Депрессия перед экзаменами

Страх экзаменов. 4 способа избавиться от страха перед контрольными, ОГЭ и ЕГЭ

Психологическая подготовка к ЕГЭ и другим экзаменам

Что делать, если знаний для сдачи ЕГЭ, ОГЭ и других экзаменов у человека достаточно, а страх экзаменов все равно остается? Можно ли подготовиться к экзаменам психологически, чтобы нервозность не помешала показать лучшие результаты? Несколько психологических приемов от психолога Людмилы Петрановской для тех, кто боится экзаменов и ничего не может с собой поделать.

Что делать, если боишься экзамена? Для начала — не ругать себя за этот страх. Все нервничают перед любым ответственным испытанием, даже взрослые, сильные и уверенные в себе люди переживают перед выходом на новую работу, перед защитой диссертации, перед свадьбой.

Страх заставляет нас собраться, мобилизовать все свои ресурсы, показать лучший результат, на какой мы способны. Вам приходилось, наверное, слышать, как люди, испугавшись, развивали невиданную скорость, пролезали в очень узкие щели, взлетали одним махом на высоту своего роста. Поэтому не стоит стремиться избавиться от страха вообще: как и все, что дано нам природой, он имеет свое назначение и может быть полезен.

Но есть и другой страх — парализующий, обессиливающий, от которого ноги становятся ватными и язык прилипает к гортани. Причем страдают от него часто именно те, кто учится неплохо и боится скорее не получить хорошую оценку, чем провалиться совсем. Вот от него хорошо бы освободиться. Давайте о нем поговорим.

Ухватить мысль за хвост

Какая самая яркая особенность этого страха? Пожалуй, его неадекватность ситуации. Предстоит всего-навсего экзамен по алгебре, а самочувствие как перед казнью четвертованием. Это говорит о том, что на самом деле боимся мы не самого экзамена, а того значения, которое мы придаем успеху или провалу на нем.

Прислушайтесь к себе, какими мыслями сопровождаются приступы страха? «Я ни на что не способен, даже алгебру хорошо сдать», «Я опять провалюсь, как всегда», «Я совершенно не оправдываю надежд родителей, они ужасно расстроятся», «Я хуже всех, я полный бездарь».

Наверняка что-то вроде этого. Эти мысли могут проскакивать так быстро и быть такими привычными, что вы их почти не замечаете. А если все-таки «поймаете за хвост», то оспорить их вам очень трудно. Вы скажете себе: «А что, я ведь действительно плохо знаю алгебру, я и правда не блещу талантами, родители и в самом деле расстроятся». Вот здесь вам и предстоит поработать.

Ухватите такую порождающую страх мысль покрепче, еще лучше — запишите ее или расскажите человеку, которому вы доверяете: другу, сестре, папе. А теперь попробуйте оценить ее здраво и критически. Действительно ли вы ни на что не способны? Значит ли двойка по алгебре, что человек полный бездарь? Сами вы сказали бы о человеке, провалившем экзамен, что он хуже всех? Согласятся ли ваши родители с тем, что вы совершенно не оправдываете их надежд, и так ли уж ужасно они расстроятся? Неужели их состояние будет хуже, чем ваше, когда вы еле дышите от страха?

Кроме самоуничижительных, страх часто вызывают «апокалипсические» мысли. Например, такие: «Это конец», «Все, я пропал», «Я этого не переживу».

Попробуйте прием, который называется «И что тогда?». Все очень просто: отталкиваясь от ужасающей мысли, задайте себе вопрос «И что тогда?», ответив на него, задайте снова, и так несколько раз.

Например, хорошая ученица, которая собирается на филфак, переживает: «Кошмар. Я получу тройку по математике». — «И что тогда?» — «Это будет единственная тройка в моем аттестате!» — «И что тогда?» — «Это очень обидно — тройка. Ведь она останется навсегда, уже не исправишь!» — «И что тогда?» — «Да. В общем, ничего. Досадно, но не смертельно. Кому на филфаке интересна моя оценка по математике? По крайней мере не стоит таких переживаний».

Но конечно, бывают случаи более серьезные, когда от результата экзамена многое зависит. Разберем пример с абитуриентом, который боится не поступить в желанный вуз: «Я плохо сдам этот экзамен». — «И что тогда?» — «Мне не набрать проходной балл». — «И что тогда?» — «Я не поступлю». — «И что тогда?» — «Родители будут в ужасе, все будут жалеть меня, а за спиной смеяться». — «И что тогда?» — «Станет понятно, что я ни на что не годен, хуже всех. Я не смогу получить профессию, о которой мечтаю. Моя жизнь испорчена».

Вот теперь самое время остановить «апокалипсические» мысли и подумать здраво: так ли уж все безнадежно? Каковы имеющиеся альтернативы? Возможно, есть другие вузы с этой специальностью, где требования к проходному баллу ниже. Возможно, есть колледж. Или можно попробовать поступить еще раз на будущий год.

В 17 лет еще ничего не может быть потеряно и испорчено безвозвратно. Есть такое выражение: «Если судьба закрывает перед тобой одну дверь, она всегда открывает другую». Так может, разумнее пойти поискать эту другую, чем биться в отчаянии лбом о закрывшуюся?

Если совсем не дается диалог с самим собой и страх мешает ясно мыслить, представьте себе, что боитесь не вы, а ваш друг. Как бы вы стали его успокаивать? Какие приводить аргументы? Как бы вы опровергли его уничижительные суждения о самом себе? Его пессимизм?

Вы сами удивитесь своему красноречию и убедительности. Остается только вспомнить, что ваш друг — это вы сами.

Вот увидите, как только вы обдумаете пораженческие мысли и найдете в них изъяны, страх пойдет на убыль. Вы просто напомните себе, что экзамен по алгебре — это только экзамен по алгебре, а не проверка вашего права жить и назваться человеком, даже если от него зависит получение аттестата. У Пушкина, как известно, по алгебре была двойка.

И последний совет, касающийся настроения. Свое самочувствие и результат на экзамене можно улучшить, если создать в своем воображении образ успеха и поверить в него. Самый лучший момент для этого — переход от сна к бодрствованию, это промежуточное состояние, когда вы уже вынырнули из сна, но еще не открыли глаза.

Смотрите так же:  Циркадный стресс

Задержитесь в нем на пару минут и постарайтесь ярко представить себе картину: вы уверенно и прекрасно отвечаете, чувствуете себя замечательно, у вас ясная голова, прямая осанка, ровная, правильная речь, вы сами себе нравитесь и получаете удовольствие от своего ответа.

Важно не просто увидеть картинку «со стороны», а прочувствовать состояние радостной уверенности и успеха. Тогда ваш мозг и ваше тело запомнят его и в реальной ситуации экзамена воспроизведут.

Людмила Петрановская педагог-психолог,
специалист по семейному устройству

Стресс перед экзаменом можно снизить, написав о своих тревогах

МОСКВА, 14 янв — РИА Новости. Ученые доказали, что письменное изложение тревог перед сдачей сложных экзаменов, помогает студентам бороться с вызываемым предстоящими испытаниями стрессом и лучше справляться с заданиями, сообщается в статье, опубликованной в журнале Science в четверг.

Авторы работы уверены, что их статья поможет талантливым людям избегать так называемого «заклинивания» или «зацикливания» мыслей, когда стрессовая нагрузка мешает им продемонстрировать все свои навыки и знания. По словам ученых, этот положительный эффект тем сильнее, чем больше важность сдаваемых экзаменов и выше нервная нагрузка, предшествующая испытаниям.

«Несмотря на то, что люди, как правило, чрезвычайно мотивированы на достижение наилучшего результата, ситуации, подобные экзаменам, спортивным состязаниям или публичным выступлениям, накладывая эмоциональную нагрузку на людей, мешают людям проявить все свои способности наилучшим образом», — сообщила ведущий авторы статьи профессор Шан Бейлок (Sian Beilock).

Благотворное влияние письменного изложения тревог и беспокойств, связанных с получением физических травм или состоянием моральной подавленности уже было доказано в ряде работ других исследователей, показавших эффективность этого метода снижения симптомов депрессии. В своем новом исследовании Бейлок и её коллеги попытались выяснить, можно ли снизить таким же образом стрессовую нагрузку на студентов во время важных экзаменов.

В экспериментальной работе было задействовано 20 студентов, каждый из которых должен был выполнить два коротких математических теста. В первом случае студентам было предписано просто старательно выполнить задание. Перед вторым тестом авторы сообщили, что от качества выполнения теста будет зависеть сумма дальнейшего денежного вознаграждения. Кроме того, ученые сказали своим подопечным, что процесс выполнения теста будет записан на видео и показан преподавателям математики для оценки.

Половине студентов предоставили 10 минут для изложения своих тревог, связанных с тестом, в письменном виде, тогда как вторая половина студентов должна была это же время просто сидеть в ожидании получения задания.

Согласно данным ученых, качество выполнения теста второй группой студентов упало в результате приложения психологической нагрузки на 12%, тогда как студенты, изложившие свои тревоги в письменном виде, справились со вторым тестом в среднем на 5% лучше, чем с первым.

При этом простое письменное упражнение, в котором студентам нужно было записать мысли, не касающиеся экзаменационного стресса, не дало такого результата.

«Письменное изложение тревог и беспокойств в течение 10 минут перед началом экзамена позволило участникам эксперимента высвободить мыслительные силы, которые в противном случае неизбежно были бы скованы тревожными мыслями и беспокойством», — заключила Бейлок.

Аналогичного эффекта ученым удалось добиться и в реальных условиях с участием школьников-девятиклассников, сдававших экзамен по биологии. Протестировав заблаговременно всех участников этого полевого эксперимента на предрасположенность к беспокойству, связанному со сдачей важного экзамена, ученые непосредственно перед тестом предложили некоторым из них описать свои тревоги на бумаге.

Даже с учетом индивидуальной успеваемости в течение года авторы статьи сумели выявить заметный положительный эффект снижения стрессовой нагрузки на учеников с помощью письменного упражнения, который позволил им более удачно пройти испытание по сравнению со сверстниками, не писавшими перед тестом ничего о своих страхах.

Что делать, если в разгар подготовки к экзаменам накатила депрессия и апатия?

Ненадолго прерваться. Заняться чем-то отвлеченным, что вам нравится и к чему вы прилагаете меньше усилий, чем к подготовке к экзаменам. Только увлекаться не стоит, чтобы полностью не отрубиться от процесса. Очень хорошо помогают прогулки на свежем воздухе. Еще хороша смена обстановки, например, можно позаниматься в кафе или пойти в гости к другу и позаниматься с ним. И, конечно же, не стоит корпеть над учебниками по поздней ночи. Лучше лекарства, чем сон, пока еще не придумали.

И не пытайтесь впихнуть невпихуемое в свою голову. Эмоциональное выгорание еще никому сдать экзамены не помогало.

Абсолютно согласен. Это реакция на перегруз. 14-летней дочке при таких ситуациях в учёбе я без колебаний вопю (-лю? -ию??): «Забей!!»

Правда, она моему совету не очень-то следует.

. Да, забить — на учебу конечно — не на усталость.

Слишком жизненная ситуация, с которой приходится справляться чуть ли не каждый день. Если это состояние продолжается больше, чем один день, то необходимо с этим что-то делать, иначе затянется на долгие недели.

Что делаю я, когда впадаю в такое состояние:

1. Обязательно прогулка на свежем воздухе. Первые полчаса просто под шум города, вторые полчаса с музыкой. Также можно покататься на каком-нибудь общественном транспорте, понаблюдать за происходящим на улице (тут уже как удобно — с музыкой или без).

2. Что-нибудь вкусненькое, но с тем условием, что первую четверть вы съедите перед началом подготовки, вторую — во время подготовки минут через 10-20, третью — через минут 50 или через час, а уж оставшееся по завершению.

3. Очень помогает такой метод как с вкусненьким, только вместо вкусненького небольшие перерывы, которые тратятся на небольшую разминку.

Стресс + сессия = депрессия, или Кто спасет студента от нервного срыва

Современному студенту не всегда живется весело. Большая нагрузка в университете приводит к тому, что у студентов иногда просто не выдерживают нервы. Они, как и менеджеры на ответственных позициях, рискуют стать жертвой синдрома эмоционального выгорания. Немецкие психологи отмечают рост числа молодых людей, страдающих депрессией.

Работа на грани нервного срыва

И весело, и трудно

За последние годы в жизни студентов в Германии произошли серьезные изменения. Три четверти вузов уже перешли на Болонскую систему. В результате сроки обучения стали короче, а учебного материала не убавилось. Кроме того, в 2007 году в отдельных федеральных землях ввели плату за образование. Словом, беззаботная студенческая жизнь начала трещать по швам.

Когда мысли о работе мешают уснуть…

Современному студенту не всегда живется весело. Большая нагрузка в университете приводит к тому, что у студентов иногда просто не выдерживают нервы. Они, как и менеджеры на ответственных позициях, рискуют стать жертвой синдрома эмоционального выгорания. Немецкие психологи отмечают рост числа молодых людей, страдающих депрессией.

И весело, и трудно

За последние годы в жизни студентов в Германии произошли серьезные изменения. Три четверти вузов уже перешли на Болонскую систему. В результате сроки обучения стали короче, а учебного материала не убавилось. Кроме того, в 2007 году в отдельных федеральных землях ввели плату за образование. Словом, беззаботная студенческая жизнь начала трещать по швам.

Смотрите так же:  Центр неврозов новочеркасск отзывы

После лекций на свежий воздух? Так выглядит студенческая жизнь только в идеале

По подсчетам экспертов, сегодня студентам выписывают в два раза больше антидепрессантов, чем работающим людям той же возрастной группы. Многим приходится обращаться за помощью к профессионалам. «Первую помощь» предоставляют практически все вузы Германии. А студенты Университета Мюнстера даже организовали «горячую линию», и сами оказывают поддержку своим сверстникам по телефону.

Алло, кто говорит?

Таблетками депрессию не вылечишь

Телефонная служба «Ночная линия» (Nightlinе) работает с понедельника по пятницу с девяти часов вечера до часа ночи. Ее сотрудники — студенты Мюнстерского университета — готовы выслушать и поговорить о любой проблеме. Один из работников службы рассказывает, что студенты, набирая номер «Ночной линии», часто не знают, как рассказать о своих проблемах. «Они чувствуют себя одинокими, не могут справиться со стрессом. Родные, друзья — далеко. И им порой просто не к кому обратиться за помощью», — рассказывает он.

Позвонив по телефону службы «Ночная линия» совсем не обязательно представляться по имени. Анонимность гарантирована и звонящему, и консультирующему. Как отмечают студенты, работающие в службе, в основном к ним обращаются с проблемами личного характера. «Это и чувство одиночества, и желание найти партнера, некоторые рассказывают о финансовых трудностях. Ссоры с парнем или девушкой, стресс в общежитии — и это еще далеко не полный список», — добавляет сотрудник «горячей линии».

Студенты для студентов

Аудио- и видеофайлы по теме

Аудио: Почему студенты все чаще страдают от депрессии

Разумеется, чтобы выступать в роли психологов, ребята, которые работают в «Ночной линии», проходят специальную подготовку. Однако юные психологи говорят со своими сверстниками на равных и не пытаются играть роль профессионалов. Они ведь и сами хорошо знакомы со студенческими буднями. «Часто нам звонят и просто рыдают в трубку, — отмечают сотрудники центра, — многие рассказывают, что боятся сдавать экзамены. Некоторые не справляются с нагрузкой и сами загоняют себя в стресс».

В «Ночной линии» не только поддержат морально, но и посоветуют, куда обратиться за профессиональной помощью. Ведь разговор по телефону — не всегда эффективное средство от депрессии. При каждом университете в Германии имеются специальные центры по оказанию психологической помощи. Габи Юнгникель (Gaby Jungnickel), психолог из университета Кельна, подчеркивает, что «самые распространенные проблемы, с которыми обращаются студенты, — это депрессивные настроения, борьба со стрессом и заниженная самооценка».

Международный Комитет Красного Креста (МККК)

Болонская система

Современным студентам приходится достаточно сложно. Многие с трудом справляются с той ответственностью, которая ложится на них в вузе. Ведь помимо учебы приходится решать и финансовые проблемы. Чтобы не зависеть от родителей, многие ищут подработки. А это приводит к дополнительному стрессу. Непросто приходится и целеустремленным студентам, которые зачастую взваливают на себя непосильный объем работы. Как результат — нервные расстройства и бессонница.

Ночная «зубрежка» перед экзаменами, страх провалить зачет. У студенческого стресса есть много причин

По данным исследования страховой компании Techniker Krankenkasse, проведенного в 2009 году, за профессиональной помощью к психологам сегодня обращаются пять студентов из ста. Самые распространенные причины, по данным исследования, — это страхи, проявление нервозности, беспокойства. Но, как отмечает представитель компании Андреа Кляйнбрoйер (Andrea Kleinbreuer), хуже другое: у 16 процентов были отмечены первые признаки депрессии, причинами которой стали страх перед экзаменами, стресс и нехватка времени. К этому примешивается еще и страх не найти работу.

К положительным тенденциям можно отнести то, что студенты перестали бояться рассказывать о своих проблемах. Правда, как отмечает Габи Юнгникель, психолог из Кельнского университета, за помощью чаще обращаются девушки. «70 процентов из тех, кто приходит к нам, — это женская часть студенчества. Мужчины более сдержанны в этом отношении», — отмечает она.

Опять двойка! Почему вы зубрили, но не сдали экзамен?

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Вы всю ночь просидели над учебниками, пытаясь зазубрить предмет, но снова завалили экзамен? Все дело в том, что вы не умеете правильно учиться. Корреспондент BBC Future изучил свойства человеческой памяти и предлагает лучший способ взяться за голову.

Возможно, вы в курсе, как работает ваш мозг, однако недавнее исследование показало, что лишь немногие знают о свойствах памяти. Мы пытаемся что-то выучить, но явно делаем это неправильно, поскольку от нужной информации в голове мало что остается. К счастью, известно, как стимулировать процесс обучения.

Каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось сдавать сложный экзамен. Что бы это ни было — школьный доклад, выпускной экзамен в университете или тест на работе, — нам всегда говорили одно и то же: составьте учебный план. Имея его перед глазами, мы можем распределить нагрузку и объем материала на все время подготовки к экзамену, а не полагаться на один-два учебных аврала в ночь перед экзаменом.

Запомните три этих слова: зубрежка не помогает.

Казалось бы, такой очевидный и простой совет, однако, как показывает одно исследование, большинство игнорирует это правило. К зубрежке прибегают 99% студентов, выяснилось в ходе опроса в Университете Индианы, США, в апреле 2014 года (в исследовании, проводившемся с помощью университетского онлайн-опросника Qualtrics, принимали участие 1500 студентов старших курсов. – Ред.).

Самообман, а не безалаберность

Вы можете подумать, что это элементарная неорганизованность: я признаю, что мне куда легче оставить все на последний момент, чем начать подготовку к экзамену за несколько недель, а то и месяцев до него. Однако исследования свойств памяти дают основание полагать, что дело не в этом.

В 2009 году Нейт Корнелл из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе установил, например, что для 90% участников его экспериментов распределение учебных задач по времени оказалось куда более эффективным методом обучения, чем зубрежка в последний момент.

И все же 72% заявили, что считают зубрежку более продуктивным методом. Что же такое происходит в мозге, что заставляет нас поддаваться подобному самообману?

Мы склонны полагать, что наше знакомство с предметом дает основание считать, что мы действительно что-то знаем. Проблема в том, что простое знакомство с предметом вовсе не является гарантией того, что мы действительно вспомним что-то, когда это будет нужно.

Знакомо, но не вспоминается

В процессе подготовки вы шесть часов просидели над учебниками, для надежности съели пять плиток шоколада и запили их тремя чашками кофе. Вы смотрите в книгу и чувствуете удовлетворение от того, что вам точно знакома каждая страница, каждый важный факт.

Смотрите так же:  Первая стадия стресса это тревога

Все дело в том, что зубрежка оставляет зыбкий огонек активности в нашей системе чувственного восприятия и системе памяти. Этот огонек позволяет мозгу помечать учебные конспекты ярлычком «это я уже видел». Однако способность воспринимать нечто, как знакомое, вовсе не означает способность воспроизводить это.

Память поддерживают сразу несколько отделов мозга. То, насколько быстро мы распознаем информацию, зависит от степени легкости, с которой она пройдет через сенсорные зоны нашего мозга. Например, при взгляде на конспекты вы задействуете зрительную кору (она расположена в затылочных долях каждого из больших полушарий мозга).

Процесс «вспоминания», в свою очередь, поддерживается целой сетью разных отделов мозга, включая префронтальную кору и височные доли. Именно они взаимодействуют между собой, воссоздавая информацию на основе имеющихся подсказок.

Поэтому тот факт, что зрительная кора мозга бегло обрабатывает ваши записи после того, как вы всматривались в них пять часов кряду, вовсе не означает, что другие отделы мозга смогут реконструировать воспоминание тогда, когда это будет нужно.

Учитесь учиться

Способность выносить суждение о процессе собственного мышления называется метакогницией. Исследования в этой области показали, что людям свойственно заблуждаться по поводу процесса запоминания.

Например, многие считают, что если напряженно думать о необходимости что-то выучить, то это поможет им запомнить учебный материал. Но на самом деле это совсем не так. Куда важнее правильно организовать информацию в виде структуры, позволяющей хранить необходимые сведения в памяти.

Другими словами, вам следует переписать содержание учебного материала так, чтобы он наполнился для вас смыслом.

Знание об общих метакогнитивных ошибках полезно тем, что оно может оградить вас от совершения бессмысленных действий. Мы можем пойти против нашего – обычно заслуживающего доверия – метакогнитивного инстинкта только когда мы будем знать, что игра стоит свеч.

Так сколько же времени нужно оставить на подготовку? Ответ: чуть больше, чем вы хотели бы на самом деле.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Психологи: ЕГЭ провоцирует у школьников депрессию и неврозы

К такому неожиданному выводу пришли красноярские психологи. Они говорят: чем меньше времени остается перед началом экзаменов, тем больше к ним обращается родителей, чьи дети так или иначе страдают нервными расстройствами. Болезни, связанной с ожиданием госэкзамена даже придумали название «синдром ожидания ЕГЭ». Наш корреспондент сегодня пытался разобраться в чем причина этого недуга и есть ли от него лекарство.

Елена — без пяти минут выпускница средней школы. Усиленно готовится к экзамену, признается девушка, начала только с сентября. Как, впрочем, большинство одноклассников. Сейчас перед собой видит только одну цель — набрать нужное для поступления в институт количество баллов. Ради этого готова жертвовать друзьями, интересами и личной жизнью.

Такой же, расписанный буквально по часам, график на всю неделю, кажется, у каждого старшеклассника в школе. И все по той же причине: вдруг не хвтит баллов для поступления.

Ученица средней общеобразовательной школы № 18 Екатерина Сутормина: «Практически нет свободного времени. Я встаю, иду в школу. Потом тренировки у меня, в конце репетиторы. Домой возвращаюсь в 9 часов вечера где-то».

Людмила Ивановна — преподаватель русского языка и литературы признается: за свой многолетний опыт работы еще не встречала того ученика, который бы не волновался перед экзаменами. Причем, порой попадаются и те, кто не может справиться с эмоциями.

Преподаватель русского языка и литетратуры Людмила Гурьева: «Волнение — оно всегда есть. Без волнения не бывает экзамена. Любое испытание — это все равно испытание. Это эмоциональный стресс. Те ребята, которые более эмоциональные, они трясутся. В полном смысле трясутся».

Все это первые «звонки» нового недуга, объясняет нам подростковый психолог Инна Драчёва, называется он «Синдром ожидания ЕГЭ». Он, по словам специалиста, может поразить абсолютно каждого школьника. Причем, в последнее время, количество страдающих нервным расстроийством, увеличивается с пугающей скоростью.

А ведь раньше таких проблем с нервами у подростков точно не было, говорит Инна. Психолог уверяет: причин здесь множество. Одна из них: детей пугают экзаменами с 4-го класса. И те, на подсознательном уровне, готовят себя к тому, что в будущем им придется несладко. Другая в том, что во время ЕГЭ ребенок, по сути, остается один на один с листком бумаги. А раньше экзамены принимали устно и у детей была возможность беседовать с экзаменатором. Присутствие человека рядом так или иначе успокаивало.

И вот, что, наконец, рекомендуют делать психологи, чтобы ваш ребенок не стал жертвой «Синдрома ожидания ЕГЭ». Итак, запоминайте правило трех восьмерок: 8 часов в день нужно уделять сну, кстати самый здоровый — с 23 часов. Вторая «восьмерка» — это работа и учеба. Сюда включите и все занятия с репиторами. И не смейте их перекинуть на третью «восьмерку» -эти часы нужно выделять ребенку на личную жизнь.

Другие статьи

  • Ребенок 1 5 года плохо спит ночью комаровский Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок плохо спит ночью и часто просыпается Беспокойный детский сон по ночам — проблема довольно распространенная. Многие мамы и папы мечтают, чтобы ребенок сам выспался как следует и дал им, родителям, поспать хотя бы 8 […]
  • Развитие речи старших дошкольников презентация «РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» МДОУ детский сад 27 с/п «Рябинка» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ воспитателя I категории. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемТатьяна Зинина Похожие […]
  • Флемоксин инструкция по применению для детей суспензия Флемоксин Солютаб - инструкция по применению, аналоги, отзывы и формы выпуска (таблетки 125 мг, 250 мг, 500 мг и 1000 мг) лекарственного препарата для лечения ангины, гайморита и других инфекций у взрослых, детей и при беременности В данной статье можно ознакомиться с […]
  • Почему ребенок болеет бронхитом Почему ребенок болеет бронхитом Сообщение Syringa » Ср май 04, 2011 11:22 Сообщение kasandra20068 » Ср май 04, 2011 11:45 Сообщение Syringa » Ср май 04, 2011 11:49 Сообщение kasandra20068 » Ср май 04, 2011 11:58 Я знаю, что это алергия.Просто говорю о том, что он […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Ночной энурез у ребенка 4 года лечение Детский энурез причины и лечение Каковы причины энуреза у детей? Конечно, среди них есть психологические и физиологические. О формах недержания и о том, как лечить детей с частым мочеиспусканием вас проконсультируют в Реацентре. Приблизительно к концу третьего-началу […]