героям, дети могут отреагировать свой страх, исполняя роли различных персонажей: Волка, бабушки и пр. Наилучший эффект дает такая методика: вначале ребенок исполняет роль того, кто боится (Красная Шапочка), потом – того, кого боится (Волк), a затем того, кто ничего не боится (Дровосек). Можно поиграть так на примере любой сказки.

7. То, что кажется рациональным нам, взрослым, только усиливает страхи ребенка. Честный «мужской» разговор с сыном о том, что никакого Бармалея в темной прихожей под тумбочкой быть не может, – абсолютно бессмысленный, поскольку ребенок воспринимает и боится героев сказок как реальных личностей. Постарайтесь понять и принять чувства и переживания ребенка, говорите с ним o его страхах:

— Я вижу, что ты боишься этого чудовища, пойдем вместе и прогоним его.

Поцелуй, расслабляющие прикосновения и легкий массаж на ночь – лучший способ успокоить ребенка.

8. Можно придумать совместно c ребенком «волшебные» слова , охраняющие его. Можно найти игрушку-друга, который никого не боится. Тогда ребенок будет чувствовать себя более защищенным.

9. Можно придумать вместе с ребенком сказку или проиграть с игрушками сюжет о том, как злое существо подружилось с мальчиком или девочкой и приручилось, стало добрым, либо придумать вариант сражения и победы над грозным монстром (это не так конструктивно, но иногда идея дружбы встречается ребенком в штыки).

Чего нельзя делать?

Использовать страшилищ в своих интересах. Ни в коем случае не запугивайте ими ребенка, не манипулируйте его страхами — этим Вы и особого послушания не добьетесь, и закрепите страхи в детской душе надолго. Ребенок с устойчивой психикой просто перестанет Вам верить. А вот впечатлительный, нервный малыш запомнит Ваши слова надолго, и уже в недалеком будущем Вы столкнетесь с новой проблемой — необходимостью лечить страхи и даже невроз.

Говоря ребенку, что в любой момент может появиться существо, которое его, противного, заберет, Вы сообщаете малышу, что есть на свете силы, способные безнаказанно и беспрепятственно сделать ему плохо, больно и страшно. При этом все будет происходить с молчаливого одобрения мамы и папы.

Источники: Н.Царенко «Читаем мысли наших детей»,
Е.И.Шапиро «Если у ребенка страхи…»

Купить в Лабиринт.ru

Купить в Ozon.ru

Купить в Украине

Купить в Беларуси

Купить в Казахстане

Купить в Лабиринт.ru

Купить в Ozon.ru

Купить в Украине

Купить в Беларуси

Купить в Казахстане

Видео взято с dailymotion.com
Пользователь Мир детских эмоций и чувств

Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:

Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на [email protected]

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта

Как предупредить детские страхи

Страхи у детей бывают минимальны или практически отсутствуют в семьях, где царит взаимопонимание родителей и детей, тепло и любовь в доме. Родителям нужно понимать, что […]

Неразрывно связано со страхами такое чувство, как тревожность. Два эти чувства очень похожи, и порой человек не может определить, что же он чувствует в данный […]

Причины появления детских страхов

Детские страхи имеют различные источники происхождения. Все эти причины можно разделить на внешние (связанные со средой и стилем воспитания, с окружением ребенка) и внутренние (связанные […]

У нас во дворе женщина постоянно пугает внучку ведьмой, чтобы та не убегала о нее далеко: смотри, там ведьма-ведьма, иди скорее сюда. А потом жалуется, что ребенок (2 года) орет по ночам.

А меня саму в детстве бабушка пугала кикиморой, которая , якобы, сторожит в саду клубничные грядки, чтобы я не ела ягоды в виде зеленцов раньше времени.
Очень действенное пугание — ягоды всегда созревали.
Но, что интересно — НИГДЕ в другом месте я эту ведьму не боялась, а только на клубничных грядках.

Очень хорошая статья. Детей не стоит пугать разными сказочными персонажами. Надо ребенку так рассказать о них, чтобы им было смешно, обсудить с ним этот персонаж.

Как верно вы подметили, что дети могут бояться вымышленных сказочных героев. У нас тоже возникла такая проблема. Пользуясь вашими мудрыми советами, мы придумали другую сказку, в которой наша страшная Баба Яга стала доброй и беззащитной бабулькой, которую мы отучили вредничать и пугать маленьких детей. Теперь ребенок даже не боится оставаться в темной комнате один.

Кстати,запугивания имеют достаточно древние корни. В древности на Руси детей пугали волком,медведем,лешим,Бабой-Ягой(даже у Пушкина в Б.Годунове-«не плачь,вот бука тебя возьмёт!»).На средневековом Западе-гоблинами,троллями,Дракулой.Так что,это не удел бабушек и нянь 21 века.Но проблема дошла до нас сквозь века,и сейчас мы наблюдаем.как родители говорят ребенку:»А ну-ка прекрати,а то тебя заберёт медведь!» «Быстрее ложись спать,а то придет Бабай!»и.т.п. А автор молодец,всё правильно говорит.

Абсолютно с вами согласна.

Я,кстати,в детстве сама боялась Бабу-Ягу.Но после того,как прочитала сказку в 7 лет «Маленькая Баба-Яга»,сразу «подружилась»с ней.Страшная старая карга предстала передо мной маленькой девочкой.И мы поладили)))

Мальчик Андрюша не хочет спать, потому что его маленький сон никак к нему не прилетит, а разве можно уснуть и не видеть снов маленьким деткам

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]