Дети с задержкой психического развития контрольная работа

Внимание детей с задержкой психического развития

Главная > Задача >Психология

В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями.
Успешное обучение и воспитание детей названной категории, в частности с задержкой психического развития (ЗПР), является предпосылкой полноценной социально-трудовой адаптации их в обществе.
Содержание образования в объеме неполной средней школы предполагает достаточную степень сформированности основных познавательных процессов, в структуре которых внимание занимает базисное положение, так как уровень его развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом. Особую актуальность в этой связи приобретает проблема развития и коррекции нарушенного внимания у дошкольников ЗПР, так как внимание является необходимым условием успешного развития ребенка с ЗПР в процессе обучения и воспитания.
Актуальность.
Тенденция к гуманизации системы образования, стремление к оптимизации учебного процесса по отношению к детям с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями, осознание необходимости создания и апробирования новых технологий коррекции нарушений развития внимания у детей, с одной стороны, и недостаточная разработанность педагогических аспектов коррекции нарушений развития внимания у детей с ЗПР, с другой стороны, определили актуальность выбора темы исследования.
Цель исследования – изучение особенностей развития внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задача.
1. Анализ научно методической литературы по проблеме развития внимания у детей с ЗПР.
Предмет – уровень и особенности развития внимания у дошкольников с ЗПР.
Объект – внимание дошкольников с ЗПР.
Практическая значимость исследования определяется тем, что собранные и подготовленные материалы, могут оказать помощь родителям в развитии ребенка с ЗПР, а также представляют интерес педагогам в изучении особенностей развития внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР.

2. Внимание как психический процесс

Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Правильное решение обсуждаемой проблемы состоит в том, чтобы попытаться соединить и учесть обе точки зрения, т.е. увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечто самостоятельное, независимое от них. Это значит встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный, расположенный другим психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом. Одной из характерных особенностей нашей духовной жизни, писал известный американский психолог Э.Титченер, является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение, длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые — с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором — сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, помимо прочего, со специальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в основном как природно-обусловленные.

Распределение внимания — его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Известно, что память на прерванные, действия способна сохраняться в течение определенного времени. В течение этого периода человек может без труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и происходит чаще всего в случаях распределения внимания между несколькими одновременно выполняемыми делами.

Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.

Объем внимания — это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей – 5- 7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. Действительно, как мы убедимся далее, эти феномены тесным образом связаны друг с другом.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Смотрите так же:  Принципы социальной защиты семей с детьми

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Для персептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Рассмотрим основные виды внимания: социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Непосредственное внимание — это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Задержка психического развития у детей

Главная > Реферат >Психология

В исследованиях по проблемам социального развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается их отставание в коммуникативном развитии. На разных возрастных этапах у них снижена потребность в общении, доминирует прагматическая направленность общения со взрослым, отмечается недостаточный уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффективным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адаптацию (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, Д.И. Бойков, Е.Г. Злобина, Л. В. Кузнецова, В.Г. Петрова, Е.И. Разуван, Е. Слепович, Р.Д. Тригер). При этом нередко делается оптимистический прогноз; формирование ребенка с ЗПР как субъекта коммуникативного развития может быть подчинено целенаправленной коррекции (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, Д.И. Бойков, Е.И. Разуван).

Влияние на коммуникативное развитие ребенка с задержкой психического развития микросоциальной среды

От общения в семье во многом зависит развитие коммуникативного, перцептивного и интерактивного компонентов общения. Положительный опыт взаимодействия с родителями способствует формированию адекватных коммуникативных навыков, нравственных качеств у ребенка. Лишение ребенка любви и участия взрослого, в том числе эмоциональная и материнская депривация, с утратой содержательного общения приводит к дезинтеграции внутриличностной и внешней коммуникации. Отрицательные эмоциональные состояния, аффекты негативным образом сказываются на формировании коммуникативных навыков, приводят к искажению представлений о взаимоотношениях между людьми, к отрицанию преимущества совместных игр и занятий.

Изучение эмоциональных контактов дошкольников с задержкой психического развития со взрослыми и сверстниками показало, что такие контакты не способствуют развитию коммуникативных качеств личности. Эмоциональное отношение этих детей к близким взрослым имеет свои особенности, проявляющиеся в процессе самореализации ребенка в общении.

Дети с задержкой психического развития в большей степени ориентированы на авторитет взрослого, который не всегда внимателен к индивидуальным особенностям ребенка, не относится к ребенку как развивающейся личности. Родители порой неадекватно оценивают поступки детей, что приводит к нравственной дезорганизации их поведения: одобрения чаще всего однотипны; порицания содержат осуждение индивидуальных особенностей ребенка, сопровождаются угрозами и наказаниями. Отсутствие постоянных требований ослабляет самоконтроль ребенка при проявлении его индивидуальных личностных качеств, не позволяет прогнозировать последствия своих действий для окружающих, нивелируя эффект аттракции. Негативный опыт взаимодействия с родителями приводит к постоянным отрицательным эмоциональным переживаниям детей, дезорганизуя процесс приобретения ими социальных навыков.

Социальная практика, приобретаемая в полной семье с гармоничными отношениями между родителями и детьми, благоприятствует увеличению сферы общения ребенка. Неполная семья, конфликтные, асоциальные семейные отношения замедляют формирование коммуникативных навыков, ограничивают возможности самореализации личности в общении

Приобретаемый в дошкольном и младшем школьном возрасте негативный семейный опыт закрепляется в виде социально-культурных навыков взаимодействия с окружающими людьми, устранение которых требует длительной психологической коррекции. Изучение особенностей общения детей с задержкой психического развития, в том числе его вербального и невербального компонентов, формирования коммуникативных навыков в зависимости от социальных условий развития (семья, детский дом), разработка концепции дизонтогенеза общения позволит решать практические вопросы их социализации в современном обществе.

Развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков предполагает:

целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей);

создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания; формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;

стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно — познавательному и внеситуативно — личностному общению.

Исследование готовности к школе у детей с ЗПР

Задача подготовки к школе в дошкольных учреждениях является достаточно трудной для решения, однако ее значимость сложно переоценить. В особенности это относится к детям с задержкой и иными отклонениями в психическом развитии.

Принято выделять следующие аспекты психологической готовности к школе:

интеллектуальный (сформированность восприятия, мышления, внимания);

эмоциональный (возможность произвольности, уменьшение количества импульсивных реакций);

социальный (принятие новой социальной роли ученика, сформированная потребность в общении со сверстниками).

Разработано множество методик, различных по трудоемкости и требованиям к условиям проведения, позволяющих оценить готовность к школе у ребенка от 6,5 лет и выявить детей группы риска. Однако при такой относительно поздней диагностике часто нет возможности коррекции обнаруженных трудностей. Соответственно, есть потребность более раннего выявления детей, принадлежащих к группе риска, и сфер, в которых наблюдаются наибольшие трудности. Это позволило бы составлять специфические коррекционно-развивающие программы для детей-дошкольников с целью профилактики учебных проблем.

Целью данного исследования являлось определение наиболее часто встречающихся проблем у дошкольников с перспективой разработки пакет методик ранней диагностики проблемных сфер. В фокусе внимания были сферы, связанные в основном с интеллектуальным аспектом готовности к школе и косвенно – с эмоциональным аспектом: мелкая моторика, речь (грамматический аспект), эмоциональная сфера (распознавание эмоций), внимание, мышление, пространственная сфера.

В ходе исследования было проведено обследование 84 детей с ЗПР, посещающих группы подготовки к школе детских садов САО. В качестве объекта исследования дети с ЗПР были выбраны как группа повышенного риска.

Для диагностики были отобраны простые для понимания и близкие опыту ребенка задания: копирование домика, рисунок человека, Цветные Прогрессивные Матрицы Равена, перешифровка (из теста Векслера), Азбука Настроений (автор – Белопольская Н.Л.), склонение существительных, а также ряд нейропсихологических проб: понимание логико-грамматических конструкций, праксис позы, динамический праксис. Часть методик проводилась в группе (рисунок, копирование, перешифровка), остальные методики предлагались ребенку в индивидуальном занятии. Выполнение всех тестов оценивалось в баллах.

В результате были получены частоты встречаемости проблем в вышеперечисленных шести сферах. Так, наиболее проблемными оказались эмоциональная сфера (66 детей – 79%) и зрительно-пространственная сфера (63 ребенка – 75%). Средние позиции занимают внимание (45 детей — 54%), моторика (45 детей — 54%) и речь (43 ребенка — 51%). Тогда как детей, имеющих трудности в сфере мышления, всего 12 (14%). Данный факт, по-видимому, обусловлен тем, что программа коррекционных детских садов направлена именно на формирование мышления, правильного построения речи и т.п. Зрительно-пространственная сфера, ослабленная за счет уменьшения двигательной активности детей, живущих в мегаполисе, напротив, не получает должного внимания в системе дошкольного образования. Состояние эмоциональной сферы зависит, в первую очередь, от психологического климата в семье, также важную роль играют отношения в группе – между детьми, с воспитателем. Т.е. эмоциональное благополучие воспитанников детского сада требует более глубокого изучения как семейных социально-психологических условий, так и психологического климата в детском саду.

По количеству проблемных сфер дети были разделены на 3 группы – группу условной нормы, группу риска и группу экстрариска, соответственно: 23 ребенка (27%), имеющих одну (или ни одной) проблемную сферу, 35 детей (42%), имеющих две-три проблемные сферы, и 26 детей (31%), имеющих четыре-шесть проблемные сферы. Очевидно, что детям, принадлежащим к группам риска и экстрариска необходима специальная коррекционно-развивающая программа. При составлении таких программ следует учитывать «индивидуальный профиль» ребенка – в каком сочетании находятся его проблемные сферы.

Роль микросоциальных условий в формировании самоотношения учащихся старших классов с задержкой психического развития

Проблема самосознания личности и его структурных компонентов является одной из самых актуальных и сложных проблем современного социально-гуманитарного знания. Столь большое значение проблемы обусловлено, прежде всего, тем фактом и местом, которое она занимает в бытии человека как неприродного, а социально-духовного существа. «Поставить вопрос о самосознании, — отмечает М.К. Мамардашвили, — это поставить вопрос о человеке, его сущности, месте и роли в мире, перспективах его развития».

Смотрите так же:  Профилактика конфликтов у детей младшего школьного возраста

Высокий уровень развития самосознания, на наш взгляд, отражается, главным образом, в позитивном самоотношении, оказывающем регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, и, играющем важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций. Это дает основание рассматривать самоотношение как основной фактор саморазвития учащихся старших классов.

Проблема специфики самоотношения учащихся старших классов с задержкой психического развития (ЗПР) до сих пор специально не изучалась. Но те сведения о самосознании детей с ЗПР, которыми мы располагаем, свидетельствуют об одновременном влиянии нарушенного развития и особенностей микросоциума на специфику отношения к себе. Это определяет особую актуальность выделяемых нами направлений исследования:

— изучение специфики самоотношения в структуре самосознания старших подростков с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками;

— изучение миксоросоциальной ситуации развития учащихся с ЗПР, влияющей на формирование самоотношения (отношения в семье, с учителем и сверстниками в школе).

Признавая научную ценность указанной выше проблемы, мы считаем актуальным ее изучение, с целью оказания учащимся с ЗПР своевременной корригирующей помощи в системе комплексной реабилитации.

Исходя из принципов и задач исследования, была систематизирована следующая батарея методик: методика С.Р.Пантилеева «Методика исследования самоотношения»; методика Ч.Осгуда «Личностный дифференциал», адаптированная в НИИ им. В.М.Бехтерева; методика Дембо-Рубинштейн в модификации В.Г.Щур; проективная методика Рене Жиля; тест-опросник родительского отношения к детям А.Я.Варги, В.В.Стопина «ОРО»; методика «Выбор». Комплексное использование указанных методик, как мы полагаем, обеспечило надежность и достоверность полученных фактических данных. Для повышения внутренней валидности исследования при сопоставлении полученных результатов был использован t-критерий Стьюдента. Для определения взаимосвязи между изучаемыми характеристиками проводились корреляционные исследования.

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 29 (г. Нижнекамск Республики Татарстан), а также на базе общеобразовательных школ №70, №74, №87 в классах VII вида для детей с ЗПР (г. Уфа Республики Башкортостан). Экспериментальным исследованием было охвачено 160 старших подростков в возрасте от 15 до 16 лет, из них 60 человек — старшие подростки с ЗПР, 100 человек — их нормально развивающиеся сверстники. Участие в исследовании принимали родители: из них 60 человек — матери, воспитывающие подростков с ЗПР, и 50 — воспитывающие нормально развивающихся подростков; учителя (классные руководители) — 12 человек. Общий объем выборки составил 282 человека.

Проведенный анализ показал, что психический дефект при ЗПР, сочетающийся с неблагополучием эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками, существенно искажает личностное становление старших подростков. Результаты исследования убедительно свидетельствуют о явном неблагополучии семей, воспитывающих детей с ЗПР, наличии выраженного эмоционального отвержения как достаточно частой характеристики материнского отношения.

Усугубляет ситуацию неудовлетворительный уровень благополучия большинства старших подростков с ЗПР в системе межличностных отношений, что выражается в доминировании пренебрежительных отношений в классе. Все эти факторы не могут не отягощать их психическое развитие, поскольку, как показало исследование, именно отношения, складывающиеся у подростков с ЗПР с родителями и сверстниками, оказывают доминирующее влияние на формирование отношения к себе, влияют на такие компоненты самоотношения, как самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, внутреннюю конфликтность, а также на самооценку обаятельности, доброты, решительности, дружелюбия, уверенности, честности, характера, трудолюбия.

Перспективы дальнейшего исследования мы связываем с комплексным изучением процесса развития самоотношения у детей с ЗПР на разных этапах онтогенеза.

Основными направлениями диагностики и коррекции, как видно из полученных данных, должны стать пространственные функции, эмоционально-личностная сфера, внимание, моторика. Другое направление работы – работа с родителями: по улучшению психологического климата дома, по ознакомлению с организацией развивающей среды и развивающих занятий в домашних условиях.

У старших подростков с ЗПР были выявлены следующие специфические особенности самоотношения: демонстрируя в целом позитивное самоотношение, дружеское отношение к себе, принятие и ощущение ценности собственной личности, старшие подростки с ЗПР более закрыты, чем их нормально развивающиеся сверстники, что говорит о значительно меньшей осознанности собственного «Я», пониженной рефлексивности и критичности, недостаточной способности осознавать и выдавать значимую информацию о себе. Недостаточное развитие навыков и умений самопознания и самоанализа приводит неспособности подростков адекватно оценивать свои личностные качества. Исследование показало, что большинство подростков с ЗПР в отличие от нормально развивающихся сверстников демонстрирует неадекватное завышение самооценочных суждений. Менее всего для адекватного самооценивания им доступны такие качества, как: здоровье, ум, сила, добросовестность, доброта, отзывчивость, решительность, энергичность, справедливость, уверенность, честность и трудолюбие.

Выготский Л.С. Основы дефектологии.- СПб.: Издательство «Лань», 2008.

Пантилеев С.Р.Методы исследования самоотношения.- М.: «СМЫСЛ», 2003.

Талипова О.А. Особенности самоотношения в структуре самосознания старших подростков с задержкой психического развития. Дис. …канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2008.

Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. — Нижний Новгород., 2004. Ульенкова, У.В., Самойленко, Е.В. Влияние доминирующего типа материнского воспитания на полоролевое поведение мальчиков-подростков с ЗПР // Дефектология.- 2006.-№4.

Васильева Е.Н. Формирование эмоционального отношения к близким взрослым у старших дошкольников с задержкой психического развития в зависимости от характера отношений в семье//Шестилетние дети: Проблемы и исследования/Под ред. У.В. Ульенковой, Н.А. Цыпиной, Е.Е. Дмитриевой. – Н.Новгород, 2003.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 2006.

Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия/Сост. О.В. Защиринская. – СПб. 2008.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика: Учебное пособие / Под науч. Ред. Б.С. Волкова – М.: Издательство «Ось-89», 2004.

Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб.: Питер, 2006.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2007.

Екжанова Е.А. Диагностико-прогностический скрининг на начальных этапах обучения. — М.: Дейтон, 2007.

Курсовая работа — Психологические особенности детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

Предмет: психология
г.Новосибирск.4 курс НГПУ
Содержание

Введение
Глава I. Общая характеристика детей с задержкой психического развития
Глава II. Психологические особенности детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
Заключение
Библиография

Статья на тему:
Реферат «Дети с задержкой психического развития»

Реферат знакомит с классификацией задержек психического развития,принципиальными различиями ребёнка с ЗПР от умственно отсталого ребёнка, с проблемами обучения детей с ЗПР в общеобразовательной школе и спецификой коррекционной работы с детьми с ЗПР.

Предварительный просмотр:

МОУ «Дундайская СОШ»

Тема: «Дети с задержкой психического развития»

Дети с задержкой психического развития

а) классификация задержек психического развития.

б) дети с ЗПР в общеобразовательной школе.

в) специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР.

г) в чём состоит принципиальное различие ребёнка с ЗПР от умственно отсталого ребёнка?

Если вы не видите немедленного результата –

хорошего или плохого, — будьте терпеливы

Психологические заповеди будущего педагога

1. Откажись от стереотипов и принимай человека таким, какой он есть.

2. Верь, что в каждом человеке заложен источник позитивного развития и роста.

3. Учись отделять отдельные поступки человека от его целостной личности.

4. Не оценивай, не суди, избегай прямых советов и нравоучений.

5. Старайся понять другого человека, развивай в себе активное эмпатическое слушание.

6. Будь самим собой, не стесняйся выражать свои чувства, но делай это в

неоскорбительной для других форме.

7. Овладевай знаниями, умениями, которые помогут тебе быть уверенными в своей про-

фессиональной компетентности: «Делай как должно. И пусть будет что будет».

8. Не допускай унижения своего личного и профессионального достоинства.

9. Развивай в себе навыки сотрудничества, диалогического общения с другими людьми,

независимо от их возраста, опыта, социального положения и профессионального

10.Не сжигай сегодняшнюю энергию, переживая прошлую беду или предполагаемую:

«День спасения человека – сегодня!»

В последние годы увеличивается процент детей так называемой группы риска, т.е. имеющих биологическую или социальную «предрасположенность» к нарушению нормального онтогенеза или его дисфункции. Одной из важнейших задач специального психолога, особенно в дошкольных образовательных учреждениях любого вида, является выявление скрытых, «донозологических», слабо выраженных особенностей развития, выходящих за рамки индивидуальных вариантов нормативной линии возрастного развития, и создание условий для их последующего преодоления.

Особого внимания требуют к себе дошкольный возраст, когда организм очень хрупок, и каждый день промедления в своевременной диагностике и начале восстановительной работы грозит обернуться трагедией. Например, при правильном и своевременно поставленном диагнозе вместо глухоты у ребёнка может развиться лишь частичное снижение слуха (тугоухость) или даже при сохраняющейся степени тяжести слухового дефекта ребёнок будет способен выйти на более полный уровень компенсации и самореализации себя как личность.

В связи с расширяющими во всём мире тенденциями к так называемому включенному обучению, т.е. обучению детей с особыми образовательными потребностями вместе с нормально развивающимися детьми, повышаются требования к знанию специальной психологии и основ коррекционной педагогики воспитателями и педагогами не только специальных, но и общеобразовательных учреждений. Кроме того, часть детей с пограничными вариантами нормального онтогенеза не попадают на приём к специалистам. В связи с вышеизложенным педагогический персонал образовательного учреждения должен владеть базовыми методами по выявлению детей группы риска и при необходимости направлять таких детей на комплексное медико-психологическое обследование с целью уточнения структуры нарушения и определения необходимой коррекционно-педагогической помощи. Базовым методом, которым должен владеть педагогический персонал, является метод наблюдения. Существует несколько видов наблюдений.

Смотрите так же:  Симптомы сухости глаз у детей

Стандартизированное наблюдение предусматривает наличие заранее составленного плана наблюдения, цели и задачи которого заранее определены, а также выбран объект наблюдения. Такой вид наблюдения обычно проводит педагог-психолог. Однако данный вид наблюдения может проводится и воспитателем под руководством педагога-психолога.

Свободное наблюдение не предусматривает специальной подготовки к процессу наблюдения, оно обычно осуществляется воспитателем в повседневной обстановке. Воспитатель наблюдает за детьми на занятиях, во время прогулки, отмечает особенности формирования моторных навыков, навыков самообслуживания, особенности развития личности, специфику в формировании коммуникативных навыков, степень сформированности познавательных психических процессов, различных видов деятельности. Эта информация очень важна для других специалистов, так как она характеризует ребёнка наиболее полно и собрана в процессе длительного динамического наблюдения. Воспитатель фиксирует результаты своих наблюдений за детьми в специальном дневнике, который должен быть доступен для других специалистов.

Включенное наблюдение также может проводиться воспитателем и имеет значительную диагностическую ценность. Данный вид наблюдения осуществляется в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми. Известно, что именно в деятельности проявляются особенности психики человека. Поэтому воспитатель, участвуя, например, в игровой деятельности вместе с детьми, может более полно, чем при внешнем наблюдении со стороны, выявить особенности взаимодействий между детьми, личностные особенности, особенности общения, ролевые предпочтения, творческий потенциал и др.

Существуют и другие виды наблюдений (групповое, индивидуальное кратковременное, долговременное; внешнее, внутреннее и др.).

Классификация задержек психического развития

Задержка психического развития – понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. 20в. На основе и в результате начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, как испытывающих стойкие трудности в обучении в обычной школе, так и таких, которые, будучи диагностированными как умственно отсталые, через непродолжительный период обучения в специальной школе начинали весьма успешно продвигаться вперёд и обнаруживали большие потенциальные возможности. Во многих случаях последние при оказании им соответствующей педагогической поддержки и организационной помощи продолжали образование в обычной школе.

В первом случае дети характеризовались как стойко неуспевающие, во втором же – во вспомогательной школе до введения термина «задержка психического развития» — состояние детей определялось как псевдоолигофрения.

Развёрнутое последовательное психологическое изучение обеих групп детей позволило установить их тождественность, и все дети этой группы стали характеризоваться как имеющие временную задержку психического развития. Впоследствии явная избыточность в названии этой категории детей была установлена, и утвердился термин «задержка психического развития».

Естественно, психологи, педагоги и врачи западных стран также сталкивались с детьми такого рода и занимались их изучением, причём в зависимости от подхода (медицинской или психолого-педагогической ориентации) использовалась разная терминология, а содержание исследований концентрировалась на разных проблемах.

Первой фундаментальной публикацией о таких детях была монография А.Штрауса и Л.Летинен «Психология и обучение ребёнка с повреждением мозга», вышедшая в США в 1947 г., где описываются особенности таких детей.

Выделив детей, испытывающих трудности в обучении и изучив их истории развития, а также неврологический статус, Штраус и Летинен выявили у них наличие остаточных явлений слабо выраженных органических повреждений мозга на ранних этапах развития, которые, как можно было предположить, и являются причинами их трудностей. Они характеризовали их как детей с минимальными повреждениями мозга. Помимо трудностей в обучении у них отмечаются некоторые неадекватности в поведении (эмоциональные срывы, гиперактивность) и в то же время относительно высокие (в пределах нормы) показатели выполнения интеллектуальных тестов. Поскольку не всегда имеются доказательства наличия органических повреждений мозга, чаще стал применяться термин «дети со специфическими трудностями в обучении». Определение «специфические» было предложено психологом С.Кирком, чтобы подчеркнуть отличие этих детей от умственно отсталых, от детей с недостатками слуха, зрения, двигательной системы и от случаев первичных нарушений речевого развития.

Однако, характеризуя эту группу детей, отмечают наличие у них речевых недостатков. Приведём определение, опубликованное в 1968г. Национальным комитетом советников по детям с недостатками развития: специфические трудности в обучении означают расстройство одного или более основных психических процессов, участвующих в понимании или использовании устной или письменной речи, которые могут проявляться в несовершенстве, способностей слушать, думать, говорить, писать, выделять звуки в слове или производить математические расчёты. Понятие включает такие условия, как перцептивная недостаточность, повреждение мозга, минимальные мозговые дисфункции, дислексия, афазия развития. Понятие не включает детей, трудности которых являются в основном результатом зрительных нарушений, неблагоприятных средовых, культурных или экономических условий».

Таким образом, несмотря на детализацию определения, оно не позволяет дифференцировать первичные и вторичные нарушения развития. Определение, применяемое в отечественной специальной психологии, характеризует задержку психического развития как нарушение темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей. Задержка психического развития – временное нарушение развития, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребёнка.

Задержка психического развития

Анализ причин возникновения задержки психического развития. Причины нарушения внимания: несформированность мотивации, несформированность механизма произвольности у детей. Признаки нарушения речевого развития детей с задержкой психического развития.

Подобные документы

Причины и основные формы задержки психического развития. Показатели нарушения темпа нервно-психического развития. Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития. Направления коррекционной работы в дошкольных учреждениях.

реферат, добавлен 10.12.2012

Спектр нарушений психического развития у детей. Задержка психического развития — синдром временного отставания развития психики, причины возникновения. Особенности памяти, внимания, восприятия, мыслительной деятельности при задержке психического развития.

реферат, добавлен 19.10.2009

Проблема задержки психического развития в психологи и педагогике. Психологические особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Организация музыкально-педагогического процесса в классах задержки психического развития.

дипломная работа, добавлен 30.06.2011

Этиологическая основа и биологические факторы задержки психического развития у детей. Минимальная мозговая недостаточность, дисфункция и невропатия как проявление дизонтогенеза развития. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития.

реферат, добавлен 28.01.2016

Понятие, причины, а также классификация задержки психического развития. Восприятие как познавательный процесс. Особенности развития восприятия у детей с задержкой психического развития. Требования к обучению, учитывающие особенности проблемных детей.

курсовая работа, добавлен 12.09.2013

Особенности развития психики ребенка в отечественной и зарубежной психологии. Анализ механизма формирования и причин возникновения задержки психического развития (ЗПР). Характеристика мотивационно-волевой сферы детей с ЗПР и их мыслительных процессов.

статья, добавлен 13.10.2014

Определение задержки психического развития как синдрома временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций. Изучение особенностей, внимания, памяти, мышления и речи у детей школьного возраста с задержкой психического развития.

курсовая работа, добавлен 15.10.2012

Особенности эмоционального состояния детей с задержкой психического развития. Причины возникновения и разновидности страхов. Развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития. Процесс коррекции эмоциональных проявлений страхов.

курсовая работа, добавлен 13.12.2014

Понятие «задержка психического развития» и классификация данного явления, его главные причины и факторы развития. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, их поведенческие особенности и предпосылки конфликтности.

контрольная работа, добавлен 17.01.2012

Понятие задержки психического развития, причины возникновения, виды, вторичные отклонения церебрально-органического происхождение. Психические и физические особенности детей. Характеристика обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.

контрольная работа, добавлен 22.12.2014

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Отит у 3 х месячного ребенка Отит у 3 х месячного ребенка Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.румы рекомендуем обновить ваш браузер. Для этого необходимо скачать и установить обновление,с официального сайта браузера. Нужные организации на карте твоего города Чем чаще всего болеют […]
  • Почему ребенок после еды не срыгивает Первые грудничковые проблемы – срыгивания, икота, колики Первые грудничковые проблемы связаны с пищеварением. Наиболее частые проблемы у малышей: срыгивание, рвота, икота, колики (боли в животе), пищевая аллергия, нарушение характера и частоты стула, запор, диарея […]
  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]