Дети из семей находящиеся в трудной жизненной ситуации

Статья 10. Категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Статья 10 . Категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Информация об изменениях:

Законом Челябинской области от 26 марта 2014 г. N 673-ЗО в пункт 1 статьи 10 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

1. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации — дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Информация об изменениях:

Законом Челябинской области от 26 марта 2014 г. N 673-ЗО в пункт 2 статьи 10 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

2. Дети-беженцы и переселенцы, не утратившие семьи, имеют право на социальную поддержку. Им по месту фактического проживания предоставляются место в образовательной организации, бесплатное обеспечение учебными принадлежностями, бесплатное лечение в медицинских организациях и на дому.

3. Если ребенок потерялся или оказался без надзора, принимаются меры по розыску родителей или родственников для воссоединения с ними. При невозможности возврата таких детей в семью они имеют право на незамедлительное устройство в специализированные учреждения социальной защиты на полное государственной обеспечение.

Дети в трудной жизненной ситуации

Портал Я-родитель рассказывает, какие дети могут оказаться в трудной жизненной ситуации, каковы причины попадания в такие ситуации и какие пути решения проблем таких ребят существуют в России.

Современный мир крайне нестабилен и полон перемен. Взрослые люди подчас впадают в состояние стресса в условиях неустойчивого экономического положения, роста преступности, необходимости волноваться о том, что будет завтра. Это, конечно, не может не отразиться на детях.

Детское восприятие сильно отличается от взрослого. Порой сущий пустяк может превратиться в настоящую трагедию, сильно расстроить и травмировать маленького человека. В результате малыш попадает в сложную ситуацию, и взрослым важно понимать, как можно помочь ему пережить боль, с которой ребенку приходится сталкиваться в силу различных жизненных обстоятельств.

Причины трудных жизненных ситуаций у детей

Одной из основных причин появления категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» является семейное неблагополучие, а именно:

  • наркомания или алкоголизм в семье;
  • низкая материальная обеспеченность, нищета;
  • конфликты между родителями и родственниками;
  • жестокое обращение с детьми, насилие в семье.

Причины семейного неблагополучия

  1. Воспроизведение паттернов взаимодействия и поведения, принятых в родительской семье.
  2. Фатальное стечение жизненных обстоятельств, в результате которого меняется вся структура и условия существования семьи. Например, внезапная смерть, инвалидность кого-то из членов семьи.
  3. Изменения в окружающем мире, влекущие за собой изменения в каждой семейной системе. Например, экономический кризис, войны и т.д.

Дети в трудной жизненной ситуации

1. Дети без попечения родителей

Число детей-сирот увеличивается прямо пропорционально снижению социально- экономического благополучия в стране. Малыши остаются без попечения родителей по ряду причин. Чаще всего – это лишение родительских прав.

Причины лишения родительских прав:

  • невыполнение родительских обязанностей либо злоупотреблением ими,
  • наличие насилия в семье,
  • наличие хронической наркомании или алкоголизма в семье,
  • совершение родителем преступления против жизни и здоровья своего ребенка либо супруга/супруги.

Таким образом, дети могут остаться без попечения родителей и попасть в детский дом, если пребывание в семье становится опасным для их жизни.

Первостепенной задачей общества является раннее выявление семей, которые попадают в группу риска, помощь таким семьям и их поддержка, стремление сохранить кровную семью для ребенка. Иногда обычный разговор с соседом, который стал часто появляться в подъезде в нетрезвом виде, может предотвратить развитие настоящей катастрофы.

Конечно же, мечта любого ребенка, потерявшего родителей и попавшего в детский дом и лучший исход ситуации для него – это найти новую семью, снова обрести маму, папу и собственный дом.

Сейчас чаще всего усыновляют младенцев, а дети постарше, и подростки имеют шанс попасть под опеку или попечительство. С недавних пор существует такая форма попечительства как «приемная семья». По закону приемные родители в такой семье имеют право на материальное вознаграждение, причитающееся за воспитание ребенка. Кроме того, каждый месяц такой семье выплачивается пособие по уходу за детьми, что является дополнительным фактором привлечения к решению этой проблемы людей, готовых взять под опеку ребенка из детского дома.

2. Дети с ограниченными возможностями (те, кто имеет особенности в развитии: психическом и/или физическом)

Причинами детской инвалидности могут стать нарушения внутриутробного развития, обусловленные генетическими факторами, образом жизни родителей (наркомания, алкоголизм и другие виды девиаций); родовые травмы, а также последующие травмы различного генеза.

Часто дети с особенностями развития живут и обучаются дома. В настоящее время развито инклюзивное обучение, в условиях которого дети с ограниченными возможностями получают возможность жить и обучаться в одной среде со своими сверстниками.

Очень часто появление в семье ребенка с инвалидностью приводит к ее распаду. Мужчины уходят из семьи, не выдерживая дополнительных трудностей и проблем, связанных с воспитанием особого ребенка. При этом очевидно, что от женщины, оставшейся в одиночестве, воспитание такого ребенка требует непомерных усилий.

Характерные черты семей с детьми-инвалидами:

  • малообеспеченность: уход за больным ребенком требует, помимо больших материальных затрат, большого количества личного времени, поэтому многим приходится отказаться от высокооплачиваемой работы в пользу работы с более гибким графиком и удобным месторасположением;
  • изоляция от общества: сложность посещать развлекательные места и мероприятия в силу недостаточной готовности общества принимать детей-инвалидов и плохой технической обеспеченности под нужды инвалидов;
  • трудности в получении образования и профессии. Для реализации учебной и профессиональной деятельности особым детям необходимы особые условия. Кроме того, в среде сверстников они часто наталкиваются на неприятие и травлю.

В настоящее время разрабатываются социальные проекты и программы по социализации и адаптации детей-инвалидов, обучению их трудовым навыкам, внедряются программы по интеграции их в среду здоровых сверстников. Важным фактором является выявление различных дефектов на раннем этапе развития детей. Сейчас по всей стране функционирует служба ранней помощи для детей до трех лет, куда могут обращаться родители, имеющие детей с отклонениями в развитии или попадающими в группу риска. Последствия выявления дефектов на раннем этапе развития ребенка:

  • предотвращение развития вторичных нарушений в развитии детей,
  • раскрытие реабилитационного потенциала семьи в оказании поддержки ребенку, оказание консультативной помощи самой семье,
  • социальная адаптация и включение ребенка в среду сверстников уже на раннем этапе,
  • прохождение более ранней подготовки к обучению по школьной программе, уменьшение трудностей в последующем обучении.

Для реализации таких социальных программ и проектов необходимо активное участие всех нас и искреннее стремление изменить отношение нашего общества к инвалидности. Каждый может помочь, например, посидеть с ребенком в отсутствие родителей, или помочь с трудоустройством мамам детей с особенностями в развитии в силу своих возможностей.

И начать надо с того, что все мы должны постараться понять и принять простую истину: не такой как я – не значит плохой.

В инвалидности нет ничего постыдного, зазорного, и нам следует учить этому своих детей. А главное – это может случиться в каждой семье, вне зависимости от возраста, места проживания и уровня дохода! Важно самим не отводить смущенно взгляд от мальчика в инвалидном кресле, а уметь объяснить своему ребенку, что все люди разные и кому-то повезло меньше, но это вовсе не говорит о том, что он меньше достоин уважения, внимания и общения. Можно поддерживать семьи, воспитывающие детей-инвалидов – словом и делом. Без сомнения, любая помощь (и психологическая поддержка, и материальное участие) для них является очень нужной и неоценимой!

3. Дети, ставшие жертвами и межнациональных (в том числе вооруженных) конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях

По сути, эти дети – жертвы экстремальных условий, т.е. ситуаций, которые выходят за пределы нормального человеческого опыта. Источником детской травмы зачастую выступает другой человек – сюда относятся террористические акты, нападения, локальные войны.

Самой уязвимой категорией в случаях чрезвычайных происшествий, как правило, являются дети.

В современном мире число таких детей, к сожалению, растет. Первоочередная задача в момент экстремальной ситуации – разместить детей в безопасном месте и обеспечить их всем необходимым, начиная от средств личной гигиены и заканчивая возможностью получать образование. Ведь зачастую, оказавшись на улице и потеряв крышу над головой, дети вынуждены самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым, что может привести их на путь преступности.

Основная проблема таких детей заключается в том, что очень мало внимания уделяется их переживаниям, связанных со сменой места жительства. А ведь они сталкиваются с рядом вопросов, которые непросто решаются даже взрослыми людьми. Вместе с местом жительства детям необходимо сменить школу, круг общения, привычные места отдыха и развлечений, адаптироваться в новой среде. Часто дети, оказавшиеся в экстремальной ситуации, теряют близких родственников и даже родителей. Несомненно, все они переживают утрату.

В дальнейшем такие дети испытывают трудности в общении, затрудняется их общее развитие, снижается успеваемость и интерес к жизни. Детям, попавшим в экстремальные условия, необходима квалифицированная помощь психологов в преодолении посттравматического стрессового расстройства.

4. Дети, подвергнувшиеся насилию, в том числе, в семье

Ребенок, с которым жестоко обращаются, с ранних лет живет с глубокой травмой. Причину травмы ребенок, как правило, тщательно скрывает от окружающих, боль от травмы может мучить его всю последующую жизнь.

  • физическое насилие, когда ребенка бьют, при этом на теле могут оставаться следы побоев, либо не кормят,
  • сексуальное насилие,

психологическое насилие, когда ребенка всячески унижают, изолируют, ему лгут и угрожают.

Последствия насилия:

  • у детей развиваются тревога и различные страхи,
  • дети могут быть подвержены чувству вины, испытывать стыд,
  • дети не умеют ориентироваться в своих чувствах и эмоциях,
  • во взрослой жизни дети часто сталкиваются с рядом трудностей при создании собственной семьи.

Основную роль в помощи детям-жертвам насилия играет раннее выявление этой непростой ситуации. Необходимо внимательнее относиться к окружающим нас детям, чтобы заметить, что ребенок, возможно, подавлен, расстроен.

Прежде всего, это относится к родителям ребенка. Для родителей крайне важно быть в тесном контакте со своими детьми. Очень полезно обсуждать с ребенком, чем он занимается вне дома, с кем общается, при этом важно поддерживать доверительные отношения, чтобы он не стеснялся рассказывать дома, если кто-то ведет себя с ним не так, как это принято в его семье. Необходимо обращать внимание даже на незначительные изменения в поведении ребенка. Внезапные слезы, потеря аппетита и другие перемены – веский повод для доверительного разговора. С целью предупреждения насилия над детьми можно развивать у них навыки самозащиты, играя в маленькие игры-загадки. Например, можно спрашивать: «Что бы ты сделал, если бы незнакомый человек предложил тебе покататься на машине?». Хорошее занятие для совместного время препровождения – нарисовать вместе с ребенком листки-памятки с основными правилами безопасности: не уходить с незнакомцами, не открывать незнакомцам дверь, держать родителей в курсе своего местонахождения и т.д. В частности, стоит с особым вниманием отнестись к любым проявлениям детской агрессии, направленной как на себя, так и на окружающих, постараться выявить ее причины и не дать ей усугубиться.

Самым страшным может стать для маленького человека насилие над ним в семье, когда ему кажется, что никто и никогда его не защитит, некому пожаловаться. Ведь мучители – это его самые близкие люди, родители, которые по личным причинам стали алкоголиками, наркоманами, религиозными фанатиками или являются психически нездоровыми людьми.

Большую роль в таких ситуациях играет анонимный телефон доверия, куда дети могут звонить, не испытывая страх разоблачения. Сообщать о ситуациях насилия в семье, свидетелями которых мы становимся, могут и должны все: родственники, соседи, школьные психологи и учителя.

5. Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях

Как правило, для таких детей характерно стремление к отклонению в поведении, или девиантное поведение, т.е. поведение, которое не соответствует нормам, которые приняты в обществе.

Уровни отклонения в поведении:

  • докриминальный уровень – это мелкие правонарушения, употребление алкоголя и психоактивных веществ, уходы из дома;
  • криминальный уровень – это крайний случай отклоняющегося поведения –делинквентное поведение, способное привести ребенка к уголовно наказуемым проступкам.

Причины отклонения в поведении:

  • социально-педагогическая запущенность, специфика воспитания;
  • семейное неблагополучие, вследствие чего ребенок испытывает глубокий психологический дискомфорт;
  • личностные особенности ребенка: отклонения в развитии, переходные этапы взросления;
  • недостаточная возможность для самореализации и самовыражения;
  • безнадзорность.

В помощи этой категории детей крайне важна профилактика и предупреждение проявлений девиантного поведения на ранних этапах его проявления. Здесь главная роль отводится родителям и педагогам, так как их обязанность – с должным вниманием относиться к детям. В современном мире наиболее часто встречающиеся виды отклоняющегося поведения представлены различными формами зависимостей – алкогольной, табачной, наркотической, компьютерной. Для того чтобы знать, как вести себя в ситуации, если ваш ребенок подвержен зависимостям, мы рекомендуем к просмотру следующие видеоролики:

При возникновении кризисной ситуации в жизни ребенка или в его семье необходимо как можно раньше обратиться к квалифицированным специалистам за помощью и поддержкой. Для детей, подростков, а также их родителей действует телефон доверия, по которому они могут звонить при необходимости.

На практике социальная помощь детям, которые оказались в сложной ситуации, заключается в постоянной работе с их семьями, тогда, когда она является неблагополучной. Основной вид такой помощи – социальное сопровождение малыша и его семьи. Сопровождение – социальная помощь, включающая в себя педагогическую и психологическую помощь. Сопровождение по-другому называют патронажем. Это целая комплексная система психологической, педагогической и социальной помощи, которую оказывают специалисты социальных служб. Но каждый из нас может помочь ребенку в трудной жизненной ситуации. Стоит просто остановиться, не проходить мимо и не отворачиваться от маленького человека, попавшего в беду.

Диагностика семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»

Диагностика семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.

Методы и способы отслеживания результата:

Анкетирование членов семьи;

Опрос соседей, специалистов школы, администрации;

Анализ документации (школьный журнал, характеристика и т.д..);

Диагностика детско- родительских отношений;

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (в ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ).

Дополнительно на портале по запросу » дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации «, » дети-инвалиды «, » дети с ограниченными возможностями здоровья «.

Источник: Федеральнй закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от24 июля 1998 года № 124-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 N 103-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ), глава 1,статья 1.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ОО» — это эффективное планирование образовательной деятельности, контроль качество образования, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

ДЕТИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.

Терминологический ювенологический словарь . 2005 .

Смотреть что такое «ДЕТИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.» в других словарях:

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации — дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети, оставшиеся без попечения родителей; дети инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети жертвы вооруженных и… … Официальная терминология

Ювенальная юстиция в Российской Федерации — См. также статью: Ювенальная юстиция. Ювенальная юстиция в России создававшаяся (до 2010 года включительно) в России специализированная судебно правовая система защиты прав несовершеннолетних[1]. Планировалось, что данная система должна быть… … Википедия

Ювенальная юстиция в России — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. См. также: Ювенальная юстиция Ювенальная юстиция в России создававшаяся (до 2010 года включительно) в России спец … Википедия

Социальное обслуживание населения — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Дети в трудной жизненной ситуации: методические рекомендации для библиотекарей обслуживающих детей.

Рыбак Светлана Викторовна,
заведующий отделом методической работы
ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной»

Скачать все материалы одним файлом, docX, 235 kb

Для детского библиотекаря все читатели всегда были равны. При первом знакомстве, достаточно трудно сказать в каких условиях живет ребенок, какая у него семья. Дальнейшее общение подсказывает библиотекарю кому нужно больше внимания и участия, а кому больше самостоятельности.

В 70-80-е годы ХХ века дети с ограниченными возможностями здоровья были значительно более изолированы от общества, чем в настоящее время. Если их родители считали нужным читать им книги, то сами приходили в библиотеку или брали с собой и ребенка, но в каждой библиотеке таких детей можно было пересчитать по пальцам.

В начале 80-х годов областная детская библиотека явилась инициатором движения «Культ книги – детскому дому», воплотив свою идею оказания шефской помощи библиотекам детских домов и школ-интернатов Ростовской области в проведении трех смотров их работы, безвозмездную передачу библиотечек, предоставление воспитанникам детских домов комфортных условий для чтения и досуга в стенах детской библиотеки. В 90-х годах это движение обрело девиз «Библиотека – милосердная зона». Внимание, забота детских библиотекарей стали нужны детям с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время большое внимание уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: этими проблемами занимаются государственные и общественные организации, становится более распространенным инклюзивное образование. Что же может и должна сделать детская библиотека?

Современная школа выбирает пути развития таким образом, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью смогли реализовать свое право обучаться по месту жительства, наравне со своими сверстниками, в условиях, которые учитывают их особые образовательные потребности. Но достижение социальной инклюзии и преодоление дискриминации сводится не только к обеспечению соответствующего образования. Не менее важным в этом процессе будет создание безбарьерной среды, программы поддерживаемого трудоустройства, работа по изменению общественного мнения. Какой вклад могут сделать библиотекари для успешности процесса социальной инклюзии?

На базе библиотек уже создаются тьюторские центры, заключаются договоры о сотрудничестве между библиотеками и различными организациями по вопросам детства. Но в первую очередь библиотеки осуществляют информационное обеспечение.

Определение понятия «трудная жизненная ситуация» дано в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети — инвалиды;
  • дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
  • дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • дети — жертвы насилия;
  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • дети, находящиеся в специальных учебно — воспитательных учреждениях;
  • дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • дети с отклонениями в поведении;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Детский телефон доверия

В сентябре 2010 года в Российской Федерации Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами Российской Федерации введен единый общероссийский номер телефона доверия 8-800-2000-122 .

При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки и их родители могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами уже действующих в субъектах Российской Федерации служб, оказывающих услуги по телефонному консультированию и подключенных к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия.

Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь и тайна его обращения на телефон доверия гарантируется.

Цель такой помощи – способствовать профилактике семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защите прав детей и укреплению семьи.

В Ростовской области детский телефон доверия работает круглосуточно.

В каждой детской библиотеке или библиотеке, обслуживающей детей должна быть размещена информация о таком телефоне.

Традиционно первое знакомство с читателем проходит при записи в библиотеку. От того, как встретят ребенка в библиотеке первый раз, зависит очень многое: захочет ли он рассказывать свои впечатления, делиться мнением о том, что прочитал. С читателями всех категорий проводятся беседы: рекомендательные, о прочитанном. Если ребенок интересуется определенной темой, можно составить индивидуальный план чтения.

Все это применимо в том случае, когда ребенок проживает в семье и может посещать библиотеку.

Детям, которые по разным причинам не лишены возможности посещать библиотеку может быть предложено обслуживание на дому.В первую очередь – это дети с инвалидностью. Но с такими детьми непросто работать. Как показывает опыт наших коллег из Морозовского района Ростовской области только 10 % семей, которые воспитывают детей с инвалидностью, согласились на сотрудничество с библиотекой: им приносят книги на дом, приглашают детей с родителями на массовые мероприятия.

Библиотекари и библиографы составляют рекомендательные списки литературы для детей, родителей и педагогов.

Так ЦДБ им. А.П. Гайдара «МЦБ им. Шолохова» Аксайского района подготовила списки:

  • «Лети, лети лепесток…»: Рекомендательный список книг для детей 12-14 лет.
  • «Такие разные дети»: Рекомендательный список книг для родителей и педагогов.

Детям, которые находятся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, адресована массовая работа библиотек.

Систематический характер приобрело сотрудничество ЦДБ г. Гуково с коррекционной школой-интернатом №11 VIII вида. 2 раза в месяц – они участники различных библиотечных мероприятий. Наиболее интересной в данном направлении оказалась «Неделя добра», проведенная совместно с учащимися МБОУ СОШ №24 – это время, которое библиотекари полностью посвятили воспитанникам интерната. Ребята принимали активное участие в праздниках «От улыбки хмурый день светлей», «Мир для всех», отгадывали загадки, посмотрели поучительную сценку «Как медведь трубку нашел» по книге С. Михалкова.

Сотрудники детской библиотеки им. Луначарского МБУК «Ростовская-на-Дону городская ЦБС» проводят массовые мероприятия для детей и подростков, находящихся в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. А ЦГДБ им. Ленина МБУК «Ростовская-на-Дону городская ЦБС» на протяжении многих лет сотрудничает с социальным приютом для детей и подростков «Дом Надежды», приглашая воспитанников на новогодние утренники, масленичные гулянья и другие праздники.

Более 10 лет тесной дружбы связывают ЦГДБ им.Н.К.Крупской МБУК г. Шахты «ЦБС» и реабилитационный центр «Добродея» для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья: дефектами умственного и физического развития г. Шахты.

В декабре в библиотеках Неклиновского района проходила Рождественская благотворительная акция «Передай добро», которая длится до Рождественских праздников. Работники библиотеки, читатели приносят подарки для детей с инвалидностью, детей из малообеспеченных семей и воспитанников социально-реабилитационного центра. Все подарки вручаются во время проведения мероприятий к Новому году и Рождеству.

3 декабря – Международный день инвалидов. Традиционно в этот день в детских библиотеках области проходят мероприятия.

В читальном зале отдела обслуживания детей МЦБ Неклиновского района ежегодно на праздничную программу «В кругу друзей» собираются участники объединения «Надежда» — ребята с ограниченными возможностями здоровья и попавшие в сложную жизненную ситуацию. В программе мероприятия конкурсы, игры, интерактивная викторина и беспроигрышная лотерея с призами.И, конечно же, все дети рады угощениям, которые готовят для них сотрудники библиотеки и районного общества инвалидов.

В связи с событиями на Украине во многих библиотеках Ростовской области уже ведется работа с детьми из семей беженцев и вынужденных переселенцев.

Во многих библиотеках, работающих с детьми, есть разнообразные творческие объединения: мягкая игрушка и народная кукла, бисероплетение и квиллинг, оригами и другие. Вне зависимости есть в библиотеке кружки или нет, но детям необходима возможность самовыражения, Библиотека может и должна проводить выставки творческих работ своих читателей, как в пространстве библиотеки, так и на сайте.

Когда готовились данные методические рекомендации, была опубликована следующая информация: с 1 января 2015 года вступает в силу Областной закон № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В ст. 15. гл. 5 перечислены обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, тогдагражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании. В этом законе уже нет понятия «трудная жизненная ситуация», но в работе библиотеки это ничего не меняет.

Для ребенка каждая жизненная ситуация сложная: сегодня это может быть «двойка» в школе или ссора с другом, а завтра развод родителей или смерть кого-то из близких. Этих понятий нет в списке трудных жизненных ситуаций, но помощь необходима. И эта помощь может прийти и из книг.

Важно чтобы библиотекарь сам много читал, знал детскую литературу, и смог почувствовать какую книгу нужно порекомендовать читателю именно сейчас.

К каждому ребенку нужен особый подход. Если не хватает знаний библиотекаря, на помощь придут специалисты социального обслуживания. В Приложении №1 приведен список учреждений социального обслуживания семьи и детей Ростовской области.

Предлагаю список литературы о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для удобства названия разделов взяты определения трудных жизненных ситуаций для ребенка. Если в книге затрагиваются разные ситуации, то она повторяется в разных разделах. В каждом разделе книги собраны в подразделы «Русская литература» и «Зарубежная литература», а вкаждом подразделе в алфавите авторов.

Наиболее сложным для наполнения стал раздел «Дети – жертвы насилия», в него включены несколько книг, которые в первую очередь предназначены для чтения родителям, а не детям. И если ребенок попал в такую ситуацию, то ему должны помогать близкие люди и профессиональные психологи. Список этих книг не публикуется, и может быть получен библиотекарями по запросу по электронной почте библиотеки.

В предлагаемый список вошла только часть рассказов, повестей и романов о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Приглашаю коллег дополнить список. Для этого можно присылать библиографическое описание книги и аннотацию на адрес Ростовской областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной: [email protected] или [email protected] .

Что важно знать при общении с ребенком,
имеющим отклонения в психофизическом развитии?

Инна Сергеевна Володина,
кандидат психологических наук, доцент,
заведующая кафедрой специальной и практической психологии
Педагогического института ЮФУ г. Ростова-на-Дону

Общение взрослого с ребенком, имеющим какие-либо отклонения в психофизическом развитии, практически всегда представляет проблему: трудно бывает понять, чем вызваны те или иные реакции ребенка, сложно прогнозировать его поведение. В свою очередь, неудачи в общении зачастую вызывают у взрослого чувство неудовлетворенности, эмоционального напряжения. Почему же возникают трудности в общении с таким ребенком?

Прежде чем перейти к специфическим аспектам, попробуем разобраться с некоторыми важными понятиями. В современной социальной психологии для обозначения участника ситуации проблемного общения используется термин «субъект затрудненного общения» (В.А. Лабунская). Так обозначается человек, который во время общения «демонстрирует непонимание, неадекватную оценку как собственных возможностей, интересов, потребностей, так и возможностей, интересов, потребностей другого, искажает действительность». Важно при этом, что такой человек может не только демонстрировать, но и действительно испытывать затруднения в решении столь сложной задачи – понимании, оценке интересов, потребностей партнера (впрочем как и своих собственных). В ситуации общения для него характерны поверхностность, неадекватность, манипулятивность, стремление дистанцироваться.

Анализ причин, по которым человек становится субъектом затрудненного общения, показывает, что здесь действуют несколько факторов:

  • представления о личности субъекта затрудненного и оптимального общения, которые сложились в социальной культурной среде
  • стереотипы
  • ожидания
  • стигмы
  • низкий уровень коммуникативной компетентности
  • отсутствие навыков общения, охватывающих его разнообразные стороны
  • конфликтогенные характеристики личности

Из этого перечня видно, что в происхождении проблемного характера общения роль играют не только характеристики, присущие самому субъекту, но и особенности другой стороны – партнера по взаимодействию. Действительно, отношение к партнеру, избираемый стиль общения, характер осуществляемых действий во многом определяется существующим в нашем сознании образом партнера, как представителя определенной возрастной, социальной или культурной группы. Другими словами, ориентируясь на некоторые обобщенные характеристики, мы готовы приписывать конкретному человеку какие-либо качества и свойства и заранее воспринимаем его как трудного партнера.

Если говорить о ребенке с отклонениями в психофизическом развитии, то следует конкретизировать препятствия к адекватному восприятию личности такого ребенка (и как следствию – общению) со стороны партнера – взрослого. К ним относятся:

Стиль общения – в общении с другим человеком мы практически всегда придерживаемся того или иного стиля взаимодействия («говорить как с ребенком», «общаться на равных», исполнять роли «начальник-подчиненный» и пр.) в зависимости от ситуации и тех особенностей, которые мы «видим и предполагаем» в нашем партнере. Очевидно, что стили отличаются друг от друга по разным качествам: степени нашей активности в общении, репертуару используемых средств (слова и «невербальные средства» — жесты, расстояние, на котором мы находимся по отношению к партнеру и др.). В общении с ребенком с отклонениями в развитии взрослые часто используют стиль, характеристики которого говорят о доминирующей позиции взрослого, оставляя при этом мало места для активности самого ребенка (стоять над сидящим ребенком, говорить нарочито громко, придерживаться своего выбора при «имитации» заинтересованности). Еще один распространенный стиль можно условно назвать «сочувствие к бедняжке»: здесь взрослый всеми средствами демонстрирует готовность учесть (и предвидеть) все мыслимые трудности, с которыми сталкивается ребенок. В этом случае можно говорить о различных проявлениях снисходительности («я же понимаю, что тебе трудно, давай я сделаю это сам», «что бы ты не сделал – это так прекрасно!» и т.д.), особых интонациях с преувеличенной эмоциональностью – «как с маленьким». Закономерно, что ребенок с отклонениями в развитии (как и любой другой) ведет себя соответственно: не проявляет собственной инициативы, стремится получить одобрение, а не удовольствие от общения.

Готовность к «недостаткам». Как будет показано ниже, детям с отклонениями в развитии присущи различные особенности умственного, эмоционального, речевого развития. Эти особенности объективно связаны физическим или умственным дефектом и выявлены в многочисленных специальных психолого-педагогических исследованиях, это очевидно. В то же время еще одним ключевым положением дефектологии является идея о том, что ребенок с отклонениями в развитии не может характеризоваться одними недостатками (дефектами). Л.С. Выготский еще в начале ХХ века писал: «Мы тщательно изучаем крупицы Дефекта, те золотники болезни, которые встречаются у ненормальных детей, — столько-то слепоты, столько-то глухоты, столько-то катаров евстахиевой трубы, столько-то извращений вкуса и т. д. — и не замечаем тех пудов здоровья, которые заложены в каждом детском организме, каким бы дефектом он ни страдал». В обыденном (повседневном) общении эта линия тоже прослеживается: зная, что у ребенка есть те или иные нарушения, мы заранее настраиваем себя на обязательную «встречу» именно с ними: «все равно не поймет», «ему это будет неинтересно», «что хорошего может произойти – он ведь больной ребенок» и т.д. Настрой на общение «здесь и сейчас», восприятие ребенка с нарушениями развития в совокупности его интересов, достижений – необходимое условие продуктивного взаимодействия.

Игнорирование взрослым актуальных потребностей ребенка. Взрослый выстраивает ситуацию общения с ребенком, исходя из разных соображений. Если речь идет о ребенке, умеющим говорить, следовать установленным правилам, контролировать свои эмоциональные реакции, то в общении чаще всего учитываются его интересы и потребности. В случае «особого ребенка» из-за проблем в развитии может возникать их игнорирование: «я взрослый здоровый человек, и я лучше знаю, что ему полезнее и важнее». Так ребенок лишается возможности учиться делать собственный выбор, принимать решение, чувствовать себя значимым. Существует еще важный момент, определяющий успешность общения с «особым ребенком». Его поведение в определенной ситуации может определяться потребностями, осознать которые и заявить о них он не всегда может. Желание пить, есть, непереносимость какого-то температурного режима (слишком жарко), чувствительность к громким звукам (голос взрослого, музыка, смех), например, ребенок может даже не осознавать. Взрослый партнер по общению, игнорирующий такие базовые потребности, может быть неприятно удивлен проявлением незаинтересованности, а то и бурного протеста со стороны ребенка в ответ на «захватывающее», с точки зрения взрослого, предложение пообщаться, поиграть и т.д.

Переживание неудовлетворенности общением. Процесс общения часто определяется нашими ожиданиями: зная, что человек находится в трудной ситуации, мы говорим утешительные слова, рассчитывая, что это улучшит его состояние. Нам важно получать обратную связь, и мы чувствуем удовлетворение, когда наши ожидания оправдываются. Однако бывают ситуации, что наши ожидания не находят подтверждения: в ответ на располагающий тон, тщательно подобранные слова в ответ можно получить неожиданную реакцию, неприятную для нас («ой, отстаньте со своими пожеланиями», «что Вы-то об этом знаете?» и пр.). Как результат, у нас остается чувство неудовлетворенности, причины которого мы иногда пытаемся объяснить своей собственной некомпетентностью, недостаточной чувствительностью. В итоге мы стараемся свести к минимуму общение с человеком, в общении с которым наши ожидания не оправдываются. Если говорить об общении с ребенком с нарушениями в психофизическом развитии, чувство неудовлетворенности может возникать очень часто: ребенок игнорирует интересное предложение, с ним не складываются доверительные отношения, он не проявляет благодарности в ответ на проявленную заботу. Здесь важно помнить, что подобные и многочисленные другие проявления обратной связи со стороны ребенка могут быть связаны не только с нами лично. Его поведение может быть обусловлено, тем, что предлагаемое ему непонятно, он может себя плохо чувствовать и не быть готовым к активному взаимодействию, ему трудно регулировать свои импульсивные реакции и он кричит, несмотря на благожелательно высказанное замечание вести себя тише. Ожидание быстрого, видимого результата идет в разрез с пониманием ребенка как целостной, автономной личности, имеющей свои особенности в сфере возможностей, потребностей и ограничений.

Собственные конфликтогенные особенности. В общении всегда участвуют, как минимум, два человека, каждый из которых наделен различными особенностями, влияющими на ход взаимодействия. Некоторые из таких особенностей общение могут существенно осложнять, другими словами, провоцировать конфликтную ситуацию. Стремление к постоянному доминированию, недостаточная чуткость к интересам партнера, склонность видеть причины неудач исключительно в его намерениях и действиях – качества, создающие благоприятную почву для затрудненного общения, в том числе, и с ребенком, имеющим нарушения психофизического развития.

Таким образом, мы видим, что проблемы в общении с ребенком, имеющим отклонения в психофизическом развитии могут быть предотвращены в большей или меньшей степени при условии внимания к собственным установкам, ожиданиям и поведению в ситуации взаимодействия.

Целесообразность действий в общении очевидно связано с адекватностью представлений о партнере. Какие же особенности, присущие ребенку с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать при общении?

В специальной психологии выделяют следующие особенности, характерные в большей или меньшей степени для всех детей с отклоняющимся психофизическим развитием независимо от характера нарушения:

Трудности приема, переработки и воспроизведения информации. Это касается информации разной модальности (слуховой, зрительной, тактильной) и разной сложности (от простых зрительных стимулов, например, букв в книге, до сложных, таких как данные о каком-нибудь предмете или явлении). Выражаются эти трудности в замедлении реакции, неточности понимания, восприятия отдельных свойств изучаемого объекта вместо целостного образа. Ребенку с отклонениями в развитии может быть недостаточно слушать, обязательным для него может стать зрительное подкрепление (иллюстрация, рисунок, схема). Важно уточнять, как именно понял ребенок сказанное ему, при необходимости снабжать его, так называемыми, внешними опорами. Например, при объяснении необходимости вовремя сдать книгу, отметить на календарике нужное число, посчитать вместе с ним оставшиеся дни, уточнить день недели и т.д.

Эмоционально-волевая незрелость. Практически всем детям с отклонениями в развитии присущи трудности в регуляции своих эмоций. Проявляться такие трудности могут по-разному: склонности к бурным протестам, истерикам, импульсивности реакций («захотел – схватил»). Возможен и «более спокойный» вариант – отсутствие какой-либо заинтересованности (в собеседнике, предлагаемой теме для разговора), пассивность, выключенность из ситуации, отстраненность. В обоих случаях детям трудно вступать в контакт, поддерживать партнерские отношения, адекватно, сообразно культурным нормам проявлять собственные эмоции и распознавать их в других, контролировать, выражать свое желание, ждать своей очереди, ориентироваться на правила. Важно помнить, что такие особенности связаны не только с возможными дефектами воспитания, но и с объективными проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы. Четкий, понятный ребенку распорядок, доступные для него правила, требования к поведению, разумные ограничения вместо строгих запретов – важнейшие условия общения, которые позволяют при систематическом подходе уменьшить интенсивность негативных эмоциональных проявлений.

Трудности в словесном опосредствовании своего опыта. Словесное опосредствование «включает и обозначение словом предметов и явлений окружающего мира, и вызывание реакции с помощью речевого приказа или инструкции, и обобщение субъектом как собственных действий, так и событий во внешней среде, т. е. объединяет различные формы взаимодействия человека со средой, осуществляющиеся с участием его словесной системы, слова» (В.И. Лубовский, 1978). В ситуации общения это может выражаться в непонимании обращенной речи, отсутствие адекватной реакции на обращение, сложностях формулирования своих мыслей, впечатлений. Часто встречается неточное понимание и использование слов в собственной речи. Например, мальчик, описывая плохое настроение, постоянно использует слово «категорическое», что несколько затрудняет понимание ситуации. Ребенок может понимать значение двух отдельных слов, но может не понимать, что они означают, как словосочетания (знает, что такое «туча» и «стая», но не может понять, что такое «стая туч»). Дети воспринимают буквально значение фразеологических оборотов («золотые руки», «как снег на голову», «белая ворона), пословиц и поговорок. Ребенок может испытывать трудности в понимании сложных логико-грамматических конструкций («следующий за. », «идущий перед. », «выше чем. » и т. д.). Важно, что при умении бегло читать, дети могут не понимать подтекста, причинно-следственных связей, испытывать значительные трудности при пересказе.

Дефицит опыта эффективной коммуникации. Для того, чтобы ребенок умел общаться (инициировать общение, слушать другого, обращаться к нему, адекватно вести себя в конфликтной ситуации и т.д.), прежде всего, нужно, чтобы у ребенка была соответствующая возможность. Во взаимодействии с родителями (чем сейчас заняться, что делать, если каша надоела, очень хочется надеть именно эту майку и пр.), а также в активном и разнообразном общении с другими детьми (выбрать игру, поделиться игрушкой, поспорить и пр.) ребенок приобретает качества, которые в итоге определяют его как в разной мере эффективного участника общения. Дети с отклонениями в психофизическом развитии такой плодотворной почвы зачастую лишены. Во взаимодействии с родителями ситуации спонтанного общения могут возникать значительно реже, чем ситуации «целенаправленного обучения» («ребенка учат говорить, но не учат разговаривать»). Кроме того, для развития коммуникативных качеств важно, чтобы ребенок имел опыт не только беспроблемного общения: чтобы научиться мириться, договариваться, нужно прежде всего поссориться. Приобретению такого опыта часто препятствует излишне оберегающая (хотя и понятная) позиция родителей, ограниченность опыта общения с другими детьми на игровых площадках, группах детского сада, в школьном классе (в случае домашнего обучения).

Низкая коммуникативная компетентность — закономерное следствие всех предыдущих пунктов. Некомпетентность в общении проявляется в том, что ребенок не ориентируется в различных ситуациях общения: например, обращается к незнакомому взрослому на «ты», что ошибочно можно оценить как фамильярность и невоспитанность; не чувствует опасности и затевает ссору с гораздо более старшим и физически сильным соперником. Сложности ориентации могут выражаться и в неумении понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно на него реагировать. Известен случай, когда ребенок рассмеялся в ответ на слёзы матери, но не потому, что был бессердечен. Причина такой странной реакции – в выделении ребенком в качестве ключевых признаков ситуации покраснение лица и «вода из глаз», тогда как оценить всю ситуацию целиком, увидеть причинно-следственные связи он не смог. Общение ребенка с другим человеком, понимающим подобные затруднения, готового к совместному детальному анализу эмоциональных состояний (своих и других людей), использующим приемы ведения диалога и разрешения конфликтных ситуаций может выступать значительным ресурсом для развития коммуникативной компетентности ребенка с отклонениями психофизического развития.

На самом деле, важность полноценного общения трудно переоценить. И это касается любого ребенка независимо от уровня его физических и умственных возможностей. Восприятие его как личности, обладающей правом на собственный выбор, понимание его трудностей и причин, их обусловивших – необходимое условие построения диалога с ребенком. Опыт такого конструктивного общения со взрослым еще является и своеобразной школой для ребенка, в которой ребенок учится регулировать свое эмоциональное состояние, договариваться с другим человеком, понимать ценность иной, отличной от собственной, точки зрения. С другой стороны, трудности, возникающие в общении с ребенком, могут стать хорошим поводом для саморазвития и со стороны взрослого.

Список учреждений
социального обслуживания семьи и детей Ростовской области

Другие статьи

  • Куда обращаться за начислением пособия по уходу за ребёнком Пособие по уходу за ребенком-инвалидом Кому полагается пособие по уходу (ребёнок — инвалид)? Пособие по уходу (ребенок — инвалид) выплачивается людям, непосредственно осуществляющим уход, и независимо от отношений, в которых они находятся с подопечным. То есть, чтобы […]
  • Как рассчитать пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2019 году Пособия по беременности и уходу за ребенком вырастут в Удмуртии Максимальный размер месячных выплат составит 26 тысяч рублей С 1 января 2019 года максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет вырастет до 26 тысяч рублей. Об этом […]
  • Можно ли ребенку 2 лет арбидол Как детям принимать Арбидол? Как известно, у любого медпрепарата имеются свои противопоказания. Именно поэтому становятся обоснованными сомнения родителей по поводу того, можно ли давать Арбидол детям и как его принимать. Что касается противопоказаний, то для данного […]
  • Сколько оплачивают по уходу за ребенком до 3 лет с 2019 года Сколько платят пособия по уходу за ребёнком до 1.5 лет в 2019 году? Какой размер денег? В 2019 году изменится размер ежемесячного пособия на детей до 1,5 лет. Размер пособия на детей, рожденных в 2019 году увеличится с 4465 до 4512 рублей, максимальная с 24536 до […]
  • Тауфон можно ли капать детям Сообщения: 8965 Зарегистрирован: 03 сен 2011, 08:39 Поблагодарили: 0 раз Город: Москва Специализация: Общая офтальмология Стаж работы: 26-30 Гость 30 апр 2014, 17:06 Тауфон Здравствуйте, моему ребенку 6 месяцев, на осмотре у окулиста нам сказали что зрение -2, и […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
Смотрите так же:  Пособие по уходу за ребенком до 3-х лет в украине 2019