Дети с приобретенным слабоумием

Деменция у детей

Деменция является приобретенным слабоумием, которое характеризуется патологическими процессами в головном мозге. Больной деменцией утрачивает уже полученные знания и навыки и не может дальше познавать мир. Деменция в большинстве случаев встречается в пожилом возрасте и называется «старческим маразмом». Однако, нередки случаи развития патологии (задержка психического развития, олигофрения, когнитивные нарушения и т.п.) и в детском возрасте. В Москве опытные специалисты Юсуповской больницы проведут диагностику и подберут оптимальную терапию при деменции, где осуществляется комплексный подход в лечении пациентов от 18 лет.

Причины деменции у детей

Деменция представляет собой острое психическое нарушение, которое возникает вследствие различных поражений головного мозга. При деменции происходит распад уже сложившегося интеллекта. В медицине обычно выделяется прогрессирующая и органическая деменция у детей.

Прогрессирующая деменция у детей – это стабильное ухудшение состояния головного мозга пациента. Для этой формы деменции характерно нарастание симптоматики по мере прогрессирования основного заболевания. Чаще всего прогрессирующая деменция развивается в следующих случаях:

  • генетических заболеваний (болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Лафора, синдром Санфилиппо). Симптомы врожденных патологий могут проявляться через несколько лет после рождения ребенка;
  • сосудистая деменция — нарушение работы сосудов головного мозга и шейного отдела, в результате чего нейроны не получают необходимые питательные вещества;
  • заболевания спинного мозга;
  • синдром приобретенного иммунодефицита.

Органическая деменция у детей является осложнением определенных заболеваний. При органической деменции наблюдаются стабильные нарушения работы головного мозга без дальнейшего усугубления. Причиной развития органической деменции являются:

  • инфекционные заболевания менингит, энцефалит;
  • черепно-мозговая травма;
  • интоксикация лекарственными веществами.

Следует отметить, что приобретенное вследствие травм или инфекций психическое недоразвитие ребенка называют олигофренией и иногда эту патологию путают с деменцией. Данные состояния отличаются тем, что при олигофрении страдает вся психическая деятельность человека, а при деменции нарушаются уже частично сформированные функции мышления.

Симптомы деменции у детей

Задержка психиеского развития у детей может проявиться в 2 или 3-летнем возрасте. Ее отличительными признаками будут:

  • нарушение мыслительной деятельности;
  • отсутствие критического мышления;
  • нарушения памяти;
  • нарушение речи: уменьшается словарный запас, забываются значения слов;
  • снижение внимания и концентрации;
  • расстройства зрения и слуха;
  • выраженные нарушения эмоционального характера: тревога, страх, резкая смена настроения, депрессия, апатии, равнодушие, угасает привязанность к близким;
  • импульсивные действия, ослабление инстинкта самосохранения;
  • неадекватное поведение в различных ситуациях;
  • утрата ранее приобретенных навыков;
  • затруднения в самообслуживании;
  • угасают коммуникативные навыки.

При генетических заболеваниях патология может дать о себе знать только в подростковом возрасте.

При болезни Лафора происходит нарушение моторики, возникают судорожные припадки. Деменция в этом случае быстро прогрессирует. Клетки головного мозга, кожи и мышц подвергаются разрушительному действию микроскопических структур – телец Лафора.

Раннее обнаружение заболевания, которое приводит к деменции, значительно улучшает результат терапии. Полностью вылечить пациента пока нет возможности, однако можно значительно улучшить его состояние и замедлить прогрессирование процесса.

Диагностика деменции у детей

Для выявления различных психоневрологических заболеваний рекомендуется проходить профилактический осмотр невролога с самого рождения малыша. Особенно, если ранее в семье встречались случаи заболеваний с деменцией.

Вовремя диагностировать деменцию может только специалист. При подозрении на развитие патологии проводят несколько специфических тестов, которые помогут определить состояние когнитивных функций. Назначают методы инструментального обследования: МРТ и резонансное сканирование головного мозга. Результаты обследования покажут степень поражения мозга. Дополнительно назначают биохимический анализ крови.

При диагностике деменции у детей учитывается общее состояние здоровья ребенка, его особенности, а также берется во внимание наследственный фактор. Эти данные помогут выбрать наиболее оптимальную тактику лечения. Ребенок проходит всестороннее обследование, поэтому он должен наблюдаться у невролога, психиатра и педиатра.

Лечение деменции

Лечение деменции проводятся комплексно несколькими специалистами — квалифицированными неврологами с большим опытом лечения данной патологии. Процесс лечения долгий и даже в этом случае не достигается полное лечение деменции. Терапия позволяет снизить клинические проявления и значительно улучшить качество жизни пациента.

Лечение будет зависеть от причины развития деменции и состояния больного. Из медикаментов используют препараты, которые улучшают кровоток в головном мозге и налаживают обменные процессы в его клетках. Для терапии деменции назначают психостимуляторы и ноотропные вещества. Они помогают нормализовать поведение пациента, благотворно влияют на память, умственную деятельность и способность обучаться.

Терапию деменции у детей лучше всего выполнять в домашних условиях. Для этого родители проходят курс обучения и получают всю необходимую информацию по уходу и методам реабилитации пациента. В Юсуповской больнице родителей проконсультируют врачи высшей категории. Работа профессионалов позволяет замедлить процесс развития патологии, восстановить некоторые утраченные функции и получить максимальные результаты. Лечение деменции в Юсуповской больнице можно выполнять как в стационаре, так и на дому. В любом случае родители маленьких пациентов всегда будут иметь поддержку опытных специалистов.

Обратиться за помощью и получить консультацию специалистов можно по телефону.

Приобретенное слабоумие

Если олигофрены по интеллекту — это «нищие от рождения», то страдающие деменцией — «разорившиеся богачи». Деменция это малоумие, развившееся в результате каких-то заболеваний, при этом отмечается угасание интеллекта. При деменции прежде всего страдает творческое мышление, теряется способность к абстрактным рассуждениям.

По клиническим проявлениям выделяют органическую, апатическую (шизофреническую) и эпилептическую деменцию.

Органическая деменция выражается в слабоумии, вызванном органическими заболеваниями головного мозга (черепно-мозговые травмы, сосудистые заболевания, атрофический, сифилитический процесс, СПИД, старческие психозы). Органическое слабоумие делится на тотальное (диффузное) и парциальное (частичное, очаговое, дисмнестическое, лакунарное). Тотальное слабоумие проявляется одновременным поражением всех форм познавательной деятельности: мышления, памяти, внимания, чувств и т.д. При этом крайне затруднено или полностью отсутствует образование абстракций, грубо нарушается логическое мышление, резко снижается запас знаний, выражение страдает память (теряется способность запоминать текущие и воспроизводить прошлые события). Утрачивается критика, суждения и поступки становятся нелепыми. Неуклонно ослабевают высшие чувства, теряется критический контроль над низшими, связанными с инстинктами, эмоциями.

Тотальное слабоумие характерно для прогрессивного паралича, старческого слабоумия, болезни Пика, некоторых опухолей головного мозга, тяжелых черепно-мозговых травм.

Парциальное слабоумие характеризуется поражением лишь отдельных сторон познавательного процесса — т. е. памяти и эмоциональной сферы при относительной сохранности критики, высших чувств и навыков социального поведения. Больным трудно усваивать новое, но старые знания, особенно профессиональные, могут сохраняться достаточно долго. Критически оценивая состояние своей памяти, они постоянно пользуются записной книжкой, где заранее написан план на целый день. Больные не совершают нелепых действий, их интеллект в основном не страдает, социальные контакты сохранены.

Парциальное слабоумие встречается при церебросклерозе, гипертонической болезни, сифилисе мозга.

Апатическое (шизофреническое) слабоумие характеризуется бездеятельностью, снижением инициативности, характерно прогрессирующее снижение интереса ко всему (за исключением собственной личности), нарастание безволия и углубление аутистической замкнутости. Однако больной периодически может справляться со сложными задачами, это свидетельствует о том, что истинного снижения интеллекта, вероятно, не происходит (так называемая интенсификация инкапсуляции). Относительная сохранность мнестических и интеллектуальных функций тем не менее никак не способствует социально-трудовой адаптации в связи с диссоциацией мыслительных и эмоционально-волевых импульсов, из-за этого больные остаются пассивными, безразличными и беспомощными. Этот вид слабоумия, как следует из его названия, весьма характерен для шизофрении.

Эпилептическое (концентрическое) слабоумие чаще всего проявляется при эпилепсии, хотя может встречаться и при различных органических заболеваниях головного мозга. Для этого вида деменции характерны выраженные нарушения памяти в сочетании со своеобразными изменениями мышления в виде инертности мыслительных процессов, их тугоподвижности, вязкости, «лабиринтности», неспособности отграничить главное от второстепенного. Круг интересов замыкается на собственной персоне, удовлетворении собственных инстинктов, окружающие оцениваются сугубо через призму собственного «Я». В противном случае выявляется выраженная мстительная злопамятность, злобность, конфликтность, агрессивность и экстрапунитивные реакции реагирования.

Важным симптомокомплексом, свидетельствующем о нарастании деменции, является так называемый психоорганический (энцефалопатический, органический) синдром. Он состоит из триады симптомов Вальтера-Бьюеля и включает в себя: эмоциональную лабильность, или недержание эмоций; выраженные расстройства памяти; снижение интеллекта. Больные с этим видом патологии несколько растерянны, беспомощны в решении простейших задач, не могут собраться и сконцентрировать свое внимание, фиксационная амнезия не позволяет им воспринимать новую информацию, они дезориентированы в месте и времени; у них отмечается значительное падение не только умственной, но и физической работоспособности, они легко переходят от улыбки и смеха к слезам по совершенно незначительному поводу. В динамике этого синдрома выделяют астенический, эксплозивный, эйфорический и апатический этапы. На конечном этапе этот синдром клинически не отличим от апатической деменции. На первых трех этапах психоорганический синдром сопровождается психопатоподобными характерологическими расстройствами поведения и различной неврологической симптоматикой. Этот синдром, как правило, необратим, он может встречаться при опухолях головного мозга, интракраниальных инфекциях, травмах черепа, церебросклерозе, сифилитическом поражении мозга, при болезни Пика, Альцгеймера, алкоголизме, наркоманиях, некоторых соматогениях.

Смотрите так же:  Синдромы дауна аутизма

6.3. Поврежденное психическое развитие. Дети с приобретенным слабоумием

К поврежденному психическому развитию относится органичес­кая деменция — приобретенное слабоумие. В отличие от олигоф­рении деменция возникает либо начинает грубо прогрессировать в возрасте 2—3 лет. Этим временным фактором в значительной мере определяется отличие патогенеза и клинико-психологи-ческой структуры деменции от олигофрении (врожденного малоумия). К 2—3-летнему возрасту значительная часть мозговых структур уже сформирована, поэтому воздействие патогенных факторов вызывает их повреждение, а не только недоразвитие. Задержка же психического развития церебрально-органичес­кого генеза от органической деменции отличается значительно меньшей областью поражения нервной системы.

К приобретенному слабоумию (снижению интеллекта) при­водит шизофрения, эпилепсия, а также органические заболева­ния, при которых разрушается вещество головного мозга (со­судистые или воспалительные заболевания головного мозга, тяжелые черепно-мозговые травмы).

При шизофреническом снижении интеллекта никогда не на­блюдается грубых расстройств памяти, дефект чаще всего каса­ется эмоциональной сферы и мышления. В данном случае наблю­дается распад единства и целостности психических процессов.

При эпилепсии на первый план выступают изменения мыш­ления — чрезмерная обстоятельность, вязкость, тугоподвижность, превалирование элемента конкретно- описательного над понятийно-обобщающим.

Различают в зависимости от динамики болезненного процесса «резидуальную» органическую деменцию (нарушение интеллекта представляет собой остаточное явление поражения мозга) и про­грессирующую (вызываемую текущим органическим процессом).

Фактор динамики болезненного процесса имеет решающее значение для возможности психического развития 1 . Поэтому тяжелая прогрессирующая деменция, возникшая в детском воз­расте, не может быть отнесена к аномалиям развития, так как идет нарастающий распад психических функций. Об аномальном же развитии, связанном с деменцией, можно говорить примени­тельно только к резидуальной, когда приостановка болезненного процесса дает еще определенные возможности для развития.

По данным исследований, клинико-психологическая кар­тина резидуальной органической деменции будет различной в зависимости от возраста, когда возникло заболевание мозга.

При заболевании в старшем дошкольном возрасте наибо­лее выражено искажение игровой деятельности: ее стереотип­ность, однообразие. Если же заболевание возникло в младшем школьном возрасте, то мы имеем довольно сохранную речь, элементарные учебные навыки. Но в то же время наблюдается резкое снижение интеллектуальной работоспособности и учеб­ной деятельности б целом.

Таким образом, в структуре поврежденного психического развития будут иметь место сочетание явлений регресса ряда психических функций со стойкой их фиксацией на более ран­них этапах развития.

1 Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. М.:

6.4. Состав учащихся специального (коррекционного) образовательного учреждения1

Основной контингент учащихся коррекционного учреждения VIII вида составляют умственно отсталые дети. Основной за­дачей данного учреждения является обучение и воспитание де­тей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для после­дующей интеграции в обществе.

Ряд исследователей пытались классифицировать олигофре­нию по этиологическому принципу или локализации поражения. Наиболее приемлемой для решения задач олигофренопе­дагогики считается классификация, разработанная известным отечественным дефектологом М. С. Певзнер. В основу этой классификации положен клинико-патогенетический подход. Клиническая картина олигофрении определяется особеннос­тями патогенеза, который включает в себя сумму факторов и их взаимодействие: этиология, характер болезненного процесса, его распространение и время поражения (последнее имеет осо­бое значение по отношению к детям).

Исходя из патогенеза, М. С. Певзнер выделяет четыре формы олигофрении.

Основная форма характеризуется диффузным, но относи­тельно поверхностным поражением коры полушарий головного мозга при сохранности подкорковых образований и отсутствии изменений со стороны ликвообращения. Клинические исследо­вания показывают, что у этой категории детей деятельность орга­нов чувств грубо не нарушена: не отмечается грубых нарушений в эмоционально-волевой сфере, в двигательной сфере, речи. Эти особенности сочетаются с недоразвитием всей познавательной деятельности. Дети часто не осознают поставленной перед ними задачи и заменяют ее решение другими видами деятельности. Они не понимают основного смысла сюжетных картинок, не мо­гут установить систему связей в серии последовательных карти­нок или понять рассказ со скрытым смыслом. Низкий уровень

1 Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990. С.50-57.

развития абстрактного мышления особенно отчетливо прояв­ляется при необходимости установления сложных систем при­чинно-следственных связей между предметами и явлениями.

Инертность и тугоподвижность мышления играют особую роль в возникновении основного симптома при олигофрении данной формы. Ряд коррекционно-воспитательных мероприя­тий, направленных на преодоление инертности, с самых ран­них пор должен сыграть исключительную роль в стимуляции развития таких детей.

От основной формы олигофрении заметно отличается оли­гофрения с выраженными нейродинамическими нарушени­ями. Это быстро возбудимые, расторможенные, недисципли­нированные дети с резким снижением работоспособности или крайне вялые и заторможенные. Это вызвано нарушением ба­ланса между процессами возбуждения и процессами торможе­ния в нервной системе.

В процессе школьного обучения выявляются трудности, воз­никающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом за­дании. В письме это пропуски, перестановки, персеверации, при устном счете — плохое и фрагментарное выполнение задания.

Специфическими чертами детей-олигофренов с преоблада­ющим торможением являются вялость, медлительность, затор­моженность в моторике, в характере познавательной деятель­ности, поведения в целом. Работая с такими детьми, целесооб­разно использовать приемы, которые способствуют повышению их активности. Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятель­ность, поощряя даже самые незначительные успехи. Правильно организованная учебно-воспитательная и лечебная работа поз­воляет этим детям достигать значительных успехов.

Среди детей-олигофренов есть дети, у которых наряду с не­доразвитием сложных форм познавательной деятельности от­мечается также и нарушенная речь. Специфической особеннос­тью патогенеза этой формы является сочетание диффузного поражения с более глубокими поражениями в области речевых зон левого полушария,

У этих детей отмечается апраксия губ и языка. В дальнейшем страдает и сенсорная сторона речи. При достаточной остроте слуха эти дети не различают близкие по характеру звуки (фонемы), не могут выделить отдельные звуки из плавной речи, плохо диф­ференцируют сложные звуковые комплексы, т. е. имеют стойкое нарушение фонетико-фонематического слуха. Естественно, это ведет к нарушению звуко буквенного анализа, что, в свою очередь, сказывается на овладении грамотой и письменной речью.

Не меньшее значение имеют и те формы олигофрении, при которых диффузное поражение коры головного мозга сочета­ется с локальными поражениями в теменно-затылочной об­ласти левого полушария. В этих случаях клиническая картина олигофрении является крайне сложной, ибо она складывается из сочетания недоразвитого мышления с нарушением про­странственного восприятия. При этой форме олигофрении дети испытывают значительные затруднения даже при осваи­вании простейших счетных операций.

Последнюю группу детей-олигофренов составляют дети, у которых на фоне недоразвития познавательной деятельности отчетливо выступает недоразвитие личности в целом. В этих случаях резко изменена вся система потребностей и навыков, присутствуют патологические наклонности. Основная патоло­гическая особенность этом случае заключается в том, что диф­фузное поражение коры головного мозга сочетается с преиму­щественным недоразвитием лобных долей. При исследовании этих детей выявляется грубое своеобразное нарушение мото­рики: движения их неуклюжи, неловки, дети не могут себя об­служить. У некоторых отмечается столь резкое изменение по­ходки, что можно говорить об апраксии ходьбы.

Движения плохо или почти не автоматизированы. Специфи­ческой особенностью этих детей является разрыв между произ­вольными и спонтанными движениями. Так, при полной невоз­можности выполнить какие-либо движения по инструкции, эти же движения дети могут выполнить спонтанно. Особенности моторики этих детей дают основания предполагать, что недо­развитие лобной коры, расположенной перед моторным полем и над подкорковыми двигательными узлами, приводит к нару-

шению организации движения на более высоком функциональ­ном уровне. У этих детей также отмечаются своеобразные из­менения поведения. Они некритичны, неадекватно оценивают ситуацию, лишены элементарных форм застенчивости, необид­чивы. Поведение их лишено стойких мотивов. При полной со­хранности сенсорной и моторной стороны речи у таких детей отмечается склонность к подражанию речи взрослых («резо­нерство»). Особенно нарушается регулирующая функция речи, которая играет важную роль в формировании и дифференциа­ции мотивов, эмоционально-волевой сферы личности в целом. В некоторых случаях при олигофрении выявляются такие формы, при которых имеет место сочетание общего интеллек­туального недоразвития с выраженными психопатическими формами поведения. Это наиболее трудные в воспитательном плане дети. Грубые со сверстниками и старшими, недисципли­нированные, нередко имеющие патологические влечения, они не умеют регулировать свое поведение общепринятыми мо­рально-этическими нормами. Патогенетически эта форма оли­гофрении характеризуется сочетанием диффузного поражения коры полушарий головного мозга с наличием подкорковых оча­гов, что, как правило, подтверждается электроэнцефалографи­ческими методами исследования.

Кроме описанных выше основных форм олигофрении среди учащихся коррекционного учреждения встречаются дети с бо­лее редкими формами олигофрении, а также дети, умственная отсталость которых вызвана неолигофренической этиологией. Остановимся на некоторых из них.

Смотрите так же:  Психоз как помочь

Олигофрения при аномалиях половых хромосом. Кли­ника олигофрении при хромосомных нарушениях имеет осо­бенности в физической и психической сферах. Сочетание ряда соматических признаков, психопатических синдромов, тип ди­намики соматических и психических нарушений создают опре­деленную специфику клинической картины.

Олигофрения при синдроме Клайнфельтера. Данный син­дром встречается только у мужчин. Кариотип таких больных представлен 47 хромосомами за счет дополнительной Х-хромосомы (47ХХУ).

Для внешнего облика больных с синдромом Клайнфельтера характерны феминные (женские) черты: нежная кожа лица с пушком вместо оволосения, округлый подбородок, высокий рост с евнухоидными пропорциями телосложения. Имеется не­доразвитие половых желез и бесплодие. Наблюдаются диспла-зии (искривление и укорочение средней фаланги мизинцев, не­правильный рост зубов, деформация ушных раковин, готическое небо, неправильные формы черепа), иногда грубые деформации грудной клетки, стоп, уплощенное переносье, микроцефалия.

Этот тип психических расстройств характеризуется двумя общими чертами — сниженным интеллектом и личностными особенностями.

Олигофрения при полисемии 1 половых хромосом. При нарастании количества Х-хромосом (XXX — трисомия, ХХХХ — тетрасомия, ХХХХХ— петасомия) нарастает степень поражения интеллекта, достигая глубокой дебильности или имбецильности. Соматические дисплазии у этих больных выра­жены грубее. По глубокому поражению интеллекта и наличию множественных соматических аномалий эти больные иногда напоминают детей с болезнью Дауна.

Олигофрения при синдроме Шерешевского-Тернера. Эта аномалия встречается только у женщин и характеризуется от­сутствием одной половой хромосомы во всех клетках (ХО) или в части клеток организма (мозаичные варианты). Соматический облик этих больных типичен. При резком отставании в росте они выглядят старше своего возраста. Лицо старообразное, низ­кая граница роста волос на лбу и шее, деформированные, низко расположенные ушные раковины, широкая короткая шея, часто с крыловидными кожными складками от затылка к плечам, густо покрытыми волосами. Характерны диспластичность те­лосложения: бочкообразная грудная клетка с широко расстав­ленными и низко расположенными сосками. Молочные железы отсутствуют. Встречаются готическое нёбо, неправильный при­кус и рост зубов, глубоко сидящие, прямоугольной формы ногти, обилие пигментных пятен на коже. Своеобразие строения лица и телосложение напоминают характерный вид «сфинкса». Син-

1 Полисемия — наличие добавочных Х-хромосом в кариотипе мужчин и женщин.

дром Шерешевского-Тернера накладывает особый отпечаток на структуру интеллектуального дефекта, делая его несколько ати­пичным. Так, черты психического инфантилизма определяют не­которую непосредственность мимики, интонаций, преобладание игровых интересов и примитивных фантазий даже в старшем школьном возрасте. В структуре интеллектуального дефекта вы­деляется недоразвитие пространственного анализа и синтеза. Отмечаются нарушения моторики и динамического праксиса.

Олигофрения, осложненная гидроцефалией. Гидроце­фалия возникает в результате стойкого нарушения баланса между секрецией ликвора и условиями его всасывания. Она ха­рактеризуется увеличением объема ликворосодержащих про­странств головного мозга.

По характеру течения гидроцефалию делят на прогрессиру­ющую и компенсированную.

Многие авторы рассматривают гидроцефалию как симптом, сопутствующий различным патологическим проявлениям, дру­гие — как самостоятельное заболевание. По вопросу этиологии гидроцефалии высказываются раз­личные точки зрения. Ряд авторов подчеркивает роль наследс­твенных факторов в происхождении врожденной гидроцефа­лии, описывая семейные формы, близнецов-гидроцефалов, наличие гидроцефалии в ряде поколений. Другие авторы рас­сматривают патологию родов как фактор, имеющий наиболь­шее значение в возникновении гидроцефалии. Внутричерепные кровоизлияния и проникновение крови в ликвор встречаются при родовых травмах довольно часто.

В настоящее время нет достаточно точных данных о частоте гидроцефалии. Количество умственно отсталых детей при гид­роцефалии отмечается в 0,4—2,0% случаев. Наиболее характерными для гидроцефалии являются сни­жение работоспособности (повышенная утомляемость, нару­шение внимания), своеобразные изменения поведения, нередко с элементами выраженной лобной недостаточности (повышен­ный фон настроения с эйфорическим характером, снижение критики к себе и окружающим, недоучет ситуации). Эти осо­бенности сочетаются как с нормальным уровнем интеллекта,

так и с различными степенями его снижения. Чаще у этих детей отмечается хорошо развитая произносительная сторона речи со склонностью к резонерским рассуждениям, с множеством штампов и оборотов из речи взрослых.

При исследовании высших корковых функций нередко от­мечаются псевдооптические и псевдоамнестические явления. В процессе обучения у этих детей наблюдаются специфические ошибки в письме в виде пропуска букв, слогов, слов, переста­новка букв в слове. Хотя эти дети имеют представление о числе и элементарных числовых отношениях, они плохо овладевают приемами устного счета, не удерживают в памяти простейшие примеры, условия задачи. Им свойственна повышенная возбу­димость, импульсивность и в некоторых случаях недостаточная мотивированность поведения. Вся перечисленная симптома­тика носит неустойчивый характер, нарастает в связи с общим утомлением и меняется в зависимости от условий, в которых ребенок выполняет то или иное задание.

Олигофрения при врожденном сифилисе возникает вследствие болезни матери сифилисом в период беременности. В этих случаях у ребенка выявляют соматические и неврологи­ческие признаки раннего врожденного сифилиса; может иметь место грубый интеллектуальный дефект.

Патология плода может быть обусловлена как проникно­вением бледных трепонем через плаценту, так и действием сифилитических токсинов, которые вырабатываются трепонемами («дистрофический сифилис»). Сифилитические токсины оказывают влияние не только на плод, но и на генеративные клетки родителей, вызывая поражение зачатка. Подобные за­болевания относят группе парасифилитических.

Олигофрения парасифилитической этиологии среди уча­щихся коррекционных учреждений встречается примерно в 1—3% случаев. У этих детей отмечается легкая остаточная не­врологическая симптоматика, жалобы на головную боль, пло­хую переносимость жары, духоты. У большинства до 11—17 лет отмечается ночной энурез. Психическое недоразвитие отмеча­ется с раннего детства. Запаздывает развитие ходьбы и речи. Дети плохо включаются в игры, не принимают их условий. Аф-

фективная лабильность проявляется в повышенной плакси­вости, возбудимости, упрямстве, склонности к конфликтам и агрессии. В школе сразу выявляются трудности обучении: не­понимание учебного материала, особенно счетных операций, грамматических правил и т. п.

В условиях школы у этих учащихся рано выявляется патоло­гия поведения: агрессивность, расторможенность влечений и т. д. В случаях, когда симптомы, осложняющие интеллектуальное недоразвитие, имеют негрубый характер, наблюдается относи­тельно неплохая динамика психического развития и, как пра­вило, хорошая социально-трудовая адаптация.

Одной из наиболее часто встречающихся форм нарушения аминокислотного обмена является фенилкетонурия (ФКУ). Этиология и механизм этого заболевания достаточно сложны, поэтому отметим только то, что в результате нарушения обмена аминокислот мозг с первых дней жизни попадает в неблагопри­ятные для нормального развития условия, что ведет к возник­новению в нем деструктивных и дегенеративных изменений.

ФКУ является текущим дегенеративным процессом по типу прогрессирующей деменции.

Нервно-психологические нарушения не ограничиваются умственной отсталостью, но включают в себя различные формы нарушения поведения, неустойчивость и снижение ра­ботоспособности и внимания, церебрастенические явления, неврозоподобные и психические расстройства.

Анализ адаптации в школе детей с ФКУ показал, что на­ибольшие трудности отмечаются, как правило, на первом и втором году обучения. Дети с трудом вступают в контакт с пе­дагогами и сверстниками. Они плохо переносят любые изме­нения внешней среды и часто дают негативные реакции на тре­бования педагога и попытки включить их в детский коллектив. Для преодоления трудностей адаптационного периода большое значение имеет контакт педагога с ребенком.

Олигофрения в связи с сахарным диабетом у матери. Са­харный диабет и предиабет вызывают токсикоз беременных с выраженными нарушениями обмена, асфиксией новорожден­ного, отеками. Дети обычно рождаются чрезмерно крупными, и вскоре в их развитии обнаруживают отставание разной сте­пени. В результате лечения сахарного диабета во время бере­менности уменьшается тяжесть поражения нервной системы.

Олигофрения, обусловленная алкоголизмом у матери (алкогольная эмбриопатия) характеризуется умственной от­сталостью разной степени, часто неглубокой, наряду с харак­терными физическими признаками: задержкой роста, черепно-лицевыми уродствами (микроцефалия, короткие и узкие глаз­ные щели, эпикант, гипоплазмия нижней или верхней челюсти, иногда расщелина нёба, порок сердца и др.). Степень выражен­ности коррелирует с тяжестью алкоголизма у матери.

Атоническая форма олигофрении характеризуется не­способностью к мотивированному поведению, невозможнос­тью психического напряжения, резким нарушением активного внимания, бедностью эмоциональных проявлений. Несмотря на развитую речь, дети плохо используют ее в коммуникатив­ных целях, практическое приспособление страдает больше, чем формальные способности к приобретению знаний. Своеобра­зие клинической картины этой формы олигофрении определя­ется, по-видимому, преимущественным недоразвитием лимбических систем и нарушением формирования лобно-лимбических мотивационных систем. Эту форму следует отличать от раннего детского аутизма и детского типа шизофрении.

Деменция — слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности, критики, памяти, ослабление и огрубление эмо­ционально-волевой сферы.

В детском возрасте деменция возникает в результате орга­нических поражений мозга при шизофрении, эпилепсии, вос­палительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалиты), трав­мах мозга (сотрясения, ушибы).

В отличие от олигофрении нарушения деятельности мозга при деменции наступают после определенного периода нор­мального развития ребенка.

Врожденное слабоумие

Олигофрения — группа заболеваний, характеризующихся врожденным или приобретенным в раннем детстве психическим недоразвитием. К врожденному слабоумию не следует относить возникающие в детском возрасте вторичные задержки развития, обусловленные различными физическими дефектами, поражением слуха, речи и др. Олигофренами не являются мало одаренные дети и дети с временной задержкой развития вследствие тяжелых соматических заболеваний или неблагоприятных условий среды и воспитания.

Смотрите так же:  Группа анорексия в вк

Олигофрения (от греч. oligos — малый + phren — ум, разум) — группа заболеваний, характеризующихся врожденным или приобретенным в раннем детстве психическим недоразвитием.

БОЛЬШИНСТВО олигофрений (врожденное слабоумие) относятся к обширной группе врожденных аномалий развития центральной нервной системы, связанных с нарушением онтогенеза (дизонтогенез). Их принято отличать от деменции — приобретенного слабоумия, протекающего с распадом психической деятельности. При олигофрении сохраняется лишь динамика клинических проявлений, связанная с возрастным развитием, декомпенсацией или компенсацией состояния под влиянием возрастных кризов, различных внешних процессов. К врожденному слабоумию не следует относить возникающие в детском возрасте вторичные задержки развития, обусловленные различными физическими дефектами, поражением слуха, речи и др. Олигофренами не являются мало одаренные дети и дети с временной задержкой развития вследствие тяжелых соматических заболеваний или неблагоприятных условий среды и воспитания (социальная и педагогическая запущенность, отсутствие эмоциональных впечатлений). Термин «олигофрения» нередко подменяют понятием «умственная отсталость», которое объединяет различные формы ранней интеллектуальной недостаточности, связанной с прогредиентными заболеваниями (например, шизофренией), возникшими в детском возрасте, а также психогенными и культуральными факторами. Для определения степени умственной отсталости используют IQ (интеллектуальный коэффициент, в норме равный 100), который является количественной оценкой интеллекта и определяется на основании выполнения стандартных психологических тестов. По нормам комитета ВОЗ по психогигиене (1967), при легкой умственной отсталости IQ равен 50-70; при средней тяжести — 35-50; при резко выраженной — 20-35; при глубокой умственной отсталости он меньше 20.

Симптомы заболевания

ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ факторы, т. е. те, которые влияют на появление и развитие заболевания, многообразны. В зависимости от времени их воздействия различают олигофрении, связанные с наследственными факторами (в том числе с поражением половых клеток родителей), обусловленными внутриутробными воздействиями, действующими на зародыш и плод (эмбриопатии и фетопатии), и олигофрении, возникшие в результате поражения ЦНС. Различают также недифференцированные формы — с неясной этиологией и неочерченной клинической картиной (по разным подсчетам, они составляют от 50 до 90% всех олигофрений) — и дифференцированные олигофрении, при которых установлена этиология или выражены клинические признаки.

У человека, страдающего олигофренией, проявляются следующие симптомы заболевания.

Мышление резко нарушено, и выраженность его расстройства зависит от вида олигофрении. У больных отсутствует способность к аналитической и особенно синтетической мыслительной деятельности. В эмоциональной сфере преобладают низшие эмоции, аффекты недифференцированы и неполноценны. Психические нарушения при олигофрениях довольно стабильны и сохраняются на протяжении всей жизни. Различают три степени психического недоразвития (по глубине и тяжести психических расстройств) — идиотию, имбецильность и дебильность.

Идиотия (от греч. idioteia — невежество; IQ — до 20) — наиболее тяжелая форма олигофрении, характерной чертой которой является недостаточность реакций на окружающее (она или отсутствует, или неадекватна, недифференцированна). Речь, как правило, не развивается, то, что говорят окружающие, различают с трудом, воспринимается лишь интонация. Страдающие идиотией нуждаются в постоянном уходе и без посторонней помощи не могут жить. Они безучастны к окружающему, пассивны, элементарную реакцию могут проявлять на голод и холод в виде нечленораздельных звуков. Эмоции крайне скудны и связаны с самочувствием, с удовлетворением элементарных потребностей. Нередко выражены аффекты злобы и гнева, которые находят внешнее проявление в двигательном возбуждении со склонностью к ярости и с агрессией по отношению к окружающим и к себе. Отсутствуют навыки самообслуживания; зачастую не осваивают прямохождения. Недоразвита эмоциональная сфера, не выделяют близких. Часто нет инстинкта самосохранения (не вырабатывается рефлекс на болевой раздражитель).

Имбецильность (от лат. imbecillus — слабый, незначительный; IQ -20-30) — средняя степень олигофрении. Психическое развитие у имбецилов значительно выше, чем у страдающих идиотией, реакции на окружающих разнообразнее и оживленнее. Им удается овладеть речевой функцией, однако словарный запас ограничивается несколькими десятками слов, иногда произносят даже короткие фразы, речь состоит только из существительных и глаголов. Мышление крайне конкретное. Отмечается ограниченная способность к механическому запоминанию, арифметическим действиям (сложение и вычитание) в пределах нескольких единиц. Суждения крайне бедны, несостоятельны. Больные с имбецильностью обладают элементарными навыками самообслуживания. Иногда их удается вовлечь в простейшие трудовые процессы, и они овладевают отдельными операциями. Им доступны несложные обобщения, они обладают некоторым запасом сведений, формально ориентируются в привычной житейской обстановке. Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они могут усваивать элементарные знания. Самостоятельно жизнь они вести не в состоянии и нуждаются в постоянной опеке и уходе.

Дебильность (от лат. debilis — слабый, хилый; IQ — 30-50) — легкая степень олигофрении, отличающаяся характерными чертами интеллектуальной недостаточности в виде рутинности мышления, отсутствия способности к абстрактному мышлению. Дебильность значительно труднее распознается, поскольку отсутствуют такие грубые расстройства, как при имбецильности. Дифференцирование особенно осложняется в случаях, когда больной обладает достаточным запасом слов, и еще более затрудняется, если имеется хорошая механическая память. Дебилам под силу простейшие обобщения, но более высокий уровень абстрактных понятий им не удается. Словарный запас у них может быть достаточно большим, но речь их однообразна, бедна, мышление малопродуктивно. Они иногда неплохо ориентируются в простейших жизненных, чаще бытовых, вопросах и способны к самостоятельной жизни. Дебилы могут закончить начальную и вспомогательную школу, устраиваются на простую работу, вступают в брак.

Как лечить

СПОСОБОВ лечения как таковых не существует. Но при совместной работе психолога и родителей и использовании методов корректировки, таких как трудотерапия, арттерапия, то есть лечение «искусством», включающее в себя музыкотерапию, библиотерапию, танцевальную терапию, проективный рисунок, сочинение историй, сказкотерапию, куклотерапию, возможны заметные улучшения у больного ребенка.

Мнение специалиста

О ЛЕЧЕНИИ людей, страдающих олигофренией, рассказывает психиатр Минздрава РФ, заведующий отделом Научного центра охраны здоровья детей РАМН Николай МИРОНОВ:

— Хочу сказать о препаратах. Для «лечения» детей, находящихся в учреждениях, обычно используют галоперидол и другие нейролептики. На мой взгляд, принимать такие средства совершенно неадекватно и негуманно. Чаще всего, если ребенок плохо спит или отличается дурным поведением, его состояние рассматривается как проявление болезни, тогда как на самом деле это изъяны педагогической работы.

Представьте, что ваше родное чадо сотворило нечто, вызвавшее ваш родительский гнев. Неужели побежите к врачу за галоперидолом? Нейролептики нужны для лечения психозов, а не интеллектуальной недостаточности. Между тем психозы у детей встречаются всего в трех процентах случаев общей психической патологии.

К подростковому возрасту умственная отсталость составляет уже половину случаев. Интеллектуально недостаточные дети нуждаются в педагогической коррекции и психотерапевтической помощи. Им всем (и в больших дозах) нужны совсем другие препараты типа ноотропила, что при вечной бедности сиротских заведений совершенно нереально.

Другие статьи

  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Какое пособие по уходу за ребенком до 15 лет в 2019 году безработным Размер пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2019 году Пособие на ребенка считается материальной помощью, которую выдает государство на ребёнка в целях социальной поддержки родителей. Размер пособия зависит от количества детей и/или их возраста. Пособие на […]
  • Приказ о выходе из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет образец рб Приказ о досрочном выходе из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: бланк и образец За заявлением следует приказ Работник организации может прервать отпуск по уходу за ребенком до 1,5 или 3 лет в любой момент. Ведь такое право напрямую установлено законодательством […]
  • Симптомы вирусной пневмонии у детей Пневмония у детей Одним из наиболее опасных заболеваний у малолетних детей является пневмония (воспаление легких). Она опасна прежде всего серьезными осложнениями, приводящими нередко к инвалидности и даже смерти ребенка. Ежегодно в мире регистрируется около 155 […]
  • Как оформить детские по уходу за ребенком Как получить пособия на ребенка График оформления и выплаты детских пособий Пособия для всех семей, имеющих детей При рождении ребенка При усыновлении ребенка Дополнительные виды пособий Семьям военнослужащих по призыву Приемным родителям и […]
  • Вычет на лечение детей Вычет на лечение Вычет на лечение супруги, детей, родителей можно получить оформив верно ряд документов и заполнив декларацию 3-НДФЛ. Кто может получить вычет … Вычет с оплаты дорогостоящего лечения можно получить со всей суммы без ограничения, но в пределах годового […]