Депрессия у ребенка что делать

Что такое детская депрессия

До недавнего времени детскую депрессию не определяли, считая, что у ребенка не настолько зрелая психика, чтобы испытывать какие-то серьезные, «взрослые» переживания. Сейчас же о детской депрессии говорят и спорят все больше специалистов. О том, что такое детская депрессия, мы поговорили с психологом психоаналитического направления, специалистом по работе с детьми и подростками, преподавателем Международного Института Глубинной Психологии Инной Каравановой.

Депрессия (от лат. deprimo – «давить», «подавить») означает подавленность настроения. В настоящее время считается, что даже младенцы могут испытывать депрессию. Однако до 9 лет у детей депрессия протекает скрыто, проявляясь лишь некоторыми симптомами, которые не всегда могут прямо указывать на депрессию. И уже ближе к подростковому возрасту, в 9-12 лет, симптомы становятся заметными, что объясняет частые обращения родителей к детским психологам именно в этом возрасте.

Симптомы детской депрессии

Вряд ли у детей мы встретим столь яркие симптомы депрессивного состояния, как у взрослых. Да и сказать о том, что его беспокоит, не каждый ребенок и не в любом возрасте в состоянии. Детская депрессия проявляется либо соматическими заболеваниями, либо в поведении.

Проявления детской депрессии:

замкнутость. Ребенок может резко перестать выходить на улицу, контактировать с другими детьми;

нарушения сна. Ребенок плохо спит, не может долго уснуть либо слишком рано просыпается;

нарушения в еде: переедание или, напротив, отказ от еды. Если у ребенка не было проблем с питанием, а потом вдруг резко появились и сохраняются в течение длительного времени, можно заподозрить депрессию;

соматические симптомы: головные боли, боли в животе, дисфункции кишечника, частые болезни. В практике был случай, когда ребенка с болями в животе водили по докторам, часто вызывали «скорую», но ничего не обнаруживалось. К психологу попали тогда, когда добавились другие симптомы депрессии;

проблемы с учебой. Ребенок плохо концентрируется, плохо учится в школе, пропускает занятия. Бывает, что ребенок плохо воспринимает материал, потому что слишком активный, а встречаются дети, которых учителя и одноклассники считают «тупыми». Именно у таких детей причина плохой успеваемости часто кроется в депрессии;

чувство усталости без видимой причины;

частые вспышки раздражительности и агрессивности. Вообще, любое нестандартное, контрастирующее поведение можно считать симптомом возможной депрессии;

повышенная чувствительность к шуму и другим внешним раздражителям;

зябкость или потливость;

перемены в речи. Речь становится тихой, невнятной;

у дошкольников депрессия может проявляться в постоянном нытье, в неспособности самому себя занять;

также у маленьких деток депрессия может выражаться в сепарационной тревоге. Например, когда малыша отдают в детский сад, он не может оставаться в группе без мамы, у него нарушается аппетит, появляются моргания или другие тики.

К чему может привести депрессия:

суицид или суицидальные мысли;

самоповреждающие действия. Встречается, что подростки в состоянии длительной депрессии наносят себе травмы, например, режут себя;

проблемы с алкоголем и наркотиками;

побеги из дома или обещания это сделать;

мутизм – состояние, при котором ребенок перестает говорить.

Дети, бывает, расстраиваются, плачут, болеют, дерутся, но это еще не является показателем депрессии. Если же у ребенка наблюдается несколько клинических симптомов, указывающих на возможное депрессивное состояние, и эти симптомы не уходят с течением времени, а только добавляются новые, можно уже говорить о депрессии, которую следует лечить у специалиста – детского психолога или психотерапевта.

На кого обратить внимание

Считается, что дети тихие, спокойные, «удобные» более всего подвержены депрессии, поэтому к таким нужно присматриваться более пристально. Ведь активный ребенок всегда обратит на себя внимание какой-нибудь выходкой. Тихие же, не причиняя беспокойства взрослым, копят все переживания в себе, что впоследствии может вылиться в депрессию. Депрессивных детей можно различить даже по внешнему виду: даже улыбаются они так, что уголки губ опускаются (вспомните Пьеро из известной сказки).

Причины депрессии

Нельзя четко сказать, что именно послужило причиной депрессии у ребенка. Здесь влияет целый комплекс факторов, целая история жизни ребенка и его семьи. Но чаще всего депрессия возникает вследствие какой-то травматической ситуации в детстве: госпитализация в младенчестве; перенесенная операция; послеродовая депрессия у мамы; разлука с близким человеком в младенчестве и т.д. Также депрессия может возникнуть из-за неадекватного общения с ребенком в семье. Ребенка либо постоянно наказывают, допускают по отношению к нему психологическое или физическое насилие, предъявляют повышенные требования, либо, напротив, слишком опекают, выполняя любое его желание или как бы желая за него.

Депрессия может протекать скрыто до определенного момента, а потом какая-либо стрессовая ситуация может стать пусковым механизмом, который обернет все накопленные ранее факторы в настоящую детскую депрессию. Например, ребенка переводят в другую школу, и он вдруг перестает выходить на улицу и общаться со сверстниками. На самом деле, это случается не «вдруг» — может выясниться, что у ребенка ранее часто болел живот или была повышенная тревожность.

Всегда ли нужна помощь специалиста

Если вы обнаружили проявления депрессии у своего ребенка, лучше обратиться к детскому психологу или психотерапевту. Рациональными объяснениями или увещеваниями вы вряд ли поможете ребенку преодолеть свое состояние, в то время как депрессия мешает эффективно развиваться, радоваться жизни, быть полноценным членом коллектива. И если депрессия проходит не в серьезной клинической форме, когда уже требуется помощь психиатра, то это состояние успешно лечится. Можно сказать, что успешно пролеченная детская депрессия – залог того, что во взрослом возрасте какие-либо стрессовые ситуации не ввергнут человека в страшную пучину новой, уже взрослой депрессии.

Депрессия у подростка: как выявить и чем помочь

Не хандра, а депрессия

Депрессия поражает подростков гораздо чаще, чем принято думать, притом что подростковый период психологи и так считают самым сложным и уязвимым в жизни. По статистике, каждый пятый подросток страдал от депрессии в возрасте от 12 до 18 лет, а с девочками это происходит в 2 раза чаще, чем с мальчиками. Депрессия хорошо поддается лечению, но многие дети так и не доходят до специалиста и, значит, не получают помощи. Для подросткового возраста характерны перепады настроения, подавленность и недовольство собой, но депрессия — это нечто иное.

Клинический психолог Елена Бусель уверена: «Депрессия — это не просто сложное состояние, а настоящая болезнь, и важно вовремя обратить на нее внимание, иначе последствия будут очень серьезными, и главное из них — риск самоубийства. Любую болезнь надо лечить. Когда мы испытываем физическую боль, мы обращаемся к врачу и принимаем лекарства, душевная боль — не исключение. Подростковая депрессия имеет определенную специфику и осложняется как внешними условиями (подросток входит во взрослую жизнь, это стресс), так и внутренними факторами — гормональной перестройкой, эмоциональными перегрузками.

Все это способно значительно ухудшить качество жизни самого подростка и в целом всей семьи, поэтому обращение за помощью к специалистам поможет справиться с этим непростым периодом». Депрессия может быть вызвана как внешними факторами, травмирующими событиями, так и возникнуть без видимой внешней причины — врачи называют такую депрессию эндогенной.

Депрессия у подростков отличается от «взрослой» депрессии. Если взрослые люди чаще отмечают у себя подавленность, исчезновение удовольствия от жизни, тоску и чувство одиночества — для подросткового возраста эти состояния и так характерны. Более явные признаки — раздражительность и агрессия, резкая неспособность учиться, усваивать информацию, «мозг как в тумане».

Печаль, грусть. Ребенок часто находится в подавленном состоянии, жалуется на плохое настроение, скуку.

Раздражительность, гнев или враждебность. Он «взрывается» в ответ на безобидные слова или просьбы, реагирует агрессивно, участились конфликты с близкими.

Слезливость. Ребенок часто плачет, в том числе и без причины.

Отдаление от друзей или семьи. Он стал меньше общаться с друзьями, чаще бывать дома — но предпочитает не выходить из своей комнаты, не присоединяется к семейным развлечениям, уклоняется от общения.

Острая реакция на критику. Ребенок совершенно не готов услышать, что он что-то делает неправильно, ощущает бесполезность и уязвимость, тяжело реагирует на отказы и неудачи — особенно это опасно для «хронических отличников» и детей, от которых ждут неизменно высоких результатов.

Потеря интереса. Ребенка больше не интересуют спорт, хобби, книги или кино — то, что привлекало раньше.

Ухудшилась успеваемость. Оценки ухудшились, учителя жалуются, что ребенок ленится, невнимателен на уроках, не выполняет заданий.

Изменения в привычках еды и сна. Подросток отказывается от еды или опустошает холодильник, с трудом засыпает и жалуется на бессонницу или, наоборот, постоянно выглядит сонным.

Беспокойство. Его мысли заняты реальными или мнимыми проблемами, даже небольшие затруднения вызывают тревогу, удрученность.

Чувство вины. Ребенок часто испытывает чувства вины и стыда — за то, что он «не такой», ведет себя не так или вообще без причины.

Усталость, недостаток энергии. Подросток вялый, часто без причины жалуется на усталость.

Сложности с концентрацией. Ему трудно сосредоточиться, думать.

Необъяснимые боли. Жалуется на то, что болит голова, желудок, поясница. При этом врачи не находят явных нарушений, влияющих на самочувствие, или ставят диагноз ВСД.

Самоповреждение. Порезы, ушибы или ожоги (которые ребенок потом скрывает под одеждой) могут быть способом снять напряжение, унять душевную боль или «отомстить» себе.

Причины депрессии

Стрессы, связанные с учебой. Многие подростки не просто волнуются из-за учебы, оценок и экзаменов, а испытывают серьезный стресс. Сколько тревоги бывает связано с подготовкой к экзаменам, репетиторами и олимпиадами, выбором вуза. Особенно если родители транслируют подростку свои высокие ожидания его успешности, давят.

«Социальная» тревога. Одна из главных задач подростка — изучить мир вокруг и занять в нем свое место, понять, как устроено социальное взаимодействие. Популярность важна для большинства детей, и непризнание сверстниками может очень ранить. Влиять может и давление со стороны ровесников: если в компании принято употреблять алкоголь, наркотики, идти против закона, а вашему ребенку все это не по душе — отказом быть «как все» он боится навредить своей репутации и остаться без друзей.

Романтические проблемы. Первая влюбленность, безответная любовь, отношения с противоположным полом, ссоры и расставания, начало половой жизни — все это становится очень важной частью жизни ребенка.

Травматические события. Смерть близкого человека, случаи жестокого обращения или другие травмирующие вещи в жизни ребенка или в его окружении могут привести к тревожному расстройству и депрессии.

Расставание или развод родителей. Иногда кажется, что подросток настолько погружен в себя, что просто не обращает внимания на то, как складываются отношения между родителями. Но это не так: конфликты и напряжение он, разумеется, замечает и реагирует на них, а расставание мамы и папы значительно влияет на его эмоциональное благополучие.

Наследственность. Некоторые люди генетически склонны к депрессии. Если у родителя или близкого родственника есть проблемы с депрессией, подросток может быть более восприимчивым к этому расстройству.

Финансовые сложности в семье. Конечно, ребенок не несет ответственности за семейный бюджет, но, если ситуация нестабильная, а родители явно обеспокоены, это может влиять на его состояние. Резкое падение уровня жизни, потеря работы родителями, беспокойство из-за денег — все это может провоцировать депрессию.

Смотрите так же:  Методики для подростков с умственной отсталостью

Физическое или эмоциональное пренебрежение. Подросток может казаться невероятно независимым и самостоятельным (или яростно требовать независимости и самостоятельности) и провозглашать, что от родителей ему ничего не нужно, но, конечно, на самом деле это не так. Отсутствие родительского внимания на любом уровне, регулярное неудовлетворение эмоциональных и физических потребностей опасны для психики.

Низкая самооценка. Вряд ли вы встретите хоть одного подростка, который будет доволен собой, но у некоторых постоянные сомнения, стеснительность, неуверенность в себе ведут к подавленности.

Чувство беспомощности. Подростку кажется, что он ни с чем не справляется, ничего не может контролировать, он — совершенно бесполезное и никому не нужное существо.

Елена Бусель: «Ребенку сложно справиться с болезненным состоянием, страдания хочется прекратить любыми способами. Например, мальчики более склонны к бунтарскому поведению, могут связаться с плохой компанией, «бежать» в наркотики и алкоголь. Девочки больше склонны к погружению с себя, они еще не в состоянии оценить свою значимость и место в жизни, поэтому могут искать доказательств своей ценности, например, с помощью беспорядочного секса. Ни один из этих способов не может улучшить состояние ребенка, скорее, наоборот.

Не паникуйте. Чувствовать страх в незнакомой ситуации — нормально, но столкновение с депрессией часто вызывает растерянность у родителей. Мы понимаем, что происходит что-то серьезное, и боимся, что не справимся, у нас нет для этого инструментов — но и это тоже нормальная реакция. Придется признать: да, такая ситуация произошла, мы пока не знаем, как с ней справиться, но мы найдем способ это сделать и обратимся к специалистам. Конечно, не нужно бежать к врачу при любой хандре, но при сомнениях достаточно обратиться к психологу, в том числе школьному, который наверняка заметит важные признаки.

Поддерживайте без осуждения и оценки. Конечно, это непросто. Страх и волнение — естественная реакция родителей, но если ребенок видит, что вы не напуганы, знаете, что делать и как помочь, настроены оптимиc- тично, ему легче будет справиться. Если ребенок вдруг заговорил о самоубийстве — не говорите что-то вроде: «Да это все твои соцсети виноваты — чего там нахватался». Это совершенно не способствует взаимопониманию.

Будьте честны. Не делайте вид, что все в порядке, не обманывайте про диагноз, наоборот, вовлеченность поможет подростку контролировать здоровье и учиться справляться с возможными рецидивами. Слушайте. Обойдитесь без нотаций и «лекций» — вместо этого сообщите ребенку, что всегда готовы его выслушать, и делайте это. Не критикуйте, не оценивайте, не предлагайте готовых решений — слушайте. Признавайте его чувства. Не пытайтесь говорить, что происходящее — нормально или «ерунда», даже если его чувства или проблемы кажутся вам надуманными или неважными. Благие попытки объяснить, почему «все не так плохо», ребенок может воспринять так, как будто вы не воспринимаете его эмоции всерьез.

Избегайте социальной изоляции. Не поощряйте желание ребенка все время быть в одиночестве! Пусть рядом с ним чаще находятся близкие, побуждайте общаться с друзьями, заниматься тем, что приносит радость.

Следите за едой и сном. Полноценное регулярное питание и сон не меньше 9−10 часов — необходимые условия, чтобы психологическое состояние ребенка стабилизировалось.

Обратитесь к клиническому психологу или психиатру. Депрессия — заболевание, требующее лечения. Обращение к психиатру не отразится на будущей жизни ребенка и, например, не помешает ему получить водительские права (при условии, что это именно депрессия, а не симптомы других психических заболеваний). Не бойтесь, если врач назначит антидепрессанты: они не вредны, к ним нет привыкания, как иногда считают родители, они лишь налаживают биохимические процессы в организме ребенка и помогают ему справиться со своим состоянием. Кроме этого, специалист предложит личную, групповую или семейную терапию. Проблема ребенка — это, как правило, проблема всей семьи, яркий показатель, что в отношениях не все в порядке, и будет важна совместная работа.

Елена Бусель: «По данным ВОЗ, 80% подростков полностью преодолевают депрессию без каких-либо последствий для будущего. Стать серьезным нарушением здоровья депрессивный эпизод может только в том случае, если он затягивается, если вовремя не были приняты меры. Но чаще всего депрессия встречается в легкой и умеренной форме, которые хорошо поддаются воздействию и бесследно проходят. Сегодня есть эффективные виды лечения депрессии. На начальных стадиях вполне достаточно психосоциальной поддержки ребенка — это могут быть групповые тренинги для подростков, индивидуальные или семейные встречи с психологом. Очень важна и профилактика! Все мы родом из детства, и чаще всего дети копируют модели поведения своих родителей, смотрят на мир через призму родительского восприятия, поэтому один из способов профилактики — ваше поведение. Покажите ребенку, что безвыходных ситуаций не бывает, что позитивный настрой поможет справиться с любой проблемой, что вы всегда готовы поддерживать ребенка и быть рядом с ним».

Депрессия у детей. Что делать родителям?

Может ли ребенок страдать депрессией?

Пусть до сих пор не все и не всегда с этим соглашаются, но к нашему времени стало понятно, что страдать депрессией может и ребенок, даже младенец.

Такое запоздалое признание ранней, или инфантильной, депрессии объясняется целым рядом причин.

С одной стороны, клиническую депрессию часто бывает трудно отличить от депрессии обычной, бытовой, говоря о которой подразумевают практически любое плохое или подавленное, тоскливое настроение, потому что маленький ребенок не отдает себе отчета в причинах своего болезненного состояния.

С другой стороны, детство всегда превозносится как период беззаботности, а значит, ребенку не пристало страдать от каких-либо связанных с его существованием проблем! Еще и сегодня родители почти всегда убеждены, что несут ответственность за депрессию у своего ребенка, поскольку не сумели ее распознать и предупредить.

Надо помнить, что способность малыша «впадать в депрессию» — признак доброго здоровья.

Эта способность означает, что ребенок уже осознал существование предмета любви, которому он может, чаще всего нечаянно, повредить, причинить зло.

Чувство вины — основное в депрессивном состоянии — часто становится для ребенка еще и побудительной причиной для зарождения в нем человечности, желания заботиться о других.

Очень сильное чувство вины дети испытывают по отношению к своим родителям. В случае вынужденной разлуки первым чувством, которое возникает у ребенка, становится чувство вины: «Всё из-за меня?» — и это оно является отражением того, что чувствуют взрослые.

Признаки депрессии у детей

Наблюдать признаки депрессии можно и у совсем маленьких детей, задолго до того, как они смогут заговорить о чувстве вины.

Симптомы глубокой депрессии могут проявляться у младенцев, разлученных с матерями из-за госпитализации или из-за переезда, уже между тремя и шестью месяцами их жизни.

В наши дни это уже принимается во внимание, и лучшие неонаталогические службы стараются избежать необходимости оторвать ребенка от матери и всячески способствуют тому, чтобы сохранялась связь между малышом и его родителями.

Заметим, однако, что на самом-то деле депрессию вызывает не сама по себе разлука, а потеря надежды вновь обрести утерянную связь. Следовательно, для того чтобы у ребенка сформировалась депрессия, он должен быть разлучен с тем из родителей, с кем у него особенно прочная связь, на достаточно долгое время. Первая реакция на разлуку — не возникновение депрессии, а протест! И стало быть, следует отметить, что депрессия у самых маленьких всегда связана с внешними факторами: младенцы весьма чувствительны к разрыву связей и пробелам в непрерывности отношений.

У пятилетнего ребенка и детей старше пяти лет депрессия постепенно принимает различные формы.
По мере роста ребенка обнаруживается все более тесная связь депрессии прежде всего с внутренними конфликтами, хотя и внешние факторы по-прежнему играют важную роль.

Нужно всегда помнить, что депрессия у маленького ребенка — от шести месяцев до пяти лет — сильно отличается от той, какой она бывает у детей постарше и взрослых.

Несколько симптомов депрессии у младенца

— У младенца депрессия выражается, в первую очередь, в психомоторной заторможенности: глаза крохи широко открыты, но в них застыла печаль; взгляд внимательный. По этим признакам легко отличить клиническую депрессию от раннего детского аутизма, пусть даже ребенок и запаздывает в плане общения.

— Младенец, страдающий депрессией, общается меньше, чем здоровый: он не так активен, устанавливая отношения с взрослыми, которые за ним ухаживают.

— У малыша могут также наблюдаться расстройства сна, питания — вплоть до полного отказа от пищи, задержки в развитии, отставание в речи.

С полутора до трех лет

— Наблюдается та же симптоматика, что у младенцев, сопровождающаяся апатией и отсутствием интереса к игре.

— Заболевание часто бывает связано с травмирующими событиями или стрессами: депрессию у ребенка может вызвать, например, болезнь или госпитализация, даже при том, что вы будете рядом с ним.

— Депрессия в этом возрасте приводит к задержке развития, но если депрессия длится недолго, то и развитие задерживается ненадолго.

— В таких случаях рекомендуется прибегать к психологической помощи, не дожидаясь конца болезни или госпитализации, если то или другое должно продолжаться. Решающее значение в подобных ситуациях имеет продолжительность стресса.

Что делать если у ребенка депрессия

У ребенка от трех до шести лет

Когда речь идет о ребенке этого возраста, следует рассматривать самые разные ситуации, ибо повлиять на его настроение и состояние может огромное количество событий.

— Если ребенок говорит уже достаточно хорошо для того, чтобы выразить, что его печалит, — вы можете обсудить с ним причины грусти или тревоги.

— Если дело в разводе родителей, найдите время поговорить с ребенком, чтобы убедиться: он не отождествляет себя с расстроенными событием матерью или отцом, которые изо всех сил стараются скрыть свою депрессию.

— Если в семье траур, депрессия у ребенка может быть эхом переживаний родителей.

Депрессия у ребенка нередко служит «ключом» к депрессии у родителей, но детская депрессия чаще всего находит более яркое выражение.

— В таких случаях следует обращаться к семейному психологу (психотерапевту) или к специалистам по оказанию помощи родителям с детьми, чтобы психологическая помощь была оказана сразу всем.

Чем младше ребенок, тем чаще депрессия выражается у него в соматических или поведенческих реакциях.

— У малыша могут появиться расстройства сна. Совсем маленький ребенок может также жаловаться на боли в том или ином месте или выглядеть очень заторможенным.

— Еще одной маской депрессии может служить гиперактивность, но в таких случаях депрессию труднее распознать из-за чрезмерной подвижности ребенка.

Отличить истинно депрессивное состояние от простой реакции на событие легче всего по продолжительности.

— Диагностировать заболевание следует исключительно у детского психиатра (психотерапевта) или психолога.

— Лечение лучше всего доверить детскому психотерапевту, причем родителям также рекомендуется параллельно работать со специалистом.

В случае если депрессия у вашего ребенка возникла вследствие чувства стыда или недооценки, будьте особенно внимательны! Дело тут в том, что задета нарциссическая составляющая, которая есть у каждой личности, его самооценка и вера в себя. Ребенок в состоянии депрессии способен чувствовать себя потерпевшим неудачу, проигравшим не только тогда, когда это происходит на самом деле: неудача, поражение могут быть и предположительными, воображаемыми. Если, в частности, малышу плохо в детском саду, это может чрезвычайно сильно воздействовать на всю его жизнь, ощущение себя как «плохого» вырастет как на дрожжах.

Смотрите так же:  Как называется боязнь толпы

— В дополнение к помощи психотерапевта в таких случаях рекомендуется помощь педагогов и психологов.

— Могут оказаться полезны терапевтические группы 1 .

Естественно, не стоит прибегать ко всем этим видам помощи одновременно, но нет сомнений, что именно все они вместе могут способствовать восстановлению у ребенка правильного восприятия себя самого.
Депрессии, связанные с неосознанным чувством вины, относительно часты с шести-семи лет до начала подросткового возраста — это время в психоанализе называется латентным периодом 2 .

Нельзя пренебрегать подобным состоянием и надо помнить, что в этих случаях часто оказывается эффективной работа с психотерапевтом, потому что ребенку такого возраста куда легче выразить свои чувства и ощущения в словах.

Депрессию у ребенка нельзя лечить лекарственными средствами!

Послеродовая депрессия у матери

Послеродовая депрессия встречается у женщин достаточно часто. Не бойтесь «заразить» своей депрессией малыша, не отказывайтесь от ухода за ним — совсем наоборот. Вреда депрессивная мама ребенку не принесет, но она нуждается в помощи, особенно во всем, что касается ухода за младенцем — как в плане материальном, так и в плане отношений в семье.

В этот период вы можете не испытывать никакого желания возиться с сыном или дочерью — это нормально, пусть даже и способно усилить у вас чувство вины.

— Не стесняйтесь просить о помощи окружающих и, если есть необходимость позвольте себе отдохнуть.
— Обратитесь за помощью к психотерапевту, с ним можно работать индивидуально или в группе.

Самое вредное для ребенка — когда мать отрицает свою депрессию и делает вид, что с ней все в порядке.

1 Терапевтические группы создаются для обмена опытом в решении проблем, оказании друг другу поддержки на пути к здоровью и счастью. В этом исцеляющем пространстве под руководством специалиста собираются люди, переживающие схожие сложности в жизни.
2 Вслед за Фрейдом многие психологи и психиатры считают этот период фазой временной бездеятельности, когда в психическом развитии ребенка почти ничего не происходит.

Депрессия у детей – в чем причина?

Пассивность и меланхолия ребенка сигнализируют: что-то не так как

Для здорового мальчика или девочки активность, игры и смех естественны. Любопытство, бойкость, интерес ко всему происходящему помогают развиваться – вспомните, как весело возятся котята, жеребята или щенки. Откуда же берутся грустные «принцы» и «царевны-несмеяны»?

Взгляд изнутри

Дети эмоциональны и впечатлительны. Поэтому депрессивные состояния проходят у них особенно тяжело, могут вызвать расстройства здоровья (головные боли, вегетососудистая дистония, гастрит, экзема), ожирение или дефицит веса, стать причиной неуспеваемости, конфликтов в семье и даже привести к суициду. К переменам настроения у детей следует относиться с особой чуткостью.

Биохимический механизм истинной депрессии – нарушение выработки «гормонов радости» в мозге. Недостаток серотонина и норадреналина случается из-за недостаточной физической активности, воспалительных процессов, гормональных скачков, хронических заболеваний и приводит к постоянному унынию, раздражительности, упадку сил. Возможна и обратная связь: депрессивное состояние, возникшее из-за объективных причин (проблемы в школе, психологическая травма и т.д.) становится привычным для мозга. Нехватка внешней стимуляции вызывает торможение выработки серотонина, а постоянный недостаток гормонов вызывает заболевание. Чаще всего болезнь возникает в период с 10 до 16 лет.

Причин у детской депрессии очень много. Перечислим самые основные.

Астенические состояния во время тяжелых заболеваний или в восстановительный период – организм понимает, что для исцеления нужно мало двигаться и «тормозит» ребенка.

Разлука с родителями, развод, гибель кого-то из близких родственников. При расставании с матерью депрессия возникает даже у грудных младенцев – они перестают расти и набирать вес.

Посттравматический синдром – ребенок пережил автоаварию, техногенную катастрофу, стал свидетелем ограбления, убийства и т.д. и никак не может избавиться от тягостных впечатлений.

Насилие, психологическое, физическое или сексуальное. Одна из самых частых, но не афишируемых причин депрессии – ребенка избивают в школе или дома, используют в качестве сексуального объекта, пытались изнасиловать.

Комплекс неполноценности, вызванный отставанием в учебе, критическими замечаниями родных, педагогов или сверстников, физическим недостатком, истинным или мнимым.

Гормональные изменения пубертатного периода, первые менструации, поллюции, неудачный сексуальный опыт, задержка физического развития по сравнению со сверстниками.

Хроническая психотравмирующая ситуация – травля в школе, конфликт с учителем, детское воровство, неприятная тайна, не рассказанная родителям.

Переезд, переход в новую школу, резкая смена образа жизни – дети консервативны и с трудом расстаются с привычными вещами.

Хронический болевой синдром – заболевания, медицинские манипуляции, последствия травм и операций, особенно ампутаций, вызывающие постоянную боль и очаги воспаления в организме.

Прием стероидов, гормональных и повышающих иммунитет препаратов, некоторых других лекарств.

Алкоголь или наркотики – даже однократное употребление наркотических веществ подростком может нарушить выработку «гормонов радости».

Дифференциальный диагноз: депрессивное, угнетенное состояние может быть признаком заболеваний головного мозга (опухоли, повышенное внутричерепное давление), системных недугов с нарушением общего состояния (анемии, лейкозы), хронических болезней ЖКТ (холецистит, колит), онкологии на поздних стадиях. Под депрессию может маскироваться аутизм, детская шизофрения, маниакально-депрессивный психоз.

Тревожные симптомы

Как отличить обычное дурное настроение от признаков депрессии? Самый важный момент – ребенок становится безучастным ко всему, включая учебу, хобби, подарки, друзей и родных. Он перестает общаться, изредка делая исключение для пожилых, малышей и домашних животных. Часто печален, слезлив, редко смеется, на него накатывают приступы безудержного веселья, переходящие в истерику. Сын или дочь безразличны к внешнему виду, модной одежде и украшениям. Возможны приступы агрессии, особенно по отношению к родителям, младшим детям, одноклассникам и животным. В тяжелых случаях появляется заикание, недержание мочи и кала.

Если шаловливый малыш вдруг стал тихим, как робот выполняет все просьбы родителей – это тоже серьёзный признак депрессии, потому что негатив скрыт под маской «я хороший». Обратная перемена – пай-девочка или мальчик, превращающиеся в хулиганов – тоже депрессия, отчаянный крик: «ну поймите, что у меня все плохо!».

Резкое изменение аппетита, пищевых привычек, сильный набор веса или похудание, как правило, сигнализируют о неполадках в душе. Сладостями и шоколадками дети «заедают» проблемы, поэтому круглосуточное опустошение холодильника говорит о булимии, маниакальное стремление похудеть – об анорексии, а отказ от еды без видимых причин – о депрессии.

Зацикливание на телевизоре или компьютерной игре тоже не сулит ничего хорошего. Когда ребенок активно общается в соцсетях – это не слишком полезно, но обеспечивает хотя бы суррогат эмоций. А фиксация на электронной картинке говорит о тяжелом одиночестве, уходе в себя.

Обратите внимание на сон и отдых – депрессивный ребенок или подросток не высыпается, но всегда не прочь прилечь, подремать, хотя при этом спит плохо, вскакивая от каждого шороха.

Проблемы с учебой тоже довольно характерны для депрессии. Это может быть нарушение внимания и концентрации, быстрая утомляемость, ухудшение памяти, почерка. Зачастую при прежнем же темпе занятий достигается значительно худший результат.

Важный показатель депрессии – творчество ребенка, его круг чтения, художественных и музыкальных пристрастий. Если рисунки, стихи и песни выглядят мрачными, в них превалирует тема смерти, тоски, самоубийства, а книги, фильмы и музыка выбираются такие, что нагонят тоску на любого человека, это не сулит ничего хорошего.

Нередко при депрессии в разговорах ребенка проскальзывают темы самоубийства, смерти и безысходности. Он рассуждает как взрослый, даже становится циничным. Выказывает недовольство своей внешностью, умом, достижениями, сетует, что его никто не любит и не понимает.

Самый опасный признак – резкое улучшение на общем негативном фоне. Ребенок вдруг начинает ластиться к матери, объясняет, как сильно её любит и как перед ней виноват, начинает делать неожиданные подарки, раздавать свои вещи, хочет поговорить или повидаться со старыми друзьями или далеко находящимися родными. В этом случае будьте осторожны – он может планировать суицид.

Не плачь, малыш!

Детская и подростковая депрессия – опасное заболевание. Самолечение допустимо, только если вы застали болезнь на ранней стадии, причины устранимы и очевидны для вас. Схема лечения та же, что и у взрослых – дать организму отдых, а затем заставить мозг работать в нормальном режиме.

Договоритесь со школьными учителями, что переведете ребенка, допустим, на месяц на домашнее обучение, или подгадайте терапию к началу каникул, захватив дополнительно пару учебных недель.

Для начала два-четыре дня просто не беспокойте ребенка и не задавайте вопросов. Дайте ему вволю выспаться, отъесться, насмотреться хороших детских фильмов и мультиков, подложите интересные книги. Полезен ручной труд – лего, конструкторы, бисероплетение, рисование и т.д. Но не настаивайте ни на чем!

Затем езжайте в отпуск – необходим активный отдых с физическими нагрузками. Будут полезны поездка к морю или в горы, сафари-парк или Диснейленд, экскурсия по чужой стране, конный или пеший поход, плавание на яхте, в крайнем случае, турбаза в лесу, дача или посещение родственников в другом городе. Важно, чтобы вид отдыха не вызывал у ребенка резкого отторжения, не было шансов отлежаться на диване, а компьютер и телефон оказались отключены.

Если нет возможности уехать – обеспечьте новые впечатления в родном городе. Экскурсии, музеи, парки аттракционов, театральная или художественная студия, прогулки по окрестностям – хорошее средство от депрессии. Может оказаться кстати активный, требующий занятий и прогулок щенок, особенно если ребенок давно о нем мечтал. Следите за сном и отдыхом, независимо от того малыш это или уже подросток (не меньше 10 часов сна в день), исключите агрессивные фильмы и компьютерные игры по вечерам. Обязательно говорите с ребенком, выслушивайте его, подтверждайте свою любовь, шалите, играйте и балуйтесь вместе. И тогда постепенно все наладится!

Если причина депрессии – посттравматический или хронический болевой синдром, гибель близких или разлука с ними, насилие, тяжелый стресс, и «домашние средства» не помогают – лучше не рисковать и проконсультироваться психологом. Срочно обратитесь к врачу, если ребенок предпринял попытку самоубийства, избил кого-то из школы или семьи, убил или покалечил домашнего любимца, жалуется на чудящиеся ему «голоса» и навязчивые мысли, больше двух-трех дней отказывается вставать, есть и общаться с родными.

Депрессия у детей

Принято считать, что депрессия свойственна взрослым и у детей встречается редко, однако это не так. Данное психоневрологическое нарушение может возникнуть в любом, даже самом раннем возрасте. Другой вопрос, что у ребёнка определить депрессию удаётся не всегда, родители попросту не догадываются о её наличии, малыш же, в силу возраста, не способен внятно объяснить, что его тревожит.

Ситуация осложняется ещё и тем, что для разных возрастных групп проявления депрессии могут быть различными. В самом раннем возрасте (до трёх лет) наблюдаются снижение темпов набора веса, боли в животе, рвота, плаксивость, боязнь темноты, заторможенность. Чаще всего родители принимают всё это за симптомы иных заболеваний, обращаются к врачам, водят малыша в поликлинику, чтобы у него взяли анализы, теряют время. Между тем депрессия укореняется в нервной системе ребёнка.

В более позднем (дошкольном) возрасте к симптомам может добавиться головная боль, ломота в суставах, при этом ребёнок всё чаще ищет уединения, перестаёт интересоваться чем бы то ни было, выглядит слабым, подавленным; появляются новые страхи, например боязнь потерять родителей, остаться одному, умереть. Часто малыш капризничает, плачет по любому поводу. Родители, как правило, в этом случае начинают бороться с соматическими проявлениями, полагая, что капризы и подавленность вызваны слабым здоровьем, болезненностью ребёнка. Итог, как и в предыдущем случае, – потеря времени и отсутствие результата.

Смотрите так же:  Анорексия отсутствие месячных

В младшем школьном возрасте дети, страдающие депрессией, помимо болей в различных областях и общей слабости организма, испытывают стресс от объективной неспособности соответствовать новым требованиям и нормам. Они избегают общения со сверстниками, не проявляют интереса к учёбе и другим занятиям. Рассеянность, невнимательность осложняют процесс обучения, могут возникать конфликты с учителями. Часто такое состояние взрослые объясняют особенностями темперамента или просто ленью. Могут при этом давить на ребёнка, ругать его, что ещё больше усугубляет ситуацию. Ребёнок утверждается во мнении, что он глупый, никчёмный, что он приносит всем только огорчения.

Стоит ли говорить, что при таких обстоятельствах справиться с угнетённым состоянием невозможно. Депрессия прогрессирует, отставание в учебном процессе увеличивается. Ребёнок всё больше замыкается в себе, ближе к подростковому возрасту могут появляться вспышки гнева в ответ на критику, иногда без причины. Однако к этому времени школьник уже способен более внятно объяснить родителям, что он чувствует. Это чаще всего состояние тоски, различные страхи, желание плакать по любому поводу, апатия, недовольство собой. В сочетании с соматическими проявлениями эти обстоятельства дают основание полагать, что у ребёнка развивается депрессия. Необходимо все усилия направить на комплексное решение этой проблемы.

В подростковом возрасте депрессия сопровождается теми же симптомами, однако усугубляется гормональными изменениями, характерными для этого периода. Апатия нередко сменяется раздражительностью, вспышки гнева появляются всё чаще. Подросток склонен проецировать всё на себя. В любых неудачах, негативных обстоятельствах он видит свою вину. Часто возникают мысли, что он некрасивый, глупый, плохой, что он неудачник. В этом возрасте депрессия опасна тем, что может привести к её крайней степени – суициду.

Такой исход может наступить при острой форме заболевания, в условиях его большой продолжительности, иногда до нескольких лет. За это время можно не только выявить проблему, но и побороть её при правильном подходе и помощи специалистов. Не надо оставлять подростка с депрессией один на один в надежде, что она сама пройдёт со временем. Скорее всего, так оно и будет, но риск в результате бездействия всё же велик. Не стоит забывать, что это пора первых влюблённостей, отношений с противоположным полом. В период депрессии неудачи на этом поприще могут не только причинить тяжёлые страдания, но и толкнуть ребёнка на роковой шаг.

Причины возникновения депрессии

Причин можно выделить несколько. Условно их разделяют на физиологические и психологические. В результате физиологических причин депрессия может возникать даже у детей до трёх лет. К таковым можно отнести:

  • Генетическую предрасположенность. Она определяется наличием у родственников психических заболеваний, нервных расстройств, иных психоневрологических нарушений, депрессии. В этом случае можно говорить о факторе наследственности.
  • Патологии в перинатальный период. Нарушения развития плода, различные инфекции, прочие заболевания, перенесённые женщиной во время беременности.
  • Родовые травмы или врождённые пороки, например асфиксия плода при родах, различные органические повреждения головного мозга.
  • Тяжёлые заболевания в раннем возрасте. Например, родившийся здоровым ребёнок переносит инфекционное заболевание или получает травму, находится на длительном лечении и т. д.

Однако чаще всего к депрессии приводят психологические причины. При их длительном воздействии, даже в отсутствие каких-либо физиологических оснований, у ребёнка может развиться данное психоневрологическое нарушение. Устранять такие причины очень непросто, т. к. это требует от родителей не только осознания ошибочности своего поведения, но и усилий по его изменению, а это, как показывает практика, самое сложное дело. Среди психологических причин развития депрессии можно выделить следующие:

  • Тяжёлая атмосфера в семье. Частые скандалы, крики, шум, резкие громкие звуки (например, битьё посуды, хлопанье дверями), применение насилия, тем более в присутствии ребёнка.
  • Длительная или полная разлука с матерью, особенно в раннем возрасте. Например, помещение ребёнка в стационар без матери, пребывание в детском доме, группе детского сада интернат-типа и т. д. Ребёнок в этом случае испытывает тяжелейший стресс, страх, теряет ощущение защищённости.
  • Неспособность ребёнка справляться с поставленными задачами и трудностями. Ощущение собственного бессилия в этом случае тоже является фактором стресса. Может показаться, что этот пункт не относится к малышам до трёх лет, но это не так. К трём годам ребёнок должен справиться с тремя главными задачами:
    • самостоятельно засыпать в своей кроватке (не спать с родителями);
    • самостоятельно принимать пищу (полностью прекращается кормление с ложечки);
    • самостоятельно ходить на горшок (исключить одноразовые подгузники).

    Если к трёхлетнему возрасту не отработаны эти три основополагающих приёма, то у ребёнка, как правило, возникает масса иных неврологических и поведенческих расстройств, отягчающих жизнь и малышу, и родителям.

  • Трудности при социализации. Негативные ситуации, связанные с поступлением ребёнка в детский сад, школу. Необходимость соответствия требованиям общества, контроль своего поведения при общении с людьми, способность реагировать на отношение к нему других детей.

Именно эти причины чаще всего лежат в основе депрессии у детей. Если же они накладываются на физиологические проблемы, то риск развития заболевания сильно возрастает. Если ребёнок получил травму при рождении или у него имеется наследственная предрасположенность к депрессии, при этом он испытал (или испытывает) психологический стресс, за его состоянием необходимо следить особенно тщательно. В случае возникновения признаков депрессии надо немедленно принять меры – обратиться к специалистам, осуществить назначенное лечение, устранить причину стресса.

Лечение депрессии

Подход к лечению данного заболевания должен быть комплексным. В первую очередь надо проконсультироваться с педиатром, сдать все необходимые анализы для того, чтобы иметь представление об общем состоянии ребёнка. Если он жалуется на боли в животе, сердце, суставах и других областях, требуется осмотр у соответствующих специалистов, например кардиолога, гастроэнтеролога и т. д. Подобные боли могут не только быть составляющей депрессии, но и развиваться параллельно как самостоятельное заболевание, например гастрит или сердечная недостаточность. Данную вероятность надо подтвердить и лечить заболевание либо опровергнуть и сконцентрироваться на лечении депрессии.

После консультации с профильными специалистами (если в этом есть необходимость) нужно обратиться к невропатологу. Он поможет определить наличие физиологических причин для возникновения депрессии, а также проверит работу головного мозга и нервной системы. В случае необходимости детский невропатолог посоветует лечение, которое, в совокупности с прочими мерами, будет способствовать борьбе с депрессией у ребёнка.

Основным специалистом по лечению депрессии у ребёнка тем не менее является детский психотерапевт. Занятия с ним составляют основу лечения. Однако потребуются усилия и со стороны родителей. Необходимо нормализовать обстановку в семье, избегать конфликтов, скандалов, договориться между собой ради помощи ребёнку. Желательно посещать психотерапевта совместно, консультироваться с психологом. Даже если у родителей отсутствует желание делать это, стоит подойти к проблеме с позиции «надо». Из некоторых ситуаций трудно выйти самостоятельно, может потребоваться помощь специалиста.

Иногда может понадобиться медикаментозное лечение, если таковое будет рекомендовано врачом. Кроме того, возможно использование препаратов, которые также назначают профильные специалисты для снятия спазматических реакций или болевого синдрома в каких-либо органах. Благоприятное воздействие оказывает физиотерапия.

Кроме того, в борьбе с различными психоневрологическими нарушениями, депрессией в том числе, огромное значение имеет распорядок дня. Важность режима часто недооценивают родители, и совершенно напрасно. На подсознательном уровне чёткая структура дня даёт ребёнку необходимую уверенность, чувство контроля над ситуацией, к тому же дисциплинирует его, имеет массу плюсов при полном отсутствии минусов. Надо, чтобы ребёнок всегда в одно и то же время вставал, принимал пищу, гулял, выполнял работу по дому, домашнее задание (когда потребуется), ложился спать. Часто у родителей не хватает времени и желания следить за распорядком дня своего ребёнка. Следует понимать, что эти усилия принесут ему огромную пользу, в том числе в будущем, приложить их придётся только на начальном этапе, потом ребёнок привыкнет и будет справляться сам.

Советы родителям

Если у ребёнка обнаружилась депрессия, то родителям придётся запастись терпением. Одного только медикаментозного лечения будет недостаточно, а может быть, оно не понадобится вовсе. При благоприятных условиях, внимательном отношении со стороны родителей депрессия может пройти со временем сама. Необходимо проявлять заботу, давать понять ребёнку, что его проблемы очень важны для родителей, надо выражать своё участие и сопереживание, избегать конфликтов с ребёнком. Нельзя ни ругать его, ни давить на него. На чрезмерно строгих и требовательных родителей у детей может возникнуть обида, которая сохранится у них на долгие годы.

Надо стараться отвлекать ребёнка от грустных мыслей, переключать его внимание на положительные моменты, стараться развеселить, рассмешить его. Никогда нельзя критиковать его внешность и выражать сомнения в его успешности. Наоборот, надо говорить ему, что он умный, красивый, талантливый, добрый, подчёркивать его положительные качества. При необходимости помогать справляться с различными задачами. Ребёнок, который добивается успеха в чём-то, уверенно решает повседневные задачи, практически не подвержен неврологическим расстройствам.

Даже при явном снижении интереса к каким-либо занятиям дети сохраняют способность удивляться и радоваться. Возможно, для этого потребуется поиск новых ощущений. Часто благотворное влияние на детей, страдающих депрессией, оказывает плавание. В этом случае не повредят занятия в бассейне, посещение аквапарка, летом купание в природных водоёмах.

Полезно общение с животными. Можно сводить ребёнка в дельфинарий, океанариум или зоопарк. Если он просит разрешения завести кошку или собаку, нужно по возможности не отказывать ему в этом – чувство ответственности за живое существо поможет выйти из состояния отрешённости и апатии.

Другие статьи

  • Школа развития детей в перми Школа развития детей в перми Тел.: 8 (342) 277 22 65, 8 912 486 30 55. Наш адрес: Пермь, ул. Сов. Армии, д. 37; Доп. офисы в Перми Схема проезда. Раннее развитие - Комплекс-курс раннего развития " ЛАДУШКА " (детям 9 мес. - 2 лет); - Комплекс-курс […]
  • Расстройство речи у детей дошкольного возраста Нарушение речевого развития у детей Нарушение речевого развития у детей встречается у каждого десятого ребенка в возрасте от 2 до 4 лет. Этот диагноз очень пугает родителей. В последствие нарушение речи действительно может сформировать задержку речевого развития, а […]
  • Молоко для 11 месячного ребенка Когда давать ребенку коровье молоко Коровье молоко является очень богатым источником питания. Белки молока более полноценны, чем белки мяса и рыбы, и быстрее перевариваются. Белок необходим для образования новых клеток в организме человека. Белки молока состоят из […]
  • Недоношенный 7 месячный ребенок весы недоношенные дети **Ожидание и рождение ребенка — это период радостных, но и волнительных событий. Конечно же, очень хочется, чтобы беременность протекала без проблем, а малыш родился доношенным и здоровым. Однако, по многим причинам роды могут произойти раньше […]
  • Сколько часов в сутки спит 6 месячный ребенок Сколько и как должны спать новорожденные дети от 0 до 1 года по месяцам Содержание статьи: Одним из важнейших вопросов для мам всегда является режим сна новорожденного. Мы расскажем вам о том, сколько нужно спать детям до года, а также объясним, когда бить тревогу и […]
  • Причины почему мой ребенок плачет Почему ребенок плачет: 9 основных причин Малыш накормлен , у него сухой подгузник , кроха хорошо выспался. Почему ребенок плачет? Разберемся в основных причинах детского плача Текст: Нателла Джакели, консультант — Нина Викторовна Ильина, главврач клиники традиционной […]