Дети с расстройствами личности

Расстройства личности у детей

Отклонения, которые отрицательно сказываются на приспосабливаемости детей к окружающей их среде, сегодня принято называть расстройствами личности. Такие нарушения психики у детей выявляются довольно редко, так как на протяжении всего периода взросления психика постоянно претерпевает изменения. Иногда у детей возникают состояния, имеющие признаки расстройства личности.

По достижению ребенком подросткового возраста можно говорить об окончании формирования личности. Если признаки расстройства личности сохраняются в этом периоде, то уже можно говорить о состоянии, которое нуждается в коррекции.

Причины дисгармонии

Расстройство личности у детей может иметь различные формы. Исходя из причин заболевания, выделяют три основных его типа:

  • наследственное расстройство обусловлено наличием генной предрасположенности и передается из поколения в поколение:
  • приобретенное расстройство прогрессирует при неправильном подходе к воспитанию ребенка, а также при длительном влиянии негативного окружения и примеров;
  • органические психопатии развиваются в результате травмы или инфекционного заболевания некоторых отделов головного мозга или всей ЦНС.

Предпосылки для развития дисгармонии могут появиться во время беременности. Чтобы этого не произошло женщина должна следить за своим здоровьем и не допускать отклонений, которые могут негативно отразиться на состоянии малыша.

Большое значение на процесс формирования личности ребенка оказывает психологический климат в семье. Если ребенок получил травму головы или заболел инфекционным заболеванием, необходимо предпринимать активные действия для скорейшего его выздоровления. В противном случае велик риск развития осложнений, в том числе и расстройства личности.

Симптомы и диагностика

Диагностировать расстройства личности у детей довольно сложно. Специалистам необходимо около 6 месяцев наблюдать маленького пациента, чтобы иметь возможность поставить точный диагноз.

Проявляется расстройство личности по-разному, в зависимости от вида заболевания:

1. Расстройство параноидального типа сопровождается появлением у ребенка появлением одной идей, которая оказывается для него сверхценной. Это может быть идея заболевания, преследования или ревности и т.д. В таком состоянии дети становятся сверх подозрительными, они очень остро реагируют на отказы в удовлетворении желаний.

2. Расстройство может иметь шизоидную окраску. Типичным поведением ребенка, имеющее подобный дисбаланс личности, является отказ от общения. В таком состоянии доверительные отношения с кем-либо установить очень сложно, ребенок сдержан в эмоциях и не способен к сопереживанию. Но при этом, пациент очень любит фантазировать.

3. Безвольная психопатия или диссоциальный тип расстройства личности проявляется в полном несоблюдении общепринятых моральных норм. Ребенок не имеет собственных принципов, а также не в состоянии поддерживать семейные и дружеские связи.

4. Эмоциональная неустойчивость также может наблюдаться у детей с дисбалансом личности. Наиболее часто данный вид психопатии встречается у подростков. Агрессия и жестокость являются обычными симптомами такого состояния, проявляются они вспышками. Время от времени, от подростка можно услышать угрозы покончить жизнь самоубийством.

5. Отличительной чертой истерической психопатии является демонстративность. Поведение больного, все его поступки и эмоции направлены на привлечение внимание к себе.

6. Расстройство психастенического характера диагностируется у ребенка, если он постоянно находится в тревожном состоянии, связанным с переживаниями о каждой мелочи или детали. Пациент стремится выполнить любое задание наилучшим образом, в итоге это становится навязчивой идей, приводящей к появлению дисбаланса личности.

7. Чрезмерные опасения и тревога, приводящие к самоограничениям в деятельности или общении, характерны для сенситивного расстройства личности у детей.

Также у детей может развиться расстройство личности, которое специалисты называют зависимым. В таком состоянии ребенок боится своей беспомощности. Такие дети не умеют самостоятельно принимать решения.

Проявления некоторых видов расстройства личности очень часто принимают за педагогическую запущенность. Отличить патологические изменения психики от элементарной невоспитанности может только опытный психоаналитик или психиатр. При появлении первых симптомов родителям следует обратиться за квалифицированной помощью. Если не провести должного лечения и коррекции, у ребенка в будущем возникнут трудности с адаптацией в социуме.

Наиболее подходящую схему лечения врач выбирает исходя из причин, вызвавших патологические изменения в психике ребенка. Если речь идет о наследственной форме заболевания или органических нарушениях в работе ЦНС, то упор делается на медикаментозное лечение и поддерживающую терапию. Специалисты, работающие в Психоэндокринологическом Центре, для диагностики используют самые современные разработки и методики, направленные на выявление причины заболевания. Наблюдение за маленьким пациентом ведется на протяжении длительного времени, после чего принимается решение о выборе схемы лечения.

Приобретенные формы расстройств личности у детей поддаются коррекции в большинстве случаев. Медикаментозное лечение редко приносит значительные результаты, большую роль в излечении играет психотерапия. Если же необходимость в приеме препаратов все же возникает, то врач Психоэндокринологического Центра назначает всего одно средство, которое принимается курсом.

Независимо от того, какие причины лежат в основе расстройства личности у детей, необходимо приступать к лечению после обнаружения первых признаков заболевания. Своевременное обращение к специалистам и строгое следование рекомендациям обеспечит положительный успех от лечения.

Расстройства личности у детей

Расстройства личности, ранее называвшиеся психическими расстройствами, — это отклонения, при которых детям трудно приспосабливаться к окружающей среде, налаживать контакты с другими людьми. У детей редко диагностируются расстройства личности, поскольку их психика находится в стадии постоянного развития и периодически у них могут наблюдаться признаки расстройства личности. Формирование личности заканчивается к подростковому периоду, когда уже можно говорить о дисгармоничной личности.

Существует много разных форм расстройства личности.

В зависимости от этимологии заболевания выделяют три типа расстройств личности.

  • Наследственные психопатии. Они могут передаваться детям на генном уровне.
  • Приобретенные психопатии. Такие расстройства личности могут развиться на фоне неправильного воспитания или продолжительного влияния негативных примеров.
  • Органические расстройства личности приобретаются из-за травмирования и инфицирования головного мозга и нарушений центральной нервной системы как в утробе матери, так и в период детства. Такие расстройства могут развиваться на фоне аутоиммунных заболеваний.

Расстройства личности могут быть вызваны и чрезмерным развитием детского характера. Например, детская боязнь в подростковом периоде может вылиться в фобии, мании и поведение избегания.

Определить расстройства личности можно по изменению детского поведения. В зависимости от типа психопатии больные дети могут вести себя по-разному:

  • Параноидное расстройство личности характеризуется появлением сверхценной идеи (идея болезни, ревности, преследования и пр.). Больной может быть чрезмерно подозрительным, чувствительным к отказам. Его мышление отличается субъективностью и аффективностью.
  • Шизоидное расстройство личности — это дисбаланс в эмоциях, мыслях и поступках ребёнка. Больной предпочитает проводить время в одиночестве, любит фантазировать, но не умеет сопереживать другим людям, эмоционально холоден, ему трудно установить доверительные отношения.
  • Диссоциальное расстройство личности также может называться безвольной психопатией. Основные черты больного с таким диагнозом — отсутствие принципов, несоблюдение принятых моральных норм, неумение поддерживать прочные связи (семейные, дружеские, деловые).
  • Эмоционально неустойчивое расстройство психики отличается капризным и постоянно изменяющимся поведением. Могут наблюдаться вспышки агрессии и жестокости, периодически подростки угрожают самоубийством или самотравмированием.
  • Истерический тип расстройства личности характеризуется демонстративностью поведения. Все эмоции и поступки преувеличены, направлены на привлечение внимания больного.
  • Психастеническое расстройство отличается постоянным чувством тревожности, переживанием за каждую деталь, желанием больного сделать всё лучшим образом.
  • Тревожное или сенсетивное расстройство личности наблюдается у детей, которые находятся в постоянной тревоге по любому поводу, из-за чего накладывают ограничения на свою деятельность и общение.
  • Зависимое расстройство — это детские страхи остаться беспомощным, неумение быть самостоятельным. При такой форме психопатии дети не могут принимать решения самостоятельно, всегда перекладывают ответственность на окружающих.

Диагностика растройства личности у ребёнка

Для подтверждения диагноза врач в течение полугода наблюдает ребёнка и при сохранении признаков или усилении клинической картины может поставить диагноз.Для выявления заболевания могут использоваться таблицы Шульте, практикуется метод Векслера.

Для выявления изменений в головном мозге и центральной нервной системе применяют электроэнцефаллограмму и магнитно-резонансную томографию.

Самое главное осложнение любого типа психопатии — это сложности с адаптацией и социализацией. В зависимости от формы и стадии заболевания это может повлечь за собой массу трудностей для ребёнка или для его близких.

Что можете сделать вы

При обнаружении одного или нескольких признаков следует обратиться к специалисту для полного диагностирования детской психики. При постановке диагноза необходимо выявить причину и избавиться от неё.

Многие приобретённые расстройства личности могут быть излечены. Конечно, для этого потребуется лечение и психотерапия.

В случае генетических и органических психопатий говорить о лечении не совсем правильно. Можно лишь поддерживать стабильное состояние ребёнка и предотвращать обострения.

Вне зависимости от причин и формы заболевания детской психики важно строго следовать рекомендациям специалиста и не идти на поводу детских капризов и собственных страхов.

Что делает врач

Для постановки диагноза специалисту необходимо следить за поведением пациента не менее 6 месяцев. В случае травмирования или инфицирования головного мозга диагноз можно поставить значительно раньше.

В зависимости от формы психопатии, причин детского расстройства личности врач разрабатывает схему лечения. Лечение включает в себя устранение первопричины расстройства и восстановление детского поведения. Это достигается путём назначения медикаментов, консультаций с психологом.

В первую очередь сами родители должны создать адекватный психологический климат в семье, в котором будет расти их ребёнок. Во время беременности или ещё в период планирования стоит посетить семейного психолога, который поможет подготовиться к появлению нового члена семьи, подскажет, как себя вести с ним и друг с другом в присутствии малыша. После рождения также можно посещать психолога для решения возникших трудностей в воспитании.

Проблемы с психикой могут появиться ещё во внутриутробном периоде. Для нормального развития психики будущая мама должна следить за своим состоянием во время беременности, любые отклонения женского здоровья могут негативно сказаться и на детской психике.

Если в семье со стороны мужа или жены были родственники с психическими нарушениями, то паре нужно быть готовой к возможности такой патологии и у их малыша.

Если ваш ребёнок повредил голову или врачи обнаружили аутоиммуные заболевания, новообразования в головном мозге или другие патологии, то необходимо немедленно их лечить, чтобы они не стали причиной детского расстройства личности.

Смотрите так же:  Невроз полностью излечимое и обратимое заболевание

Дети с пограничным расстройством личности – шпаргалка для родителей.

Пограничное расстройство личности у детей, к сожалению, явление не редкое. Гораздо реже можно встретить родителей, знающих о том, что у их ребенка пограничное расстройство личности. Еще реже таких родителей, которые знают, как строить отношения с ребенком «пограничником». Пограничное расстройство, является серьезным расстройством психического здоровья детей. Независимо от того, сколько лет ребенку, отношения с ним поддерживать довольно трудно. Это расстройство трудно диагностируется, особенно в раннем возрасте, по этой причине родители, чаще всего, поведенческие проблемы своего ребенка не соотносят с каким либо отклонением в развитии его психики.


Между тем симптомы, расстройства личности у ребенка, проявляются с довольно раннего возраста, примерно к четырем годам, уже можно заметить определенного рода искажения; образа себя, страха отказа, экстремальных и внезапных перепадов настроения, бурных отношений, сложностей связей в сочетании с доверчивостью и наивностью. Пока ребенок маленький, некие странности в его поведении родители считают возрастными особенностями. Часто можно услышать, что ребенок с рождения был с особым характером. Когда ребенок становится старше, его поведенческие особенности более заметны, но родители по-прежнему, особенности характера ребенка не относят к какому-либо нарушению развития личности. Но настоящие проблемы, часто не начинаются до начала взрослой жизни.

Реальность, которую трудно принять.

Под «пограничными психическими расстройствами» подразумевают далеко неоднородную по своим проявлениям и механизму происхождения совокупность психических нарушений, которая занимает как бы промежуточное положение между «психической болезнью» /«психозом»/ и «психическим здоровьем». Притом пограничные расстройства рассматривают не в виде «моста» между психической болезнью и психическим здоровьем, а как своеобразную группу неспецифических симптомокомплексов, сходных по степени выраженности своих проявлений и ограничивающихся «невротическим уровнем» («невротическим регистром») психических нарушений (Александровский Ю.А., Ганнушкин П.Б., Гуревич М.О. и др). К группе пограничных расстройств у детей и подростков обычно относят невротические и патохарактерологические реакции, неврозы и патохарактерологические развития, психопатии, неврозоподобные и психопатоподобные состояния, а также пограничные формы интеллектуальной недостаточности и другие, реже встречаемые расстройства.

Дети с пограничным расстройством, как правило, не умеют общаться.

Они выражают свою эмоциональную боль криком.

Не умеют регулировать свои эмоциональные реакции.

Ребенок с пограничным расстройством личности, всегда конфликтует – с самим собой, с членами семьи, с одноклассниками.

Поведение ребенка с пограничным расстройством, всегда причина для эмоциональных проблем, как у самого ребенка, так и у его родителей.

Когда ребенок становится взрослым, помочь ему научиться управлять симптомами расстройства психического здоровья гораздо сложнее. Поведенческие и эмоциональные проблемы, затрагивает не только тех, кто имеет подобный диагноз, но и оказывает глубокое воздействие на жизнь людей вокруг них. Родители детей с пограничным расстройством личности часто чувствуют себя беспомощными, так как не знают способов помощи своему ребёнку, не умеют с ними общаться, не знают, как правильно воспитывать, как научить их взаимодействию с другими людьми, помочь им научиться управлять их симптомы расстройства и жить более успешной жизнью.

Попытки помочь взрослому ребенку с пограничным расстройством личности, дело не простое. Он, как правило, отказывается от какой-либо помощи предложенной родителями, так как не видит в этом необходимости. Оказать помощь ребенку или подростку гораздо проще, чем взрослому человеку с пограничным расстройством личности.

Некоторые родители утверждают, что признаки пограничного расстройства у своего ребенка они замечали еще в младенческом возрасте. Младенец был беспокойным, в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, они столкнулись с трудностями обучения, многочисленными эпизодами разочарования и агрессии, с поведенческими проблемами.

Дети и подростки претерпевают много изменений в развитии, и иногда может показаться, что симптомы одного расстройства могут превратиться в совсем другое. Поведенческие проблемы могут быть признаком более глубокого расстройства, а могут быть просто определенной фазой взросления, которые дети перерастают.

Признаки пограничного расстройства у вашего ребенка.

Это некоторые признаки того, что вы можете наблюдать, если вы подозреваете, что ваш ребенок может страдать от пограничного расстройства личности, в том числе:

  • Трудность в определении психологической готовности к школе.
  • Интенсивный страх отказа.
  • Не спокойный сон.
  • Его трудно успокоить.
  • Трудности в адаптации.
  • Требовательность.
  • Депрессивное состояние.
  • Чувствительность к критике.
  • Легко разочаровываются.
  • Проблемы с приемом пищи.
  • Тяжелые истерики.
  • Нестабильное настроение и интенсивные эмоции.
  • Импульсивность.
  • Недостатки рассуждения и мышления.
  • Трудности в обучении.
  • Нестабильное отношение к себе.
  • Самоповреждения.
  • Нестабильное выражение эмоциональной привязанности.
  • Склонность к приступам гнева и агрессии.

Некоторые из наиболее отличительных особенностей пограничного расстройства личности у детей включают проблемы с личными отношениями и экстремальным и неоправданным страхом отказа и отвержения. Это может приводить к тому, что ребенку приходится менять школу, так как ему трудно управлять своими эмоциями. В общении с другими детьми присутствует идеализация отношений, и быстрое разочарование в них. Часто происходит путаница идентичности, у подростков это может проявляться в гендерной путанице или принимать другие формы.

Одним из показателей пограничного расстройства личности у детей – манипуляция. С помощью манипуляции дети пытаются контролировать все и всех.. Обычно это не осознается ими. Важно научиться понимать, когда вами манипулирует ребенок с пограничным расстройством личности, и научиться избегать попадания в ловушку.

Как избежать манипуляций детьми с пограничным расстройством личности.

Лучший способ избежать манипуляций, это дать себе разрешение отказаться от запросов манипулятора. Вы не должны делать то, что они хотят, как они хотят. Это нелегко. Начать говорить нет человеку с пограничным расстройством личности – значит увидеть весь спектр эмоциональных реакций вашего ребенка. Но это единственный способ избежать манипуляций. Дети с пограничным расстройством личности часто злятся, провоцируют на конфликт. Это само по себе может рассматриваться как форма манипуляции. Если Вы избегаете говорить или делать определенные вещи, из-за страха, что ваши действия будут вызывать ярость ребенка, это само по себе является манипуляцией.

Как помочь ребенку с пограничным расстройством личности.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок страдает от пограничного расстройства личности, вы устали от проблем, с которыми сталкиваетесь ежедневно, хотите помочь своему ребенку и, что не менее важно себе. Профессиональный психолог может помочь вам разобраться в этом, предложить пройти психотерапию, которая поможет помочь ребенку понимать свои чувства, мысли, позитивно изменить их, управлять расстройством, дать им необходимые жизненные навыки и инструменты, чтобы стать самодостаточным взрослым. Семье в целом так же нужна консультативная помощь, которая поможет научиться правильно, реагировать на проявления расстройства вашего ребенка, понимать суть его проблемы, причины его поведения.

Раньше считалось, что пограничное расстройство личности не поддается коррекции, на сегодняшний день психологическое сопровождение семей с детьми с пограничным расстройством – необходимость, а психотерапия детей с пограничным расстройством личности возможна, и это является залогом гарантированного улучшения качества их будущей жизни.

Дети с расстройствами личности

Патохарактерологические свойства, объединяющие эту группу личностных расстройств, — импульсивность с ярко выраженной тенденцией действовать без учета последствий и отсутствием самоконтроля, сочетающаяся с неустойчивостью настроения и бурными, возникающими по малейшему поводу аффективными вспышками. Выделяются два типа этого варианта расстройств личности — импульсивный и пограничный.

Импульсивный тип соответствует возбудимой психопатии. Психопатии этого типа, как указывает E. Kraepelin, свойственна необыкновенно сильная эмоциональная возбудимость. Начальные ее проявления обнаруживаются еще в дошкольном возрасте. Дети часто кричат, озлобляются. Любые ограничения, запреты и наказания вызывают у них бурные реакции протеста со злобностью и агрессией. В младших классах это «трудные» дети с излишней подвижностью, необузданными шалостями, капризностью и обидчивостью. Наряду со вспыльчивостью и раздражительностью им свойственны жестокость и угрюмость. Они злопамятны и неуживчивы. Рано обнаруживающаяся склонность к мрачному настроению сочетается с периодическими непродолжительными (2—3 дня) дисфориями. В общении со сверстниками они претендуют на лидерство, пытаются командовать, устанавливать свои порядки, из-за чего нередко возникают конфликты. Учеба их чаще всего не интересует. Они не всегда удерживаются в школе или ПТУ, а поступив на работу, вскоре увольняются.

Сформировавшаяся психопатия возбудимого типа сопровождается приступами гнева, ярости, аффективными разрядами, иногда с аффективно суженным сознанием и резким двигательным возбуждением. В запальчивости (особенно легко возникающей в период алкогольных эксцессов) возбудимые личности способны совершить необдуманные, порой опасные действия. В жизни это активные, однако неспособные к длительной целенаправленной деятельности, неуступчивые, жесткие люди, с мстительностью, с вязкостью аффективных реакций Среди них нередки лица с расторможенностью влечений, склонные к перверсиям и сексуальным эксцессам.

Последующая динамика возбудимых психопатий, как показали работы В. А. Гурьевой и В. Я. Гиндикина (1980), неоднородна. При благоприятном течении психопатические проявления стабилизируются и даже относительно полно компенсируются, чему в немалой степени способствуют положительные влияния окружающей среды и необходимые воспитательные мероприятия. Нарушения поведения в таких случаях к 30—40 годам значительно сглаживаются, постепенно уменьшается и эмоциональная возбудимость. Однако возможна иная динамика с постепенным усилением психопатических особенностей. Беспорядочная жизнь, неспособность сдерживать влечения, присоединяющийся алкоголизм, нетерпимость к любым ограничениям, наконец, склонность к бурным аффективным реакциям служат в таких случаях причинами длительного нарушения социальной адаптации. При наиболее тяжелых вариантах акты агрессии и насилия, совершаемые во время аффективных вспышек, приводят к столкновению с законом.

Пограничный тип прямых аналогов в отечественной систематике психопатий не имеет, хотя по некоторым личностным параметрам сопоставим с неустойчивым типом психопатий. Пограничное расстройство личности перекрывается другими личностными расстройствами — прежде всего истерическим, нарциссическим, диссоциальным [Harrison G., Pope U. G. et al., 1983], нуждается в дифференциации с шизотипическим расстройством, шизофренией, тревожно-фобическими и аффективными расстройствами (см. описание динамики пограничного расстройства личности).

Пограничную личность отличают повышенная впечатлительность, аффективная лабильность, живость воображения, подвижность когнитивных процессов, постоянная «включенность» в события, относящиеся к сфере актуальных интересов или увлечений, крайняя чувствительность к препятствиям на пути к самореализации, функционированию на максимуме возможностей. Обостренно воспринимаются и затруднения в сфере интерперсональных отношений, особенно ситуация фрустрации. Реакции таких субъектов даже на тривиальные события могут приобретать гиперболизированный, демонстративный характер. Как подчеркивает M. Smiedeberg (1959), они слишком часто испытывают те чувства, которые обычно обнаруживаются лишь в ситуации стресса.

Смотрите так же:  Сказки для детей с аутизмом

Начальные патохарактерологические проявления (эмоциональная лабильность, внушаемость, склонность к фантазиям, быстрая смена увлечений, нестабильность отношений со сверстниками) обнаруживаются уже в подростковом периоде. Эти дети игнорируют школьные порядки и родительские запреты. Несмотря на хорошие интеллектуальные возможности, они плохо успевают, так как не готовятся к занятиям, отвлекаются на уроках, отвергают любые попытки регламентации их распорядка дня.

К отличительным свойствам пограничных личностей относятся лабильность самооценки, изменчивость представлений как об окружающей действительности, так и о собственной личности — нарушение аутоидентификации, непостоянство жизненных установок, целей и планов, неспособность противостоять мнению окружающих. Соответственно они внушаемы, податливы влияниям извне, легко перенимают не одобряемые обществом формы поведения, предаются пьянству, принимают возбуждающие средства, наркотики, могут даже приобрести криминальный опыт, совершить правонарушение (чаще всего речь идет о мелком мошенничестве).

Психопаты пограничного типа легко впадают в зависимость от других, подчас малознакомых людей. Сближаясь, они быстро образуют сложную структуру отношений с чрезмерной подчиняемостью, ненавистью или обожанием, формированием сверхценных привязанностей; последние служат источником конфликтов и страданий, связанных со страхом разрыва и грядущего одиночества, и могут сопровождаться суицидальным шантажом.

Жизненный путь пограничных личностей представляется весьма неровным, изобилует неожиданными поворотами в социальном маршруте, семейном статусе. Периоды относительного затишья сменяются разного рода коллизиями; легки переходы из крайности в крайность — это и внезапная, преодолевающая все препятствия любовь, завершающаяся столь же внезапным разрывом; и увлечение новым делом с объективно высокими профессиональными успехами, и внезапная резкая смена места работы после незначительного производственного конфликта; это и страсть к путешествиям, ведущая к перемене места жительства и прогрессии. Однако, несмотря на все жизненные потрясения, эти лица не теряют здравомыслия, попав в беду, бывают не столь беспомощны, как могли бы показаться, могут в нужный момент найти приемлемый выход из создавшегося положения. Присущие большинству из них «зигзаги» поведения не препятствуют достаточно хорошей адаптации. Легко приспосабливаясь к новым обстоятельствам, они сохраняют трудоспособность, находят работу, устраивают заново быт [McGlashan Т. Н., 1986].

В рамках динамики пограничного личностного расстройства наблюдаются стертые, не сопровождающиеся манифестными аффективными симптомами фазы, развертывающиеся преимущественно в аутопсихической сфере. Длительные периоды подъема с повышенной активностью, ощущением оптимального интеллектуального функционирования, обостренного восприятия окружающей жизни могут сменяться (чаще всего в связи с психогенной или соматической — беременность, роды, интеркуррентное заболевание — провокацией) дистимическими фазами. На первый план в клинической картине в этих случаях выдвигаются жалобы на снижение психических возможностей, ощущение неполноты чувств и когнитивных функций, а в более тяжелых случаях — явления психической анестезии.

Среди других патологических реакций, судя по описаниям J. G. Gunderson, M. Singer (1965), Ch. Perry, G. Kjerman (1975), J. Modestine (1983), при пограничных расстройствах чаще всего встречаются психогенно спровоцированные транзиторные вспышки с пестрой клинической картиной, включающей наряду с аффективными диссоциативные истерические, малосистематизированные бредовые расстройства. Хотя эти психопатологические проявления («минипсихозы») [Pfeifter Р., 1974; Rohde-Dacher Ch., 1982], как правило, быстро редуцируются, их нозологическая квалификация сопряжена с трудностями. В первую очередь необходимо исключить шизофрению, аффективные и шизоаффективные психозы.

В качестве критериев, снижающих обоснованность диагноза эндогенного заболевания, выступают такие особенности «минипсихозов», как психогенная провоцированность, транзиторный характер, полная обратимость при отсутствии тенденции к систематизации и хронификации.

Страх, долг, вина. Как мать с пограничным расстройством личности разрушает ребенка

Сегодня я хочу рассказать на своем опыте, как родители с пограничным расстройством личности калечат своих детей. Для начала, я попытаюсь максимально доходчиво объяснить, что же за зверь такой это “пограничное расстройство” (далее — ПРЛ), как его распознать и как с ним справиться. К сожалению, русскоязычной литературы на эту тему очень мало, и она вся довольно сухая, по ней очень трудно увидеть четкую картинку. Также я попытаюсь рассказать несколько историй из своей жизни, связанных с ПРЛ (моя мать подсвечивается на ПРЛ-радаре, как новогодняя ёлка), и поделюсь своими переживаниями.

Разберемся с технической частью

Пограничное расстройство личности — это психическое расстройство, с которым человек удовлетворяет свои психологические нужды (любовь и признание, например) крайне дисфункциональными и нездоровыми способами: жестокими вспышками гнева, манипуляцией и шантажом, импульсивным поведением, самоповреждением и так далее. Хоть слово “пограничное” и указывает на то, что человек как будто бы близок к тому, чтобы быть здоровым, но чуть-чуть не достает, ЭТО СОВСЕМ НЕ ТАК. Пограничники очень редко обращаются за профессиональной помощью, а даже если и обращаются (что само по себе — чудо), психотерапия им редко помогает.

Люди с ПРЛ отчаянно избегают своих собственных мыслей (а они очень саморазрушительны). Если разрезать пограничника — в эмоциональном смысле — то внутри можно обнаружить огромную кипящую жижу из осуждения, злобы и грязи, направленных на него самого, и которые он сам выплевывает на всех окружающих. Да, это грустно. Мне жаль людей, страдающих от пограничного расстройства личности, но в то же время я считаю, что нельзя использовать ПРЛ как оправдание своему нездоровому поведению, ведь оно очень ранит других людей.

Перейдем к главным симптомам. Пограничники неистово избегают реального или воображаемого отвержения. Они думают, что их вот-вот бросят (скорее всего, потому что это правда, ибо здравомыслящие люди не станут терпеть их насилие и уйдут), и они всеми силами пытаются это предотвратить. Печально то, что этим они наоборот отталкивают тех самых людей, которых они хотят удержать! Кроме этого, пограничники демонстрируют паттерн очень нестабильных и интенсивных отношений с другими людьми. Они скачут между экстримами “ЛЮБЛЮ ТЕБЯ” и “НЕНАВИЖУ ТЕБЯ” — это называется “сплиттинг” (черно-белое деление). Из-за этого у них не бывает реальных близких друзей. Пример из жизни: моя мать приходит с работы вся сияющая и говорит мне, какой у нее прекрасный коллектив и как она всех обожает. На следующий день (!) она приходит вся злая и нервно возмущается, как она терпеть всех не может и как все ей жизнь портят. И это не единичный случай, а цикл, который продолжается вот уже сколько лет. К этому относятся и перепады настроения. Очень интенсивные, быстрые и беспричинные перепады настроения. С такими людьми постоянно ведешь себя очень осторожно, боишься наступить не туда, потому что они как коробка конфет: никогда не знаешь, что внутри. Поэтому расти с ними очень страшно: черт знает, как там себя чувствует мама или папа, не наорут ли они на тебя за твое существование, не накажут ли. Они не контролируют свой гнев, они не терпят разочарования, критики и ошибок, сильно взрываясь и посылая всех окружающих в третью мировую войну. Следующий симптом — нарушение идентичности. Они не знают, кто они, и у них нет четкого ощущения себя. Словно хамелеоны, они меняют форму и подстраиваются. Их мнения могут резко меняться на противоречащие, их самооценка скачет, все меняется быстро и сильно, разрушая всякую логику. Люди с ПРЛ очень импульсивны. Они очень подвержены алкогольной, наркотической зависимости, легко подсаживаются на азартные игры и склонны к опасному поведению. Также они страдают от хронического ощущения внутренней пустоты, и они постоянно пытаются заполнить ее всякими вещами: деньгами, одеждой, мебелью, сексуальными партнерами и людьми. Особенно людьми, потому что они не терпят одиночества (опять же, этот мерзкий голос в голове, который их съедает), им нужно чем-то отвлекаться. Здоровые люди могут проводить много времени в одиночестве, ибо их внутренние голоса добрые, нежные и поддерживающие. Напоследок, у них возникают параноидальные мысли, будто против них кто-то постоянно строит козни и пытается вставить им палки в колеса, и у них бывает диссоциация (разум будто бы отделяется от тела, и пограничник живет на автомате, не присутствуя и не осознавая, что происходит).

Пограничники крайне редко обращаются за помощью. Для этого им нужен высокий уровень осознанности, чтобы вообще признать, что им нужна помощь, а этого практически не происходит. Психотерапевты практически не уделяют внимания этому заболеванию (даже в США, а на постсоветском пространстве тем более), а единственный способ лечения, диалектально-поведенческая терапия, малоэффективна.

Как узнать, что моя родительница — пограничница?

К сожалению, абьюзивного родителя практически невозможно потащить к психотерапевту и поставить диагноз, не говоря уже о том, что в Казахстане нереально найти компетентную психотерапевтку. Все, что остается делать — это присматриваться. Вот, как ПРЛ может проявляться в родителях:

  • Пренебрежение. Родитель с пограничным расстройством личности может быть настолько поглощен своими страданиями, что он неспособен поставить нужды даже своих детей перед своими собственными.
  • Сверхконтроль. Довольно часто родительница-пограничница пытается контролировать поведение своих детей, их чувства и действия до такой степени, что это мешает детям независимо развиваться.
  • Гнев. Родительница с ПРЛ может очень интенсивно реагировать на незначительные ситуации. Часто бывает, что она гневается и взрывается очень, очень долго.
  • Критика. Родитель-пограничник часто кидается на своих детей оскорблениями и унижает их. Так как ПРЛ-родитель видит своих детей как продолжения себя, это может отражать его чувства по отношению к себе, то есть это может быть формой проекции.
  • Обвинения. ПРЛ-мать может заставить своих детей чувствовать вину за свою грусть или злость. Люди с пограничным расстройством личности не могут взять ответственность за свои собственные чувства.
  • Опутывание. Люди с ПРЛ страдают от глубокого страха отвержения. Иногда ПРЛ-мать выстраивает отношения со своим ребенком так, что это “опутывает” ребенка и пресекает его попытки стать индивидуальностью. Она может смотреть на этого ребенка как на источник утешения и самоутверждения, хотя должно быть наоборот.
  • Родительское отчуждение. Возможно, что мать-пограничница не сможет терпеть любящие отношения между ее детьми и их другим родителем. Она может почувствовать, что эта любовь угрожает ее собственным отношениям с детьми. К сожалению, такие матери нередко говорят детям гадости о другом родителе в попытке настроить их против него.

С самого раннего детства у меня не было никакого личного пространства. Я просто не имел на него никакого права. Родители постоянно врывались в мою комнату, когда захотят, оставляли свои вещи везде, указывали, где что должно лежать. Конечно, я не понимал, что такое личное пространство, и сам концепт для меня вообще не существовал. С моим телом и душой все было так же. Моя мама превратила меня в продолжение себя, будто бы привязала мою ногу к своей и заставила все время быть с ней. С раннего возраста я выслушивал от нее все ее личные проблемы, ее драмы с работы, ее слезливые истории о ее печальном детстве. Абсолютно все, что было у нее в голове, она сливала в мою за чашкой чая, не спрашивая, хочу я этого или нет. Она называла меня своей лучшей подружкой. Когда я пытался делиться с ней своими чувствами и проблемами, она говорила “ого, понятно” и продолжала лакать свой чай. Все решения принимались за меня, а мое мнение не значило абсолютно ничего. Я был опутан. Когда уже в 10 классе я впервые стал задумываться о своем пространстве, я попробовал запереть комнату на ключ. Через несколько минут прибежал отец и стал долбиться в дверь и яростно кричать на меня, чтобы я немедленно открыл дверь. Больше я не пробовал. Кстати, родители постоянно говорили мне, что, раз они меня создали, я всю жизнь им буду обязан. Мама постоянно говорила мне: “Я родила тебя для себя”. Меня, опять же, никто не спрашивал. Я был вещью.

Смотрите так же:  Невроз кожные проявления

Мать никогда не отличалась последовательностью. Она всегда называла меня своим золотым ребенком, баловала меня, говорила, что я самый умный и самый красивый, и все остальные дети хуже меня. Она всегда хвасталась, что у меня идеальные оценки и всякие разные дипломы за конкурсы, олимпиады и так далее. Я всегда чувствовал что-то неправильное в этом, но не мог понять, что же именно. Только спустя годы я понял, что она присваивала себе все мои достижения (“это благодаря мне, я его родила!”). С другой стороны, мать постоянно кричала на меня и называла абсолютно неприспособленным к жизни, твердила, что когда я вырасту, я стану никем, что я “не буду человеком”, называла “сопляком”. Это происходило в те моменты, когда я делал что-то, что хотя бы малость шло против ее желаний. Иногда мне даже не приходилось ничего делать, она сама что-то находила и разрывалась, как водородная бомба над Хиросимой. Удобнее всего ей было делать это во время уборки. Я вымывал полы дома, а она после уборки внезапно начинала орать и внушать мне, что полы я НЕ МЫЛ, и они такие же грязные, как и были. И там начиналась стандартная тирада про неприспособленность. Она, словно оборотень, молниеносно меняла свое мнение на совершенно противоречащее, когда ей удобно.

— Этот Назарбаев развалит нашу страну своей коррупцией! Казахстан совсем прогнил. Когда уже новый президент? *спустя пару часов* — Нуржан, КАК ТЫ МОЖЕШЬ говорить так про Президента. Он сделал Казахстан великой державой! Слава Нур Отану! Алга Казахстан!

Родители могли орать на меня так, что казалось, будто они ненавидят меня всем сердцем. Будто я совершил что-то настолько ужасное, что они вот-вот достанут дробовик, и мое мясо разлетится по стенам. Достаточно было сделать не то выражение лица, не так вздохнуть, не так чихнуть. За их любимой фразой “сделай лицо попроще” всегда следовало “неблагодарный эгоист”, а за этим они вспоминали все мои ошибки, реальные и выдуманные. Помню, в 9 классе отец так сильно сорвался на меня, что у него изо рта летели слюни. Он взял ремень и впервые в жизни меня побил. Видимо, даже для матери это было слишком, потому что она сказала ему “ладно, хватит, а то он пойдет и повешается”. И она говорила это так, будто я какая-то лабораторная крыса, которая еще им нужна для каких-то экспериментов. Отец спустя некоторое время решил остановиться, он отошел и просто послал меня нахуй. Самое интересное — это то, что они могли прямо посреди своей вспышки гнева ответить на телефон и за долю секунды сделать свой стандартный нежный голосок: “Приветик, как дела?”. Это очень страшно.

После каждой вспышки гнева следовало стандартное “извинение” с их стороны, и они пытались “откупиться” нежностью, поцелуями и обнимашками, говоря “не обижайся на нас, мы просто нервные и устали” или “мы уже старые, пойми нас”. Они постоянно переписывали мои воспоминания, отрицая каждый случай своего жестокого отношения ко мне, говоря, что я выдумываю или преувеличиваю. Постоянно говорили, что у других детей родители вообще алкоголики или наркоманы, или бьют их. Упрекали меня тем, что они меня всем обеспечивают и балуют. Я не мог им ничем возразить. Для меня это все принимало идеальный смысл, и я просто поддавался. Чувствовал себя эгоистом и неблагодарным ребенком, к тому же и сумасшедшим. Это, кстати, называется “газлайтинг”.

Когда я делал что-то не так, как хотела мама, она сразу начинала плакать и говорить, что из-за меня она быстрее умрет, и я останусь совсем один. Она рыдала, что я хочу ее бросить, что я не буду жить с ней в старости, что она никому не нужна, что она вся такая мученица несчастная и брошенка. Раньше на меня это очень сильно работало, я искренне верил, что она действительно нервничает и умирает, чувствовал дико разъедающее изнутри чувство вины. Когда я подрос, я стал понимать, что это лохотрон, и перестал так сильно реагировать. Когда она плакала и видела, что я не реагировал, она внезапно вытирала слезы и СТАНОВИЛАСЬ, МАТЬ ЕГО, ТЕРМИНАТОРОМ. Холодный голос, больше не дрожащий, яростный взгляд: “ПОЧЕМУ ТЫ МЕНЯ ИГНОРИРУЕШЬ?!” Опять стандартные оскорбления, что я сопля и так далее. В этой стадии она часто толкала меня, дергала за волосы, уши или била. Несильно, но пыталась. Потом она жаловалась отцу вся в слезах, а он начинал орать и угрожать. В общем, я был загнан в угол, приходилось повиноваться.

Из-за всего этого я вырос очень поврежденным. Мне очень трудно выстраивать свои личные границы заново, у меня сложности с общением с людьми. У меня нестабильная самооценка, постоянная тревога, депрессия. Мне до сих пор снятся кошмары с родителями, и я испытываю все это заново во снах. Мне было очень трудно осознать, кто я вообще такой, потому что год назад я напоминал себе какое-то непонятное газообразное существо без оболочки. К счастью, в моем университете есть прекрасная психологиня, с которой я работаю. Она очень мне помогла приблизиться к гармонии в себе. Ну и антидепрессанты помогают. Один из следующих постов я посвящу тому, что ощущают жертвы подобного абьюза, в том числе и я.

Я могу долго сидеть и вспоминать, как моя мать меня калечила, но этот пост и так уже затянулся. Скажу только, что пару месяцев назад я разорвал полностью контакт с родителями. Не отвечаю на звонки, сообщения, ни на что. Я даже не пытался объяснить им причину, потому что все равно не услышат. К сожалению, это ЕДИНСТВЕННЫЙ способ полностью избавиться от токсичных отношений. No Contact. Как я говорил, лечение или недоступно, или малоэффективно. Мне понадобился целый год, чтобы созреть для этого тяжелого решения. Мне трудно без финансовой поддержки, и я постоянно прошу денег у брата и сестры. Но лучше уж голодать и есть роллтон, чем давать разрушать себя своим родителям. Я стараюсь встать на ноги и найти работу, и я надеюсь, что у меня получится.

Огромное спасибо, что уделили время и прочитали этот пост. Я очень надеюсь, что я максимально понятно все объяснил, и моя история поможет тем, кто находится или находился в той же самой ситуации. Пожалуйста, изучайте эту тему, ищите тех, кто вас понимает. Это очень важно для залечивания ран. Будьте здоровы!

Если у вас есть вопросы, можете писать мне на почту. Я постараюсь ответить!

NB: читатели с пограничным расстройством личности, извиняюсь за то, что я к вам недобр. Прошу помнить, что я вырос с пограничницей, и мне повезло выбраться оттуда более-менее здоровым и осознанным человеком. Я все еще работаю над собой и над сочувствием к ПРЛ-людям. Если я вас обидел, извиняюсь.

Другие статьи

  • Фз о мерах социальной поддержки семьи и детей Социальная помощь семьям в России В Российской Федерации разрабатываются законы и госпрограммы, целью которых является социальная поддержка семей. Эти акты распространяются на всю территорию РФ. Однако некоторые субъекты в инициативном порядке расширяют перечни […]
  • Как лечить кашель 2х месячного ребенка Как лечить кашель 2х месячного ребенка Открытка "Мой папа - супермен!" Мастерим наряд для кружки! Просто и необычно! Можно подобрать сочетание продуктов под любимый напиток вашего мужчины! Ошибки родителей при лечении кашля у грудничка Лечить кашель у […]
  • Диарея у грудных детей лечение Понос у грудного ребенка (первая помощь) Понос у грудного ребенка (или диарея) — это многократное опорожнение кишечника с выделением разжиженных и обильных каловых масс, иногда с примесью слизи. Однако родителям следует знать, что у грудных детей жидкий стул – это […]
  • Крупозная пневмония у детей симптомы Крупозная пневмония у детей Что такое Крупозная пневмония у детей - Крупозная пневмония – это острое инфекционно-аллергическое заболевание, при котором происходит воспалительное поражение легочной ткани, в альвеолах скапливается экссудат, богатый фибрином; заболевание […]
  • Кашель у 5ти месячного ребенка Лечим кашель у грудного ребенка народными средствами Если грудной ребенок закашлял, начинать лечение требуется с вызова врача. Организм младенца очень нежный, обменные процессы в нем ускорены. Умеренный воспалительный процесс иногда быстро переходит в острое […]
  • Методики развития детей 3-4 года Организация развивающих занятий для детей 3-4 лет дома Для того, чтобы организовать развивающие занятия дома детям 3-4 лет, нужно не только продумать их содержание, но и пробудить интерес ребёнка к обучению. Как проводятся развивающие занятия с детьми 3-4 лет […]