Депрессия у учащихся

«Депрессия у детей и подростков». Лекция Нины Иовчук

Кафедра психологии «Новой газеты» представляет

Депрессии в детско-подростковом возрасте — распространенное явление, но, к сожалению, они поздно выявляются, так как мало похожи на классические депрессивные состояния взрослых. В каждом возрастном периоде детства депрессии выглядят по-разному и часто скрываются за фасадом как бы физических заболеваний, либо нарушений поведения, либо временного «интеллектуального краха» — внезапно возникшего слабоумия.

Между тем раннее распознавание депрессий у детей и подростков чрезвычайно важно, поскольку без своевременной адекватной медицинской, психологической и социально-педагогической коррекции они нередко приводят к учебной и социальной декомпенсации и во многих случаях крайне опасны в отношении суицидального поведения детей а также их агрессии по отношению к близким.

О проявлениях детских и подростковых депрессий, в том числе «дидактогенных» (педагогических) депрессий у школьников, их причинах и стратегии лечения и реабилитации рассказывает Нина Иовчук, детский психиатр, доктор медицинских наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, Главный редактор журнала «Вопросы психического здоровья детей и подростков», член Правления Ассоциации детских психиатров и психологов.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

Александр, благодарю за отзыв! Рекомендации разработаны исходя из опыта педагогов и воспитателей и они действительны опробованы на практике.

Здравствуйте, Марина Алексеевна! Спасибо что выделили время, почитали статью, рад что в нашей команде прибавляется единомышленников!

Спасибо, Сергей за поддержку и участие!

Спасибо, автору отличная статья! Вся информация очень интересная и полезная.Все подробно рассмотрено и доступно. Из статьи я узнала много интересного для себя.

Один студент финансово обеспеченный может тратить всё свое время и силы на учебу и тем самым ему легче поддерживать активное эмоциональное состояние. Другой студент с более сложным финансовым положением вынужден подрабатывать и отодвигать учебу на второй план. Оба студента например в школе были отличниками и изначально испытывали положительные эмоции в адрес своей учебы. Не кажется ли автору, что самое важное это умение справляться с отрицательными эмоциями и находить правильную мотивацию?

И вам спасибо за комментарий!

Спасибо большое Оксана Анатольевна.

Уважаемый Автор! Для понимания результата эксперимента и обсуждения его вывода, как мне кажется, не хватает информации о респонденте, можно ли у Вас уточнить, например, его возраст?

Очень интересная и актуальная работа. Спасибо!

ДЕПРЕССИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ

По результатам опросникам депрессии Бека среди студентов первого курса ЕИ КФУ не выявлено депрессии у 2(8 %), легкая депрессии у 10(40%), умеренная депрессия у 5 (20%), выраженная депрессия (средней тяжести) у 4 (16%) и тяжелая депрессия у 4 (16%). Среди второкурсников нормальные значения по опроснику Бека получены у 12 (48%), легкая депрессия (субдепрессия) у 5 (20%), умеренная лепрессия у 3(12%), выраженная депрессия(средней тяжести) у 4 (16%), тяжелая депрессия у 1(4%).

Испытуемые с легким уровнем депрессии характеризуются медленным угнетением настроения, некоторым снижением активности и интересов, упадком жизнерадостности и воображения, ослаблением привязонности к жизни.

Умеренный уровень депрессии отличается от легкого уровня выраженной подавленностью настроения, заторможенностью умственных и двигательных процессов. У студентов с данным уровнем депрессии наблюдается сниженная самооценка, потеря интереса к своей будущей жизни, прошлое оценивается пессимистично.

При выраженной депрессии или же депрессии средней тяжести студенты больше времени заняты только собой и собственными мыслями, своими проблемами. У них теряется трудоспособность, увеличивается плаксивость и т.д..

Тяжелый уровень депрессии характеризуется с постоянным депрессивным настроением, сильной утомляемостью, заниженной самооценкой, чрезмерным неадекватным чувством вины.

В результате проведенного исследования было выявлено, что первокурсники более подвержены депрессии, чем второкурсники, потому что они находятся вдали от дома и всё для них в университете новое.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

Александр, благодарю за отзыв! Рекомендации разработаны исходя из опыта педагогов и воспитателей и они действительны опробованы на практике.

Здравствуйте, Марина Алексеевна! Спасибо что выделили время, почитали статью, рад что в нашей команде прибавляется единомышленников!

Спасибо, Сергей за поддержку и участие!

Спасибо, автору отличная статья! Вся информация очень интересная и полезная.Все подробно рассмотрено и доступно. Из статьи я узнала много интересного для себя.

Один студент финансово обеспеченный может тратить всё свое время и силы на учебу и тем самым ему легче поддерживать активное эмоциональное состояние. Другой студент с более сложным финансовым положением вынужден подрабатывать и отодвигать учебу на второй план. Оба студента например в школе были отличниками и изначально испытывали положительные эмоции в адрес своей учебы. Не кажется ли автору, что самое важное это умение справляться с отрицательными эмоциями и находить правильную мотивацию?

И вам спасибо за комментарий!

Спасибо большое Оксана Анатольевна.

Уважаемый Автор! Для понимания результата эксперимента и обсуждения его вывода, как мне кажется, не хватает информации о респонденте, можно ли у Вас уточнить, например, его возраст?

Очень интересная и актуальная работа. Спасибо!

ДЕПРЕССИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ТЕРАПИЯ И ПРИМЕР ДИАГНОСТИКИ

Одной из актуальных проблем современного знания являются вопросы, психического здоровья и патологии, аспекты которых отражены с разных сторон в социальном, психологическом, антропологическом и психиатрическом подходах. Исследователи отмечают значимость психофизического благополучия для эффективной жизнедеятельности личности [1, 2].

На сегодняшний день ярким примером данных проблем является такое психическое состояние как депрессия [3].

К основным симптомам этого расстройства относится сниженная мотивация и следующий за ней недостаток действий. Оно также характеризуется чрезмерной тоской и недостатком позитивных эмоций.

При депрессии, во всех фазах нового мотивационного процесса, типичной является чрезмерная фиксация на актуальном положении вещей, то есть присутствуют длительные размышления перед формированием решения.

Осознание тоски, тревоги и других депрессивных эмоций могут вызвать «тяжесть страдания», которая впоследствии может стать мотивом для попытки изменения депрессивного состояния. Но следует заметить, что, если человек осознает, что рационального пути к изменению данного состояния не существует, то может в качестве чрезвычайного следствия к преодолению депрессии совершить самоубийство или его попытку [4].

Депрессивное состояние характеризуется и как расстройство восприятия. Обычно наблюдается искаженное восприятие цветов, которые воспринимаются как приглушенные, менее интенсивные. Ощущения иногда оказываются искаженными, как правило, неприятными. Например, человек может жаловаться на то, что у пищи горький привкус.

Следует дифференцировать психологическую и клиническую депрессию. Психологическая депрессия имеет обусловленность, то есть у сниженного настроения и печали всегда есть причина. У клинической депрессии, а именно, при депрессивном синдроме, постоянное угнетение настроения, не имеет оправданной причины. Часто может присутствовать чрезмерное чувство вины, обуславливать пациент свое состояние может признаками, не имеющими веской причины и являющимися, порой, абсурдными, например: «идет снег — это я во всем виноват».

Клиническая депрессия характеризуется депрессивной триадой (патологически пониженное настроение, замедление ассоциативного процесса, двигательная заторможенность). Окружающее воспринимается в мрачных красках, ничего не радует и не приносит удовлетворения.

Смотрите так же:  Массовый психоз на украине

Также, следует учитывать общее состояние организма пациента. При клинической депрессии частыми являются значительные расстройства аппетита (вплоть до анорексии), значительно нарушается сон, спазмы внутренних органов. Нередко отмечаются нарушения желудочно-кишечного тракта, нарушение кровообращения, учащение или урежение пульса, тахикардия [5].

Экспериментальные исследования психопатологии депрессии касаются главным образом взаимосвязи между настроением и памятью [3].

Депрессивное состояние для эмоциональной сферы характеризуется сдвигом в сторону тревоги, гнева, раздражительности, апатии, астении. Обычно эмоциональные расстройства включают в себя, кроме изменения настроения, ряд других компонентов, например, психомоторная заторможенность [6].

Настроение при депрессивном расстройстве связано чаще всего с большей доступностью печальных воспоминаний, чем счастливых.

Проблеме депрессии в психотерапии долгое время уделяли мало внимания относительно других психических расстройств, однако повышение интереса к данной сфере можно зафиксировать приблизительно с 1970 года, при восхождении двух направлений развития: разработка концепции депрессивных расстройств на базе психологии поведения и когнитивной психологии.

Особое внимание сегодня заслуживает адаптация когнитивно-поведенческих и интерперсональных терапевтических методов к лечению депрессии. Учитывая многомерную природу депрессивных расстройств, в терапии депрессий учитываются как биологические, так и психологические методы воздействия [4].

В случаях, когда депрессивное расстройство связано со стрессорами, зависящими от самого больного, например, с переутомлением вследствие чрезмерного усердия на работе или с чересчур запутанными социальными взаимоотношениями, следует настоятельно рекомендовать пациенту изменить свой образ жизни таким образом, чтобы вероятность развития повторных приступов заболевания в будущем уменьшилась. Облегчить подобную перестройку может индивидуальная, супружеская или групповая психотерапия.

В современной психологии разработаны различные подходы по диагностике и преодолению депрессивного состояния, которые позволяют сделать оказание психологической помощи более эффективным, исходя из индивидуальных особенностей личности [5].

В ходе данной работы проводилась диагностика психического состояния на наличие депрессии у студентов.

Исследователи подчеркивают кризисный характер периода студенчества (кризис ситуации и кризис развития), рассогласование мотивационно-личностной сферы [7], снижение показателей психофизического благополучия в данном возрасте [8].

Исследование было проведено на примере студентов второго курса направления подготовки «Психология», обучающихся во ВГУЭС (г. Владивосток). Данная диагностика проводилась у студентов в два этапа, два временных среза. Первое проведение диагностики происходило в обычные учебные дни, в середине семестра. Второй этап приходился на время сессии, так как этот период является одним из самых напряженных в студенческой жизни и характеризуется эмоциональным, когнитивным и психическим дисбалансом и напряжением у студентов. Исследуемая выборка состояла из 15 студентов. Результаты представлены в таблицах 1 и 2.

Объект эмпирического исследования — депрессия как психическое состояние.

Предмет исследования: наличие и степень выраженности депрессивного состояния у студентов-психологов второго курса в обычные учебные дни и во время сессии.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: уровень депрессивного состояния, фиксируемый у студентов-психологов в обычный период обучения, меньше уровня депрессивного состояния во время сессии.

В качестве психодиагностического инструментария использовалась методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге, позволяющая определить уровень депрессии испытуемого на момент проведения диагностики. Опросник разработан для дифференциальной диагностики не только депрессивных состояний, но и и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

Показатели уровня депрессии у студентов-психологов в середине семестра

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

Александр, благодарю за отзыв! Рекомендации разработаны исходя из опыта педагогов и воспитателей и они действительны опробованы на практике.

Здравствуйте, Марина Алексеевна! Спасибо что выделили время, почитали статью, рад что в нашей команде прибавляется единомышленников!

Спасибо, Сергей за поддержку и участие!

Спасибо, автору отличная статья! Вся информация очень интересная и полезная.Все подробно рассмотрено и доступно. Из статьи я узнала много интересного для себя.

Один студент финансово обеспеченный может тратить всё свое время и силы на учебу и тем самым ему легче поддерживать активное эмоциональное состояние. Другой студент с более сложным финансовым положением вынужден подрабатывать и отодвигать учебу на второй план. Оба студента например в школе были отличниками и изначально испытывали положительные эмоции в адрес своей учебы. Не кажется ли автору, что самое важное это умение справляться с отрицательными эмоциями и находить правильную мотивацию?

И вам спасибо за комментарий!

Спасибо большое Оксана Анатольевна.

Уважаемый Автор! Для понимания результата эксперимента и обсуждения его вывода, как мне кажется, не хватает информации о респонденте, можно ли у Вас уточнить, например, его возраст?

Очень интересная и актуальная работа. Спасибо!

ПРИЧИНЫ ДЕПРЕССИИ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ НЕЕ

В одно прекрасное утро вы просыпаетесь и понимаете, что вам не хочется вставать с постели, умываться, завтракать, идти на занятия, общаться с другими людьми – словом, вы подверглись депрессии. У многих такое начинается в октябре-ноябре, а у некоторых после зимних каникул, когда, казалось, столько дней отдыхаешь, а тебя одолевают вялость и апатия. Актуальность моего исследования заключается в том, что депрессия мешает нашей учёбе, мешает находить радость жизни, замораживает наши чувства и следствием этого является рост комплексов в человеке, который мешает активно жить и развиваться как личность.

Депрессия (от лат. deprimo — «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности.

Симптомы депрессии очень разнообразны и варьируют в зависимости от формы заболевания, это могут быть:

тоска, страдание, угнетенное, подавленное настроение, отчаяние.

тревога, чувство внутреннего напряжения, ожидание беды.

чувство вины, частые самообвинения.

недовольство собой, снижение уверенности в себе, снижение самооценки.

снижение или утрата способности переживать удовольствие от ранее приятных занятий.

снижение интереса к окружающему.

утрата способности переживать какие-либо чувства (в случаях глубоких депрессий).

депрессия часто сочетается с тревогой о здоровье и судьбе близких, а также со страхом показаться несостоятельным в общественных местах.

При депрессии могут проявляться физиологические растройства:

нарушения сна (бессонница, сонливость).

изменения аппетита (его утрата или переедание).

нарушение функции кишечника (запоры).

снижение энергии, повышенная утомляемость при обычных физических и интеллектуальных нагрузках, слабость.

боли и разнообразные неприятные ощущения в теле (например, в сердце, в области желудка, в мышцах).

пассивность, трудности вовлечения в целенаправленную активность.

избегание контактов (склонность к уединению, утрата интереса к другим людям).

отказ от развлечений.

алкоголизация и злоупотребление психоактивными веществами, дающими временное облегчение.

трудности сосредоточения, концентрации внимания .

преобладание мрачных, негативных мыслей о себе, о своей жизни, о мире в целом.

наличие мыслей о собственной ненужности, незначимости, беспомощности.

мысли о самоубийстве (в тяжелых случаях депрессии).

В связи с этим целью работы является оценка подверженности людей этому недугу, выявление способов выхода из этого состояния и составление рекомендаций профилактики депрессии. Для этого мы поставили перед собой следующие задачи: провести исследование среди учащихся 8-11 классов на предмет психо-эмоциональной устойчивости или склонности к депрессивным состояниям; сделать выводы и предложить рекомендации.

Методами исследования явились сравнительный анализ, наблюдение, анкетирование и тестирование.

В результате анкетирования было опрошено 152 испытуемых школьника: из них 19 человек отрицали, что когда – либо испытывали депрессию, а 87,5% были с ней знакомы, причём состояние депрессии чаще отмечалось у девочек – 58% .

Смотрите так же:  Предикторы шизофрении

Основными поводами появления депрессии были: неприятное событие – 28%, депрессия без причины – 13%, однообразие и монотонность жизни – 12%, ссоры с близкими – 9%. Среди других поводов упоминают погоду, плохие оценки, праздность, малоподвижный образ жизни, переходный возраст, обиду.

Путями выхода из сложившихся «трудных» ситуаций являлись: получение положительных эмоций – 23%, прослушивание музыки – 16%, общение с друзьями – 13,5%, игнорировали состояния – 10%. Другими путями выхода стали: усиленные тренировки, чтение книги, просмотр позитивного видео, просиживание перед телевизором, сон, шоколад, компьютерные игры, покупки и другие.

Таким образом, большинство учащихся испытывает депрессию из-за каких-то неприятных событий. Чаще депрессию испытывают девушки. Депрессию, уничтожают самые разнообразные положительные эмоции. Чтобы избавиться от депрессии требуется, выяснение причин их появления и их устранение.

И в заключение, хочется дать рекомендации для предотвращения депрессии 1. Занимайтесь спортом. Во время физических упражнений мозг вырабатывает эндорфины – гормоны счастья и радости, дефицит которых и провоцирует депрессивные состояния.

2. В рационе питания должны присутствовать все необходимые питательные вещества.

3. Необходимо высыпаться, соблюдать режим.

4. Положительные эмоции. Ведь именно положительные эмоции и настройка себя на активность убивают депрессию.

5. Радуйте себя. Начните вести дневник, в котором вы будете отмечать все приятные моменты, даже если они были совсем мимолетными и незначительными. Обратите внимание на то, что радует вас чаще всего, и стремитесь к этому. Умейте радоваться повседневным мелочам и тогда жизнь будет прекрасна!

Выражаю благодарность в подготовке и проведении работы: учителю биологии РБ г. Салават МБОУ «СОШ № 19» И.Н. Васильевой, доценту кафедры биологии, к.б.н. Г.М. Тихомировой

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

Александр, благодарю за отзыв! Рекомендации разработаны исходя из опыта педагогов и воспитателей и они действительны опробованы на практике.

Здравствуйте, Марина Алексеевна! Спасибо что выделили время, почитали статью, рад что в нашей команде прибавляется единомышленников!

Спасибо, Сергей за поддержку и участие!

Спасибо, автору отличная статья! Вся информация очень интересная и полезная.Все подробно рассмотрено и доступно. Из статьи я узнала много интересного для себя.

Один студент финансово обеспеченный может тратить всё свое время и силы на учебу и тем самым ему легче поддерживать активное эмоциональное состояние. Другой студент с более сложным финансовым положением вынужден подрабатывать и отодвигать учебу на второй план. Оба студента например в школе были отличниками и изначально испытывали положительные эмоции в адрес своей учебы. Не кажется ли автору, что самое важное это умение справляться с отрицательными эмоциями и находить правильную мотивацию?

И вам спасибо за комментарий!

Спасибо большое Оксана Анатольевна.

Уважаемый Автор! Для понимания результата эксперимента и обсуждения его вывода, как мне кажется, не хватает информации о респонденте, можно ли у Вас уточнить, например, его возраст?

Очень интересная и актуальная работа. Спасибо!

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ДЕПРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ НА СКЛОННОСТЬ К СУИЦИДУ.

Для реализации цели мы выдвинули следующие задачи:

1. Раскрыть понятие суицида.

2. Изучить особенности суицидального поведения.

3. Исследовать влияние уровня тревожности и наличия депрессии подростков на склонность к самоубийству.

4. Подвести итоги.

Объектом нашего исследования выступает суицидальное поведение.

Предметом исследования выступают возрастные особенности суицидального поведения.

В настоящее время ученые стали разделять понятия суицид и суицидальная попытка. Как правило их делят на две группы: фатальное, т.е. завершенное самоубийство и не фатальное, т.е. попытка лишения себя жизни. Таким образом мы можем выявить следующие понятия:

Самоубийство или суицид – это сознательное решение человека, связанное с действиями, которые ведут за собой отказ от жизни и ее прекращение без участия других людей. Ключевым моментом в этом определении является сам факт осознанности предпринятых человеком действий. Является одной из крайних форм девиантного поведения.

Под суицидальными попытками понимают действия, при которых человек как правило знает о безопасности своих суицидальных намерений, но несмотря на это риск летального исхода все равно остается большим. К ним относят демонстративно – установочные действия.

Депрессивность и повышенная тревожность одни из многочисленных причин появления желания у подростка уйти из жизни с помощью самоубийства. Чтобы понять и изучить как влияют эти черты личности на склонность к суициду нами было проведено экспериментальное исследование на базе школы №14 в г. Александров Владимирской области среди учащихся 10 — 11 классов. В исследовании приняло участие 34 человека.

Для данного экспериментального исследования были использованы следующие методики:

    Выявление суицидального риска у детей ( А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)

Оценка уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергера);

Шкала депрессии (Зунга).

Проведение всех тестов осуществлялось под руководством школьного психолога и в присутствии классных руководителей. В результате заполнения теста по методике А.А. Кучера и В.П. Костюкевича на выявление суицидального риска были получены следующие данные.

Было выявлено, что у 31 (92%) учащихся риск суицида минимален или его нет совсем. Но у 2 (6%) человек риск суицида средней степени, и у 1(2%) учащегося риск суицида значительный, т.е. довольно высокий. Они находятся в так называемой группе риска. Это предполагает, что им необходимость обратиться к психологу или врачу-психотерапевту за квалифицированной помощью в целях профилактики суицида.

Таким образом, статистика показывает, что большинство учащихся не склонны к суицидальному поведению.

Далее был проведен тест Ч.Д. Спилберга «оценка уровня реактивной и личной тревожности». Тестирование показало, что низкий уровень отмечается у 3 (8 %) человек, умеренный – у 16 (44%) человек, а высокий – у 15 (48 %) учащихся.

Отсюда следует, что лишь у незначительной части подростков уровень тревожности незначителен. Большинство учащихся 10-11 классов имеет повышенный уровень тревожности. Как правило это связанно с переживанием за ближайшее будущее. У выпускников появляется тревога, связанная с поступлением в университеты, скорым расставанием с родителями и необходимостью привыкать к новому окружению. Для учеников с высокими показателями тревожности необходимо формировать положительные формулировки цели и конкретное планирование по задачам, а также мы рекомендуем обратить внимание на формирование чувства уверенности в собственном успехе.

Затем мы провели тестирование по методике Зунга, которая называется «Шкала депрессии». Она направлена на определение уровня депрессии среди учащихся старших классов. Нами были получены следующие результаты.

Анализ результатов показал, что у 3 (7%) подростков наблюдается повышенный уровень депрессии, для 11 (37%) человек характерна легкая депрессия, у 15 (44%) человек она минимальна и у 5 (12%) учащихся депрессия вовсе отсутствует.

Следовательно, мы можем наблюдать, что почти половина участников исследования (44%) находятся в депрессии различного уровня, у такого же количества учеников (44%) есть вероятность появления депрессии и лишь у минимального числа человек депрессия отсутствует. Таким образом, можно судить, о том, что в возрасте 16-18 лет подростки наиболее подвержены депрессии. Мы советуем проводить профилактические встречи с психологами или коучами для того чтобы они не попали в группу риска и не пришли к суицидальным действиям.

Таким образом, мы можем сделать вывод об актуальности на сегодняшний день проблем связанных с увеличением уровня тревожности и депрессии. Социальным педагогам и психологам школ стоит активнее выявлять детей из неблагополучных семей для проведения профилактической работы, как с детьми, так и с родителями, а не ждать пока они обратятся за помощью. Так же проблема появления группы риска суицидентов требует пристального внимания со стороны управленческих структур и общественности. Никто не должен оставаться равнодушным к этой проблеме, ведь дети — это наше будущее.

Смотрите так же:  Родинки из за стресса

Список литературы:

Абрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения — Москва, 1980.

Данилова М.В., Сучкова М.А. Особенности суицидального риска у подростков: анализ гендерных проявлений // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 875-877.

Портнова А.А.-М., Актуальные проблемы суицидологи/ под ред. 1978

Презентация на тему «Депрессия у детей и подростков»

Столичный учебный центр
г. Москва

Описание презентации по отдельным слайдам:

Депрессия у детей и подростков

Общепринятой является точка зрения, что выставлять диагноз депрессии можно начиная с 3-4 летнего возраста В раннем возрасте ребенок не может точно определить характер происходящих с ним изменений, поэтому у детей депрессия всегда скрыта, завуалирована. У младших школьников депрессия может проявляться навязчивыми страхами («вдруг я завтра умру, как умерла бабушка?», «мама будет переходить улицу и попадет под машину», «я вырасту, стану преступником и попаду в тюрьму» и т.п.). Школьная дезадаптация. Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, трудности запоминания и усвоения материала – одни из наиболее частых проявлений детской депрессии.

О подростковой депрессии в последнее время говорят всё чаще и чаще. Исследования, проведенные в разных странах, показали, что распространенность этого расстройства намного существеннее, чем было принято думать. То, что ранее обозначалось размытыми терминами «переходный возраст», «возрастная перестройка личности», «ломка характера» и т.п., во многих случаях оказалось проявлением подростковой̆ депрессии. Исследования показали, что не менее 20% подростков переносят хотя бы один серьёзный депрессивный эпизод; при этом так называемое депрессивное настроение, депрессивный кризис или депрессивность наблюдаются как минимум у 30-40% подростков.

Наиболее часто подростковая депрессия проявляется своеобразным угрюмо-грустным настроением, при котором подросток теряет интерес к окружающему; в его речи проскальзывают фразы типа «всё бесполезно», «жизнь бессмысленна», «надоело жить». Почти всегда депрессия сопровождается снижением школьной̆ и студенческой успеваемости и социальной дезадаптацией. Следует помнить, что в отличие от взрослых, подросток сохраняет рудименты детского восприятия ситуации, когда возникающие проблемы воспринимаются как вечные, неразрешимые, а реакция на них может быть неадекватной̆ и чрезмерно эмоциональной.

Признаки подростковой депрессии – вялость, апатия, отсутствие интереса к учебе и работе, – часто расцениваются взрослыми как лень. «Ничего не хочет делать, целый день валяется на диване», «только и знает, что в игрушки на компьютере гонять», «невозможно заставить работать» – типичное описание поведения, которое дают родители детям, страдающим депрессией. Действительно, подросток, пребывающий в депрессии, может целый день валяться в постели, перестает следить за собой, забывает умыться, сменить белье, причесаться; он проводит время за бессмысленными с точки зрения взрослых занятиями – например, часами гоняет в одну и ту же компьютерную игру или смотрит подряд все телепередачи, не вникая в их содержание. Упреки в лености либо оставляют подростка равнодушным, либо вызывают ответную агрессию: «Оставьте меня в покое!», «Надоели все!» «Достали!» и т.п.

Депрессия часто становится причиной̆ школьных конфликтов – как с учителями, так и со сверстниками. В состоянии депрессии подросток становится нарочито грубым, циничным, отталкивает окружающих неожиданной̆ жестокостью, немотивированной̆ агрессией. В результате он остается в изоляции. Одиночество еще больше усугубляет проявления депрессии. Подросток замыкается в себе, оставаясь наедине со своими переживаниями: «я так невыносимо одинок», «меня никто не понимает», «никому нет дела до моей̆ судьбы». Суицидальные мысли при подростковой̆ депрессии – явление очень частое, причем в силу свойственной̆ возрасту импульсивности подростки обычно не откладывают суицидальные намерения в долгий̆ ящик. Частым следствием подростковой̆ депрессии является употребление алкоголя и наркотиков. Нередко склонны к асоциальным действиям.

В последнее время в связи с бурным развитием цифровых технологий появилась новая проблема – игровая и Интернет-зависимость. Болезненные и мучительные переживания, которые испытывает подросток, страдающий депрессией, могут толкнуть его на поиски острых ощущений, способных «задавить» неприятные проявления депрессии. Помимо возможности на какое-то время отключиться от болезненных переживаний, компьютерная игра дает подростку приятное ощущение власти: во время игры он чувствует себя хозяином ситуации, властелином, способным распоряжаться жизнями десятков и сотен людей, править целыми государствами, руководить огромными армиями, словом, строить мир по собственному усмотрению

Профилактические меры и общение родственников и друзей с больным Родные и друзья больного по возможности должны соблюдать по отношению к страдающему депрессией человеку следующие правила: Больному следует демонстрировать доброжелательное участие, но не заботиться о нем чрезмерно и не слишком ограничивать его свободу. Необходимо создать определенную близость, но при этом сохранять достаточную дистанцию. Предпосылкой общения с больным является терпение: терпение по отношению к себе и по отношению к больному.

Не следует ничего изображать притворно. Определенные желания и чувства можно выражать прямо, однако спорить с больным не следует. Не следует демонстрировать больному притворный показной оптимизм, однако больному надо ясно дать понять, что его болезнь поддается лечению и что он может выздороветь. Даже небольшой прогресс, достигнутый больным, следует отмечать, положительно оценивать и хвалить больного за этот успех.

Больного следует поддерживать и способствовать его движению вперед в той мере, в какой это допускает его состояние, — не больше, но и не меньше. Следует вместе с больным планировать день и распределять нагрузки. Это следует делать либо накануне вечером, либо утром соответствующего дня, в зависимости от состояния больного (одни больные чувствуют себя лучше утром, а другие — к вечеру). Родственники и друзья не должны заражаться настроением больного.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Отит у 3 х месячного ребенка Отит у 3 х месячного ребенка Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.румы рекомендуем обновить ваш браузер. Для этого необходимо скачать и установить обновление,с официального сайта браузера. Нужные организации на карте твоего города Чем чаще всего болеют […]
  • Почему ребенок после еды не срыгивает Первые грудничковые проблемы – срыгивания, икота, колики Первые грудничковые проблемы связаны с пищеварением. Наиболее частые проблемы у малышей: срыгивание, рвота, икота, колики (боли в животе), пищевая аллергия, нарушение характера и частоты стула, запор, диарея […]
  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]