Цель беседы с родителями о процессе обследования речи ребенка

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей

Своевременное и полноценное фор­мирование речи в дошкольном дет­стве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведе­нии, а также на его деятельности в различных ее формах. Важное значе­ние имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письмен­ная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие рече­вые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

Родители, сталкиваясь с трудностя­ми, возникающими при обучении их ребенка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы: по­чему ребенок безграмотно пишет; пропускает буквы при письме и теря­ет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо вы­ученные правила правописания и пр. А ведь многие из них занимались своим ребенком, водили его в различ­ные кружки, центры развития и вроде бы добились цели, которую перед собой ставили,— ребенок умеет чи­тать и писать, поступил в ту школу, которую они выбрали для него. В чем же дело? Что было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка?

«Из детства в отрочество» — новая комплексная программа, нацеленная на решение проблем разностороннего развития ребенка совместными уси­лиями детского сада и семьи. Особое внимание в программе отводится формированию речи.

Опыт работы по программе показал: взаимодействие детского сада и семьи — необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (воспитатели, лого­педы) и родители действуют согласо­ванно.

Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы; приобщаются к про­блемам своих детей (в разных формах и на разном содержании).

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребен­ка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) родителей стараются убедить в том, что именно их роль в речевом разви­тии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недо­статочны, а иногда и вовсе безрезуль­татны.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.

  1. Следует реально оценить состоя­ние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.
  2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться

обращаться за консультацией к специалистам.

В нашей стране обследование ре­бенка специалистами-логопедами про­водится в основном тогда, когда ему исполняется 5 лет, а то и непосредст­венно перед самой школой. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи завершается при­мерно к пяти (шести) годам. Получа­ется, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешива­ется в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимают­ся за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.

Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка,— необходимо оказывать ему разностороннюю по­мощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предуп­реждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых пато­логических).

3. Нельзя сводить проблему форми­рования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи — сложный процесс, в котором освоение пись­менной формы является лишь состав­ной частью.

Развитая речь в понимании многих родителей — это умение читать (и писать — хотя бы печатными буква­ми) как максимум и умение расска­зывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо — только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладе­вает для своего последующего полно­ценного развития. При этом чтение и письмо — сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невоз­можно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т. п. Овладение грамотой — не самоцель, это определенный этап ре­чевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшест­вующую и последующую работу по речевому и языковому развитию де­тей.

4. Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению ино­странных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Почему? Практи­чески все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противо­речие друг с другом. Прежде всего это касается их фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые харак­терны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Вот тут и начинаются труд­ности.

Так, в английском языке есть меж­зубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произ­ношение звуков русского языка (ши­пящих и свистящих звуков) считается речевым дефектом (межзубный сигматизм), требующим серьезной работы по его исправлению.

Обследование речи. Ежегодно в на­чале учебного года педагоги проводят обследование состояния речи каждого ребенка группы по следующим разде­лам: произносительная сторона (звукопроизношение и речевой слух), словарь, грамматический строй речи, связная речь. Обследуется также раз­витие мелкой моторики рук, с кото­рой, как известно, теснейшим обра­зом связано нормальное речевое раз­витие ребенка.

Цель обследования — выявление уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года; определение результа­тивности работы по речевому разви­тию детей за предыдущий год, т. е. динамики речевого развития за год (кроме первичного обследования).

Обследование речи — трудоемкий процесс, на который обычно уходит две—три недели. От его результатов зависит планирование работы педаго­гов и родителей по развитию речи детей: анализ материалов обследова­ния дает четкую и ясную картину речевого развития каждого ребенка группы.

Результаты обследования доводятся до сведения каждого родителя. Это происходит только в индивидуальной беседе. Главная цель этого этапа работы — заручиться поддержкой ро­дителей для последующего взаимодей­ствия в вопросах речевого развития. В беседе воспитатели отмечают сильные и слабые стороны речи ребенка, намечают пути оказания помощи (если это необходимо) в развитии речи и дальнейшего ее совершенство­вания. Тогда же происходит «распре­деление обязанностей» между детским садом и семьей, иными словами, определяется, что будут делать педаго­ги, а что родители. Объем их работы по развитию речи ребенка в каждом конкретном случае, естественно, раз­ный. Это зависит от многих причин: от уровня речевого развития ребенка; от сложности речевых недостатков; от состава семьи; от желания родителей участвовать в мероприятиях по разви­тию речи своего ребенка и пр. При необходимости к разговору с родите­лями привлекается логопед детского сада. Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр.— это неотъемлемая часть сложного процес­са формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нару­шится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

Сложной проблемой взаимодейст­вия педагогов и семьи является поиск форм приобщения родителей к речевому развитию их детей. Детский сад (воспитатели, логопеды) владеют серьезной информационной и методической базой для воспита­ния и образования дошкольников. Возникает вопрос: что надо сделать. чтобы ею могли воспользоваться и родители?

Самое лучшее — это опросить самих родителей (беседы, анкетирова­ние), что позволит определить наибо­лее оптимальные формы взаимодейст­вия детского сада и родителей. Жела­тельно учесть все высказанные ими пожелания.

Опыт работы позволил опре­делить разнообразные формы со­вместной работы педагогов и родите­лей по речевому развитию детей. Расскажем о некоторых.

Игротека. Один раз в неделю во второй половине дня (обычно это четверг) рекомендуется проводить «Игротеку». Цель данного мероприя­тия — закрепление полученных деть­ми умений, представлений на игро­вом материале. На «Игротеку» при­глашаются все желающие члены семей воспитанников группы (мамы, папы, братья, сестры, бабушки, де­душки и др.), которые являются не зрителями, а активными участниками— всех игр и мероприятий. Они могут также проконсультироваться у воспи­тателя по поводу интересующих их проблем; познакомиться с различны­ми речевыми дидактическими играми, поиграть в них со своим ребенком и другими детьми; взять домой на время понравившиеся игровые мате­риалы для индивидуальной работы со своим малышом.

«Домашняя игротека» познако­мит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на за­крепление различных речевых навы­ков. Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела, педагоги учитывают и большую загруженность родителей ежедневными домашними дела­ми, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома реко­мендуется «играть на кухне». Напри­мер, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук .

* «Помогаю маме». Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ма­лыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

* «Волшебные палочки». Дайте малы­шу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие гео­- метрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги кру­ги, овалы, трапеции дополнят изобра­жения.

На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка .

* «Давай искать на кухне в слова» . Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Пли­ты? и пр.

«Угощаю». «Давай вспомним вкус­ны е слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор. пока все не «съедите». Можно поиграть в «слад­кие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Можно играть с целью развития грамматического строя речи .

* «Приготовим сок». «Из яблок сок…(яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (виш­невый); из моркови, лимона, апельси­ на и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики .

« Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

* Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помо­щью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

* Очень красивые картинки получа­ются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плот­ный поролон.

«По дороге из детского сада (в детский сад)».

* «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо ко­торых мы проходим; а еще обязатель­но укажем — какие они. Вот почто­вый ящик — он синий. Я заметил кошку — она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

* «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится крас­ным (зеленым, синим и т. п.). По­смотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: крас­ные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

Смотрите так же:  Глисты у 11 месячного ребёнка

Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

«Перепутаница». «Жили-были сло­ва. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что пере­путались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (воло­сы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»

Игра на обогащение словаря ребенка.

«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воро­бей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.

Игра на развитие грамматического строя речи.

• «Упрямые слова». Расскажите ре­бенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяют­ся (кофе, платье, какао, кино, пиани­- но, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши кра-­ сивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.

«Подвижные игры».

* «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга…»

«Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями»; хотя второе является составной частью первого. Взаимо­действие подразумевает не только распределение задач между участника­ми процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обрат­ную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, тактичным, опос­редованным. Это могут быть выставки, праздники, тради­ции.

Традиционные игры . По рекоменда­ции педагогов родители вводят в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель — расши­рить словарь ребенка; объяснить лек­сическое значение слов. Один раз в неделю, например в выходной день, родители «дарят» ребенку новое для него слово: не просто называют его, но и обязательно объясняют значе­ние. Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст…), «сладкие» (мармелад, щербет, джем, грильяж…), «тяжелые» (гиря, штанга…), «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко… и т. п. Традиция «Я дарю тебе словеч­ко» продолжается в детском саду. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Воспитатели на малень­ких листочках бумаги записывают каждое слово, а на обратной стороне — имя и фамилию того, кто его принес. Все бумажки складываются в коробочку, которую по желанию детей называют либо копилкой, либо коллекцией слов. Периодически педа­гоги достают копилку (коллекцию) и проводят разнообразные игры. На­пример. Бумажки со словами высыпа­ются в шляпу. Дети по очереди достают бумажки, воспитатель зачи­тывает слово, достающий должен объ­яснить его значение. Если ребенок справился с заданием, он получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Можно организовать игру по-другому: воспитатель по оче­реди достает бумажки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя их. Ребенок (дети), кото­рый правильно называет слово, полу­чает фишку.

Один раз в квартал в группе выве­шивается благодарственное письмо, в котором указываются те семьи (роди­тели), чьи дети принесли в копилку много интересных слов. Подобная форма поощрения является хорошим стимулом как для детей, так и для родителей.

Выставки. Воспитатели не устают убеждать родителей в важности и необходи­мости развития мелкой моторики рук. Рассказывают о разных видах работы: от пальчиковых игр до разви­тия ручной умелости. А вот узнать о том, как родители распорядились этой информацией, педагоги могут из материалов выставки «Как умелые ручки язычку помогали» На выставке демон­стрируются только те экспонаты (по­делки), которые были сделаны детьми дома.

Р ечевые праздники. К праздникам предъявляются следующие требова­ния: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (воспитатель берет на себя организационные моменты и роль ведущего).

Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребенка. Желательно вводить зада­ния, где соревнуются не дети между собой, а близкие друг другу люди (мама, папа и ребенок). Например, кто из членов семьи сумеет пра­вильно повторить скороговорку три раза подряд. В этом случае не возникает обид.

Т. ГРИЗИК, кандидат педагогических наук

Система работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста

I. Актуальность проекта

Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может, только овладев речевым общением.

Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Первые три года жизни являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.

В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или диски не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.

Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Первая — межиндивидуальная — функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Прежде всего, это подтверждается практикой воспитания детей.

Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

Особое место в этих исследованиях занимают работы М.И. Лисиной, где изучалась роль коммуникативного фактора в процессе развития детей раннего возраста, в котором был выделен ряд аспектов, влияющих на становление речи. В результате этих работ установлена связь развития речи с содержанием потребности в общении, а именно подчеркивается роль ситуативно-личностного общения и ситуативно-делового общения.

В психологии детского возраста существует немало работ, таких учёных, как Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Е.О. Смирнова, и др., подчеркивающих принципиальную важность связей и отношений между ребенком и взрослым и признающих, что именно взаимодействие между ребенком и взрослым является стержневым в психическом развитии ребенка.

Всё вышесказанное определяет актуальность обращения к проблеме полноценного семейного общения взрослого с ребенком, которое приводит к активному становлению речевой функции, повышению коммуникативных характеристик.

Цель проекта состоит в том, чтобы исследовать развитие речи детей раннего возраста и определить, насколько важное значение имеет общение родителей с ребенком для ее формирования.

Задачи проекта:

  • Выявить особенности речевого развития детей раннего возраста.
  • Выявить влияние степени общения родителей с ребёнком на ход развития речи.
  • Разработать рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста.

I. Определение проекта:

Проект “Система работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста” является долгосрочным и рассчитан на 1 год (ранний возраст).

Предметом проекта является система работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста.

Объектом проекта определены родители группы детей раннего возраста.

Условия достижения целей и задач проекта:

— заинтересованность всех субъектов образовательного процесса в практическом решении поставленных целей и задач;

— уровень профессиональной подготовки воспитателей МКДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №23 “Одуванчик” п. Астапово, Луховицкого района, Московской области;

— чёткий механизм реализации проекта.

Контингент участников проекта:

— воспитатели МКДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №23 “Одуванчик”;

— дети раннего возраста;

— администрация МКДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №23 “Одуванчик”;

Основные направления реализации проекта:

II. Специфика работы с родителями в МКДОУ “Детский сад общеразвивающего вида № 23 “Одуванчик”

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: “Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято”.

С другой стороны сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями в соответствии с законом “Об образовании в РФ” и определили систему взаимодействия МКДОУ “Детский сад общеразвивающего вида № 23 “Одуванчик” с семьёй воспитанников.

Основной целью взаимодействия с семьей является создание единого пространства развития ребенка в системе “семья — ДОУ”.

Возможности реализации данной цели отражены в годовом планировании работы ДОУ. Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально-педагогической системы детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. К сожалению, неоправданно продолжает сохраняться тенденция одностороннего взаимодействия педагогов с семьей.

Во взаимодействии с родителями ДОУ руководствуется следующими принципами:

  • Принцип сотрудничества между родителями, специалистами и ребенком.
  • Принцип учета интересов родителей.
  • Принцип информационного обеспечения.
  • Принцип комплексного подхода к сотрудничеству ДОУ и семьи
Смотрите так же:  Упражнения для развития мелкой моторики у детей 5 6 лет

Сотрудничество родителей и педагогов детского учреждения реализуется в процессе:

  • Ежедневных непосредственных контактов воспитателей с родителями, когда родители приводят и забирают детей;
  • Неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем;
  • Ознакомления родителей с диагностикой знаний, умений, навыков их детей при индивидуальных беседах с воспитателями, логопедом;
  • Родительских собраний;
  • Дня открытых дверей;
  • Трудовой деятельности (оформление группы, покраска построек на участке);
  • Подготовки, проведения праздников, развлечений ;
  • Конкурсов рисунков, поделок.
  • Выставок (поделки из овощей, природного материала);
  • Выставок рисунков;
  • Наглядной агитации (папки – передвижки, памятки, рекомендации, консультации, фотовыставки в уголке для родителей).

Во время сотрудничества семьи с детским садом может возникать ряд проблем, причем как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Эти проблемы можно сформулировать, как неумение педагогов доступно преподнести информацию родителям, недостаточный уровень родительской компетентности.

Для устранения выше обозначенных проблем и для достижения предполагаемого результата были подобраны формы и методы реализации, разработан перспективный план работы по 3 направлениям:

  • Работа с семьями воспитанников.
  • Работа с педагогами ДОУ.
  • Работа с воспитанниками детского сада.
  • Работа с учителем-логопедом.
  • Работа с медицинской сестрой.

При этом используются как традиционные, так и нетрадиционные формы организации общения педагогов с родителями, воспитателями и детьми. Так, например, среди нетрадиционных форм организации выступают: открытые занятия в форме викторин, спортивных праздников; фольклорное развлечение “Коляда”, “Широкая Масленица”; фотовыставки, стенгазеты. Среди традиционных форм организации общения педагогов с семьёй воспитанников это родительские собрания, консультации. Особое место в годовом планировании отведено работе логопункта. К сожалению, детей с дефектами речи с каждым годом становится все больше и больше. Активно прогрессируют следующие дефекты: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дислалия, функциональная дислалия. Работа логопеда с детьми начинается в возрасте 4 лет, после диагностики звукопроизносительной стороны речи. Обследование проводится учителем-логопедом, врачом-логопедом, неврологом, отоларингологом на базе МКДОУ “Детский сад общеразвивающего вида № 23 “Одуванчик”. После диагностики формируется список детей, нуждающихся в коррекционной помощи. Как только списки сформированы, ребёнок считается зачисленным в логопедический пункт, где с ним проводится работа по постановки необходимого звукового ряда.

В связи с тем, что динамика по развитию речи детей раннего возраста слабая, мы видим необходимость в разработке авторского проекта “Система просветительской и коррекционной работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста”.

III. Особенности организации исследования

Ведущая роль в развитии речи детей раннего возраста принадлежит взрослым: воспитателям в детском саду, родителям дома. От культуры речи взрослого, от того, как они общаются с ребенком, зависят успехи малыша в усвоении родного языка. Поэтому цель работы состоит в том, чтобы исследовать развитие речи детей раннего возраста и определить, насколько важное значение имеет общение родителей с ребёнком для её формирования.

Задачи исследования:

  • проведение и анализ диагностики на изучение исследования развитие речи детей раннего возраста;
  • анкетирование родителей на выявление уровня сформированности компетенций в вопросах речевого развития ребёнка и последующий анализ;
  • разработка рекомендаций для родителей по развитию речи детей раннего возраста.

В данной работе представлена “Диагностика развития речи детей раннего возраста”, которая составлена по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой . Данная диагностика была использована нами для того, чтобы проанализировать уровень речевого развития детей раннего возраста. Также проведено анкетирование родителей на выявление уровня сформированности компетенций в вопросах речевого развития ребёнка и на основании полученных результатов разработать систему просветительской и коррекционной работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста.

Исследование проводилось на базе МКДОУ “Детский сад общеразвивающего вида № 23 “Одуванчик” п. Астапово, Луховицкого района Московской области.

IV. Авторская система просветительской и коррекционной работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста

Для достижения цели исследования в начале учебного года была проведена диагностика исследования речи детей раннего возраста, которая составлена по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (Приложение 1).

Диагностика проводилась индивидуально в первой половине дня в среду, так как активность детей в первой половине дня выше и основная нагрузка в приобретении знаний и навыков приходится на середину недели. Она проводилась на основании наблюдений, занятий, игровой и самостоятельной деятельности детей. Диагностика носит прогностический характер, т.е. позволяет выявить перспективные линии развития ребёнка раннего возраста и заметить факторы риска в развитии речи. Полученные результаты помогают создать информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальный образовательных потребностей каждого воспитанника.

Согласно примерной общеобразовательной программе дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой целевые ориентиры речевого развития ребёнка раннего возраста предполагают формирование у детей умение говорить (внятно, невнятно); умение отвечать на вопросы; умение выполнять поручения, способствующие общаться со сверстниками и взрослыми; умение рассматривать картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом; умение понимать речь взрослого без наглядного сопровождения по словесному указанию взрослого; умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения; умение сопровождать речь игровыми действиями. Знания детей диагностировались следующим образом: высокий уровень знаний, средний уровень знаний, низкий уровень знаний.

Результаты представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Результаты диагностики речи детей раннего возраста на контрольном этапе исследования

Проект по развитию речи (старшая группа) на тему:
Работа с родителями по развитию речи детей

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №74 г. Йошкар-Олы «Родничок»

«Работа с родителями по развитию речи детей»

Старшая группа «Улыбка»

Старостина Марина Алексеевна

«Работа с родителями по развитию речи детей».

«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро»
В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь:
тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.

Заключается в ее соответствии требованиям социальных условий сегодняшнего дня. Проблема речевого развития детей в современном обществе стоит более чем остро. В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Поэтому нужно укреплять связь семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого развития дошкольника.

Важной отличительной особенностью работы по развитию речи является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников:

  • Объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка ;
  • Показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания;
  • Раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания;
  • Формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения детей (радоваться успехам).
  • Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития.
  • Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам развития речи дошкольников.
  • Познакомить родителей с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей.
  • Способствовать приобщению родителей к воспитательно-образовательному процессу.

Проектная идея. Объединить родителей, воспитателей и детей в совместной деятельности: развитие речи детей.

Тип проекта. Информационный, проблемно-поисковый, творческий, групповой.

Сроки реализации: долгосрочный – учебный год.

Цель проекта. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Исследование эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад №74 «Родничок» старшая группа «Улыбка».

Объект исследования . Процесс развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования . Развитие речи детей посредством взаимодействия родителей и воспитателей.

Целевая аудитория проекта. Дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители.

Теоретическая значимость. В проекте уточнены представления о применении работы с родителями в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость. Получение новых знаний детьми. Разработанные конспекты ООД, методические рекомендации, картотеки речевых игр могут быть использованы педагогами дошкольного образования. Анкетирование, консультации могут быть использованы родителями для речевого развития детей.

Научная новизна заключается в том, что в данном проекте была предпринята попытка исследования эффективности развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия с родителям.

Основные этапы работы и прогнозируемые результаты.

I ЭТАП – подготовительный (информационно-аналитический)

Цель: Создание условий для проведения исследования.

  • Изучение методической литературы, чтение художественной литературы по теме исследования.
  • Анализ состояния образовательного процесса в ДОУ по проблеме исследования.
  • Диагностика и анализ уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
  • Изучение мнения родителей по данной проблеме.

Прогнозируемый результат. Сообщение темы проекта. Создание и формирование проблемного вопроса, подбор теоретического материала по развитию речи, получение данных констатирующей диагностики уровня развития речи. Составление плана основного этапа работы, определение цели и задачи проектной деятельности. Анкетирование родителей.

II ЭТАП – основной, исследовательский ( практический) .

Цель: Организация образовательного процесса в соответствии с реализацией проекта.

  • Разработка и внедрение комплекса педагогических мероприятий (ООД) по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
  • Активизация речевого развития детей в тесном сотрудничестве и партнерстве детского сада и семьи.
  • Разработать консультации для родителей по теме исследования.

Прогнозируемый результат. Материальное оснащение исследования и поиск дополнительных ресурсов. Координация работы участников проекта. Определение взаимоотношений в проекте. Разработка конспектов мероприятий для развития речи детей посредством взаимодействия с родителями. Положительная динамика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Разработка и проведение консультаций для родителей, составление картотеки дидактических игр по речевому развитию детей.

Проведение игр, занятий положительно влияющих на уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения в практику работы взаимодействия с родителями. Проведение организованной образовательной деятельности по речевому развитию, чтение художественной литературы, совершенствование звуковой культуры речи…

III ЭТАП – заключительный, контрольно-обобщающий

Цель: Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

  • Обобщить результаты, полученные в ходе реализации проекта, подвести итоги исследования и определить направления дальнейшей работы.
  • Провести контрольное исследование: диагностику и анализ уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
  • Подготовить презентацию и защитить проект на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями по развитию речи детей».

Прогнозируемый результат. Систематизация накопленного материала. Определение уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ.

Формы работы с родителями.

  • Родительские собрания;
  • Индивидуальные и групповые консультации;
  • Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития;
  • Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);
  • Анкетирование и тестирование родителей с целью коррекции речевого развития детей;
  • Совместные с родителями праздники, развлечения, экскурсии, дни рождения детей.
Смотрите так же:  Почему ребенок спрашивает любят ли его

Анкетирование. Одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам. Анкетирование помогает нам получить наиболее полную информацию по определенным вопросам, проанализировать ее и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении.

Консультации. Консультации могут быть индивидуальные и групповые.

С помощью их мы стремимся дать родителям квалифицированный совет.

Разработаны консультации для родителей:

  • «Познавательно-речевое развитие дошкольников»;
  • «Развитие речевой активности детей»;
  • «Значение пальчиковых игр для развития речи детей»;
  • «Научите ребенка красиво говорить»;
  • «Развиваем речь через лепку»»
  • «Роль семьи в развитии речи детей»;
  • «Рекомендации по развитию устной речи ребенка»;
  • «Дидактические игры по развитию речи детей»

Родительские собрания. Цель: просвещение родителей по проблеме речевого развития детей и привлечение их к сотрудничеству и взаимодействию в работе по развитию речи детей.

Индивидуальные встречи. Выстраиваются в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течении всего года. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей.

Заключение. По результатам проделанной работы можно сделать вывод: целенаправленная работа по развитию речи детей путем приобщения родителей воспитанников дает положительные результаты. В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребенка. Родители и другие члены семьи – самые желаемые его собеседники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии ребенка. Поэтому родителям следует ввести в семью традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком необходимо демонстрировать культуру поведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.д. Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых – родителей и воспитателей – в глазах ребенка.

Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка группы. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм работы позиция родителей стала более гибкой. Родители воспитанников из «зрителей» становятся активными участниками воспитательного процесса и помощниками педагогов. Поэтому переоценить важность семьи невозможно. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Работа с родителями по развитию речи детей Автор презентации: Старостина Марина Алексеевна МБДОУ «Детский сад №74 «Родничок» Старшая группа: «Улыбка»

«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро» В.А. Сухомлинский

Актуальность проблемы Заключается в ее соответствии требованиям социальных условий сегодняшнего дня. Проблема речевого развития детей в современном обществе стоит более чем остро. В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Поэтому нужно укреплять связь семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого развития дошкольника.

Основные цели взаимодействия педагогов и родителей Объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка; Показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания; Раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания; Формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения детей (радоваться успехам).

Задачи проекта Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития. Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам развития речи дошкольников. Познакомить родителей с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей. Способствовать приобщению родителей к воспитательно-образовательному процессу. Проектная идея . Объединить родителей, воспитателей и детей в совместной деятельности: развитие речи детей. Тип проекта . Информационный, проблемно-поисковый, творческий, групповой. Сроки реализации . Долгосрочный – учебный год.

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Исследование эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников. Экспериментальная база исследования. МБДОУ «Детский сад №74 «Родничок» старшая группа «Улыбка». Объект исследования . Процесс развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования . Развитие речи детей посредством взаимодействия родителей и воспитателей . Целевая аудитория проекта . Дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители. Цель проекта

Теоретическая значимость В проекте уточнены представления о применении работы с родителями в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость Получение новых знаний детьми. Разработанные конспекты ООД, методические рекомендации, картотеки речевых игр могут быть использованы педагогами дошкольного образования. Анкетирование, консультации могут быть использованы родителями для речевого развития детей. Научная новизна Заключается в том, что в данном проекте была предпринята попытка исследования эффективности развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия с родителям.

Основные этапы работы и прогнозируемые результаты I этап – подготовительный (информационно-аналитический) Цель: Создание условий для проведения исследования. Задачи работы. Изучение методической литературы, чтение художественной литературы по теме исследования. Анализ состояния образовательного процесса в ДОУ по проблеме исследования. Диагностика и анализ уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Изучение мнения родителей по данной проблеме. Прогнозируемый результат. Сообщение темы проекта. Создание и формирование проблемного вопроса, подбор теоретического материала по развитию речи, получение данных констатирующей диагностики уровня развития речи. Составление плана основного этапа работы, определение цели и задачи проектной деятельности. Анкетирование родителей.

Основные этапы работы и прогнозируемые результаты II этап – основной, исследовательский (практический) . Цель: Организация образовательного процесса в соответствии с реализацией проекта. Задачи работы. Разработка и внедрение комплекса педагогических мероприятий (ООД) по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Активизация речевого развития детей в тесном сотрудничестве и партнерстве детского сада и семьи. Разработать консультации для родителей по теме исследования. Прогнозируемый результат. Материальное оснащение исследования и поиск дополнительных ресурсов. Координация работы участников проекта. Определение взаимоотношений в проекте. Разработка конспектов мероприятий для развития речи детей посредством взаимодействия с родителями. Положительная динамика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Разработка и проведение консультаций для родителей, составление картотеки дидактических игр по речевому развитию детей.

Основные этапы работы и прогнозируемые результаты III этап – заключительный (контрольно — диагностический) Цель: Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования. Задачи работы. Обобщить результаты, полученные в ходе реализации проекта, подвести итоги исследования и определить направления дальнейшей работы. Провести контрольное исследование: диагностику и анализ уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Подготовить презентацию и защитить проект на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями по развитию речи детей». Прогнозируемый результат. Систематизация накопленного материала. Определение уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ.

Формы работы с родителями по развитию речи детей Родительские собрания; Индивидуальные и групповые консультации; Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития; Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы); Анкетирование и тестирование родителей с целью коррекции речевого развития детей; Совместные с родителями праздники, развлечения, экскурсии, дни рождения детей.

Анкетирование Одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам. Анкетирование помогает нам получить наиболее полную информацию по определенным вопросам, проанализировать ее и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении.

Консультации Консультации могут быть индивидуальные и групповые. С помощью их мы стремимся дать родителям квалифицированный совет. Разработаны консультации для родителей: «Познавательно-речевое развитие дошкольников»; Рекомендации по развитию устной речи ребенка; «Значение пальчиковых игр для развития речи детей»; «Научите ребенка красиво говорить»; «Развиваем речь через лепку»» «Роль семьи в развитии речи детей»; «Развитие речевой активности детей»; «Дидактические игры по развитию речи детей»

Индивидуальные встречи Выстраиваются в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течении всего года. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей. Родительские собрания Цель: просвещение родителей по проблеме речевого развития детей и привлечение их к сотрудничеству и взаимодействию в работе по развитию речи детей.

Заключение Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности, проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка группы. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм работы позиция родителей стала более гибкой. Родители воспитанников из «зрителей» становятся активными участниками воспитательного процесса и помощниками педагогов. Поэтому переоценить важность семьи невозможно. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа рассчитана на детей 5-6лет, воспитанников логопедических групп детского сада и их родителей.Цель: развитие речи детей и сплочение семьи в совместной деятельности.Задачи:a).

Консультация для педагогов.

Воспитатели хорошо знают общие закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания. Важно установить тесный контакт между педагогами и родителями. Они должны стать помощн.

Информационные материалы для родителей по развитию речи детей раннего возраста с использованием малых средств фольклора.

Консультация для родителей.

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внима.

В метерриале даны разнообразные методы работы с ролителями.

Другие статьи

  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]
  • Можно ли растирать ребенка при температуре мазью Можно ли растирать ребенка при температуре мазью Натирание. При какой т-ре? Натирание. При какой т-ре? Сообщение Olesia Berezka » Пт авг 13, 2010 15:02 Сообщение МаМаша » Пт авг 13, 2010 15:11 Сообщение Olesia Berezka » Пт авг 13, 2010 15:39 Сообщение NatKa » […]
  • Сколько детей в среднем в российской семье Количество детей в семье. Один? Два? Три? У вас уже есть сын или дочка, и вы все чаще задумываетесь о втором ребенке, а может и малыш уже просит «братика или сестричку», или вы только планируете свою будущую жизнь и уже сейчас задумываетесь о том, что в семье должно […]
  • Образец отпуска по уходу за ребенком до трех лет Как оформить отпуск по уходу за ребенком до 3 лет? Декрет очень ограничен по своей продолжительности. И если малыша не на кого оставить, женщина может взять еще один отпуск, который называется «по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста». Стоит различать […]
  • Флемоксин инструкция по применению для детей суспензия Флемоксин Солютаб - инструкция по применению, аналоги, отзывы и формы выпуска (таблетки 125 мг, 250 мг, 500 мг и 1000 мг) лекарственного препарата для лечения ангины, гайморита и других инфекций у взрослых, детей и при беременности В данной статье можно ознакомиться с […]
  • Раннее развитие ребенка по системе монтессори Монтессори методика раннего развития Когда мы говорим о раннем развитии, то имеем ввиду помощь ребенку в том, чтобы весь его потенциал был задействован. При этом важно понимать, что «развить» своего ребенка извне – невозможно. Развиваться каждый будет сам, а мы – […]