Дети дошкольного возраста сколько лет

Какой возраст относится к старшему школьному?

Старший, но еще дошкольный возраст – это сколько лет? Чаще всего под дошкольным возрастом понимают возрастной период от трех до семи лет.

Что нужно уметь ребенку?

Такой большой промежуток разделяют на:

  • Младший (3 – 4 года);
  • Средний (4 – 5 лет);
  • Старший (5 – 7 лет).

Каждый из этих периодов характеризуется изменениями в различных сферах, которые хорошо заметны и ярко видны:

  • Поведение (примерка различных ролей, подражание, игры);
  • Навыки и умения;
  • Физическое развитие;
  • Социализация;
  • Психические новообразования.

Существует множество концепций и теорий развития личности, которые всю жизнь человека делят на стадии. Если попробовать обобщить эти концепции, то человек от рождения проходит стадии младенчества, раннего возраста, дошкольного и младшего. Потом идет подростковый или пубертатный период, затем юность, зрелость и старость.

В иностранной литературе по психологии приводятся иные хронологические периоды, которые определяются другими терминами.

Дети младшего дошкольного возраста во время игры воспроизводят действия взрослых, но не готовы самостоятельно придумывать и развивать сюжет, диалоги. В 3-4 года случается так называемый кризис трех лет, когда ребенок начинает осознавать себя как личность и проявлять упрямство, своеволие, чрезмерные (по мнению родителей, чаще всего) самостоятельность, капризы, негативизм и протесты.

Но уже в среднем возрасте характер действий меняется, дети начинают распределять роли – это период ролевой игры. В соответствии с ролью участники игры должны выполнять определенные действия и соблюдать правила. Так ребенок переходит в следующий этап развития – старший дошкольный возраст.

Тема нашего обзора – старший дошкольный возраст или возраст игры. Это переходный период для ребенка, когда он перемещается из одного этапа взросления и социализации в качественно другой, переходит из детского сада в школу. Старший возраст — это период от 5 до 6 лет, в некоторой литературе – до 7. В это время ребенок развивается с реактивной скоростью во всех аспектах – физическом, психическом, личностном.

Период старшего дошкольного возраста особенно интересен с точки зрения познавательной деятельности ребенка. Он не только стремится понять и изучить свойства предметов и явлений, но и узнать, как они устроены и по какому принципу работают.

Маленький человек больше осознанно запоминает – может разучивать действие, а потом применять его на практике; оценивать свою деятельность, выполнять монотонную, но необходимую работу. Формируется способность сосредотачиваться на задании.

Именно в это время, в 5-6 лет, ребенок начинает «складывать фрагменты пазла» – обобщать все полученные ранее знания об окружающем мире и осознавать связь разных предметов и явлений. Активно продолжает развиваться речь, словарный запас растет, спектр интонаций ширится.

Поскольку деятельность ребенка становится более осознанной, и он способен сосредотачиваться на интересном деле, он начинает сопровождать любое действие комментариями, ни к кому не обращаясь. Это явление эгоцентрической речи – мыслить про себя он не умеет, но это позволяет ему лучше сознавать и планировать каждое последующее действие.

Одновременно с изменениями, которые происходят с телом малыша (активный рост, перестройка эндокринной и сердечно сосудистой систем, изменения в опорно-двигательном аппарате), совершенствуется нервная система, когнитивные и поведенческие механизмы. Малыш готовится к новым умственным и физическим нагрузкам.

Ведущая деятельность в этот период времени – игровая. Именно в игре ребенок моделирует поведение, примеряет различные роли, опробует нормы социального поведения. Таким образом, дети 5-7 лет уже способны руководствоваться определенными правилами и инструкциями, а не только своими желаниями и эмоциями.

Поскольку игра в этом возрасте крайне важна, нужно обращать внимание на то, как и во что играют дети. Какие эмоции испытывают, какой смысл вкладывают в свои действия. В сложных ситуациях можно подсказывать, направлять, но не мешать принятию самостоятельных решений.

В целом, психологи говорят о старшем возрасте как о крайне важном этапе формирования личности, когда закладываются основные процессы самоидентификации, самоопределения.

Подготовка к школе

Какими навыками и умениями должен обладать ребенок в этот период:

  • Физический аспект: может играть в спортивные игры, в том числе и командные, соблюдая правила. Для успешного занятия спортом должен уметь бегать, меняя направление, с ускорением и замедлением; прыгать в длину и в высоту; ловить и бросать мяч и т.д.;
  • Самостоятельность – проявляется в навыках малыша самообслуживания. Он умеет сам есть, одеваться, умываться, чистить зубы и т.д.;
  • Аспект социализации: понимает обращенную к нему речь и может выполнить те действия, о которых его просят; разговаривает, взаимодействует с другими детьми и взрослыми;
  • Речь развита: малыш строит сложные предложения и собирает из них рассказ. Может заниматься словообразованием, то есть добавлять слоги, из прилагательных делать существительные и т.д.;
  • Интеллектуальное развитие малыша позволяет ему строить логические цепочки, делать выводы, анализировать действия; может считать до десяти, понимает принцип «больше – меньше»; знаком с понятиями времени (час, минута), с днями недели, месяцами, временами года и т.д.

В возрасте 5-6 лет родители должны подготовить ребенка к школе:

  • Организовать дома регулярные и систематические занятия, чтобы приучить ребенка к понятию урока, но в легкой, игровой форме (оптимально не более 40 минут в день);
  • Помочь ребенку научиться концентрироваться, сосредотачиваться на определенной задаче, удерживать внимание до момента ее решения;
  • Развивать память, больше читать и узнавать окружающий мир. Не оставлять без внимания вопросы ребенка, искать вместе с ним информацию и объяснять ее. Память ребенка в это время способна удерживать огромные объемы информации. С этим связаны следующие пункты подготовки;
  • Обучение чтению. Задача родителей сделать так, чтобы ребенок увлекся чтением и начал делать это самостоятельно. Полезно для развития памяти и фантазии просить малыша пересказать прочитанную книгу;
  • Внятно и разборчиво говорить, в том числе сложные шипящие и свистящие звуки. Логопеды советуют исправлять неправильное произношение именно в старшем возрасте;
  • Развивать таланты и уделять внимание увлечениям ребенка. Любое хобби, которое он выберет, или вид спорта, которым захочет заниматься, может со временем перерасти в дело всей жизни;
  • Развивать фантазию малыша – играйте вместе с ним в ролевые игры, придумывайте собственные сказки и рассказы;
  • Приучать ребенка к домашним обязанностям и самостоятельному выполнению задач;
  • Уделять внимание воспитанию, закладыванию моральных и этических принципов.

Возраст 5-6 лет, как уверяют психологи, это один из самых интересных этапов взросления и развития ребенка. Участие родителей как никогда важно для формирования правильного отношения к учебе и успешного процесса обучения. Именно сейчас формируется маленькая личность и ее характер.

Психология детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста, как уже отмечалось, является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: «Откуда все взялось?», «Зачем люди живут?».

В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются: система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода.

До 5-летнего возраста мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки — выйти за отца. С 5 до 8 лет «женятся» или «выходят замуж» уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форму отношений взрослых.

В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки.

У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие — это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира.

В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам.

В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения «неприличных» слов, в 6-летнем — детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: «А вдруг я не буду красивой?», «А вдруг меня никто не возьмет замуж?», в 7-летнем — наблюдается мнительность: «А мы не опоздаем?», «А мы поедем?», «А ты купишь?»

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей.

Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее — не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.

Как уже говорилось, исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола, которого по-прежнему любят. Подобным образом устанавливается модель семейных взаимоотношений.

Заметим, что эмоционально теплые отношения с обоими родителями возможны только при отсутствии конфликта между взрослыми, поскольку в этом возрасте дети, особенно девочки, очень чувствительны к отношениям в семье (как, впрочем, и к отношению других значимых для них людей).

Авторитет родителя того же пола уменьшается из-за эмоционально неприемлемого для ребенка поведения и неспособности стабилизировать обстановку в семье. Тогда в воображаемой игре «Семья» дети, особенно девочки, реже выбирают роль родителя того же пола, нет стремления все делать, как «папа» или «мама». Они пытаются быть только собой или выбирать роль родителя другого пола, что в обоих случаях нетипично в старшем дошкольном возрасте.

Если в силу разных причин в детстве имеют место проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях с родителем того же пола, то это способствует появлению проблем, трений, конфликтов в воспитании собственных детей. Так, если девочка испытывала в детстве авторитарное влияние матери, то, став сама матерью, будет в чем-то подчеркнуто строга и принципиальна с ребенком, что вызовет у него реакцию протеста или невротические расстройства.

Смотрите так же:  Грудной ребенок спит 2 часа

Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его положительного влияния, может не стать Отцом Сына и передать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов.

К тому же развод родителей у детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей сознание опасности.

Так, мальчик 6 лет из неполной семьи (отец ушел после развода) панически боялся Змея Горыныча. «Он дыхнет — и все», — так он объяснял свой страх. Под словом «все» он подразумевал смерть. Никто не знает, когда может прилететь Змей Горыныч, поднявшись из глубин его подсознания, но ясно, что он может внезапно захватить воображение беззащитного перед ним мальчика и парализовать его волю к сопротивлению.

Наличие постоянной воображаемой угрозы указывает на отсутствие психологической защиты, не сформированной из-за отсутствия адекватного влияния отца.

У мальчика нет защитника, который мог бы убить Змея Горыныча, и с которого он мог бы брать пример, как со сказочного Ильи Муромца.

Или же приведем случай с мальчиком 5 лет, который боялся «всего на свете», был беспомощным и одновременно заявлял: «Я — как мужчина». Своей инфантильностью он был обязан тревожной и чрезмерно опекающей матери, которая хотела иметь девочку и не учитывала его стремления к самостоятельности в первые годы жизни. Мальчик тянулся к отцу и стремился во всем походить на него. Но отец был отстранен от воспитания властной матерью, блокирующей все его попытки оказать какое-либо влияние на сына.

Невозможность идентификации с ролью зажатого в семье и неавторитетного отца при наличии беспокойной и гиперопекающей матери — это и есть семейная ситуация, способствующая уничтожению активности и уверенности в себе у мальчиков.

Однажды мы обратили внимание на растерянного, застенчивого и робкого мальчика 7 лет, который никак не мог нарисовать целую семью, несмотря на нашу просьбу. Он рисовал отдельно или себя, или отца, не понимая, что на рисунке должны быть и мать, и старшая сестра. Не мог он также выбрать в игре и роль отца или матери и стать в ней самим собой. Невозможность идентификации с отцом и его низкий авторитет были вызваны тем, что отец постоянно приходил домой навеселе и сразу укладывался спать. Он относился к мужчинам, «живущим за шкафом», — незаметным, тихим, отключенным от проблем семьи и не участвующим в воспитании детей.

Мальчик не мог быть и самим собой, так как его властная мать, потерпев поражение с уходящим из-под ее влияния отцом, пыталась взять реванш в борьбе за сына, который, по ее словам, во всем походил на презираемого мужа и был таким же вредным, ленивым, упрямым. Надо сказать, что сын был нежеланным, и это постоянно сказывалось на отношении к нему матери, которая была строгой к эмоционально чувствительному мальчику, без конца делала ему замечания и наказывала. Кроме того, она чрезмерно опекала сына, держала под неусыпным контролем и останавливала любые проявления самостоятельности.

Неудивительно, что скоро он стал «вредным», в представлении матери, поскольку пытался как-то проявить себя, а ей это напоминало прежнюю активность его отца. Именно это и пугало мать, не терпящую никаких несогласий, стремящуюся навязать свою волю и подчинить себе всех. Она, как Снежная Королева, сидела на троне из принципов, повелевающая, указывающая, эмоционально недоступная и холодная, не понимающая духовных запросов сына и обращающаяся с ним, как со слугой. Муж и пить начал в свое время в знак протеста, защищаясь от жены «алкогольным небытием».

В беседе с мальчиком мы обнаружили не только возрастные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов, в том числе наказания со стороны матери, темноты, одиночества и замкнутого пространства. Наиболее выражен был страх одиночества, и это объяснимо. У него нет друга и защитника в семье, он — эмоциональная сирота при живых родителях.

К страхам приводят и неоправданная строгость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных запросов и чувства собственного достоинства.

Как мы видели, вынужденная или сознательная подмена мужской роли в семье властной по характеру матерью не только не способствует развитию у мальчиков уверенности в себе, но и приводит к появлению несамостоятельности, зависимости, беспомощности, являющихся питательной почвой для размножения страхов, тормозящих активность и мешающих самоутверждению.

Дошкольный возраст

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом — от 3 до 6 — 7 лет. В дошкольном возрасте выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3 — 4 года), средний дошкольный возраст (4 — 5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребёнка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры является воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнёра или на развитие сюжета. В среднем дошкольном возрасте главным содержанием игры выступают отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а для выражения определённого отношения к другим в соответствии со взятой на себя ролью (4 — 5 лет — возраст максимального расцвета ролевой игры). Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребёнка во Многих сферах психической жизни. В старшем дошкольном возрасте сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии дошкольника играет продуктивная деятельность — рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждая из них характеризуется направленностью на получение продукта (рисунка, постройки), обладающей определёнными заданными качествами. От ребёнка требуется, чтобы он умел добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс деятельности в данный момент его не привлекает, чтобы он умел создавать и последовательно воплощать замысел. Естественно, что младшие дошкольники ещё не могут подчинять свои действия подобным требованиям. На первых порах их привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности — накладывание кубиков, изменение формы глины, появление следов на бумаге при пользовании карандашом или ручкой. Направленность на получение результата складывается постепенно в ходе овладения деятельностью. И по мере формирования этой направленности ребёнок овладевает необходимыми внешними, практическими, и внутренними, психическими, видами деятельности. У него формируются эстетические переживания и творческие способности.

Наиболее пристальное внимание исследователей привлекает детское рисование. Рисунки дошкольников отличаются своеобразными чертами: они схематичны (человек изображается несколькими линиями), в них часто нарушены правильные соотношения предметов по величине (цветок может быть больше домика) и пространственные отношения, иногда предмет изображён одновременно с разных сторон и т.п. В известной мере эти особенности объясняются тем, что рисунки детей часто являются элементом игры или рассказа об интересных событиях. То, что не передаётся в изображении, дополняется словами или жестами. Сказывается также бедность изобразительных средств, которыми владеет ребёнок. Но вместе с тем, в особенностях изображений проявляются и некоторые характерные черты детского восприятия и мышления. Об этом свидетельствует тот факт, что во многих случаях дети легко узнают предмет, нарисованный их сверстниками, в то время как взрослый затрудняется узнать его. При правильном обучении рисованию, когда воспитывают умение внимательно и последовательно обследовать изображаемые предметы, выделять их характерные черты, вооружают детей нужными техническими навыками, и в дошкольном возрасте может быть достигнуто вполне реалистическое изображение предметов. Такое обучение способствует развитию активного целенаправленного восприятия и мыслительных операций. Ребёнок получает необходимые «инструменты» для воплощения своих замыслов, а это развивает творческие способности.

Дети-дошкольники приучаются выполнять и отдельные трудовые задания. Хотя здесь ещё рано говорить о труде как особом самостоятельном виде деятельности, но при выполнении таких заданий складываются некоторые психологические качества, характерные для труда в его развитых формах. Основным из них является умение подчинять свою деятельность общественным мотивам, руководствоваться той пользой, которую эта деятельность приносит др. людям. В итоге ребёнок дошкольного возраста овладевает элементами учебной деятельности.

Таким образом, дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребёнок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением всё большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства. В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребёнок постепенно обучается тонкой рефлексии на др. человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.д. Одновременно ребёнок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте.

Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от неё, ребёнок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, Действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребёнок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. Телесная активность, координированность движений и действий, помимо общей двигательной активности, посвящается ребёнком и освоению специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью.

В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, память.

Возникающее неудержимое, естественное для этого периода онтогенеза стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с др. людьми приносит ребёнку чувство переполненности и радости жизни. В то же время ребёнок испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В эти периоды ребёнок категорически отказывается присваивать новое (слушать новые сказки, овладевать новыми способами действий и т.д.), он с упоением воспроизводит известное. Весь период детства с трёх до семи лет просматривается эта тенденция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками — периодами стереотипного воспроизведения достигнутого. В возрасте с 3 до 7 лет самосознание ребёнка развивается настолько, что это даёт основание говорить о детской личности (B.C. Мухина).

Смотрите так же:  Гбу сон со центр социальной помощи семье и детям

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 207-210.

ВОЗРАСТ ДОШКОЛЬНЫЙ

Найдено 6 определений термина ВОЗРАСТ ДОШКОЛЬНЫЙ

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В младшем Д. в. основное содержание игры составляет воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем Д. в. главным содержанием игры выступают отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к др. в соответствии с взятой на себя ролью (4-5 лет — возраст максимального расцвета ролевой игры). Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем Д. в. сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Помимо игровой, для Д. в. характерны др. формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошкольника еще нет.

Д. в. — период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, когда мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. В Д. в. ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением. Образ поведения и образ результата действия становится его регулятором и выступает как образец. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к воплощению собственных замыслов.

Д. в. — период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания (см. Воображение, Мышление наглядно-образное). Для Д. в. характерны внеситуативные, речевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным делается общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый. В Д. в. начинает формироваться мораль, и дети дают оценку поступкам и качествам людей. См. Дооперациональное мышление.

Д. в. — сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание — традиционное и развитое направление педагогики. Однако обучение в Д. в. имеет свою ярко выраженную специфику: формы и методы обучения связаны преимущественно с игрой, ведущую роль играет непроизвольное запоминание. (Е. О. Смирнова.)

Добавление ред.: В англ. языке Д. в. обозначают разными терминами: nursery school students, kindergarten students, preschool students, а также early childhood — раннее детство (с достижения 1 г. до 6 лет), что, конечно, не совпадает ни терминологически, ни хронологически с принятым в рос. психологии делением на периоды.

Что должен знать и уметь дошкольник

Щипова О.Л., педагог-организатор д/о «Веснушки»

Каждый ребенок – индивидуальность, однако существует ряд особенностей, позволяющий нам взрослым определить, нормально ли развивается ребенок.

Развитие детей 4-5 лет

Особенности психического развития ребенка в возрасте 4-5 лет

В этом возрасте у ребёнка увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

У ребёнка продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Ребёнок осваивает социальные нормы поведения. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Логическое мышление

Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:

  • Не отвлекаясь, в течение 5-10 минут выполнять задание.
  • Находить сходства и отличия между предметами. Находить пару каждому предмету.
  • Собирать пирамидку без посторонней помощи.
  • Различать и называть окружающие предметы, их признаки, назначение, материалы.
  • Классифицировать предметы, называть обобщающим словом группу предметов (яблоко, груша, банан — фрукты; стол, стул, диван — мебель, и т.д.). Находить лишний предмет в каждой группе.
  • Складывать по образцу постройки из конструктора.
  • Складывать разрезанную картинку из 3-4 равных частей.
  • Запоминать 5-7 слов из 10 предложенных; уметь запоминать связанных по смыслу пары слов, после прочтения взрослым: зима-снег, кошка-собака и т.д.
  • Находить сходства и различия предметов.

Математика

Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:

  • Различать и называть части суток, времена года
  • Знать правую и левую руку. Определять расположение предметов: справа, слева, вверху, внизу, сзади, спереди, посередине.
  • Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.
  • Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
  • Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах пяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
  • Сравнивать 2 группы предметов, путем составления пар.
  • Понимать значение: больше — меньше, поровну.
  • Знать определения: высокий, низкий, узкий, широкий, больше, меньше. Уметь сравнивать 5 предметов с помощью данных определений, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте и т.д.
  • Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
  • Знать и называть не менее 8 цветов (6 основных и не менее 2 оттенков).

Развитие Речи

Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:

  • Понимать речь окружающих.
  • Использовать в речи от 800до 1000 слов, строить фразы из 6-8 слов. Речь должна быть понятной.
  • Вступать в диалог: задавать вопросы, отвечать на вопросы.
  • Находить предмет по описанию. Описать предмет.
  • Составлять простой описательный рассказ из 3-4 предложений по сюжетной картинке, прошедшему событию.
  • Понимать, употреблять, составлять слова — антонимы (теплый — холодный, низкий — высокий и т.д.).
  • Называть существительные в единственном и множественном числе (груша — груши).
  • Понимать значение предлогов (в, на, над, под, за, между, перед, около и др.).
  • Выделять первый звук в слове.
  • Читать наизусть небольшие стихотворения.
  • Осмысленно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения.
  • Драматизировать (пересказывать) с помощью взрослого небольшие сказки.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:

  • Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну.
  • Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.
  • Понимать отличие строения человека от строения животных, называть их части тела (руки — лапы, ногти — когти, волосы — шерсть).
  • Различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
  • Различать деревья и кустарники. Узнавать деревья по коре и листьям. Знать условия, необходимые для роста и развития растений.
  • Называть домашних и диких животных и их детёнышей.
  • Называть насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает).
  • Назвать какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.

Навыки мелкой моторики и самообслуживания

Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:

  • Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой).
  • Самостоятельно раздеваться, одеваться с помощью взрослого.
  • Застёгивать пуговицы, молнии, развязывать шнурки.
  • Нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусины.
  • Правильно удерживать в руке карандаш.
  • Точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
  • Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

Изобразительная деятельность

Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:

  • Правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.
  • Изображать предметы , передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания.
  • Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
  • Создавать узор на круге, квадрате.
  • Создавать образы разных предметов и игрушек (состоящие из нескольких частей), объединять их в коллективную композицию.
  • Использовать все многообразие усвоенных приемов лепки.
  • Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
  • Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
  • Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
  • Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

Развитие детей 5-6 лет

Особенности психического развития ребенка в возрасте 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.

Логическое мышление

Ребенок в возрасте 5-6 лет должен уметь:

  • Не отвлекаясь, в течение 10-15 минут выполнять задание.
  • Запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут.
  • Сравнивать два изображения по памяти.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
  • Находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
  • Находить 4-5 пар одинаковых предметов.
  • Складывать разрезанную картинку из 4-5 неравных частей.
  • Запоминать 8 слов из 10 предложенных.

Математика

Ребенок в возрасте 5 — 6 лет должен уметь:

  • Различать и называть части суток, времена года по порядку и их характерные особенности. Называть какой сегодня день недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.
  • Ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).
  • Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.
  • Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
  • Сравнивать 10 предметов ,размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты, толщины).
  • Разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
Смотрите так же:  Эффективные средства лечения ангины у детей

Развитие речи

Ребенок в возрасте 5 — 6 лет должен уметь:

  • Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.
  • Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
  • Определять место звука в слове.
  • По плану и образцу рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по 5-6 картинкам с последовательно развивающимся действием.
  • Согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).
  • Замечать неправильную постановку ударения в слове.
  • Подбирать к существительному несколько прилагательных.
  • Заменять слово другим словом со сходным значением.
  • Связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, придумывать концовки к незнакомым сказкам.
  • Составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему.
  • Правильно произносить все звуки.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте 5 — 6 лет должен уметь:

  • Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.
  • Определять размер, цвет, форму, «вес», материал предметов и на основе этого описывать предмет.
  • Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость — мягкость, хрупкость — прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.
  • Знать, что любая вещь создана трудом многих людей.
  • Называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.
  • Знать своих родственников, домашний адрес.
  • Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора.
  • Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну и столицу.
  • Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.
  • Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
  • Знать два — три вида травянистых растений, о способах их вегетативного размножения.
  • Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
  • Различать зимующих и перелётных птиц; находить и узнавать четыре — пять видов зимующих птиц: воробья, сороку, синицу, снегиря и др.
  • Рассказывать о повадках диких животных; о помощи человека природе.

Навыки мелкой моторики и самообслуживания

Ребенок в возрасте 5 — 6 лет должен уметь:

  • Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом).
  • Самостоятельно раздеваться, одеваться.
  • Следить за опрятностью в одежде. Замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
  • Самостоятельно наводить порядок в группе (убирать игрушки и материалы для занятий).
  • Завязывать узелки на веревке.
  • Ориентироваться в тетради в клетку
  • Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

Изобразительная деятельность

Ребенок в возрасте 5 — 6 лет должен уметь:

  • Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение.
  • Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы.
  • Владеть навыками аккуратной работы с пластилином.
  • Лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
  • Использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания.
  • Владеть навыком округлого раскатывания
  • Владеть навыком рационального деление пластилина
  • Использовать в работе стеку
  • Умение передавать в лепке движения
  • Правильно держать ножницы и действовать ими
  • Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание.
  • Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой
  • Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

Развитие детей 6-7 лет

Особенности психического развития ребенка в возрасте 6-7 лет

У детей этого возраста формируется самооценка, которая зависит от осознания того, насколько успешна его деятельность, насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах – семье, среди сверстников и т. д.

На смену непосредственности приходит «манерничанье», своеобразное «кривляние».

Способность к моделированию: дети могут работать со схемами, графическим планом местности.

В этом возрасте деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций.

Соподчинение мотивов — такие мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно все больше преобладают над «я хочу».

Более сложными становятся игровые действия. В сюжетно-ролевых играх дети осваивают взаимодействия людей, отражающие различные жизненные ситуации: свадьбу, лечение в больнице, бытовые сюжеты. В игре дети могут играть сразу несколько ролей, менять их, комментировать роли других.

Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время сосредоточения достигает 30 минут.

Логическое мышление

Ребенок в возрасте 6 — 7 лет должен уметь:

  • Запоминать 9-10 слов из 10 предложенных после трехкратного повторения.
  • Находить и объяснить сходства и различия предметов.
  • Группировать предметы по признакам.
  • Раскладывать картинки с развивающимся сюжетом (что сначала, что потом).
  • Находить лишний предмет в группе.
  • Решать головоломки, логические задачи.
  • Описывать по памяти предмет, событие, явление.
  • Повторить по памяти предложение из 5-6 слов.
  • Ответить на вопрос: «Зачем нужно идти в школу».

Математика

Ребенок в возрасте 6 — 7 лет должен уметь:

  • Различать и называть части суток, дни недели, месяцы, времена года по порядку.
  • Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
  • Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, овал, шар, куб, цилиндр и др.) и их свойствах. Составлять композиции из фигур.
  • Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), прямой и обратный счет, соседей числа. Сравнение чисел.
  • Соотносить цифры (0-9) с количеством предметов.
  • Решать задачи на сложение и вычитание в одно действие.
  • Сравнивать 2 группы предметов, используя знаки сравнения «>», « <».
  • Сравнивать предметы по длине, измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.
  • Знать и называть основные цвета спектра и оттенки.
  • Определять время по часам с точностью до 1 часа.

Развитие Речи

Ребенок в возрасте 6 — 7 лет должен уметь:

  • Различать на слух и четко произносить все звуки родного языка.
  • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».Определять место звука в слове, находить слова с заданным звуком. Называть последовательности звуков в словах, слов в предложении.
  • Употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
  • Составлять рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин с развивающимся сюжетом, из личного опыта по заданному плану или образцу.
  • Пересказывать и драматизировать небольшие произведения.
  • Говорить спокойно, не повышая голоса.
  • Вести беседу: задавать вопросы, отвечать на вопросы, аргументируя ответ, рассказывать о явлениях, событиях.
  • Употреблять вежливые слова в общении с взрослыми и сверстниками.
  • Читать наизусть стихи.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте 6 — 7 лет должен уметь:

  • Называть свое имя, фамилию, отчество, дату своего рождения, домашний адрес.
  • Фамилии, имена, отчества своих родителей.
  • Называть свою страну, узнавать флаг, герб; иметь представление о президенте.
  • Различать и называть виды транспорта (воздушный, водный, наземный, подземный).
  • Соблюдать правила дорожного движения (светофор, некоторые дорожные наки и их назначение).
  • Различать и называть электроприборы, бытовую технику и их назначение.
  • Определять материалы, из которого сделаны предметы. Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
  • Выделять существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
  • Устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  • Понимать связь между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
  • Классифицировать представителей животного и растительного мира.
  • Ухаживать за растениями и животными.

Навыки мелкой моторики и самообслуживания

Ребенок в возрасте 6 — 7 лет должен уметь:

  • Правильно пользоваться носовым платком, расческой, следить за своим внешним видом.
  • Быстро и самостоятельно раздеваться, одеваться, завязывать шнурки.
  • Аккуратно складывать в определенном порядке или вешать одежду в определенном месте; следить за чистотой одежды и обуви.
  • Рисовать на бумаге в клетку узоры, схемы.
  • Точно копировать простой узор.
  • Писать графические диктанты на листе в клетку («одна клетка вправо, две клетки верх, и т. д.»)

Изобразительная деятельность

Ребенок в возрасте 6 — 7 лет должен уметь:

  • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, предметные, сюжетные и декоративные композиции.
  • Использовать разные способы изображения и материалы.
  • Детально и пропорционально изображать человека.
  • Лепить предметы, правильно передавая их форму, размер, пропорции, позы.
  • Создавать сюжетные композиции из нескольких фигур
  • Пользоваться ножницами.
  • Создавать изображения предметов, сюжетные индивидуальные и коллективные композиции.
  • Пользоваться в работе бумагой различной фактуры.
  • Пользоваться различными способами обрывания и вырезания.

Другие статьи

  • Развитие ребенка в кг Ребенок 1 год 3 месяца Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте. Новорожденный ребенок Ребенок 1 месяц Ребенок 2 […]
  • Воспитание ребенка 2 года и 4 месяца Ребенок 2,5 года В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина. Новорожденный ребенок Ребенок 1 месяц Ребенок 2 месяца Ребенок 3 […]
  • Лечение герпесных инфекций у детей ВЫБОР АНТИМИКРОБНЫХ ХИМИОПРЕПАРАТОВ ПРИ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЯХ. ГЕРПЕТИЧЕСКИЕ ИНФЕКЦИИ. Герпетические инфекции представляют собой группу инфекционных заболеваний, вызываемых вирусами герпеса человека. Установлено, что среди обширного семейства герпесов только 6 типов […]
  • Режим дня 5-6 месячного ребенка Режим дня на ИВ Ночью спит от 6 до 8 часов.обычно в 12 ночи последнее кормление и следущий раз просыпает то в 6 то в 7. Было проснулась в 9. А днем кушаем каждые три часа обычно 120 мл бывает и всего 60 съедает. поспать любит особенно с 11 утра и до 3-4 часов дня […]
  • Развитие речи старших дошкольников презентация «РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» МДОУ детский сад 27 с/п «Рябинка» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ воспитателя I категории. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемТатьяна Зинина Похожие […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]