Что относится к производственным формам защиты от стресса

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Учебное пособие раскрывает основные теоретические положения учения о стрессе и стрессовых состояний, факторах возникновения психологического и профессионального стресса, механизмах регуляции, путей и способов профилактики развития стресса и его коррекции. Пособие рекомендовано студентам очного и заочного отделений направления 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль: «Психология образования»; преподавателям курса «Психология стресса и эмоционального выгорания».

Стрессоры и формы их проявления.

Выделяют две группы стрессоров (факторов):
1. Субъективные
2. Объективные
Можно выделить две группы субъективных стрессоров, вызывающих стресс:
— первая группа связана с относительно постоянной составляющей личности человека;
— вторая группа стрессоров носит динамический характер.
В обоих случаях стресс может вызываться рассогласованием между ожидаемыми событиями и реальностью, хотя программы поведения человека могут быть длительными или краткосрочными, жесткими или динамичными
Субъективные стрессоры
К субъективным стрессорам относятся :
1) несоответствие генетических программ современным условиям;
2) стресс от реализации негативных родительских программ;
3) стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмы психологической зашиты;
4) стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности;
5) невозможность реализации актуальной потребности;
6) стресс, связанный с неправильной коммуникацией;
7) стресс от неадекватной реализации условных рефлексов;
8) неумение обращаться со временем (стресс и время).
1) Несоответствие генетических программ современным условиям.
Современные исследования показывают, что большинство ответных реакций человека на биологические и физические воздействия носят рефлекторный характер и генетически запрограммированы на уровне ДНК.
З.А. Васильева и С.М. Любинская в своей работе «Резервы здоровья» раскрывают сущность проблемы современного человека: природа подготовила человека на жизнедеятельность в условиях повышенных физических нагрузок, периодического голодания и перепадов температур, в то время как современный человек живет в условиях гиподинамии, переедания и температурного комфорта.
Можно отметить, что по своей природе люди довольно устойчивы к природным факторам (голоду, боли, физическим нагрузкам), но обладают повышенной чувствительностью к факторам социальным, к которым еще не выработалось врожденной защиты.
2) Стресс от реализации негативных родительских программ.
Э. Берн в работе «Секс в человеческой любви» отмечает, что часть программ поведения вкладывается в голову ребенка его родителями, учителями или другими лицами, пока его сознание еще отличается повышенной внушаемостью. Эти программы называют «неосознанными установками», «жизненными принципами» или «родительскими сценариями», и они могут оказывать весьма существенную роль на дальнейшую жизнь индивида. Эти установки могут быть вполне полезными для маленького ребенка, но по мере его взросления и изменения условий жизни они начинают усложнять жизнь, делая поведение неадекватным и вызывая стрессы.
3) Стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмы психологической зашиты.
Сущность. По мере освоения среды обитания в сознании каждого человека формируется определенная «виртуальная» картина окружающего мира, которая описывает и объясняет все, что происходит с ним самим и другими людьми, а также со всей остальной природой. Если же реальность вступает в противоречие с нашим представлением о возможном и должном, то возникает стресс, причем достаточно сильный.
Впервые это явление описал психолог Леон Фестингер, который ввел понятие когнитивного диссонанса — противоречия между двумя реальностями — объективной реальностью мира и виртуальной реальностью нашего сознания, описывающей мир.
4) Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности
4.1. Оптимизм и пессимизм.
Одной из достаточно общих установок сознания является оптимизм и пессимизм — т.е. тенденция видеть в явлениях окружающего мира хорошие или плохие моменты.
В Гарвардском университете США в течение 32 лет под наблюдением находилось 2280 мужчин. По итогам многочисленных психологических и медицинских исследований было принято заключение: «Пессимисты страдали от серьезных нарушений сердечно-сосудистой системы в 4,5 раза больше, чем лица, проявляющие оптимистическую установку к жизненным проблемам».
4.2. Политические и религиозные установки.
Достаточно часто источником стресса являются мировоззренческие установки личности — политические или религиозные. Подобные стрессы принимают массовый характер в эпоху социально-экономических перемен (к которым относятся разнообразные революции, реформации и «перестройки»), однако и в относительно стабильные периоды существования общества данные стрессы встречаются достаточно часто.
4.3. Неадекватные установки.
К таким установкам относятся подсознательные программы, которые «заставляют» человека придерживаться определенных стратегий поведения даже в тех случаях, когда они явно ведут его к неудачам, стрессам и разочарованию. Эти программы могут иметь самое разное происхождение (внесены в сознание родителями в раннем детстве, учителями в школе, получены самим человеком в случае неправомерного обобщения личного опыта и т.д.), но в данном случае это не так важно. Главное, что подобные ошибочные установки есть в той или иной мере у каждого человека, и нужно стараться распознавать их и уметь нейтрализовать.
5. Невозможность реализации актуальной потребности.
В настоящее время наиболее известной и в то же время простой схемой, описывающей организацию человеческих потребностей, является «пирамида» А. Маслоу (потребности: биологические, социальные, духовные). Высшей потребностью человека является его стремление к самореализации своей уникальной сущности.
В соответствии с «пирамидой А. Маслоу», можно рассматривать соответствующие ее строению основные стрессы:
— физиологические; стресс, вызванный голодом, жаждой, нехваткой сна, неадекватной температурой, умственной и физической усталостью, чрезмерно быстрым темпом жизни или его резкой сменой;
— безопасность; стресс, связанный со страхами и тревогами: страхом потерять работу, страхом провалиться на экзамене, страхом смерти, страхом неблагоприятных изменений в личной жизни, страхом за здоровье близких и т.д.;
— принадлежность; стресс от морального или физического одиночества, стресс при потере близких людей или их болезни; стресс неразделенной любви;
— уважение; стресс от крушения карьеры, от невозможности реализовать свои амбиции, стресс от потери уважения со стороны общества;
— самореализация; стресс от невозможности реализовать свое призвание, стресс от занятия нелюбимым делом.
6. Стресс, связанный с неправильной коммуникацией.
Существует множество причин, вызывающих стресс во время общения.
7. Стресс от неадекватной реализации условных рефлексов.
Условные рефлексы, открытые И.П. Павловым, представляют собой программы, вырабатываемые в процессе жизни.
8. Неумение обращаться со временем (стресс и время).
8.1. Неадекватные временные границы как причина стресса.
Довольно часто причиной стресса являются чрезмерно размытые временные границы психического состояния.
8.2. Стресс от неэффективного использования времени.
А. Элкин, известный американский психолог, утверждает, что следует научиться управлять своим временем, в противном случае время будет управлять вами. Он выделяет следующие признаки того, что человек испытывает стрессы именно от неэффективного использования времени:
— ощущение постоянной спешки;
— нехватка времени на любимые дела и общение с семьей;
— постоянные опоздания;
— отсутствие четкого плана времени;
— неумение делегировать полномочия другим людям;
— неумение отказать людям, отнимающим ваше время;
— периодически возникающее ощущение напрасной траты времени.
8.3. Стресс от неумения наслаждаться временем.
Сущность — по мере того как человек обучается более экономно и эффективно расходовать свое время, производительность его повышается, и он уменьшает стресс, связанный с бесполезной тратой своего времени. Однако этот процесс не должен превращаться в самоцель!
Объективные причины стрессов современного человека можно разбить на четыре группы (см. рис. 2):
1) условия его жизни и работы;
2) люди, с которыми он взаимодействует;
3) социальные факторы среды;
4) чрезвычайные обстоятельства.

Виды и формы проявления стресса.

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы). Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу.
1. Изменение поведенческих реакций при стрессе
2. Изменение интеллектуальных процессов при стрессе
При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание.
1) Внимание.
Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено следующим:
— в коре больших полушарий человека формируется стрессорная доминанта (СД);
— вокруг СД формируются все мысли и переживания.
Как следствие, концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.
2) Память.
В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Это происходит вследствие:
— постоянной загруженности сознания обсуждением причин стресса;
— поиска выхода из стресса, что снижает емкость оперативной памяти;
— изменение при стрессе гормонального фона вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации.
3) Взаимодействие полушарий мозга.
Следует также отметить возможное нарушение нормального взаимодействия полушарий мозга при сильном эмоциональном стрессе в сторону большего доминирования правого, «эмоционального» полушария, и уменьшение влияния левой, «логической» половины коры больших полушарий на сознание человека.
Все вышеназванные процессы не только являются следствием развития психологического стресса, но и препятствуют его успешному и своевременному разрешению, так как снижение мыслительного потенциала затрудняет поиски выхода из стрессорной ситуации.
3. Изменение физиологических процессов при стрессе
Физиологические проявления стресса касаются всех систем органов человека, основными из которых являются репродуктивная, пищеварительная, сердечно-сосудистая и дыхательная.
Сердечно-сосудистая система. В поле зрения исследователей чаще всего оказывается именно эта система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать.
При стрессе фиксируются следующие объективные изменения:
— повышение частоты пульса или изменение его регулярности;
— повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;
— снижение электрического сопротивления кожи и т.д.
Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс. Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания:
— боли в сердце и других органах;
— затруднение при дыхании, напряжение в мышцах;
— неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр.
Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т.д.
4. Эмоциональные проявления стресса.
Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики.
1) В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок.
2) При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием.
3) Теряется вера в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.
4) На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего — негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.
5) Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интраверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т.д.
6) При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т.д.).
Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов. Исследование особенностей учебных стрессов показало, что страх перед будущим (как фактор, провоцирующий возникновение стрессовых состояний) способствовал развитию таких проявлений стресса, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, депрессивное настроение, навязчивые негативные мысли и ощущение беспомощности.

Смотрите так же:  Помощи при постоянном стрессе

Особенности профессиональных стрессов.

Как отмечает Кр. Маслач, профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.
В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10).
По мнению специалистов, к профессиональному стрессу приводят:
— перегрузка человека работой;
— недостаточная загрузка работой;
— предположение работника, что он не реализует в полной мере свой профессиональный потенциал и способен на большее;
— недостаточно четкое ограничение его полномочий и должностных обязанностей;
— неадекватное поведение коллег;
— долгая и выматывающая дорога на службу и обратно;
— недостаточная оплата труда;
— однообразная деятельность;
— отсутствие карьерных перспектив;
Основные причины и факторы сильного нервного перенапряжения,
приводящего к профессиональным стрессам
1) Условия труда:
— плохие освещение и вентиляция;
— тесное помещение и др.
2) Отсутствие информации.
3) Отсутствие времени.
А. Элкин отмечает:
1. Уровень стресса на работе возрастает в первую очередь за счет двух факторов: тяжести психологического прессинга и отсутствия свободы в принятии решений.
2. К ним можно с достаточным основанием добавить уровень моральной и материальной удовлетворенности своим трудом. С учетом данных факторов становится понятным, почему разнорабочие и секретари заняли первые места в списке Американского национального института охраны труда. Конечно, их работа не столь опасна, как у шахтеров, и не настолько ответственна, как у авиадиспетчеров, однако они лишены свободы в принятии решений, получают маленькую зарплату, а социальный статус их профессий весьма низок.
Классификации профессионального стресса
Существует много классификаций профессионального стресса, отличающихся как степенью его детализации, так и концептуальными подходами.
Например, Н.В Самоукина выделяет информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс:
— информационный стресс, по ее мнению, возникает в условиях жесткого лимита времени4
— эмоциональный — при реальной или предполагаемой опасности;
— коммуникативный — связан с проблемами делового общения.
В то же время Н.В. Самоукина достаточно подробно описала в своей книге многие частные причины производственных стрессов:
— профессиональный стресс достижения;
— стресс конкуренции;
— стресс, вызванный страхом совершить ошибку;
— стресс от несовпадения темпов общения работников и т. д.

Глава 1 Понятие стресса

Что стресс делает с нашим организмом?

Понятие стресса было введено в человеческий лексикон сравнительно недавно, и ста лет еще не прошло. В 1936 г. канадский психофизилог Ганс Селье сформулировал понятие стресса как реакцию организма на любое предъявленное ему требование или воздействие внешней среды. Такую реакцию Селье называл адаптационным синдромом[1], то есть реакция человека на стресс понималась как реакция на изменившиеся внешние условия с целью приспособиться к ним и не потерять равновесия организма как системы (а в крайнем варианте – не погибнуть).

В настоящее время под стрессом подразумевают довольно широкий спектр всевозможных событий, то есть любое существенное изменение окружающего мира, как в традиционном негативном понимании этого слова, так и в позитивном аспекте: ведь стрессом в равной степени являются и свадьба, и похороны; и тяжелая болезнь, и участие в олимпийских играх – вся разница лишь в векторе направления наших эмоций.

Действительно, нормальная реакция на стресс – это адекватное приспособление к изменениям. При встрече с чем-либо неожиданным и значимым первыми реакциями человека будут сигналы: «Внимание! Тревога. »; учащается дыхание, ускоряется сердцебиение, нарастает возбуждение… И все это не просто так: мудрая природа таким образом дает возможность человеку сконцентрировать внимание на опасности, чтобы быстро и адекватно на нее отреагировать.

Если стресс не кратковременный, а достаточно длительный, наступает вторая фаза – сопротивления. Организм мобилизуется для борьбы со стрессом, и прежде всего снижается уровень тревоги, что помогает собраться и все силы бросить на преодоление ситуации или на адаптацию к ней.

В случае же, если стрессор – то есть фактор, вызывающий стресс, – все еще продолжает действовать или же слишком силен, наступает стадия истощения: организм постепенно слабеет – вплоть до саморазрушения. Именно на этом этапе возникают так называемые психосоматические заболевания, то есть заболевания, вызванные психологическими причинами, но проявляющиеся не в нарушении психики, а в нарушении телесного здоровья. Это и понятно: при длительном воздействии стресса человек постоянно находится в состоянии нервного напряжения, это напряжение накапливается и переходит в то или иное заболевание по принципу «где тонко, там и рвется» – страдает либо наиболее уязвимый у конкретного человека орган или система, либо та часть организма, которая психологически «привязана» к психотравмирующей ситуации: «не перевариваем» кого-то из постоянного окружения – получаем язвенную болезнь, «задыхаемся» от психологического давления – получаем астму.

Возможен и другой тип реакции: возникновение не соматических, а психических нарушений, так называемой психотравмы. О видах психологических расстройств и травм будет рассказано ниже, а сейчас коснемся физического аспекта воздействия сильных переживаний на организм.

Итак, если стрессовое воздействие оказалось чрезмерно длительным или чересчур интенсивным для организма человека (а надо заметить, что и длительность, и сила – вещи сугубо индивидуальные: то, что для одного будет непереносимо, другой выдержит в течение длительного времени без фатальных последствий) – так вот, в случае стрессовой «передозировки» организм человека также претерпевает изменения. Происходит это следующим образом: стресс вызывает сильное эмоциональное напряжение, следствием чего является повышение активности нервной системы. Это, в свою очередь, и является причиной изменений в сосудистой системе, а при значительной продолжительности – и во внутренних органах.

Именно благодаря реализации такой схемы после «тяжелого дня» мы испытываем головные боли, головокружения, повышение артериального давления (вследствие сосудистых нарушений), а также артритные проявления (мышечные напряжения рук и ног).

Вообще, к психосоматическим заболеваниям традиционно относят так называемую «чикагскую семерку» заболеваний, возникающих как реакции на стресс. Это – нейродермит и псориаз; язва желудка и двенадцатиперстной кишки; неспецифический язвенный колит; бронхиальная астма; гипертония; тиреотоксикоз (нарушение работы щитовидной железы) и ревматоидный артрит[2].

Не будем забывать, что стресс может быть как физического, так и психологического характера. И вот именно психологические, внутриличностные конфликты зачастую лежат в основе многих психосоматических заболеваний.

Так, гипертония нередко возникает вследствие конфликта между агрессивными импульсами человека и его чувством зависимости, – другими словами, гипертония – отражение нереализованной потребности во власти, в доминировании.

Язва может возникать как результат конфликта потребности в защите и опеке с потребностью в самостоятельности и независимости.

Бронхиальная астма нередко понимается в психологии как конфликт стремления к нежности и страха перед ней, а также как конфликт между побуждениями «владеть» и «отдавать». Однако я добавила бы сюда еще одну причину – нахождение человека в ситуации, в которой он буквально «задыхается» – подавления воли; чрезмерной родительской опеки (так называемой «гиперопеки») и так далее.

Ревматический артрит (вследствие мышечных напряжений) понимается психологами как конфликт между тенденциями к самопожертвованию, к помощи людям – и агрессивным характером этих стремлений (то есть когда концепция «любое зло должно быть наказуемо» вступает в конфликт с общественным пони-манием преступления и наказания; сюда же относятся ситуации по типу «любое доброе дело не проходит безнаказанно»).

Диабет можно рассматривать как результат воздействия чувства хронической неудовлетворенности жизнью.

Коронарную болезнь можно понимать как следствие противоречия между высоким уровнем притязаний человека и многочисленными трудностями на жизненном пути (не зря это заболевание называют «болезнью начальников и ответственных работников»).

Но неужели же мы так беспомощны перед стрессами, которые творят с нами, что хотят?

Нет, конечно. Для совладания с такими ситуациями человек на протяжении своей жизни вырабатывает так называемое копинг-поведение или копинг-стратегии – то есть систему целенаправленного поведения по сознательному овладению ситуацией для уменьшения вредного влияния стресса.

Какие же из этих стратегий более конструктивны и какие менее, – речь пойдет в следующих главах.

Производственный стресс

К числу функциональных состояний, в существенной мере определяющих работоспособность человека, относятся стрессовые состояния (см. подробнее о стрессе в гл. 32 данного учебника). Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряжение) в физиологии, психологии, медицине применяется для обозначения состояний человека, возникающих в ответ на неблагоприятные воздействия.

Автор теории стресса, канадский физиолог Г. Селье, под стрессом понимал «неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования». Позже толкование этого термина расширилось.

В психологии труда акцент при изучении стресса смещается на исследование факторов профессиональной деятельности, порождающих стрессовые реакции, и характера его влияния на протекание этой деятельности.

Смотрите так же:  История болезни алкогольный психоз

Видами стресса являются физиологический, эмоциональный и информационный.

Физиологический стресс — реакция организма на боль, шум, вибрацию, изменения температуры окружающего воздуха, атмосферного давления и т.д.

Эмоциональный стресс — реакция человека на страх, неуверенность в собственных силах, высокую ответственность выполняемой работы, конфликты с коллегами и т.д.

Информационный стресс — реакция человека на поступающий информационный поток, который значительно превышает возможности человека по его переработке.

По последствиям влияния на деятельность и психику человека выделяют стресс конструктивный (эустресс), деструктивный (дистресс), психотравмирующий. По времени воздействия стрессора и проявления стрессовой реакции различают острый, хронический стресс и посттравматическое стрессовое расстройство.

По данным исследователей из Института безопасности на производстве и здравоохранения, в США психологический стресс занял место одного из десяти ведущих факторов заболеваемости, связанных с трудовой деятельностью. По их мнению, это вызвано характерным для современного производства перемещением акцента с физических усилий на умственные, а также такими причинами, как неудовлетворенность трудящихся оценкой окружающими их роли в производительном процессе, беспокойством по поводу дальнейших жизненных перспектив.

Обусловленность ряда заболеваний сердечнососудистой системы эмоциональным дистрессом привлекла внимание медиков и биологов к изучению физиологических и психологических механизмов стресса, к анализу его перехода в болезнь. Оказалось, что к болезням, возникающим в связи с эмоциональным перенапряжением, — к «болезням стресса», или, как их назвал Селье, «болезням адаптации» — следует отнести также некоторые заболевания желудочно-кишечного тракта, неврозы, отдельные злокачественные опухоли, диабет и т.д.

Стресс влияет на эффективность трудовой деятельности. При высоком уровне стрессовой напряженности падает работоспособность. Раньше страдают более сложные формы деятельности, например, такие, как операции по стохастическому наведению на цель, нарушаются сложные координационные движения. Простая же сенсомоторная реакция, время реакции на аварийный сигнал в условиях длительного многосуточного нервного напряжения улучшаются.

Основные источники производственного стресса

  • 1. Организационно-экономические и социальные характеристики деятельности: структура (взаимосвязи, источники информации и т.д.); управление (формы подчинения, степень автономности и т.д.); стимулы труда (моральные, материальные); социальные факторы (статус, ролевые отношения и т.д.); служба персонала (отбор, подготовка, продвижение и т.д.).
  • 2. Рабочие характеристики деятельности: содержание труда (задачи, способы решения, критерии оценки и т.д.); средства труда (эргономичность, адекватность задачам и т.д.); санитарно-гигиенические условия (вредность, помехи); социальные условия (психологический климат, межличностные отношения, конфликты); организация процесса труда (режим труда и отдыха, рабочая нагрузка).
  • 3. Индивидуальные характеристики субъекта труда: профессиональные (подготовленность, опыт и др.); нравственные и организационные (инициативность, ответственность, добросовестность, порядочность и др.); психологические (мотивационные, эмоционально-волевые, когнитивные и др.); физиологические (уровень функциональных резервов, состояние здоровья и др.). В каждой из этих сфер возможно возникновение противоречия, порождающего стресс.

Понятие и роль стрессов на жизнь человека

Главная > Реферат >Психология

ПОНЯТИЕ И РОЛЬ СТРЕССОВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Понятие «стресс» очень широкое. В общем, когда мы говорим «он живет в постоянном стрессе», мы имеем в виду негативные эмоции: тревогу, опасность, отчаянье, безнадежность. Почти каждое наше действие вызывает стресс. Ведь реакция организма (как физиологическая, так и психологическая) на каждую новость, препятствие, опасность является сильным стимулом. Согласно этому определению, мы постоянно оказываемся под действием стресса. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Что такое стресс, как он возникает, как влияет на организм человека и как с ним бороться?

Наиболее широкоупотребимым определением является следующее:

Стресс — это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.» Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье — одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма — стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.

С научной точки зрения, стресс является реакцией приспособления организма к экстремальным изменениям окружающей среды. Г.Селье канадский физиопсихолог (1926г.) (стресс с англ. — давление, напряжение), определяет стресс как «реакцию борьбы и побега».

Наш организм готовится к наступающей извне конфронтации и мобилизует всю свою внутреннюю энергию. Физиологически длительный процесс приводит к непрерывному выделению стрессовых гормонов. Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, меняется ритм дыхания, мышцы обильно снабжаются кровью, весь организм постоянно находится в состоянии боевой готовности. Но мы по-разному реагируем на стрессовые ситуации. Есть люди в высшей степени восприимчивые к стрессам, другие не столь к ним предрасположены. Но, так или иначе, постоянное напряжение не может не сказаться отрицательно на состоянии здоровья.

Тот, кто постоянно находится в состоянии напряжения, скорее заболевает, он более восприимчив к инфекционным и простудным заболеваниям. Если множество различных позитивных и негативных стрессов сменяют друг друга, то тело и дух постоянно напряжены, даже по ночам. Если же это напряжение долго не ослабевает, страдает наше здоровье. Все симптомы возникшей болезни могут получить объяснение исходя из основного нарушения, а именно резкого ослабления иммунной системы в результате стрессов.

Те, кто плохо переносят стресс, нежелательны при приеме на работу. Хотя в ходе первого собеседования вас прямо не спросят о вашем отношении к стрессовым ситуациям, однако зададут вам вопрос — индикаторы стресса или соответствующих симптомов. Эти индикаторы или симптомы варьируют от потери веса или его прибавления, нарушений сна и чувства полной разбитости, расстройства кровообращения и болей в желудке, болей в спине.

Стресс — обычное и часто встречающееся явление Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

Причины стрессов, или стрессоры, условно делят на две группы : физические и психические (сигнальные), подобно этому различают стрессы физиологические и психоэмоциональные.

К физиологическим стрессам можно отнести реакции организма на:

К психоэмоциональным стрессам относят реакции на сигнал опасности :

быстрое увеличение в размерах нечетко различимого предмета;

одиночество или перенаселение.

У человека, кроме таких факторов, причиной стресса могут быть информационные перегрузки и дефицит, недостаток времени, неопределенность исхода.

В последние годы обращают внимание на производственные стрессы :

неопределенность трудового задания;

недогрузка или перегрузка;

ответственность за людей;

несправедливая оценка труда;

плохие условия труда.

Итак, стресс — это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

Признаки стрессового напряжения

1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.

2. Слишком частые ошибки в работе.

3. Ухудшается память.

4. Слишком часто возникает чувство усталости.

5. Очень быстрая речь.

Жизненно важная роль стрессов

Селье считал, что полная свобода от стресса означает смерть. Стресс не только помогает справиться с острой критической ситуацией, но и — при ее повторении или длительном действии — способствует эффективному запуску специфических, как правило, более экономных адаптивных реакций. На жизненном пути нас поджидает множество событий и потрясений, способных вызвать стресс. В большинстве своем они являются неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно.

Важно знать, какие события и в каких случаях особо стрессогенны, — это поможет смягчить негативные последствия.

Полученные в результате многочисленных исследований данные свидетельствуют об определенной связи между вызывающими стресс жизненными ситуациями и началом развития различных заболеваний. Они позволяют сделать вывод, что вызывающее стресс событие или явление может быть одним из многочисленных факторов нашей повседневной жизни, способствующих возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний.

Ученые Холмс и Раге на основе многолетних исследований составили перечень наиболее часто встречающихся перемен в жизни, вызывающих стресс. В этом перечне каждое событие имеет определенную эмоциональную значимость в жизни человека, выражающуюся в баллах. Последовательность в этом перечне определяется на основании значимости каждого события. Это помогает провести аутоанализ личного стресса.

Если мы просмотрим перечень жизненных ситуаций и событий, способных вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь ( свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов ). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость ( окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем( вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации. Чтобы как-то различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные получили название эвстресс, отрицательные — дистресс, или просто стресс.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные ( несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека).

Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий ( развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм.

Смотрите так же:  Много спит вредно депрессия

1. Прежде всего необходима достаточная информация о возможности наступления подобных ситуаций.

2. Нужно продумать, как предупредить конкретные жизненные опасности, чтобы не возникла ожидаемая критическая ситуация, или попытаться найти способы ее смягчения.

3. Нельзя делать преждевременные скоропалительные выводы, или принимать решения сгоряча, в состоянии нервозности или истерии, до того как ожидаемые события начались. В преддверии самого события, исходя из своих предположений, противопоказано делать поспешные умозаключения — ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала, способного продиктовать далеко не всегда правильное решение.

4. Нужно помнить, что большую часть вызывающих стресс ситуаций мы способны решить сами, не прибегая к помощи специалистов.

5. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы воли для решения сложных ситуаций — это одно из главных условий активной сопротивляемости стрессу. По возможности надо не поддаваться панике, не впадать в беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям. Наоборот, нужно стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс.

6. Необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том и числе негативные, — неотъемлемая часть жизни и помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации. Это самый надежный способ подготовки борьбы с ними.

7. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая тем самым деятельность адаптационных организмов. Кроме того, создаются благоприятные возможности для развития способности к контролю своего поведения, своих реакций и для самостоятельного овладения стрессом.

8. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмоциональные тылы, помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечивающие вам эмоциональную и моральную поддержку.

9 Преодолеть стрессогенные жизненные ситуации могут помочь некоторые общественные институты: например, дошкольные учреждения, курсы будущих матерей, консультации для молодых супругов и т.д.

Положительная роль стресса

Да, стресс может приносить пользу. Эту формулировку стресса и его роли в жизни человека многие отрицают, считая, что со стрессом любого рода нужно только бороться. Это не так! Конечно же, стресс – это тоже своего рода потрясение для организма. Но это и мобилизация всех жизненных показателей, открытие тайных резервов, о которых раньше человек даже не предполагал. Например, стресс связан с определенным риском, что-то на подобие «экзамена». Тогда вам будет легче реализовать свои положительные и отрицательные аспекты.

Умеренные дозы мотивации к работе в виде стресса стимулируют действия и являются движущей силой. Стресс вызывает в нас силы, чтобы решать сложные задачи, и благодаря ему мы берем на себя новые дела и успешно завершаем их. Мы работаем быстро, и иногда делаем то, что без стресса не может быть выполнено. Некоторые люди функционируют прекрасно в состоянии стресса и даже ищут то, что могло бы лишний раз «встряхнуть» их, подвигнуть на новые свершения. О таких людях говорят «он ищет проблем на свою голову». Так и есть. Проблемы и стресс заставляют думать, двигаться вперед, добиваться новых побед. Даже специалисты-психологи считают, что работать без элемента волнения, конкуренции и риска гораздо менее привлекательно.

Подготовка к экзаменам в ВУЗ – сильнейший стресс для молодых людей. Пройдя через страх неудачи, внутри идет мобилизация больших усилий. Внимание заостряется, улучшается концентрация и повышается эффективность мозга. Когда экзамен сдан, место тревожности занимает удовлетворение, исчезает источник стресса и напряжения, человек чувствует себя счастливым.

Вождение автомобиля. По пути это еще одно препятствие. Стресс делает человека на время более мобилизованным, заставляет действовать быстрее, следить за знаками и другими машинами на дороге. Если человек за рулем испытывает стресс – он осторожен, он изо всех сил старается избегать аварий и ему это, как правило, удается. Кто чаще всего попадает в аварии? «Летуны», которые ничего не боятся. У них нет стресса, нет чувства опасности, нет мобилизации внимания. Стресс в данном случае помогает избежать опасности.

Вы намерены поменять рабочее место на более привлекательное, более высокооплачиваемое, с интересной перспективой на будущее.

Впереди разговор с главой новой компании. Это безусловно сильный стресс. Вам хочется знать, что сказать на своем первом собеседовании, как одеться, какую сделать прическу и макияж? Нужно ли много говорить, или, лучше слушать, только отвечая на вопросы? Думая об этой ситуации, прокручивая в голове различные сценарии, ваше сердце бьется быстрее. Вы чувствуете, что напряжение увеличивается до того момента, когда вы сталкиваетесь с новым работодателем, протягиваете руку, чтобы приветствовать и начинаете говорить. Как только ситуация набирает обороты, ваш стресс понемногу покидает вас. Однако он дает вам силы и мобилизует. Вы сконцентрированы и серьезны, вы знаете, чего хотите и чего хотят от вас. Вы постепенно забываете моменты нервозности, которые сопровождали вас первые минуты на собеседовании.

Во всех этих случаях стресс играет положительную роль в жизни человека. В состоянии мобилизации организм переживает напряжение, это помогает сконцентрироваться на главном, собрать все силы для получения желаемого. Стресс в соответствующих дозах обусловлен деятельностью, он полезен

Опасность стрессов для здоровья

Неблагоприятному влиянию стресса на здоровье могут способствовать:

a) безысходность или неопределенность ситуации, к которой трудно приспособиться (стихийные бедствия и войны, потеря близких людей);

b) высокая интенсивность или продолжительность стресс-реакции, завершающейся истощением адаптивных резервов;

c) личностные или биологические особенности, определяющие слабость антистрессорной защиты;

d) использование для защиты от стресса опасных для здоровья и жизни приемов.

Неблагоприятное влияние на здоровье человека присуще физическим и еще чаще психоэмоциональным стрессам. Так, шум, сам по себе не связанный с какой-либо опасностью для человека, тем не менее может вызвать состояние тревоги и, как другие стрессоры, тормозить деятельность желудка, нарушать пищеварение в целом и вызывать неврозы.

К эмоциональным признакам хронического стресса относят:

повышение тревожности и антипатию к людям,

появление раздражительности, усталости и рассеянности.

К поведенческим проявлениям хронического стресса отнесены:

переедание или потеря аппетита,

снижение качества работы и повышение числа невыходов,

учащение несчастных случаев,

более частые курение и прием алкоголя.

К соматическим признакам стресса относятся:

аритмии сердца и сердцебиение,

боль и чувство сжатия грудной клетки,

Люди делятся на экстерналов и интерналов.

Экстерналы характеризуются уходом от трудных ситуаций, обвинением в своих трудностях других людей или «рока», низкой мотивацией достижений, стремлением подчиняться другим людям.

Интерналы же предпочитают конструктивные стратегии совладения с трудностями, стараясь видеть их источник в себе. Интерналы уверены в своих силах, отличаются высокой ответственностью и стрессоустойчивостью. Любое событие они рассматривают как стимул для развития собственных возможностей. Такой тип формируется еще в детстве при двух условиях:

а) наличии объекта подражания;

б) предоставлении родителями самостоятельности в решениях жизненных проблем.

Длительный стресс дает начало многих заболеваний. Прежде всего страдают наиболее уязвимые органы. В некоторых случаях это связано с пищеварительной системой, иногда с дыханием, а иногда некоторым отрицательным последствиям стресса будут подвергнуты несколько органов. В зависимости от возраста, пола, опыта, образования, образа жизни, философии и многих других факторов, некоторые люди более восприимчивы к негативным последствиям стресса, другие менее.

Стрессовая реакция также зависит от того, как мы видим себя – будь то в качестве пассивного объекта, который подвержен стрессу, или активным субъектом, который отвечает за этот стресс.

. Стресс — это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше. Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желанием готовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно нам встретятся и на работе, и в личной жизни. . Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной ( чувства ) в сферу рациональную ( разум ) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

Таким образом, под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжении У человека существует огромное множество способов предупреждения и снятия стрессорного напряжения. Знаниями приемов психологической самозащиты должен владеть каждый человек; это не только составная часть общей культуры, но и условие поддержания психологического и соматического здоровья.

Другие статьи

  • Развитие ребенка в кг Ребенок 1 год 3 месяца Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте. Новорожденный ребенок Ребенок 1 месяц Ребенок 2 […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Воспитание ребенка 2 года и 4 месяца Ребенок 2,5 года В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина. Новорожденный ребенок Ребенок 1 месяц Ребенок 2 месяца Ребенок 3 […]
  • Лечение герпесных инфекций у детей ВЫБОР АНТИМИКРОБНЫХ ХИМИОПРЕПАРАТОВ ПРИ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЯХ. ГЕРПЕТИЧЕСКИЕ ИНФЕКЦИИ. Герпетические инфекции представляют собой группу инфекционных заболеваний, вызываемых вирусами герпеса человека. Установлено, что среди обширного семейства герпесов только 6 типов […]
  • Экономическая социализация детей в семье Экономическая социализация детей в семье Семья как первичная ячейка общества представляет собой ключевое звено в процессе социализации личности. Семейный доход, социальное положение, образование, род занятий родителей - в значительной степени предопределяют жизненный […]
  • Эхинацея таблетки инструкция по применению для детей Эхинацея (Echinacea) Действующее вещество Фармакологическая группа Нозологическая классификация (МКБ-10) Состав и форма выпуска в блистерах или стрипах по 2, 4, 6, 8, 10, 12 шт.; в пачке картонной 1, 2, 3, 4, 5, 10, 15 блистеров или стрипов. Описание лекарственной […]